Научная Петербургская Академия

Реферат: Национальная политика в России

Реферат: Национальная политика в России

Введение.

Еще со времен "Повести временных лет" известно, что Россия страна -

многонациональная. Но эта непреложная истина так и не стала основой для

выработки и проведения соответствующей государственной политики обустройства

народов и культур в многонациональной России. Ни один разумный политик,

управленец в России не может не вникать в природу национального вопроса, не

может не заниматься обустройством и взаимодействием различных народов,

культур и религий, ибо от этого во многом зависит жизнеспособность и

благополучие всей державы. Пренебрежение, равнодушие к этнонациональным

проблемам и недооценка их накапливают в России вновь и вновь потенциал

межнациональных конфликтов, который разрыхляет, а порой и разрушает

сущностные основы российского общества и российского государства.

Состояние этнонационального вопроса в современных условиях доведено до того,

что он чаще всего усиливает влияние негативных тенденций на состояние

государства и общества, ограничивает права и свободы граждан. Вновь

провоцируют политики: с одной стороны, одни, используя лозунги демократии и

прав человека, обосновывают идеи отрицания наций-этносов, отчитываясь о

решении национального вопроса и провозглашая формирование исторической

общности - многонационального народа Российской Федерации, с другой стороны,

другие подменяют демократические начала формирования власти этнодиктатурой,

отрицая возможность эволюции этнического сознания на основе принципов

демократии, а значит и демократического обустройства российских народов в

едином государстве. В этих условиях многонациональность существенно

обостряет, а порой и доводит до тяжелейших конфликтов социальные и духовные

последствия экономического и политического кризиса, с которым Россия

столкнулась в нынешний переходный период. Крайняя взбудораженность наций-

этносов существенным образом затрудняет реформирование социально-

экономических и духовно-политических сфер многонациональной России. И

наоборот, этнонациональные моменты начинают играть незаслуженно определяющую

роль. Обусловлено это следующими причинами:

1. В истории многонациональной России политические силы неоднократно

применяли грубую силу при решении национального вопроса, зачастую

руководствуясь принципом революционной целесообразности, в результате чего

прерывался процесс эволюционного формирования наций-этносов и нации-

государства в России.

2. Политические режимы на различных этапах развития российского общества и

государства разрушали консервативную структуру этнонационального становления

и межнационального сотрудничества, внося в систему национальных отношений

элементы неравенства и насильственной ассимиляции, несправедливости и

дискриминации вплоть до преследования народов и граждан по национальному

признаку.

3. В результате развала Советского Союза народы нашей страны, независимо от

их численности и исторической роли в российском государстве, фактически в

очередной раз лишились привычных для себя социальных и духовно-идеологических

ориентации и ценностей. Они были вынуждены вернуться на свою традиционную

этнонациональную почву, которая нередко оказывалась в состоянии феодальной

патриархальности.

4. Народы столкнулись с ситуацией, когда традиционные этнонациональные

ценности сами по себе оказывались неспособными самостоятельно справиться с

глобальными измерениями современного мира в своем обустройстве.

Соответственно, речь идет о системном кризисе основ жизнедеятельности,

развития и взаимодействия как отдельных национальных общностей, так и всего

многонационального общества.

5. Кризисные явления, которые охватили все слои и этнонациональные общности

российского общества, лидеры и идеологи многих народов стали относить

исключительно только к своей нации, к своей культуре, к своему национальному

самочувствию. В таких условиях общекризисные явления и процессы окрашиваются

в этнонациональные цвета и обретают изначально конфликтную направленность.

