Научная Петербургская Академия

Контрольная: Образование в Англии

Контрольная: Образование в Англии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по основам управления педагогическими системами

по теме: Образование в Англии

студентки группы ПК-3

Мурманского педагогического института

Раковой Татьяны

2000 г.

ПЛАН

Введение.

1. Органы управления образованием в Англии.

2. Краткая характеристика современного состояния системы образования в Англии.

3. Система обязательного образования в Англии.

3.1. Начальное образование.

3.2. Среднее образование.

4. Система дальнейшего образования.

5. Система высшего образования в Англии.

5.1. Проблематика, реформы и общая характеристика.

5.2. Характеристика и виды университетов и политехнических вузов.

5.3. Реформы высшей школы.

6. Система педагогического образования в Англии.

Вывод.

Приложение.

Литература.

ВВЕДЕНИЕ

В последние десятилетия образование в Великобрита­нии стало одним из наиболее

приоритетных направлений в государственной политике вне зависимости от того,

какие политические силы находятся у власти. Принятие решений, определяющих

перспективу развития отрасли, осуществляет­ся на самом высоком уровне в

иерархической структуре управления — парламентом, правительством.

Первым актом обще­национального значения считают Закон об образовании 1944г.,

который, хотя и был в основном, посвящен школь­ному Образованию, в

значительной мере упорядочил систе­му образования в целом и определил органы

ее управления. Затем принятые акты пересматривались и дополнялись. Но к 60-м

годам возникла необходимость пересмотра и повышения качества образования, она

имеет тенденцию существовать и в современной Англии. Так, Национальная

комиссия по образованию Великобритании опубликовала в 1993 г. доклад с

красноречивым названием «Учимся преуспевать. Радикальный взгляд на

образование сегодня и стратегия на будущее». Рекомендации, как добиться

положительных перемен, сформулированы в виде нескольких целей: Сокращение

объема обязательного образования, совершенствование системы повышения

квалификации преподавателей, сосредоточение управления образованием и

подготовки кадров преподавателей в руках одного органа, увеличение инвестиций

в образование, расширение участия общественности в деятельности школы.

1. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ В АНГЛИИ

Центральным органам управления образования в Англии явля­ются: Департамент

образования и науки.

Департамент образования и науки принимает непосред­ственное участие в

выработке общей стратегии развития всех видов и уровней образования,

оказывает посредством финансовых операций влияние на большинство учебных

за­ведений, включая и университеты.

Следует отметить, что департаменты образования не кон­тролируют деятельность

отдельных учебных заведений. Та­кой контроль возложен на Королевскую

инспекцию и мест­ные органы образования. Королевская инспекция

осущес­твляет общий надзор, который распространяется на все виды образования,

кроме университетского, хотя в послед­нее время правительственные круги все

чаще выступают с предложением о работе инспекторов и в университетах.

Непосредственный контроль за деятельностью учебных заведений систем школьного

и дальнейшего образования осуществляется местными органами образования.

Характерной особенностью системы образования в Англии является преобладание

государственного сек­тора. Процесс «огосударствления» системы образования

начался значительно позже, чем в других странах Западной Европы.

В последние десятилетия влияние государства на разви­тие образования еще

более возросло, что связано с необ­ходимостью его финансирования. В настоящее

время госу­дарство оплачивает 80% текущих и 90% капитальных рас­ходов

университетов.

Системой образования руководит Министерство образования, которое

вырабатывает общенациональные стандарты, рекоменда­ции, инспектирует учебные

заведения, субсидирует до 60% школьного бюджета. Каждая школа сама определяет

свой учебный план, руководствуясь рекомендациями Министерства. Значительные

права имеют муниципалитеты. Они финансируют остальные 40% обще­ственных затрат

на школы. Министерские субсидии распределяют­ся в зависимости от того,

руководствуется ли учебное заведение рекомендациями центра, а также от

успешности работы заведения.

