Научная Петербургская Академия

Доклад: О финансах

Доклад: О финансах

Понятие «финансы» зачастую отождествляют с деньгами.

Однако если финансы и деньги — это одно и то же, то зачем существуют два

разных термина для одной и той же категории? Что же такое финансы?

Рассмотрим этот вопрос через призму истории развития данной категории.

Термин finansia возник в XIII—XV вв. в торговых городах Италии и сначала

обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное

распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой

денежных отношений между населением и государством по поводу образования

государственных фондов денежных средств. Таким образом, данный термин отражал,

во-первых, денежные отношения между двумя субъектами, т.е. деньги выступали

материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег,

не может быть финансов); во-вторых, субъекты обладали разными правами в

процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми

полномочиями; в-третьих, в процессе этих отношений формировался

общегосударственный фонд денежных средств — бюджет. Следовательно, можно

сказать, что эти отношения носили фондовый характер; в-четвертых, регулярное

поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам,

сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что

достигалось посредством пра­вовой нормотворческой деятельности государства,

созда­ния соответствующего фискального аппарата.

Таковы основные признаки финансов. По ним безоши­бочно можно выделить финансы

из всей совокупности денежных отношений. Например, денежные отношения,

возникающие между гражданами, между гражданами и розничной торговлей (даже в

условиях регулирования го­сударством розничных цен), нельзя отнести к

финансам, так как государство здесь регулирует денежные отношения гражданско-

правовым методом, для которого характерной чертой является равноположение

субъектов (равенство в их правах и обязанностях), объединенных данными

от­ношениями.

Таким образом, финансы — это всегда денежные от­ношения, но не любое денежное

отношение — всегда фина­нсовое отношение. Исходя из вышесказанного можно

сфор­мулировать общее определение финансов.

Финансы — это совокупность денежных отношений, организованных госу-

дарством, в процессе которых осуще­ствляется формирование и использование

общегосударст­венных фондов денежных средств для осуществления экономических,

социальных и политических задач.

Каковы предпосылки возникновения финансов? Ведь че­ловечество задолго до

этого имело деньги, товарно-денеж­ные отношения, государственное устройство.

Почему толь­ко в средние века возникли данное явление и термин, отражающий

его.

Первая предпосылка. Именно в Центральной Европе в результате первых

буржуазных революций хотя и сохрани­лись монархические режимы, но власть

монархов была зна­чительно урезана и самое главное произошло отторжение главы

государства (монарха) от казны. Возник общегосудар­ственный фонд денежных

средств — бюджет, которым глава государства не мог единолично пользоваться.

Вторая предпосылка. Формирование и использо­вание бюджета стало носить

системный характер, т. е. воз­никли системы государственных доходов и

расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением.

Примечательно, что основные группы рас­ходной части бюджета практически не

изменялись в течение многих столетий. Уже тогда были обозначены четыре

направления расходов: на военные цели, управление, эконо­мику, социальные

нужды. В России последнее направление возникло в конце XIX в. Там, где

сохранились монархичес­кие режимы, часть средств направлялась на содержание

двора. Например, в середине XIX в. на эти цели выделялось в бюджете Англии

—1,05%, Франции — 2,01, Пруссии — 3,9, России — 2,7% общего объема

государственных рас­ходов. Интересен и тот факт, что практически до сих пор

неизменной (II—13%) остается доля расходов на управле­ние в бюджетах разных

стран в различные периоды.

Третья предпосылка. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный

характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за

счет натуральных податей и трудовых повинностей.

Таким образом, только на данном этапе развития госу­дарственности и денежных

отношений стало возможным распределение созданного продукта в стоимостном

выра­жении. Распределительные отношения — часть экономичес­ких отношений в

обществе, и финансы, будучи выражением этой объективно существующей сферы

экономических от­ношений, являются экономической категорией. Они имеют ярко

выраженное специфическое общественное назначе­ние — формирование и

использование денежных фондов государства посредством особых форм движения

стоимо­сти. Финансы вместе с тем и историческая категория, так как они имеют

стадии возникновения, развития, т.е. изме­няются во времени.

Можно выделить два основных этапа развития финан­сов. Первый этап —

неразвитая форма финансов. Она характеризуется непроизводительным характером

финан­сов, т.е. основная масса денежных средств (2/3 бюджета) расходовалась

на военные цели и практически не оказывала воздействия на экономику. Второй

характерной чертой это­го периода была узость финансовой системы, так как она

состояла из одного звена — бюджетного, и количество финансовых отношений было

ограничено. Все они были связаны с формированием и использованием бюджета.

