Научная Петербургская Академия

: Внешняя политика СССР в конце 30-х, начале 40-х годов

: Внешняя политика СССР в конце 30-х, начале 40-х годов

Содержание:

1. Введение.......................2

2. Советский Союз в условиях роста военной опасности....4

3. Мюнхенское соглашение и позиция СССР........6

4. Международные отношения СССР с Англией, США и

Францией........................8

5. Внешнеполитическое положение СССР на востоке....13

а) Бои у реки Халхин-Гол......................13

б)Советско-японский пакт о нейтралитете..............14

6. Советско-германские отношения............15

а)Советско-германский пакт о ненападении и секретный

протокол.............................16

б)Угроза войны перед Советским Союзом.............18

7. Заключение.......................20

8. Документы......................22

9. Список литературы..................22

Введение

Размышляя о самой кровопролитной в истории человечества войне, мы невольно

возвращаемся к предвоенному времени, вошедшему в историю как предвоенный

политический кризис, с тем чтобы понять ту международную обстановку в которой

война готовилась и была развязана. В результате подготовки и частичного

осуществления Германией агрессивных планов по завоеванию мирового господства

при попустительстве со стороны Англии и Франции, продемонстрированном в

Мюнхине.

Я решила выбрать данную тему для моего реферата, так как мне было интересно

узнать правду о Советской внешней политике, кем и чем она определялась, как

влияла на положение Советского Союза и международную ситуацию. В наши дни

можно по-новому взглянуть на разные стороны внешней политики СССР, ее связь с

внутренней политикой, дать на основе исследования ранее закрытых документов

оценки и выводы, позволяющие восстановить реальную картину происходившего.

В первые годы так называемого мирного существования СССР боролся за

установление более или менее приемлемых дипломатических отношений с

капиталистическими странами. На протяжении 20-ых и 30-ых годов внешней

торговле придавалось не только экономическое, но и политическое значение.

В 30-ых годах советское правительство активно развивало отношения с

фашистской Германией, которые переросли в активную деятельность по

организации коллективного отпора агрессивным фашистским государствам. Идея

создания системы коллективной безопасности и практическая работа советской

дипломатии получили высокую оценку и признание прогрессивной мировой

общественности. Вступление в Лигу Наций в 1934 г., заключение союзных

договоров с Францией и Чехословакией в 1935г., призывы и конкретные акции в

поддержку одной из подвергнушевшихся агресси держав – Эфиопии,

дипломатическая и иная помощь законному республиканскому правительству

Испании в период итало-германской интервенции, готовность оказать военную

помощь по договору Чехословакии против фашистской Германии в 1938г., наконец,

искреннее стремление выработать совместные меры опоры агрессии накануне

второй мировой войны – такова краткая летопись последовательной борьбы

Советского Союза за мир и безопасность.

Ни один народ, даже немецкий, не испытывал ничего похожего на то

воодушевление, которое в 1941 г. охватило все народы Европы. Всего лишь

двадцать лет прошло со времени первой катастрофы в Европе, и еще никто не

забывал перенесенных страданий и жертв. Все приняли войну как удар судьбы.

Даже объявление войны западными державами не смогло поколебать в немецком

народе веру в Гитлера: он был слишком сильно одурманен лживой пропагандой,

чтобы быть в состоянии трезво оценить происходящее.Гитлер хотел войны, и это

является документально подтвержденным фактом. Но он не добился бы так легко

этой цели, если бы не нашел необходимых союзников и противников в лице

Советского Союза, Польши и Англии. Решающее значение имела позиция СССР.

В данной работе я попытаюсь осветить основные аспекты отношений СССР с

крупными мировыми державами и факторы, влияющие на эту политику, внутреннее

положение СССР, определяющее взаимоотношение с другими странами перед

вступлением нашей страны во вторую мировую войну.

Советский союз в условиях роста военной опасности

В середине 30-х годов Советское государство демонстрировало свое

миролюбие и заинтересованность в мирном сосуществовании с капиталистическими

странами. Однако набиравшие силу в эти годы террористические методы руководства

во внутриполитической жизни Советского Союза находили отражение и в его

международной политике. Особый «сталинский» почерк все более проявлялся во

внешнеполитических шагах советского правительства. В принципиальном плане

это выражалось, прежде всего, в том, что советское руководство давало

одностороннюю оценку расстановки и соотношения политических сил в мире.

