Научная Петербургская Академия

Контрольная: Система образования

Контрольная: Система образования

План

Введение.......................................................................2

1. Система формального образования как объект социологического изучения........3

2. Эволюция системы образования................................................5

3. Функции института образования в обществе....................................8

Заключение....................................................................14

Литература....................................................................15

Введение

В процессе функционирования и развития общества довольно важную роль играет

социальный институт образования. Поддержание достиг­нутого уровня культурного

развития, его дальнейшее совершенство­вание невозможны без овладения

культурным наследием прошлого. Эта проблема решается в процессе социализации

индивидов, задачей которой как раз и является приобщение человека к нормам и

ценностям культуры и превращение его в полноправного члена общества.

Существенным компонентом процесса социализации индивидов выступает

образование - обучение человека с целью пере­дачи накопленных знаний и

культурных ценностей.

Более подробно образование можно охарактеризовать как относи­тельно

самостоятельную систему, "функцией которой является систе­матическое обучение

и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенным

знанием (прежде всего научным), идейно-нравственными ценностями, умениями,

навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-

экономическим и полити­ческим строем общества, уровнем его материально-

технического развития.

В социологии принято проводить различие между формальным и неформальным

образованием: Термин "формальное образование" под­разумевает, во-первых,

существование в обществе специальных учреж­дений и организаций (школы,

училища, техникумы, вузы, институты повышения квалификации и др.),

осуществляющих процесс обучения. Во-вторых, господствующая в современном

индустриальном обществе система образования подчиняется определенному

официально предпи­санному образцу, как бы "задающему" объем получаемых

знаний, нау­чение определенным навыкам и действиям, которые должны

соответст­вовать: а) нормативному канону личности (гражданина), принятому в

данном обществе и б) нормативным требованиям исполнения распрост­раненных в

данном обществе социальных ролей. Стало быть функцио­нирование системы

формального образования определяется господст­вующими в обществе культурными

стандартами, идеалами, политичес­кими установками, которые находят свое

воплощение в проводимой государством политике в области образования.

1. Система формального образования как объект социологического изучения

В процессе нормального функционирования и развития общества исключительно

важную роль играет социальный институт образования. Накопленные трудом

предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт,

традиции должны быть переданы новому поколению людей и усвоены ими. Поэтому

поддержание достиг­нутого уровня культурного развития, его дальнейшее

совершенство­вание невозможны без овладения культурным наследием прошлых

веков. Эта проблема решается в процессе социализации индивидов, задачей

которого как раз и является приобщение человека к нормам и ценностям культуры

и превращение его в полноправного члена общества. Существенным компонентом

процесса социализации индивидов выступает образование - обучение человека с

целью пере­дачи накопленных знаний и культурных ценностей.

Более подробно образование можно охарактеризовать как относи­тельно

самостоятельную систему, "функцией которой является систе­матическое обучение

и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенным

знанием (прежде всего научным), идейно-нравственными ценностями, умениями,

навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-

экономическим и полити­ческим строем общества, уровнем его материально-

технического развития

В социологии принято проводить различие между формальным и неформальным

образованием: Термин "формальное образование" под­разумевает, во-первых,

существование в обществе специальных учреж­дений и организаций (школы,

училища, техникумы, вузы, институты повышения квалификации и др.),

осуществляющих процесс обучения. Во-вторых, господствующая в современном

индустриальном обществе система образования подчиняется определенному

официально предпи­санному образцу, как бы "задающему" объем получаемых

знаний, нау­чение определенным навыкам и действиям, которые должны

соответст­вовать: а) нормативному канону личности (гражданина), принятому в

данном обществе и б) нормативным требованиям исполнения распрост­раненных в

данном обществе социальных ролей. Стало быть функцио­нирование системы

формального образования определяется господст­вующими в обществе культурными

стандартами, идеалами, политичес­кими установками, которые находят свое

воплощение в проводимой государством политике в области образования.

