Научная Петербургская Академия

Реферат: Проблема возрастных и индивидуальных особенностей развития личности

Реферат: Проблема возрастных и индивидуальных особенностей развития личности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ “ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ

КУПАЛЫ ”

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

РЕФЕРАТ

ПО ПЕДАГОГИКЕ

НА ТЕМУ:

ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

ВЫПОЛНИЛ СТУДЕНТ

2КУРСА 1ГРУППЫ

МАКСИМОВИЧ С.И.

ГРОДНО,2005

Содержание

Содержание. 2

Введение. 3

Особенности развития и воспитания младших школьников. 5

Особенности развития и воспитания, учащихся среднего

школьного (подросткового) возраста. 9

Особенности развития и воспитания старших школьников. 13

Индивидуальные особенности развития учащихся и их учет в процессе воспитания. 17

Заключение. 19

Список использованных источников. 20

Введение

Личностное разви­тие человека несет на себе печать его возрастных и

инди­видуальных особенностей, которые необходимо учиты­вать в процессе

воспитания. С возрастом связаны характер деятельности человека, особенности

его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления.

Вместе с тем каждому возрасту присущи свои воз­можности и ограничения в

развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти

наибо­лее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же

возможности этого периода в развитии мышле­ния и памяти не будут в должной

мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно

наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта попытки забегать

вперед, осуществляя физичес­кое, умственное и нравственное развитие ребенка

без учета его возрастных возможностей.

Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и умелого

учета возрастных и инди­видуальных особенностей детей в процессе воспитания.

Эти вопросы, в частности, ставили Я.А.Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, а позже

А.Дистервег, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и др. Более того, отдельные из них

разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности

воспитания, то есть учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта

идея и интерпретировалась ими по-разному. Коменский, например, в понятие

природосообразностъ вкладывал мысль об учете в процессе воспитания тех

закономернос­тей развития ребенка, которые присущи природе чело­века, а именно:

стремления к знанию, к труду, способно­сти к многостороннему развитию и т.д.

Руссо, а затем Толстой трактовали этот вопрос иначе. Они исходили из того, что

ребенок якобы от природы является существом совершенным и что воспитание не

должно нарушать это природное совершенство, а идти за ним, выявляя и развивая

лучшие качества детей. Однако все они сходи­лись в одном: нужно внимательно

изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них в процессе

воспита­ния.

Полезные идеи по данной проблеме содержатся в трудах П.П.Блонского,

Н.К.Крупской, С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и других ученых.

Крупская подчеркивала, что, если не знать особеннос­тей ребят и того, что

интересует их в том или ином воз­расте, нельзя хорошо осуществлять

воспитание.

В возрастной и педагогической психологии принято выделять следующие периоды

развития детей и школь­ников: младенчество (до 1 года), ранний

детский воз­раст (2—3 года), преддошколъный возраст (3-5 лет),

до­школьный возраст (5—6 лет), младший школьный воз­раст (6—10 лет),

средний школьный, или подростковый возраст (11—15 лет), старший школьный

возраст, или ранняя юность (15—18 лет).

Обратимся к краткой характеристике развития и вос­питания учащихся различных

возрастов, акцентируя внимание, во-первых, на их

анатомо-физиологическом развитии, во-вторых, на совершенствовании

психики и познавательной деятельности, и, в-третьих, на особен­ностях

их поведения.

Особенности развития и воспитания младших школьников.

Младший школьный возраст связан с обучением детей в начальных классах. К

этому времени их физическое развитие характеризуется важными особенностями: в

основном заканчивается окостенение черепа, закрываются роднички, оформляются

черепные швы и продолжается упрочение скелета в целом. Однако развитие и

окостене­ние конечностей, позвоночника и тазовых костей нахо­дятся в стадии

большой интенсивности. При неблагоп­риятных условиях эти процессы могут

протекать с боль­шими аномалиями (от греч.anomalia — отклонение от нормы).

Вредные влияния, в частности, могут оказывать физические перегрузки

(например, продолжительное письмо, утомительная физическая работа).

Неправильная посадка за партой во время занятий может привести к искривлению

позвоночника, образованию впалой груди и т.д.

Существенной физической особенностью младших школьников является усиленный

рост мускулатуры, уве­личение массы мышц и значительный прирост мышеч­ной

силы.

Антропометрические исследования показывают, что дети-семилетки в состоянии

поднять правой рукой от 9 до 12 кг, а десятилетние ребята поднимают 16—19 кг.

