Научная Петербургская Академия

Реферат: Мировой педагогический опыт КД Ушинский

Реферат: Мировой педагогический опыт КД Ушинский

Федеральное Агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российский Государственный Гуманитарный Университет

Гаврина Мария Сергеевна

«Мировой педагогический опыт К.Д. Ушинский»

Контрольная работа

3 курс (заочное отделение) Психология

Дисциплина: «Педагогика»

Научный руководитель:

Ст. преподаватель

К.П.Н. Мишина М.М

Железнодорожный 2005г

Содержание:

1. Краткая биография К.Д. Ушинского

2. Педагогическая деятельность и система взглядов на педагогику К.Д.

Ушинского.

3. Значение Ушинского в развитии педагогики

4. Список литературы

Краткая биография К.Д. Ушинского.

(1824-1870)

К. Д. Ушинский является основоположником русской педагогической науки.

Ближайший его соратник Л. Н. Модзалевский справедливо писал: "Ушинский - это

наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов - наш первый

народный ученый, Суворов - наш народный полководец, Пушкин - наш народный

поэт. Глинка - наш народный композитор".

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) родился в Туле, в семье

мелкопоместного дворянина, и провел свое детство и отрочество в имении отца

около города Новгород-Северска. Общее образование он получил в Новгород-

Северской гимназии.

В 1840г. К.Д.Ушинский поступил на юридический факультет Московского

университета, где слушал лекции выдающихся профессоров. В студенческие годы

Ушинский серьезно интересовался литературой, театром, мечтал о

распространении грамотности среди народа. Он стремился самостоятельно

разобраться в тех спорах, которые велись среди передовых русских людей о

путях исторического развития России, о народности отечественной культуры.

По окончании университета, 22-летний К.Д.Ушинский, был назначен исполняющим

обязанности профессора Ярославского юридического лицея. В своих лекциях,

производивших глубокое впечатление на студентов, Ушинский, критикуя ученых за

оторванность от народной жизни, говорил о том, что наука должна

способствовать ее улучшению. Он призывал студентов к изучению жизни,

потребностей народа, помощи ему.

Но профессорская деятельность молодого ученого продолжалась очень недолго.

Начальство сочло такое направление его деятельности вредно влияющим на

молодежь, подстрекающим ее к протесту против существующих порядков, и вскоре

он был уволен. Для Ушинского начались трудные годы лишений и борьбы за

существование. В течение нескольких лет он служил чиновником, занимался

случайной, мелкой литературной работой в журналах. Все это не удовлетворяло

его, мечтавшего о широкой общественной деятельности на благо своей родины.

“Сделать как можно больше пользы моему отечеству - вот единственная цель моей

жизни; к ней-то я должен направить все свои способности”,- говорил молодой

Ушинский.

Общественно-педагогическое движение 60-х годов способствовало оформлению

педагогического призвания К.Д.Ушинского. Работая в 1854-1859 гг. старшим

преподавателем русского языка, а затем инспектором классов Гатчинского

сиротского института, он провел ряд мероприятий по улучшению в нем учебно-

воспитательной работы.

С 1859-1862г. К.Д.Ушинский работал в качестве инспектора классов Смольного

института благородных девиц, в котором также провел коренные реформы. Он

объединил самостоятельно существовавшие отделения для дворянских и мещанских

девиц. Ввел преподавание учебных предметов на русском языке. Открыл

педагогический класс, в котором воспитанницы получали подготовку для работы в

качестве воспитательниц. Пригласил в институт талантливых преподавателей,

ввел в практику работы совещания и конференции педагогов. Воспитанницы

получили право проводить каникулы и праздники у родителей.

Прогрессивная деятельность К.Д.Ушинского в Смольном институте вызвала большое

недовольство у придворных, руководивших учреждением. Ушинского стали обвинять

в атеизме, в том, что он собирается воспитывать из дворянок “мужичек”. В

1862г. он был уволен из института. Тогда же ему было предложено выехать за

границу под предлогом изучения постановки начального и женского образования и

составления учебника по педагогике. Эта командировка была фактически

замаскированной ссылкой.

