Научная Петербургская Академия

Реферат: Педагоги-новаторы

Реферат: Педагоги-новаторы

Казанский государственный педагогический университет

Педагоги-новаторы

(новые подходы к

воспитанию личности)

Руководитель: Парфилова Г.Г.

Выполнила: ст. 104 гр. ФРФ

Фаттахова Д.И.

Оглавление

I. ВВЕДЕНИЕ 3

II. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ 4

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА 4

Педагоги-новаторы и их концепции 5

Бондаревская Е.В. 6

Газман О.С. 7

Таланчук Н.М. 8

Воспитательные подходы 8

III. Заключение 12

ЛИТЕРАТУРА 13

I. ВВЕДЕНИЕ

В современной ситуации необходим творческий поиск новых подходов,

концептуальных путей и содержательных форм в работе с детьми.

Современные воспитательные концепции отличаются стремлением опираться на

общечеловеческие ценности и цивилизованные формы жизнедеятельности во всех

сферах. Во всех концепциях в той или иной мере присутствуют:

· Идеи гуманизации;

· Осуществление воспитания в контексте культуры;

· Создания открытых воспитательных систем;

· Возврата воспитания в семью;

· Поддержки и развития индивидуальности;

· Альтернативности и гибкости методов и организационных форм воспитания.

В психолого-педагогической науке ведется разработка проблем развития культуры

личности, что подчеркивает ее теоретическую и практическую необходимость для

реального учебно-воспитательного процесса.

Гуманистическая школа осуществляет решительный поворот к личности учащегося,

он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с

помощью которого педагоги реализуют отчужденные от данного индивида

абстрактные планы и программы. Такая школа уважает личное достоинство каждого

ученика, его индивидуальные жизненные цели, запросы и интересы, создает

благоприятные условия для его самоопределения в развитии. Педагоги в такой

школе ориентируются не только на подготовку воспитанника к будущей жизни, но

на обеспечения полноценного проживания каждого возрастного этапа: детства,

отрочества и юности – в соответствии с психическими особенностями

развивающейся личности.

II. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ

ЛИЧНОСТИ

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ

ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Несколько лет назад была иллюзия: быстрая демократизация страны также

приведет нас к высокому экономическому и культурному уровню, который

достигнут в большинстве цивилизованных стран и в образовании, и в воспитании

в том числе.

«Культура и богатство страны могут быть изменены простым критерием : в какой

мере семья занимается воспитанием своих детей. Так, в Америке, Франции,

Германии, в других развитых странах функции воспитания берет на себя семья.

Она отвечает за ребенка перед законом и перед требованиями общественной

морали, а школа решает те же проблемы лишь в учебном процессе и не несет

ответственности за поведение школьников на улице» (12, с.33).

Жизнь показывает, что пройдет немало времени, пока в нашей стране ситуация в

семье и в школе изменится кардинально.

Конечно, на уроке каждый учитель может сделать многое для пробуждения высоких

духовных стремлений ребенка, дать примеры нравственного суждения, доброты и

милосердия. И если бы семья, окружающая социальная действительность

подтверждали переживаемое на уроках, о опыт общения с миром взрослых

закреплял лучшие человеческие качества, то, пожалуй, этого было бы вполне

достаточно для школьного воспитания.

«Однако нравственное состояние внешкольной среды, размывание моральных

принципов в обществе, возникшее на зыбком фундаменте экономической разрухи,

не могут дать необходимого питания для духовного здоровья человека. Свободный

рынок приходит к нам с такими нравственными рецидивами, как стяжательство,

воровство, взяточничество, организованная преступность. Под прикрытием

деловитости предпринимательства зачастую понимается престиж крайнего эгоизма,

оправдывается законность достижения целей любыми путями, возникает опасность

уважения не честности, справедливости, а преклонения перед богатством,

властью денег, «красивой жизнью», независимо от того, какой ценой это

достигнуто. Так называемый переходный период уже дал нашим детям возможность

познакомиться с полу порнографическим «искусством», нацелил на выбор

сексуальной распущенности. В то время, когда стираются границы между добром и

злом, между нравственным и безнравственным, взрослое общество, сознающее свою

ответственность перед подрастающим поколением, не может оставить его без

поддержки и помощи в трудный период самоопределения» (1, с. 7).