Повы­шением мышечной силы и общим развитием двигатель­ного аппарата

обусловливается большая подвижность младших школьников, их стремление к

беганию, прыжкам, лазанию и неумение продолжительное время пребывать в одной

и той же позе. В этой связи весьма важно практико­вать на занятиях различные

виды учебной работы (чере­довать письмо с чтением, с выполнением упражнений и

других практических занятий, применять наглядность, методы объяснения

сочетать с беседой и т.д.), проводить физкультпаузы (физкультминутки), в

теплое время зани­маться при открытых форточках или окнах, а в прохладную

погоду чаще проветривать классы и обеспечивать доста­точный приток свежего

воздуха в рекреационные (от лат. гесгеаtiо - восстановление сил) помещения и

коридоры. Необходимо также заботиться, чтобы дети могли поесть в школьном

буфете или столовой во время перемен, в хоро­шую погоду проводить с ними

прогулки или спокойные игры на свежем воздухе, а после занятий организовывать

экскурсии на природу, приучать их ежедневно дома за­ниматься утренней

гимнастикой и т.д.

Необходимым элементом санитарно-гигиенической работы в младших классах

является регулярное (не ме­нее одного раза в учебную четверть) проведение

медицинских осмотров, проверка веса ребят, слуха, зрения. Учителям также

следует иметь в виду, что, когда ребе­нок вдруг становится замкнутым или

сверх обычного по­движным, когда он с трудом сосредоточивается на вос­приятии

изучаемого материала, страдает забывчивостью и снижает качество успеваемости,

причины всех этих аномалий подчас могут быть связаны с физическим

не­домоганием и ухудшением состояния здоровья. В этих случаях нужно

своевременно обращаться за помощью к врачу.

Не менее важное значение имеют особенности разви­тия психики и познавательной

деятельности младших школьников. Существенным фактором в этом отношении

является связанное с развитием мозга совершенствова­ние их нервной системы.

Развитие головного мозга у младших школьников проявляется как в увеличении его

веса, так и в изменении структурных связей между ней­ронами (нервными

клетками). К концу младшего школь­ного возраста вес мозга достигает 1400—1500 г

и прибли­жается к весу мозга взрослого человека, при этом отно­сительно быстрее

других частей развиваются его лобные доли. Совершенствуются также

периферические нервные ответвления. Все это создает биологические предпосыл­ки

для развития нервно-психической деятельности ребят. У них усиливается

контроль сознания над поведением, развиваются элементы волевых процессов.

Отмечается также функциональное развитие мозга и, в частности, его

аналитико-синтетические функции. Происходят сдви­ги во взаимоотношениях

процессов возбуждения и тор­можения: процессы торможения усиливаются, однако

по-прежнему преобладающими в поведении остаются про­цессы возбуждения.

Интенсивное развитие нервно-пси­хической деятельности, высокая возбудимость

младших школьников, их подвижность и острое реагирование на внешние воздействия

сопровождаются быстрым утомле­нием, что требует бережного отношения к их

психике, умелого переключения с одного вида деятельности на другой.

Совершенствование нервно-психической деятельности младших школьников

происходит также под влиянием обучения. В психологии и педагогике утвердилась

идея Л.С.Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом

развитии детей. Вот почему усилия учи­телей должны направляться на то, чтобы,

учитывая особенности и возрастные возможности ребят, использо­вать учебно-

воспитательную работу для их интенсивного умственного развития. Какие же

стороны учебно-воспи­тательной работы имеют в этом отношении определяю­щее

значение?

Большое значение для умственного развития младших школьников имеет правильная

организация и совершен­ствование их познавательной деятельности. Прежде всего,

важно развивать те психические процессы, которые свя­заны с непосредственным

познанием окружающего мира, то есть ощущения и восприятия.

Однако их восприятия характеризуются недостаточной дифференцированностью.

Воспринимая предметы и явления, они допускают не­точности в определении их

сходства и различия, зачас­тую акцентируют внимание на второстепенных деталях и

не замечают существенных признаков. Например, при письме они нередко путают

буквы "з" и "е", цифры "6" и "9". На одном из уроков математики мы были

свидете­лями того, как первоклассники путали слова "круг" и "шар". Вот почему в

процессе обучения нужно обращать внимание на формирование у школьников точности

вос­приятий предметов и явлений и тем самым развивать так называемое конкретное

мышление.

Однако, как уже отмечалось, у младших школьников интенсивно развивается

вторая сигнальная система, свя­занная с абстрактным мышлением и речью. Это

создает условия для усвоения многих вопросов программного материала не только

на уровне представлений, но и на уровне теоретических понятий, особенно по

языкам и математике. Но здесь нужна определенная мера. Попытка в 60—70-е годы

повысить теоретический уровень образо­вания в начальных классах оказалась

неудачной: она привела к перегрузке ребят и снижению качества их зна­ний.

Это, однако, не снимает задачи развития у млад­ших школьников аналитико-

синтетического мышления при усвоении изучаемого материала, необходимости

учить их разделять целое на части, вычленять существенные и менее

существенные признаки изучаемых предметов и явлений, делать сравнения, выводы

и теоретические обоб­щения, формулировать правила и т.д. Опытами Л.В.Занкова

и его сотрудников установлено, что при целе­направленном развитии у ребят

формируются способнос­ти к восприятию и определению существенных признаков

изучаемых предметов и явлений, они приучаются охватывать большее количество

этих признаков и раскры­вать наиболее важные из них.