Обозначился взрывной рост этнонационального сознания, обострились чувства

этнической самоидентификации, вновь возродились старые названия этнических,

этнокультурных Групп. Повсеместно этническое сознание подверглось политизации

даже в ущерб исконным этнокультурным основам развития народов. Политизация

этнических процессов поднимает статус межнациональных конфликтов, поднимая их

до уровня межреспубликанских и даже конфликта с Федерацией. Если даже в

начале этнонациональные проблемы развития и взаимоотношения этносов и были

причинами таких конфликтов, то при таком статусе они становятся

второстепенными и их возможное решение откладывается. А этнополитическая

элита, злоупотребляя гипертрофированными чувствами национальной ущемленности

и исключительности, направляет их не в сторону поиска путей выхода из кризиса

за счет объединения усилий всех народов и культур, а к поиску врагов среди

других народов. За прошлые несправедливости, дискриминационные акты,

репрессии различных политических режимов обвиняют и преследуют уже не царя

Николая II и не Генерального секретаря Сталина, а друг друга. Вместо того,

чтобы совместными усилиями преодолевать наследие прошлых репрессий, людей

провоцируют на кровопролитные конфликты друг с другом по национальному

признаку. Эти и другие характерные особенности развития многонациональной

России в современных условиях формируют деструктивные подходы, в результате

чего любой социальный, политический, культурный, территориальный и всякий

иной конфликт в любой момент может обрести и обретает с помощью идеологов

национализма, сепаратизма и шовинизма этнополитическую окраску. Для целого

ряда этнополитических кланов межнациональные конфликты стали эффективным

методом политических технологий и способом своего приобщения к процессу

перераспределения власти и собственности.

6. В Российском государстве никогда не было стратегически выверенной

демократической национальной политики, хотя определенные достижения в

формировании многонационального государства, в налаживании отношений

сотворчества между народами и культурами бесспорно были. Следует подчеркнуть,

что в условиях царского самодержавия национальная политика была направлена на

официальном уровне прежде всего на удержание в покорности и в подданстве

"инородцев" и на их ассимиляцию. При социализме основные усилия направлялись

на удержание всех, а не только "инородцев", в покорности. Таким образом, шла

своеобразная ассимиляция, которая выражалась в попытках растворения

национального вопроса в классовом социалистическом содержании, формирования

вместо патриархально-реакционного национального сознания классового

социалистического сознания. Соответственно национальная политика и здесь

носила временный, импульсивный характер и была направлена на решение

временных конъюнктурных политических задач. При этом, если в первом случае

речь шла о формировании русской нации как имперской и об ассимиляции

"инородцев", то во втором - все усилия были на формирование социалистического

многонационального общества при господстве классовых подходов. Такова по сути

была политика властей - политических режимов России.

7. Российское гражданское общество накопило вместе с тем опыт взаимовыгодного

существования и сотворчества народов и культур. Важно добиваться в новых

условиях, чтобы национальная политика демократического государства

соответствовала прежде всего опыту гражданского общества в деле укрепления

дружбы народов, единства России. Усилиями представителей всех народов и

культур был создан "русский мир", который близок и понятен всем гражданам

России.

На современном этапе в сфере национальных отношений преобладают два крайних

подхода: с одной стороны, обвинения в развале Советского Союза и кризисном

состоянии российского общества и государства адресуются прежде всего

нерусским народам, бывшим союзным и нынешним российским республикам и

автономиям, этнонациональному фактору как таковому, а с другой - русская

нация преподносится как нация "имперская", ответственная за все ошибки и

преступления политических режимов в сфере национальных отношений.

Соответственно, эти подходы с одной стороны усиливают настроения национал-

сепаратизма, а с другой - национал-шовинизма. Интервенция исторического

прошлого в современную жизнь народов нарушает природу нынешних национальных

отношений так же, как и полное равноду­шие к этому историческому прошлому

накапливает негативный опыт в этой сфере. Поэтому в национальной политике

принципиально важно сочетать опыт истории и сложившихся традиций с новыми,

современными аспектами. Национальное начало многими по привычке

рассматривается только как патриархальное и отсталое. Вместе с тем оно может

быть и современным, перспективным. Нация и национальные отношения не могут и

не должны развиваться отдельно от общества, государства и граждан, так как

являются одной из форм их существовании и жизнедеятельности.