2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

В соответствии с административным делением и сложив­шимися традициями система

образования Великобритании подразделяется на три подсистемы: 1) Англия и

Уэльс, 2) Северная Ирландия, 3) Шотландия. Системы образования Англии, Уэльса

и Северной Ирландии по своей структуре отличаются незначительно, в системе

образования Шотлан­дии имеются свои традиционные особенности.

Современная система образования Великобритании вклю­чает в себя:

· дошкольное воспитание;

· начальное образование;

· общее среднее образование;

· систему дальнейшего образования;

· высшее образование.

В Великобритании около 50% трех-четырехлетних детей воспитываются в детских

садах или Малышевых центрах. Кроме этого, многие дети посещают игровые группы

до­школьной подготовки, учреждаемые добровольными орга­низациями и

родителями.

С 5 лет начинается обязательное обучение, и дети посту­пают в школу для

малышей. С 7 лет они переходят в младшую школу, а с 11 лет — из начальной в

среднюю. Система среднего образования страны включает объеди­ненные,

грамматические, технические, современные, специ­альные и частные школы, среди

которых особо выделяются элитарные «паблик скулз».

Наиболее массовым видом школ являются объединенные (в них обучается около 90%

учащихся средних школ Англии и Уэльса). Объединенные школы были организованы

с целью создания равных возможностей для получения образования, но в

действительности во многих объединенных школах сохранились потоки или

отделения, основанные на селектив­ном отборе учеников.

Большинство остальных детей обучаются в грамматичес­ких школах, отличающихся

значительной степенью диффе­ренциации и дающих общее полное среднее

образование.

Основной их целью является подготовка учащихся к обуче­нию в высших учебных

заведениях.

Уровень «первого профессионального образования», аналогичный российской

схеме, в Великобритании не выде­ляется, поскольку рабочие готовятся путем

ученичества и непосредственно на производстве.

К системе дальнейшего образования (в нашем понимании «среднее

профессиональное образование») относится боль­шое разнообразие колледжей,

институтов, специальных учебных заведений, осуществляющих подготовку на

различ­ных уровнях — от профессионально-технического до выс­шего.

К системе высшего образования в Великобритании отно­сятся традиционно

академические университеты и професси­онально-ориентированные политехнические

колледжи.

3. СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В стране действует система бесплатного общего образования для всех детей,

неза­висимо от социального положения, наци­онального происхождения.

Существуют школы муниципальные и частные. Обучение в первых бесплатное.

Частные учебные заве­дения платные.

Система обязательного образования охватывает детей и подрост­ков с 5 до 16

лет. Продолжительность учебного года — 38 недель. Год разделен на триместры,

которые перемежаются каникулами: летние (6 недель), рождественские и

пасхальные (2-3 недели). В середине триместров предусмотрен недельный

перерыв. Учебная неделя обычно 5-дневная. Учебный день длится с 9.00 до 15 ч.

30 мин. с перерывом на обед и утреннюю молитву. Предусмотрено ми­нимальное

количество академических часов в неделю; школы вправе по своему усмотрению

увеличивать учебную недельную нагрузку.

В соответствии с Актом о реформе образования (1988) период обязательного

образования подразделен на четыре «ключевые ста­дии»: с 5 до 7 лет, с 7 до 11

лет, с 11 до 14 лет, с 14 до 16 лет.

3.1 Начальное образование

Начальное образование охватывает первые две стадии. Дети обычно группируются

по возрастным классам. Все предметы пре­подает один учитель. Урок длится от

15 до 45 мин. После оконча­ния учебы дети не сдают экзамены и не получают

свидетельств об окончании учебного заведения.

В начальной школе основное время посвящено изучению анг­лийского языка (40%

учебного времени), 15% занимает физичес­кое воспитание, около 12% — ручной

труд и искусство, остальные часы распределены между уроками арифметики,

истории, геогра­фии, природоведения и религии.

3.2 Среднее образование

В системе среднего образования Великобритании выде­ляются два основных вида школ

: грамматические и объеди­ненные (кроме них функционируют также технические

и современные средние школы). Наиболее массовым видом школ являются

объединенные, В них обучается около 90% учащихся Англии. В объединенную

школу принима­ют выпускников начальных школ с различным уровнем ум­ственных

способностей и возможностей.