Все перенесенное в России тяжело отразилось на здоровье Ушинского, обострило

давнюю болезнь легких. Но, несмотря на тяжелую болезнь, он усиленно работал

за границей: тщательно и критически изучал женские учебные заведения, детские

сады, приюты и школы Германии и Швейцарии. Написал и издал в 1864г.

замечательную учебную книгу “Родное слово” и “Руководство к преподаванию по

“Родному слову” для учителей и родителей. (“Родное слово” до октября 1917г.

имело 146 изданий.) В 1867г. Ушинский написал главное свое произведение

”Человек как предмет воспитания”, явившееся ценнейшим вкладом в

педагогическую науку.

Тяжелая болезнь, напряженная общественно-педагогическая работа, вызывавшая

резко отрицательное отношение правящих кругов, подорвали силы талантливого

педагога и ускорили его смерть. Накануне ее, оказавшись на юге, он получил

некоторое удовлетворение, увидев, как высоко ценят его учительство.

К. Д. Ушинский скончался 22 декабря 1870г. Похоронен он на территории

Выдубецкого монастыря в Киеве.

Педагогическая деятельность и система взглядов на педагогику К.Д. Ушинского.

К.Д.Ушинский, как крупнейший представитель педагогики XIX века, внес особый

вклад в развитие отечественной педагогики, заложив ее научные основы и создав

цельную педагогическую систему.

Как отмечали современники Ушинского, "его труды произвели совершенный

переворот в русской педагогике", а его самого называли отцом этой науки.

Ушинский универсален как педагог, как педагог перспективного видения. Прежде

всего, он выступает как педагог-философ, отчетливо понимая, что педагогика

может базироваться только на прочном философском и естественнонаучном

фундаменте, на концепции народности воспитания, отражающих развитие этой

науки и специфику национальной культуры и воспитания.

Ушинский - теоретик воспитания, его отличает глубина проникновения в сущность

педагогических явлений, стремление выявить закономерности воспитания как

средства управления развитием человека.

Ушинский как методист разрабатывал вопросы содержания образования, сущность

процесса обучения, принципы, частные методики обучения, создал замечательные

учебники "Родное слово" и "Детский мир", которые, по словам исследователя

Белявского, составили эпоху в детской педагогической литературе.

Как педагог-психолог разрабатывал психологические основы обучения, изложил

систему психологических идей (дал характеристику мышления, памяти, внимания,

воображения, чувств, воли).

Ушинский выступал и как школовед. Им выдвинута программа преобразования

русской школы, особенно русской народной школы, чтобы привести ее в

соответствие с потребностями развития страны и демократизацией образования.

И, наконец, Ушинский - историк педагогики, изучал труды представителей

мировой педагогики Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Песталоцци, Спенсера и др. На

основе анализа и отбора всего разумного, критического рассмотрения данных

своих на блюдений и педагогического опыта Ушинский создает свой капитальный

труд, психолого-педагогический трактат "Человек как предмет воспитания" (I ч.

- 1867 г., II ч. - 1869 г.).

Ушинского называют великим учителем русских народных учителей, создавшим

полную программу подготовки народного учителя.

Деятельность Ушинского всецело отвечала назревшим потребностям исторического

развития страны, преобразования системы просвещения.

После окончания Московского университета Ушинский преподавал в Ярославском

юридическом лицее, плодотворно занимался педагогической деятельностью в

Гатчинском сиротском институте и Смольном институте благородных девиц,

редактировал "Журнал министерства просвещения".

Ушинский - просветитель-демократ, его лозунг - пробуждать в народе жажду

знаний, вносить свет знаний в глубины народной мысли, видеть народ

счастливым.