И учителя, и родители, и любой зрелый человек должен брать на себя задачу

духовного наставничества. Тем более эту задачу должен решать профессионал –

учитель, воспитатель, классный руководитель.

«Цели, как известно ,бывают ближние и дальние. Можем ли мы говорить о

всестороннем развитии как о самой близкой перспективе? Есть ли такие

возможности у общества сейчас? Возможностей, чтобы каждый без исключения мог

максимально развивать свои умственные и художественные способности,

технические таланты, действительно овладеть физической и духовной культурой

(а не просто познакомиться с ней), трудиться в той области, которая наиболее

благоприятна для расцвета его личности и раскрытия творческого потенциала, -

их пока нет» (3, с.21).

Заявляя всестороннее развитие личности в качестве цели воспитания, некоторые

теоретики имели в виду лишь создание материальных условий для занятий детей

той или иной деятельностью.

Нельзя не учесть и такой субъективный фактор, как желание и готовность самих

учащихся развивать свои дарования и способности. Этот фактор формируется,

конечно, в сумме результатов школьного и семейного воспитания. Но в первую

очередь он является результатом воздействия общественной культуры. Она же,

как известно, развивается десятилетиями, если не веками.

Поскольку, все сказанное выше показывает, что разработка темы в нашей стране

началась не так давно, то и серьезных исследований в отечественной психолого-

педагогической литературе по данной проблеме не так много, а зарубежные

исследования, к сожалению, так малодоступны.

Педагоги-новаторы и их концепции

В настоящее время существуют несколько подходов к воспитанию:

1) Воспитание основывается на общечеловеческих ценностях (В.А.

Караковский - один из основателей этой программы). В воспитании выделить

вечные ценности: Земля - общий дом всего живого, семья - воспитывает свое

поколение, отечество - уникальная родина каждого человека (изучение истории

отечества, края, быта...), физического/умственного/душевного труда, ценность

знаний, ценность культуры (духовной жизни, прекрасного), ценность мира,

ценность человека - все в мире направлено на человека.

2) Демократический, гуманистический характер воспитания: идея

взаимодействие полагает взаимопонимание, взаимоуважение, учитель должен идти

от личности ребенка (советоваться, уважать права детей, их интересы, ученик -

субъект воспитания), идея эмоционального стимулирования в процессе

деятельности (знания, усвоенные без радости - плохо).

3) Культуроведческий подход рассматривает воспитание как процесс

овладения культурой. Культура - наивысший уровень возможностей личности.

Показатели культуры: широта кругозора, умение пользоваться знаниями, уровень

сформированности мировоззрения. Мир цивилизованного человека - мир культуры,

передача детям культуры прошлых поколений. Творческая активность человека. В

школьном возрасте школьнику надо овладеть базовой культурой - гармония

культуры знаний, культуры творческих действий, культуры чувств. Культура

знаний: умение усваивать знания, умение работать с материалом, применять

знания. Культура творческих действий: создавать новое на базе полученных

знаний. Культура чувств и общений: адекватная реакция на что-то, умение

выражать радость, умение вести себя, как выразить свои чувства, умение

общаться без конфликтов. Содержание воспитания связано с содержанием

культуры.

Интересные подходы, которые более всего отвечают возможностям обновления

воспитательной деятельности в нашей стране представлены в концепциях

Бондаревской Е.В., Газмана О.С., Таланчук Н.М. Рассмотрим их.

Бондаревская Е.В.