Средние объединенные школы могут быть организованы различным образом:

объединенные полные средние школы для детей от 11 до 18 лет; промежуточные

школы, где ученики переходят в старшую объединенную школу в воз­расте 12, 13

или 14 лет, заканчивая ее в 16 или 18 лет; школы для возрастной группы от 11

или 12 лет до 16 лет, комбинированные с так называемым «шестым классом».

Объединенные школы были организованы с целью создания равных возможностей для

получения образования. Они должны были обеспечить совместное обучение

учени­ков с различными способностями, интересами и возможнос­тями. Однако в

действительности во многих объединенных школах сохранились потоки или

отделения, основанные на селективном отборе учеников.

В грамматических школах дается общее полное среднее образование и

осуществляется подготовка учащихся к обу­чению в высших учебных заведениях.

Учебная работа в грамматических школах строится по принципу

дифференци­рованного учебного плана. После окончания 5-го класса примерно 60%

учащихся, сдавших экзамены и получивших общее свидетельство об образовании на

обычном уровне, уходят из школы. Остальные 40% продолжают обучение по

индивидуальным учебным планам в двухгодичном 6-ом клас­се, который является

выпускным.

Среди многочисленной группы общеобразовательных школ в Англии выделяется

небольшая группа школ прямого субсидирования департаментом образования и

на­уки и частных школ. Среди последних особое значение имеют так называемые

«паблик скулз», выпускники, которых поступают в наиболее престижные

университеты и впоследствии занимают высокие посты в политической и

экономической иерархии британского общества.

Учебный год начинается в сентябре и заканчивается в конце июля. Его

продолжительность — 40 недель. Он разделен на триместры, учебная неделя —

пятидневная.

До настоящего времени в Великобритании не существовало единых школьных

программ и учебников. Разработка учебных программ являлась прерогативой

директоров и стар­ших преподавателей школ. Однако в соответствии с Законом об

образовании (1986 г.) преподаватели должны согласовывать учебные программы с

местными органами образования.

Но на сегодняшний день, реформы в образовательной политике коснулись все-таки

школьных программ. Это относится прежде всего к объединенным школам. Примерно

половина учебного времени в этом учебном заведении отводится на так

называемое ядро – обязательные для всех базовые дисциплины Другая половина

учебного времени занята обязательными предметами по выбору, которые

предлагаются в виде «пакетов», каждый из которых содержит несколько курсов

гуманитарного, естественно-научного или математического содержания.

Выпускные экзамены в средней школе проводятся в два этапа: по достижении

обязательного школь­ного возрастного минимума — 16 лет и в 18 лет.

Общее свидетельство об образовании, получаемое выпускниками школ, рас­считано

в основном на учеников, предполагающих продол­жить свое образование в высших

учебных заведениях. Боль­шинство выпускников получают свидетельство о среднем

образовании, Общее свидетельство об образовании имеет два уровня — обычный

(О) и повышенный (А).

4. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Система дальнейшего образования представляет собой конгломерат большого

количества разнообразных коллед­жей, учебных центров, институтов, в которых

осуществляет­ся подготовка на различных уровнях — от профессиональ­но-

технического до высшего. В общей сложности в системе дальнейшего образования

насчитывается около 700 специа­лизированных учебных заведений — от местных

колледжей, в которых обучается без отрыва от работы на производстве молодежь

в возрасте 16—18 лет, до политехнических, ком­плексных учебных заведений, в

которых осуществляется подготовка на различных уровнях, включая и высший.

Поми­мо указанных заведений, в системе дальнейшего образова­ния работает

более 7 тыс. вечерних институтов и центров по обучению взрослых. Эти учебные

заведения ведут подготов­ку по различным специальностям или обеспечивают

повыше­ние образовательного и культурного уровня взрослого насе­ления.

Все заведения системы дальнейшего образования нахо­дятся под контролем

местных органов. Исключение состав­ляют учебные заведения, имеющие

королевские хартии.

