Научная Петербургская Академия

Курсовая: Интегрированные уроки ИЗО

Курсовая: Интегрированные уроки ИЗО

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И РАЗВИТИЯ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Выполнил студент группы п60а

Шеренков Роман Николаевич

Руководитель: ассистент каф. ПиМНО

Комолова Е. Г.

г. Нижневартовск 2000 г.

Содержание

Введение.......................................................................3

ГЛАВА I. Проблема межпредметных связей в психолого-педагогической и

методической

литературе...................................................................

.......... 5

§ 1 Психологические основы межпредметных связей на уроках в начальной

школе........................................................................

......................................................... 5

§ 2 Использование межпредметных связей при интеграции уроков развития речи и

изобразительного

искусства............................................................ 8

§ 3 Психологические основы художественного восприятия произведений

изобразительного искусства и литературы детьми младшего школьного

возраста.....................................................................

.................................................... 13

§ 4 Выводы к I главе..........................................................17

ГЛАВА II. Возможность и пути реализации интеграции изобразительного искусства

и развития речи в начальной школе............................ 18

§ 1 Анализ педагогического опыта учителей по проблеме интеграции

изобразительного искусства и развития речи в начальной школе. 18

§ 2 Анализ содержания программных материалов.......................... 22

§ 3 Выводы ко II главе........................................................24

Заключение....................................................................25

БИБЛИОГРАФИЯ..................................................................26

Введение.

Система уроков развития речи, как и сис­тема художественно-эстетического

воспитания школьника — два взаимосвязан­ных компонента обучения, один из

которых является в одно и тоже самое время началом и продолжением другого.

Речевое однообразие, бедность языковых средств может свидетельствовать не

только о слабой словесной подготовленности, но также о неумении наблюдать

природу, людей, об эмоциональной «глухоте». В тоже самое время наблюдаются и

обрат­ные тенденции. Задача педагога — соединить в сознании, в чувствах детей

живой мир и мир слов, вернее, даже не соединить, а раскрыть их

взаимообусловленность, что самым непосредственным образом будет

способствовать гармоничному развитию личности младшего школьника.

Данный тип интеграции по нашему мнению по­зволит повысить уровень развития

речевых умений и умений приобретаемых в процессе творческой работы у младших

школьни­ков.

Анализ педагогической периодики дает понять, что многие педагоги работали над

использованием данного типа интеграции. В статье «Видеозапись на уроках

развития речи учащихся»1 автор

ставит целью статьи - рассказать об использовании видеозаписи на уроках

развития речи — для обучения языку как средству общения, воспитания речевой

культуры, приобщения к искусству. Статья «Знакомство с изобразительным

фольклором при изучении раздела «Устное народное творчество»

[2] знакомит читателя с мнением автора о том, что мир устного фольклора не

является чуждым изобразительному фольклору, а очень близок к нему, порой даже

отражён в нём. В статье «Интегрированный цикл эстетических занятий в

начальной школе» [3] автор

говорит о том, что в условиях коренной перестройки всех сфер жизнедеятельности

нашего общества особое значение приобретает эстетическое воспитание и развитие

подрастающих поколений.

Исходя из изучения данной периодической и научной литературы было сделано

заключение об актуальности изучения взаимосвязи и взаимовлияния

художественного творчества и речевого развития младшего школьника в учебном

процессе.

Цель изучения:

- выявить эффективность и целесообразность использования интегрированных

уроков развития речи и изобразительного искусства в начальной школе.

Задачи:

- Показать значимость такого типа интеграции;

- Выявить возможность данного типа интеграции в школьной практике

исходя из содержания школьных программ.

Изучение особенностей, оптимальных условий, путей и средств обуче­ния, развития

и воспитания младших школьников на уроках развития речи при помощи реализации

взаимосвязи с изобразительным искусством позволили сформулировать

гипотезу исследо­вания: использование интегрированных уроков

развития речи и ИЗО позволяет повысить уровень развития рече­вых умений и

творческих способностей у детей.

ГЛАВА I. Проблема межпредметных связей в психолого-пе­дагогической и

методической литературе. § 1 Психологические основы межпредметных

связей на уроках в начальной школе.

Психологические основы межпредметных связей были заложены учением академика И.П.

Павлова о динамическом стереотипе и второй сигнальной системе. Физиологическим

механизмом усвоения знаний И.П. Павлов считал образование в коре головного

мозга сложных систем временных связей, которые он отождествлял с тем, что в

психологическом плане ассоциации — это связи между всеми формами отражения

объективной действительности, в основе которых лежат ощущения. «Все обучение

заключается в образовании временных связей, — пишет он, — а это есть мысль,

мышление, знание»[4].