Под влиянием улучшения обучения и придания ему развивающего характера

качественные сдвиги происхо­дят в совершенствовании памяти младших

школьников. У учащихся этого возраста обычно преобладает механи­ческая

память, причем они сравнительно быстро запо­минают изучаемый материал.

Осмысленное же усвоение знаний требует значительной аналитико-синтетической

познавательной деятельности, что, естественно, вызыва­ет у отдельных

школьников определенные затруднения. Поэтому вместо преодоления этих

затруднений они пред­почитают механическое заучивание материала, что, как

правило, ведет к отставанию в учебе. Предотвратить эти недочеты можно только

путем побуждения ребят к глу­бокому осмыслению знаний и развития логической

па­мяти.

Успешная организация учебной работы младших школьников требует постоянной

заботы о развитии у них произвольного внимания и формировании волевых уси­лий

в преодолении встречающихся трудностей в овладе­нии знаниями. Зная, что у

детей этой возрастной группы преобладает непроизвольное внимание и что они с

тру­дом сосредоточиваются на восприятии "неинтересного" материала, учителя

стремятся использовать различные педагогические приемы, чтобы сделать

школьное учение более занимательным.

Не следует, однако, забывать, что не все в учении имеет внешнюю

занимательность и что у детей нужно форми­ровать понимание своих школьных

обязанностей. Об этом, в частности, писал К.Д.Ушинский:

Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить

детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно

есть и скуч­ные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не только то,

что его занимает, но и то, что не занимает, делать ради удовольствия

исполнить свою обязанность.

Важными особенностями характеризуется организация практической деятельности

младших школьников. В до­школьном возрасте основным видом деятельности

ребят является игра. Даже простейшие виды труда лучше и охотнее выполняются

ими, когда они облекаются в игро­вую форму. У младших школьников в этом

отношении происходят значительные сдвиги. Хотя и теперь игра занимает заметное

место, они начинают осознавать зна­чение производительного труда, труда по

самообслужи­ванию, помощи взрослым и стремятся к приобретению доступных для них

трудовых умений и навыков. Вот почему так важно расширять сферу трудовой

деятельно­сти младших школьников, особенно ее коллективных форм. Специфическим

является то, что именно на основе включения их в учение и трудовую деятельность

форми­руется осознание своих общественных обязанностей, скла­дывается интерес и

стремление к участию в обществен­ной жизни.

Заметным своеобразием отличается нравственное развитие младших школьников.

В их моральном созна­нии преобладают главным образом императивные

(пове­лительные) элементы, обусловливаемые указаниями, со­ветами и требованиями

учителя. Их моральное сознание фактически функционирует в форме этих

требований, причем при оценке поведения они исходят главным об­разом из того,

чего не надо делать. Именно поэтому они замечают малейшие отклонения от

установленных норм поведения и немедленно стремятся доложить о них учи­телю. С

этим же связана и другая черта: остро реагируя на недочеты в поведении своих

товарищей, ребята зачас­тую не замечают собственных недочетов и некритически

относятся к себе. Самосознание и самоанализ у младших школьников находятся на

низком уровне, и их развитие требует от учителей внимания и специальной

педагоги­ческой работы.

Некоторая внешняя повернутость морального созна­ния и недостаточный уровень

развития самосознания имеют своим следствием то, что их регулятивная роль в

поведении младших школьников оказывается слабой. Поступки ребят этого

возраста зачастую носят подража­тельный характер или вызываются импульсивно

возни­кающими внутренними побуждениями. Это нужно учи­тывать в процессе

воспитания. Весьма важно, в частнос­ти, развивать нравственное сознание ребят

и обогащать их яркими нравственными представлениями по различ­ным вопросам

поведения. В то же время следует умело использовать нравственные упражнения

для выработки и закрепления у детей устойчивых форм поведения.

Разъяснительная работа, не подкрепленная приучением и нравственными

упражнениями, слабо влияет на улуч­шение поведения младших школьников.

В воспитании и развитии младших школьников боль­шое значение имеет личность

учителя, а также влияние родителей и взрослых. Их чуткость, внимание и умение

стимулировать и организовывать как коллективную, так и индивидуальную

деятельность ребят в решающей мере определяют успех воспитания.

Особенности развития и воспитания, учащихся среднего

школьного (подросткового) возраста.