По мере развития товарно-денежных отношений, госу­дарственности возникала

необходимость в новых общего­сударственных фондах денежных средств и

соответственно новых группах денежных отношений по поводу их форм­ирования и

использования.

В настоящее время повсеместно, независимо от полити­ческого и экономического

устройства того или иного госу­дарства, финансы вступили в новую стадию

своего раз­вития. Это обусловлено многозвенностью финансовых си­стем, высокой

степенью воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых

отношений. На этой стадии финансы становятся одним из важнейших орудий

косвенного воздействия на отношения общественного восп­роизводства:

воспроизводства материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.

В зависимости от конкретных экономических и полити­ческих условий, природы и

роли государства финансы, обладая практически одинаковыми институтами, часто

имеют качественно различное содержание. Так, например, до недавнего времени в

мире существовали две политичес­кие и экономические системы. Все финансовые

отношения капиталистических стран были направлены на воспроиз­водство

рыночных экономических отношений, а социали­стических стран — на

воспроизводство авторитарного ре­жима и соответственно централизованного

управления эко­номикой.

Рассмотрим подробнее этапы развития финансов в СССР и России. Выше было

отмечено, что финансовые отношения организует государство исходя из задач,

сто­ящих перед ним на том или ином этапе развития общества с учетом реально

сложившихся условий.

Строительство социалистических финансов началось то­лько после окончания

гражданской войны. Экономические условия в данный период были тяжелейшие:

разоренная страна, полный упадок хозяйства. Крупные предприятия

промышленности и торговли национализированы, но все еще велика доля частника,

особенно в оптовой и розничной торговле. Так, удельный вес частного сектора в

1923/24 г. в розничном товарообороте достигал 57,7%. Этот период

характеризовался неупорядоченным снабжением, стихий­ными ценами,

непредсказуемыми результатами хозяй­ственной деятельности, отсутствием

условий для планиро­вания таких показателей, как доход, прибыль,

себестои­мость.

Основными задачами в это время были, с одной сторо­ны, оживление экономики,

восстановление промышленности и сельского хозяйства даже с помощью частника и

кулачества, а с другой стороны, поддержка государственного сектора и

подавление частника.

Экономические и политические условия диктовали необ­ходимость максимальной

концентрации финансовых ресурсов в руках государства, а задачи подъема

экономики тре­бовали заинтересованности товаропроизводителей. Следовательно,

система конкретных финансовых отношений должна была соответствовать этим

требованиям. В связи с этим государство создает три основных

общегосударственных фонда денежных средств и, следовательно, три группы

денежных отношений, связанных с их форм­ованием и использованием. Основным

общегосударственным фондом стал государственный бюджет, главными источниками

поступлений — налоги. Налоговая система данного периода характеризова­ть

особой множественностью налогов. К первой группе налогов следует отнести

прямые налоги. Это налог на доход, промысловый налог, рента с городских

земель, налог на строения, подоходный налог с населения,

сель­скохозяйственный налог и т.д. Значительную долю приносил налог на доход

(прибыль) государственных предприятий, так как почти весь он перечислялся в

бюджет. Небольшая доля оставалась на предприятии для расширения производства,

создания фонда улучшения быта рабочих и служащих. Средства этого фонда прежде

всего направлялись на строительство жилья. На эти же цели предприятиям

выделялись значительные суммы из бюджета. А так как в тот период жилищная

проблема стояла чре­звычайно остро, то такой подход решал и политическую

задачу: происходил мощный отток рабочей силы из частного сектора в

государственный. Несмотря на преимущества налога на доход (прибыль), он имел

серьезный недостаток — не обеспечивал устойчивость доходной базы

го­сударственного бюджета. Условия хозяйствования были таковы, что результат

деятельности мог быть определен только по окончании квартала, года,

соответственно и взносы в бюджет могли поступать с такой же периодич­ностью.

Чтобы обеспечить регулярные поступления в бюджет, необходимо было найти такой

объект налогообложения, который в хозяйственной деятельности любого

предпри­ятия имел постоянный характер. И такими объектами ста­ли отдельные

акты производственной и торговой деятель­ности. Например, взимался

государственный гербовый сбор со сделок, счетов, векселей, железнодорожных

наклад­ных и т. д.

Особое место в налоговой системе занимал промыс­ловый налог, которым

облагались промышленные и тор­говые предприятия, единоличные ремесла и

промысловые занятия. Налог состоял из двух самостоятельных плате­жей —

патентного и уравнительного сборов. Первый взи­мался при выдаче патентов на

право промышленной и торговой деятельности. Уравнительным сбором облага­лись

обороты предприятий. Характерной чертой данного налога была многократность

обложения, т. е. один и тот же товар облагался на всем пути движения от

производителя к потребителю.