Исходя из своих прогрессивных взглядов, Ушинский по-новому взглянул на

педагогику как науку. Он был глубоко убеждён, что ей нужна прочная научная

база. Без неё педагогика может превратиться в собрание рецептов и народных

поучений. Прежде всего, по мнению Ушинского, педагогика должна опираться на

научные знания о человеке, на широкий круг антропологических наук, к которым

он относил анатомию, физиологию, психологию, логику, филологию, географию,

политэкономию, статистику, литературу, искусство и др., среди которых особое

место занимают психология и физиология.

Ушинский понял необходимость всестороннего изучения человека. Он утверждал:

"Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна

прежде узнать его тоже во всех отношениях". (О пользе педагогической

литературы).

Таким образом, Ушинский осуществил педагогический синтез научных знаний о

человеке, поднял педагогику на качественно новый уровень. Известный ученый

Ананьев, оценивая целостный подход Ушинского к человеческой личности,

справедливо отмечает силу его теоретического мышления и педагогического

убеждения, сумевшего столетие назад обосновать проблему, которую современная

наука считает фундаментальнейшей проблемой философии, естествознания и

психологии.

Другой ведущей идеей, положенной в основу педагогической системы Ушинского,

явилась выдвинутая им концепция народности воспитания. Отечественная

педагогическая наука должна быть построена, по мнению педагога, с учетом

национальных особенностей русского народа, отражать специфику национальной

культуры и воспитания. В статье "О народности в общественном воспитании"

Ушинский дает глубокий анализ воспитания в духе народности. Под народностью

он понимает такое воспитание, которое создано самим народом и основано на

народных началах. История народа, его характер и особенности, культура,

географические и природные условия определяют направленность воспитания со

своими, ценностями и идеалами.

Создавая русскую педагогику, Ушинский считал невозможным подражать или

механически переносить в нее принципы воспитания других народов. Каждый народ

создает свою собственную систему обучения и воспитания со своими

национальными чертами и творческими проявлениями. При этом педагог не отрицал

возможности использовать достижения в области педагогики других народов,

разумно преломляя их к своим национальным особенностям.

Народность воспитания в трактовке Ушинского раскрывается как принцип

преобразования всей системы образования на основе связи с жизнью народа.

Отсюда и требования:

- воспитание должно быть самобытным, национальным;

- дело народного образования должно находиться в руках самого народа, который

бы занимался его организацией, руководил и управлял школой;

- народ определяет содержание и характер воспитания;

- все население должно быть охвачено просвещением, общественным воспитанием;

- воспитание женщин наравне с мужчинами;

- подлинная народность выражается, прежде всего в родном языке. Гимном

родному языку является статья Ушинского "Родное слово", написанная

вдохновенно, эмоционально. В ней он сравнивает язык народа с распускающимся

цветом всей духовной жизни нации, утверждая, что в языке одухотворен народ и

его родина, что язык - самая живая связь, соединяющая отжившее, живущее и

будущее. Родной язык является лучшим средством воспитания, который учит

естественно и успешно, откуда идет духовное, нравственное и умственное

развитие.

- принцип народности связан и с задачами формирования личности, и с

воспитанием у детей любви к родине, своему отечеству, гуманности,

правдивости, трудолюбия, ответственности, чувства долга, воли, чувства

самолюбия в его правильном понимании, эстетического отношения к жизни. Все

эти качества исходят от народа и соотносятся с его характером и традициями,

помогают формировать национальное самосознание народа.

- принцип народности должен быть реализован через преподавание в школе

отечествоведения: истории своей страны, географии, изучение русских писателей

и поэтов (литература), природы России и др.

Идея народности у Ушинского, являясь идеей демократической, определяла новый

прогрессивно-творческий подход к развитию педагогики и как нельзя лучше

отвечала потребностям народа и народно образования.

Еще одним основанием педагогики как науки Ушинский считает единство теории и

практики. Истинная наука педагогика может развиваться только на основе связи

теории и практики, всестороннем обобщении педагогического опыта - "теория не

может отказаться от действительности, факт не может отказаться от мысли".

