Тема "Революции" в Творчестве Блока - (реферат)
Тема "Революции" в Творчестве Блока - (реферат)
Дата добавления: март 2006г.
Краткая биография.
Алексанр Александрович Блок родился в 1880 году в Петербурге. Его дед по
матери А. Н. Бекетов был видным учёным, ректором Петербургскогоуниверсетета.
Отец поэта был профессором философии и права Варшавского универсетета .
Жена Блока – дочь знаменитого русского химика Д. И. Менделеева. Детские годы
будущий поэт провел в семье Бекетовых, жил в дедовском имении Шахматово
(недалеко от города Калинина). В семье Блока много внимания уделялось литературе
и искуству . Бабушка, мать Блока и её сёстры занимались художественными и
научными переводами . Атмосфера царившая в семье Бекетовых , способствовала
тому , что Александр Блок рано начал заниматься стихотворством. В 1906 году Блок
закончил историко-философский факультет Петербургского университета , еще
будучи студентом, он начал писать стихи . В памяти Блока сохранился характерный
эпизод из студеньческих лет . Свои стихи , написанные по мотивам картин
В. Васнецова , он отнес В. П. Островскому-редактору демократического журнала
“Мир божий ” . “Пробежав стихи, - вспоминает Блок в позднейшей автобиографии ,
Он сказал : “Как вам не стыдно , молодой человек , когда в университете бог
знает что творится ! ” - и выпроводил меня со свирепым равнодушием . Тогда это
было обидно , а теперь вспоминать об этом приятнее , чем обо многих позднейших
похвалах ” . Блок прожил сложную жизнь, в сложное время .
Россия на рубеже XIX-XX-веков . Жизнь быстро меняется и усложняется .
Развитие промышленности и транспорта , средств связи , технический прогрес делают
её интенсивной . Всё это сопровождается социальным кризисом , активными
поисками в философии и религии . Навстречу новому веку в стране зарождается новое
искуство , которое теперь мы называем искусством “серебрянного века” . Наивный и
плоский “реализм” , прописные истины “позитивизма” перестают удовлетворять ;
“гармонические” средства стиха XIX века в значительной мере стираются .
Дерзко- с вызовом в литературу входят новые силы: Константин Бальмонт,
Валерий Брюсов занимают ключевые места на поэтическом Олимпе, а Дмитрий
Мережковский обосновывает перемену в специальном трактате “ О причинах упадка
и о новых течениях в современной руской литературе”. Это манифест нового
направления в литературе. Это , так называемые “старшие символисты”.
Десятилетием позже явились и “младшие”. Два молодых поэта, никому не
Известные, не знакомые даже друг с другом, настроенные мистически, пристально
Всматривались, во все новое, что нес с собой новый ХХ век. Даже разнообразные и
Яркие закаты того времени казались обоим необыкновенной “эпохой зорь” и
Связывались с мистическим ожиданием, предзнаменованием чего-то нового,
Необычного, глобально- значительного.
Один из этих людей – Александр Блок- наблюдал эти закаты в Петербурге,
другой- Борис Бугаев, вступивший в литературу под псевдонимом “Андрей Белый”,
в Москве. Оба испытывали влияние новейшей поэзии, жили в мире Ибсена,
философии Ницше и Шопенгауэра, музыки Вагнера, романов Достоевского, поэзии
Тютчева и Фета, философии и поэзии Владимира Соловьва. А. Белый теоретически
Обосновывал символизм, как искусство высшего синтеза, имеющее не только
художественное, но и пророческое, жизнетворческое значение.
Стихи юного А. Блока , еще нигде не печатались, и его мать пересылала их
в Москву, своей двоюродной сестре –художнице О. Соловьевой, в то время там бывал
Андрей Белый, живший по соседству. В письмах Зинаиде Гиппиус- известной
Петербургской поэтессе, О. Соловьва писала о том, что Боря Бугаев (А. Белый) от
стихов Петербургского новоявленного поэта А. Блока в восторге.