Подрос­тковый возраст обычно называют переходным, так как в этот период

происходит переход от детства к юности. У учащихся этого возрастного периода

как бы переплета­ются черты детства и черты, во многом присущие юнос­ти, но еще

находящиеся в стадии становления и разви­тия. Вот почему подростка иной раз

характеризуют как полуребенка и полувзрослого. Как полувзрослый он ощу­щает

быстрый рост физических сил и духовных потреб­ностей, как полуребенок он еще

ограничен своими воз­можностями и опытом, чтобы удовлетворить все возникающие

запросы и потребности. Этим объясняется слож­ность и противоречивость

характера, поведения и разви­тия подростков, что дает основание считать этот

возраст в определенной мере трудным для воспитания.

"Отрыв" от детства и приближение к взрослому состо­янию отчетливо проявляются

в тех своеобразных чертах физического и духовного развития, которые отличают

подростков от младших школьников. Прежде всего, по-иному протекает физическое

развитие средних школьни­ков. Оно характеризуется большей интенсивностью,

не­равномерностью и значительными осложнениями, свя­занными с началом

полового созревания.

В частности, отмечается усиление активности гипо­физа и щитовидной железы.

Это стимулирует физичес­кий рост и способствует усилению обменных процессов в

организме. Однако в физическом развитии наблюдается непропорциональность:

конечности растут быстрее, разви­тие же туловища несколько отстает. Внешне

это прояв­ляется в том, что у подростков руки и ноги кажутся несколько

удлиненными, а движения их отличаются угло­ватостью и некоторой неуклюжестью.

Вместе с тем отмечается неравномерность в процессе самого роста: в от­дельные

периоды он то замедляется, то происходит слиш­ком интенсивно. Этот процесс

сопровождается окостене­нием скелета и уменьшением хрящевого вещества.

Одно­временно с этим развиваются мышечные ткани и, в частности, более тонкие

волокна, что вместе с упрочени­ем скелета придает подросткам большую

физическую силу. При этом ряд ученых отмечают акселерацию (ус­корение) этих

процессов, которая выражается в том, что физическое развитие подростков в

настоящее время про­исходит на 1—1,5 года быстрее, чем 30—40 лет назад.

Некоторые диспропорции наблюдаются также в развитии сердечно-сосудистой

системы. Сердце растет быстрее, развитие же сосудов несколько отстает, что

ведет к недо­статку в притоке крови к отдельным органам и систе­мам, к

повышению кровяного давления и связанными с этим головными болями. Подростки

отличаются большой подвижностью, повышенной резвостью, стремлением к

деятельности и практическому приложению своих сил в труде, в поднятии

тяжестей, в физических соревнованиях, ' а мальчики и в потасовках друг с

другом. Но и мышцы, и кровеносная система еще окрепли недостаточно, поэтому

подростки быстро устают, не в состоянии переносить длительное физическое

напряжение, а чрезмерные физичес­кие нагрузки (например, прыжки в длину и

высоту, пере­прыгивание канав и других препятствий) нередко приво­дят к

физическим травмам. Вот почему правильное дози­рование физических нагрузок

является важной задачей при организации практической деятельности подростков.

Необходимость постоянного внимания и создания бла­гоприятных условий для

физического развития подрост­ков (организация ежедневной утренней гимнастики,

спортивно-массовых мероприятий, подвижных игр, обеспечение достаточного

пребывания на свежем воздухе и т.д.) обусловливается также гиподинамией (от

греч. hуро — приставка, которая используется в смысле "под" и ука­зывает на

понижение против нормы и dinamus — сила, подвижность), то есть недостаточной

подвижностью. Уче­ние, требующее сидячего образа жизни, может приво­дить к

застойным явлениям в организме, к недостаточ­ному кислородному питанию, что

отрицательно сказыва­ется на физическом развитии учащихся.

Развитие мозга, дальнейшее структурное формирова­ние нервных клеток и

ассоциативных волокон создают предпосылки для совершенствования

познавательной деятельности подростков. Поступление же в кровь гор­монов,

вырабатываемых органами внутренней секреции, вызывает то повышение, то

понижение жизненного то­нуса, то подъем, то упадок работоспособности и

энергии, а также сопровождается чередованием то хорошего на­строения, то

ухода во внутренние переживания, то жиз­нерадостности, то пассивности. В

периоды понижения настроения и упадка энергии у подростков могут появ­ляться

раздражительность, равнодушное отношение к уче­бе, ссоры с товарищами и

конфликты с друзьями, а так­же многие недоразумения в отношениях с учителями

и взрослыми.

Но и периоды подъема энергии и активности подрост­ков приносят немало

беспокойств. Нередко они сопро­вождаются озорством, шалостями, стремлением

показать свою силу, физическое и моральное превосходство. Имен­но в такие

периоды отдельные подростки проявляют "лож­ный героизм": тайком уходят из

дому и устраивают в лесу "партизанские лагеря", организуют самовольные

"путешествия" в другие города и т.д. Указанные "срывы" в поведении как раз и

говорят о полудетскости и полу­взрослости подростков, о недостаточном умении

серьез­но подходить к обдумыванию своих действий и поступ­ков. Все это,

безусловно, осложняет воспитание. Поэто­му следует всячески щадить нервную

систему подрост­ков, проявлять особую чуткость и оказывать помощь в учебе в

периоды снижения успеваемости с тем, чтобы случайной "двойкой" не убить охоты

к учению.