Как правило, предметы и явления реальной действительности, связанные между

собой цепью различных обстоятельств, предстают взаимосвязанными и в памяти

человека. Встретившись с одним из данных предметов или явлений, человек по

ассоциации может вспомнить и другой предмет, связанный с ним. В жизни каждого

встречается случай, когда полностью забывается событие, в котором он принимал

самое непосредственное участие. Но достаточно напомнить ему или вспомнить

самому одно действующее лицо, как все событие отчетливо воспроизводится в

памяти.

Успех обучения во многом будет зависеть от количества необходимых

взаимосвязанных фактов, событий, явлений, помогающих развивать способности

воспитанников быстро и точно воспроизводить в памяти ранее усвоенные знания.

В формировании этой способности межпредметным связям принадлежит важная роль.

Всякое обучение сводится к образованию новых связей, ассоциаций. Новые знания

вступают в многообразные связи (ассоциации) с уже имеющимися в сознании

сведениями, которые были получены в результате обучения и опыта. В свое время

Л.С. Выготский в работе «Исследование развития научных понятий в детском

возрасте» писал, что «всякая новая ступень в развитии обобщения опирается на

обобщение предшествующих ступеней. Новая ступень обобщения возникает не иначе,

как на основе предыдущей»[5]. Л.С.

Выготский экспериментально установил, что предшествующая мыслительная

деятельность, способствовавшая формированию обобщений, «не аннулируется и не

пропадает зря, но включается и входит в качестве необходимой предпосылки в

новую работу мысли».

Таким образом, необходимость межпредметных связей заключена в самой природе

мышления, диктуется объективными законами высшей нервной деятельности,

законами психологии и физиологии.

Многочисленные исследования психологов подтвердили и конкретизировали положение

И.М. Сеченова, высказанное им в работе «Элементы мысли»: «Через голову человека

в течение всей его жизни не проходит ни единой мысли, которая не создалась бы

из элементов, зарегистрированных в памяти. Даже так называемые новые мысли,

лежащие в основе научных открытий, не составляют исключения из этого правила»

[6].

Психологи установили, что все воспринимаемое человеком оставляет следы в коре

больших полушарий головного мозга. Эти следы не бездействуют. Они

способствуют возникновению возбуждения и тогда, когда раздражитель,

оставивший след, отсутствует. Поэтому человеческая память не только

запоминает и сохраняет знания, усвоенные ранее, но и воспроизводит их тогда,

когда это требуется.

На основании этих особенностей обучение и должно быть построено таким

образом, чтобы формировать у учащихся способность воспроизводить ранее

усвоенные знания для лучшего запоминания нового материала. Предметы или

явления, взаимосвязанные в природе, связываются и в памяти человека.

Способность памяти запоминать новое на основе ранее известного не должна

ограничиваться лишь внутрипредметными связями, межпредметные связи дают

возможность взглянуть на предмет с разных сторон и прочнее запомнить на

основе межсистемных ассоциаций весь предмет или явление действительности.

Важнейшими характеристиками запоминания следует считать приемы смысловой

группировки учебного материала и выделение смысловых опорных пунктов,

смыслового соотношения того, что усваивается в связи с чем-либо уже

известным.

На этом основании можно прийти к выводу, что овладение приемом переноса

знаний одного предмета при усвоении другого вносит в аналитико-синтетическую

деятельность учащихся большую целенаправленность в решении определенных

задач, повышает активность самостоятельных методов работы, обеспечивает

лучшую организацию мыслительной деятельности и, наконец, вырабатывает

логическую последовательность в решении как общих, так и частных задач

Естественно, что реализация межпредметных связей не может решить всех сложных

задач обучения. Поэтому активная работа каждого учителя по усилению,

расширению и углублению межпредметных связей является одним из важных путей в

комплексном решении проблем обучения и воспитания школьников, формирования у

них диалектического образа мышления.

§ 2 Использование межпредметных связей при интеграции уроков развития речи и

изобразительного искусства.