Проблема сочетания в национальном традиционного и современного так же важна,

как и гармоничное взаимодействие национального и интернационального. Это одна

из главных методологических задач национальной политики.

В конечном итоге главным ориентиром национальной политики Российской

Федерации является формирование новой демократической системы национальных

отношений, где каждый народ, независимо от его численности, и гражданин,

независимо от его национальной принадлежности, должны иметь равные права и

равные возможности в своем национальном и личностном самоутверждении в

обществе и в государстве, в своем достоинстве и самочувствии, увеличивая тем

самым жизненные шансы своего этнонационального и гражданского

самоутверждения, используя социальное, культурное и политическое

пространства.

1. Национальная политика России : основные аспекты.

Сегодня следует четко обозначить государственное понимание того, чти

национальная политика, отвечающая за состояние и самочувствие народов, за

обеспечение прав и свобод человека и гражданина единой страны, вкупе с

соответствующей позицией и деятельностью органов власти в центре и на местах

затрагивает глубинные основы состояния и перспектив развития наций и

межнациональных отношений. А значит, и всей системы отношений

государственного строительства и государственной безопасности

многонациональной России, безопасности духовного развития и социально-

политического самочувствия народов, права и свободы российских граждан всех

национальностей. Дискомфорт в самочувствии гражданина в социальной и

экономической сфере легче преодолеть, если он не ощущает дискомфорта

этнонационального. Соответственно выработка и осуществление последовательно

демократической национальной политики в Российской Федерации - это одна из

коренных задач реформирования российской государственности, неотъемлемая

часть работы по демократическому совершенствованию всех сфер жизни

российского общества. В России еще крайне слабо гражданское общество.

Возможности и перспективы национальной политики в России всегда зависели и

зависят прежде всего от позиции и понимания сложнейших проблем обустройства

народов и культур в российском государстве первым руководителем страны. И в

нынешних условиях от Президента страны во многом зависит, какой быть

национальной политике, какая модель обустройства народов и культур будет в

современной России.

Учитывая все это, хотелось бы видеть в Президенте страны человека,

неравнодушного к судьбам как каждого народа независимо от его численности,

так и всего многонационального народа России, видеть в нем истинного

собирателя всех народов и земель российских. И эти качества В. В. Путин уже

продемонстрировал прежде всего во время событий в Дагестане. Не война в

Чечне, а военные действия за освобождение Дагестана от террористов и бандитов

стала основой роста рейтинга будущего Президента Российской Федерации, роста

его популярности и авторитета у граждан всех национальностей нашей страны.

Животрепещущие, близкие для многих людей этнонациональные проблемы должны

звучать прежде всего из уст руководителей государства, чтобы они не стали

достоянием толпы и провокаторов. Важно, чтобы глава государства российского

чаще использовал в своих выступлениях и докладах терминологию

"многонациональный народ Российской Федерации", "российский народ" и

"россияне", "дружба народов", "единство России". Важно ввести в традицию

уважительное отношение к самобытности истории и традиций народов страны, к

равноправию и равным возможностям народов и граждан Российской Федерации во

всех сферах государственной и общественной жизни. И большая надежда тут на

главу государства.

На фоне трагедии в Чечне, роста межнационального недоверия, враждебности,

массового нарушения прав человека (русских и нерусских) по национальному

признаку в различных регионах страны, взбудораженности национального

самосознания соотечественников в бывших республиках Советского Союза люди

должны увидеть в Президенте Российской Федерации своего заступника, гаранта

справедливости и равноправия во всех сферах жизнедеятельности общества.

Руководители государства, руководители субъектов Федерации должны как можно

чаще говорить о дружбе, сотрудничестве, о духовном сотворчестве, общности и

близости народов, культур и религий России, а не науськивать их друг против

друга, как это иногда, к сожалению, происходит. В этом плане предстоит более

убедительно и более корректно проработать вопросы исторической значимости

процессов самобытного развития каждого народа, а также формирования

многонационального, но единого в своей государственности и духовности

российского народа. Только при обеспечении полной гарантии развития каждого

этноса как нации мы имеем шанс стать нацией - государством.

