Научная Петербургская Академия

: Внешняя политика Ирака в 1971-1975 гг.

: Внешняя политика Ирака в 1971-1975 гг.

Внешняя политика Ирака в 1971-1975 гг.

Углубление прогрессивных преобразований и позитивный внутриполитический курс

правительства Ирака сочетались в эти годы с мерами по укреплению национальной

независимости своего государства. Важной составной частью этого курса было

расширение и упрочнение всесторонних связей между Ираком и социалистическими

странами, прежде всего с Советским Союзом. Торговое, экономическое,

техническое сотрудничество с СССР, Венгрией, ГДР, рядом других

социалистических стран позволило Ираку осуществить крупные проекты в области

нефтедобычи, строительства промышленных предприятий и коммуникаций, развития

энергетики и ирригационной сети. Это сотрудничество создало необходимые

условия для подготовки и проведения национализации нефтедобывающей

промышленности и успешного противодействия попыткам иностранных монополий

бойкотировать иракскую нефть на мировом рынке.

После заключения Договора о дружбе и сотрудничестве между Ираком и СССР

отношения между ними продолжали развиваться по восходящей линии. Характеризуя

значение связей с СССР и другими социалистическими странами, VII региональный

съезд ПАСВ отмечал: "Выдвинутый Партией арабского социалистического

возрождения и революцией 17 июля лозунг стратегического союза с СССР и

другими социалистическими странами правилен как с точки зрения принципов, так

и с точки зрения практики. Он не противоречит принципам партии, ее

панарабским целям и задачам борьбы за осуществление единства, свободы и

социализма, равно как и интересам и чаяниям арабской нации и ее борьбе за

освобождение и прогресс". Это сотрудничество стало охватывать самые

разнообразные сферы. Только в 1973 г. между двумя странами были заключены

соглашение о культурном сотрудничестве, договор о правовой взаимопомощи,

соглашения о туризме, об экономическом и техническом сотрудничестве. В марте

1975 г. иракское правительство заключило с СССР соглашение о строительстве

ТЭС в Эн-Насирии, в апреле того же года - соглашение о ведении совместных

исследований по использованию атомной энергии в мирных целях. В июле 1975 г.

Ирак первым из развивающихся государств подписал соглашение о сотрудничестве

с Советом Экономической Взаимопомощи.

Отношения Ирака с капиталистическими странами Запада развивались в этот

период неровно. Важным для иракского правительства критерием, при помощи

которого оно оценивало возможности развития связей с той или иной страной

Запада, была ее позиция в отношении урегулирования ближневосточного кризиса,

а также перспектив независимого, прогрессивного развития Ирака и других

арабских стран. В частности, на развитии Ирака и других арабских стран. В

частности, на развитии американо-иракских отношений негативным образом

отразилась поддержка, которую оказывали США Израилю в проведении его

экспансионистской политики, а также шахскому режиму в Иране. Так, в ноябре

1971 г., когда иранские войска высадились на трех островах Персидского

залива, принадлежащих арабским эмиратам Шарджа и Рас-эль-Хайма, Ирак разорвал

дипломатические отношения с Ираном и Великобританией. Отношения с США были

прекращены еще в 1972 г. шахскому режиму было обещано любое неядерное

вооружение для осуществления его гегемонистских замыслов в Персидском заливе,

а также помощь американских специалистов в подготовке иранской армии.

В январе 1974 г., после арабо-израильской войны в октябре 1973 г., в ходе

которой США и другие империалистические государства полностью поддержали

Израиль, VII региональный съезд ПАСВ (партия арабского социалистического

возрождения) констатировал: "Противоречие, существующее между нами и этими

государствами, особенно США, является фундаментальным, острым и

долговременным. Оно может исчезнуть только в результате радикального

изменения их линии и их отношения к нам и к нашим существенным проблемам."