Регулярность поступлений в бюджет обеспечивали и такие прямые налоги, как

подоходный налог с населения и сельскохозяйственный налог. Первый уплачивали

трудящи­еся предприятий, организаций всех форм собственности, второй —

крестьянство.

Вторую группу налогов составляли косвенные налоги в виде акцизов на товары

народного потребления.

Широко использовалась система доходов от госуда­рственного имущества. Сюда

относились арендная плата за земельные угодья, лесной доход, плата за добычу

угля и т. д.

Вся налоговая система была направлена на подавление частника в промышленности и

торговле и кулачества в сельском хозяйстве. Эту задачу превосходно решали

диф­ференцированные налоговые ставки. Для укрепления пози­ций социалистического

сектора применялись пониженные ставки с доходов государственных и кооперативных

пред­приятий и организаций, система льгот. Для частного сек­тора ставки

платежей устанавливались, как правило, в два раза выше. Аналогичное положение

было и при исчислении подоходного налога с физических лиц. По Положению о

подоходном налоге 1924 г. высшая прогрессивная ставка составляла 37,5% и

распространялась на всех плательщиков. Но уже 1926г. ставки дифференцировали

по группам

ïëàòèëüùèêîâ.

Максимальная ставка для капиталистических элементов

áûëà

ïîâûøåíà äî 67.5,

а с 1927 г. - до 81%. Кроме того в 1931г. введен специальный сбор на нужды

культурного и жилищного строительства. С рабочих, служащих и кооперативных

кустарей он взимался в виде небольшой надбавки к окладу подоходного налога; для

частников эта надбавка достигла 200%, т.е. фактически изымался не то­лько доход

частника, но и значительная часть его капитала. Вторым по значению

общегосударственным фондом денежных средств был фонд государственного

имущественного и личного страхования. Этот фонд формировался за счет

обязательных и добровольных взносов страхователей. Обязательному страхованию

подлежало имущество пред-риятий и организаций всех форм собственности, так как

даже для государственных предприятий в бюджете не были предусмотрены средства

на возмещение ущерба, и обеспечение непрерывности процесса производства

являлось функцией самого предприятия. Добровольному страхованию подлежало

имущество, здоровье и жизнь граждан.

Третьим общегосударственным фондом был фонд государственного социального

страхования, обеспечивающий сохранение, воспроизводство трудовых ресурсов. Он

формировался за счет взносов предприятий, организаций и отдельных лиц,

использующих наемную рабочую силу.

Вышеуказанная система финансовых отношений обеспечила выполнение поставленных

государством задач. Уже к 1930 г. в промышленности государственный сектор

становится господствующим, здесь производилось 94,4% валовой продукции.

Главными производителями сельхозпродукции становятся колхозы и совхозы.

Оптовая и розничная торговля почти полностью сосредоточилась в руках

государства и потребительской кооперации. Основным производственным звеном

стали предприятия действующие на началах хозяйственного расчета в условиях

централизованного планового управления народным хозяйством. Все показатели

деятельности предприятий планировались и носили директивный характер. На

этом этапе у государства уже другие задачи: реконструкция всех отраслей

народного хозяйства на базе социалистичес­кой индустриализации. Но

ограниченность финансовых ре­сурсов и отсутствие какой-либо помощи извне

обусловили продолжение политики жесткой централизации средств,

предназначенных как для накопления, так и потребления. Новые условия и новые

задачи требовали коренного изме­нения системы финансовых отношений. А так как

основной группой финансовых отношений выступают денежные от­ношения между

юридическими лицами и бюджетом, то, естественно, изменения коснулись прежде

всего их.

Налоговая реформа 1930/31 г. обеспечила значительное сокращение количества

налогов и платежей, упростила ме­тодики их расчета и порядок перечисления в

бюджет. На­пример, налог с оборота объединил 53 ранее действующих платежа.

Данный налог просуществовал до 1992 г., не меняя основополагающих признаков.

Налог с оборота фик­сировался в цене высокорентабельных товаров в твердых

нормах и полностью поступал в государственный бюджет по мере реализации

товара. Поэтому он обеспечивал регу­лярную и устойчивую мобилизацию денежных

ресурсов в народном хозяйстве для бесперебойного финансирования плановых

мероприятий.

Доля налога с оборота в общем объеме доходов госуда­рственного бюджета всегда

была очень высока. Например, в 1940 г.— 58,7%, 1950 г. — 55,8, 1960 г. —

40,7, 1970 г. — 31,5, 1975 г. — 30,4 в 1980 г. — 31,1%.