Систематическое развитие педагогически целесообразных взаимодействий между

разделами учебных предметов изобразительного искусства и развития речи – одно

из необходимых условий развития художественного творчества школьников

[7]. Обеспечение систематического функционирования внутрипредметных и

межпредметных связей позволяет создавать целостную систему развития у

школьников художественно-творческой активности. При этом важно отметить, что

межпредметные связи в рамках традиционного учебного плана являются первой

ступенькой к интегрированному обучению.[8]

Проблема интеграции актуализирует прежде всего универсальные понятия и

категории, присущие всем видам искусства. Школьные курсы по искусству,

построенные на интегративной основе, помогают в поиске гармонизации

информационно-логической и эмоционально образной сторон художественного

образования, активному формированию творческой личности, эффективному сочетанию

индивидуальных форм работы с коллективными, созданию подлинно творческой

атмосферы на уроках. Развитие личности средствами искусства содействует

формированию целостного мироощущения, созданию нравственно и эстетически

полноценной среды общения с искусством во всем многообразии его видов.

[9]

Особенно эффективно использование межпредметных связей уроков

изо­бразительного искусства с уроками развития речи, которые должны

обеспечить развитие комплекса речевых умений и художественных способностей у

учащихся.

В психике ребенка обнаруживаются важнейшие характеристики творческой

личности. И все же ставить знак равенства между творческой активностью детей

и творчеством в контексте человеческой культуры ни в коем случае нельзя,

впрочем, так же как нельзя недооценивать эти творческие потенции. Великое

педагогическое умение и искусство как раз и заключаются в том, чтобы тонко

соединить живую непосредственность видения, переживания, мышления ребенка с

направленным освоением знаний, навыков, способов постижения действительности.

Саморазвитие ребенка и осуществление в педагогических действиях определенных,

сознательно поставленных целей должны органически слиться.

Культура речи не ограничивается грамотностью письма, правильным

произношением, в языке передается не только логическое содержание, но и

эстетическое впечатление. Обучаясь языку, дети должны все яснее представлять

себе, что грамматика нужна не только для того, чтобы грамотно писать, а что

грамматические явления, отражая закономерности языка, присутствуют в

художественных произведениях, произведениях народного творчества, в статьях,

что писатель пользуется ими как средствами изобразительности.

Реализации взаимосвязи развития речи и художественного творчества де­тей

служит рациональная организация активной деятельности учащихся на уроке.

Взаимосвязанное обучение возбуждает интерес к знанию. Глубокий интерес

формируется под воздействием, как содержания материала, так и приемов,

которые заставляют учащихся думать, совершать поиск. Свойства искусства слова

и особое качество словесного образа яснее предстанут перед младшими

школьниками в сопоставлении со спецификой изобразительного искусства, а

разнообразный художественный контекст создаст условия, когда четче выявляется

специфическая природа искусства как такового. Изучение таких понятий, как

образ и образность, тема, идея, композиция, стиль сегодня необходимо

осуществлять только при широком привлечении знаний, приобретенных на уроках

изобразительного искусства, в процессе индивидуального и коллективного,

внеклассного и внешкольного общения с искусством.

В современной педагогической практике широко используется иллюстративный

принцип для активизации взаимосвязи с изобразительным искусством в процессе

приобщения школьника к речевой культуре. В целях более глубокого и

творческого освоения речевых навыков учитель привлекает произведения

изобразительного искусства. Иллюстративный принцип широко распространен в

практике.

Активизация взаимосвязи с изобразительным искусством и использование

комплекса искусств в учебно-воспитательной работе на уроках развития речи

позволяет:

- формировать высокую языковую культуру и внутренне единое

художественно-эстетическое сознание;

- формировать творческий подход к языковому образованию;

- глубоко понимать изучаеме;

- установливать органическую связь между искусством слова и

изобразительным искусством и более основательно понимать особенности каждого

из них.

Таким образом именно в условиях взаимосвязи языкового обучения и

художественного творчества более успешно формируется не только определенный

комплекс речевых умений у ребёнка, но и полноценная «культурная личность».

Для того чтобы с наименьшими затратами времени включать учащихся в активное

восприятие знаний с помощью межпредметных связей, следует овладеть несложными

методическими приемами, которые уже сложились в практике и получили признание

ученых. К этим приемам относятся: напоминание, задачи и вопросы на

межпредметной основе, а также другие общепринятые методы обучения.

Методический прием напоминание (припоминание) строится на основе как

внутрипредметных, так и межпредметных связей и дает заметные положительные

результаты в обучении. И более действенным становится этот прием, когда

привлекаются знания из смежных дисциплин. Такое припоминание разнообразит

подготовку учащихся к восприятию нового, расширяет возможности активизации

учеников, способствует созданию условий для самостоятельного мышления в

процессе усвоения вновь изучаемой темы. Стимулирование припоминания не только

подготавливает восприятие, но и способствует устойчивости, целенаправленности

и сосредоточенности внимания.

