Научная Петербургская Академия

Курсовая: Колебания пусковой установки

Курсовая: Колебания пусковой установки

Курсовая: Колебания пусковой установки
Схема установки: Рис.1 Задание на проект: Пусковая установка находится на корабле, совершающем колебания (угол Курсовая: Колебания пусковой установки - стационарная функция известного вида.) В момент времени t = tк производится пуск ракеты. Требуется: 1. Получить уравнение малых колебаний ракеты с направляющей с учетом воздействия со стороны корабля. 2. Определить закон изменения момента управляющего двигателя Мупр(t), обеспечивающего минимум среднего значения угловой скорости пусковой установки к заданному моменту времени t = tк. Мощность двигателя ограничена ( | Мупр.|Курсовая: Колебания пусковой установки ) Расчетная схема:

Курсовая: Колебания пусковой установки

Рис.2 Где точка А считается центром масс платформы с ракетой. Курсовая: Колебания пусковой установки и Курсовая: Колебания пусковой установки - кинематическое возбуждение точек основания Курсовая: Колебания пусковой установки - угол подъема платформы в стационарном состоянии Курсовая: Колебания пусковой установки - приращение угла (считается малым) Для определения функций кинематического возбуждения воспользуемся схемой: Курсовая: Колебания пусковой установки Курсовая: Колебания пусковой установки Курсовая: Колебания пусковой установки Курсовая: Колебания пусковой установки Курсовая: Колебания пусковой установки Курсовая: Колебания пусковой установки Курсовая: Колебания пусковой установки Курсовая: Колебания пусковой установки Курсовая: Колебания пусковой установки Курсовая: Колебания пусковой установки Курсовая: Колебания пусковой установки Курсовая: Колебания пусковой установки Рис.3 Где Курсовая: Колебания пусковой установки , Курсовая: Колебания пусковой установки или с учетом малости воздействия Курсовая: Колебания пусковой установки , Курсовая: Колебания пусковой установки Тогда возмущающие функции будут иметь вид: Курсовая: Колебания пусковой установки (1) Курсовая: Колебания пусковой установки (2) Кинетическая энергия системы: Курсовая: Колебания пусковой установки (3) Курсовая: Колебания пусковой установки - абсолютная скорость центра масс платформы, Курсовая: Колебания пусковой установки - момент инерции платформы с ракетой, относительно центра масс. По теореме косинусов: Курсовая: Колебания пусковой установки (4), где Курсовая: Колебания пусковой установки Таким образом, кинетическая энергия системы запишется в виде: Курсовая: Колебания пусковой установки (5) Потенциальная энергия системы: Поскольку перемещения системы считаются малыми, а пружина обладает достаточной жесткостью, потенциальной энергией силы тяжести пренебрегаем. То есть потенциальная энергия системы будет потенциальной энергией, накопленной в пружине. Курсовая: Колебания пусковой установки (6) С учетом (1) и (2) получаем: Курсовая: Колебания пусковой установки (7) Для записи уравнения движения воспользуемся уравнением Лагранжа: Курсовая: Колебания пусковой установки (8) Курсовая: Колебания пусковой установки (9) Курсовая: Колебания пусковой установки (10) Учитывая, что Курсовая: Колебания пусковой установки получим: Курсовая: Колебания пусковой установки Курсовая: Колебания пусковой установки (11) Курсовая: Колебания пусковой установки (12) Подставляя (11) и (12) в уравнение Лагранжа, получим следующее: Курсовая: Колебания пусковой установки (13) Уравнение движения будет иметь вид: Курсовая: Колебания пусковой установки (14) Или, с учетом управляющего момента: Курсовая: Колебания пусковой установки (15) Считаем, что на систему действуют функция: Курсовая: Колебания пусковой установки где А –амплитуда, а Курсовая: Колебания пусковой установки -частота вынуждающих функций. Уравнение движения можно переписать в виде: Курсовая: Колебания пусковой установки (16) где Курсовая: Колебания пусковой установки Решение этого дифференциального уравнения состоит из двух частей: 1. Решение однородного дифференциального равнения 2. Частное решение неоднородного уравнения Решение однородного уравнения имеет вид: Курсовая: Колебания пусковой установки Курсовая: Колебания пусковой установки (17) Частное решение неоднородного уравнения при произвольном воздействии будет выглядеть так: Курсовая: Колебания пусковой установки (18) Тогда общее решение дифференциального уравнения: Курсовая: Колебания пусковой установки (19) Выражение для скорости: Курсовая: Колебания пусковой установки (20) Компенсирующий двигатель включается в момент времени Курсовая: Колебания пусковой установки . Он работает до момента времени Курсовая: Колебания пусковой установки . Мощность двигателя – ограничена. Интегрирование начинаем в момент времени Курсовая: Колебания пусковой установки , но т.к. Курсовая: Колебания пусковой установки функция известного вида, а начальный момент времени - произвольный, то не важно, с какого момента начинать интегрирование, поэтому, начальный момент времени принимаем нулевым. Исходя из подобных соображений, начальные условия так же считаем нулевыми, т.е. Курсовая: Колебания пусковой установки Таким образом, приходим к выражению для скорости: Курсовая: Колебания пусковой установки (21) В момент пуска ракеты угловая скорость вращения платформы должна быть минимальной, в идеале – нулевой, поэтому: Курсовая: Колебания пусковой установки (22) Если добиться нулевого значения угловой скорости не представляется возможным, то потребуем нахождения угловой скорости в заданных пределах Курсовая: Колебания пусковой установки Идеология решения такой задачи такова: Разобьем подинтегральное выражение на два интеграла. Тогда выражение для скорости запишется в следующем виде: Курсовая: Колебания пусковой установки (23) Необходимо добиться того, чтобы подинтегральные функции имели разные знаки, при этом значения интегралов должны быть равны по модулю. Курсовая: Колебания пусковой установки Функция управляющего момента будет иметь такой вид: Курсовая: Колебания пусковой установки (23) где Курсовая: Колебания пусковой установки Область, ограничивающая управляющий момент:

Курсовая: Колебания пусковой установки

Курсовая: Колебания пусковой установки Курсовая: Колебания пусковой установки Курсовая: Колебания пусковой установки Курсовая: Колебания пусковой установки Рис 4. Если удастся одновременно выполнить оба этих условия, значит задачу можно считать решенной. Если же нет, то можно будет оценить, насколько мы можем компенсировать начальное возмущение, располагая определенной мощностью. Задаемся следующими параметрами установки: Курсовая: Колебания пусковой установки Тогда остальные параметры будут вычисляться по формулам: Курсовая: Колебания пусковой установки Курсовая: Колебания пусковой установки Курсовая: Колебания пусковой установки Амплитудное значение возмущающей функции: Курсовая: Колебания пусковой установки Рассмотрим наиболее «неприятный» случай – когда частота возмущающей функции совпадает с собственной частотой системы, т.е. Курсовая: Колебания пусковой установки График возмущающей функции Курсовая: Колебания пусковой установки : Курсовая: Колебания пусковой установки Рис. 5 Курсовая: Колебания пусковой установки Момент времени пуска ракеты Курсовая: Колебания пусковой установки График управляющего момента: Рис.6 Обозначим функцию Курсовая: Колебания пусковой установки График этой функции: Курсовая: Колебания пусковой установки Рис. 7

График функции Курсовая: Колебания пусковой установки

Курсовая: Колебания пусковой установки Рис.8 Представим функции Курсовая: Колебания пусковой установки Курсовая: Колебания пусковой установки на одном графике: Курсовая: Колебания пусковой установки Рис 8. Тогда для амплитудного значения управляющего момента Курсовая: Колебания пусковой установки Курсовая: Колебания пусковой установки , времени пуска ракеты равным 15 с, для заданных параметров установки, значение угловой скорости равно: Курсовая: Колебания пусковой установки Амплитудное значение управляющего момента было получено путем подбора, при этом выбиралось минимальное значение угловой скорости. Для сравнения, выберем управляющий момент двигателя в виде произведения амплитудного значения момента на косинус с обратным знаком, т.е. : Курсовая: Колебания пусковой установки Вид функции управляющего момента представлен на рисунке:

Курсовая: Колебания пусковой установки

Рис.9

С учетом наложения Курсовая: Колебания пусковой установки : Курсовая: Колебания пусковой установки

Рис.10

Тогда для получения аналогичного значения угловой скорости, а именно для Курсовая: Колебания пусковой установки потребуется амплитудное значение управляющего момента, большее в два раза, чем при предыдущем случае, а именно Курсовая: Колебания пусковой установки . Таким образом, обеспечив вид функции управляющего момента двигателя, как Курсовая: Колебания пусковой установки можно добиться минимального значения угловой скорости к моменту времени пуска ракеты, используя двигатель мощностью меньшей, чем в случае чисто косинусоидального вида управляющего момента. По найденному амплитудному значению управляющего момента можно подобрать двигатель требуемой мощности, закон движения которого будет изменяться согласно предъявляемым выше требованиям.


(C) 2009