Научная Петербургская Академия

Реферат: Использование самодельных игрушек в воспитании дошкольников

Реферат: Использование самодельных игрушек в воспитании дошкольников

Уфимский педагогический колледж № 1

ПРОЕКТ

тема: Использование самодельных игрушек в воспитании дошкольников

Выполнили: студентки

1.

Руководитель:

Мударисова О.И.

Уфа 2003-2004 уч.г.

План

Введение. 3

I. Теоретические основы влияния игрушки на всестороннее

развитие ребенка дошкольного возраста. 5

1.1. Значение игрушки в жизни детей. 5

1.2. Взаимосвязь игрушки и игровой деятельности дошкольников. 6

1.3. Педагогические требования к отбор игрушек для детей дошкольного возраста 7

1.4. Использование образных самодельных игрушек в работе с детьми. 8

II. Использование самодельных игрушек в воспитании дошкольников. 11

2.1. Рекомендации по изготовлению самодельных игрушек. 11

2.2. Методика работы с самодельной игрушкой. 12

Заключение. 16

Библиография. 17

Введение

Актуальность нашего исследования: использование самодельных

игрушек в воспитательно-образовательной работе ДОУ играет важную роль во

всестороннем развитии дошкольников.

На практике возникают противоречия: с одной стороны, педагоги

понимают важность использования самодельных игрушек в

воспитательно-образовательной работе ввиду их необычности, оригинальности,

простоты изготовления, но с другой стороны, в практике детского сада такие

игрушки не нашли широкого применения.

Объектом исследования является деятельность воспитателя,

направленная на организацию воспитательно-образовательной работы с

использованием игрушек.

Предметом исследования является методика внедрения в

воспитательно-образовательный процесс ДОУ самодельных игрушек.

Цель исследования: теоретически обследовать и раскрыть методику

работы с самодельной игрушки.

Гипотеза: предложенная методика окажется эффективной если:

- работники ДОУ подойдут к этой проблеме творчески;

- при изготовлении игрушек будут учтены особенности восприятия детьми

игрушек;

- будут соблюдены педагогом требования к оформлению самодельных

игрушек;

- игрушка сделанная руками воспитателей и детей, будет активно

использовать в воспитательно-образовательной работе ДОУ;

- воспитатели привлекут к изготовлению самодельных игрушек родителей,

доказав важность этой работы для воспитания детей.

Цель исследования и выдвинутые гипотезы определили задачи:

1. Выяснить теоретические основы влияния игрушки на всестороннее развитие

ребенка.

2. Представить рекомендации по изготовлению и методику работы с

самодельной игрушкой в разных возрастных группах.

I. Теоретические основы влияния игрушки на всестороннее

развитие ребенка дошкольного возраста

1.1. Значение игрушки в жизни детей

Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания

и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой

деятельности. Игрушка в данном случае выступает в качестве своеобразного

эталона тех предметов, узнать назначение которых, и освоить различные

действия, с которыми надлежит познакомиться ребенку. Игра как форма

организации детской жизни, важна тем, что служит психологии ребенка и его

личности.

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызывать к жизни игру,

а игра иной раз требует для себя новую игрушку. И не случайно в играх детей

участвуют не только игрушки, купленные в магазине, но и сделанные

воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми

разнообразными, но все они должны отвечать определенным педагогическим и

художественным требованиям.

В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению

игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда); технические

(транспортные, конструкторы, технические агрегаты); игрушки-«орудия труда»

(совочек, сачок, молоток, отвертка, щетка, игрушки имитирующие простейшие

средства труда взрослых); игрушки-забавы; театральные, музыкальны, спортивные

игрушки для детей всех возрастов.

Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, нравственного воспитания

ребенка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он

пользуется совместно с другими детьми.