В социологии объектом изучения выступает прежде всего система формального

образования, отождествляемая с процессом образования в целом, поскольку

образовательным учреждениям принадлежит в нем решающая роль. Что же касается

термина "неформальное образо­вание", то под ним понимается

несистематизированное обучение инди­вида знаниям и навыкам, которые он

стихийно осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой

(друзьями, сверстниками), или путем индивидуального приобщения к культурным

ценностям, усвоения информации из газет, радио, телевидения и т.д.

Нефор­мальное образование также является важной составной частью

социа­лизации индивида, помогает ему осваивать новые социальные роли,

способствует духовному развитию, но по отношению к системе фор­мального

образования в современном обществе оно играет вспомо­гательную роль. Далее,

говоря о социологических проблемах образо­вания, мы будем иметь в виду прежде

всего систему формального образования.

2. Эволюция системы образования

Для того, чтобы лучше понять роль и место социального института образования в

современном индустриальном обществе, специфику выполняемых им функций,

следует кратко рассмотреть эволюцию системы образования.

В примитивных, первобытных обществах образование являлось сос­тавной частью

социально-производственного процесса. В те далекие времена не существовало ни

школ, ни учителей. В передаче культурно­го наследия, опыта, знания, традиций

участвовали все члены общества. "В жизни подрастающего поколения не

существовало и особого перио­да подготовки к усвоению социальных ролей

взрослых, ибо все необхо­димые знания, навыки и способности приобретались и

развивались в ходе непосредственного приобщения детей к практическим делам

племени[1]. Характерно, что приобщение

детей к трудовым действиям, обучение профессиональным навыкам начиналось с 4—5

лет, а в под­ростковом возрасте дети наравне со взрослыми участвовали в охоте и

рыбной ловле, пасли скот, изготовляли орудия труда, участвовали в приготовлении

пищи. Воспитанием и образованием мальчиков занима­лись мужчины, а девочек -

женщины. Когда ребенок подрастал, он под­вергался особой церемонии "инициации",

продолжающейся несколько дней, в течение которых юноши и девушки должны были

продемонст­рировать и подтвердить свои способности и права взрослых членов

об­щества, участвуя в состязаниях, танцах, обрядах и культовых дейст­виях.

В доиндустриальном обществе вместе с расширением масштабов об­щественного

разделения труда, появлением государственной власти и сословного неравенства

начинается обособление института образова­ния. Специальную подготовку и

обучение с использованием особой группы учителей получают дети из богатых

семей. Наглядным приме­ром первых формальных систем образования могут служить

школы в Древней Греции и Древнем Риме, в которых платные учителя обучали

детей благородных сословий грамматике, философии, музыке, спорту,

красноречию, основам юриспруденции, медицине и др. Обучение детей из других

сословий осуществлялось в процессе ученичества, когда под­ростка на

определенный срок отдавали на учебу в дом к торговцу, куп­цу, ремесленнику и

т.п. Работая в качестве подмастерья, ученик овла­девал профессиональными

знаниями и навыками, искусством торговли, ремесла и др. Подавляющая часть

населения - крестьянство - обучала своих детей, передавая им знания в ходе

трудового сельскохозяйствен­ного процесса. Важная роль в воспитании детей

принадлежала семье.

В эпоху средневековья начинает складываться более организован­ная система

образования, когда христианская церковь создает в Европе сеть специальных

учебных заведений по подготовке лиц духовных званий и возникают первые

университеты - в Париже, Оксфорде и других городах. Несколько позже

культурно-образовательные функции университетов расширились, в них начинают

обучать медицине и юриспруденции, предпринимаются первые попытки научных

исследо­ваний в области физики, математики, логики. Характерной особен­ностью

системы формального образования в доиндустриальном общест­ве являлось то, что

оно было доступно ограниченному числу лиц выходцам из богатых и престижных

сословий.

Подлинная революция в системе образования происходит в обществе

индустриального типа: образование перестает быть элитарным и становится

массовым, доступным для широких слоев населения.