На международное положение страны продолжала оказывать катастрофическое

воздействие лавина массовых репрессий, обрушенных сталинским руководством на

партийные и военные кадры, дипломатов, на деятелей науки и искусства. В

кризисные для европейской политики дни сталинская машина террора продолжала

функционировать в СССР.

Аналитический аппарат дипломатических, военных и разведывательных служб всех

стран пристально следило за беспрецедентными событиями в СССР и прикидывал

потенциал и прочность страны. Практически все наблюдатели приходили к выводу

о глубоком внутриполитическом кризисе советского режима (независимо от его

причин), о неспособности Советского Союза к крупномасштабным

внешнеполитическим мероприятиям.

Серьезными недостатками страдала политико-воспитательная работа в армии. Во всей

пропаганде, ведшейся в стране, преобладал упрощенный тезис о могуществе нашей

страны, ее способности противостоять любой агрессии и о том, что в случае

нападения все боевые действия будут вестись только на территории противника.

Не было трезвой оценки сил Красной Армии.

В предвоенные годы в общественно-политической и духовной жизни страны

утвердилось полное господство идеологической и политико-воспитательной

деятельности партии. Установился идеологический диктант, основывающийся все

более и более на личных взглядах Сталина.

Мюнхенское соглашение и позиция СССР

Советский Союз был преисполнен решимости внести существенный вклад в дело

предотвращения германской агрессии против Чехословакии. Но британское и

французское правительства оказывали давление на Чехословакию, чтобы заставить

ее капитулировать перед Германией.

Сначала сентября в Лондоне и Париже стал рассматриваться вопрос о том, как

оформить передачу Германии Судетской области.

22 сентября Чемберлен прибыл в Бад-Годесберг для новой встречи с Гитлером.

Британский премьер сообщил нацистскому фюреру, что ему удалось добиться

согласия на передачу Германии Судетской области не только от собственного, но

также от французского и чехословатского правительства.

Видя готовность Англии и Франции идти на уступки, Гитлер ужесточил свой

требования, с тем, чтобы сделать еще один шаг вперед в деле ликвидации

чехословатского государства. Он в ультимативной форме потребовал, чтобы

передача Германии Судетской области была начата немедленно, а именно 26

сентября. Вместе с тем теперь он решительно настаивал и на передаче Польше и

Венгрии некоторых районов Чехословакии, где большинство населения составляли

поляки и венгры. Наконец, он заявил, что больше нет условий для существования

чехословацкого государства. В случае отклонения его требований Гитлер угрожал

войной. Чемберлен, по его словам, оказался от этих новых требований в

состоянии шока. Но он все же заверил фашистского канцлера, что сделает все

возможное для обеспечения их выполнения.

29-30 сентября в Мюнхене состоялась конференция Великобритании, Франции,

Германии и Италии, завершившаяся сделкой четырех держав об отторжении от

Чехословакии и присоединения к рейху широкой полосы территории вдоль всей

германо-чехословацкой границы.

Чехословацкому правительству результаты мюнхенского договора четырех стран

были переданы как приговор, не подлежащий обжалованию.

В результате мюнхенской сделки Чехословакия потеряла значительную часть своей

территории и населения, в том числе исключительно важные в экономическом

отношении районы.

При заключении мюнхенского соглашения правящие круги Великобритании и Франции

придавали особое значение его антисоветской заостренности. Об этом

свидетельствуют многие ставшие с тех пор достоянием гласности секретные

дипломатические документы. 4 октября 1938 г. французский посол в Москве

Р.Кулондр заметил, что мюнхенское соглашение «особенно сильно угрожает

Советскому Союзу». Лорд Лотиан, назначенный вскоре британским послом в США,

отмечал, что после Мюнхена политические круги Лондона, как и других

европейских столиц, «полагали, что после захвата Чехословакии Гитлер .

двинется на Украину».

Мюнхенское соглашение, продиктованное Чехословакии под угрозой применения

силы и с помощью самого грубого давления, представляло собой проявление

неприкрытого произвола. Поэтому оно было незаконным и Советское

правительство никогда не признавало его. Оно также коренным образом меняло все

положение в Центральной Европе. Захватив Австрию, а затем часть Чехословакии,

Германия серьезно укрепила свои позиции.