Вторым по величине источником доходов бюджетов всех уровней становятся

отчисления от прибыли: в 1940 г. — 12,1%, 1960 г. — 24,2, 1970 г. — 34,6, в

1975 г. — 31,9%. Этот доход, наоборот, претерпел существенные изменения.

Итак, в результате налоговой реформы 1930/31 г. подо­ходный налог с

государственных предприятий и некоторые другие платежи были заменены

отчислениями от прибыли. На этом же этапе был принят следующий порядок

рас­пределения прибыли. В первую очередь отчисления шли в поощрительные фонды

предприятия (фонд улучшения быта рабочих и служащих, фонд премирования

рационализато­ров производства), на плановые капитальные вложения, прирост

норматива собственных оборотных средств и дру­гие плановые потребности.

Естественно, все отчисления осуществлялись по нормативам, устанавливаемым

вышестоящими организациями (специализированными наркома­тами). Свободный

остаток прибыли перечислялся в

соотвåòñòâóþùèé

бюджет (в зависимости от подчиненности предприятия). В результате такого

распределения предпри­ятие получало около 28% прибыли, из них 12% направлялось

на капитальные вложения, 8%—на прирост норматива собственных оборотных средств,

5% — в поощ­рительные фонды и 3% —на другие цели. В бюджет приносилось 72%

прибыли.

В сельском хозяйстве сохранился сельскохозяйственный налог, но его ставки еще

жестче воздействовали на необщественный сектор сельскохозяйственного

производства. Данная организация финансов позволила государству даже в

условиях Отечественной войны 1941—1945 гг. Выполнить поставленные задачи и к

1960-м годам страна по уровню развития промышленности становится одним из

крупнейших индустриальных государств мира. Были построены и введены в

действие десятки тысяч новых крупных промышленных предприятий. Число отраслей

и производств в промышленности возросло с 81—87 в 1925—1927 г. более чем до

300 в 1966 г. Особенно значителен был рост отраслей в машиностроении,

химической промышленности вдвое увеличилось количество отраслей в легкой и

пищевой промышленности.

Масштабы производства обусловили процесс децентрализации в управлении

экономикой, так как стало невозможным из центра решать конкретные задачи

отдельного предприятия. Но, передавая часть своих функций предприятиям,

социалистическое государство должно было обеспечить их соответствующими

денежными ресурсами. Возникла необ­ходимость формирования фондов денежных

средств не то­лько на уровне государства, но и на уровне отрасли и

предприятия. Следовательно, условия этого этапа вызвали к жизни совершенно

новые группы финансовых отношений: денежные отношения между предприятием и

государством по поводу формирования и использования отраслевых фон­дов и

фондов предприятия. В связи с этим значительно возросла роль прибыли как

основного их источника.

Экономическая реформа 1965 г. утвердила новую систе­му распределения и

использования прибыли, в основу ко­торой положены следующие принципы:

повышение заинтересованности работников предприя­тий в общих результатах

работы, в связи с чем размеры материального поощрения работников были

поставлены в зависимость от роста реализации, прибыли и уровня

рен­табельности;

создание на предприятиях более широких возможностей для осуществления за счет

их прибыли и части амортизаци­онных отчислений мероприятий по обновлению

оборудова­ния, совершенствованию производства и других мер по внедрению новой

техники и расширению производства;

введение платности за пользование производственными фондами, предоставляемыми

государством предприятию в целях создания их заинтересованности в лучшем

исполь­зовании фондов;

повышение материальной ответственности предприятий за выполнение плана

прибыли и сохранность собственных оборотных средств.

Финансовые отношения по поводу распределения при­были представляют сложную

систему взаимоувязанных но­рмативов, методик расчета налогооблагаемых баз,

очеред­ности отчислений, льгот и санкций. В первую очередь осуществлялись

платежи в бюджет в виде платы за основ­ные производственные фонды и

нормируемые оборотные средства и платежи банку процентов за кредит. Плата за

фонды исчислялась по устанавливаемым на ряд лет нор­мативам (в основном 6%)

от среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых

обо­ротных средств. Таким образом, сумма платы за фонды представляла собой

величину, зависящую не от резуль­татов деятельности предприятия, а от

фактического нали­чия у предприятия производственных фондов. Такой поря­док

заставлял предприятия либо эффективно использовать все имеющиеся мощности,

либо избавляться от них.

После первоочередных отчислений оставалась так назы­ваемая расчетная прибыль,

которая направлялась в основ­ном на формирование отраслевых и

децентрализованных фондов. Сумма отчислений рассчитывалась по установлен­ным

нормативам и была связана с целым рядом показа­телей деятельности

предприятия. Оставшаяся часть прибы­ли шла на покрытие таких плановых затрат,

как финан­сирование капиталовложений и погашение долгосрочного кредита,

предоставленного на эту цель, покрытие убытков ЖКХ и др.