Ушинский обращает внимание не только на теоретическое, но и большое

практическое назначение педагогики. Эта. приложимость законов педагогической

науки и практической деятельности позволила ему назвать педагогику

"искусством воспитания". В педагогической деятельности, которая строится на

научной основе нельзя отрицать индивидуальное мастерство и творчество

педагога, что обогащает саму науку педагогику. Ушинский отмечает, что

"Воспитатель - есть художник, воспитанник - художественное произведение,

школа - мастерская.

Актуально звучит сегодня положение Ушинского о том, что "передается мысль,

выведенная из опыта, но не самый опыт".

Важным основанием педагогики Ушинский считает формирующую роль деятельности и

активности личности. Стремление детей к разнообразной деятельности заложено в

самой природе человека, это основной закон детской психики. Деятельность

Ушинский рассматривал как основу воспитания и обучения, ибо без

самостоятельной творческой деятельности, без активности самого ребенка

успешность воспитания и обучения невозможна.

Одной из важнейших форм деятельности Ушинский считал груд. В своей работе

"Труд в его психическом и воспитательном значении" он показывает, что труд -

это, прежде всего основа материальной жизни, и источник развития человека,

необходимое условие гармонического развития - физического, умственного,

нравственного, эстетического. К тому же деятельность и труд являются и

условием развития познавательных, эмоциональных и волевых процессов,

формирования способностей и характера ребенка.

Школа должна готовить человека к свободному и творческому ТРУДУ, вызывать у

него "жажду серьёзного труда", формировать привычку трудиться и находить

счастье в наслаждении трудом.

К обоснованию процесса воспитания Ушинский подходит с научных позиций,

подводя под него психологический и естественнонаучный фундамент.

"Воспитание мыслится Ушинским как целенаправленный, преднамеренный процесс

"управления личностью" цель которого -подготовить человека к жизни и активной

трудовой деятельности, воспитать гармонически развитого человека, умеющего

сочетать свои интересы с интересами своего народа и всего человечества. Из

направлений воспитания главную роль, по Ушинскому, играет нравственное

воспитание, оно - центр его педагогической концепции. Оно важнее, чем

наполнение головы познаниями. Ушинский пишет, что обогащение познаниями

принесет много пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или

зоологические познания... могли сделать гоголевского городничего "сытным

человеком".

Воспитание, по мнению Ушинского, лишенное моральной силы, разрушает человека.

Важно воспитывать в детях стремление к добру, чувство патриотизма,

трудолюбие, чувство общественного долга, гуманизм, дисциплину, твердый

характер и волю как могущественный рычаг, который может изменять не только

душу, но и тело. В процессе нравственного воспитания необходимо также

преодолевать такие чувства и качества как упрямство, леность, скуку, тоску,

эго изм, карьеризм, лицемерие, праздность и др.

Важными задачами нравственного воспитания являются:

- формирование мировоззрения, моральных знаний, правильных взглядов на жизнь

и формирование системы убеждений, которую Ушинский считает главнейшей дорогой

человеческого поведения;

- развитие нравственных чувств, в частности и эстетических. Самым высоким,

пламенным чувством в человеке, "его общественным цементом" Ушинский считал

патриотическое чувство, которое "последним гибнет даже в злодее". Чувство

переведет сознание, убеждение в поведение человека. Воспитанию чувств

посвящена специальная глава;

- воспитание навыков и привычек поведения. По убеждению Ушинского, человек,

благодаря хорошей привычке, "воздвигает нравственное здание своей жизни все

выше и выше". Процесс их формирования длительный, требующий настойчивости и

терпения.

Нравственное воспитание не должно строиться на страхе наказания, утомительных

"словесных назиданий". Методы и средства воспитания зависят от его содержания

и цели.Что касается метода убеждений, то им надо пользоваться в меру, не

навязывать своих убеждений, а, по словам Ушинского, пробуждать жажду этих

убеждений.

В воспитании важны и метод упражнений, режим дня, авторитет родителей,

личность учителя, пример (организованная среда), поощрения и разумные,

предупреждающие наказания, организация детского общественного мнения. В деле

воспитания большую роль играет общий дух в школе, благоприятная атмосфера.

