Научная Петербургская Академия

Реферат: Социально-педагогические аспекты подготовки будущих менеджеров через довузовские структуры

Реферат: Социально-педагогические аспекты подготовки будущих менеджеров через довузовские структуры

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Р Е Ф Е Р А Т

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ ЧЕРЕЗ

ДОВУЗОВСКИЕ СТРУКТУРЫ

СИМЧЕНКО ГАЛИНЫ ВИКТОРОВНЫ

Донецк, 1999 г.

Содержание

Введение ......................................................................3

Часть 1. Теоретические и методологические основы

исследования процесса подготовки будущих

менеджеров ....................................................................8

Часть 2. Уровни и содержательно-организационные формы

системы довузовской подготовки ...............................................10

Часть 3. Развитие форм и методов профориентации будущих

менеджеров ...................................................................12

Заключение ...................................................................17

Список использованной литературы

Введение

Исследование закономерностей формирования, функционирования и развития

персонала, в том числе кадров управления, учет степени его влияния на

осуществление общественного прогресса всегда занимали видное место в

социально-экономической теории. В зарубежной экономической науке давно

доказано, что без человеческого фактора в производстве невозможно создать

какие-либо ценности. "Все хозяйственные операции, - писал Л.Якокка, - можно в

конечном счете свести к обозначению тремя словами: люди, продукт, прибыль. На

первом месте стоят люди. Если у вас нет надежной команды, то из остальных

факторов мало что удастся сделать."

В условиях становления новых экономических отношений в Украине, одним из

решающих факторов, обеспечивающих этот процесс, важнейшей социальной

потребностью становится подготовка нового типа управленческих работников -

руководителей фирм, предприятий, управляющих, директоров крупных компаний, а

также менеджеров в начальном и среднем звене управления.

Создание единой системы подготовки таких кадров в стране - важнейшая задача,

решение которой объективно предполагает комплексность, непрерывность,

последовательность, а, значит и поисково-творческую деятельность по развитию

эффективных форм профессиональной ориентации, подготовки управленческих

кадров нового типа. Решение ее, по нашему убеждению, будет значительно

эффективнее, если поиск будущих менеджеров и их экономическая,

психологическая и профессиональная подготовка будет проводиться на основе

четкой профессиограммы менеджера и ее широком использовании в учебно-

воспитательном процессе.

Дело подготовки молодого поколения к труду в новых социальных условиях

становится сегодня приобретает еще большую значимость, а тем более подготовки

к труду управленческому, предъявляющему свои требования к знаниям,

профессиональным и деловым качествам. Складывающемуся рынку крайне нужны

менеджеры из числа молодых людей - энергичных, инициативных, экономически

подготовленных, настроенных на творческий поиск, владеющих навыками

эффективного управления производственными и технологическими процессами,

налаживания коммуникативных связей в коллективе. Профессиональных управленцев

начали готовить во многих вузах, разного рода бизнес-лицеях, школах, однако

продуманной, четко отлаженной системы профессиональной ориентации, отбора,

обучения и эффективного использования менеджеров на рынке труда в Украине еще

не создано. Такая работа должна вестись по многим направлениям и на различных

уровнях, где необходимо: активное включение соответствующих структур в

областных, городских и районных государственных администрациях; усиление этой

работы в общеобразовательных школах, в образовательных структурах нового

типа; расширение довузовской подготовки.

Ход обучения, практика подготовки студентов показывает, что в учебное

заведение управленческого профиля необходимо принимать студентов

предварительно профессионально ориентированных, проводить качественный отбор

в вуз на основе изучения личности кандидата с помощью различных

психологических методик.

Довузовская подготовка будущих менеджеров, становясь важной составной частью

системы непрерывной профессиональной подготовки кадров управления - одна из

тех научных проблем, внимание к которой должно заметно усилится. Это

определяется следующими обстоятельствами.

1. С расширением масштабов и усложнением задач окончательного перехода

Украины от административно-распорядительной системы к саморегулированной,

цивилизованной рыночной экономике, эффективного использования накопленного

социально-экономического потенциала, инфраструктуры, перепрофилирования

нерентабельных предприятий, роазвития новых отраслей и производств,

проведения в полном объеме разгосударствления экономики, приватизации,

развития всех форм собственности и повышения в итоге уровня жизни - все более

влиятельным компонентом созидательно-преобразующей деятельности людей

становится субъективный фактор, в первую очередь сознание, новое

экономическое мышление и прфессиональный уровень людей.

