Научная Петербургская Академия

Реферат: Система коррекционной помощи детям с отклоняющимся развитием

Реферат: Система коррекционной помощи детям с отклоняющимся развитием

СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ РАЗВИТИЕМ

Своевременная систематическая психолого-медико-педагогичес­кая помощь

дошкольникам с нарушениями в развитии, консуль­тативно-методическая поддержка

их родителей, социальная адап­тация ребенка и формирование у него предпосылок

к учебной де­ятельности осуществляются в системе образования, здравоохранения

и социальной защиты. В системе образования педагогическая помощь этим детям

реа­лизуется в разных организационных формах.

Дети с отклонениями в развитии воспитываются в дошкольных образовательных

учреждениях и в учреждениях «Начальная школа - детский сад» трех видов:

1. компенсирующего, предназначенного для обучения детей с теми или иными

отклонениями в развитии;

2. комбинированного, имеющего как группы (классы) для нор­мально

развивающихся детей, так и группы (классы) компенси­рующего вида;

3. общеразвивающего вида в условиях интегрированного (совмест­ного с

нормально развивающимися детьми) обучения при обязатель­ной коррекционной

поддержке ребенка с отклонениями в развитии.

Дошкольники с отклонениями в развитии, воспитывающиеся в домашних условиях,

могут обучаться в группах кратковременного пребывания при учреждениях

компенсирующего и комбинирован­ного вида, при дошкольных отделениях (группах)

специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Коррекционная поддержка дошкольников с отклонениями в развитии осуществляется

также:

1. в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в пси­холого-

педагогической и медико-социальной помощи в условиях разновозрастных

воспитательных групп для детей дошкольного возраста в центрах диагностики и

консультирования, психолого-медико-социального сопровождения, психолого-

педагогической реабилитации и коррекции и др.;

2. в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей,

нуждающихся в длительном лечении в условиях групп для детей дошкольного

возраста;

3. в учреждениях дополнительного образования: центры дополни­тельного

образования детей, детские оздоровительные центры раз­личного профиля и др.

Комплектование ДОУ (групп) компенсирующего вида и учреж­дений «Начальная

школа - детский сад» компенсирующего вида, групп кратковременного пребывания

для детей с отклонениями в развитии, дошкольных отделений (групп) специальных

(коррек­ционных) школ, школ-интернатов, детских домов для детей-си­рот и

детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляет­ся постоянно

действующими психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК). Вопросы

перевода ребенка в то или иное учреждение (группу), его направления в ДОУ

общеразвивающего вида или учреждение «Начальная школа - детский сад» также

на­ходятся в компетенции ПМПК.

Дошкольники с отклонениями в развитии направляются в об­разовательные

учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-

социальной помощи, ПМПК и другими организациями системы образования,

здравоохранения и социаль­ной защиты по согласованию с родителями (законными

предста­вителями ребенка).

Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа комплектуются

органами здравоохранения.

В учреждения дополнительного образования дошкольники с отклонениями в

развитии принимаются по желанию родителей и по рекомендации специалистов.

Воспитание и обучение дошкольников с отклонениями в раз­витии в дошкольных

учреждениях (группах) компенсирующего вида, в учреждениях «Начальная школа -

детский сад» компенси­рующего вида, в дошкольных отделениях (группах)

специальных (коррекционных) учреждений, в группах кратковременного

пребы­вания осуществляются в соответствии со специальным учебным планом и

программами, в том числе и лицензированными автор­скими. В данных учреждениях

создается предметно развивающая среда, отвечающая особенностям развития

дошкольников с теми или иными отклонениями в развитии. Воспитание и обучение

де­тей осуществляется специально подготовленными учителями-дефектологами,

воспитателями, музыкальными руководителями и инструкторами по физическому

воспитанию.

Таким образом, ребенок с отклонением в развитии может обу­чаться как в условиях

специализированных (компенсирующего или коррекционного вида), так и в условиях

интегрированного (со­вместного с нормально развивающимися детьми) воспитания.

Интеграция дошкольников с отклонениями в развитии возможна при соблюдении

следующих условий:

1. осуществление ранней (с первых недель жизни) коррекции от­клонений в

развитии и формирование компенсаторных механиз­мов;

2. обеспечение обязательной коррекционной помощи каждому ре­бенку,

воспитывающемуся в условиях общеобразовательного уч­реждения;

3. наличие медико-педагогических обоснований при выборе той или иной модели

интегрированного воспитания.

Интеграция не противопоставляется системе специального об­разования, а

выступает как одна из форм внутри системы. Интег­рация — модель специальной

педагогики; интегрированный в об­щеобразовательную среду ребенок с

отклонением в развитии ос­тается под ее патронатом: он либо воспитывается в

специальной группе при дошкольном учреждении комбинированного вида, либо

обязательно получает коррекционную помощь, воспитыва­ясь в группе вместе с

нормально развивающимися детьми. Мож­но считать, что интеграция сближает две

образовательные системы — общую и специальную, делая проницаемыми границы

межу ними.