По сравнению с предыдущими годами в общем студенческом контингенте растет

численность учащихся дневного обучения.

С 60-х годов в системе дальнейшего образования про­изошли значительные изменения

ее учебным заведениям было дано право присуждать академические степени,

т.е. появилась возможность получить высшее образование не только в

университетах, но и в политехнических учебных заведениях, открытых на базе

наиболее крупных техничес­ких и коммерческих колледжей.

В настоящее время политехнические колледжи являются основными заведениями

системы дальнейшего образования, в которых сосредоточена подготовка

специалистов с вы­сшим образованием. Но следует отметить, что они

представ­ляют собой комплексные учебные заведения, осуществляю­щие подготовку

как по обычному, так и по продвинутому курсу (с целью получения высшего

образования), и доля студентов, занимающихся по программам высшего

образо­вания, составляет в них немногим более 30% общего кон­тингента.

Отсутствие единых учебных планов и программ (обучение ведется по программам,

одобренным местными органами образования и профессиональными обществами)

приводит к значительным различиям в уровне подготовки выпускни­ков учебных

заведений системы дальнейшего образова­ния.

5. СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В АНГЛИИ

5.1. Проблематика, реформы и общая характеристика

Высшее образование в Великобритании представлено университетами и

политехническими колледжами. До 60-х гг. оно осуществлялось исключительно в

университетах. Но в 50—60-х гг. в Великобритании начинают резко обострять­ся

противоречия между возможностями системы образова­ния на всех ее уровнях и

общественными потребностями социально-экономического характера. Реформы

образования в Великобритании начались с высшей школы. В начале 60-х годов в

стране стал ощущать­ся острый дефицит высококвалифицированных кадров.

60-е годы знаменуются бурным ростом университетского образования. За этот

период в стране было создано 23 университета или половина существующих в

настоящее вре­мя.

В 1964—1977 гг. был создан новый тип высшего учебного заведения для

Великобритании — технологический универ­ситет. Технологическими

университетами стали 10 бывших ' колледжей передовой технологии.

В 1969 г. был создан первый в мире университет дистантного обучения —

Открытый университет. За период 60—70-х годов численность студентов

университетов более чем удвоилась (в 1970 г. в университетах Великобритании

обучалось 259 тыс. студентов), а общее число университе­тов возросло до 45.

Параллельно развитию университетского образования происходит становление и

расширение общественного сек­тора высшего образования, профессионально-

ориентированного и рассчитанного на удовлетворение местных потреб­ностей. Его

основу составили 30 политехнических коллед­жей, созданных в 1969—1970 гг. в

результате слияния ряда технических, коммерческих колледжей и колледжей

искусств. Значение альтернативного сектора высшего образования непрерывно

возрастает.

Таким образом, в 60-е — начале 70-х годов в Великоб­ритании формируется бинарная

система высшего образова­ния, представленная, с одной стороны,

университетами, с другой — политехническими колледжами и другими

учебны­ми заведениями общественного сектора высшего образова­ния.

Пришедшее к власти в 1979 г. консервативное правитель­ство начало проводить

тактику сближения двух секторов высшего образования, выравнивания правовой

основы дея­тельности всех высших учебных заведений вне зависимости от их

статуса. Основные мероприятия этого периода были направлены на поощрение

деятельности высших учебных заведений по совершенствованию механизмов

управления и финансирования в целях удовлетворения социально-эконо­мических

потребностей страны.

Основным рычагом воздействия на систему высшего образования стало

финансирование. В начале 1980-х гг. прави­тельство проводит ряд мероприятий

по сокращению расходов на университетское образование с целью более

рационального их использования. В основном развиваются естественнонаучные и

инженерно-технические направления подготовки, поощряется коммерческая

деятельность университетов, расширение их контактов с промышленными и

коммер­ческими сферами. Автономия университетов резко ограни­чивается,

поскольку правительство требует отчетности по расходной части бюджета, что

было новым в университетс­кой жизни, а также вводит контроль за

регулированием численности и распределением их по направлениям подго­товки

студентов, формированием содержания обучения, на­правлений научных

исследований. Осуществляется и прямой контроль за деятельностью университетов

со стороны Коро­левской инспекции. В первую очередь это относит­ся к

постановке педагогического образования в университе­тах.

