Научная Петербургская Академия

Реферат: Функции государства

Реферат: Функции государства

Московский Государственный Университет сервиса

Кафедра социологии и социальной работы

Курсовая работа

по политологии

а тему: "Функции государства"

Проверила: Горлова В.И.

Москва 1999

ПЛАН.

1. Введение.

2. Внутренние функции.

а. хозяйственно-организаторская (экономическая).

б. охранительная.

в. социальная.

г. культурно-воспитательная.

д. природоохранительная.

3. Внешние функции.

а. защита от нападения из вне.

б. сотрудничество с другими странами.

в. борьба с международной преступностью.

г. охрана окружающей Среды.

4. Правовые формы выполнения функций.

5. Заключение.

Для того чтобы рассмотреть функции государства, на мой взгляд, надо четко

уяснить - что такое государство и пути его ( государства ) происхождения.

Существует множество теорий происхождения государства: разные варианты

теологической теории выводили государство из божественных начал; органическая

теория по сути отождествляла государство с живым организмом, частями которого

будто бы являются люди и их объединения; теория насилия объясняла

возникновение государства внутренними столкновениями в обществе и внешним

насилием ( войнами ) ; договорная теория исходила из того, что государство

явилось результатом добровольного соглашения между его подданными для защиты

их общих интересов; патриархальная теория представляла государство как

большую разросшуюся семью, во главе с отцом-монархом.

Однако на мой взгляд ни одна из вышеперечисленных теорий не обладает

достаточными доказательствами, чтобы ее можно было принять за основу.

Для того чтобы сложилось правильное и полное представление о государстве, его

сущности, функциях, структуре, необходимо рассматривать их в тесной

взаимосвязи на основе структурно-функционального анализа этих понятий.

В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, а

структура государства, т.е. его внутреннее строение, определяется в первую

очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно

осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть

объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально

обусловленной деятельности.

Государство есть сложная социальная организация, основным назначением которой

является осуществление публичной власти в интересах всего общества.

Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные стороны

общественной жизни. Основные направления деятельности государства называются

функциями государства. Функции делятся на внутренние внешние.

К внутренним функциям, охватывающим сферу внутренней, самостоятельной жизни

государства, непосредственно касающимся каждого члена общества, относятся

следующие виды функций:

1. Охранительная.

2. Экономическая.

3. Социальная.

4. Культурно-воспитательная.

5. Природоохранительная.

К внешним функциям, направленным на обеспечение существования государства в

мировом обществе, относятся:

1. Защита государства от вооруженных нападений других государств.

2. Поддержание международных политических отношений (дипломатическая

деятельность), экономических и культурных связей.

3. Борьба с международной преступностью.

4. Участие в международной охране окружающей Среды.

Реализация функций осуществляется различными государственными организациями.

Их количество, задачи, компетенция, взаимоотношения и связи между ними

определяются функциями государства.

Существуют два вида государственных организаций. К первому виду относятся

государственные организации, которые осуществляют властную, организационно-

регулятивную деятельность.

Второй вид представляют государственные организации, основным назначением

которых является непосредственная, практическая деятельность по выполнению

функций государства. Они создаются органами государства и управляются ими. В

зависимости от того, в какой сфере государственной деятельности

(охранительной, экологической или культурно-воспитательной) действуют

государственные организации, они подразделяются на три вида.

В охранительной сфере практическое выполнение функций возложено на особые

вооруженные государственные организации. Они непосредственно охраняют

граждан и государство от внутренних и внешних посягательств. В их число

входят части и подразделения вооруженных сил, службы безопасности, милиция

(полиция), разведка и некоторые другие вооруженные государственные

организации.

В экономической сфере действуют государственные организации - предприятия и

учреждения, основным назначением которых является производственная либо

обеспечивающая производство деятельность, а также оказание бытовых, кредитно-

расчетных и коммунальных услуг населению. К ним относятся, например,

государственные заводы и фабрики, сельскохозяйственные предприятия,

предприятия транспорта и связи (железные дороги, почта и др. ), торговых и

бытовых услуг, кредитно-расчетные учреждения и т.д.