Исследование проблемы экономического образования всего населения и прежде

всего молодежи, поиск и реализация качественно иных подходов к ее

профессиональной подготовке - одно из основных условий успешного решения

названных задач.

2. Формирование системы новых общественных ценностей (политических,

идеологических, доховно-культурных, религиозных и др.), что так важно ныне

для нашей страны, возмжно лишь на основе развития социально-экономических

устоев. Однако первенство экономических проблем и связанных с ними задач по

экономическому обучению и профессиональной подготовке молодежи не

противоречит задачам ее культурно-нравственного воспитания, а, наоборот,

позволяют ставить и решать их более качественно. В этой связи необходимо

преодолеть абсолютизацию экономических факторов и прийти к пониманию того,

что экономический успех как общественного производства в целом, так и

отдельного предприятия в решающей мере зависит не только от

общеобразовательной профессиональной подготовки работников, но и от общего

уровня их культуры, воспитанности.

Чем раньше в процесс целенаправленного воспитания будут вовлечены будущие

менеджеры, тем больше шансов на развитие их мыслительно-познавательных,

эмоциональных качеств, которые во многом определяют нестандартность научных,

технологических, организационных решений. Поэтому проблема воспитания

молодежи в целом и, в особенности, ее части, определяющейся в

профессиональном управленческом плане, приобретает в настоящее время

чрезвычайную актуальность и является вместе с гуманизацией образования одной

из ведущих стратегий обновления всей педагогической работы.

3. Особую значимость проблема довузовского образования приобретает в связи с

совершенствованием всей системы профессиональной подготовки молодежи,

предусматривающей значительное улучшение деятельности вузов, их качественное

обновление. В соответствии с решениями Верховного Совета Украины по высшей

школе, в частности, Законом Украины "Про освіту" высшее образование должно

быть ориентировано на интересы социально-экономического развития, потребности

рынка труда.

Развитие эффективных форм экономического образования, совершенствования

учебно-воспитательного процесса, отвечающего современным международным

стандартам подготовки менеджеров, формирование высокого уровня их знаний и

профессиональных навыков - эти и другие задачи, стоящие ныне перед вузом

экономико-управленческого профиля будут решаться тем успешнее, чем

целенаправленнее будет проводиться предварительная профессиональная

подготовка, развитие, воспитание в системе довузовской работы, а также

осуществляться качественный отбор в вуз на основе профессиограмм,

тестирования, индивидуальных бесед, использования других методов.

4. Необходимость исследования условий и путей предварительной подготовки

будущих студентов управленческих факультетов обусловлена тем, что уровень

образования школьников по экономической, предпринимательской проблематике не

отвечает нынешним требованиям, а намеченные меры по базовой экономической

подготовке в школе внедряются в жизнь крайне медленно в силу определенных

причин (отсутствие учителей, учебников, программ и т.д.) Наличие же

небольшого числа экономических классов в общеобразовательных школах, лицеях,

колледжах проблему не решают. Еще хуже обстоит дело с базовым (начальным)

образованием по менеджменту. В Украине, по нашим данным, существует не более

20 учебных и внешкольных заведений (школ, отделений, факультетов, центров),

которые качественно вооружают будущих студентов управленческих вузов

первичными знаниями в области менеджмента (Киевская академия детского

предпринимательства “Деловые дети Украины”, Кировоградская школа юного

менеджера при областном детско-юношеском центре, факультет довузовской

подготовки ДонГАУ и др.). С учетом этих обстоятельств научный анализ

имеющейся практики довузовской работы и поиск рациональных форм экономико-

управленческого образования учащейся молодежи становится важнейшим

требованием к исследованию возможностей создания эффективной системы

подготовки будущих менеджеров.

5. Довузовская управленческая подготовка выступает актуальной научной

проблемой в едином контакте с профориентационной работой, требования к

которой в последние годы значительно возрастают. На необходимость расширения

такой работы давно нацеливает принявшая конвенцию МОТЮ “О профессиональной

ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских

ресурсов”, а аткже Кабинет министров Украины, одобривший “Конвенцию

государственной системы профессиональной ориентации населения”. К сожалению,

такая работа только начинается и затрагивает пока ученическую молодежь в

наименьшей степени. Поэтому требуется изучение различных направлений и

уровней профориентационной работы, и прежде всего в системе довузовской

подготовки с конкретной ориентацией и отбором в вуз в строгом соответствии с

паспортом профессии и моделью выпускника - будущего экономиста-менеджера.