В Российской Федерации концептуально и конституционно определены базовые

принципы демократической национальной политики, ее основные цели и задачи на

современном этапе, конкретные направления и механизмы реализации

государственной национальной политики. На смену политике колонизации,

ассимиляции, унификации и патронажа должна прийти политика паритета и

партнерства как в отношениях друг с другом, так и в отношениях с властью. Нет

необходимости вновь писать очередную концепцию национальной политики. Время

концепций мы уже прошли. Теперь все будет зависеть от позиции и практических

усилий Президента и всех органов власти в центре и на местах в сфере

федеративных и национальных отношений. Российский гражданин любой

национальности должен быть уверен в том, что Президент России - это гарант

самобытного и равноправного развития всех народов страны, гарант единства и

общности их духа как представителей одного народа, одного государства.

Повторяю, представитель любой из 176 национальностей России, каждый гражданин

страны имеет право видеть в Президенте России выразителя интересов и воли как

своего народа (национальной воли), так и всего многонационального

(общенациональной, гражданской воли) народа Российской Федерации. Таков

статус и каждого руководителя в краях, областях, автономиях и в республиках.

Пока, к сожалению, не все соответствуют этому статусу даже в своих

намерениях.

Президент Российской Федерации, оставаясь русским, призван быть и первым

россиянином. Мозаика российского общества очень богата в национальном,

религиозном, демографическом, социальном, профессиональном и в иных

измерениях. И задачи органов власти в центре и на местах: необходимо дойти до

каждой национальности, до каждого человека, почувствовать их боль и надежды,

помочь им найти свое место в многонациональном российском обществе. Чтобы

человек стал патриотом страны, важно, чтобы он чувствовал себя ее полноценной

частью, равноправной во всех измерениях, в т.ч. и в национальном, языковом,

культурном, религиозном и т.д. Гражданин не может быть патриотом своей

страны, государства в полном смысле этого слова, если он в осуществлении

своих повседневных гражданских прав сталкивается с дискриминацией по

национальному, культурному, языковому, религиозному и прочим признакам.

Гражданин России, являясь представителем той или иной национальности, по сути

и по делу - россиянин. Российский поэт, дагестанец Расул Гамзатов сказал мне

по этому поводу буквально следующее: "Многонациональность в целом, как и

отдельные национальные образования, - это для России вопрос сущности, а не

формы". То есть Многонациональность присуща каждой клеточке российского

общества. Отсюда комплексный, всеобъемлющий характер самой национальной

политики. "политикам, государственным деятелям, законодателю!, чиновникам

Российской Федерации важно это: внять, если мы хотим действительно построить

в России демократическое, стабильное, благополучное государство. Как говорил

в начале века В. Соловьев:

""Национальный вопрос в России - это вопрос не о существовании, а о достойном

существовании".

•""Именно таким должно быть понимание основ национальной политики в

Российской Федерации, ее целей:" и задач. Достойное существование каждого

каждого гражданина России в российском государстве, обществе - это основа и

конечный результат осуществления национальной политики. А насколько мы в

своих чувствах, мыслях и в действиях далеки от этого идеала?!

Это вопрос, содержание ответа на который может во многом определить

перспективы России - и как общества, и как государства.

