Научная Петербургская Академия

Курсовая: Пути совершенствования современного урока

Курсовая: Пути совершенствования современного урока

Содержание

I. Введение.

II. Пути совершенствования современного урока.

1. Основные пути совершенствования урока в

современной школе.

2. Типология и структура современного урока.

3. Общие требования к современному уроку.

4. Современные педагогические технологии.

III. Заключение.

IV. Литература.

I. Введение

Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в

общеобразовательной школе. Для этого процесс обучения и организационная

методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать учащихся в

самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному

применению их на практике.

Классно-урочная система предусматривает различные формы организации учебно-

воспитательного процесса: домашняя учебная работа (самоподготовка),

экскурсии, практические занятия и производственная практика, семинарские

занятия, внеклассная учебная работа, факультативные занятия, консультации,

зачеты, экзамены. Но основной формой организации обучения в школе является

урок.

Педагогическая наука и школьная практика направляют свои усилия на поиски

путей совершенствования урока.

II. Основные пути совершенствования современного урока следующие [1]:

1. Усиление целенаправленности деятельности учителя и

учащихся на уроке. Одна из важных задач учителя – мобилизовать учащихся на

выполнение поставленных задач, достижение целей непосредственно на уроке. Для

этого необходимо спланировать каждый урок, чтобы в нем были предусмотрены самые

короткие пути к поставленной цели, и в первую очередь намечены структура,

методика и средства обучения в строгом соответствии с поставленной целью.

2. Осуществление организационной четкости каждого

урока от первой до последней минуты. Заранее на перемене готовятся

необходимые для урока наглядные пособия, технические средства, ученические

принадлежности, справочная и дополнительная литература, раскладывается все

необходимое на каждое рабочее место. Также для этого возможно поставить перед

учениками интересное задание, включающее их в работу с первой минуты урока.

Вместо домашних заданий применяются различные способы фронтальной ускоренной

проверки – тестовые письменные работы, программирование, перфокарты и др.

3. Повышение познавательной самостоятельности и

творческой активности учащихся. Наиболее интересное направление связано с

вопросами применения на уроке методов и приемов проблемного обучения и создания

проблемных ситуаций как средства повышения познавательной активности учащихся,

это способствует повышению качества знаний и выработке необходимых навыков и

умений. Также предусматривается самостоятельная работа учащихся с учебной и

научной литературой, словарями, справочниками и энциклопедиями, таблицами,

диаграммами, графиками, картами.

4. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.

Целенаправленный выбор наилучшего варианта построения процесса, который

обеспечивает за определенное время максимальную эффективность решения задач

образования в данных конкретных условиях школы, определенного класса.

Необходимо выбирать оптимальные варианты сочетания различных методов, приемов,

средств обучения, ведущих кратчайшим путем к достижению целей урока.

5. Интенсификация учебно-воспитательного процесса на

уроке. Чем больше учебно-познавательных действий и операций выполнено

учащимися за урок, тем выше интенсивность учебного труда. Степень интенсивности

учебного труда зависит от производительности использования каждой минуты урока,

мастерства учителя, подготовки учащихся, организованности классного коллектива,

наличия необходимого оборудования и рационального его размещения, правильного

чередования труда и отдыха и т.п. В условиях интенсификации обучения учащиеся

осваивают знания в основном на уроках, и отпадает необходимость заучивания дома

материала. Вместо заучивания учащиеся получают возможность лучше его осмыслить

и закрепить, выполнить творческие задания, вызывающие у них интерес, чувство

интеллектуального удовлетворения от удачно выполненной работы.

6. Осуществление межпредметных и внутрипредметных

связей. При переходе к новому материалу, ставятся задачи и вопросы для

воспроизведения и последующей коррекции, опорных для усвоения нового материала

знаний и практических навыков и умений. Эти знания получены учащимися в

процессе обучения или на основе личных наблюдений, при изучении данного

предмета или родственных дисциплин. Это могут быть представления, понятия,

законы, формулы, числовые данные, создающие опору, фундамент для полноценного

восприятия и понимания новых знаний. Но воспроизведение опорных знаний должно

сопровождаться их совершенствованием: дополнением неполных, углублением

поверхностных, расширением узких, исправлением ошибочных знаний.

Внутрипредметные в межпредметные связи также осуществляются с целью достижения

обобщения и систематизации широкого круга знаний. Межпредметные связи

способствуют усвоению системы знаний об объектах, которые отдельными элементами

изучаются по различным учебным дисциплинам.

7. Совершенствование типологии и структуры урока.

Урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты,

уроки могут быть разделены на типы по различным признакам.

Примерная типология уроков в современной школе:

- урок усвоения новых знаний;

- урок усвоения навыков и умений;

- урок комплексного применения знаний;

- урок обобщения и систематизации знаний;

- урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений.

Исходя из этой типологии, строится календарный или тематический план с

распределением уроков по отдельным разделам и темам в соответствии с

образовательными целями. Соотношение уроков различных типов неодинаково и

зависит от характера учебной дисциплины, специфики знаний, навыков и умений,

целей и задач отдельных учебных предметов. Каждый тип урока имеет

определенную четко обозначенную, основную образовательную цель и методику,

соответствующую его целям и задачам.