Учащиеся вначале затрудняются самостоятельно применить ранее усвоенные знания

в новых условиях, на уроках других предметов. Поэтому наиболее экономным

путем воспроизведения знаний смежных предметов является напоминание учителем

того, что уже известно учащимся.

Подготовка направленности внимания учащихся ко вновь изучаемому —

первостепенная задача напоминания, и решить ее можно различными способами:

сообщить учащимся о том, что данный факт, событие, явление, тема им известны

из ранее изучаемого смежного предмета; поставить вопрос, ответ на который

требует припоминания материала смежного предмета; дать задание на

припоми­нание другой дисциплины; привлечь известное произведение,

художественный образ, событие из изученного произведения и, наконец,

организовать сравнение, сопоставление материала различных предметов.

В повседневной практике различные методические приемы по использованию

межпредметных связей широко распространены и при объяснении нового материала,

особенно методом беседы. И это вполне естественно потому, что беседа—такой

метод обучения, при котором учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания

и практический опыт, пользуясь вопросами, подводит учащихся к пониманию и

усвоению новых знаний.

Непременное условие применения этого метода — наличие знаний из ранее

пройденных тем данного предмета, других учебных дисциплин и жизненного опыта

учащихся.

В процессе обучения учащиеся узнают много новых фактов и положений, выводов,

законов. Чтобы они были более осознанно и прочно усвоены, необходима

систематическая работа по закреплению изученного материала. Закрепление

необходимо и для того, чтобы учащиеся могли использовать полученные знания и

умения в дальнейшей учебной деятельности.

Закрепление должно быть в то же время и одним из этапов овладения новыми

знаниями: как правило, оно включает в себя вторичное восприятие и осмысление

изучаемого материала, укрепляет в сознании учащихся те следы и связи, которые

образовались при первичном восприятии. И. П. Павлов писал, что вновь

образованная связь в коре головного мозга обычно бывает слабой и

неустойчивой, и без своевременного повторения вновь образованных путей и

следов она может очень скоро нарушиться и даже исчезнуть совсем.

§ 3 Психологические основы художественного восприятия произведений

изобразительного искусства и литературы детьми младшего школьного возраста.

Все многообразное воздействие искусства протекает в процессе восприятия его

произведений. Но эффективность этого воздействия находится в прямой

зависимости от культуры художественного восприятия.

Человеку иногда, когда он встречается с каким либо необычайным явлением природы,

которое ему удалось увидеть, кажется: «Вот бы художник увидел и написал! Да

ведь не поверит никто». Нам кажется что только здесь, сейчас, на одно мгновение

мир, в котором мы живем, показал свой удивительный лик. На самом деле это мы

отдали миру одно мгновение полного, бескорыстного внимания. А развитое

художественное восприятие всегда, или по крайней мере очень часто, бывает

таким.[10] Исходя из этого необходимо

открыть ребенку такую истину, что в природе не существует одинаковых вещей.

Природа окружающая нас богата и разнообразна, и для развития художественного

восприятия нужно видеть природу во всем ее разнообразии. Но необходимо помнить

о двух моментах художественного восприятия, одинаково важных и на первый взгляд

противоположных, на самом деле дополняющих друг друга: «нет в мире двух

одинаковых предметов, все неповторимо и уникально, и нет в мире двух предметов,

до такой степени непохожих, чуждых друг другу, чтобы между ними не было совсем

ничего общего, никакого сходства ни в чем»

[11].

Художественное восприятие выступает, прежде всего, как психический процесс,

который протекает под непосредственным воздействием произведения искусства.

Главная особенность художественного восприятия произведений изобразительного

искусства - необычайно сложная структура. Главная роль принадлежит здесь

интеллектуальному постижению значений выразительно-смысловых элементов

произведения, в которых заложено основное содержание художественных образов.

Итог художественного восприятия выступает как многослойная структура, в

которой взаимопроникают результаты перцептивных и интеллектуальных актов,

постижения воплощенных в произведении художественных образов и активного

творческого овладения ими, его (произведения) духовного и практического

воздействия. Из этого вытекает еще одна особенность художественного

восприятия: оно требует активной работы многих механизмов психики —

непосредственно-отражательных и интеллектуальных, репродуктивных и

продуктивных, причем их соотношение на разных уровнях восприятия различно.

Художественного восприятия протекает сложно. В нем различают обычно несколько

фаз (или стадий): предкоммуникативную, т. е. предшествующую контакту ребенка

с произведением и подготавливающую его к этому контакту; коммуникативную,

объединяющую время этого контакта; и посткоммуникативную, когда контакт уже

прерван, а живое влияние произведения еще продолжается.