Для подростков характерны значительные сдвиги в мышлении, в познавательной

деятельности. В отличие от младших школьников они уже не удовлетворяются

внешним восприятием изучаемых предметов и явлений, а стремятся понять их

сущность, существующие в них причинно-следственные связи. Стремясь к

постижению глубинных причин изучаемых явлений, они задают мно­го вопросов при

изучении нового материала (иной раз каверзных, "с хитринкой"), требуют от

учителя большей аргументации выдвигаемых положений и убедительного

доказательства. На этой основе у них развивается абстрак­тное (понятийное)

мышление и логическая память. За­кономерный характер этой особенности их

мышления и памяти проявляется только при соответствующей орга­низации

познавательной деятельности. Поэтому весьма важно обращать внимание на

придание процессу обуче­ния проблемного характера, учить подростков самим

на­ходить и формулировать проблемы, вырабатывать у них аналитико-

синтетические умения, способность к теоре­тическим обобщениям. Не менее

существенной задачей является развитие навыков самостоятельной учебной

работы, формирование умения работать с учебником, проявлять самостоятельность

и творческий подход при выполнении домашних заданий.

Особое значение в организации учебной работы подро­стков имеет внутреннее

стимулирование их познаватель­ной деятельности, то есть развитие у них

познавательных потребностей, интересов и мотивов учения. Следует иметь в

виду, что стимулы не возникают сами по себе. Они фор­мируются только тогда,

когда учителя обращают специ­альное внимание на эту сторону работы, о чем уже

шла речь в главе о сущности и закономерностях воспитания.

Иным, чем в младших классах, должен быть процесс нравственного воспитания.

Подростки тяготятся, если их поведение определяется внешним регулированием. Они

охотнее соблюдают правила поведения, если эти правила хорошо осознаются ими и

выступают как их собствен­ные моральные принципы. Вот почему глубокое

разъяс­нение моральных норм и правил и формирование у под­ростков нравственных

взглядов и убеждений должно со­ставлять существенную особенность нравственного

вос­питания. Вместе с тем не теряет своего педагогического значения и тактично

осуществляемая регламентация, а также контроль над поведением учащихся как

меры, пре­дупреждающие необдуманные поступки.

Весьма рельефными представляются личностные осо­бенности подростков,

связанные с их положением в кол­лективе сверстников, отношениями к учителям и

взрос­лым, а также к самим себе. Подростки, как правило, отличаются

коллективизмом, их привлекают общие ин­тересы и совместная деятельность, хотя

в периоды спада настроения и ухода во внутренние переживания у них замечается

и некоторое стремление к обособлению.

Существенной возрастной чертой подростков является стремление к утверждению

своего достоинства и престижа среди товарищей. Основные пути к этому -

хорошая учеба, общественная активность, проявление способнос­тей в тех или

иных видах деятельности, внешняя обая­тельность и т.д. Если же тот или иной

подросток не добивается достойного места в коллективе, он тяжело пере­живает

свое положение. Вполне понятно, что учителям следует внимательно изучать

взаимоотношения учащихся и помогать им укреплять свой престиж в коллективе.

Положение подростка в коллективе сказывается на его отношениях с учителями и

взрослыми. Замечено, что в тех случаях, когда создается конфликтная ситуация

и нужно сделать выбор между мнением учителя и мнени­ем класса, подросток чаще

всего придерживается мне­ния сверстников. Поэтому при разрешении острых

воп­росов учителю следует быть весьма осмотрительным и стремиться опираться

на мнение коллектива учащихся.

Возрастающие интеллектуальные способности, общий духовный рост и расширение

межличностных связей сти­мулируют развитие самосознания подростков,

возбужда­ют мечты о своем призвании и будущем. Они сопостав­ляют себя со

сверстниками, оценивают свои достоинства и недостатки. Но если о недочетах

других они судят стро­го, то по отношению к себе они менее взыскательны. Это

обусловливает необходимость развития у них самокри­тичности и побуждения к

самовоспитанию.

Существенной особенностью воспитательной работы с подростками является

профориентация. При ее проведе­нии нужно учитывать то, что свое будущее

учащимся этого возраста представляется обычно в романтически приподнятых

тонах. Они мечтают о ярких профессиях и предпочитают стать космонавтами,

летчиками, геолога­ми, моряками и т.д. Производственные же профессии их

привлекают меньше. Вот почему, поддерживая стремле­ние подростков к яркой и

достойной жизни, необходимо раскрывать перед ними героику и красоту

повседневного труда в промышленности и сельском хозяйстве, ориен­тировать на

работу в сфере материального производства.

Особенности развития и воспитания старших школьников.