Отношения СССР с Англией, США и Францией

В конце 30-х годов Англия и ее союзники занимали по отношению к СССР открыто

враждебную позицию.

Несмотря на провал мюнхенского соглашения и вынужденное вступление в войну с

Германией, политика англо-французского блока и поддерживавших его соединенных

штатов Америки носила резко антисоветский характер.

Это проявилось и во время польских событий в сентябре 1939 г., и в различных

происках на Балканах, Ближнем и Дальнем Востоке, в активной помощи

реакционным правительством Финляндии и прибалтийских стран, в исключении СССР

из Лиги наций за финскую войну и во многих других антисоветских действиях.

1 сентября 1939 г. Германия приступила к войне против Польши, которая и

дала начало Второй мировой войне. В международных отношениях образовался

сложный узел противоречий: страны демократии (Англия, Франция, США) – СССР –

страны фашистскогго блока(Германия, Италия, Япония).

Немалая доля ответственности предвоенного политического кризиса ложится на

правящие круги Англии и Франции. Та осторожность, а то и просто недоверие к

внешнеполитическому курсу СССР, которые демонстрировали правительства

Великобритании, Франции, США и других стран, вызывались многими причинами. Но

одна из них, несомненно, была вызванна внутреполитическим положением СССР. В

правящих кругах запада чувствовался страх перед непредсказуемыми решениями

советского руководства во внешней политике и перед террористическим режимом,

установленным Сталиным внутри страны. Трудно уйти от вывода, что именно в этот

сложный момент советских руководителей покинуло также чувство реализма и

выдержки. Видимо, к данной позиции Сталина и его окружения вполне применимы

слова А.Н.Яковлева: «Оправдывать собственные падения грехами других – путем не

к честному самопознанию и обновлению, а к историческому беспамятству».

(2)

Советское руководство не могло не знать, что мюнхенский договор – не

последний внешнеполитический шаг западных держав. Оно было осведомлено о

глобальных планах Гитлера. Поэтому наряду с политикой Англии и Франции

сталинизм стал одной из основных причин, по которой Советский Союз не был

готов к соглашению с этими странами о совместных действиях против фашизма.

Делая в реализации своих агрессивных замыслов основную ставку на военную

силу, Гитлер придавал большое значение и дипломатическим средствам. На

внешнеполитический аппарат фашистского рейха была возложена задача

предотвращения возможности объединения против германской агрессии СССР,

Франции и Великобритании. Пользуясь реакционными настроениями британских

правящих кругов, нацисты стремились убедить их в том, что Германия желает

жить с Великобританией в мире и дружбе и думает лишь о борьбе против

Советского Союза. У значительной части британских правящих кругов эти

заверения нацистского руководства вызывали доверие и находили поддержку. Они

были склонны рассматривать Германию как союзника. Чемберлен верил, что сможет

договориться с Гитлером о разделе сфер влияния, и германская агрессия будет

направлена против СССР.

Однако Германия лишь скрывала их подлинные намерения. Задачи германской

дипломатии заключались в том, чтобы в глубокой тайне, но со всей возможной

решительностью «сколачивать союз против Англии».

Столь же близорукой, как и британская, оказалась политика Франции.

Правительство США, шедшее на уступки внутренней реакции и старавшееся создать

видимость «невмешательства» в европейские дела, фактически придерживалось

политики попустительства агрессивным намерениям Германии. Правящие круги в

США рассчитывали на то, что США лишь выиграют от столкновения других стран, а

агрессивный курс Германии и ее союзников поможет сдерживанию коммунизма в

Европе и Азии.

В условиях возрастающей военной угрозы Советский Союз 17 апреля 1939г.

предложил Англии и Франции начать переговоры о взаимных обязательствах

оказывать друг другу необходимую помощь, в том числе и военную, в случае

агрессии в Европе против любого из договаривающихся государств. Под давлением

общественного мнения Англия и Франция вынуждены были пойти на переговоры.

Однако переговоры зашли в тупик.

