Научная Петербургская Академия

Реферат: Система образования США

Реферат: Система образования США

Министерство Высшего образования Российской Федерации

Сыктывкарский Государственный Университет

Кафедра Педагогики

РЕФЕРАТ

по педагогике

Тема: Система образования в США

Преподаватель: Краева И.Ю.

Выполнил: Ворохиб П.И.

СЫКТЫВКАР 1999

Оглавление.

Введение

..................................................3

Система

образования в США .................................4

Заключение

...............................................14

Список литературы ........................................15

Введение.

В данном реферате я попытаюсь рассмотреть

систему образования США, сравнить ее с Российской системой.

Система образования США.

Американская система университетского образования очень сильно отличается

от нашей. Она создавалась в стране с культурой и традициями, отличающимися

от наших, в других социально-экономических условиях. Вместе с тем в последнее

время у нас в стране появилось много желаю­щих перенести эту систему в наши

университеты. Разумеет­ся, в американской системе есть много такого, что не

мешало бы нам заимствовать. Однако далеко не все, пусть даже и очень хорошее

для их условий, подходит для нас. И дело здесь не только (и не столько) в

экономических при­чинах, сколько в соответствии с другими основными

эле­ментами системы образования, сложившейся в нашей стране, - системы,

которая высоко ценится во всем мире, в том числе и в США. В то же время

американская система иногда чрезмерно идеализируется, а иногда, наоборот, как

гово­рится, отвергается в корне. И то и другое происходит, по-видимому, от

недостаточного сравнительного анализа нашей и американской систем высшего

образования.

Представляется уместным рассказать про американскую систему высшего

образования более подробно. При этом мы не будем говорить о ее недостатках,

оставляя, в частно­сти, в стороне вопрос об уровне подготовки выпускников

большинства американских университетов. Нам интересен лишь положительный

опыт, реализующийся преимущественно в ведущих университетах США.

В США продолжительность обучения в средней школе составляет в целом 12 лет. В

американские вузы поступают выпускники полных средних школ, имеющие дипломы

об окон­чании старшей средней школы. По стандартам, принятым, например, в

Великобрита­нии, американский документ о полном среднем образовании

приравнивается к английскому сертификату общего образо­вания обычного уровня,

не дающему в Великобритании права поступления в университеты. Для этого в

британских сред­них школах надо заниматься еще 2 года и получить серти­фикат

общего образования повышенного уровня. Поэтому обладатель американского

диплома об окончании средней школы должен проучиться еще 1-2 года в колледже,

прежде чем поступать в британские университеты. Этим, очевидно, объясняется

то, что в Великобритании собственный выпуск­ник средней школы обучается на

первую академическую сте­пень (обычно бакалавра) по естественным и

гуманитарным наукам 3 года, а в США собственный выпускник средней школы

получает такую же степень через 4 года.

Обучение в американских вузах ведется по трем ос­новным уровням с разным

содержанием и назначением.

Первые четыре года (или эквивалентный период вре­мени в системе заочного

обучения) высшего образования в США называются первой ступенью и завершаются

присвоением степени бакалавра. Слово «колледж», хотя и с определен­ными

оттенками, чаще всего означает либо учебное заведе­ние, присуждающее лишь

степень бакалавра (или, возможно, магистра, но не доктора), либо первый этап

обучения в университете, т. е. первые 4 года университетского обра­зования.

Обучение на первой ступени, завершаемое присвоением степени бакалавра,

ведется в широком диапазоне и не ори­ентировано на какое-либо

профессиональное занятие. При этом присваиваются степени бакалавра искусств

или бакалавра наук. Однако имеет место и обучение на степень ба­калавра с

профессиональной направленностью.

Учебный план для подготовки на первую академическую степень (обычно

бакалавра) в общеобразовательных коллед­жах рассчитан на 4 года, хотя

отдельные вузы в порядке эксперимента стараются этот срок уменьшить, в первые

2 года изучаются общеобразовательные предметы: английский язык, иностранные

языки, гуманитарные дисциплины, мате­матика, естественные науки и компьютеры.