«Бондаревская Е.В. (Ростов-на-Дону) выдвигает общую цель: воспитание как

возрождение человека культуры и нравственности. В концепции для реализации

цели определены содержательные базовые компоненты, которые включают:

ü Интернализацию детьми универсальных общечеловеческих ценностей,

сохранение совокупного духовного опыта человечества: диалог между различными

культурами и народами; уважение к человеческой жизни, осознание ее

неприкосновенности; свобода и ответственность;

ü Овладение детьми основными сферами жизнедеятельности современного

человека, гуманизирующими личность и отношения между людьми; художественное и

техническое творчество; забота о здоровье и жилье; охрана природы и среды

обитания; общение с родителями и друзьями; совместные экскурсии и путешествия;

оказание помощи младшим и старшим и другое;

ü Освоение материальных и духовных ценностей общечеловеческой и

национальной культуры: научных, художественных, технических нравственных и

воспроизводство в творческих видах деятельности;

ü Формирование опыта гражданского поведения: участие в гражданских

делах, проявление гражданских чувств, отстаивание прав человека,

противодействие аморальным явлениям и другое;

ü Накопление опыта эмоционально-насыщенных ситуаций гуманного

поведения: организация детьми актов милосердия, проявление заботы о близких,

уважение прав и достоинства других людей и другое;

ü Овладение детьми ситуациями реальной ответственности,

самостоятельности: принятия решений, свободный выбор поступков и

ответственности за них, выбор способов саморегуляции поведения во всех сферах

жизнедеятельности, овладение способами самовоспитания и совершенствования и

другое» (41, с.30-31).

Реализация базового содержания воспитания опирается На принципы гуманизации и

теснейшим образом связана с гуманитаризацией образования.

Важнейшими принципами реформирования педагогического образования должны быть:

обращенность к общечеловеческим ценностям, обращенность к педагогической

культуре, обращенность к детям, школе, обращенность к индивидуальности,

творческому потенциалу учащегося.

1. Обращенность к общечеловеческим ценностям означает возвращение

педагогического образования в лоно культуры, его гуманизацию,

гуманитаризацию, создание экологически чистой культурно-образовательной

среды, отношение к учащемуся, как свободному суверенному субъекту подготовки,

ответственность школы за качество его подготовки. Основное содержание

подготовки должна составлять отечественная и мировая культура. Вуз и школа

должны иметь единое образовательное пространство.

2. Овладение учащимися базовыми основами культуры - фундаментальная

задача общепедагогической подготовки. Культура рассматривается как

динамическая система общечеловеческих ценностей, творческих способов

деятельности и личностных достижений людей. Поэтому основные задачи

становления и развития личности, как человека культуры состоят в том, чтобы

ввести учащегося в мир культурных и общечеловеческих ценностей, оказать

помощь в овладении базовыми основами культуры и развитии субъектных свойств

личности, как человека культуры.

В качестве основных ценностей определяющих ориентации выделены:

ü человеческие: социальная защита личности, помощь, поддержка его

индивидуальности, творческого потенциала;

ü духовные: совокупный опыт человечества, отраженный в филосовских

теориях и способах мышления;

ü практические: способы практической деятельности, проверенные

практикой образовательно-воспитательной системы;

ü личностные: способности, индивидуальные особенности личности,

собственного жизнетворчества. Интренализация этих ценностей составляет мировую

культуру.

Базовые компоненты культуры: гуманистическая позиция и личностные

качества; философские теории и творческое мышление; опыт творческой

деятельности, обоснование собственной деятельности как системы (дидактической);

культура поведения, способы саморазвития и саморегуляция личности.

Система дисциплин и уровни подготовки. С учетом необходимости усвоения

учащимися обозначенных компонентов культуры определена адекватная номенклатура

дисциплин: основы культуры; деятельность и общение.

Газман О.С.

Другой, интересный, на наш взгляд подход, изложен в концепции руководителя

авторского коллектива Газмана О.С.

«Выдвинутая цель – обеспечить каждому школьнику базовое образование и

культуру как основу для жизненного самоопределения. Основные задачи

педагогической работы направлены на формирование способности личности к

культурной самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Основные

направления воспитательной деятельности отражены в целевых программах.

ü «Здоровье»;

ü «Учение»;

ü «Общение»;

ü «Досуг»;

ü «Семья».