В январе 1903 года началась их переписка, причем оба написали одновременно
так, что письма встретились и разминулись в дороге, чему было придано мистическое
значение . Через год в январе 1904 года, когда А. Блок приехал в Москву со своей
молодой женой состоялась их личная встреча.
Белый в Москве стал главой кружка “аргонавтов”, члены кружка
познокомившись со стихами А. Блока , приняли его к сердцу и посчитали своим.
Петербургский поэт, еще не печатавшийся, стал “греметь” в группе восторженных
его приверженцев.
Писать стихи Блок стал очень рано, но как поэт определился не сразу, его
Более увлекала карьера драматического артиста, он принял участие в нескольких
любительских и полупрофессиональных спектаклях. Лирические стихотворения
создавались попутно, как бы для себя, как средство самовыражения. Блок не
торопился печататься, хотя стихов уже было несколько сотен. И когда в 1903 году
появились в печати две подборки стихотворений Блока, а затем и первый сборник
“Стихи о прекрасной даме”- получился бесподобны дебют. Блок сразу выступил не
как начинающий , а как сложившийся поэт, которого стали сопостовлять с Фетом.
Он входит в литературные круги обеих столиц, знакомится с Мережсковским,
Брюсовым, сближается с А. Белым и С. Соловьвым - становится заметной фигурой
молодого в то время течения – символизма.
Сборник “Стихи о прекрасной даме” не был механическим собранием всего,
что было написано поэтом к этому времени (1905год), он тщательно составлялся и
отличался единством темы и композиции, где каждое стихотворение развивало общую
идею. Эта идея была внушена Блоку поэтической философией В. С. Соловьева: идея
Вечной Женственности и связанных с нею знамений и “предчувствий”. Предчувствия
связывались с началом нового века, который поэт ощущал как новое не только
календарно, но и по существу. Эти мистические предчувствия на языке социальном
(чуждом в то время самому Блоку) были обусловлены переломом в жизни страны на
рубеже двух веков, усложнением психической жизни творческой интеллигенции.
Сильное влияние приобрел символизм, выражавший в искусстве сложные
переживания человека, живущего духовными чаяниями нового века. Блок- поэт
сложился в нутри этого течения. Но еще до непосредственного знакомства с ним
поэтические искания молодого Блока были связаны и с поэтами-предшественниками
с творчеством Тютчева, Фета, Апухтина, Полонского и особенно Вл. Соловьева.
Идиалистическая настроенность, служение Женственности и Красоте, усадебные
мотивы, сочетание интимно-любовных и филосовских тем, музыкальность,
напевность стиха-такова молодая лирика Блока, воспринятая им отпредшественников.
Отталкиваясь отненависного ему рационализма и позивитизма, овладевая техникой
символизма, Блок создает мистико-романтические произведения, построенные на
завораживающих недоговоренностях и неясностях, становится мастером
неотчетливой стихотворной речи, подобной полотнам иных импрессионистов.
Подобное затемнение стиха требовала сама тема : расплывчатый миф о Таинственной,
Непостижимой Женственности и Красоте, способной преобразить мир.
“Стихи о Прекрасной даме” стали основой первой книги лирических
произведений Блока , которому сам поэт придал вид и значение лирического дневника.
Одноко эта ранняя лирика с ее мистическими переживаниями не была принята
традиционной либеральной критикой. Идеал служения Вечной Женственности в
“Стихах о Прекрасной Даме” противопоставлен низменным заботам людей “о злате
и хлебе”, но этот мотив редок, и неправильно думать, что в ранних стихах поэта нет
никакой социальности: ожидание Прекрасной Дамы соединено со смутным сознанием
неблагополучия, космического катаклизма, грозячего мировой катастрофы.
