Научная Петербургская Академия

Реферат: Политические идеи К. Маркса

Реферат: Политические идеи К. Маркса

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Н.Е.ЖУКОВСКОГО «ХАИ»

РЕФЕРАТ

по политология

на тему : ”Политические идеи К. Маркса”

Выполнил студент:

Резинкина О.В.

Проверил преподаватель :

Ландесман Т.Я.

ХАРЬКОВ

2000

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Исторические условия возникновения марксизма ............... 3

2. Материалистическое понимание истории .......... 4

3. Политическая концепция К. Маркса .......... 5

4. Историческое значение марксизма ........... 8

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ............................. 10

1.Исторические условия возникновения марксизма.

Марксизм возник в 40-х годах XIX века. В это время происходило обострение

социальных и экономических противоречий капитализма породивших потребность в

создании научной теории.

Доктор философии Карл Маркс (1818 – 1883) и немецкий предприниматель Фридрих

Энгельс ( 1820 – 1895 ) разрешили задачу следующим образом : сформулировав

радикальную научную коммунистическую теорию они вооружили рабочий класс

революционной идеей. Возникновение марксизма было подготовлено предыдущим

развитием капиталистической экономики, революционного процесса и общественной

мысли.

Важным этапом развития капиталистической экономики был промышленный переворот

, наиболее широко проявившийся в первые десятилетия XIX века. Он ознаменовал

небывалое на протяжении всей предыдущей истории ускоренное развитие

производственных сил, выразившихся в переходе от мануфактуры к фабричной

системе , основанной на широком применении машинной техники. Обусловив

утверждение капиталистических производственных отношений. Важной исторической

предпосылкой формирования марксистского мировоззрения явилось то

обстоятельство , что капитализм одержавший победу над феодализмом в передовых

странах Западной Европы , уже показал к тому времени не только свое

экономическое преимущество над предыдущим способом производства , но также и

противоречивость своего развития , все большее нарастание конфликта между

трудом и капиталом.

Промышленный переворот , осуществившийся вначале в Англии , а затем и в

других странах Западной Европы , создал качественно новую основу для развития

производственных сил и , следовательно , реальную перспективу резкого

увеличения после социальной революции производства материальных благ для

трудящихся , и увеличения свободного времени – основы всестороннего развития

всех членов будущего свободного от эксплуатации общества. В ходе

промышленного переворота рабочий класс впервые выступил на историческую сцену

как самостоятельная общественная сила. Широко известны проявления активной

революционной роли рабочего класса в 1831 – 1834 годах , а также чартистское

движение 30 – 40-х годов в Англии.

То обстоятельство , что развитие капитализма в Германии в этот период

сочеталось с сохранением значительного проявления феодальных отношений ,

придало этим восстаниям особо важную роль. Это явилось свидетельством того ,

что в условиях назревавшей в этой стране буржуазно – демократической

революции пролетариат становился ее главной движущей силой. Острота классовых

противоречий в Германии 40–х годов во многом благоприятствовала тому , что

революционное пролетарское учение возникло именно в этой стране.

Наряду с революционными выступлениями рабочего класса , важнейшее значение в

подготовке возникновения марксизма имело происходившее ранее развитие

общественной мысли : немецкой классической философии , классической

английской политической экономии и французского утопического социализма.

2. Материалистическое понимание истории

Учение, разработанное Карлом Марксом совместно с Фридрихом Энгельсом ,

представляло собой целостное мировоззрение, стройную систему философских

взглядов.

Проанализировав западноевропейский капитализм на его индустриальном этапе

развития, процесс все большего углубления противоречий между

производительными силами и производственными отношениями , между

общественным характером производства и частнособственническим присвоением их

результатов , он сформулировал материалистическое понимание истории , теорию

прибавочной стоимости и политическую концепцию диктатуры пролетариата.

Выделив производственные отношения как основные , такие , что определяют

комплекс общественных отношений , он утверждал , что в истории решающую роль

играют народные массы , что капитализм имеет переходное значение в истории ,

поэтому его должен заменить новый коммунистический строй , который является

неизбежным и закономерным результатом революционного решения противоречий

капитализма .

В пролетариате Маркс увидел особый класс, призванием кото­рого является

уничтожение существующего миропорядка. Проле­тарии страдают от непосильного

труда, нищеты, болезней, роста преступности, который, как отмечал

впоследствии Ф. Энгельс, необходимо следует за развитием крупной

промышленности и ростом городов. Борьба с этим положением — призвание

пролета­риата; уничтожение частной собственности — путь к освобожде­нию.