Такая радикальная трансформация института образования была вызвана

потребностями экономики, научно-технического прогресса, изменениями в

культуре и образе жизни людей. В XIX—XX вв. широкое распрост­ранение получают

средние и специальные школы, растет число высших учебных заведений. Неполное,

а затем и полное среднее образование становится необходимым условием

получения профессии в основных отраслях промышленности. Особенно бурный рост

системы образования приходится на период после Второй мировой войны, когда

происходит техническое перевооружение ведущих индустриальных стран и

совершается новый мощный скачок в развитии промышленности, науки и техники.

Быстро растет сеть высших учебных заведений - институтов, колледжей,

университетов, осуществляющих подготовку специалистов высшей квалификации.

Так, в бывшем СССР насчитывалось около 1000 вузов, в которых обучались около

5 млн. чел. и ежегодно выпускалось около 800 тысяч специалистов с высшим

образованием. Наиболее впечатляющих масштабов достигло развитие системы

высшего образования в США, где общее количество студентов достигает 12,5 млн.

чел., из них 8 млн. учатся в высшей школе, а 4,5 млн. - в двухгодичных

колледжах, дающих послешкольное специальное образование.

Не только массовость и общедоступность характеризуют современную систему

образования. Кроме того, она отличается рядом качественно новых свойств: если

в доиндустриальном обществе система образования была ориентирована, главным

образом, на сохранение и воспроизводство культуры, опыта и знаний

предшествующих поколений, то в современном обществе институт образования

становит­ся важнейшим фактором культурного и социального изменения. Вторую

половину XX в. не случайно называют эпохой культурной и образовательной

революции по той причине, что система образования становится ключевым

фактором общественного прогресса. Во всех промышленно развитых странах мира

период 60-80-х годов ознаме­новался крупными реформами в системе образования,

задача которых заключалась в повышении ее эффективности, упрочении

материально-технической базы на основе новых информационных технологий и

гуманизации образовательного процесса. Наиболее существенными особенностями

современной системы образования являются следующие моменты: превращение ее в

дифференцированную многоступенчатую (начальное, среднее и высшее образование)

систему, позволяющую человеку непрерывно улучшать и обновлять полученные

ранее знания и навыки) (здесь важная роль отводится учреждениям, занятым

повышением квалификации и переподготовки кадров). Также громадное воздействие

образования окаэывает на человеческую личность. Оно является, по сути дела,

основным фактором ее социализации, духовного и интеллектуального развития.

Полученное человеком образование в значительной степени определяет

возможности дальнейшей карьеры, достигаемое социальное положение. Социальный

статус человека в современном обществе в первую очередь определяется

престижем его профессии, который зависит от полученного образования.

Подобно другим социальным институтам институт образования приз­ван обеспечивать

социальную стабильность и интеграцию общества, а его функционирование связано с

удовлетворением двух типов взаимо­связанных фундаментальных потребностей

общества - социализации его членов и подготовку их к различным социальным

ролям, занятию определенных социальных позиций в обществе

[2].

Функцию социализации выполняет в обществе также и институт семьи, но

современная семья не в состоянии обеспечить детей полным объемом знаний,

навыков, умений, так как большинство социальных ролей во взрослом обществе

требует систематического и длительного обучения. Именно эту двойственную

задачу и призван решать институт образования, организация которого

характеризуется непрерывностью и многоступенчатостью, что позволяет

осуществлять поэтапную социа­лизацию и обучение молодежи. Вместе с тем круг

задач, выполняемых институтом образования в современном обществе, значительно

шире, наиболее важные из них с точки зрения общества - подготовка индивидов к

размещению их по определенным социальным позициям в социальной структуре

общества, что является одним из важнейших функциональных требований любой

социальной системы. Эта задача решается не общеобразовательной школой, а

специальными учебными заведениями - училищами, техникумами, институтами,

университетами и др.

3. Функции института образования в обществе

Рассмотрим более подробно функции, выполняемые в обществе институтом

образования. Их достаточно много, и различные авторы акцентируют внимание на

разных сторонах деятельности института образования.

Наиболее важные из социальных функций института образования.