С избранием В. В. Путина президентом патриотизм в нашей стране вновь имеет

шанс стать созидательной силой для государства, народов и общества. Нынешнему

национальному патриотизму во многом присуще разобщение народов и отдельных

людей по национальному и религиозному признакам. Истинный национальный и

государственный патриотизм раскрывает творческий потенциал каждого народа и

объединяет его в общегосударственном масштабе. Государство не может и не

должно оставаться посторонним наблюдателем. Россия действительно нуждается в

безопасном и созидающем, способном соби­рать многонациональное российское

общество и государство патриотизме. Нам нужен просвещенный патриотизм,

патриотизм достоинства каждого народа, каждой культуры, каждого гражданина,

патриотизм собирания России, ее возвеличивания созидательными делами,

достойным существованием и сосуществованием народов, культур и граждан

страны. Для обеспечения господства в общественном и индивидуальном сознании

ценностей такого патриотизма необходимы: демократизация государственной и

общественной жизни страны, внимательный учет и согласование интересов,

потребностей и достоинства всех национальностей страны, выявление и

объединение их самобытного потенциала, налаживание межнационального

сотрудничества и сотворчества, укрепление единства и жизнеспособности всего

российского государства и общества. Отсюда роль и значимость последовательной

и систематической работы органов власти и гражданского общества в центре и на

местах по выработке и реализации национальной политики современной России.

Демократическое обустройство в едином государстве всех народов страны - это

коренной вопрос российского государства и общества. В связи с этим считаю

необходимым обозначить и учесть в современных условиях следующие направления

государственной национальной политики.

2. Сущность наций как этносов, роль национального фактора в обществе и

государстве. Перспектива формирования России как нации-государства

Методологически и политически важно разобраться в этих вопросах в новых

исторических условиях. Пока тут господствуют два подхода: с одной стороны,

нация-этнос преподносится как субстанция мифологическая, духовная,

абстрактная, а значит временная, с другой - как жесткая реальность с

обязательным набором определенных, достаточно догматичных объективных и

субъективных признаков.

В связи с этим важно обратить внимание на определение Н. Бердяева, которое

имеет огромный смысл:

"Национальность - категория не только этническая, но и социальная". Отсюда и

два понятия сущности национальности. Первое: "они такие же, что и мы",

второе: "они - чужие". Взрыв национального самосознания, рост нетерпимости и

недоверия в отношениях между национальностями во многом объясняются попытками

объявить нации-этносы мифами, утвердить превосходство одних этносов над

другими, противопоставить их друг другу как явления чуждые и непримиримые,

превратить революционным путем нации-этносы в нацию-государство. Тем более в

России уже пытались в прошлом "справиться" с нациями-этносами: то

насильственно ассимилируя их имперскими подходами в имперской нации, а то и

подменяя национально-этническое пролетарско-интернациональным. Именно через

призму таких стереотипов многие в обществе истолковывают попытки демократов

"отменить национальность", объявить нацию феноменом лишь политического

измерения нации как государства. Забывая при этом, что процесс этот очень

длительный, эволюционный. Говоря о поиске путей развития наций-этносов, мы

должны одновременно говорить и о процессе формирования многонационального

народа Российской Федерации, государства-нации. Это можно убедительно

проиллюстрировать словами А. Тойнби: "Но узок путь спасения, и трудно его

отыскать". "Живой опыт живой истории" России позволяет нам говорить, что путь

сохранения наций-этносов и формирования единого многонационального народа

Российской Федерации, государства-нации "вполне реален. Именно об этом

свидетельствует, при всех противоречиях, и процесс исторического формирования

многонациональной России как "естественной" и "соборной" общности. Стремление

же "забыть о нациях" (В. Тишков) лишь будоражит и взрывает этносы, усиливает

недоверие и подозрительность в отношениях между ними. Важно понять и то, что

"Россия никогда не была государством-нацией, и поэтому вопрос ныне

заключается не в том, чтобы возвращаться к традиции, а в том, чтобы создать

новую национальную индивидуальность" (Р. Саква). Это качественно новый

уровень формирования нашей национальной идентичности.

Пока же у нас господствует стремление, с одной стороны, государства как нации

в духе прежних имперских подходов довлеть над нациями-этносами, а с другой -

попытки наций-этносов диктовать всему государству-нации узконаправленное

понимание своих устремлений. Важно отойти от подобных крайностей и

приблизиться к пониманию того, что Россия исторически - это и сообщество

наций-этносов, и формирующееся столетиями государство-нация. Нации-этносы для

России - это реалии XXI в. И важно не свергать их, не отрицать, а

обустраивать на демократических принципах в едином, правовом государстве. В

этом смысл и национальной политики российского государства, и ориентации

российского общества.