Культурно-воспитательные задачи выполняются широкой сетью государственных

организаций, таких, как учебные заведения, библиотеки, музеи, театры и др.

Следует иметь в виду, что охранительные, экономические и культурно-

воспитательные задачи выполняются не только государственными организациями.

Во всех этих сферах наряду с государственными организациями действуют частные

и общественные организации и объединения. В различных современных

государствах степень развития частной инициативы и частной

предпринимательской деятельности неодинакова и зависит от общественного

строя, политических, экономических и исторических традиций, определяется

национальной психологией и особенностям быта и многими другими факторами.

Частные и общественные организации и предприятия наиболее представлены в

экологической, духовной и социальной сферах. Однако и в охранительной сфере

действуют негосударственные организации, такие, как, например, частная

полиция и охрана, частные детективные организации, объединения и организации

общественности по охране общественного порядка и самозащите и некоторые

другие.

1. Охранительная функция:

Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении

государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и

интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства

от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и согласия в

обществе, урегулирования общественных отношений, снятие социальных

противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных классов, групп,

слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин, которые вызывали

возникновение государства.

Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства

граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на

охрану частной собственности.

Общественный порядок охраняется государственными органами, общественными

организациями и гражданами. Особая роль в обеспечении общественного порядка

принадлежит органам внутренних дел, милиции.

За все виды правонарушений посягающие на общественный порядок установлены

различные виды наказаний. Меры наказаний должны быть соразмерны вине

нарушителя.

Охрана прав и свобод граждан гарантируется Конституцией Российской Федерации

и другими нормативно-правовыми актами. Так, в частности, в статье 17

Конституции Российской Федерации пункт 1 сказано, что “В Российской

Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина

согласно общеуказаным принципам и нормам международного права и в

соответствии с настоящей Конституцией.” Основные принципы прав и свобод

человека и гражданина изложены в статьях 17 - 64 Конституции Российской

Федерации

В статье 35 пункт 2 сказано, что каждый вправе иметь имущество в

собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и

совместно с другими лицами. Право частной собственности охраняется законом.

Таким образом, любое посягательство на частную собственность граждан, их

имущество, а также и на государственное имущество влечет за собой

административные и уголовные наказания.

2. Экологическая функция:

Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического существования

государства от полного невмешательства в экономику (концепция “государства -

ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной деятельности и

регулирования всех вопросов экономической жизни (тоталитарные государства

социалистического типа).

В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились

хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем со

стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику, которая

строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства.

Государство влияет на экономику через налоговую политику, кредитно-финансовую

и валютно-денежную системы.

3. Функция социальных услуг, обеспечения и защиты граждан:

Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они

считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу каких-

либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование,

достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту

от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях.

Так, в статье 39 Конституции Российской Федерации в частности сказано:

“Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,

инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях

предусмотренных законом.”

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и

укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной,

муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность,

способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и

спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (статья

41 пункт 2 )

Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм

социального обеспечения и благотворительность (статья 39 пункт 3).

Таким образом, государство принимает различные меры для повышения жизненного

уровня граждан.

4. Культурно - воспитательная функция:

Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин

имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в

настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в

производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем во

многих государствах образование является обязательным.

Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу

творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства

без уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия.

Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому прошлому -

непременная составная часть воспитательного процесса.

Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин Российской

Федерации обязан знать законы своего государства и строго соблюдать их.

5. Природоохранительная функция:

Охрана природы, окружающей среды - насущная необходимость современного мира.

Человек в результате своей хозяйственной деятельности нарушает естественные

природные связи, разрушает окружающую среду, чем невольно создает для себя

неблагоприятные (даже гибельные) условия обитания. Охрана природы - дело

всего общества, но только государство, обладающее необходимыми средствами и

возможностями мобилизации усилий всех организаций и граждан, может реально

обеспечить защиту окружающей среды.

В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования природных

богатств приобрели большое экономическое, социальное и политическое значение.

Они затрагивают интересы всех народов и государств.

Чем разумнее использовать богатства, тем больше успехов добьются

промышленность и сельское хозяйство. Охрана природы выдвигается в число

наиболее острых социальных проблем и представляет собой одну из важнейших

общегосударственных задач.