Поэт присально вглядывается в жизнь и видит ее реальности, вплоть до тягот
фабричного труда и повседневной городской жизни. Эти мотивы усиливаются
в книге второй (стихи 1904-1908 гг. ) . Революция 1905 года пробудила в поэте
сознание гражданской ответственности : покоя и счастья нет , когда мир делится на
голодных и сытых . В творчество поэта врывается редкая у него открытая
политическая лирика : “Сытые” , “Митинг” , “Вися над городом всемирным…” ,
однако революцию Блок воспринял только эмоционально , жертвенно
как личную драму , прямого воспевания революции в стихах Блока нет .
В основу тома был положен сборник стихов –“Нечаянная радость” (1907) .
Заглавие указывало на открытие поэтом “образа грядущего мира” , связанного
с движением народа , социальных низов . В открывающем том програмном
стихотворении та , что была прекрасной Дамой , “в поля отошла без возврата” .
Сумятитца городской жизни вызвала появление “чердачных” стихов , изображающих
город в традициях Некрасова , Гоголя , Достоевского , - во всей его фабрично
заводской и бытовой неприглядности . Постепенно из мистико-романтического
трубадура Блок превращается в поэта , которому дороги судьбы России .
Другая тема – природы , “пузырей земли” – своей материальной плоскостью
также разрушала стилистику “Стихов о Прекрасной Даме” . Блок рассорился со
своими друзьями “соловьёвцами” – А. Белым и С. Соловьёвым , усмотревшим здесь
измену канонам символизма .
Центральное стихотворение сборника- “Незнакомка”(1906г) принесло Блоку
громкую известность . Здесь женщина - видение , воплощение идиала, но в отличие
от Прекрасной Дамы , образ земной, земной, реальный и притом ресторанный , хотя
и противопоставленный пошлости обыденной жизни.
Меняется и образ лирического героя – это одинокий человек в состоянии
психологической депрессии, причины которой социальные , заливает свое отчаяние
алкоголем. Этот образ автобиагрофичен, лиричен, соответствует мировосприятию и
“бродяжнической жизни” поэта в эти годы. Фигура бродяги, странника,
отрекающегося от традиционных ценностей городской кульры и находящегося
в пути , в скитаниях по бесприютной , бедной родной земле, которую он беззаветно
любит. Написано стихотворение “Осенняя воля”, оно не случайно помечено не только
датой , но и местом его создания – Рогачевское шоссе. С него начинается в творчестве
Блока огромная тема Родины.
Третья книга стихотворений (1907-1916г)-главная и основная во всем наследии
Блока, здесь поэзия достигла наивысшей зрелости. Окончательно исчезают следы
прежнего “декаденства” , стихи отличаются совершенством формы, строгой
простотой. Главная тема книги – Россия, ее сложная трагическая история,
выражает боль, за судьбу родины , ввергнутой в мировую войну.
Россия вообще становтся главной темой Блока. Дума о народе, народе
и интеллигенции, о России и революции, интеллигенция и революция, ненависть к
пошлости и бездуховности “страшного” мира – основные сквозные темы не только
лирики Блока , но и его драмм, статей, дневниковых записей – всего его творчества.
Именно эта тема прежде всего создает ощущение цельности Блока, его личности и его
творческогонаследия во всех жанрах.
Февральскую революцию 1917 года Блок встретил восторжено, с надеждой
на изменение жизни. Находясь на прифронтовой полосе на военной службе, он
писал матери “ То, что происходит, происходит в духе моей тревогои”.
Весной 1917 года, вернувшись в Петербург, он принял предложение быть
одним из редакторов протоколов Чрезвычайной Следственной комиссии,
раследовавшей деятельность бывших царских министров. Вся работа комиссии
проходила в Зимнем дворце. Комиссия не успела завершить свое дело, но результатом
работы в ней Блока стала его документальная книга “Последние дни императорской
власти (1921г).
К Октябрьскому перевороту поэт отнесся поначалу более осмотрительно.
В ноябре и декабре он никак не выявил своих настроений и даже прекратил ведение
дневника , но в январе 1918 года развил чрезвычайную творческую активность.