Классификация уроков рациональна и позволяет более четко определить цели,

задачи и структуру каждого урока и мобилизовать учащихся на успешное их

решение. Так, если планируется урок усвоения новых знаний, то перед учащимися

ставятся соответствующие задачи по восприятию, осмыслению определенных

понятий, законов, теорий; если предполагается урок применения знаний, навыков

и умений, учащиеся настраиваются на творческое решение ряда практических

задач на основе усвоенных на прежних уроках знаний. На уроке комплексного

применения знаний и умений учащиеся обучаются применять полученные знания и

навыки в жизненных условиях, что формирует творческую активность в решении

различных жизненных проблем и задач. На уроке обобщения и систематизации

знаний учащиеся не только повторяют пройденный материал, но и приводят

понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и

отношений между ее элементами.

Общие требования кратко можно сформулировать так:

- вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями;

- формировать у учащихся прочные навыки и умения, способствующие

подготовке их к жизни;

- повышать воспитательный эффект обучения на уроке, формировать у

учащихся в процессе обучения черты личности;

- осуществлять всестороннее развитие учащихся, развивать их общие и

специальные особенности;

- формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность,

инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи,

которые встречаются в жизни.

- вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять

или пополнять знания, работать с книгой, овладевать навыками и умениями и

творчески применять их на практике;

- формировать у учеников положительные мотивы учебной деятельности,

познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и

приобретении знаний, положительное отношение к учению.

Эти требования условно можно поделить на четыре группы.

Воспитательные требования. Воспитывать моральные качества, формировать

эстетические вкусы, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью, ее запросами и

требованиями, формировать активное отношение к ней.

Дидактические требования. Обеспечивать познавательную активность на

уроке, рационально сочетать словесные, наглядные и практические методы с

проблемами, работу с учебником, решение познавательных задач. Реализовывать

требования единства обучения, воспитания и развития путем тесной связи теории с

практикой, обучения с жизнью, с применением знаний в различных жизненных

ситуациях. Необходимо осуществлять систематический контроль за качеством

усвоения знаний, навыков и умений и коррекцию их учебных усилий. Постоянное

получение обратной связи позволяет влиять на ход учебного процесса,

корригировать его. При обнаружении пробелов в знаниях нужно анализировать их

причины и находить пути их устранения. Приучать учащихся к самостоятельности

и самоконтролю в процессе самостоятельной познавательной деятельности.

Постоянное привлечение учащихся к активной познавательной деятельности и

выполнению практических заданий на уроке способствует закреплению знаний,

навыков и умений.

Психологические требования. Учитель контролирует точность, тщательность и

своевременность выполнения учащимися каждого требования. Воля и характер

учителя проявляются на уроке во всей его деятельности. Особенно ценится

учениками требовательность педагога в сочетании со справедливостью и

доброжелательностью, уважением и педагогическим тактом. Учитель должен

отличаться самообладанием и самоконтролем, чтобы преодолевать отрицательное

психическое состояние на уроке – неуверенность, скованность или, наоборот,

излишнюю самоуверенность, игривость, повышенную возбудимость.

Гигиенические требования. Соблюдение температурного режима в классе,

надлежащих норм освещения. Следует избегать однообразия в работе, монотонности

изложения, чередовать слушание учебной информации с выполнением практических

работ. Перемена видов работы приносит отдых, позволяет включать в

познавательную деятельность различные органы чувств.

Одно из основополагающих требований к современному учителю – владение

современными педагогическими технологиями.

Педагогическая технология – это научно обоснованный выбор характера

воздействия в процессе организуемого учителем взаимообщения с детьми,

производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей

действительности [2]. Педагогическая технология есть некоторая проекция

теории и методики воспитания на практику воспитания, сфокусированный в одной

точке, краткой по времени, едва уловимой по способам, индивидуализированной в

силу широчайшего многообразия персональных особенностей личности учителя и

ученика.

Педагогическая технология как система научного знания должна оптимизировать и

обеспечить воспитательный процесс. Воспитание – это объективный процесс,

который совершается в обществе независимо от воли и желания педагога.

Развитие личности не прекращается ни на минуту. Задача педагога заключается в

том, чтобы направить воспитательный процесс в сторону «восхождения» ребенка к

человеческой культуре, способствовать самостоятельному освоению опыта и

культуры, выработанных человечеством за многие тысячелетия. «Если воспитание

– постоянное восхождение к культуре и повседневное воссоздание культуры во

всех жизненных актах, то назначением воспитания является формирование

личности, которая бы приобрела в процессе развития способность самостоятельно

строить свой вариант жизни, достойный Человека. Очевидно, что ознакомление с

различными вариантами жизненного устройства не исчерпывает проблему

воспитания. Таким образом:

- развитие ребенка происходит тогда, когда он сам, проявляя активность,

взаимодействует с миром;

- характер этой активности определяется субъективно свободным отношением

личности;

- педагогическое влияние должно ориентировать воспитанника на определённое

отношение к социальным ценностям;

- взаимодействие педагога и весь процесс взаимодействия с ребенком должен

производиться на уровне современной культуры и в соответствии с целью

воспитания.