Обычно в конце второго года обучения студенты должны назвать дисциплины для

своего дальнейшего углубленного изучения, после чего с помощью своих

преподавателей-консультантов намечают более специализированные учебные

программы.

Обучение на степень бакалавра ведется по трем груп­пам курсов: базовые курсы,

дающие общее образование в различных областях, основные курсы и курсы по

выбору. В течение первых двух лет обучения студенты изучают базо­вые курсы,

вводные курсы в свои основные области знаний и некоторые селективные курсы. В

течение последних двух лет студенты занимаются, главным образом, основными

кур­сами, а также некоторыми курсами по выбору, которые до­полняют или

углубляют их знания по основным курсам.

Обычно студент занимается по четырем или пяти кур­сам в течение одного

семестра. В зависимости от колледжа и структуры выбора студентами курсов от

10 до 25 процен­тов курсов являются чисто факультативными; их посещение

позволяет студентам знакомиться с различными интересую­щими их отраслями

знаний, часто еще до момента выбора своей будущей специализации и связанных с

ней основных предметов соответствующего учебного плана. Кроме того, наличие

большого числа факультативов дает возможность осваивать области, которые

студентам вряд ли когда-нибудь придется изучать в рамках формальной

программы.

Обучение на второй ступени (на степень магистра) ведется по программе,

ориентированной на специализиро­ванную практическую деятельность в различных

областях. Лица со степенью бакалавра для получения степени магист­ра по

какой-либо специальности обычно должны учиться 2 года, хотя кое-где имеются и

одногодичные курсы на сте­пень магистра. Наряду со степенями по определенной

спе­циальности, могут присуждаться и непрофессиональные или научно-

исследовательские магистерские степени. Для полу­чения степени магистра

требуется написать диссертацию.

Высшей ступенью образования в США является докто­рантура. Она предполагает

специализированное обучение и самостоятельное научное исследование в

избранной области знаний.

Степень доктора философии обычно присваивается об­ладателям степени бакалавра

при условии обучения и про­ведения научных исследований в течение 4 или 5

лет. В первые два года аспирант изучает соответствующие курсы, после чего

сдает по ним квалификационный экзамен. В по­следующем он пишет диссертацию,

которую представляет к защите для получения степени доктора философии.

Главным элементом учебного процесса является лек­ция. Для усвоения и

закрепления изложенного в лекциях материала студенческие потоки часто

разделяют на дискус­сионные группы по 15-30 человек. Каждая группа

встреча­ется один или два раза в неделю и под руководством преподавателя или

аспиранта обсуждает вопросы, изложен­ные в лекции, и представляет выполненные

задания.

По некоторым предметам студенты объединены в немно­гочисленные группы.

Ведущие с группой занятия преподава­тели встречаются со студентами несколько

раз в неделю для чтения лекций, проведения дискуссий и контроля зна­ний.

Студенты периодически представляют рефераты, отчеты и отвечают на вопросы,

что позволяет следить за усвоени­ем ими учебного материала. Во многих вузах

преподаватели требуют обязательного посещения занятий и принимают меры

воздействия на пропускающих их. Однако в целом ряде ву­зов практикуется

свобода посещений занятий студентами. В большинстве случаев даже на второй

ступени обучение осу­ществляется на базе учебных курсов (дисциплин),

препода­ваемых профессорами (часто с ассистентами) группам студентов (от

5-6 до нескольких сотен человек), которые собираются для формальных занятий

на определенное коли­чество часов в неделю (3-4 или немного больше) в течение

семестра (около 15 недель).

Студенты выполняют письменные задания и, как прави­ло, сдают экзамены -

иногда несколько раз - для получе­ния окончательной оценки по курсу. Степени

присваиваются при получении курсовых зачетов, причем предусматривает­ся, что

одни должны быть сданы по основным дисциплинам, т. е. по специальности,

другие - по ряду курсов, которые зачастую содержат вводный теоретический или

иллюстратив­ный материал по основным принципам или теоретическим системам в

широких областях знаний, например в литературе и искусстве, математике и

естественных или обществен­ных науках.