Эту стадию можно условно назвать художественным последействием. Главное в ней

— подготовка психики к активному и глубокому художественному постижению

произведении искусства, т. е. психологической установки на художественное

восприятие. Как и установка на создание произведений искусства, она бывает и

общей, и специальной, и частной.

В любой психологической установке, так или иначе, выражены определенные

потребности и опыт их удовлетворения. Художественная потребность личности при

всей своей неоднозначности выступает на поверхности, прежде всего как жажда

художественного наслаждения. Полученное при частом общении с искусством, оно

рождает ожидание радости от новых встреч с ним, что, в свою очередь, вызывает

тягу к искусству, активную готовность к его восприятию, концентрацию душевных

сил для предстоящей встречи с ним. Так выступает на поверхности общая

установка на восприятие художественных произведений.

При восприятии произведений литературы смысл восприятия не исчерпывается

извлечением информации, таящейся в этих значениях, оно и здесь носит духовно-

практический характер, а потому, как и в других сферах искусства, не может не

обладать всеми рассмотренными выше особенностями художественного восприятия.

Печатный текст должен привести ребёнка к живой речи, и он это делает, если в

частом пользовании языком одновременно в обеих формах его материального

функционирования в психике складывается еще один ряд ассоциаций: между

изображением слов и их живым звучанием. Восприятие литературного

произведения, поэтому становится двухэтапным: на первом этапе ученик, читая

печатный текст, переводит его мысленно в живую речь (этому помогает

художественная организация словесного материала). Но здесь механизм

художественного воздействия еще не работает. Он вступает в силу на втором

этапе, где происходит своеобразная перцепция живой речи в ее акустической

материи, но не в непосредственно- отражательном акте, а в представлениях.

Для восприятия на втором этапе необходимы не только жизненные ассоциативные

связи словесной речи, но и художественные, складывающиеся на основе данной

исторической системы художественной организации словесного материала. Сам же

переход с первого на второй этап требует большой творческой работы.

Творческий характер читательского «переводческого» труда, кроме всего

прочего, наглядно подтверждается наличием профессионального исполнительства и

в сфере литературы — искусства художественного чтения.

Восприятие литературного текста и произведений искусства неразрывно связано и

во многом дополняет друг друга, что говорит о том, что их объединение, даже в

небольшой степени, может привести к положительным результатам в свете

развития у ребенка «полноценного» художественного восприятия как искусства

слова, так и изобразительного искусства.

§ 4 Выводы к I главе.

Межпредметные связи — важнейший фактор оптимизации процесса обучения,

повышения его результативности, устранения перегрузки учителей и учащихся.

Особое значение имеют межпредметные связи для эффективного использования

организационных форм обучения, а также целенаправленной перестройки всех

основных звеньев учебно-воспитательного процесса.

Сейчас интеграция искусств используется не в полной мере. Такая ситуация

требует определения единой внутренней структуры художественного образования в

целом, создания системы художественного образования, пересмотра содержания

образования (знаний, умений, навыков, уровня творческого развития и

воспитанности), постоянного использования межпредметных связей, активизации

на уроках комплекса искусств.

Систематическое развитие педагогически целесообразных взаимодействий между

разделами учебных предметов изобразительного искусства и развития речи – одно

из необходимых условий развития художественного творчества школьников

Обеспечение систематического функционирования внутрипредметных и

межпредметных связей позволяет создавать целостную систему развития у

школьников художественно-творческой активности.

Все многообразное воздействие искусства протекает в процессе восприятия его

произведений. Эффективность этого воздействия находится в прямой зависимости

от культуры художественного восприятия. Восприятие литературного текста и

произведений искусства неразрывно связано и во многом дополняет друг друга

Спецефические приемы обучения для интегрированных уроков находятся в стадии

разработки и говорить об их разнообразии еще рано.

ГЛАВА II. Возможность и пути реализации интеграции изобразительного

искусства и развития речи в начальной школе. § 1 Анализ

педагогического опыта учителей по проблеме интеграции изобразительного

искусства и развития речи в начальной школе.

В этом параграфе мы рассмотрим приемы работы педагогов, опубликованные в

журналах «Русский язык в школе» и «Начальная школа» за последние 5-6 лет.

В статье «Видеозапись на уроках развития речи учащихся»

[12] автор ставит целью статьи - рассказать об использовании видеозаписи на

уроках развития речи — для обучения языку как средству общения, воспитания

речевой культуры, приобщения к искусству.