Исходя из этой позиции, иракское правительство отвергло в 1974 г. предложение

США участвовать в совещании стран-экспортеров и импортеров нефти в

Вашингтоне, расценив его как попытку закрепить и усилить неравноправный

характер отношений между развивающимися странами и империалистическими

государствами. В 1975 г. Ирак осудил действия США, направленные на заключение

сепаратных сделок между отдельными арабскими странами и Израилем, а также

соглашение о разъединении египетских и израильских войск на Синае.

Важной составной частью внешней политики Ирака в 1971-1975 гг. были его

отношения с другими арабскими государствами, которые ПАСВ рассматривала как

особую сферу своих международных связей. Сюда относился комплекс проблем,

касающихся совместной борьбы против израильской агрессии, за осуществление

законных прав арабского народа Палестины, а также отношения Ирака с другими

арабскими государствами Персидского залива.

Иракское правительство прежде всего стремилось нормализовать свои отношения с

арабскими странами, непосредственно противостоящими израильской агрессии,

добиться объединения их усилий и лучшей координации их действий. Однако

достижение этих целей осложнялось рядом обстоятельств, в частности особым

подходом Ирака к решению ближневосточной проблемы. В эти годы для иракского

руководства были характерны отказ от самой идеи политического урегулирования

ближневосточного кризиса, признание вооруженной борьбы с Израилем вплоть до

его полного уничтожения в качестве единственного средства обеспечения прав

арабских народов. По этой причине иракское правительство долгое время

отвергало резолюции Совета Безопасности ООН, идею созыва Женевской мирной

конференции и другие предложения, направленные на урегулирование конфликта

мирными средствами.

В конце 1968 г. иракское руководство выдвинуло идею создания объединенного

военного командования с участием Египта, Сирии, Иордании и Ирака. Президент

Египта Насер отверг это предложение, а руководители Сирии и Иордании приняли

его. В марте 1969 г. была достигнута договоренность о создании объединенного

"Восточного командования", в соответствии с которой на территорию Иордании

были введены иракские войска численностью 20 тыс. чел. Однако в результате

сентябрьских событий 1970 г. в Иордании между участниками соглашения возникли

трения, и в январе 1971 г. иракские войска были выведены из Иордании.

Национализация ИПК ("Ирак Петролеум Компани") в июне 1972 г. укрепила

авторитет Ирака в арабском мире. Решение о национализации было немедленно

поддержано правительством Сирии, которое в знак солидарности

национализировало имущество ИПК на территории своей страны. ЛАГ официально

поддержала действия Ирака и Сирии, а ОАПЕК приняла решение о создании

специального фонда помощи этим двум странам, выделив им в виде беспроцентного

займа соответственно 140,1 млн. и 17,7 млн. долларов на покрытие убытков,

связанных с бойкотом капиталистическими странами иракской и сирийской нефти.

В октябре 1973 г. иракские части, направленные в район Голанских высот,

оказали помощь Сирии в отражении израильской агрессии. В октябре 1974 г.

иракские руководители участвовали в работе Рабатского совещания глав

государств и правительств арабских стран, принявшего важные резолюции по

палестинской проблеме, в том числе решение о признании ООП единственным

законным представителем арабского народа Палестины. После октябрьской войны

1973 г. постепенно начали нормализоваться отношения Ирака с арабскими

странами, в частности с Египтом, Ливией и Алжиром.

Что же касается отношений Ирака с арабскими государствами Персидского залива,

то они во многом определялись ситуацией, сложившейся в этом районе после

ухода оттуда в 1969-1971 гг. британских войск и с ростом военного присутствия

Ирана, поддерживаемого США. Стремление противодействовать влиянию Ирана в

заливе в известном смысле стимулировало развитие отношений Ирака с арабскими

государствами этого района.