Если для университетов основной проблемой стала про­фессионализация

образования, то для политехнических кол­леджей — усиление общенаучной и

общепрофессиональной подготовки. Последние с самого начала имели прочные

свя­зи с промышленными и коммерческими предприятиями, фирмами. Однако они в

значительной мере зависели от местных органов образования как в финансовом,

админис­тративном, так и учебном отношении. Поэтому основной задачей этих

колледжей стало ограничение «мелочной» опе­ки местных властей и переход под

юрисдикцию центральных органов образования. В этом отношении цели

университетов и политехнических колледжей имели противоположный ха­рактер.

5.2 Характеристика и виды университетов и политехнических вузов.

По структуре университеты подразделяются на коллеги­альные и унитарные.

Наиболее яркий пример коллегиальных университетов — Оксфордский и Кембриджский,

в состав которых соответственно входят 39 и 29 колледжей. В со­став унитарных

университетов входят факультеты и учебные отделения.

Деятельность университетов регулиру­ется их королевскими хартиями или уставами.

Формально университет возглавляет канцлер, назначае­мый королевой

и являющийся, как правило, церемониальной фигурой. Реально главой

администрации университета явля­ется вице-канцлер или ректор

(Шотландия). Руководящие органы университетов — совет и сенат. Совет —

высший административный орган, который формирует преподава­тельский и

вспомогательный состав, решает финансовые вопросы. Сенат — академический орган.

Председателем совета и сената является вице-канцлер, который выбирается. Состав

органов управления также избирается. В органы управления в последнее время

стали входить на паритетных началах представители

профессорско-преподавательского состава, студентов и внешних организаций,

заинтересован­ных в подготовке специалистов.

Учебный год в вузах Великобритании начинается в октяб­ре и делится, как

правило, на триместры по 8—10 недель каждый. Продолжительность летних каникул

четыре месяца — с 1 июня по 30 сентября.

Основными видами занятий в вузах Великобритании яв­ляются лекции, семинары,

лабораторные работы, а также тьюториалы (индивидуально-групповой метод

обучения, пред­полагающий занятия с 2—10 студентами, которые проводят­ся

тьютором не реже одного раза в неделю). Большое внимание уделяется

самостоятельной работе студентов. Прак­тические занятия вынесены за рамки

учебного плана и не учитываются при расчете баланса учебного времени.

Тради­ционный академизм университетов привел к тому, что про­изводственная

практика либо совсем не включается в про­грамму подготовки, либо занимает в ней

незначительное место, хотя многие университеты требуют от студентов

самостоятельного приобретения практического опыта. В не­которой степени решению

этой проблемы способствует обу­чение по системе сэндвич-курсов, в

соответствии с которой работа на производстве является неотъемлемой частью

учебного процесса и чередуется с теоретическим обучением. Такая форма стала

применяться и в университетах, но на­иболее широкое распространение она

получила в системе дальнейшего образования и, в частности, в политехнических

колледжах.

Создание Открытого университета явилось началом раз­вития в стране

высшего заочного образования. Университет ведет подготовку по следующим

направлениям: гуманитар­ному, естественному, социальным наукам, математике,

педа­гогике и технологии производственных процессов. Обучение строится на

основе самостоятельного изучения учебников, методических материалов,

рекомендованной литературы (60% учебного времени), учебных теле- и

радиопрограмм (10%), работы с тьютором или преподавателем (15%), вы­полнения

практических работ, контрольных письменных за­даний (15%).

Система экзаменов в университетах определяется харти­ями, однако в

большинстве случаев проводится два основ­ных экзамена — в конце 1-го и 3-го

годов обучения; по результатам экзаменов обычно устанавливается вид и

уро­вень присваиваемой степени. Выпускникам высших учебных заведений

присваиваются академические степени; универси­тетские и Совета по

национальным академическим квалифи­кациям.