В статье подробно рассматриваются в качестве примера три видеофильма:

1. «В гости к дымке» — материалы для описания произведения народного

творчества—дымковской игрушки

2. «Что может быть интереснее человеческого лица!» — материал для описания

детского портрета из коллекции Ярославского художественного музея;

3. «Просто все, а как для сердца много...» — материал для описания памятника

архитектуры — церкви Ильи Пророка в Ярославле и для описания интерьера,

фресок этого храма.

Хотя видеоматериалы, описанные в данной статье, предназначены для учащихся

средней школы, подобный вид работы можно использовать и в начальной школе,

подобрав адаптированные для младшего школьного возраста видеосюжеты.

Статья «Знакомство с изобразительным фольклором при изучении раздела

«Устное народное творчество» [13]

знакомит читателя с мнением автора о том, что мир устного фольклора не является

чуждым изобразительному фольклору, а очень близок к нему, порой даже отражён в

нём.

Автор предлагает после прочтения детьми какого-либо произведения с описанием

быта русского народа попросить их рассказать, какие предметы из этих

произведений есть у них дома. Это будет для детей своеобразным открытием

искусства.

В статье «Устное народное творчество и изобразительное искусство»

[14] автор отмечает, что раздел «Устное народное творчество» в учебнике по

чтению «Родная речь»[15] для учащихся

начальной школы представлен народными песнями, небылицами, сказками. Вполне

естественно, считает автор, что различные виды народного искусства, возникавшие

в народной среде, были близки по содержанию и эстетическим принципам. Поэтому

мотивы вышивки с их композиционной ясностью и величавостью образов сопоставимы

с размеренным складом былин, а легкий, ритмический узор берестяных туесков с

песенными мелодиями, имеющими свои ритмические повторы.

Автор утверждает, что художественные впечатления учащихся обогатятся, если

наряду с иллюстрациями в учебнике, они познакомятся с подлинными

произведениями художников и народных мастеров в экспозициях и фондах местных

художественных и краеведческих музеев. Они могут явиться тем критерием

подлинной художественности произведения, который поможет учащимся выработать

умение самостоятельно и верно оценивать многие явления сегодняшней

художественной жизни.

В статье «Интеграция учебных занятий в начальной школе»

[16] автор детально рассматривает понятие интеграции. Интеграционные связи

между предметами начальной школы мало разработаны, изложены противоречиво;

много разногласий среди ученых в понимании сущности этих связей.

Автор считает, что если учебный материал по курсу чтения — ИЗО рационально

сгруппировать и соответствующим образом его изучить, то это будет

способствовать систематизации знаний, школьники лучше усвоят содержание

учебного материала, смогут гораздо легче и свободнее излагать изученный

материал.

В статье «Фрагмент урока чтения на тему «Путешествие в мир звуков и

красок весны»[17] автор приводит

фрагмент урока чтения в 3 классе, одной из целей которого является: осуществить

связь содержания уроков чтения с произведениями, рекомендуемыми для

внеклассного чтения, с изобразительным искусством. В уроке удачно реализованы

межпредметные связи (чтение – изобразительное искусство).

В статье «Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе».

[18] автор говорит о том, что в жизнедеятельности нашего общества особое

значение приобретает эстетическое воспитание. Именно посредством искусства

осуществляется в основном передача духовного опыта человечества, несущего с

собой то главное, что способствует восстановлению связей между поколениями.

Искусство помогает учащимся построить целостную картину окружающего мира,

облегчает принятие правильного решения в разных жизненных ситуациях.

Эстетическое воспитание и образование начинать играть особо важную роль при

переходе от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития.

Интегрированный курс, который охватывает следующие предметы - литературное

чтение, изобразительное искусство и музыку, имеет общие для каждого из них

цели, не нарушает принципов дидактики, сохраняет специфику разных видов

искусств, учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся,

фокусируется в целом на познании детьми действительности, на полноценном

восприятии красоты окружающего мира.

Интегрированный эстетический курс был апробирован автором на базе школы-

лаборатории №351 Москвы. Тематическое планирование данного интегрированного

курса для учащихся 1-1V классов общеобразовательной школы составлено на

учебный год из расчета 1 часа в неделю.

§ 2 Анализ содержания программных материалов.