Освобождая себя, пролетарии уничтожают и угнетение других групп общества.

К. Маркс исходил из того , что государство и право в развитии общества есть

продукт материальных отношений , это было совершено новой позицией

относительно теорий природного права и общественного договора тех времен.

В чем же состояла принципиальная новизна идей Маркса? Как неоднократно

поясняли основоположники марксизма, домарксовский философский материализм (в

том числе и фейербаховский) ограничивался констатацией зависимости человека,

ею практической и познавательной деятельности от природы. Человек есть часть

природы, «живет природой» и потому не является нейтральным носителем «чистого

самосознания», или «духа» В «Экономическо-философских рукописях 1844 года»

Маркс неоднократно возвращался к мысли об общественной! (социальной) сущности

человека. Развитие этой мысли, определив направление, в котором Маркс

преобразовывает материализм. Уже в «Тезисах о Фейербахе» (1845) утверждается,

что жизнь людей, в которой и обнаруживается человеческая сущность, носит

преимущественно практический характер. Человек не просто «находится» в

природе, а практически преобразовывает, изменяет ее. Еще раньше, как мы

помним, Маркс заключил, что трудовая деятельность — родовая для человека, то

есть подлинно человеческая. В обществе отчуждения она извращена, перевернута,

искажена. Отчужденный труд является проклятием, утратой человеческой

сущности.

Основная идея социально – политических взглядов К. Маркса была в том , что в

результате внутреннего развития капитализма будут разрушены узкие рамки

классовых и национальных отношений , создадутся условия для раскрепощения

человека. Продвижение к освобождению человека осуществляется через классовую

борьбу и революцию , уничтожение одного класса другим , через установление

власти рабочего класса , что остаточно приведет к исчезновению деление

общества на социальные классы и возникновению однородного , социально

справедливого общества.

Проблема освобождения человека , формирование целостного , гармонического ,

всесторонне развитого человека – главная идея К. Маркса. Уже в своих ранних

трудах Маркс писал про необходимость установления принципиально нового

общественного строя , который бы сделал исходящим моментом развития именно

человека.

Чтобы лучше понять суть марксистской политической концепции , необходимо

глубже присмотреться к научным работам К. Маркса.

4. Политическая концепция К. Маркса

Уже в самом начале творческой деятельности (вскоре после получения степени

доктора философии) Маркс осознает как свое призвание защиту интересов

«бедной, политически и социально обездоленной массы...».

Начиная еще с 1842 года он изучает новое для Германии общественное движе­ние

— социализм и коммунизм, знакомится с богатейшей социали­стической и

коммунистической традицией Франции и Англии, анализирует первые выступления

немецких социалистов и ком­мунистов.

Первая попытка разработки целостного мировоззрения осуще­ствлялась Марксом

преимущественно средствами философского анализа; соответственно и результатом

была именно философская концепция. Она была создана тогда же, летом

1844 года. К сожа­лению, рукописи Маркса были опубликованы только в 1932 году

под названием «Экономическо-философские рукописи 1844 года». Основное в работе

идея отчуждения человека в обществе господства частной собственности и

преодоления отчуждения в исторической перспективе коммунистического будущего.

Учение об отчуждении и присвоении человеком собственной сущности, то есть об

экономических причинах и возможностях устранения эксплуатации и порабощения

людей, явилось огром­ным шагом на пути создания целостного мировоззрения.

Однако перспективы будущего, а также история общества были нари­сованы в

«Экономическо-философских рукописях 1844 года» в обобщенной,

абстрактно-образной философской форме. А именно, почти не просматривался

практический «путь к будущему» и не объясненным оставался «путь из прошлого» —

причины, механиз­мы , источники отчужденного труда. Получалось, что для

практи­ческой реализации идеалов, ярко и полно намеченных в фило­софской

картине «целостного человека», недоставало подлинной научной основы

понимания того, каким образом эти идеалы достижимы.

В труде “К критике гегелевской философии права. Вступление ” Маркс доказал ,

что для освобождения пролетариата необходимо уничтожение капиталистической

частной собственности и эксплуатации , что возможно через революционную

борьбу. В совместной книге “ Святое семейство “ К. Маркс и Ф. Энгельс

сформировали идею о том , что субъектом революции должен стать сам

пролетариат.