При этом реализация программ происходит с обеспечением процессов

самоопределения, самореализации, самоорганизации, самореабилитации, которые

выступают важнейшими компонентами саморазвития личности и становятся

основными направлениями педагогической работы» (16, с. 8-9).

Таланчук Н.М.

«Много интересных идей несет в себе оригинальная системно-социальная

концепция школьного воспитания (автор Таланчук Н. М.). В основу концепции

положен системно-ролевой подход к формированию личности. Отсюда задачи

воспитания в интегрированном виде сводятся к подготовке подрастающего

поколения к выполнению семейных, профессионально-трудовых, гражданских,

геосоциальных и интерсоциальных и само регулятивных ролей.

Система ролей включает в себя:

o в сфере «Семья» – сыновне-дочернюю, супружескую, отцовскую, отцовско-

материнскую; выдвигает задачи воспитания и самовоспитания – формирование

супружеской, педагогической культуры, формирование чувства долга и

ответственности перед родителями;

o в коллективе – профессионально-трудовой, экономическую,

организаторско-управленческую, коммуникативную и другие задачи воспитания –

формирование профессиональных знаний, умений, экономической, коммуникативной

культуры и организаторских способностей;

o в сфере «Общества» – патриотическую, национально-интернациональную,

политическую, правовую, нравственную и экологическую; задачи воспитания –

формирование основных компонентов этих культур;

o в сфере «Мир» – геосоциальную и интерсоциальную;

o в сфере «Я – Сфера» - субъекта материальных и духовных потребностей,

учения, самовоспитания, творчества, психорегулятивную; задачи воспитания

выражаются в формировании здоровых потребностей, умении самообразования и

самовоспитания, развития творческих способностей, умений ставить жизненные

цели, саморегуляции» (19, с.5-6).

Воспитательные подходы

Идеи ненасилия породили интересные воспитательные подходы. Эти идеи все шире

проникают в педагогику.

Ненасилие и насилие, – этические понятия, характеризующие способы отношения

человека к миру в целом, к природе ко всему живому, к другим людям с позиции

добра и зла как нравственных категорий, регулирующих его жизнедеятельность.

Насилие, как его обычно определяют, - форма принуждения со стороны первой

группы людей (одного человека) по отношению к другой группе (одному человеку)

с целью приобретения или сохранения определенных выгод и привилегий,

завоевания политического или другого господства.

Насилие, как мы его понимаем, - это идеологический, жизненный этический

принцип, в основе которого лежит признание ценности всего живого, человека и

его существования, отрицающий принуждение как способ решения политических,

экономических, нравственных, эстетических, этнических и межличностных проблем

и конфликтов.

«Выделяют, по крайней мере, четыре сферы функционирования общественного

сознания, где ненасилие выступает в качестве центрального момента

мировоззренческой системы: религиозно-этическую, философско-этическую,

общественно-политическую и психолого-педагогическую» (34, с.5).

В философско-этическом ключе концепция ненасилия анализируется с позиции

отношения к злу. Здесь наибольшую известность получила теория Л.Н. Толстого

«непротивления злу насилием». Суть ее состоит в том, чтобы бороться со злом в

человеке, одновременно любя его и ненавидя его пороки. Именно любовь

выступает у него как нравственный критерий. Чтобы получить любовь, необходимо

одно – «. отучить себя от ненависти, презрения, неуважения, равнодушия ко

всякому человеку. А это можно. Я сделал в этом отношении так мало, а уже как

будто получил вперед незаслуженную награду» (61, с. 279).

В психолого-педагогическом плане концепция ненасилия реализовывалась и

реализуется в теориях гуманистической педагогики и психологии. Наибольшую

известность здесь приобрели взгляды К.Н. Вентцеля, А.Маслоу, К.Рождерса, Ж.-

Ж.Руссо, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, Ш. Амонашвилли.

Концепция ненасилия в педагогики тесно связана с понятием «свобода». Понятие

свободы является центральным в гуманистически ориентированной педагогики,

однако понималось и понимается свобода в различных педагогических течениях

по-разному.