Летом 1939 г. СССР предложил Англии и Франции военную конвенцию,

предусматривающую совместные действия вооруженных сил трех государств в

случае агрессии. Правящие круги Англии и Франции не откликнулись на это

предложение. Над СССР нависла угроза внешнеполитической изоляции.

С приходом к власти в Англии кабинета Черчеля и особенно после разгрома

Франции Германией положение стало мало-помалу улучшаться. Постепенно

укрепилось убеждение, что антисоветский курс равносилен расколу потенциальных

антигитлеровских сил и лишь помогает Гитлеру изолировать своих противников

друг от друга. Уже в мае 1940 г. английское правительство решило послать в

Москву своего “специального и чрезвычайного уполномоченного” Стаффорда

Клиппса для переговоров о торговле, которые правительство Чемберлена завело в

тупик.

Несколько изменился и характер американо-советских отношений. Правительство

США шло на это медленно и непоследовательно. Тем не менее отношения между

Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки постепенно улучшались. В

январе 1941 г. государственный департамент США уведомил советского посла в

Вашингтоне, что «политика, изложенная в заявлении, переданном президентом

представителям печати 2 декабря 1939 г., которую обычно называют “ моральным

эмбарго”, больше не будет применяться к Советскому Союзу». Тем самым

правительство Рузвельта отказалось от антисоветского мероприятия, введенного

во время советско-финляндского конфликта.

В марте 1941 г. американское правительство и в апреле английское сообщили

советскому правительству, что Германия готовится напасть на СССР. Сталин не

посчитался с этими предупреждениями, расценив их как провокацию, имеющею

целью вызвать советско-германскую войну.

Внешнеполитическое положение СССР на Востоке

Бои у реки Халхин-Гол

На Дальнем Востоке все более агрессивной становилась политика Японии. Хотя

угроза надвигающейся войны для СССР исходила с запада, боевые действия кануна

новой мировой войны впервые развернулись на его восточных границах.

Еще в июле 1938 г. Япония попыталась захватить ряд важных стратегических

пунктов СССР на Дальнем Востоке. Советские Войска в начале августа 1938 г.

разгромили вторгшиеся японские части и выбросили их с советской территории, и

11 августа 1938 г. Япония была вынуждена заключить соглашение с Советским

Союзом о ликвидации конфликта. Однако Япония на этом не успокоилась. Она

решила нанести удар против Монгольской Народной Республики, с которой

Советский Союз имел соглашение о взаимопомощи.

Весной 1939 г. Япония начала военные действия в районе реки Халхин-Гол. Из

советских и монгольских войск, сосредоточенных у Халхин-Гола, была создана

первая армейская группа под командованием Г. К. Жукова. Советские и

монгольские войска 20 августа 1939 г. перешли в наступление и через три дня

окружили основные силы японской армии. Ожесточенные бои продолжались 129

дней. 16 сентября по просьбе Японии боевые действия были прекращены.

События у реки Халхин-Гол имели важное военно-политическое значение. Они

предотвратили попытки создания очага войны на дальневосточных границах СССР.

Однако опасность войны в этом районе сохранялась.

Советско-японский пакт о нейтралитете

Милитаристская Япония издавна имела в отношении СССР самые широкие

захватческие замыслы. Но и к началу второй мировой войны, когда Япония

потерпела жестокое поражение на реке Халхин-Гол японская военщина была

вынуждена отложить до будущих времен агрессивные действия против СССР и

приступила с лета 1940 г. к захватам в южных морях и Юго-Восточной Азии, что

требовало от нее меньших усилий, особенно после того, как война в Европе

привела две западные державы – Францию и Голландию – к разгрому, а третью из

них – Англию – к резкому ослаблению. Одновременно в июне 1940 г. японское

правительство предложило Советскому правительству заключить пакт о

нейтралитете. В действительности это было со стороны Японии лишь маневром.

Ведя переговоры о советско-японском пакте и намеренно затягивая их, Япония

сговаривалась с Германией и Италией о направленном фактически против

Советского Союза Тройственном пакте, который и был подписан в сентябре 1940

г.. В апреле 1940 г. в Москву прибыл министр иностранных дел Японии Мацуока.

Он заявил, что его правительство готово подписать с СССР пакт о нейтралитете,

и предложил сделать это немедленно. 13 апреля пакт был подписан.

