Научная Петербургская Академия

Доклад: Формирование вычислительных навыков

Доклад: Формирование вычислительных навыков

Формирование вычислительных навыков - одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в начальной школе. Отечественная школа всегда уделяла большое внимание проблеме формирования прочных и осознанных вычислительных умений и навыков, так как содержательную основу начального математического образования оставляют понятия числа и четырех арифметический действий. Программы по математике включают большой интересный материал по проблеме формирования прочных навыков вычислений, однако, по-прежнему некоторые вопросы понимания и отработки навыка арифметических вычислений являются для младших школьников довольно сложными. При работе в традиционной системе обучения используется подход, при котором детям новые способы и приемы вычисления подаются в готовом виде, многократному повторению однотипных примеров, причем опора делается на активную работу памяти и напряжения произвольного внимания. Такой подход обеспечивает формирование прочных и осознанных вычислительных навыков, но часто не вызывает у детей эмоционального отклика, теряет интерес к работе, а следовательно теряется очень большой помощник в работе с младшими школьниками - непроизвольное внимание и запоминание, живой интерес к процессу обучения. Программы развивающего обучения реализуют более эффективный подход, при котором учащиеся знакомятся с различными вычислительными приемами иначе. Само обучение построено таким образом, что ребенок непосредственно включается в поиск путей решения возникшей проблемы (незнакомого вида примеров и т.д.) и путем проб и мыслительных логических операций формулирует «свой» способ решения. Такая форма работы намного эффективнее, она способствует не только формированию некоторых вычислительных умений, но и является мощным двигателем для всестороннего развития ребенка: логического мышления, памяти, внимания. Работа вызывает широкий спектр положительных эмоциональных чувств: радости, самовыражения, уверенности в себе . Формирование вычислительных умений и навыков - сложный длительный процесс, его эффективность зависит от индивидуальных особенностей ребенка, уровня его подготовки и организации вычислительной деятельности. На современном этапе развития начального образования необходимо выбирать такие способы организации вычислительной деятельности младших школьников, которые способствуют не только формированию прочных осознанных вычислительных умений и навыков, но и всестороннему развитию личности ребенка. При выборе способов организации вычислительной деятельности необходимо ориентироваться на развивающий характер работы, отдавать предпочтение обучающим заданиям, в которых познавательная мотивация выступает на первый план. Используемые вычислительные задания должны характеризоваться вариативностью формулировок, неоднозначностью решений, выявлением разнообразных закономерностей и зависимостей, использованием различных моделей (предметных, графических, символических), что позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, его жизненный опыт, предметно-действенное и наглядно-образное мышление и постепенно водить ребенка в мир математических понятий, терминов и символов. На наш взгляд, работая в любой системе обучения учитель может и должен организовать работу таким образом, чтобы удовлетворить всем выше перечисленным требованиям современной школы. Нами разработана система заданий и упражнений, которые дают возможность каждому ребенку проявить активность в поисковой работе, активизируют мыслительную деятельность, умение находить закономерности и особенности в решении различных видов примеров, разнообразные задания позволяют развивать гибкость мышления, возможность находить свой способ решения, развивать математическую речь ребенка, не вызывают эмоциональной усталости и монотонности в работе. Вместе с тем количество упражнений и заданий достаточно для формирования прочных вычислительных умений и навыков. В данной системе уделяется особое внимание различным формам работы: это фронтальные задания , групповые , работа в парах и индивидуальные . Данная система рассматривает основные темы, изучаемые в 1-2 классах: · нумерация чисел; · сложение и вычитание от 1 до 100. На уроках используются различные виды технологий: · игровые, · поисковые и т.д. Тема: Нумерация чисел от 0 до100. 1. Расставьте пропущенные числа на прямой. · 1 4 8 2. Соедини цифры по порядку. 1 3 5 7 9 · · · · · · · · · · 2 4 6 8 10 3. Нарисуй ответы. а) -= б) Ñ+Ñ= в) OOOOO-OO= г) OÑÑ››-Ñ›= 4. Поставь пропущенные знаки «+» и «-». а) ›››...›=›››› б) *****...**=*** в) ÄÄ...D=DÄÄ 5 Вставить пропущенные числа. 1 2 3 9 8 7 2 3 4 8 7 6 3 4 — 7 6 — 4 — — 6 — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — 6 Найди «лишний» столбик. 1 5 2 8 1 5 4 2 2 6 4 9 3 7 7 4 3 7 6 10 5 9 10 6 7. Заполни домики. (на все числа от 3 до 10)

Доклад: Формирование вычислительных навыков

Доклад: Формирование вычислительных навыков
5
Доклад: Формирование вычислительных навыков
Доклад: Формирование вычислительных навыков
Доклад: Формирование вычислительных навыков Доклад: Формирование вычислительных навыков
Доклад: Формирование вычислительных навыков Доклад: Формирование вычислительных навыков Доклад: Формирование вычислительных навыков
Доклад: Формирование вычислительных навыков Доклад: Формирование вычислительных навыков
Доклад: Формирование вычислительных навыков Доклад: Формирование вычислительных навыков Доклад: Формирование вычислительных навыков
Доклад: Формирование вычислительных навыков Доклад: Формирование вычислительных навыков
Перфокарты – состав чисел (на все случаи от 3 до 10) Выноска со стрелками влево/вправо:         5