1) Трансляция и распространение культуры в обществе - первая и наиболее

существенная из них. Она заключается в том, что посредст­вом института

образования происходит передача от поколения к поколению ценностей культуры,

понимаемых в самом широком смысле слова (научные знания, достижения в области

искусства, моральные ценности и нормы, правила поведения, опыт и навыки,

присущие различным профессиям и т.п.). На протяжении всей истории

чело­вечества образование являлось главным источником знаний, инструмен­том

просвещения общества. Также не следует забывать о том, что культура каждого

народа имеет свои национально-этнические особен­ности, а стало быть, система

образования играет исключительно важ­ную роль в поддержании и сохранении

национальной культуры, ее неповторимых и уникальных черт, приобщаясь к

которым, индивид становится носителем национального сознания и национальной

психо­логии.

2) Формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентаций,

жизненных идеалов, господствующих в данном обществе. Благодаря этому,

молодежь приобщается к жизни общества, социали­зируется и интегрируется в

социальную систему. Обучение языку, истории отечества, литературе, принципам

морали и нравственности служит предпосылкой для формирования у молодого

поколения общеразделяемой системы ценностей, благодаря чему оно научается

понимать других людей и самих себя, становятся сознательными гражданами

страны.

Содержание осуществляемого системой образова­ния процесса социализации и

воспитания детей в значительной мере зависит от господствующих в обществе

ценностных стандартов, морали, религии, идеологии. В доиндустриальных

обществах религиоз­ное воспитание являлось составной частью школьного

обучения. В современном индустриальном обществе религия (церковь) отделена от

государства, под контролем которого находится система формального

образования, поэтому религиозное образование и воспитание осущест­вляется

либо в рамках семьи, либо в специальных негосударственных учебных заведениях.

3) Социальная селекция - одна из важнейших функций института формального

образования. Структура образовательного процесса уст­роена таким образом, что

она дает возможность уже на самых началь­ных этапах осуществить

дифференцированный подход к обучающимся (изменить профиль обучения для

несправляющихся учеников и студен­тов, поощрять талантливых и способных). В

ряде стран, в том числе и в нашей стране, существуют специальные

образовательные программы для творчески одаренной молодежи, учебный труд

которой непременно поощряется, а для максимального развития их задатков

создаются благоприятные условия.

В современном обществе поиск и воспитание талантливой молодежи возводится в

ранг государственной политики в области образования, так как бурное развитие

науки и технического прогресса во многих других областях требует постоянного

притока талантливой молодежи.

Процесс селекции, отбора наиболее способных к обучению учащихся

осуществляется современной школой как бы авоматически, так как сама

внутренняя микроструктура образования как раз и имеет своей главной задачей

отбор и дифференциацию молодежи не только по способностям и талантам, но и в

соответствии с индивидуальными интересами, возможностями, ценностными

ориентациями. После обяза­тельного восьмилетного образования значительная

часть молодежи поступает на учебу в технические училища, другие продолжают

учебу в средней школе, и часть ее выпускников поступают в вузы. После

окончания вуза одни начинают трудовую деятельность в народном хозяйстве,

другие поступают в аспирантуру, делают научную карьеру.

С точки зрения социологической, чрезвычайно важны последствия осуществляемого

институтом образования процесса селекции, так как его конечным результатом

(когда различные группы молодежи завершают образование в различных учебных

заведениях) является размещение людей по различным позициям в социальной

структуре общества. Посредством этого достигается воспроизводство в

обновление социальной структуры общества, без чего невозможно нормальное

функционирование последнего. Другая важная сторона процесса социального

размещения заключается в том, что он запускает механизм социальной

мобильности; получение профессии, занятие социальной позиции в структуре той

или иной организации, как правило открывает для многих людей путь

профессиональной карьеры, про­движение по лестнице должностных иерархий и

властных полномочий. Система образования, главным образом высшего, в

современном ин­дустриальном обществе служит важнейшим каналом социальной

мо­бильности, ибо без вузовского диплома невозможно получить престиж­ную и

высокооплачиваемую работу. Уровень образования, наряду с властью,

собственностью и доходом является важнейшим показателем социального статуса

человека в современном об­ществе.