В учреждениях комбинированного вида с учетом уровня развития и индивидуальных

особенностей развития детей интеграции должна осуществляться в различных ее

формах:

1. комбинированная интеграция. Дети с уровнем психофизической и речевого

развития, соответствующим или близким возрастав! норме, самостоятельно себя

обслуживающие, по 1 — 2 человек; воспитываются в массовых группах, получают

систематически коррекционную помощь учителя-дефектолога и педагога-

психо­лога;

2. частичная интеграция. Дети (1 — 2 человека), еще не способные наравне со

здоровыми сверстниками овладевать программными тре­бованиями, пребывают лишь

часть дня (например, его вторую по­ловину) в группе нормально развивающихся

сверстников;

3. временная интеграция, при которой воспитанники специаль­ной группы вне

зависимости от уровня психофизического и ре­чевого развития и навыков

самообслуживания объединяются ее здоровыми детьми не реже 1 — 2 раз в месяц

для проведения раз­личных мероприятий воспитательного характера (эта модель

ин­теграции может и должна реализовываться в образовательных уч­реждениях

компенсирующего вида, в дошкольных отделениях (груп­пах) специальных

(коррекционных) школ, школ-интернатов, детс­ких домов).

Реализация всех этих форм предполагает обязательное руковод­ство процессом

интеграции со стороны учителя-дефектолога и пе­дагога-психолога, которые

помогают в организации воспитания и обучения ребенка с отклонением в развитии

в коллективе здоро­вых сверстников.

Полная интеграция может быть эффективна для детей с откло­нениями в развитии,

которые по уровню психофизического и ре­чевого развития соответствуют

возрастной норме (или близки к ней), самостоятельно себя обслуживают и

психологически готовы к совместному со здоровыми сверстниками обучению. Такие

дети по 1 — 2 человека включаются в обычные группы общеразвивающего детского

сада учреждения «Начальная школа - детский сад», при этом они обязательно

должны получать коррекционную по­мощь либо по месту обучения, либо в группах

кратковременного пребывания дошкольного учреждения (группы) компенсирующе­го

вида или дошкольного отделения (группы) специальной (коррекционной) школы,

школы-интерната, либо в специализиро­ванных центрах, либо в поликлиниках по

месту жительства.

Осуществление разных форм интеграции детей с отклонения­ми в развитии в

коллектив обычных сверстников должно способ­ствовать социализации

дошкольников с особыми нуждами, а для нормально развивающихся детей должно

создать среду, в которой они начинают осознавать, что мир представляет собой

единое со­общество людей.

Целенаправленная работа по интеграции детей с отклонения­ми в развитии

является обязательным компонентом деятельности ДОУ как общеразвивающего и

комбинированного, так и компен­сирующего вида. Если перед специальными

дошкольными учреж­дениями (группами, отделениями) стоит задача осуществления

коррекционного воспитания и обучения дошкольников с отклонени­ями в развитии,

то перед общеразвивающими ДОУ и учреждени­ями «Начальная школа - детский

сад», в которые интегрированы отдельные дети с отклонениями в развитии,

оказываются прин­ципиально иные задачи:

1. педагогическое наблюдение и скрининг-диагностика, направ­ленные на

выявление дошкольников с подозрением на отклоне­ние в развитии;

работа с родителями таких детей с целью убеждения их в необ­ходимости

комплексного медико-психолого-педагогического об­следования ребенка;

2. постановка вопроса об обязательном обеспечении ребенка с отклонением в

развитии индивидуальными коррекционно-разви-вающими занятиями с учителем-

дефектологом, педагогом-психо­логом и другими специалистами (в условиях

учреждения или вне его). Занятия строятся с учетом особенностей развития

ребенка с тем или иным отклонением в развитии;

3. обеспечение индивидуального подхода к воспитанию и обуче­нию ребенка с

отклонением в развитии с учетом особенностей конкретных нарушений, в

соответствии с рекомендациями спе­циалистов: врача, учителя-дефектолога,

педагога-психолога;

4. обеспечение контакта между образовательным учреждением общего типа и

специалистами, оказывающими вне его коррекционную помощь ребенку с

отклонением в развитии;

5. работа с родителями ребенка с отклонением в развитии в целях обеспечения

единого подхода к его воспитанию и обучению, со­блюдения рекомендаций

специалистов, оказания помощи дош­кольнику в овладении программными

требованиями, рассчитан­ными на нормально развивающихся детей;

6. целенаправленное наблюдение за развитием ребенка с откло­нениями в развитии,

за его продвижением — с целью своевремен­ного решения вопроса об изменениях в

процессе его воспитания и обучения. Речь может идти а) о желательности

перевода дошколь­ника в специальное учреждение (группу); б) об

интенсификации коррекционно-развивающих занятий со специалистом, оказании в

ходе этих занятий помощи ребенку в овладении программными требованиями,

рассчитанными на нормально развивающихся до-школьников, о совершенствовании

материально-технической базы интегрированного воспитания; в) об оказании помощи

воспита­телям в организации обучения ребенка с отклонениями в разви­тии в среде

нормально развивающихся детей.

Создание специальных условий осуществляется в целях реше­ния комплекса

коррекционно-развивающих и образовательно-вос­питательных задач в процессе

динамического психолого-педагоги­ческого обучения и воспитания ребенка. При

этом соблюдаются следующие условия:

1. содержание воспитания и обучения направлено на амплифика­цию (обогащение)

развития детей младенческого, раннего и дош­кольного возраста;

2. задачи и содержание коррекционной работы с детьми учитыва­ют структуру,

степень и характер нарушений в развитии;

содержание и характер взаимодействия взрослых с детьми в разные периоды

детства различны;

3. материально-технические и медико-социальные условия, пред­метно

развивающая среда соответствуют образовательным и коррекционным задачам;

4. профессиональная подготовка специалистов направлена на ох­рану и

укрепление здоровья ребенка, его физическое и психичес­кое развитие,

коррекцию имеющихся у него отклонений. Кроме того, она должна постоянно

совершенствоваться и соответство­вать достижениям передовой науки и практики.

Список использованной литературы

1.Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика М., 2002 г.

2. Малофеев Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом М., 1996 г.



(C) 2009