Следовательно, необходимость теоретического и эмпирического анализа проблем

формирования и развития системы довузовской подготовки будущих менеджеров

вызвана как потребностями повышения роли человеческого фактора в проведении

глубоких социально-экономических преобразований в стране, так и необходимость

создания и всестороннего развития кадрового управленческого потенциала

рыночной экономики.

Часть 1. Теоретические и методологические основы исследования процесса

подготовки будущих менеджеров

Эффективность обучения в значительной мере зависит от всей совокупности

методов преподавания и воспитания, дидактики, которая составляет теорию

работы преподавателя, своеобразную меодику (технологию) обучения.

Характерными особенностями дидактики в подготовке менеджеров являются:

содержание понятия “субъект” и “объект” преподавания и воспитания;

содержание понятия “довузовская подготовка менеджеров”;

определение уровней и содержательно-организационных форм системы довузовской

подготовки.

Довузовская подготовка менеджеров в общем виде есть одна из новых форм

подготовительной работы, которая обеспечивает достижение оптимального уровня

общеобразовательных, экономических социально-психологических и управленческих

знаний личности, развитие интересов, потребностей и наклонностей ее

деятельности в сфере менеджмента.

В силу своей многоплановости, сложности, специфичности довузовская подготовка

требует системного подхода, всестороннего социально-экономического

обоснования, высокой организации в ее создании и развитии. Довузовская

подготовка будущих менеджеров сможет играть позитивную роль при условии

максимального использования преимуществ складывающихся новых экономических

отношений, рынка труда, а также достаточно высокого интеллектуального,

творческого потенциала молодежи, положительных в целом традиций системы

образования, механизма взаимодействия средней и высшей школы.

Высокий образовательный и первичный профессиональный уровень, достигаемый в

системе довузовской подготовки, сознательный выбор профессии менеджера,

адаптированность к ней дает возможность молодежи повысить свою

конкурентоспособность, мобильность на рынке труда, уменьшить риск стать

безработным, добиться успеха в сфере общественного производства, частного

предпринимательства и услуг.

1. Раскрыть теоретические и методологические подходы к исследованию

проблемы первичного обучения и профессиональной подготовки будущих

менеджеров.

2. Дать анализ количественных и качественных показателей существующей

довузовской практики работы с молодежью по формированию кадрового потенциала

рыночных реформ.

3. Выявить и раскрыть основные направления и методику исследования системы

довузовского обучения и воспитания будущих управленцев.

4. Раскрыть условия и предпосылки создания системы довузовской подготовки,

содержательно-организационные формы ее функционирования.

5. Определить роль, место и эффективность довузовского обучения в

непрерывной системе подготовки менеджеров.

6. Раскрыть основные направления и пути совершенствования управления

системой довузовской подготовки.

7. Разработать практические рекомендации по профессиональной ориентации,

отбору, адаптации и развитию управленческих задатков в процессе начального

экономико-управленческого образования и воспитания.

Часть 2. Уровни и содержательно-организационные

формы системы довузовской подготовки

Подбор учебных дисциплин должен соответствовать тем основным представлениям о

деятельности менеджера, на которые идет ориентация при отборе слушателей на

факультете. Кроме того, он должен способствовать созданию определенной

деловой и творческой атмосферы, где наряду с совершенствованием и

приобретением новых знаний и навыков, должно утвердиться решение о правильно

сделанном жизненном выборе. Накопленный нами опыт позволил выделить основные

составляющие этого процесса. Во-первых, это четкое выяснение и даже вплоть до

схематизирования (поскольку схема всегда позволяет представить процесс более

наглядно и целостно) об основных гранях профессии. Во-вторых, рациональная

организация предметных направлений и осуществление связей между предметами.

Таким образом, чтобы реализовать оба требования, упорядочим наши

представления о профессии менеджера, используя схему И.И.Винокурова (1994,

с.6), а затем, рассуждая о назначении и сути основных учебных курсов,

определим их необходимость для теоретической подготовки будущих

руководителей.