Так как затраты второго (использование ФМП, ФСКМ и ЖС, ФРП) и третьего

(финансирование капитальных вложений, погашение долгосрочного кредита,

погашение среднесрочного кредита, выданного на восполнение собственных

оборотных средств, финансирование прироста собственных оборотных средств и т.

д.) уровней планирова­ть и утверждались министерствами, то, безусловно, их

объемы устанавливались ниже планируемой и утвержда­ли прибыли, т. е. в

централизованном порядке обеспечивались условия возникновения свободного

остатка прибыли, который целиком направлялся в бюджет.

Таблица 1.1

Распределение пребыли промышленных предприятий* (%)

Распределение прибыли197019751980198119821983
Получено прибыли — всего100 100100100100100
из нее:
внесено в бюджет62 5860595960
в том числе:
плата за производственные
фонды17 2224242524
фиксированные (рентные) пла-
тежи5 41167
взносы свободного остатка
прибыли35 3033322728
отчисления от прибыли4 11211
оставлено в распоряжении
предприятия38 4240414140

Из таблицы видно, что размер свободного остатка при­были, перечисляемого в

бюджет, в первые годы экономи­ческой реформы, значительно превышал размер

платы за фонды, хотя в системе налогообложения ей выделяется особая роль.

Анализ данных финансовых отношений показывает, что социалистическое

государство очень неохотно выпускало из своих рук финансовые ресурсы, хотя

условия этого на­стоятельно требовали. В самый жесткий период государст­во

забирало у предприятий 72% прибыли, а в 1983 т., провозгласив политику

децентрализации системы управле­ния экономикой. В итоге произошло

несовпадение органи­зованных государством конкретных групп финансовых

от­ношений с задачами производства — в среднем 60%. Жест­кое централизованное

нормирование затрат сковывало инициативу предприятий, снижало

заинтересованность в повышении эффективности производства, что не только не

привело к улучшению положения в экономике, но способ­ствовало появлению

убыточных предприятий и целых от­раслей.

Стремясь изменить положение, государство в 80-е го­ды осуществляет ряд

мероприятий, связанных с неко­торым совершенствованием методов распределения

при­были, сохраняя в неизменном виде налоговую систему в целом. Такими мерами

были: внедрение нормативного метода распределения прибыли, первой и второй

модели хозяйственного расчета. Однако эти усилия не увенчались успехом.

Задачи перевода экономики на интенсивные ме­тоды развития оказались

нерешенными. Экономика по инерции продолжала развиваться в значительной мере

на экстенсивной основе, ориентируясь на вовлечение в произ­водство

дополнительных трудовых и материальных ресур­сов. Как следствие, серьезно

снизились темпы роста про­изводительности труда и другие показатели

эффективно­сти. Треть предприятий оказалась убыточной. Народное хозяйство,

располагающее огромными ресурсами, натолк­нулось на их нехватку. Образовался

разрыв между обще­ственными потребностями и достигнутым уровнем

произ­водства, между платежеспособным спросом и его матери­альным покрытием.

Впервые в 1989 г. государственный бюджет оказался дефицитным. Уже нельзя было

не при­знать серьезную деформацию всех звеньев финансов —

государственных, отраслевых, региональных.

К 1992 г. в стране произошла смена политических ори­ентиров, государство

провозгласило курс на демократи­зацию и рыночную экономику, что потребовало

коренной перестройки всей экономики в целом и финансов в ча­стности. Огромное

значение в данном процессе имело раз­государствление и появление

хозяйствующих субъектов различных форм собственности. На месте

государственных предприятий возникли кооперативы, товарищества, арендные

предприятия, акционерные общества, фирмы с иностранным капиталом и т. д.,

институты рыночной экономики: коммерческие банки, биржи, фонды.

Рыночная экономика привела к усилению роли финансов. Во-первых, с

возникновением новых хозяйствующих субъектов наряду с традиционными возникают

новые группы финансовых отношений, взаимосвязи между ними усло-жнются. Во-

вторых, финансы становятся самостоятельной сферой денежных отношений,

приобретают некую обособленность. Это обусловлено тем, что в рыночных

отношениях деньги (материальная основа финансов), выполняя функцию средства

обращения, становятся капиталом, т. е. самовозрастающей стоимостью.

Лит-ра:

1.”Финансы” Учебное пособие( под ред. Проф. А.М. Ковалевой) М.:1997



(C) 2009