Одним из сильных средств воспитания Ушинский считает природу: "Зовите меня

варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое

убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное

влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию

педагога". Эту идею более конкретно будет развивать в своих трудах наш

современный педагог В.А.Сухомлинский.

Воспитание Ушинский рассматривал в тесном единстве с процессом обучения и

протестовал против разделения воспитания и обучения, между учителем и

воспитателем.

Большой вклад внес Ушинский в разработку вопросов дидактики. Особое внимание

он уделял проблемам содержания образования. В условиях общественно-

педагогического движения 60-х годов XIX века она решалась в развернувшейся

дискуссии о классическом и реальном образовании.

Систему образования в России с ее классической, античной направленностью

Ушинский считал прадедовской ветошью, от которой пора отказаться и начать

создавать школу на новой основе. Содержание образования должно включать

прежде всего изучение родного языка, так как "родное слово есть основа

всякого умственногоразвития и сокровищница всех знаний...", даже предметов,

раскрывающих человека и природу: историю, географию, естественные науки,

математику.

Особое место Ушинский отводит изучению природы, называя ее одним из "великих

наставников человечества", не только потому, что логика природы наиболее

доступна ребенку, но и в силу ее познавательного и воспитательного значения.

В первую очередь, в школе надо иметь ввиду душу учащегося в ее целости и ее

органическое, постепенное и всестороннее развитие, а знания и идеи должны

выстраиваться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его

жизнь.

Ушинский подверг обоснованной критике как сторонников формального образования

(цель обучения - развитие умственных способ ностей учащихся), так и

материального (цель - приобретение знаний) за их односторонность. Показывая

несостоятельность формального образования, он подчеркивал, что "рассудок

развивается только в реальных знаниях... и что самый ум есть не что иное, как

хорошо организованнее знание". Материальное направление критиковал за его

утилитаризм, за преследование непосредственно практической пользы. Ушинский

считает необходимым и развитие умственных сил учащихся, и овладение знаниями,

связанными с жизнью.

Исходя из того, что в школе изучаются не науки, а основы наук, Ушинский

различал понятия наука и учебный предмет и определил соотношение между ними.

Заслуга его в том, что он занимался переработкой научных знаний в

соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся, т.е.

переработкой научной системы в дидактическую.

Обучение рассматривалось Ушинским как посильная деятельность детей под

руководством учителя. Учение должно быть трудом, развивающим и укрепляющим

волю детей.

Обучение как специфическая форма процесса познания имеет свою логическую

структуру: 1-я ступень - познание на стадии чувственного восприятия

(ощущения, представления). Учитель должен способствовать накоплению учащимися

материала, учить их наблюдать, вторая - познание на стадии рассудочного

процесса (понятия и суждения). Учитель учит сравнивать, сопоставлять факты,

обобщать, делать выводы, умозаключения. Третья ступень идейного (разумного)

познания, это ступень формирования самосознания, мировоззрения. Учитель

приводите систему знания, способствует формированию мировоззрения. И

следующая ступень освоения приобретенных знаний - закрепление.

Преподавание и учение связаны в единое целое тогда, когда преподавание

начинается своевременно, развертывается постепенно и органично, сохраняет

постоянство, возбуждает самодеятельность учащегося, избегает как чрезмерной

напряженности, так и чрезмерной лёгкости занятий, обеспечивает нравственность

и полезность материала и его применения.

В области организации и конкретной методики учебного процесса Ушинский

разрабатывал вопрос: как учить ребенка учиться, проблему активизации учебного

процесса, познавательной деятельности, развития мышления, сочетания

механического и логического запоминания, повторения, единства наблюдения и

интереса, внимания, речи. Великий педагог научно обосновал и всесторонне

развил дидактические принципы наглядности (связывая её с проблемой мышления,

речи (особенно, младших школьников) и в целом развития личности),

сознательности, посильности, последовательности, прочности.