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях системный подход к

эстетическому воспитанию и образованию осуществляется в процессе преподавания

таких дисциплин, как «Изобразительное искусство», «Музыка», «Мировая

художественная культура», а также с помощью различных факультативов, кружков по

изучению искусства и других форм дополнительного эстетического образования и

воспитания. Базисный учебный план позволяет преподавать различные

интегрированные курсы искусства, которые получили широкое распространение во

вновь открывающихся нестандартных типах учебных заведений.

[19]

В программе «Изобразительное искусство и художественный труд» академика РАО

Б.М.Неменского, ведущей задачей в преподавании изобразительного искусства

является задача формирования у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости

на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.

[20] Это становится возможным только если удастся закрепить в сознании

ребенка понимания прочной связи искусств с его личным миром, с миром мыслей и

чувств каждого человека, сказано там же. Любые иные задачи обучения искусству

вытекают из этой и должны соотноситься с ней. Одним из важных методических

аспектов программы выделяется «Сочетание изобразительного с музыкой и

литературой»[21]. Связь с поэзией и

музыкой позволяет образнее раскрыть тему урока. В программе приводится перечень

не только зрительного, но литературного и музыкального ряда.

Как пример можно взять урок 1 в 1 четверти 3 класса

[22]. Тема урока «Твои игрушки». Дети в знакомстве с игрушкой познают

значение ее в жизни (ритуальное, как атрибут праздника, игровые объекты). На

уроке учитель использует пословицы, поговорки, фольклор, русские народные

сказки. На других уроках учителю даются рекомендации в использовании

программных рассказов М. Пришвина, стихов С. Есенина. Это дает хороший материал

для проведения интегрированных уроков с уроками чтения.

В программе «Изобразительное искусство» члена - корреспондента РАО, доктора

педагогических наук В. С. Кузина, главной целью художественного образования

ставится цель формирования духовной культуры личности, приобщения к

общечеловеческим ценностям, овладения национальным культурным наследием

[23]. В основу программы включена система межпредметных связей с чтением и

русским языком, что по мнению авторов позволяет почуствовать практическую

направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.

Предусмотрена работа по иллюстрированию литературных произведений, входящих в

программные материалы по чтению. Содержание раздела «Тематическое рисование и

иллюстрирование» включает рисование на темы окружающей жизни на основе

наблюдений или по воображению и иллюстрирование повестей, рассказов, сказок,

басен и других литературных произведений.

§ 3 Выводы ко II главе.

Изучение опыта работы учителей в изучаемой проблеме позволяет сделать выводы,

что проблема эта в настоящее время находится в стадии разработки, ищутся

новые пути ее решения, новые подходы к пониманию путей интеграции

изобразительного искусства и развития речи в начальной школе. Многие учителя

разрабатывают методики проведения таких занятий, опробируют их на своих

экспериментальных площадках. Многие из таких экспериментов дают очень

неплохие результаты.

В программных материалах по изобразительному искусству Б.М. Неменского и В.С.

Кузина есть много моментов сочетания изобразительного искусства и литературы,

причем эти программы позволяют проводить интеграцию курса изобразительного

искусства с курсом развития речи в начальной школе. Элементы данной

интеграции непосредственно заложены в изученные нами программные материалы.

Многие темы курса развития речи совпадают с темами курса изобразительного

искусства по своим целям, что говорит о возможности их интеграции.

Заключение.

В процессе нашего исследования эффективности и целесообразности использования

интегрированных уроков развития речи и изобразительного искусства в

начальной школе мы проанализировали различные материалы по данной проблеме и

пришли к следующим выводам:

- необходимость межпредметных связей заключена в самой природе

мышления, диктуется объективными законами высшей нервной деятельности,

законами психологии и физиологии;

- обучение должно быть построено таким образом, чтобы формировать у

учащихся способность воспроизводить ранее усвоенные знания для лучшего

запоминания нового материала;

- систематическое развитие педагогически целесообразных взаимодействий

между разделами учебных предметов изобразительного искусства и развития речи

– одно из необходимых условий развития комплекса речевых умений и

художественных способностей у учащихся;

- восприятие художественных произведений литературы и изобразительного

искусства носит схожую природу и дополняет друг друга;

- исходя из проанализированных передовых работ учителей многие из них

используют, и весьма успешно, данный тип интеграции;

- образовательные программы по изобразительному искусству и развитию

речи позволяют в полной мере использовать данный тип интеграции в учебном

процессе начальной школы;

- интеграция изобразительного искусства и развития речи в начальной

школе на практике используется не в полной мере, так как для этого многие

учителя недостаточно подготовлены в научном и методическом плане, что в свою

очередь требует более глубокой методической проработки интегративных

процессов между курсами изобразительного искусства и развития речи в

начальной школе.