4) Функция социального и культурного изменения является прерога­тивой

современного института образования. Эта функция реализуется двумя

взаимосвязанными способами. Во-первых, в процессе научных исследований,

научных достижений и открытий, которые проводятся в стенах высших учебных

заведений. Способствуя научному прогрессу, высшая школа вместе с тем вносит

свой существенный вклад в обогащение и расширение культурного наследия

общества. Кроме того, в силу тесных связей университетов с промышленностью

происходит характерная для западных стран интеграция науки, высшего

образо­вания и производства, результатом которой является ускорение научно-

технического прогресса. Университеты все в большей степени стано­вятся

научно-исследовательскими центрами, выпоняющими теоретичес­кие и прикладные

исследования, экспериментальные разработки по заказу государственных ведомств

и промышленных фирм. Наряду с этим развитие научных исследований в стенах

вузов способствует совершенствованию системы высшего образования, так как

новые научные идеи и открытия включаются в учебные программы, обеспечи­вают

повышение качества специалистов.

Модель социальной организации (структуры) образования может быть предтставлена

как состоящая из трех основных социальных пози­ций: 1) руководители и

организаторы образования, 2) педагоги и 3) уча­щиеся. Эта структурная

модель, значительно упрощает и огрубляет реальную картину, поскольку существуют

различные типы учебных заведений (начальная и средняя школы, средние

специальные учебные заведения, высшая школа и т.п.), с присущими им

особен­ностями управления и педагогической деятельности, контингентом

преподавателей и учащихся. Тем не менее с социологической точки зрения вполне

допустимо выделить соответствующие трем указанным социальным позициям

обобщенные образцы поведения, нормативные требования и ролевые предписания,

посредством которых регулируется социальное взаимодействие в процессе

образования.

Итак, высшую позицию в социальной структуре образования занимают руководители

различных рангов: работники министерства, сотрудники департаментов, ректоры и

деканы, директора школ и училищ и т.д. Отвлекаясь от сложной иерархической

зависимости указанных должностей, следует обратить внимание на ту роль,

которую выполняют административные работники в системе образования. Их

главная задача заключается в том, чтобы принимать ответственные решения и

формировать стратегию образовательного процесса: опре­делять перечень

основных дисциплин и последовательность их изуче­ния, обеспечить материально-

техническую базу образовательных уч­реждений и т.п. Они несут ответственность

за формирование препо­давательского корпуса, определяют нормативные

требования к деятельности преподавателей и сотрудников, а также - критерии

оценки их труда. Представители высшего управленческого звена формируют

государственную политику в области образования, разраба­тывают универсальные

требования к содержанию и качеству учебных программ в соответствии с

изменяющимися социально-экономическими и политическими условиями. Наряду с

этим они осуществляют социальный контроль над системой образования,

определяют систему формальных санкций в учебных заведениях. Административные

работники нижнего звена (ректоры вузов и деканы, директора школ и училищ,

завучи и т.д.) отвечают за осуществление процесса образо­вания, корректируют

и уточняют стратегию обучения применительно к данному учебному заведению,

осуществляют оперативное руководство и контроль за работой преподавателей и

поведением учащихся.

Центральное место в структуре системы образования занимае учитель.

Нормативные требования к адекватному выполнению роли учителя сводятся к

следующим моментам: он должен быть специа­листом в определенной области науки

и культуры (истории, литера­туры, математики, физики и т.п.), обладать

лекторскими способностями и умением общаться с аудиторией, владеть методикой

обучения сту­дентов или школьников, научить их самостоятельным приемам

обуче­ния (запись уроков, лекций, работа с литературой, решение задач и др.),

уметь популярно и доходчиво объяснять трудные вопросы, помочь исправить

ошибки и т.д.

Эти нормативные требования к социальной роли учителя являются самыми общими,

они не раскрывают многих особенностей учительской профессии, и в первую

очередь деятельности тех педагогов, которые добиваются выдающихся результатов

в работе с учащимися, в том числе с так называемыми трудными подростками.