Уже вначале своей деятельности К. Маркс занял радикальную и противоположную

либеральной позицию : вместо эволюции предложил революционную борьбу и

замахнулся на священное право буржуазной собственности .Дальше больше . Во

втором совместном труде “ Немецкая идеология ” ( полностью был опубликован в

30 – х годах ХХ ст. ) был сделан решительный вывод , что каждый клас который

стремится к властвованию “ должен прежде всего завоевать себе политическую

власть ”.·

Оканчивал первый этап “Манифест коммунистической партии” (1848) , в котором

была выдвинута идея про необходимость пролетариата иметь для завоевания

власти собственную политическую партию. Там же разработаны основные положения

стратегии и тактики пролетарской партии , а именно , что партия ведет борьбу

за ежедневные задания рабочих , объединяя их с борьбой за конечную цель. В

“Манифесте” была провозглашена основная идея пролетарского интернационализма,

конкретизованая в лозунге “пролетарии всех стран , объединяйтесь !”.

Из обобщения опыта буржуазных революций 1848-1851 годов начался второй этап

развития марксизма. Поскольку именно тогда проблемы революции были особенно

актуальны , то К. Маркс выдвинул идеи про возможность непосредственного

перехода от буржуазной революции к социалистической , про гегемонию

пролетариата в революции (“Классовая борьба в Франции с 1848 по 1850 годы” ),

понятие диктатуры

· Маркс К. , Енгельс Ф. Сочинения – Х.,1959 – Т.3-С.31

пролетариата (“Письма к Вейдэмееру”), про необходимость политического союза

пролетариата с крестьянством , про конечность слома старой буржуазной

государственной машины в случае победы революции и создание новой системы

(“Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта”). Притом большинство идей опирались на

опыт западноевропейского пролетариата, опыт европейских революций.

В 1867 году был опубликован первый том “Капитала” , в котором К. Маркс

доказывал тезис про неминуемость гибели капитализма , описал основные черты

альтернативного либерализма будущего коммунистического общества. Это общество

должно было б опираться на общественную собственность на средства

производства , общественное равенство и социальную справедливость. Понятно ,

что при этом К. Маркс исходил из индустриальной модели развития общества .В

60-тые года с участием К. Маркса и Ф. Энгельса в Англии был создан I

интернационал. Установочный Манифест Интернационала декларировал , что

завоевание политической власти для пролетариата есть не только необходимость

, но и великая обязанность.

С Парижской Коммуны начался третий этап формирования марксизма. Обобщив опыт

восставшего города-столицы, К. Маркс увидел в Коммуне рождение нового типа

демократии антипода либерально – пролетарской демократии , которая должна

заменить буржуазную парламентскую демократию. Поражение Коммуны убедило К.

Маркса в необходимости создания в каждом государстве национальной

политической пролетарской партии со своими программами. Немного позже К.

Маркс детально разработал отдельные положения идеи про диктатуру пролетариата

, а также выдвинул идею про необходимость особенного переходного периода от

капитализма к социализму и про две фазы коммунистического общества –

социализм и коммунизм (“Критика Готской программы”).

Можна утверждать , что К. Маркс совместно с Ф. Энгельсом сформулировали в

общих чертах политическую концепцию коммунистического радикализма , которая

состояла из таких основных идей.

Первое. Они исходили из доминирования классовой борьбы в общественной

жизни , в истории всех антагонистических формаций , выдвигали на первый план

классовую борьбу как непосредственную движущую силу истории и , особенно,

классовую борьбу между буржуазией и пролетариатом. Именно в ней , по словам

Ленина В.И., лежит центр тяжести всей системы взглядов К. Маркса. Отсюда ее

абсолютизация и упрощенный подход : или диктатура буржуазии , или диктатура

пролетариата – кто этого не понимает , тот за словами Ленина В.И. , “ничего не

понял ни в

экономическом, ни в политическом учении Маркса”*.

* Ленин В.И. Полное собрание сочинений. –Т.38 – с.299

Второе. Марксистская идея классовой борьбы была тесно связана с идеей

ведущей роли пролетариата в этой борьбе : он выполнял роль мессии – осуществлял

революционный переворот в обществе , ликвидировал эксплуатацию человека

человеком , остаточно уничтожал деление на классы. “В этом и состояла б

всемирно - историческая роль пролетариата – его историческое назначение.” ·

Третье. Исходя из идеи классовой борьбы ,К. Маркс свел суть какого – либо

государства к фактической диктатуре того или иного класса , чем отрицал свои

“грехи молодых лет” , когда считал , что сутью какого – либо государственного

строя была демократия. Идея диктатуры пролетариата – центральная идея

марксистской концепции. Опираясь на опыт Парижской Коммуны , он утверждал , что

сутью диктатуры является единство законодательной , исполнительной и судовой

власти.