Старший школьный возраст — это период ранней юности, характеризующийся

наступлением фи­зической и психической зрелости. Однако процесс лич­ностного

формирования учащихся этого возраста проис­ходит не гладко, имеет свои

противоречия и трудности, которые, несомненно, накладывают отпечаток на процесс

воспитания.

Со стороны физического развития учащихся этого воз­раста сглаживаются те

диспропорции и противоречия, которые присущи подросткам. Исчезает

непропорциональ­ность в развитии конечностей и туловища. Увеличива­ется

относительный объем груди. Выравнивается соотно­шение между массой тела и

объемом сердца, а также ликвидируется отставание в развитии кровеносно-

сосу­дистой системы. Повышается мышечная сила, возраста­ет физическая

работоспособность, а координация движе­ний по своим качествам приближается к

состоянию взрос­лого человека. В основном заканчивается половое созре­вание,

общий темп роста замедляется, но укрепление физических сил и здоровья

продолжается. Все это ска­зывается на поведении старшеклассников. Они

отлича­ются достаточно высокой физической работоспособностью, относительно

меньшей утомляемостью, что иногда обус­ловливает переоценку своих сил,

неумение более обдуманно подходить к своим физическим возможностям.

На более высокую ступень поднимается развитие не­рвной системы,

обусловливающее ряд специфических особенностей познавательной деятельности и

чувствен­ной сферы. Преобладающее значение в познавательной деятельности

занимает абстрактное (от лат. abstraktion — мысленная отвлеченность)

мышление, стремление глуб­же понять сущность и причинно-следственные связи

изу­чаемых предметов и явлений.

Старшие школьники осознают, что в учении знание фактов и примеров ценно лишь

как материал для размыш­лений, для теоретических обобщений. Вот почему в их

мышлении преобладает аналитико-синтетическая деятель­ность, стремление к

сравнениям, а присущая подрост­кам категоричность суждений уступает место

гипотети­ческим предположениям, необходимости понять диалек­тическую сущность

изучаемых явлений, видеть их про­тиворечивость, а также те взаимосвязи,

которые суще­ствуют между количественными и качественными изме­нениями. Но

все эти особенности мышления и познава­тельной деятельности формируются под

определяющим влиянием обучения. Если же учителя не проявляют дол­жной заботы

о развитии мыслительных способностей, то у некоторых старшеклассников может

сохраняться тен­денция к полумеханическому запоминанию изучаемого материала.

В старшем школьном возрасте большинство учащихся имеют устойчивые

познавательные интересы. Особенно это относится к хорошо успевающим

школьникам. Исследования показывают, что наиболее распространенным является

интерес к изучению предметов естественного цикла: математики, физики,

экономики, информатики. В этом сказывается понимание их роли и значения в

на­учно-техническом прогрессе. По этой причине отдельные старшеклассники

меньше внимания уделяют изучению гуманитарных предметов. Все это требует от

учителей не только повышения качества преподавания этих предме­тов, но и

содержательной внеклассной работы с тем, чтобы возбуждать и поддерживать

интерес юношей и девушек к изучению литературы, истории и других гуманитарных

предметов.

Что же касается средне- и слабоуспевающих учащихся, то многие из них не имеют

четко выраженных познава­тельных интересов, а некоторые нередко вообще учатся

без достаточной охоты. Психологически это объясняется тем, что трудности и

отсутствие успехов в овладении зна­ниями отрицательно сказываются на их

эмоциональной и мотивационной сфере, что в конечном итоге и снижает тонус их

учебной работы. Преодолеть этот недочет мож­но только при условии оказания им

своевременной и дей­ственной помощи в учебе и повышении качества

успева­емости.

Развитие мыслительных способностей и стремление к более глубоким

теоретическим обобщениям стимулиру­ют работу старшеклассников над речью,

порождают у них желание облекать свои мысли в более точные и яркие словесные

формы, а также использование для этой цели афоризмов, выдержек из научных

трудов и художе­ственных произведений. Отдельные из них ведут в спе­циальных

тетрадях и блокнотах записи новых слов, тер­минов и интересных высказываний

выдающихся людей. Все это необходимо учитывать в учебно-воспитательной работе

и помогать учащимся оттачивать свои мысли, учить их обращаться к словарям,

глубоко разъяснять научные термины, иностранные слова и т.д. Особенно большую

роль играет в этом организация внеклассного чтения, работа по воспитанию

культуры речи, оказание помощи учащимся в преодолении речевых дефектов.