Другая особенность ролевого поведения учителя, в большой мере связанная с

традиционными нормативными требованиями - это умение объективно оценивать

знания учащихся, использовать оценку в воспитательных целях. Дело в том, что

выставляя оценку, учитель не только определяет правильность знаний учащегося,

но и "создает ученику определенную репутацию в классе", и сама оценка имеет

большое личное значение, так как выступает для учащегося моти­ватором учебной

деятельности. Оценка учителем достигнутых уча­щимся знаний является, таким

образом, своеобразной нормативной шкалой "социальной стратификации" в классе,

будь то школа, или студенческая группа в вузе. Посредством нее все учащиеся

ранжи­руются на определенные подгруппы: отличники, "хорошисты", просто

успевающие и неуспевающие. Поэтому некоторые социологи считают, что взаимное

оценивание - учителем знаний уча­щихся, а учащимися компетентности учителя и

его профессиональных качеств - определяет своеобразие межличностного

взаимодействия в школе.

Переживаемый в нашем обществе кризис больно задел и сферу образования, что с

наибольшей отчетливостью проявилось в падении общественной ценности

образования и тесно связанным с этим паде­нием престижа учительского труда,

вызвавшие деформацию учебного процесса.

В работе Ф.Г. Зиятдиновой, базирующейся на материалах социологических опросов

и посвященной анализу социального положения учительства, отмечается, что

престиж профессии учителя значительно понизился в последние 2-3 года. Во-

первых, среди самих учителей paстет доля лиц, скептически оценивающих

культурно-образовательные воз­можности своей профессии. По данным опросов

учителей регионов Сибири, Дальнего Востока, некоторых центральных районов,

около 40% отрицательно настроены по отношению к своей профессии, а 30,6%

затруднились с ответом. Мотивация учительского труда, настроенность на

созидательный труд также значительно изменились в отрицательную сторону: 4%

учителей идут в школу охотно и радостно, 2% отбывают время, 19% - с текучим

меняющимся настроением, 19% - с чувством тяжелой повинности, а большая часть

61% - с постоянным беспокойством и тревогой. Налицо кризис профессии учителя,

огромная неудовлетворенность своим трудом громадной армии работников школы.

Главная причина такого положения - кризисные явления в экономике, политике,

морали и культуре, отсутствие четкой государст­венной программы перестройки

школы, которая не только была бы способной на достаточно высоком уровне

обеспечить финансирование школы, но и, что самое главное - создать условия

для социальной востребованности образования и знаний, которые будут

способствовать росту их престижа и, безусловно, повысят социальный статус

учителя.

А что происходит в действительности? Свыше 60% опрошенных из факторов, важных

для успеха в жизни, поставили образование на предпоследнее - 14-е место.

Самое печальное, что именно у молодых людей в возрасте до 20 лет, когда и

приобретаются знания, ценность образования стоит на предпоследнем месте, у

родителей оно на третьем месте от конца из 14-ти позиций. Как следствие,

около половины учащихся старших классов и студентов вузов слабо настро­ены на

получение знаний. Падение ценности образования в нашем обществе закономерно

вызывает и низкий рейтинг учительской профессии в общественном сознании. Это

подтверждают и социологические опросы. Так, в 1989 г. при ответе на вопрос,

заданный учащимся-старшеклассникам "Как вы оцениваете престиж профессии

учителя в нашем обществе?" 4,6% признали его "высоким", 61,5% - "средним" и

почти одна треть респондентов "низким" и "очень низким" (32,8%). Через два

года (в 1991 г.) эти оценки снизились: уже 45,3% опрошенных учащихся признали

престиж профессии учителя в обществе "низким" и 21% -"очень низким". Опросы

родителей также свидетельствуют о резком снижении авторитета учителя в

обществе: только 35% считают престиж учительской профессии высоким, около

половины, 46% — "средним", а 51% - "низким "и "очень низким".