По своему образовательному уровню степени, присужда­емые в университетах,

разделены на пер­вые и высшие. В большинстве университетов первая степень по

гуманитарным и естественным наукам — бакалавр. Курс обучения для получения

первой степени обычно составляет 3 или 4 года (в медицине — 6 лет).

Первые академические степени бывают двух видов — почетные и обычные. Учебный

курс, рассчитанный на полу­чение почетной степени, предполагает глубокое

изучение ограниченного числа предметов (в большинстве случаев ос­новного и

одного-двух вспомогательных). Курс, ведущий к получению обычной степени,

рассчитан на изучение более широкого круга дисциплин.

Высшими степенями, присуждаемыми в вузах, являются степени магистров наук,

искусств и философии; докторов философии, литературы, права. Степени

магистра наук или искусств присваиваются после получения степени бакалавра и

дальнейшего обучения (1—2 года) или выполнения научно-исследовательской работы.

В последнее время введена степень магистра философии, которая в основном

присуждает­ся за научно-исследовательскую работу, проведенную в те­чение 2-х

лет и более. Следует отметить, что степень магис­тра вообще мало распространена

в стране, и ее часто присуждают лицам, которые не смогли пройти полный курс

докторской подготовки.

Степень доктора философии можно рассматривать как первую ученую степень в

Англии. Она присваивает­ся после подготовки и успешной защиты диссертации,

кото­рая является результатом научных исследований. Обычно такая работа

требует не менее 3 лет.

За выдающийся вклад в науку или практику университеты присваивают высшие

степени доктора наук или литературы.

Процедура приема в вузы Англии обусловлена наличием двух секторов высшего

образования. В универси­теты принимаются лица, имеющие общее свидетельство об

образовании (General Certificate of Education), включающее не менее двух

предметов, соответствующих избранному виду специальности, которые сданы на

повышенном уровне. При­ем в университеты осуществляется в централизованном

по­рядке. Более 90% абитуриентов поступают в эти вузы через Центральный совет

по приему. В адрес совета направляется заявление, в котором абитуриент

указывает избираемую специальность и название не более 5 университетов, где

он хотел бы заниматься. Совет рассматривает, заявление и на­правляет его в

одно из учебных заведений, которое на основании конкурса документов принимает

окончательное решение о зачислении. В ряде случаев при поступлении требуется

школьная характеристика, иногда абитуриент вы­зывается для собеседования или

тестирования. В некоторых университетских колледжах Оксфорда и Кембриджа

проводятся конкурсные вступительные экзамены.

Прием в политехнические колледжи до настоящего вре­мени проводится на

индивидуальной основе: абитуриенты сами подают заявления в выбранный вуз.

Вопрос о приеме также решается на основе конкурса документов об образо­вании.

Требования в целом несколько ниже, чем в универси­теты: достаточно иметь один

предмет в общем свидетельст­ве об образовании, сданный на повышенном уровне.

Система образования Англии в основном фи­нансируется из государственных

источников. Частные вло­жения не превышают 4% общих расходов на образование.

5.3. Реформы высшей школы

Реформа высшего образования, проводимая в настоящее время в Великобритании в

соответствии с Законом о даль­нейшем и высшем образовании, предполагает:

· создание единой структуры финансирования универ­ситетов,

политехнических институтов и колледжей системы высшего образования;

· дальнейшее совершенствование качества подготовки

специалистов и с этой целью организацию внешнего контро­ля за качеством

подготовки с помощью общенационального аудиторского органа, созданного

вузами;

· установление более тесных связей вузов с промыш­ленными

предприятиями и коммерческими структурами для дальнейшего экономического

развития страны;

· расширение доступа к высшему образованию взрослого населения

страны

В соответствии с прогнозами будет расширено обучение по форме неполного учебного

дня в системе образования взрослых. Возрастет доля частного финансирования

высшей школы за счет промышленных и коммерческих структур, пожертвований от

частных лиц и выпускников вузов, оплаты за обучение, что предопределит,

в свою очередь, более независимую деятельность высших учебных заведений.