Деятельность по охране природы в рамках своей компетенции осуществляют все

звенья механизма государства и его органов.

Так, в статье 9 Конституции Российской Федерации говорится: “Земля и другие

природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа

жизни и деятельности народов проживающих на соответствующей территории.”

Многие нормы, регулирующие природоохранительную деятельность, содержатся в

основах земельного законодательства, основах законодательства о недрах, а

также в земельных и водных кодексах.

В основе осуществления функции лежат следующие принципы:

1. Природные богатства подлежат охране со стороны государства независимо от

того, вовлечены ли они в хозяйственный оборот или нет.

2. Использование природных богатств должно быть рациональным, соответствовать

развитию государства.

3. Неукоснительное соблюдение природоохранительных законодательств и строгая

ответственность за его нарушение.

Так, в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях предусмотрены

различные меры наказания за правонарушения в области охраны окружающей среды

(статьи 50 - 87).

Проведение этих принципов обеспечивает целенаправленность

природоохранительных функций на решение задач, стоящих перед государством в

области охраны и рационального использования природных ресурсов.

Внешние функции.

1. Функция защиты из вне:

Данная функция является важнейшим направлением деятельности государства, ибо

она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной

целостности государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы

Российской Федерации.

Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации “Защита Отечества

является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин

Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным

законом.”

Согласно этому закону: все мужчины - граждане РФ, независимо от

происхождения, социального и имущественного положения, места жительства,

обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил

Российской Федерации. На действительную военную службу призываются граждане

мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18 лет.

Согласно статье 59 пункт 3 Конституции Российской Федерации: “Гражданин

Российской Федерации в случае, если его убеждениям или верованиям

противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным

законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.”

Также граждане достигшие 17-летнего возраста имеют право учится в военно-

учебных заведениях. В этом случае, они не несут военную повинность в рядах

Вооруженных сил Российской Федерации.

Согласно статье 87 конституции Российской Федерации “Президент Российской

Федерации является Верховным главнокомандующим вооруженными силами Российской

Федерации. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной

угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории

Российской Федерации или в ее отдельных местностях военное положение...”

За воинское преступление - преступления против установленного порядка несения

воинской службы, военнослужащие, а также военнообязанные во время прохождения

ими учебных или поверочных сборов, несут ответственность (уголовную). Санкции

за различные виды воинских преступлений предусмотрены в статьях 238 - 269

Уголовного Кодекса РСФСР.

Практическое исполнение функции защиты из вне так же возможно на особые

государственные вооруженные организации. Они предназначены для обеспечения

суверенитета, защиты территории, границы и населения от внешних посягательств

и обеспечении общественного порядка и безопасности граждан. Особые

вооруженные организации наделяются компетенцией в соответствие с

конституцией. Характер задач выполняемых вооруженными государственными

организациями обуславливает особенности их формирования, деятельности,

управления и обеспечения. К особым вооруженным государственным организациям

относятся:

1. Службы внешней разведки. Они осуществляют сбор информации на случай

ведения военных действий.

2. Служба безопасности. Она предназначена для защиты государственной

безопасности и конституционного строя от внешних посягательств.

3. Полиция (милиция) является основой и гарантом общественного порядка.

Полиция призвана служить всему обществу, обеспечивать порядок, спокойствие и

безопасность граждан.

2. Функция сотрудничества с другими странами.

В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В Конституциях

ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами.

В современных условиях развитие государств определяется процессом интеграции

хозяйственной, политической и культурной жизни. Этот процесс углубляется в

программе совершенствования сотрудничества.

Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На

этой основе создаются различные организации деятельность которых направлена

на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН,

НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.)

Как уже было сказано выше, каждое государство связано с другими государствами

различными отношениями: политическими, экономическими и культурными. Эти

отношения необходимо устанавливать, развивать и регулировать.

1.Политические отношения: Государство обязано защищать своих граждан

находящихся на территории других государств и оказывать им покровительство

(статья 61 пункт 2 Конституции Российской Федерации). Для поддержания

международных политических отношений государства обеспечиваются

представителями в лице дипломатов, служащих-послов, консулов и др.