Свобода как обращенность ребенка к собственному опыту. Одним из

основоположников такого подхода является Жан-Жак Руссо. По его мнению,

свобода – одно из естественных прав человека и никому не дано отбирать этого

права. Ребенок должен сам извлекать уроки из естественных последствий своих

поступков, что будет являться стимулом для возникновения правильного

представления о том, как нужно вести себя в той или иной ситуации.

Следовательно, воспитание – это ненасильственное воздействия взрослого, а

средство свободной ориентации ребенка в окружающем мире.

«Свобода как самопроизвольная деятельность ребенка. Такая позиция

поддерживается многими представителями свободного воспитания, которые исходят

из посылок приоритета биологических факторов в развитии личности. В качестве

яркого примера можно назвать М.Монтессори. Суть ее концепции состоит в том,

что школа должна давать простор свободным и естественным проявлениям личности

ребенка. Учитель не должен вмешиваться в деятельность ребенка, тем более

настаивать на чем-то, заставлять прилагать усилия и тому подобное. По мнению

Монтессори, все, что должно проявиться, проявиться, если этому не мешать.

Фактически же получается, что ребенок не свободен, разве можно говорить о

свободе, когда признается, что все заранее запрограммировано

наследственностью» (53, с. 14-15).

Свобода как действие и самостоятельное творчество. Основы такого понимания

свободы были заложены Л.Н.Толстым. Он выступает за признание прав ребенка,

вмешательство воспитателя в развитие убеждений и характера детей. Основной

акцент делается на естественно складывающуюся атмосферу сотрудничества между

учителем и учеником, которое полностью исключает принуждение. В полной мере

эти идеи реализованы в концепции К.Н.Вентцеля. В качестве основной цели

воспитания он видит освобождение ребенка и представление ему всех

положительных данных для развития его индивидуальности, его свободной

личности. Говоря об основном методе воспитания, К.Н.Вентцель отмечает, что

этот метод должен быть методом освобождения в ребенке творческих сил, методом

пробуждения и поддержания в нем духа искания, исследования творчества.

Свобода как возможность осуществлять сознательные выборы. Современные теории

гуманистической педагогики и психологии базируются на положении о свободе как

возможности осуществлять выборы. По мнению К.Роджерса, это достигается лишь в

том случае, если человек приобретает способность быть самим собой,

прислушивается к себе, принимать себя, ориентироваться не на мнение других, а

на собственный опыт, в то же время научиться понимать и принимать других.

Нельзя людям навязывать что-либо, принуждая их делать то, что кажется кому-то

необходимым.

На современном этапе в отечественной теории и практики такое понимание

свободы можно найти у педагогов-наваторов (Ш.А.Амонашвили, И.П.Волков,

Е.Н.Ильин, С.И.Лысенкова, В.Ф.Шаталов и другие). Практика их работы показала,

что достичь высоких результатов в сфере обучения и воспитания подрастающего

поколения можно только в том случае, если максимально учитывать интересы

детей, предоставлять им право свободного выбора, любить их и принимать их

такими, какие они есть.

Таким образом, анализ различных подходов к проблеме свободы показал, что,

несмотря на общепризнанность категории свободы в различных отраслях науки,

понимание ее, в частности, в педагогике достаточно вариативно и отражает

исходные концепции авторов.

Какие же задачи призвана решать педагогика ненасилия?

Здесь можно выделить два взаимосвязанных блока.

1. Задачи, связанные с воспитанием у подрастающих поколений духа

ненасилия, что включает в свою очередь три направления:

Ø ненасильственное отношение к природе, ко всему живому;

Ø гуманное отношение к людям, в том числе и к самому

себе, умение ненасильственными путями разрешать межличностные и

внутриличностные конфликты, развитие способности к принятию и пониманию

другого человека.