Японо-советский пакт о нейтралитете соответствовал общей линии внешней

политики Советского правительства, имевшей целью обеспечить безопасность СССР

и восприпятствовать расширению зоны войны. Положительное значение пакта для

Советского Союза также заключалось в том, что он обнаружил новые разногласия

внутри фашистского блока: гитлеровская Германия хотела, чтобы Япония как

можно скорее начала военные действия на Дальнем Востоке как против Англии и

Соединенных Штатов Америки, так и против СССР, а японское правительство

предпочитало действовать самостоятельно в определении объектов и сроков

нападени

Совектско-германские отошения

Советское правительство делало летом 1939 г. все возможное, чтобы

договориться с Англией и Францией в целях предотвращения германской агрессии,

сохранения мира. К сожалению, эти усилия не увенчались успехом.

Советско-германский пакт о ненападении и секретный протокол

В августе 1939 года Германия завершила подготовку к войне в Европе. Не желая

воевать на два фронта, Гитлер предложил подписать советско-германский договор

о ненападении. Договор обещал Советскому Союзу не только мир, но и расширение

западных границ.

СССР фактически продолжа оставаться в положении международной изоляции, в

котором он оказался в результате мюнхенского договора. В этой обстановке

Сталин и Молотов приняли решение согласиться с предложением Германии о

заключении договора о взаимном ненападении.

Советско-германские переговоры начались 15 августа 1939 г. в Москве встречей

с Молотовым посла Шуленбурга. Первым итогом их явилось подписание торгового

соглашения между Германией и СССР.

Гитлер, который торопился разрешить конфликт с Польшей военным путем и не мог

уже отказаться от подготовленного на нее нападения, 20 августа 1939 г.,

направил Сталину телеграмму, в которой настаивал на скорейшем подписании

договора о ненападении.

Обсудив с Молотовым полученное послание и выслушав сообщение Ворошилова о

ходе переговоров с англичанами и французами, Сталин в своем ответе Гитлеру

дал согласие на приезд в Москву Риббентропа и подписание соглашения о

ненападении.

23 августа Иоахим Риббентроп и Вячеслав Молотов подписали Договор о

ненападении. Вместе с договором был подписан и секретный дополнительный

протокол. Он не обсуждался ни в Политбюро, ни в Верховном Совете СССР, ни в

правительстве. В строго секретном дополнительном протоколе говорилось о

разграничении «сфер интересов» в Восточной Европе. В советскую «сферу

интересов» отходили Эстония, Латвия, Правобережная Польша и Молдавия (позднее к

этому списку добавилась и Литва). Важнейшее значение в этом проекте имел

постскриптум, в котором говорилось следующее: «Настоящий пакт действителен лишь

при одновременном подписании особого протокола по пунктам заинтересованности

Договаривающихся сторон в области внешней политики. Протокол составляет

органическую часть пакта».(3)

Сразу же, после того как договор был подписан, прекратилась антифашистская

кампания в советской печати. Зато Англию и Францию теперь называли

«поджигателями войны».

Проводя политику нейтралитета, Советский Союз точно выполнял заключенные им с

Германией соглашения. Советское правительство всемерно старалось избегать

трений с Германией и тщательно следило за тем, чтобы не дать ей какого-либо

повода к нарушению советско-германских соглашений. Такими принципами

руководствовались не только дипломатические, военные, хозяйственные и другие

советские ведомства, отвечавшие за состояние отношений с Германией, но также

печать и радио.

Угроза войны перед Советским Союзом

Германское правительство вело себя по отношению к СССР нелояльно. Начав с

лета 1940 г. тайную подготовку антисоветской войны, оно стало все чаще

нарушать советско-германские соглашения, а после заключения в сентябре 1940

г. германо-итало-японского Тройственного пакта перешло к открытому нарушению

существенных внешнеполитических интересов Советского Союза. Наибольшую

опасность представляли дипломатические и военные мероприятия гитлеровской

Германии в расположенных поблизости от советских границ “малых странах”.

Советское правительство много раз пыталось склонить Германию к прекращению

недружелюбных действий по отношению к СССР и предотвратить расширение зоны

войны. Оно старалось также путем непосредственного контакта с германским

руководством выяснить их действительные намерения. Еще в ноябре 1940 г.