Теперь поговорим о другой ключевой роли в струк­туре образовательного

процесса - "ученика" (учащиеся школ, училищ, студенты и др.). Какие

требования к его поведению предъявляет нормативно-ценностная система

образования? Они достаточно очевид­ны: изучать различные предметы согласно

программе курса (класса), усваивать и запоминать информацию, овладевать

навыками самостоя­тельного изучения и использования изученных фактов,

добросовестно посещать учебные занятия, уметь слушать педагога и принимать

участие в ходе занятий, лекций и т.п. Непременное условие про­движения

ученика по многоступенчатой лестнице образования - успеш­ная сдача экзаменов

и зачетов. По отношению к нерадивому учаще­муся действует система санкций -

неудовлетворительная оценка теку­щих занятий, замечания и записи в дневнике,

вызов родителей и пр., вплоть до исключения из школы. В вузе система санкций

более формализована: отлынивающий от занятий студент может получить выговор

от деканата, в случае неудовлетворительной сдачи сессии, он наказывается

лишением стипендии, не переводится на следующий курс. В нормативной структуре

формального образования существуют, конечно, и определенный набор позитивных

санкций, направленных на поощрение добросовестной учебы, стимулирующих

учащегося к высоким достижениям в учебе. В первую очередь это отличные

оценки, выдача аттестата с отличием и льготы, которые он дает при поступлении

в средние и высшие учебные заведения, повышенная или именная стипендии в

вузе, диплом с отличием, рекомендация для поступления в аспирантуру и т.д.

Решающее место в системе социального взаимодействия, характери­зующего

образовательный процесс, занимают взаимоотношения между учителем и учеником.

Надо отметить, во-первых, присущее этим отноше­ниям неравенство: статус

учителя неизмеримо выше статуса ученика, первый занимает господствующее

положение, второй - положение подчиненного. Доминирующее положение учителя

обусловлено тем, что он организует учебный процесс и управляет им, является

источни­ком знаний для учеников, моральным авторитетом. Господствующая

позиция учителя в классе (или учебной группе) порождает авторитар­ный стиль в

преподавании, означающий безусловное подчинение уче­ника авторитету учителя.

Этот стиль предполагает, что учитель должен быть строг с учащимися и

наказывать провинившихся. Именно этот стиль взаимоотношений многие столетия

господствовал в системе формального образования вплоть до последнего времени.

Содержа­тельной основой авторитарного стиля преподавания в педагогике

является традиционное понимание целей образования как процесса передачи

знаний от учителя к ученику. Первый является специалистом в определенной

области знаний и культуры, и его главная задача за­ключалась в том, чтобы

передать ученику определенный объем знаний и научить ими пользоваться. Роль

ученика сводилась к пассивному усвоению и запоминанию той информации, которую

давал ему пе­дагог. Однако в современную эпоху традиционный авторитарный

стиль в обучении оказывается все более неэффективным, утрачивает свою былую

популярность. Объясняется это тем фактором, что современное высокоразвитое

индустриальное общество в силу большой сложности хозяйственного механизма,

уникальности новейшей техники, ее громадного воздействия на все стороны

общественной жизни, включая и окружающую природную среду, требует нового типа

специалиста будь то предприниматель, инженер, экономист или юрист. Этот

специа­лист должен не только обладать большими познаниями в соответст­вующей

области, но и быть творческой, инициативной личностью, умеющей принимать

смелые и нестандартные решения, учитывать множество факторов, связанных с

использованием новейшей техники и технологии, с ее социальными и культурными

последствиями.

Новый, демократический стиль в построении образо­вательного процесса

характеризуется следующими особенностями:

1) формальный процесс передачи знаний заменяется решением конк­ретных задач,

которые совместно обсуждают учитель и ученик;

2) сущность передаваемого содержания не сводится к пассивному запо­минанию, а

заключается в овладении разнообразной информацией;

3) формой общения учителя с учеником становится не научение, а взаимный обмен

информацией, что, естественно предполагает большую самостоятельную работу

ученика;

4) инициатором и ведущим в образовательном процессе выступает учащийся;

5) характер отношении между участниками - попеременное доминирование или

равенство учителя и ученика;

6) в роли обучающего может выступать не обязательно учитель-профессионал, а

любой носитель ценной информации.