Схематично, деятельность менеджера можно отобразить с.о.:

Реферат: Социально-педагогические аспекты подготовки будущих менеджеров через довузовские структуры Волевой человек Пользователь

Реферат: Социально-педагогические аспекты подготовки будущих менеджеров через довузовские структуры руководитель, организатор информацией

Реферат: Социально-педагогические аспекты подготовки будущих менеджеров через довузовские структуры Реферат: Социально-педагогические аспекты подготовки будущих менеджеров через довузовские структуры Реферат: Социально-педагогические аспекты подготовки будущих менеджеров через довузовские структуры Менеджер

Душа коллектива Знаток Интеллектуал и

производства культурный человек

Согласно указанным направлениям и ведется подготовка менеджеров.

Первое направление включает группу предметов, которые знакомят с основами

экономики: основы рыночной экономики, введение в микро- и макроэкономику,

основы экономических знаний, основы бухгалтерского учета и аудита, основы

экономики фирмы международная система бухучета и аудита, основы маркетинга,

начала менеджмента, основы рекламы.

Второе направление заключается в обучении будущих менеджеров приемам

получения и использования информации. Сюда отнесем такие предметы как:

персональный компьютер и документирование управленческой деятельности,

стенография.

Третья группа предметов объединяет введения в специальности производственного

и непроизводственного менеджмента, менеджмента внешнеэкономической

деятельности предприятий, административного и природоохранного менеджмента,

маркетинга, финансов и кредита.

Четвертое направление учебной деятельности факультета должен сформировать

так называемый культурный пласт менеджера. Поэтому среди предметов этого

цикла - иностранный язык, украинский, основы государства и права, введение в

культурологию.

Пятый цикл предметов должен помочь менеджеру в создании своего личного

имиджа. Поэтому к нему относятся такие предметы, как основы ораторского

мастерства, основы психологических знаний, общение и этикет, общая физическая

подготовка.

Часть 3. Развитие форм и методов профориентации

будущих менеджеров

Специфика профессиональной ориентации к менеджменту определяется уже

особенностями самой профессии. Ведь не существует менеджера вообще, он

работает в конкретной сфере по организации производства, оказанию услуг,

организации досуга и быта и т.д. Поэтому школьники, выбирающие профессию

менеджера, берут на себя задачу не только изучать деятельность по управлению

определенной сферой хозяйственной жизни, но и, прежде всего, - все,

связанное с выполнением функций руководителя, организатора, работника,

ставящего цели перед коллективом и обеспечивающего их достижение,

мотивирующего эффективную работу других и контролирующего ее.

Специфика профориентации в стенах вуза состоит также и в том, что к нам

приходят абитуриенты, в общих чертах определившиеся с будущей специальностью

(будущий врач не идет готовиться к поступлению в экономическом вузе, а

будущий строитель в медицинском). Не останавливаясь подробно на

хрестоматийных задачах профессиональной ориентации, отметим, что

концептуально задача довузовской подготовки заключается не в отборе самых

лучших абитуриентов в число студентов, а в создании адекватных условий для

раскрытия творческого потенциала и талантов каждой личности. То есть важным

является не столько соответствие школьника, пришедшего в довузовскую

подготовку требованиям профессиограммы менеджера или юриста, сколько его

способность к обучению по предлагаемым программам, а также степень

заинтересованности в дальнейшей учебе в выбранном вузе.

Некоторые исследователи оценивают такую работу как создание мотивационной

среды и предупреждают об опасности получения учащимися неадекватного

впечатления о вузе, если в процессе мотивирования умалчивается о недостатках

качества преподавания или организации учебного процесса.

По нашему мнению, одним из путей решения этой проблемы с возможностью

получения начального экономического образования можно считать деятельность

факультета довузовской подготовки Донецкой государственной академии

управления (ДонГАУ).

Преподаватели и сотрудники факультета решают следующие задачи: выявление и

развитие специальных качеств и склонностей для работы в управленческой сфере;

организация учебно-воспитательного процесса для получения первичных знаний и

практических навыков в сфере менеджмента и маркетинга; обеспечение целевой

подготовки наиболее одаренных детей для поступления в академию на льготных

условиях.

Первым этапом знакомства с будущими слушателями становится собеседование.