Американские студенты обычно не подвергаются все­сторонним экзаменам и

никаким иным образом не «отчитываются» за знания, которые уже удостоверены

как «усвоенные», исходя из удовлетворительной оценки по кон­кретному курсу.

Даже на второй ступени, где всеобъемлю­щие экзамены и диссертации нередко

являются ключевыми факторами обучения, предварительно требуется пройти

оп­ределенное число курсов и набрать в совокупности необхо­димое количество

«зачетных единиц» (типичный курс оценивается в 3-4 единицы на основании

количества часов формального обучения в неделю).

Важной характеристикой метода накопления курсовых зачетов, подтверждающих

усвоение определенного объема знаний, является допустимость временного

прекращения учебы студента и возобновления ее на более позднем этапе или

перевода студента из одного учебного заведения в другое при условии, конечно,

что накопленные им в про­шлом зачеты действительны при поступлении в это

учебное заведение или при возобновлении учебы.

Обучение в исследовательской школе, вершина которо­го - степень доктора

философии (PhD), осуществляется в основном приблизительно в 200 ведущих

университетах; почти все из них имеют также обширные программы подго­товки

бакалавров. Обычно на одни и те же отделения и фа­культеты возложена

ответственность, как за преддипломное, так и последипломное (т. е. второй

ступени) образование, и профессора, получающие вознаграждение, главным

обра­зом, за научную работу и обучение студентов в исследова­тельской школе,

могут одновременно преподавать на одном-двух курсах колледжа; но, разумеется,

их внимание сосредоточено, прежде всего, на курсах последипломного

образо­вания, работе с диссертантами и (особенно в области естественных

наук) на руководстве аспирантами с доктор­ской степенью. Даже многие из тех

американских университетов, ко­торые не придерживаются строго селективного

подхода при наборе студентов и располагают значительными финансовыми

ресурсами и политическим влиянием, оставаясь доступными и не элитарными на

первой ступени, тем не менее создали на базе тех же самых профессорско-

преподавательских и административных структур ряд наиболее известных в мире

селективных и явно элитарных программ на уровне второй ступени и

исследовательских институтов.

Научные исследования - специальная сфера деятельно­сти скорее университетов,

чем колледжей, особенно когда речь идет о дорогостоящих исследованиях (в

частности, в области физических и биомедицинских наук), требующих со­лидной

материально-технической базы, участия студентов, как минимум, со степенью

бакалавра и наличия критической массы более или менее одинаково

подготовленных ученых. Как правило, они финансируются частично за счет

субсидий различных фондов или правительственных учреждений.

Исследования могут поглощать часть или все время ученого-преподавателя (в

последнем случае он освобожда­ется от ведения курса), хотя профессор обычно

продолжает заниматься с аспирантами и работающими над диссертацион­ными

изысканиями, а также руководит работой молодых уче­ных с докторской

степенью. Американские университеты выпускают в год сейчас приблизительно

38 тысяч специали­стов со степенью доктора философии.

Отметим еще некоторые особенности американских уни­верситетов.

Общегуманитарное образование не заканчивает­ся в школе. Поэтому студенты-

естественники в качестве обязательных должны изучать некоторые гуманитарные

пред­меты (и часто языки), а студенты гуманитарных факультетов — некоторые

предметы естественнонаучного цикла (часто математику).

Контроль знаний студентов является многоступенчатым и, как правило, включает:

а) короткие опросы 4-6 раз в семестр во время семинарских занятий; б)

письменные эк­замены 2-3 раза в семестр, проводимые для потока в лек­ционных

аудиториях; в) семестровые экзамены. Оценка за семестр выставляется с учетом

всех форм промежуточного и итогового контроля как средняя взвешенная. Таким

обра­зом, студент, который в течение семестра характеризовал­ся прохладным

отношением к изучению предмета, а на семестровом экзамене сумел получить

высокую оценку, не получит этой высокой оценки за работу в семестре в це­лом.

Представляется, что этот порядок является всегда целесообразным, и следует

изучить возможность его вне­дрения в учебный процесс нашего университета.