1.2. Взаимосвязь игрушки и игровой деятельности дошкольников

Исследования по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении организации

игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье,

показали, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию

и отбору игрушек, обязательно должны учитываться возрастные закономерности

игровой деятельности. Чтобы ответить на этот вопрос, в каком возрасте какая

игрушка нужна ребенку, воспитатель должен отчетливо представлять себе

особенности игры детей в различные возрастные периоды, поскольку в каждой из

них игра претерпевает качественные изменения. Эти изменения хорошо

проявляются при сравнении игр детей в раннем и дошкольном возрасте.

Содержание игровой деятельности детей раннего возраста составляют различные

действия с предметами, игрушками и их заменителями. В дошкольном детстве

игровые действия – это действия общения. Именно в раннем детстве

подготавливается деятельностная основа для перехода к игре нового качества –

сюжетно-ролевой и ролевой. Предметно-игровая деятельность в раннем детстве не

является однородной. Накапливая опыт действий с различными предметами,

ребенок в результате общения с окружающими взрослыми людьми знакомится и с

явлениями окружающей жизни, и это существенно меняет предметно-смысловое

содержание и его игровых действий.

Ребенку – 1-го года жизни свойственны обследовательские, ориентировочные

действия с предметами-игрушками – ознакомительная игра. Игрушки для детей

этого возраста должны быть интересными, радующими их, и вместе с тем

простыми, удобными, безопасными.

В конце 1-го года, начале 2- года жизни ребенок переходит к отобразительной

игре. В своих игровых действиях с предметами он отображает то, чему научился,

подражая взрослым. В это время ему нужна такая игрушка, чтобы, играя с ней,

он мог отображать то, что ему ближе, хорошо знакомо.

1.3. Педагогические требования к отбор игрушек для детей дошкольного возраста

Какой должна быть игрушка, чтобы помочь ребенку в развитии, активно проявлять

себя в игре, жить радостной жизни?

Основное требование к игрушкам определила Н.К. Крупская в статье «Об

игрушках для дошколят»: игрушка должна способствовать развитию ребенка на

каждой возрастной ступени дошкольного детства. В подборе игрушек следует

исходить из особенностей возраста, поэтому единой педагогически ценной

игрушки для детей дошкольного возраста нет и быть не может. Малышу нужны свои

игрушки, которые помогут ориентироваться в окружающем мире, будут

стимулировать его самостоятельную деятельность, направлять ее в определенное

русло. А для старших дошкольников необходимы игрушки, которые помогают

изучить окружающую действительность, стимулируют коллективные игры.

Особое требование предъявляется к тематике, содержанию игрушки «что она

отображает, игрушка должна расширять кругозор ребенка, увлекать образами

современной действительности» (Е.А. Флерина). Содействовать развитию ребенка

может игрушка, наполненная добрым смыслом, побуждающая ребенка к

положительным действиям. Игрушки, отображающие орудия насилия, жестокости,

оружие, стимулирующие агрессивное, разрушительное поведение, травмируют

психику ребенка. Они формируют у детей искаженные представления об окружающем

мире, о нравственности, подрывают гуманные начала формирующейся личности.

Такого рода игрушки недопустимы.

Игрушка должна быть динамичной, побуждать ребенка к разнообразным действиям в

игре. Это важное требование, учитывающее такие психофизиологические

особенности дошкольника, как потребность в активных действиях. Следует

помнить слова Е.А. Флориной «Чем больше возможностей представляет для

различных действий, тем она интереснее для ребенка, тем больше ее

воспитательные возможности».

Предъявляются определенные требования и к оформлению игрушки. Игрушка

нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызывать у ребенка

эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус. Художественная

выразительность обеспечивается гармоничным сочетанием конструкции, формы,

цвета. Небезразличен и материал, из которого изготовлена игрушка: мягкие

пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребенка к игре,

а с шершавой и холодной поверхностью не становятся любимыми. Оформление

игрушки должны быть безопасными для жизни и здоровья ребенка и отвечать ряду

гигиенических требовании. Экспертизы, которые проводятся в разных странах,

показывают, что примитивная, дешевая «штамповка» из пластика, которая

заполонила игрушечный рынок, зачастую угрожает здоровью и жизни детей. В

связи с этим многие страны требуют от производителей надежных гарантий

качества, ее не токсичности, не горючести. Также необходим частый контроль за

состоянием игрового материала.