Преподавание осуществляется двумя главными методами - синтетическим и

аналитическим. Методы дополняются приемами, их четыре: догматический (или

предлагающий), сократический (или спрашивающий), эвристический (или дающий

задачи), секро-сематический (или излагающий). Все они, сочетаясь или

соединяясь в преподавании, применяются в каждом классе и на каждом уроке с

учётом возраста учащегося и содержания предмета.

Мысли Ушинского об обучении объединяются общей идеей воспитывающего и

развивающего обучения. Если развитие, формирование и воспитание личности

осуществляется в единстве своем через обучение, то само обучение неизбежно,

по мнению Ушинского, должно быть развивающим и воспитывающим. Обучение

Ушинский считал могущественным органом воспитания. Наука должна действовать

не только на ум, но и на душу, чувство. Он пишет: "К чему учить историю,

словесность, все множество наук, если это учение не заставит нас полюбить

идею и истину больше, чем деньги, карты и вино, и ставить духовные

достоинства выше случайных преимуществ". По мнению Ушинского, обучение может

выполнить образовательные и воспитательные задачи лишь в том случае, если оно

будет соблюдать три основные условия: связь с жизнью, соответствие с природой

ребенка и особенностями его психофизического развития, и обучения на родном

языке.

Большое внимание Ушинским уделялось уроку, разработке требований к

организации классных занятий: они должны давать прочные глубокие знания,

учить добывать их самостоятельно, развивать познавательные силы и возможности

школьника, воспитывать нравственно ценные качества. Ушинский выступает против

трафа рета, схематизма и шаблона в построении урока, формализма, который

сковывает творческую инициативу учителей. Им дана типология уроков.

Много внимания Ушинский уделяет проблеме первоначального обучения. Он пишет,

что "чем меньше возраст, тем больше должна быть педагогическая подготовка

лиц, которые воспитывают и обучают детей". Начальная школа должна закладывать

фундамент общего образования и воспитывать положительные качества личности.

Ушинский написал для начальной школы учебные книги: "Родное слово" и "Детский

мир", в которых реализовал свои методические принципы. В эти книги он включил

обширный материал из естественной истории (природы), а также, связанные с

изучением Родины жизненные факты и явления, способствующие воспитанию любви к

простому народу; подобрал материал для умственных упражнений и развития дара

речи; ввел поговорки, пословицы, загадки, прибаутки, русские сказки, чтобы

развивать чуткость к звуковой красоте языка.

Ушинский обосновал звуковой, аналитико-синтетический метод обучения грамоте в

начальной школе, объяснительное чтение. Им показана необходимость изучения

природы и использования ее как средства всестороннего развития личности

школьника, воспитания наблюдательности, развития логического мышления, т.к.

логика природы - самая доступная и самая полезная логика для детей, и она -

"великий наставник человечества".

В правильно организованной школе, связанной с жизнью и со временностью,

ведущую роль Ушинский отводил учителю. В статье "О пользе педагогической

литературы" Ушинский делает попытку поднять авторитет учителя, показать его

огромную общественную роль. В ней предстает яркий образ народного учителя и

сформулированы основные требования к нему: "Воспитатель, стоящий в уровне с

современным ходом воспитания, чувствует себя... посредником между всем, что

было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым,

хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо... его дело,

скромное по наружности, -одно из величайших дел истории".

Ушинский утверждал личность учителя-воспитателя центром и душой школы: "В

воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что

воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой

личности... Только личность может действовать на развитие и определение

личности, только характером можно образовать характер".

Учитель должен иметь твердые убеждения; глубокие знания и умения по тем

наукам, которые он будет преподавать; знать педагогику, психологию,

физиологию; овладеть практическим искусством преподавания; любить свое дело и

беззаветно ему служить. "Для народного учителя, писал Ушинский, необходимо

всесторонне широкое образование, важно развивать в учителе способность и

готовность к постоянному расширению своего научного и педагогического

кругозора". В 1961 году Ушинский пишет большую работу "Проект учительской

семинарии", в которой излагает систему подготовки учителей. Многие

принципиальные положения этой работы являются актуальными и в наше время.