2.Экономические отношения: Государство, являясь членом мирового сообщества,

вовлекается в систему мирового хозяйства. Экономическое развитие, природные

ресурсы определяют место государства на мировом рынке. Ни одно государство не

может существовать без экологических связей с другими государствами. Внешняя

торговля, кредиты и займы, инвестиции, совместные проекты - это наиболее

распространенные составляющие внешнеэкономической деятельности государства.

3.Культурные отношения: культура каждого народа, государства является

достоянием всего человечества. Она не может развиваться обособленно, так как

связана с мировой культурой. Государство поддерживает и развивает культурные

связи, что служит взаимному духовному росту и обогащению. Конкретными видами

деятельности государства в этом направлении являются: международные выставки,

фестивали, олимпиады, международный туризм и многое другое.

3. Борьба с международной преступностью:

В последнее время все более широкие масштабы приобретает международная

преступность.

Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием -

вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных преступлений.

Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой.

Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с

международной преступностью.

Конкретными действиями государств в этой области является создание

международных организаций по борьбе с преступлениями.

Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ. Государство планирует свою

деятельность по предупреждению и пресечению этих преступлений, проводит

совместные мероприятия, обменивается информацией. Это позволяет более

эффективно бороться с международной преступностью.

4. Участие в охране окружающей Среды:

В настоящее время остро встал вопрос об охране окружающей среды. Данный

вопрос постоянно находится в центре внимания всего мира. Охрана окружающей

среды становится составной частью программы завершения строительства

материально - технической базы в государстве.

В ряде государств это проявляется в особой мере, в связи со сложными

климатическими условиями.

Крупные ученые ряда государств обеспокоены экологическим состоянием природы в

различных уголках мира. Из государственного бюджета все больше и больше

выделяется средств на поддержание экологии в надлежащем виде, также оказывают

различную помощь и общественные организации. В ряде государств правительство

принимает различные меры к нарушению нормативных актов по охране природы.

Главенствующее положение занимает убеждение, а также штрафы и уголовные

наказания.

4. Правовые формы выполнения функций.

Функции государства осуществляются в определенных формах и определенными

методами.

Формы осуществления функций характеризуют связь государства с правом как

одним из основных средств властвования. Через право государство проводит в

жизнь свои функции, свои экономические, политические, идеологические задачи.

В одних случаях государство издает юридические нормы, в других - организует

их исполнение, в третьих - обеспечивает, охраняет их. В зависимости от этого

и различают три основные формы осуществления функций:

1. Правотворческая - государственная деятельность, выражающаяся в разработке

и принятии юридических норм, в которых закрепляются программы деятельности

людей. Она заключается в издании нормативных актов, т.е. актов, которые

устанавливают новые нормы, изменяют или отменяют старые.

2. Правоисполнительная - государственная деятельность, выражающаяся в

принятие мер по исполнению норм права. Она состоит главным образом в издании

властных индивидуальных актов, т.е. актов, рассчитанных только на данный,

индивидуальный случай (например, издание разового планового акта по

строительству, назначение гражданина на должность.)

3. Правообеспечительная (правоохранительная) - государственная деятельность,

выражающаяся главным образом в контроле и надзоре за соблюдением и

исполнением норм , а также в применение принудительных мер к их нарушителям.

В процессе осуществления данной функции решаются юридические дела, связанные

с применением юридических санкций, спорами между отдельными лицами и т.д.

Деятельность государства широка и многообразна. Для того чтобы охватить,

охарактеризовать ее в целом, требуется высокий уровень научной абстракции и

соответствующие ему понятия. Они позволяют увидеть, что с момента

возникновения и до настоящих дней задачи государства не остаются не

измененными. Одни осуществляются до конца, на смену им приходят другие, более

сложные.

В будущем будут возникать и новые функции, а вместе с ними и определенные

трудности, которые необходимо будет решать.

Таким образом, из рассмотренных нами функций, мы видим, что государство

является не только аппаратом подавления, представителем интересов

господствующего класса, но и организацией выражающей интересы всего общества.

Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Кодекс об административных правонарушениях.

3. Уголовный кодекс РСФСР.

4. “Функции и структура государства” 15.07.1992 г.



(C) 2009