Создание игрушки, полноценно отвечающей современным требованиям, возможно при

объединении специалистов разного профиля: педагогов, психологов, медиков,

художников, скульпторов, дизайнеров, технологов и др.

1.4. Использование образных самодельных игрушек в работе с детьми

Большая часть игрушек – это так называемые образные игрушки. Это не точные

копии, не уменьшенные модели людей, животных, различных предметов, а

созданные профессиональными художниками или народными умельцами произведения,

отражающие условно яркие, обобщенные образы реальной действительности или

сказочные фантастические образы.

Среди образных игрушек главная – кукла. Она призвана выполнять в играх детей

функции человека.

Куклы чаще всего изображают детей разных возрастов, примерно до 10-12 лет.

Одежда кукол может быть самой различной – детской, профессиональной,

национальной. Различны и выражения их лиц, на них как бы отражаются тем

чувства, состояния, которые присущи детям. Есть лирические типы кукол, куклы-

озорники и «мямлики», серьезные и смешные.

А.С. Макаренко говорил, что только та игра хороша, которая требует от ребенка

рабочего усилия, усилия мысли.

При изготовлении самодельных игрушек из различных материалов повышается

фантазия ребенка. Каждый сучок, ветка. Кусок коры, корень своей формой может

напомнить ребенку какой-то предмет; нужно немного отломить, отрезать,

подправить, чтобы добиться еще большего сходства.

Если в играх с готовыми игрушками дети только имитируют трудовые действия

взрослых – понарошку гладят белье недействующими утюгами, стирают без мыла и

воды, управляют игрушечными автомобилями. Это уже не игра в труд, а игра-

труд.

Игра-труд приносит детям радость не только от того, что они все делают как

взрослые, но и от того, что видят результат своего труда.

Особенно важно пробудить у ребенка потребность в изготовлении различного рода

игрушек и уверенность, что он вполне может справиться с такого рода работой.

А ведь такой уверенности часто даже нет у взрослых. Когда педагоги

воспитатели предлагают ограничить приобретение готовых игрушек и заняться

изготовлением их вместе с детьми, некоторые родители машут безнадежно рукой:

«Да что вы! Разве я могу? Все равно ничего не получиться!». Они настолько

уверены в своей неспособности к изготовлению чего-либо, что у них ничего не

получается. Для того чтобы чему-нибудь научиться, надо не только хотеть этого

добиться, но и быть уверенным, что справишься с заданием.

Есть и еще одна причина, по которой некоторые родители не желают заниматься

изготовлением самодельных игрушек, хотя и могли бы это делать. По их мнению,

самодельные игрушки хуже готовых, менее интересны или менее красивы. Но правы

ли они?

Прежде всего, самодельные игрушки не должны заменить готовые. Одно не

исключает другого. Безусловно, приятно, когда, есть разнообразные готовые

игрушки. Но ведь их обычно не хватает, а для некоторых игр готовых игрушек

вообще не достанешь.

Чем ценна игра, игрушки для которой создаются самими ее участниками? Она

представляет большие возможности для проявления фантазии. Из чего модно

сделать человечков? Выбор большой? В ход может пойти пластилин, проволока,

спички, желуди, солома, тряпочки, нитки. Можно вырезать их из бумаги.

Постепенно дети научатся выходить из затруднительного положения и, когда у

них не окажется какого-либо материала для изготовления игрушек, сумеют

использовать то, что есть.

II. Использование самодельных игрушек в воспитании дошкольников

2.1. Рекомендации по изготовлению самодельных игрушек

Настроение в «варежках»

Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но

значительно реже испытывают чувство восхищения. Возмущения и др. К сожалению,

эмоциональная недостаточность нередко оказывается причиной социально-

психологической дезадаптации.

Поэтому мы предлагаем использовать «варежки» для эмоционально-личностного

роста ребенка.

Для ознакомления детей с основными видами эмоций разработана специальная игра

«Настроение Антошки».