2. Задачи, связанные с гуманизацией процесса обучения и воспитания,

взаимодействие взрослых и детей:

Ø гуманизация существующих форм и методов работы в

учебных заведениях различного уровня системы взаимоотношений взрослых и

детей;

Ø разработка и внедрение новых форм и методов

педагогической деятельности, построенных на основе идей ненасилия;

Ø реформирование подготовки будущих педагогов в средних

специальных и высших учебных заведениях, формирование у них таких личностных

свойств и специальных умений, которые позволили бы им в дальнейшем

воспитывать детей в духе ненасилия и работать самим без использования

принуждения» (43, с. 6).

Особого внимания заслуживает вторая группа задач. Нельзя у ребенка

сформулировать ненасильственное отношение к другим людям, если сама

педагогика в своей основе продолжает оставаться на авторитарных позициях.

Поэтому важно, чтобы был гуманизирован сам учебно-воспитательтный процесс,

начиная с дошкольных учреждений и кончая высшей школой.

«Гуманизация – это переориентация с учебно-дисциплинарной модели

педагогического взаимодействия на личностоно-ориентированную модель. У нас же

даже в дошкольных учреждениях, как показали исследования одного из участников

VIII международной конференции «Воспитание свободой независимой личности», до

35% воспитателей ориентированы на учебно-дисциплинарную модель, и лишь 16% -

на личностную модель взаимодействия» (34, с. 55).

С теоретической точки зрения перспективы педагогики ненасилия в серьезном и

глубоком изучении философских, религиозных, эстетических аспектов ненасилия,

в разработке, в конечном итоге, развернутой концепции ненасилия.

В практическом отношении необходимость вести разработку комплексных программ

по воспитанию и обучению в духе ненасилия, а также специальных программ по

подготовке других учителей к этой работе, обеспечив их всем необходимыми

методическими материалами.

Интересен подход: показать развитие личности ребенка в системе культуры.

Такой подход в дипломной работе представлен исследователями М.Мид,

Н.В.Крыловой, Т.Савицкой, Г.Батуриной, Мещеряковой и других.

Тому, что же такое культура поведения в обществе и как сформировать те или

иные ее компоненты, называемые нами базовыми, посвящены исследования, которые

мы тоже не обошли вниманием. К ним относятся работы З.А.Барышниковой,

Л.Л.Романовой, Г.Батуриной, Т.Кузиной, Г.И.Железовской, И.С.Левшиной,

М.И.Мещеряковой, Л.А.Николаевой, О.С.Богдановой, Р.Г.Гуровой, Е.И.Шимбаревой

и других.

III. Заключение

Поиск путей повышения качества высшего педагогического образования, способов

интеграции действующей системы в мировой педагогический опыт привел высшую

педагогическую школу к необходимости перехода к многоуровневой системе

образования. Отличие её от действующей состоит прежде всего в восстановлении

человекообразующих и культуросозидательных функций педагогического

образования, что предполагает приоритет образовательных программ над

профессиональными, отказ от традиционного предметоцентризма, определение

культурного ядра знаний, создание условий для творческой самореализации

личности.

Целостный подход к решению этих и других проблем, возникающих при переходе к

многоуровневой системе, предполагает разработку новой философии

педагогического образования, в основе которой предположительно лежит

целостный образ человека - выпускника педагогического университета,

интегрированного в культуру и способного к культуросообразному устройству

жизни собственной и своих учеников, характерными чертами которого являются

свободомыслие, духовность, гуманность, креативность, адаптивность и др.

«Культура личности – это комплекс характеристик (знаний, качеств, привычек,

способов достижения задуманного, ценностных ориентаций, творческих успехов),

который позволяет личности жить в гармонии с общечеловеческой национальной

культурой, развивать и общество, и индивидуальное своеобразие своей личности.

Каждая эпоха, каждый этап развития общества вносят свои акценты, новое

содержание в культуру личности. Так, за долгие годы существования социализма

наша педагогика стремилась сформировать всесторонне развитую, гармоническую

личность. Возможно ли это? Мы не спорим с тем, что это идеал, к которому

нужно стремиться, высшая цель воспитания, но на наш взгляд сформировать, или,

точнее, помочь формированию гармонической личности – можно, а вот

сформировать всесторонне гармонически развитую личность – нельзя. Это просто

невозможно, это химерическая идея.