1

2

3

4

1

Доклад: Формирование вычислительных навыков

55 8. Решите волшебные примеры. ·

Доклад: Формирование вычислительных навыков

Доклад: Формирование вычислительных навыков
Доклад: Формирование вычислительных навыков Доклад: Формирование вычислительных навыков
Доклад: Формирование вычислительных навыков Доклад: Формирование вычислительных навыков Доклад: Формирование вычислительных навыков Доклад: Формирование вычислительных навыков Доклад: Формирование вычислительных навыков
Доклад: Формирование вычислительных навыков - 1= Доклад: Формирование вычислительных навыков + 2= 9. Найдите лишнее число. А) 12, 15, 11, 13, 19, 14. Б) 11, 15, 24, 11, 17, В) 31, 13, 33, 32, 34. 10.Заполните пустые клеточки таблиц.
26212427
56515057
86848082
Доклад: Формирование вычислительных навыков Доклад: Формирование вычислительных навыков При изучении нумерации от 10 до 100 используются треугольники и круги. – десяток, - единица. Данные фигуры приготовлены лдя показа с доски и для каждого ученика. 11.Записать число.
Доклад: Формирование вычислительных навыков Доклад: Формирование вычислительных навыков
Доклад: Формирование вычислительных навыков
Доклад: Формирование вычислительных навыков Доклад: Формирование вычислительных навыков
12.Представьте число в виде схемы.
Доклад: Формирование вычислительных навыков
13
Доклад: Формирование вычислительных навыков Доклад: Формирование вычислительных навыков Доклад: Формирование вычислительных навыков
Данные схемы чисел помогают детям освоить приемы сложения и вычитания до 100. Тема: Сложение и вычитание от 0 до 100. 1. Сравните примеры по столбикам и по строчкам. Много ли примеров надо решить? 1+6= 7-1= 7-6= 2+5= 7-2= 7-5= 3+4= 7-3= 7-4= 2. Сравнить не считая. 2+4 — 4+2 5+4 — 5+3 5+2 — 5+3 9-3 — 9-4 1+4 — 8+1 7-4 — 9-4 3. Реши примеры. — +3=5 3 — 4=7 8- — -2=3 5- — =4 9 — 5=4 3- — -1=0 6+ —=8 10—2=8 5+ — -8=0 4. Заполните таблицу.
+123456789
1
2
3
4
5
6
7
8
9
5. Кто быстрее обежит круг? Доклад: Формирование вычислительных навыков 5 7 3 10- 6 1 2 4 6. Расшифруйте слово. Доклад: Формирование вычислительных навыков Доклад: Формирование вычислительных навыков Доклад: Формирование вычислительных навыков Доклад: Формирование вычислительных навыков Доклад: Формирование вычислительных навыков Доклад: Формирование вычислительных навыков О 7-2 Ц 6-4 Л 6+3 М 5-1 Е 6-5 Д 2+1
Доклад: Формирование вычислительных навыков
4 5 9 5 3 1 2 7 -2 -1= — Н 4 -1 -2= — С 5 -4+1= — О 2+2+2= — Е 3+4 -2= — Ц 4 -3+2= — Л — — — — — — 7. Вставьте в пустые квадратики знаки «+» или «-». 6 — 1 — 3=4 4 — 1 — 2=7 9 — 5 — 2=2 7 — 2 — 4=1 7 — 4 —3=0 7 — 2 — 8=1 8. Разбейте примеры на группы по какому -либо признаку. 5+3 7+2 8-3 7-5 5+4 6+3 8+1 8-5 7-3 7-1 9. Поставьте знаки «+» и «-». 5...4...3...2...1=1 10. Перфокарты. (на все случаи вычислений)

Доклад: Формирование вычислительных навыков Доклад: Формирование вычислительных навыков Доклад: Формирование вычислительных навыков Доклад: Формирование вычислительных навыков 1+1 1-1

2+1 2-1

3+1 3-1

4+1 4-1

5+1 5-1

6+1 6-1

7+1 7-1

8+1 8-1

9+1 9-1

1

2

3

4

5 + 2 - 2 =

6

7

8

9

11. Сравните, где это возможно. W+3 ... W à+ — ... à È+5 ...µ+5 "-2 ..." 12. Подставить в «окошки» числа. y - 2 > y - — Ä + 5 > Ä - — ^ + — < — + ^ 13. Перфокарты на все случаи устного сложения и вычитания от 10 до 100. (см. приложение) 14. Выполните вычисления с помощью схем десятков и единиц. Доклад: Формирование вычислительных навыков Доклад: Формирование вычислительных навыков Доклад: Формирование вычислительных навыков Доклад: Формирование вычислительных навыков Доклад: Формирование вычислительных навыков Доклад: Формирование вычислительных навыков Доклад: Формирование вычислительных навыков Доклад: Формирование вычислительных навыков 32+21 + 15. В квадратики впишите недостающие числа. Доклад: Формирование вычислительных навыков 30 + Доклад: Формирование вычислительных навыков + 39 Доклад: Формирование вычислительных навыков 40= 60 - Доклад: Формирование вычислительных навыков 43 – 16. Доклад: Формирование вычислительных навыков Расшифруйте примеры. (каждый значок – одно и тоже число) 56- Доклад: Формирование вычислительных навыков = - Доклад: Формирование вычислительных навыков Доклад: Формирование вычислительных навыков 15 = Доклад: Формирование вычислительных навыков 18 + 6 = Доклад: Формирование вычислительных навыков Доклад: Формирование вычислительных навыков + 1 = 17. На всех этапах формирования вычислительных навыков используются занимательные задачи.

Темы:

· Миллионы лет назад; · Зов далеких странствий; · Хищники и грызуны; · Насекомые и птицы; · Самые-самые и т.д.

Литература

1. Лавриненко Т.А. Задания развивающего характера по математике. Саратов.2002г. 2. Чутчева Е.Б. Занимательные задачи по математике. М. 1996г. 3. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике.М.2002г. 4. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М.1993г. 5. Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников. М.1990г. 6. Петерсон Л.Г. Учебники по математике. М. 1997г.


(C) 2009