Однако если в производственной или коммерческой фирме собеседование

используется как инструмент отбора персонала, помогающее в значительной мере

оценить такие важные качества претендента как компетентность,

предприимчивость, самоорганизованность, личностные параметры, потенциальную

полезность для фирмы, то собеседование в системе довузовской подготовки имеет

целью выявить основные психические характеристики личности и спрогнозировать

их динамику к появлению лидерских качеств или наоборот.

Способности и склонности к управленческой деятельности выявляются также с

помощью системы психологических и образовательных тестов. В отличие от

собеседования, результаты тестов не отражают перспективу развития

способностей и склонностей ребенка, но позволяют определить его “стартовый”

потенциал. Прежде всего, диагностируются такие характеристики личности как

мотивированность, направленность, а также динамические психические качества

(внимание, память, мышление, речь). Умения и навыки слушателей довузовской

подготовки оцениваются по трем компонентам: по результатам индивидуального

тестирования, по результатам самооценки слушателя, по результатам

характеристики классных руководителей. Каждый год результаты тестов

подтверждают незначительные расхождения между общей оценкой, сделанной на

факультете и в общеобразовательной школе; и значительные отклонения (в

сторону увеличения) между названными оценками и самооценкой учащегося. Первое

расхождение объясняется неравномерностью уровня преподавания и

неравнозначностью требований в современных школах. Второе - неадекватным

восприятием собственной личности и собственных возможностей, что прежде всего

связано с возрастом и недостаточной опытностью школьников.

Далее следует работа, направленная на развитие определенных групп качеств:

профессионально-деловых, административно-организаторских, социально-

психологических, моральных. Этому способствует особым образом организованная

программа подготовки, которая, помимо общеобразовательных и экономических

дисциплин включает практический менеджмент, участие в научно-

исследовательской деятельности, настоящем бизнесе.

Практический менеджмент (“Ролевая практика”) базируется на имитационной

модели поведения менеджера, формально выраженной в перечне ролей,

предлагаемых учащемуся для исполнения в течение определенного времени. При

этом его задача участника “Ролевой практики” состоит в том, чтобы

познакомиться, “примерить” на себя и выбрать роль, психологически наиболее

комфортную и перспективную. Это дает возможность приобрести определенный

социально-психологический статус, который потом надолго закрепляется за

личностью и определяет ее дальнейшие поступки. В ходе освоения различных

менеджерских ролей (менеджер по науке, менеджер по культуре, администратор по

этике и культуре поведения, менеджер-координатор бизнес-практики)и т.д.

Будущие студенты управленческого вуза учатся завоевывать внимание аудитории,

исполнять посильные задания по организации вечеров, деловых встреч,

конкурсов, экскурсий, овладевают первичными навыками профессиональной

управленческой деятельности.

В дальнейшем, во время учебы в академии, приобретенный социально-

психологический статус, как правило, усваивается и закрепляется, а студент,

прошедший ролевую практику на довузовском этапе, затрачивает значительно

меньше усилий для его поддержания, что позволяет направить активность на

профессиональную подготовку.

На факультете также созданы благоприятные условия для привлечения слушателей

к процессу научного поиска. Эффективными формами этой работы являются

подготовка рефератов и участие во Всеукраинском бизнес-турнире “Экономическая

эрудиция”, а также в конкурсах-защитах научно-исследовательских работ,

которые проводятся в рамках Малой академии наук школьников. Под руководством

преподавателей слушатели готовят работы по экономике, маркетингу,

менеджменту, где не только глубоко анализируют общетеоретические положения,

но представляют опыт практической деятельности фирм и предприятий.

Конкурсы, турниры, конференции по экономике, менеджменту, другим дисциплинам

вуза дополняются выставками творческих работ слушателей, выпусками

факультетской газеты, праздничными вечерами и концертами. Решение этих

вопросов организации работы на факультете способствует развитию у будущих

студентов творческого мышления, желания заниматься научной работой,

стимулирует активность научно-познавательной и практической деятельности.

Освоение перечисленных видов работ требует значительных эмоциональных и

интеллектуальных затрат, что ведет к резкому увеличению психологической

нагрузки на школьников. Поэтому тренировка и развитие таких качеств как

стрессоустойчивость, эмоциональная устойчивость могут и должны обеспечиваться

в процессе воспитания юных менеджеров. Программы экономических и

управленческих дисциплин, предлагаемых на факультете, предполагают

обязательное проигрывание и анализ проблемных ситуаций в процессе деловых

игр, а также психологическую коррекцию личности с установкой на приобретение

стереотипов управленческого поведения.