В несколько дней были созданы поэма “Двенадцать”, большое стихотворение
“Скифы”, посвященное трагическим перепетиям Брестского мира и отношениям с
Западом, и статья “Интеллигенция и революция”
Поэма “Двенадцать”, вызванная октябрьскими днями, получила одностороннее
толкование как слева, так и справа . Сам Блок с некоторым запозданием
предупреждал от этого в “Записке о “Двенадцати” (1920г); тема революции
не означала для поэта политической , агитационной направленности поэмы.
В “Двенадцать” изображалась не революция, а Россия в момент революции.
Поэтическая идеализация большевистского переворота, если она в какой- то мере и
присутствует в произведении , соединена Блоком с бескомпромисно-реалистическим
изображением революционного Петрограда и самих свершителей революции из
народных низов, выведенных без всяких прекрас. В этой двойственной неопределенной
позиции поэта, болеющего за судьбы России, проявилось сочуствие революции, но
в то же время неуверенность в ее результатах и перспективах. Основное в
произведении –пафос разрушения старого мира, что было для поэта важнее всего.
С 1905 года Блок вовлекся в революцию “как давно тайно хотевший гибели” (запись
в дневнике 15 августа 1915 года). Противоречивость и слабость восприятия
революции Блоком выявилась в малоубедительном образе Иисуса Христа,
появляющегося в самом конце поэмы в качестве некоего символа святости
революции.
Характерно, что не только писательская элитат в лице А. Ахматовой,
Д. Мережсковского, З. Гиппиус, Ф. Солгуба выразила свое резкое неприятие поэмы
Блока, но и сам революция, ее руководящие деятели приняли ее весьма сдержанно,
тем более, что эта поэма и статьи Блока того времени были опубликованы в печатных
органах левых эсеров, с которыми поэт, не входя организационно ни в какие партии
имел литературные связи. В феврали 1919 года он подвергся по этому поводу кратко
временному аресту и допросу в ЧК.
Блок поверил в очистительную силу революции , вообразил себе ее
“музыкальный напор” , услыхал “шум от падения старого мира” , -“страшного мира”
неприязнь к которому вызревала в поэте давно. Неистовые ругательства в адрес
интеллигенции и буржуа в январском и февральском дневнике 1918 года выдают,
состояние близкое к помешательству, могут служить материалом для психопатолога. Этих материалов лучше бы не было. Но они есть, и помогают нам только понять,
какого рода ненависть к буржуазной “цивилизации” толкала поэта в стихию
революции.
Переворот в сознании Блока, его новые произведения вызвали целую бурю
в обществе, раскололи его надвое. Искренность поэта была для всех вне всяких
подозрений, но тем не простительнее было его “падение” для тех и других.
Блок “принял “ идею революции , будучи не искушенным в реальной политике,
повинуясь только голосу собственных эмоций и собственной совести. Блок
ждал от революции совсем не того, что она несла реально. Скоро выяснилось,
что ожидаемая очищающая “стихия” , “музыка” революции, появление “человека
артиста” подчерпнутые Блоком у Ницше и Вагнера не состоялись. Блок уповал
на культурно-преобразующую роль революции, а она обернулась сугубым
бюрократизмом, жестокостью, разгулом бандитизма и невиданным падением
нравов.
Образ Христа в конце поэмы вызвало непонимание и кривотолки.
Все последующее время , до самой кончины – стало кресным путем для Блока.
Блок не только перестал слышать “музыку революции”, он ощутил “щель истории,
в которую мы попали”, для него исчез вдруг и “воздух”и он задохнулся. Мне трудно
дышать, сердце заняло полгруди…(одна из последних записей его дневника 18 июня
1921 года). От тягчайшей болезни тела и духа спасти Блока мог только немедленный
отъезд в санаторий. М Горький и другие писатели ходатайствовали в Москве о
разрешении выезда поэта в Финляндию. После ряда недорозумений и проволочек
5 августа разрешение было получено , но затерялись анкеты, и нельзя было выписать
заграничные паспорта. 7 августа 1921 года поэт скончался, как познее написал
А. Белый “он задохся от очень трудного воздуха жизни”