Молотов ездил для этого в Берлин. Но его переговоры с Гитлером не привели к

смягчению напряженности.

Игнорируя миролюбивые шаги Советского Союза, Германия весной и в начале лета

1941 г. стала совершать враждебные действия уже непосредственно против СССР.

Самолеты германской военной авиации вторгались в воздушное пространство СССР;

постепенно эти нарушения из единичных перешли в систематические. Через

советскую границу перебрасывалась вражеская агентура с разведывательными и

диверсионными целями. Советская разведка задолго до предупреждений,

полученных от Соединенных Штатов и Англии, информировала свое руководство о

готовящемся нападении на СССР. В дипломатических кругах усиленно

циркулировали слухи о предстоящей германо-советской войне и даже называли

точные даты. Вся мировая печать была полна сообщений о концентрации

германских войск вблизи советских границ. Однако Сталин сбрасывал со счетов

все факты и все предупреждения, ибо они не укладывались в созданную им схему,

согласно которой правительства Англии и США для того и посылают

предупреждения, чтобы спровоцировать германо-советскую войну. Сталин отклонил

все предложения командующих приграничными округами о приведении в боевую

готовность войск этих округов. Советским войскам было запрещено

заблаговременно занять предусмотренные планом прикрытия оборонительные

рубежи, чтобы не дать Германии повода обвинить СССР в подготовке к нападению

на нее.

21 июня советское правительство обратило внимание германского посла на

серьезность сложившейся обстановки и предложило ему уведомить германское

правительство о желании Советского Союза обсудить состояние германо-советских

отношений. Ответа не последовало, а на рассвете следующ

его дня, в один из самых длинных дней в году, фашистская Германия вероломно

напала на СССР.

***

«Не было в истории 20 столетия обстановки более сложной,

запутанно, более отягощенной многочисленными страхами, предчувствиями

надвигающейся драмы, чем та, которая сложилась между осенью 1938 и концом лета

1939. Не делалось еще за столь короткий срок столько рискованных шагов в

политике, столько ошибок, столько неверных прогнозов и вместе с тем не было

сказано столько многочисленных слов»,(4) - так оценил обстановку

того времени известный историк профессор Д.М. Проэктор.

Решающее

значение в возникновении именно такой ситуации в международных отношениях,

несомненно, имел Мюнхен. Что касается внешней политики Советского

Союза, то его руководство во главе со Сталиным на протяжении почти двух

десятилетий исходило из тезиса о наличии угрозы со стороны капиталистического

окружения. Хотя если иметь в виду наших непосредственных соседей, то никто из

них в конце 30-х годов не был готов и не имел намерения воевать против

Советского Союза.

Документы:

(2). Правда. 1989, 24 декабря

(3). ADAP. Serie D. Band VII. S. 125,131

(4). Проэктор Д.М. Фашизм: путь агрессии и гибели. М., 1989. С.179

Список литературы:

1. Севостьянов Г.Н. (ред.) Новая и Новейшая история. – М.: Наука, 1990

2. Семиряга М.И. Тайны сталинской дипломатии. – М.: Высш. шк., 1992и

3. Сиполс В.Я. Внешняя политика Советского Союза 1936-1939гг. – М.:

Наука, 1987

4. Кирилин И.А. История международных отношений и внешней политики СССР.

- М.: Междунар. отношения, 1986

5. Нежинский Л.Н. (ред.) Советская внешняя политика 1917-1945гг. – М.:

Междунар. отношения, 1992

6. Ржешевский О.А. (ред.) 1939 год: Уроки истории – М.: Ин-т всеобщей

истории, 1990

7. Типпельскирх К. История второй мировой войны Т.1 – Полигон, 1994

8. Энциклопедия для детей Т.5 История России XX век – М.: «Аванта+», 1995

9. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XX век – М.: Просвещение, 1995

10. История отечества XX век – М.: Дрофа, 1995

11. Трухановский В.Г. (ред.) История международных отношений

и

внешней политики СССР – М.: Междунар. отношения, 1967

12. Кишенкова О.В., Королькова Е.С. Экзаменационные билеты по

истории для школьников и абитуриентов – М.:Дрофа, 1996



(C) 2009