Основанная на классической пиктограмме, она представляет собой театр

варежковых кукол с различными мимическими выражениями лица, выражающими

разные эмоциональные состояния: радость, грусть, злость, страх, удивление.

Варежковые куклы можно изготовить следующим образом. Нужно сшить 5 варежек на

взрослую руку длинной до локтя (можно использовать готовые гольфы). Цвет

материала для варежек желательно выбирать яркий – это рубашка куклы.

Нарисовать 5 лицевых и 5 затылочных частей головы (диаметр 20 см). Лица

Антошки должны иметь разные эмоциональные выражения. Лицевые и затылочные

части головы приклеивают с 2-х сторон на верхнюю часть варежки – кукла

готова.

Образная самодельная кукла «Бабушка»

Кукла шьется из поролона.

Рост – 150 см

Диаметр головы 30 см

Длина туловища – 70 см

Длина ног- 50-60 см

Длина рук – 50-60 см

Одежда: рубашка, юбка, фартук.

Обувь: тряпочные тапки (без задника). Лицо: глаза – пуговицы; рот, нос –

поролон, Волосы – пряжа коричневого цвета. Каркас куклы – деревянная палка

крестом.

Воспитатель вставляет свои ступни в тапочки, руками держит каркас – кукла

движется, поворачивается, наклоняет голову.

Самодельная игрушка «Капелька»

Диаметр – 20 см, высота – 60 см. Игрушка капелька имеет лицо, выражение

которого меняется за счет модификации формы бровей, рта. Волосы куклы сделаны

из шелковых шнурков всевозможных цветов и оттенков длиной – 25 см, чтобы

ребенок мог заплетать их в косички, вплетать в них ленточки, закалывать

заколки, завязывать бантики.

На спине у игрушек потайной кармашек с застежкой «молния» для спринцовки и

провода от капельницы, который маскируют среди волос. Это позволяет педагогу

устроить сюрприз – «оживить» игрушку.

2.2. Методика работы с самодельной игрушкой

Игра Настроение «В варежках»

Пять выражений лица Антошки дублируются схематическими изображениями –

пиктограммами. В этой игре можно использовать известную песенку «Антошка!

Антошка!» (сл. О.Тимофеевского, муз. В.Шаинского).

Вначале дети слушают песню и описывают внешний вид Антошки, после этого

вносится кукла. Нужно дать детям ее потрогать, поздороваться, потанцевать с

ней.

Затем беседе с детьми по каждой эмоции:

- Какое настроение у Антошки?

- Как ты догадался?

- Как думаешь, почему он такой грустный (или испуганный)?

- А у тебя бывает такое настроение?

- Расскажи, почему оно возникает?

- Что ты чувствуешь?

- Покажи, какое у тебя при этом лицо?

При демонстрации определенной эмоции нужно обратить внимание детей на

мимические проявления, например: как сдвинуты брови в гневе, как приподнять

при удивлении, дать возможность детям продемонстрировать это самим.

Такая игра предназначена для детей 5-6 лет. Она рассчитана на групповое

занятие и может проводиться в течении нескольких дне в зависимости от

возраста и подготовленности группы.

Нам представляется интересным, такой примем в работе воспитателя, как

привлечение Антошки к оценке деятельности или поведения детей повседневной

жизни.

Педагог может сказать детям о том, что, если его что-то удивит, рассердит,

насмешит и т.п., то он не будет об этом говорить детям, а с помощью Антошки

покажет свое отношение к поведению или поступку детей.

Ребята увидят настроение воспитателя и сам смогут дать оценку своему поведению.

Образная самодельная кукла «Бабушка»

Данная игрушка может найти широкое применение в работе педагога, как на

занятиях, так и в повседневной жизни детей.

1. Использование игрушки на занятиях:

- сюрпризный момент во всех возрастных группах;

- занятия по звуковой культуре речи («Бабушка» помогает в ходе всего

занятия выполнять задания на дифференциацию звуков);

- занятие по ознакомлению с художественной литературой («Бабушка»

может рассказать сказку во всех возрастных группах, прочитать сказку по

книге, провести беседу по содержанию прочитанного);

- занятие по обучению рассказыванию («Бабушка» может быть описана

детьми 5-6 лет.