Четвертое. Основным условием реализации “исторической миссии”

пролетариата должна стать политическая революция. Она должна разрушить ,

сломать старую государственную власть , а уже потом создать новое государство.

Пятое. К. Маркс и Ф. Энгельс отработали идею пролетарской демократии как

изъявление воли большинства народа через принуждение незначительного

меньшинства. Подчеркнув , что пролетариату для овладения политической властью

также необходимы демократические формы , но для него , как и все политические

формы, демократия только средство достижения цели.

Шестое. К. Маркс и Ф. Энгельс пришли к выводу , что пролетариат, чтобы

осуществить свою “историческую миссию” должен создать свою “особенную партию ,

которая . осознала б себя как классовая партия”.¨ Потому что только с ее

созданием пролетариат станет самостоятельной политической силой , пролетарское

движение с ее помощью выйдет из своего детства , времени , когда он существовал

только как секта. Такая партия может достигнуть успеха , найдя себе союзников

среди других слоев трудящих.

Седьмое. Пролетарская партия может стать ведущей силой для пролетариата

при условии проведения нею решительной и бескомпромистной идеологической борьбы

с классовыми противниками пролетариата, и беспрерывной борьбы с какими–либо

отклонениями в середине партии.

Следует отметить, что марксизм действительно вырос в жестокой борьбе не

только с классовым противником, но и с “коллегами” по классу, в рядах самого

пролетариата. Возможно, одной из наиболее негативных черт характера самих

основателей коммунистического радикализма является их всеобщий критицизм и

отрицание всего существующего. Это было свойственно К. Марксу , что определил

еще Ф. Меринг. Как утвержда

· Ленин В.И. Полное собрание сочинений. –Т.23 – С.1

¨ Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – Т.37 – С.260

ет Г. Норт : “. может , и действительно Маркса уничтожило беспощадное

критическое отношение к самому себе. Ведь он всю жизнь , беспощадно

критиковал всех и , возможно разошелся не на шутку , после 1867 года

раскритиковал самого себя так , что его схватил частичный интеллектуальный

паралич”.*

Еще одной чертой К. Маркса была неспособность жить в дружбе и мире “со своими

коллегами – революционерами”. Но если ученый – теоретик всю жизнь кого – то

критикует , не дав реальной позитивной альтернативы , это свидетельствует

против него потому, что прокламация лозунгов , еще никогда не становилась

программой. Как писал Рюлэ , “для него не существовало ни одной мудрости ,

кроме его собственной ; никакого социализма , коме того , который он

проповедовал сам. Его и только его работа была примером научной объективности

и глубины. Он был аллахом и пророком в одной особе”.Кстати , это отметил и

один из последователей К. Маркса Бухарин , который писал , что марксизм

“претендует на исключительность: он есть воюющее учение , он “нетерпимый” .

он рассматривает себя как единственного последовательного носителя всех

прогрессивных тенденций эпохи, которые душат капитализм .Марксизм осознает

свое всемирно – историческое право на идеологическую гегемонию столетий “.*

Эта цитата свидетельствует еще про одну черту марксистской концепции – ее

претензии на абсолютную истинность.

Только что зародившись, не сформировавшись , марксизм уже начал бороться с

христианским социализмом (П. Леру, Ф. Бюше , Ф. Ламэнне). На втором этапе

деятельности К. Маркс повел борьбу с государственным и консервативным

социализмом ( П. Прудон , Л. Блан ). Тогда же К. Маркс выступил против Ф.

Лассаля , одного из основоположников немецкой социал – демократии , которого

история немецкой социал – демократии всегда вспоминала рядом с именем К.

Маркса и Ф. Энгельса , отмечал известный биограф Маркса Ф. Меринг. Однако сам

К. Маркс позволял себе выражаться про немецкого рабочего лидера значительно

жестче , в письме к Ф. Энгельсу с характерной для него резкостью К. Маркс

писал , что Лассаль есть “мешанина негра с евреем .”.