Куда более важнее сформировать у человека адекватное отношение к себе как

социальной и биологической индивидуальности, к жизни как высшей ценности.

В связи с этим и должен вырабатываться базовый минимум, под которым

понимается внешние и внутренние общекультурные предпосылки, необходимые для

здорового неантагонического существования человека и окружающей его среды,

условия их гармоничного развития.

Самоопределение предполагает и самостоятельность, и позиционную

определенность, и программу действий для ее воплощения. Основным условием,

обеспечивающим действие этого механизма. Его базой является наличие сфер

самоопределения, выступающих обычно содержанием формирования мировоззрения.

Таких сфер четыре – человек, общество, природа, интегрированные продукты

человеческой деятельности. Воспитание должно обеспечивать гармонию человека с

самим собой через определение им гармонии с другими людьми, обществом,

природой, человеческой деятельностью. Именно достижение гармонии - такова

веками вырабатываемая суть псих., нравственного здоровья человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акимов М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный

подход. М., 1992.

2. Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет. www.1september.ru/ru/

3. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа пе6дагогического процесса.

М.Н., Университетское,1990.

4. Ангеловски К. Учителя и инновации.

http://www.nalnet.ru/~sc16/DOC/obxarmet.html

5. Батурина Г., Кузина Т. Традиционная культура воспитания в

национальной школе. Педагогика,1995,№2 ,с.122

6. Берхин Н.Б. Психолого-педагогическая специфика художественного

образования школьников. http://www.chat.ru/~dksnev/sborniki.htm

7. Беттельгейм Б. Образование и принцип реальности. Знание-сила. 1995, №4

8. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения.

http://www.vspu.ru/Pedagogica/

9. Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. О субъективных факторах творческой

деятельности человека. Педагогика, 1995, №3, с.19.

10. Бондаревская Е.В. Ценностыне основания личностно ориентированного

воспитания. Педагогика, 1995,№4 с.29.

11. Борисенков В.П., Краевский В.В., Кутьев В.О., Турбовский Я.С. Философия

образования. Педагогика,1995, № 4 с.3

12. Возчиков В. Возрождение духовности. Педагогика, 1995, №5 С.123.

13. Газман О.С. Базовая культура и самоопределение личности. Базовая

культура личности: теоретические и методологические проблемы. Сб.науч. тр.

Под ред.Газманова О.С. М., Изд.АПН СССР, 1989, с.150

http://www.chat.ru/~dksnev/sborniki.htm

14. Гараджа В.И. Культура, образование, религия. Педагогика,1995, № 5.

15. Железовская Г.И. Формирование интеллектуальной педагогической культуры.

Педагогика, 1995, №2 с.55

16. Каган В. Где начинается «золотая клетка» (ребенок и психологическое

насилие). Знание-сила, 1995, № 10,11

17. Как построить свое Я. http://www.yspu.yar.ru/vestnik/index.html

18. Квятковский Е.В. В поисках путей гуманизации литературно-художественного

образования. Педагогика,1995,№6, с.41.

19. Лихачев Б.Т. Образование: идеология и политика. Педагогика,1995, №4, с.42

20. Маралов В.Г., Ситаров В.А., Педагогика ненасилия.

http://runnet.dux.ru/enpp/newspapers/pg/pghome.html

21. Опыт разработки концепции воспитания. Р-на-Д.,1993, Ч.1

http://www.vspu.ru/Pedagogica/

22. Савитская Т. Ребенок в культуре ХХ века. Знание-сила,1995,№4

23. Советский энциклопедический словарь. Гл. ред. Прохоров А.В. М.,

Советская энциклопедия, 1987, с.1600

24. Стрельницкая Л.П. Образование и идеология. Педагогика,1995, №6, с.117.

25. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа.

http://www.yspu.yar.ru/vestnik/index.html

26. Толстой Л.Н. О народном образовании. Собрание соч. в 22-х т. Т.16. М.,1983.



(C) 2009