На более высокий уровень поднимается у старших школьников развитие чувств и

волевых процессов. В частности, усиливаются и становятся более осознанны­ми

чувства, связанные с общественно-политическими событиями. Общественные

переживания и чувства оказывают силь­ное воздействие на нравственное

формирование старше­классников. Именно в этом возрасте на основе моральных

знаний и жизненного опыта вырабатываются определен­ные нравственные взгляды и

убеждения, которыми руко­водствуются юноши и девушки в поведении. Вот почему

так важно, чтобы в школе содержательно осуществля­лось гражданское и моральное

воспитание, проводились дискуссии, а учащиеся систематически вовлекались в

об­щественную работу. Исследования показывают, что слабая постановка

гражданского и морального воспитания обора­чивается существенными издержками в

развитии старшек­лассников. Отдельные из них могут проявлять гражданс­кую

пассивность, вовлекаться в различные внешкольные объединения с негативной

направленностью.

Годы ранней юности для многих учащихся характе­ризуются сильными интимными

переживаниями, первой любовью, нередко оставляющей след на всю жизнь.

Задача учителей и всех тех, кто соприкасается с учащимися этого возраста,—

бережно относиться к их интимным пережи­ваниям, не вторгаться в эти чувства,

понимать и всячес­ки щадить их. Однако, проявляя понятную в этих случаях

осторожность и деликатность, необходимо ставить перед учащимися вопросы дружбы

и любви, а также взаимоот­ношений между полами, с помощью медицинских

работ­ников осуществлять соответствующее гигиеническое про­свещение, причем в

ряде случаев целесообразно прово­дить эту работу отдельно с юношами и

девушками.

Развитие чувственной сферы и сознательности стар­шеклассников оказывает

большое влияние на волевые процессы, причем в протекании волевых актов

решаю­щее значение принадлежит обдумыванию своих намере­ний и поведения.

Замечено, что если учащийся поставил перед собой определенную цель в учебной

или обществен­ной работе или же четко определил жизненные планы с учетом

своих интересов и склонностей, он, как правило, проявляет высокую

целеустремленность и энергию в работе, а также настойчивость в преодолении

встречаю­щихся трудностей.

С этим связана и другая особенность старшекласс­ников, относящаяся к работе

над своим самовоспита­нием. Если подростки в большинстве своем отличаются

повышенной требовательностью к другим и недоста­точно требовательны к себе,

то в юношеском возрасте положение изменяется. Они становятся более

тре­бовательными к. себе и своей работе, стремятся вырабаты­вать у себя те

черты и качества поведения, которые в наибольшей мере способствуют

осуществлению наме­ченных планов. Все это говорит о том, какое большое

значение имеют внутренние факторы (цели, мотивы, ус­тановки и идеалы) в

развитии личностных качеств стар­шеклассников.

Существенной особенностью старших школьников является обостренность их

сознания и чувств в связи с предстоящим жизненным самоопределением и выбором

профессии. Вопрос, кем быть, для них уже не является отвлеченным, и решается

он не без колебаний, не без трудностей и внутренних переживаний. Дело в том,

что школьное обучение, так или иначе, делает для них более привычным

умственный труд, и под влиянием этого мно­гие юноши и девушки мечтают связать

свою жизнь с интеллектуальной деятельностью. Общественные же по­требности

таковы, что подавляющее большинство стар­шеклассников после окончания школы

должно вливаться в сферу материального производства. В результате этого у

отдельных юношей и девушек, особенно из числа сла­боуспевающих, складывается

ложное мнение о том, что учение дает мало пользы: работать на заводе,

заниматься мелкой торговлей, мелким и средним бизнесом, дескать, можно и без

среднего образования... Это отрицательно сказывается на их отношении к

овладению знаниями. Поэтому необходимо оказывать учащимся действенную помощь

в формировании их жизненных планов, прово­дить содержательную профориентацию,

основной смысл которой должен состоять в том, чтобы раскрыть красоту человека

труда, творческий характер работы на совре­менном производстве.

В развитии и воспитании старшеклассников нередко проявляется и такая

трудность. Стремление многих роди­телей создать лучшие условия для жизни и

учебы своих детей приводит к тому, что последние привыкают к удов­летворению

всех своих запросов, вследствие чего у них зачастую формируется

потребительское отношение к жизни. Недостаточность же практического опыта

порож­дает отставание их общего социального развития и неко­торую

инфантильность (от лат. infantilis — детский) в суждениях, что в свою очередь

не дает им возможности понять неумеренность многих их потребностей и нецеле-

сообразность их удовлетворения. Все это обусловливает необходимость

расширения общественно полезной деятельности учащихся и привлечения их к

системати­ческому труду как в школе, так и дома.

Нельзя не отметить и того, что на развитие и поведе­ние старшеклассников

большое влияние оказывает их повышенная реактивность (чувствительность) ко

всему новому, что происходит в жизни, литературе, искусстве, музыке, а также

в моде. Они чутко и быстро улавливают это и стремятся копировать все

ультрасовременное. На этом фоне у них нередко обнаруживается неверное

отно­шение к классике в искусстве и литературе, непонима­ние важной роли

положительных культурных и трудовых традиций. Это также создает определенные

проблемы в воспитании. Но при правильном подходе эти проблемы решаются

успешно. Главное здесь — не борьба со стрем­лением юношей и девушек ко всему

новому, а наоборот, своевременное и умелое приобщение их к современным

веяниям в искусстве, литературе и моде, воспитание куль­туры восприятия этого

нового, преодоление тех крайнос­тей, которые иногда наблюдаются в следовании

моде.