Требовательность на экзаменах довольно высока. Выс­шей оценкой является

«А», следующими положительными оценками являются «В», «С», «D», а

непроходной (неудовлетворительной) оценкой является «F». Типичное

распределение оценок, например, по физике за ряд лет вы­глядит следующим

образом: А- 10, В- 10, С - 40, D - 25 и F-15 процентов соответственно.

Нетрудно видеть, что высшие оценки удается получить лишь небольшому числу

студентов. Процент неудовлетворительных оценок также до­вольно высок.

Дипломы с отличием имеются во многих университетах, но не во всех. Для

получения диплома с отличием недоста­точно хорошо учиться. Необходимо изучить

некоторые кур­сы, которые специально объявляются как курсы для дипломов

с отличием. Например, в университете Беркли для получения диплома с отличием

по физике необходимо изу­чить курс теоретической физики примерно

аспирантского уровня.

Как известно, диплом с отличием в наших университе­тах выдается только на

основе оценок по изученным кур­сам. Не является ли целесообразным дополнить

требование по оценкам требованием успешного изучения определенных

дополнительных курсов более высокого уровня в сравнении с курсами, которые

сдают студенты, получающие обыкновен­ный диплом?

Главное в подготовке студента в университетах США ─ выработка навыков

самостоятельного творческого мышления и широкого кругозора на основе

современных представле­ний.

В связи с этим в ряде общих курсов изменяют тради­ционный исторический

порядок изложения материала «от простого к сложному», вводят студента с

самого начала в круг современных идей данной области науки. Таков курс общей

физики Массачусетского технологического института, где делается попытка

Формирования у студентов на началь­ных этапах обучения представлений о

строении физического мира на основе концепций теории относительности и

кван­товой механики. В общем курсе биохимии (для медицинских колледжей)

отказываются от последовательного изложения свойств биоорганических

соединений на основе их класси­фикации. В основу кладется функциональный

подход, при котором сразу рассматриваются основные метаболические процессы,

а механизмы отдельных реакций и молекулярные свойства участвующих в них

соединений раскрываются по ходу изложения этого материала. Одна из тенденций

состоит в таком планировании про­грамм, при котором можно давать часть общих

курсов по биологии, химии, геологии после прохождения цикла Фунда­ментальных

физико-математических дисциплин, чтобы осве­тить ряд общих вопросов с

использованием методов физики и математики уже на уровне общего образования.

В некоторых университетах вводятся специальные за­нятия по обучению студентов

элементам логики творческого научного мышления. Делается это путем летального

разбора специально подобранных оригинальных научных статей и подробного

обсуждения сопутствующего теоретического ма­териала. Цель обсуждения состоит

в том, чтобы студенты, изучая фактический материал, полученный автором,

сами пришли к определенным научным выводам и решили вопрос о дальнейших

экспериментах. Опыт показал, что после прове­дения соответствующих регулярных

занятий (по три часа в неделю) студенты успешно ориентируются в проблемах

моле­кулярной генетики.

В проведении лабораторных занятий отказываются от необходимости

иллюстрировать на практикуме все основные разделы соответствующего

Фундаментального курса. Счита­ется, что в свете современных требований к

качеству спе­циалиста основная цель - выработать у студента, начиная с

младших курсов, способность творчески и самостоятельно применять основные

положения теории. Число заданий со­кращается, зато выполнение каждого при

консультации пре­подавателей включает самостоятельный выбор аппаратуры и

обоснование метода, определение последовательности экс­периментов и

всесторонний анализ данных с учетом возмож­ных ошибок. В конце занятий

проводятся практические экзамены.

Заключение.

Таким образом, я кратко рассмотрел систему образования в США, разобрал ее

основные особенности и принципы. Однозначного ответа по поводу того, какая

система образования лучше у меня нет, поскольку я считаю, что в каждой есть

доля хорошего и плохого и что в случае построения лучшей системы образования

стоит скомбинировать различные системы.

Список литературы.

1. Различные статьи и доклады из журналов и газет.

2. Мнения учащихся, обучающихся в США по обмену.



(C) 2009