3. О государственной национальной политике.

Оптимизация механизмов управления национальными и федеративными отношениями .

Современный этап развития российского общества и российской государственности

выдвинул на первый план вопросы обустройства народов и территорий в

Российской Федерации. Подписание в 1992 г. Федеративного договора и принятие

в 1993 г. Конституции Российской Федерации ясно обозначили федеративную суть

нашего государства.

Основные принципы, цели и задачи национальной политики в современных условиях

достаточно полно отражены в концепции государственной национальной политики,

утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 909 от 15.05.1996 г.

Однако традиции унитаризма и предельной централизации, отсутствие

демократического опыта и культуры федерализма, обострение межнациональных

противоречий, доведенных до национал-сепаратизма. шовинизма и кровопролитных

конфликтов, возрастающая неравномерность социально-экономического развития

регионов, господство в них дезинтеграпионных процессов, а также отсутствие

отработанных правовых и организационных механизмов управления государственным

строительством, федеративными и национальными отношениями создают в комплексе

угрозу дальнейшему развитию российской государственности.

Господствующие в нынешней ситуации, с одной стороны, тенденции национал-

шовинизма с попытками восстановления традиций сверхцентрализованного,

унитарного центра, а с другой - тенденции национального и регионального

сепаратизма подрывают демократические перспективы развития российского

многонационального народа, российского федеративного государства. Отсюда

актуальность выработки и налаживания реально работающей политико-правовой и

управленческой модели развития многонационального федеративного государства,

национальных и федеративных отношений в Российской Федерации.

Сегодня жизненно важно выстроить систему государственной национальной и

федеративной политики, которая могла бы обеспечить на практике единство

многонационального российского народа, целостность российского государства,

демократический диалог федерального центра с народами и территориями,

равноправное развитие народов и культур страны и такое местное

самоуправление, которое бы несло полную ответственность перед государством,

обществом и гражданами.

Государство и общество не располагают сегодня апробированными политико-

правовыми механизмами стабильного развития федеративных и национальных

отношений.

Исходя из анализа объективных тенденций развития национальных и федеративных

отношений, перспектив развития российской государственности, считал бы

необходимым выстроить более эффективную организационно-управленческую

структуру развития федеративных и национальных отношений, используя

аналитический и управленческий потенциал Администрации Президента, Совета

Безопасности, Правительства и субъектов Федерации

В Правительстве России следовало бы качественно повысить статус и полномочия

Министерства по делам Федерации, национальной и миграционной политики

Российской Федерации, придав ему целый ряд дополнительных функций по

прослеживанию характера развития социально-экономических, культурно-языковых

процессов реформирования российского общества и самочувствия народов и

регионов, в том числе и через механизмы стимулирования интеграционных

тенденций развития Российской Федерации.

Важное значение имеет и выстраивание экономических механизмов управления

федеративными, региональными и национальными отношениями, а подключение

потенциала всего гражданского общества к разработке и реализации федеративной

и овальной политики, к разрешению национальных и региональных проблем.

Устарели технологии выстраивания экономического федерализма за счет рычагов

бюджетного федерализма. Субъекты Федерации и хозяйствующие субъекты пока не

ориентированы на объединение своих усилий.

Заключение.

Вышеизложенное, думается, позволяет не только понять основные тенденции

нашего национального бытия, его вероятные перспективы, но и сделать некоторые

общие выводы, сформулировать конкретные предложения, касающиеся

межнациональной консолидации россиян, укрепления государственности и единства

России:

- Общий рост недовольства существующим положением(социально-экономическим в

первую очередь) выступает как мощный ускоритель форм “протестного

реагирования” в различных областях общественной практике, в том числе и

национальных взаимосвязях. Неудачи и провалы экономического реформирования

усиливают неприятие проводимой Центром политики и обуславливают низкий

рейтинг принимаемых правительством решений. Это стимулирует в конечном счете

центробежные процессы, национальный и региональный сепаратизм, создающий

угрозу единству и целостности российского национального федеративного

государства.