Таковы важнейшие особенности развития и организа­ции учебно-воспитательной

работы в старших классах.

Индивидуальные особенности развития учащихся и их учет в процессе воспитания.

Возрастные особен­ности развития учащихся по-разному проявляются в их

индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости

от природных задатков и ус­ловий жизни (связь биологического и социального)

су­щественно отличаются друг от друга. Вот почему разви­тие каждого из них в

свою очередь характеризуется зна­чительными индивидуальными различиями и

особенно­стями, которые необходимо учитывать в процессе обуче­ния и

воспитания.

Какие же проблемы встают перед работниками школы в данном случае?

При учете возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается

на обобщенные данные пе­дагогики и возрастной психологии, о которых шла речь

раньше. Что же касается индивидуальных различий и осо­бенностей воспитания

отдельных учащихся, то здесь ему приходится полагаться лишь на тот материал,

который он накапливает в процессе личного изучения школьников. На какие же

вопросы следует обращать внимание при изучении индивидуальных особенностей

учащихся? Су­щественное значение имеет изучение физического состо­яния и

здоровья школьников, от которых во многом за­висит их внимание на уроке и

общая работоспособность. Нужно знать ранее перенесенные учеником заболевания,

тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болез­ни, состояние зрения и

склад нервной системы. Все это будет помогать правильно дозировать физические

нагруз­ки, определять место посадки учеников в классе (напри­мер, учащихся с

ослабленным зрением нужно садить поближе к доске, подверженных простудным

заболева­ниям — дальше от окон и т.д.), а также сказываться на участии в

различных спортивно-массовых и оздорови­тельных мероприятиях.

Весьма важно знать особенности познавательной деятельности учащихся, свойства

их памяти, склоннос­ти и интересы, а также предрасположенность к более

успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей

осуществляется индивидуальный под­ход к учащимся в обучении: более сильные

нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их

интеллектуальные способности: слабей­шим ученикам нужно оказывать

индивидуальную помощь, развивать их память, сообразительность,

позна­вательную активность и т.д.

Большое внимание необходимо уделять изучению чув­ственно-эмоциональной сферы

учащихся и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной

раздражитель­ностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать

благожелательных контактов с товарища­ми. Не менее существенным является

знание типологии характера каждого ученика, которое поможет учитывать ее при

организации коллективной деятельности, распре­делении общественных поручений

и преодолении отри­цательных черт и качеств.

Сложным, но очень важным является изучение внут­ренних побудительных факторов

поведения и развития школьников — их потребностей, мотивов и установок, их

позиции по отношению к учению, происходящим в об­ществе событиям и

изменениям, труду, а также к учите­лям и коллективу товарищей. Изучение

учащихся долж­но охватывать также ознакомление с условиями домаш­ней жизни и

воспитания, их внешкольные увлечения и контакты, которые оказывают

значительное влияние на их воспитание и развитие.

Значительное место занимает знание учителями тех важных вопросов, которые

связаны с обучаемостью и воспитуемостью учащихся и включают в

себя степень восприимчивости педагогических влияний, а также дина­мику

формирования тех или иных личностных качеств.

В заключение подчеркнем, что только глубокое изу­чение и знание особенностей

развития каждого школь­ника создает условия для успешного учета этих

особен­ностей в процессе обучения и воспитания.

Заключение

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия

многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и

общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и

сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При

этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически

отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного

формирования и развития.

Тема данного реферата “Возрастные и индивидуальные особенности развития

личности” и на сегодняшнее время остается актуальной. Изучение данной темы

дает возможность сравнить особенности физического развития учащихся младшего,

среднего и старшего школьного возраста, дает сравнительный анализ нервно-

психической и познавательной сфер учащихся различных возрастов и показывает

их влияние на организацию учебной деятельности. Также изучение данной темы

показывает, какими особенностями характеризуются поведение и личностное

развитие учащихся разных возрастных групп, определяет вопросы, какие должны

быть в центре внимания педагогов при изучении индивидуальных особенностей

учащихся.

Список использованных источников

1. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и

педагогических колледжей. Под ред. П.И.Пидкасистоо.- М., Российское

педагогическое агентство, 1995

2. Педагогика: Учебн. – 6-е изд. – Мн.:Университэцкае, 2000. – 560 с.

3. И. Ф. Харламов «Педагогика»

4. Учебное пособие для педагогических институтов под редакцией Бобнянского.

5. Интернет: http://www.dialectic.ru/pedagogics.htm.



(C) 2009