Вскоре после прихода к власти баасистское правительство попыталось улучшить

ирако-саудовские отношения в надежде на установление конструктивного

сотрудничества в деле создания системы совместной безопасности стран

Персидского залива. В сентябре 1968 г. состоялись ирако-саудовские

переговоры, не внесшие, однако, существенных сдвигов в отношения между двумя

странами. В этот период и несколько позднее на ирако-саудовских отношениях

негативным образом отражалось различие их позиций по ряду вопросов, в

частности в отношении США. В то же время империалистические круги всячески

подталкивали Саудовскую Аравию в ее региональной политике на сближение с

Ираном, игравшим тогда роль американского жандарма в Персидском заливе. На

достижение этой цели был направлен и визит шаха Ирана в Саудовскую Аравию в

ноябре 1968 г.

В феврале и мае 1969 г. иракское правительство вновь предложило Саудовской

Аравии сотрудничать в обеспечении безопасности залива, но и на этот раз

саудовские руководители отвергли это предложение, так как планировали

создание оборонительного пакта совместно с Ираном. Ирак дал отрицательную

оценку такому курсу саудовского руководства, расценив его как фактор,

объективно способствующий включению зоны Персидского залива в сферу влияния

США. Такая позиция Ирака практически не претерпела изменений до середины 70-х

годов.

Более успешно складывались отношения Ирака с Кувейтом. Вскоре после прихода

ПАСВ к власти Кувейт признал новое правительство Ирака, а в конце 1969 г.

между двумя государствами было заключено соглашение о сотрудничестве в

области информации. Этому предшествовали переговоры о военном сотрудничестве

в Персидском заливе (апрель 1969 г.), соглашение о компенсации за

национализированную кувейтскую собственность в Ираке (октябрь 1969 г.) и

соглашение о сотрудничестве в области добычи и транспортировки нефти (ноябрь

1969 г.). В феврале 1970 г. были возобновлены двусторонние переговоры о

демаркации общей границы, а в феврале 1971 г. было заключено новое таможенное

соглашение. В июне 1972 г. кувейтское правительство поддержало Ирак в вопросе

о национализации ИПК. Однако в декабре 1972 г. дальнейшее развитие

сотрудничества двух стран оказалось под угрозой, так как кувейтское

правительство было встревожено сообщениями о наращивании иракских вооруженных

сил на границе. Пограничный инцидент, имевший место в марте 1973 г., еще

больше обострил отношения между двумя странами. Такое положение сохранялось

вплоть до 1975 г.

Отношение других арабских государств залива к Ираку во многом определялось

сдержанной позицией Саудовской Аравии и Кувейта. Ирак приветствовал вывод

британских войск из этого региона и поддержал решение о создании в 1970 г.

федерации княжеств Персидского залива. Тогда же были заключены соглашения об

экономическом сотрудничестве с Бахрейном и Катаром, а в 1973 г. - соглашение

с ОАЭ о предоставлении им помощи иракских специалистов. Однако в целом

контакты Ирака с этими государствами в 1972-1975 гг. носили ограниченный

характер. Настороженное отношение к нему со стороны феодальных монархий

залива объяснялось в значительной мере тем, что их руководители рассматривали

развертывающиеся в Ираке прогрессивные преобразования, в особенности участие

в них иракских коммунистов, как непосредственную угрозу социальной и

политической стабильности в своих странах, а панарабские лозунги ПАСВ

зачастую воспринимали как стремление ее лидеров распространить свое влияние

на весь регион. Поэтому они охотнее шли на сотрудничество с шахским Ираном,

нежели с баасистским Ираком. Иракское же правительство в таких условиях

оказывало поддержку оппозиционным движениям в странах залива. Так, в первой

половине 70-х годов Ирак предоставлял финансовую и другую помощь Народному

фронту освобождения Омана.

Список используемой литературы

1. Новейшая история арабских стран Азии. 1917-1985. М., 1988.

2. Ниязматов Ш. А. Ирано-иракский конфликт. Исторический очерк. М., 1989.

3. Дмитриев Е. Д. Палестинская трагедия. М., 1986.



(C) 2009