· Норт Г. Марксова религия революции. Возрождение через хаос. -

Екатеринбург . 1994 С.- 68-69

* Бухарин Н. И. Учение Маркса и его историческое значение // Пробле

мы теории и практики социализма. – М.1989.-С.332-333.

5. Историческое значение марксизма

Марксизм , его политическая концепция были реалистичной теорией эпохи

промышленной революции , резкой критикой либерализма, попыткой навязать

разрозненные ценности пролетариата всему европейскому обществу. Во второй

половине ХIХ века марксизм значительно распространился в многих странах мира

. где разгорелось движение рабочего класса. Марксизм имел огромное влияние на

судьбу цивилизации в ХХ веке. Учение Маркса выйдя на общественную арену в 40-

х годах, стало значительным идейно-политическим течением в Европе в 70—90-х

годах XIX века. В России марксизм появился и укрепился в конце XIX века. К

середине XX века он развивался в различных регионах Азии, получил

распространение в Африке, Латинской Америке.

Судьбы марксизма в различных странах складывались неодинаково: в одних он был

несколько оттеснен другими типами мировоззрения, в других же, наоборот, сумел

стать главной, ведущей идеологической силой. Но во всех случаях он оказывал и

оказывает огромное влияние на различные сто­роны жизни общества. Особенно

зримо оно проявляется в политической сфере: партии и организации,

рассматривающие марксизм как свою теоретическую базу, действуют в большинстве

стран мира.

Историческое значение марксизма было и остается связанным с деятельностью

огромных масс людей — пролетариев, интерес которых защищала и выражала эта

общественная теория. Вместе с всемирной индустриализацией, следуя за появлением

и развитием пролетариата в разных странах, распространялся и марксизм. В ходе

истории появляются новые виды производства, изменяется социальная структура

общества; меняется и сам пролетариат, его состав, его вес в общественных делах.

В наше время наемные работники составляют большинство человечества.

Следовательно, социальная база марксизма гигантски возросла;

вместе с ходом истории развивается и марксизм в целом, и философии как его

составная часть.

Высшая цель марксизма — разработка и теоретическое обоснование освобождения

порабощенного человечества. Марксизм доказывает неизбежность уничтожения

всякого рабства, унижений отчуждения и несвободы людей. Этот высший смысл

исторической процесса реализуется посредством изучения, анализ исследования, с

одной стороны, всеобщего практического опыта человечества и, с другой —

всеобщего духовного опыта человечества.

Но не все идеи социально – политической концепции марксизма выдержал проверку

временем. Историческое развитие человечества привело к таким изменениям ,

которых эта теория не предвидела. Сложились серьезные изменения в составе

общественных сил , которые ведут борьбу за социальный прогресс , в способах и

методах осуществления социальных перемен. Утратили актуальность идеи

конфронтации , революции, вооруженной борьбы. В этих условиях по–другому

выглядит и сам процесс общественного развития. Меняются представления про

власть и ее носителей , государство и роль насилия , диктатуру и демократию,

представления , которые раньше слаживались под влиянием психологии

противостояния и борьбы. Они должны быть пересмотрены с позиции современного

этапа мирового развития, общечеловеческих интересов.

Общественная практика показала , что исторически ограниченным оказалось

положение марксизма о насилии как бабы-повитухи истории, о всемирно-

исторической миссии пролетариата и его диктатуре, о исчезновении товарно-

денежных отношений в эпоху социализма. Но и сейчас остаются актуальными

диалектический метод анализа общественных явлений , идеи социальной

справедливости и солидарности, положение про то, что свободное развитие

каждого является условием свободного развития всех.

В перспективе дальнейшего развития человечества философ­ские решения

кардинальных мировоззренческих проблем, предложенные марксизмом и очищенные

от различных догматических и вульгарных наслоений и истолкований, станут

несравнимо более значимыми и действенными, чем в предшествующий период

истории. Связано это с тем, что задачи, которые Маркс называл «всемирно-

историческими», а в наше время называют общечелове­ческими, планетарными,

глобальными, только-только выходят на передний план исторического процесса.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. А. Ю. Брегада. Основы политологии. Киев. КНЕУ 1998

2. Б. Кухта , А. Романюк. Основи політичної думки.Частина 1. З історії

політичної думки: від стародавності до наших днів.

3. Хофман Дж. Марксизм и теория «Праксиса». М., 1978



(C) 2009