2. Использование игрушки в повседневной жизни

- внесение «Бабушки» первую младшую группу, во вторую младшую

группу, для организации таких режимных процессов, как умывание, кормление,

одевание (кукла может рассказать, показать, спросить, похвалить, угостить,

помочь и т.п.);

- с помощью этой игрушки можно организовать развлечения: «День

рождения», «Вечер песенок, потешек»;

- игрушка может принять участие в литературном развлечении по

сказкам, одним из героев которых является бабушка;

- игрушка может помочь младшим дошкольникам в организации сюжетно-

ролевой игры «Семья»: пригласит к себе детей или сама придет в гости,

покажет, как уложить куклу, накрыть стол, полечить куклу; свяжет игру

«Семья» сюжетно-ролевыми играми «Автобус», «Больница», «Парикмахерская».

Одним словом, самодельная игрушка «Бабушка», у творческого педагога найдет

широкое применение в воспитательно-образовательной работе с детьми.

Самодельная игрушка «Капелька»

- Данная игрушка предназначена для детей от 2 до 7 лет, общаясь с

игрушкой, они приобретают сенсорный опыт, знакомятся с основными цветами,

учатся шнуровать и застегивать пуговицы.

- В средней группе игрушка помогает знакомиться с теплыми и холодными

цветами и их оттенками. С ее помощью дети учатся завязывать бантики.

- В старшем дошкольном возрасте, во время бесед о природе игрушка

помогает понять сложную тему: «Круговорот воды в природе», усвоить способы

ухода за растениями.

- Играя с ней, дети закрепляют знания о временах года, о сезонных

изменениях в природе.

- На занятиях по математике с помощью игрушки дошкольники закрепляют

знания геометрических фигур, учатся ориентироваться в пространстве.

- На занятиях по методике развития речи у детей формируется

творческое воображение, фантазия при составлении рассказов о капельке.

- Можно использовать для ознакомления детей с эмоциональными

состояниями человека, играя с ней, дети легче познают окружающий мир.

«Капелька» - это чудо-пособие, имеющее развивающее, обучающее и воспитывающее

значение.

- Можно использовать практически в любых видах практических занятий,

в игровой, трудовой и самостоятельной деятельности, на прогулках, экскурсиях,

туристическом походе и на вечере развлечений.

Заключение

1. Данный проект был создан для того, чтобы обратить внимание дошкольных

работников на возможность использования в воспитательно-образовательной

работе не только готовых, но и самодельных образных игрушек.

2. Изучение педагогического опыта свидетельствует о том, что в практике

педагогических учреждений практически не используются самодельные игрушки,

хотя научные наблюдения подтвердили эффективность их включения в работу с

детьми. Эти игрушки, в сравнении со статичными, вызывают у детей восторг,

восхищение, удивление, желание разговаривать с ними.

3. Создание проекта подтвердило:

- актуальность предложенной темы;

- необходимость более активного внедрения в практику дошкольных

учреждений самодельных игрушек для широкого использования их целях

всестороннего развития дошкольников.

4. Нам представляется возможным использование предложенных самодельных

игрушек на пробной практике в группах раннего возраста, а затем в

дошкольном, как на занятиях, так и в повседневной жизни детей.

Библиография

1. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. – М.: Просвещение, 1976. 42 с.

2. Коссановская Е.А. Ребенку купили игрушку. - М.: Просвещение, 1967. 15 с.

3. Коссановская Е.А. Игрушка в жизни ребенка. – М.: Просвещение, 1980. 20 с.

4. Флерина Е.А. Игра и игрушка. – М.: Просвещение, 1973. 35 с.

5. Хинькова Н.П. Игры, игрушки и воспитание способностей. - М.:

Педагогика, 1969. 86 с.

6. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия,

2001. 335 с.



(C) 2009