БИБЛИОГРАФИЯ.

1. Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. М., 1956.

2. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М.,

1981.

3. Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе.

// Начальная школа №1 1997

4. Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими

школьниками. Книга для учителя. М., 1991.

5. Лякишева Т.И., Маркевич Е.Ф. Интегрированнй урок по теме «Зима» с

использованием методов «театра педагогики». // Начальная школа №1 1995

6. Лямина Н.В. Интегрированные уроки – одно из средств привития интереса к

учебным предметам. // Начальная школа №11 1995

7. Максимова З.Н. Знакомство с изобразительным фольклором при изучении

раздела «Устное народное творчество». // Начальная школа №8 1993

8. Максимова З.Н. Устное народное творчество и изобразительное искусство. //

Начальная школа №8 1994

9. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное

развитие ребенка к семье.-М.: Редакция журнала «Искусство в школе», 1995 г.

10. Методические основы языкового образования и литературного развития

младших школьников. Под общей редакцией Т.Г.Рамзаевой. С-Пб, 1998 г.

11. Мурзо Г.В. Видеозапись на уроках развития речи учащихся. // Рус­ский язык

в школе №5-6 1992 г.

12. Сердюкова Н.С. Интеграция учебных занятий в начальной школе. // Начальная

школа №11 1994.

13. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.-Л.,

1947.

14. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в

начальной школе: Учеб. пособие – М.:Издательский центр «Академия», 1999г.

15. Павлов И.П. Избранные произведения. М., 1951.

16. Программы общеобразовательных учреждений Начальные классы (1-3). /Сост.

Вохмянина Л.А., Ингнатьева Т.В. и др. –М.: Просвещение ,1994.

17. Программно - методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная

школа/Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999г.

18. Тихонова Г.Г. Фрагмент урока чтения на тему «Путешествие в мир звуков и

красок весны». // Начальная школа №10 1995

19. Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения (пути

развития). Л-д, 1990.

20. Щёголева Г.С. Уроки развития связной речи в начальной школе С-Пб 1998 г.

21. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя/ Сост.

Лабковская Г.С. М., 1983.

1 Мурзо Г.В. Видеозапись на уроках развития

речи учащихся. // Русский язык в школе №5-6 1992 г.

2 Максимова З.Н. Знакомство с

изобразительным фольклором при изучении раздела «Устное народное творчеством».

// Начальная школа №8 1993.

3 Ильенко Л.П. Интегрированный

цикл эстетических занятий в начальной школе. // Начальная школа №1 1997.

[4] Павлов И.П. Избранные произведения. М., 1951, стр. 509.

[5] Выготский Л.С. Избранные

психологические произведения. М., 1956, стр. 302-303.

[6] Сеченов И.М. Избранные философские и

психологические произведения. М.-Л., 1947, стр. 441-442.

7 Сокольникова Н.М.

Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. с.

307.

[8] Сокольникова Н.М. Изобразительное

искусство и методика его преподавания в начальной школе. с. 310.

[9] Там же. с.312.

[10] Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н.

Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка к семье.-М.: Редакция

журнала «Искусство в школе», 1995 г. с. 30

[11] Там же. с. 40

[12] Мурзо Г.В. Видеозапись на уроках

развития речи учащихся. // Русский язык в школе №5-6 1992 г.

[13] Максимова З.Н. Знакомство с

изобразительным фольклором при изучении раздела «Устное народное творчеством».

// Начальная школа №8 1993.

[14] Максимова З.Н. Устное народное

творчество и изобразительное искусство. // Начальная школа №8 1994.

[15] Учебник для учащихся начальных

классов. В 3 кн. Кн. 2, ч. 1/ Сост.: М.В. Голованова и др.— М., 1993.

[16] Сердюкова Н.С. Интеграция учебных

занятий в начальной школе. // Начальная школа №11 1994.

[17] Тихонова Г.Г. Фрагмент урока чтения

на тему «Путешествие в мир звуков и красок весны». // Начальная школа №10 1995.

[18] Ильенко Л.П. Интегрированный цикл

эстетических занятий в начальной школе. // Начальная школа №1 1997.

[19] Программно -методические материалы.

Изобразительное искусство. Начальная школа/Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. –

М.: Дрофа, 1999г. с. 5.

[20] Там же с. 16

[21] Там же с. 25

[22] Там же с. 87

[23] Программно -методические материалы.

Изобразительное искусство. Начальная школа/Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. –

М.: Дрофа, 1999г. с. 137



(C) 2009