Од­нако определяющим по-прежнему останется государствен­ное финансирование

высшей школы.

Закон о дальнейшем и высшем образовании, принятый в 1992 г., упраздняет

бинарную систему (противопоставляю­щую университетам политехнические

институты и колледжи), учреждает единую модель высшего образования,

предостав­ляя политехническим колледжам и эквивалентным учебным заведениям

статус университета.

В реформе высшего образования особое место отводит­ся Открытому университету.

Подчеркивается, что Открытый университет является единственным в своем роде

высшим учебным заведением, осуществляющим подготовку высокок­валифицированных

специалистов по форме неполного учеб­ного дня через дистанционное

(дистантное) обучение.

Модернизация высшего образования предполагает даль­нейшую компьютеризацию

высшей школы в новых условиях, целесообразность субсидирования научно-

исследовательских работ по этой проблеме.

В целях оказания помощи в проведении реформы прави­тельство создает

специальную консультационную службу для разъяснения новой структуры и

механизма ее внедрения.

Таким образом, совершенствование системы образова­ния Великобритании в

последние десятилетия является од­ним из заметных процессов общественной и

культурной жизни страны, надежным инструментом решения социально-

экономических проблем государства.

6. СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АНГЛИИ

Школьных учителей готовят общие и пе­дагогические колледжи, а также

педагоги­ческие отделения университетов. Имеют­ся частные и государственные

высшие педагогические учебные заведения. В университетах годичную

педагогическую подготовку проходят после 3 лет обучения на каком-либо

факультете, т.е. ос­воив определенный академический курс и получив

специализа­цию по 1-3 дисциплинам.

Педагогические колледжи не имеют единого учебного плана. Обычно в учебный

план 3-летнего педагогического колледжа вхо­дят курс по основному предмету,

профессиональный курс, педа­гогический курс, практика в школе. Особое

внимание уделяется курсу по тому основному предмету, который в будущем станет

преподавать студент: английский язык и литература, математика, религия,

домоводство и пр. (на это отводится до 25% учебного времени). Свыше 40%

учебного времени отводится на профессио­нальный курс, который изучается в

течение 1 года или 2 лет. Как правило, профессиональный курс включает

дисциплины общеакадемического профиля: английский язык, математика,

география, история — всего до 8 дисциплин. Четверть учебных часов отводит­ся

на педагогический курс, который состоит из таких дисциплин, как философия

педагогики, психология, педагогическая социоло­гия, методика обучения,

история педагогики, сравнительная педагогика, школьная гигиена, школоведение

и др.

Основными видами аудиторных занятий остаются лекции и се­минары. В последнее

время при обучении чаще применяются тех­нические средства, ролевые игры,

микропреподавание и др. Тра­диционно важны занятия студентов с тьюторами.

Такие занятия создают прочный контакт между учащимися и преподавателями.

Персонально прикрепленный к студенту преподаватель (тьютор) не только

передает знания, но и учит своего подопечного само­стоятельно действовать и

мыслить.

Педагогическую практику в школе студенты обычно прохо­дят в течение 14

недель. Она состоит из наблюдений педагоги­ческого процесса и нескольких

уроков под руководством препо­давателей. После окончания педагогического

колледжа студен­там для завершения образования необходимо пройти годичную '

стажировку по месту работы.

ВЫВОД:

Таким образом система образования Англии включает в себя:

· дошкольное воспитание;

· начальное образование;

· общее среднее образование;

· систему дальнейшего образования;

· высшее образование.

Каждая из ступеней имеет свои специфические особенности. Система имеет

строгий порядок, предоставляя широкие возможности в выборе специальности и

получении высшего образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Джуринский А.Н Развитие образования в современном мире: Учеб. Пособие. –

М.: ВДАДОС, 1999.

2. Поздеев М.М Обзор исследований по педагогическому образованию в

Великобритании.// Педагогика №1, 1994 г. с. 113-117

3. Тарасюк Л.Н., Цейкович К.Н. Образование в Великобритании.// Социально-

политический журнал, №3, 1997 г.

Контрольная: Образование в Англии



(C) 2009