- Явственно ощущается необходимость разработки научной теории

гармонизации национальных отношений и соответствующей ей программы

жизнедеятельности общества на переходный период и отдаленную перспективу.

Фундамент концептуального подхода должны составить идеи национального

центризма(избавление от крайностей в национальном вопросе во всех его

аспектах) и демократического федерализма(обеспечение всем национально- и

административно-территориальным единицам подлинного равноправия).

- Программа практических действий обязана исходить из юридического и

практического соблюдения национальных и региональных интересов каждого

субъекта Федерации. Лишь благодаря этому может быть преодолена

асимметричность нынешнего федеративного устройства. Особое значение

приобретают согласование и разграничение полномочий по линиям: Центр -

республики, Центр - регионы (края, области, города), а также освоение

специальных механизмов предупреждения конфликтов между нациями, регионами с

учетом опыта стран, входящих в СНГ, других европейских государств.

- Важно обратить серьезное внимание на массовое ущемление потребностей и

нужд этнического характера, выявленное в большинстве регионов. Данное

обстоятельство, если ситуация не изменится, очевидно, активизирует как

титульные нации, так и национальные меньшинства в отстаивании первыми своих

прерогатив, а вторыми элементарных прав, причем любыми способами, не исключая

насилие. Низкая оценка собственного национального статуса русскими, их

озабоченность своим будущим в отдельных регионах чреваты возникновением

синдрома социальной обиды, расширением масштабов русского национального

движения, более жестким противодействием антирусским настроениям и акциям.

- Государственная политика призвана стать в большей мере, чем когда бы то ни

было, национально-региональной, учитывающей специфику и Северного Кавказа, и

Поволжья, и Сибири, и Дальнего Востока. Только такая политика в состоянии

обеспечить относительно безболезненный переход от по существу унитарного

государства, каким был Советский Союз, к федеративному, каким стремится стать

новая Россия. Укрепление самостоятельности регионов, не противопоставляющих

себя Центру, но сотрудничающих с ним, ведет к приоритету наднациональных

ценностей, приближает реализацию общенациональной задачи - возродить великую и

сильную державу с демократическими порядками и социально ориентированной

экономикой.[1]

Все это даст возможность не только правильно оценить сложившуюся ситуацию, но

и во многом предвидеть ее развитие, а значит - преуспеть в предупреждении

межнациональных трений и конфликтов. Такая работа в регионах лишь начинается.

Вот почему взаимодействие и кооперация социологических служб в Центре и на

местах, как и возобновление научных связей с социологами ближнего зарубежья,

были бы очень полезными и продуктивными.

Список использованной литературы :

1.Абдулатипов Р.Г. О федеративной и национальной политике Российской

Федерации на современном этапе.//Спецназ России(общественно-политическое

издание).- 2002.-№ 5.-с. 26-31.

2.В.Н.Иванов. Межнациональная напряженность в национальном аспекте,1997.

№ 7. с.58 - 66.

3.Г.С.Котанджян. Этнополитология консенсуса - конфликта. М.:Луч, 1992.

4.В.В.Лунеев. Преступность в межнациональных конфликтах//Социологические

исследования. - 1999.- № 4.- с.103 - 107.

5.П.Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.- с. 251.

ПЛАН

Введение 2

1. Национальная политика России : основные аспекты. 6

2. Сущность наций как этносов, роль национального 11

фактора в обществе и государстве. Перспектива

формирования России как нации – государства.

3. О государственной национальной политике. 12

Оптимизация механизмов управления национальными

И федеративными направлениями.

Заключение. 15

Список использованной литературы. 17



(C) 2009