Приведем некоторые утверждения, применяемые обучаемыми в их учебной практике.

1. “Прежде чем дать эмоциональную оценку событию, я должен реально оценить

его причины и следствия”.

2. “Я привык наблюдать за собой и всегда знаю, когда необходимо расслабиться”.

3. “Я умею рационально использовать свое время. В моем распорядке есть место

и для отдыха, и для работы”.

4. “Я понимаю радость неудачи”.

Можно поспорить, что данные схемы утверждения, предполагая выработку навыков

самоконтроля, иногда могут выступать в условиях неразвитого эмоционального и

морального сознания как негативный фактор. Однако овладение любой профессией

сопровождается усвоением определенного набора аксиом; и чем оно успешнее, тем

успешнее практическая деятельность. Специфика профессии менеджера состоит в

умении реализовывать управленческие ситуации с целью повышения прибылей

организации, интересы которой он представляет. И эффективность его работы

будет тем выше, а личное удовлетворение от работы тем полнее, чем большее

количество стереотипов управленческого поведения в нем заложено и успешно

реализуется в процессе профессиональной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Необходимость коренного реформирования образования в соответствии с новыми

экономическими отношениями актуализирует необходимость практических

исследований в области подготовки специалистов для той или иной

профессиональной сферы деятельности. Одним из таких исследований является

анализ системы довузовской подготовки, как этапа в становлении личности

школьника и адаптации к будущей профессии. В этой связи становится

необходимой разработка социально-педагогического аспекта подготовки будущих

управленцев, с учетом того, что практика довузовской подготовки опережает

теорию.

Важным является также вопрос определения методологии довузовского

образования, в особенности довузовской подготовки будущих управленцев, что в

известной степени делает данное исследование оригинальным. В настоящей работе

сделана попытка теоретического обоснования концепции довузовского

образования, а также определения дальнейших его перспектив через развитие

новых форм и методов профориентационной работы со школьниками.

В скором времени, ощутимые преимущества перед конкурентами будут иметь те

учебные заведения, которые сейчас вложат или уже вложили необходимые средства

в создание подготовительных структур, которые помогут не только правильно

определить наиболее подходящую сферу деятельности, но и адаптировать будущих

студентов к требованиям и программам подготовки специалистов. А также те,

которые в отборе студентов будут использовать теорию управления персоналом,

элементами которой являются кадровый менеджмент и маркетинг образования.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Борисова Е.М., Логинова Г.П., Мдивани М.О. Диагностика управленческих

способностей./ Вопросы психологии. - № 2. - 1997. - С.112-121.

2. Бурега В.В., Костина Л.Н., Можаровский В.А., Симченко Г.В. Факультет

довузовской подготовки: становление, развитие, перспективы. - Донецк: ДонГАУ,

1998 - 40 с.

3. Гамаюнов В.Г., Можаровский В.А. Дидактика и формирование менеджера. /

Материалы международной научной коференции. 30-31 октября 1997 года. -

Донецк, 1997. - С. 126-127.

4. Донецька державна академія управління. Факультет довузівської

підготовки. Концепція та програма діяльності факультету. - Донецьк, 1994.

5. Конева Е., Кукушкин В., Плаксина О. Абитуриент и профессиональная

ориентация. // Высшее образование в России. - №4. - 1996. - С. 47-51

6. Концепція профорієнтації учнівської молоді.// Психолого-педагогічні

новини. - Липень-серпень, 1994 р. - С. 5, 7.

7. Можаровский В.А. Система подготовки будущих менеджеров в довузовских

формах подготовки / Материалы международной научной коференции. 30-31 октября

1997 года. - Донецк, 1997. - С. 132-133.

8. Можаровский В.А., Бурега В.В. Некоторые социально-педагогические аспекті

довузовской подготовки будущих менеджеров. / Материалы международной научной

коференции. 30-31 октября 1997 года. - Донецк, 1997. - С. 134-135.

9. Практическая психология для менеджеров. - М.: “Филин”, 1996. - 368 с.

10.Розанов В.В. Психология управления. - М.: “Бизнес-Школа “Интел-Синтез”,

1997. - С. 97-109

11.Якокка Л. Карьера менеджера. - Минск, 1996.



(C) 2009