Значение Ушинского в развитии педагогики

К.Д.Ушинский является основоположником оригинальной русской педагогики, в

частности дошкольной педагогики; он внес ценнейший вклад в развитие мировой

педагогической мысли. Ушинский глубоко проанализировал теорию и практику

воспитания, в том числе дошкольного, и образования за рубежом, показал

достижения и недостатки в этой области и тем самым подвел итоги развития

педагогики других народов.

Он обосновал идею народного воспитания, послужившую основой для создания

оригинальной русской педагогики. Его учение о роли родного языка в умственном

и нравственном воспитании и обучении детей, о народной школе, его теория

дошкольного воспитания детей оказали огромное влияние не только на

современное, и на последующие поколения педагогов многонациональной России.

Многие педагогические высказывания Ушинского были откликами на острые вопросы

современности, критикой неудовлетворенного состояния воспитательно-

образовательной работы в школе, в семье, в дошкольных учреждениях того

времени и практическими предложениями по их улучшению, и они представляют не

только историко-педагогический интерес. М.И.Калинин на совещании работников

народного образования в 1941 г., указав на ряд советов Ушинского по

воспитанию и обучению детей, высоко оценил его идеи, которые только в нашем

социалистическом обществе могут быть оценены полностью.

Кончилась короткая человеческая жизнь, на долю которой выпало промелькнуть

среди миллионов земных существований в середине ХIХ столетия. Но было это

одновременно и началом новой, уже бесконечной, бессмертной жизни - в памяти

людских поколений, которые никогда не забывают достойных. Недаром же на

памятнике его есть такая надпись: "Мертвые да почитают от трудов своих, дела

об их ходят вслед за ними".

И говорят о нем люди разных поколений, разных эпох...

И. П. Деркачев, симферопольский учитель:

"Этот воспитатель воздвиг себе памятник не в одних сердцах и умах русских

детей - многие труженики народного образования долго и с любовью будут

вспоминать его плодотворное дело".

Д. Д. Семенов, педагог, друг Ушинского:

"Если весь славянский мир гордится И. А. Коменским, Швейцария - Песталоцци,

Германия - Дистервегом, то мы, русские, не забудем, что среди нас жил и учил

Константин Дмитриевич Ушинский".

Н. Ф. Бунаков, выдающийся русский педагог:

"И до настоящего времени, несмотря на то, что прошло уже более тридцати лет

со времени Ушинского, сочинения его не утратили своего значения".

В. Н. Столетов, президент Академии педагогических наук СССР:

"Согласно календарю Константин Дмитриевич Ушинский - человек девятнадцатого

века. Но благодаря общественно полезной деятельности он живет и в наш век".

Памятники Ушинскому стоят на улицах наших городов, его имя носят институты,

школы, библиотеки. Его бронзовый бюст установлен в конференц-зале Академии

педагогических наук, а портреты висят почти в каждой школе. Стипендии его

имени получают студенты, премии и медали его имени присуждаются ученым.

Книги его издаются на десятках языков и у нас и за границей.

Как мудрый советчик, он всегда рядом с тем, кто учит, и со всеми, кто учится.

Пусть же неумолчно звучит для нас и сегодня его добрый, искренний, чистый

голос...

"Человек рожден для труда... Сознательный и свободный труд один способен

составить счастье человека... Наслаждения являются лишь сопровождающими

явлениями... Богатство растет безвредно для человека только тогда, когда вместе

с богатством растут и духовные потребности человека... Труд - лучший хранитель

человеческой нравственности, и труд же должен быть воспитателем человека...

Но труд потому и труд, что он труден, а потому и дорога к счастью трудна..."

Список литературы:

1. А. А. Радугин "Психология и педагогика", Москва, "Центр", 1999.

2. Б. П. Есипов "Педагогическая энциклопедия", Москва, "Советская

энциклопедия", 1968.

3. Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева «История педагогики»,

Москва «просвещение», 1982



(C) 2009