Взаимодействие педагога и учащихся в высоком значении этого слова

предполагает нечто большее, чем взаимное влияние друг на друга. Для

осуществления взаимодействия необходимо принятие собеседниками друг друга как

равноправных субъектов этого общения, что на практике в системе «учитель-

ученик» встречается не так часто. Педагогическое воздействие, выступающее

как короткий миг общения или продолжительное влияние, обеспечивает реализацию

функций в соответствии с воспитательной целью. При анализе педагогического

воздействия следует исходить из его назначения как начального момента

взаимодействия учителя с учеником. Иными словами, основное назначение

педагогического воздействия заключается в переводе ученика на позицию

субъекта, отдающего себе отчет в собственной жизни.

Реализация этих функций педагогического воздействия обеспечивается

педагогической технологией, которая научно обосновывает профессиональный

выбор воздействия педагога на ребёнка в его взаимодействии с миром, формирует

у него отношение к этому миру. Сущность педагогической технологии выявляется

через систему необходимых и достаточных элементов, связанных между собой и

имеющих внутреннюю логику [9].

Чтобы определить слагаемые педагогической технологии, необходимо ответить на

ряд вопросов:

- какие элементы составляют педагогическую технологию;

- каково их необходимое и достаточное присутствие;

- в какой взаимосвязи они находятся;

- какие общие и специфические функции каждого элемента.

Педагогическое общение, имеющее направленность на «открытие ученика в

общении» через создание психологически комфортных условий для раскрытия его

как личности. Педагогическая оценка, обеспечивающая функции «внесения образа»

на уровне социальной нормы, стимулирования деятельности и коррекции

отклонений, возможна на фоне воплощения оценки, не воспринимаемая учеником

как оценка, а осуществляемой скрытым порядком.

Педагогическое требование – ещё один технологический элемент. Посредством

него осуществляется восхождение субъекта на уровень современной культуры.

Получение в результате приучение к социальной норме является его

индивидуальность в поведении.

Следующий технологический элемент – конфликт. Конфликт как всякого рода

противоречие между субъектами требует обозначения этих противоположных

взглядов. Вместе с тем, педагог не настаивает, а лишь предлагает вариант

отношения и поведения и ставит проблему выбора, как поступить в этой

ситуации.

Педагогический конфликт разрешается при реализации функций « снятия

психического напряжения».

В данной системе слагаемых педагогической технологии особое место занимает

такой элемент, как педагогическая техника.

Педагогическая техника преломляет реализацию всех остальных элементов,

искажая или выпрямляя, усиливая или ослабляя их влияние. Для реализации

каждого из этих элементов педагогического воздействия, имеющего свои

специфические функции, на практике используется не весь возможный набор, а

выбираются отдельные операции, характерные именно для этого преподавателя.

Таким образом, формирование ребенка как субъекта происходит при положительном

подкреплении в его адрес, высказывании скрытой оценки, при безусловности

требуемой нормы. Выявленные элементы, с обозначенными функциями и

определенными операциями, составляют сущность педагогической технологии.

Однако этим содержание педагогической технологии не ограничиваются:

дополнительные элементы, такие как психологический климат, групповая

деятельность, педагогическая реакция на поступок, носят обобщающий или

частный характер.

III. Заключение

Мастерство учителя на уроке заключается главным образом в умелом владении

методикой обучения и воспитания, творческом применении современных

педагогических технологий и передового педагогического опыта, рациональном

руководстве познавательной и практической деятельностью учащихся, их

интеллектуальным развитием.

Разнообразие операций-воздействий подлежит обобщению. Их можно описать, ими

можно овладеть, однако их нельзя предписать для конкретной ситуации, их

нельзя предлагать в качестве решения педагогических задач. Разнообразие

технологических операций неизбежно предполагает творческий выбор воспитателем

одной из них в сложившихся обстоятельствах. Это не избавляет его от

творческого усилия в момент влияния на ребенка. Анализируя характер

учащегося, его состояние как объекта – но объекта, который является либо

потенциально способен стать субъектом.

Владение педагогической технологией обеспечивает учителю возможность

организации педагогического воздействия в соответствии с его основным

назначением – переводом ребенка в позицию субъекта.

Литература

1. В. А. Онищук. Урок в современной школе. – М.: Просвещение. 1981 г.

2. Верб М.А., Куценко В.Г. Педагогическая техника – М., 1974

3. Леви В.Л. Искусство быть собой – М., 1977

4. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М., 1993

5. Лутошкин А.Н. Как вести за собой – М., 1986

6. Макаренко А.С. Педагогические сочинения – М., 1986

7. Новицкая Л.И. Уроки вдохновения – М., 1984

8. Педагогика. Учебное пособие (Под ред. Пидкасистого П.И.) – М.,1996

9. Питюков В.Ю. Что такое педагогическая технология. (Воспитание

школьников) – М.,1995

10. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. Педагогическое воздействие в

процессе воспитания школьников – М., 1992



(C) 2009