Очевидно, что такого рода нетрадиционная, демократическая мо­дель

образовательного процесса может успешно применяться в процес­се обучения

взрослых людей, имеющих сознательную мотивацию к образованию, желающих

творчески овладеть изучаемыми предметами. К этой группе могут быть отнесены

старшеклассники, студенты, специалисты, обучающиеся в системе повышения

квалификации и др. Что касается начальной и средней школы, то в их

деятельности удачно сочетаются элементы демократического и авторитарного

стилей управ­ления учебным процессом. Без демократического стиля,

предпола­гающего уважительное отношение к ученику, сочетаемое со стремле­нием

помогать ему и сопереживать вместе с ним, трудно пробудить у школьников

интерес к учебе, привить им необходимые моральные качества.

Отмеченные выше трудности во взаимоотношениях учащихся и Учителей,

безусловно, в значительной мере снижают эффективность образовательного

процесса. Переход к новым, демократическим взаимоотношениям между ними

является важнейшим звеном процесса перестройки образования на гуманистических

началах, но это станет реальностью лишь тогда, когда общество в целом будет

реформировано на принципах рыночной экономики и демократические институ­ты

окончательно утвердятся в стране. Только тогда возрастет ценность образования

в стране, повысится престиж учительской профес­сии, а учащиеся и их родители

будут сознательно ориентированы на получение образования.

Заключение

В современном индустриальном обществе школа, в первую очередь высшая, не

является в полной мере демократическим заведением. Некоторые социологи даже

приписывают институту образования консервативные функции, поскольку он

воспроизводит существующее в обществе социальное неравенство, а высшую школу

называют элитарной. По­добные факты нельзя отрицать. Однако при этом нужно

помнить, что всеобщее равенство является утопией, и каждое общество имеет

свой средний образовательный стандарт, соответствующий его объектив­ным

потребностям. В ряде высоко развитых индустриальных держав мира, таких как

Япония, Германия, США этот стандарт уже выходит за рамки обязательного

среднего образования. Кроме того в ряде западных стран (Франция, Германия и

др.) распространяется практика приема в вузы без вступительных экзаменов, что

является достаточно убедительным свидетельством демократизации системы

высшего образования. Аналогичные эксперименты начинают практиковаться и в

нашей стране.

В современном обществе более образованные социальные слои занимают более

высокое положение в иерархии социального престижа. Движение индивида вверх

или вниз по шкале социального престижа становится в прямую зависимость от

уровня его образования. Таким образом образование является одним из важнейших

символов социаль­ной позиции и средством достижения успеха в обществе.

Расширение масштабов образованности населения, совершенствование системы

об­разования оказывают сильнейшее воздействие на социальную мобиль­ность,

делают ее более открытой и динамичной.

Литература

1. Андрющенко В.П. Социология: наука об обществе. Харьков, 1996.

2. Гендин А.М., Сергеев М.И. Профориентация школьников // СОЦИС. 1996. №

8. С.68.

3. Зиятдинова Ф.Г. Социальное положение и престиж учительства: проблемы,

пути решения. М., 1992.

4. Панферова В.В. Социология образования //СПЖ . 1996. №4

5. Руткевич М.Н., Потопов В.П. После школы: Социально-профессиональные

ори­ентации молодежи. М., 1995

6. Тощенко Т. Социология. Общий курс. - М.: 1999. –512

7. Фролов С.С. Социология: учебник. - М.: 1999. -344 с.

8. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Проблемы вторичной занятости учащейся

молодежи: со­стояние и перспективы // СОЦИС. 1996. №9. С.88-92.

[1] Заславская Т.И., Рывкина Р.В.

Социология экономической жизни. Новоибирск, 1991. С.110, 111

[2] Кузьминов Я. Советская

экономическая культура: наследие и пути модернизации// Вопр. Экономики, 1992,

3. С. 51



(C) 2009