Научная Петербургская Академия

Лекция: Философское учение о бытии и материи

Лекция: Философское учение о бытии и материи

«Утверждаю»

начальник кафедры №4

подполковник В. Грабарь.

«__» ________ 1999г.

Лекция №5.

Философское учение о бытии и материи.

Лекция обсуждена и одобрена на заседании ПМК «Философия».

Протокол № от

«__» ________ 1999г.

Пермь 1999г.

Тема : Философское учение о бытии и материи.Вопросы : Проблема бытия в

философской картине мира Философское учение о материи Движение как атрибут

материи Пространство и время как формы существования материи.Литература

:Введение в философию в 2-х ч. М. ч2.Гл.Философия ( под редакцией

Кохановского В.П. Ростов,1996 )Основы философии ( под ред. Попова Е.В.

Москва, 1997 )В.А.Канке Философия.М.1997Философия ( курс лекций)

М.1997Алексеев П.В., Панин А.В. Философия М.1997Смирнов И.Н. Титов В.Ф.

Философия. М. 1997Основы философии в вопросах и ответах. Ростов.

1997ВВЕДЕНИЕ.Настоящей лекцией мы открываем 2 раздел курса “ Человек во

вселенной. Философская, религиозная и научная картина мира. ” , в которой мы

рассмотрим проблемы бытия и материи в философской картине мира, выделив её из

религиозной, мифологической картин, рассмотрим проблемы сознания и развития

мира и мышления.

Тем самым мы приступаем к изучению философского знания, называемого

онтологией ( онтос – сущее, логос – знание ) – учением о бытии.

Раскрытию содержания лекции “ Философское учение о бытии и материи ”

посвящены 4 вопроса

1. Проблема бытия в философской картине мира.

2. Философское учение о материи

3. Движение как атрибут материи

4. Пространство и время как формы существования материи

1 ВОПРОС

Вопрос вопросов для человечества – это определение места человека в природе и

его отношение к Космосу. Человек по мнению А.Энштейна, человек стремится

создать простую и ясную картину мира. Этим занимается и художник, и поэт, и

философ, и естествоиспытатель, но каждый по-своему.

Другими словами, определение места человека во вселенной связано с построением

картины мира как упорядоченной целостности, объединяющей разнообразные

знания, на основе системообразующего начала ( принципа или идеи ), задающего

мировоззренческую установку и ценностные поведенческие ориентиры. Тем самым

картина мира всегда мировоззренчески окрашена.

Картина мира отводит человеку определенное место во вселенной и помогает

ориентироваться в бытии. Она формирует образ вселенной и человека как

соизмеримых и взаимозависимых целостностей.

Мы рассмотрим мифологическую, религиозную, научную, философские формы

миропонимания, оставив обыденную и эзотерическую картины мира для дальнейшего

изучения. Каждая из них дает свою версию “ каков мир на самом деле ”, отчасти

они взаимодополняют, но и противоречат друг другу.

Мифологическое постижение мира, как целостности имеет созерцательное

основание и предстает в виде конкретно-чувственного образа, в котором

воспринимаемое и воображаемое человеком слиты воедино, а сам образ мира

включает человека во все стороны космического целого.

Религиозная картина мира обобщает религиозный опыт людей и делает главным

предметом своего внимания соотношение повседневной эмпирии и потустороннего.

Земное и небесное, человеческое и божественное – предмет религиозных

размышлений. Причем тот мир, мир божественного определяет людей и в их

физическом бытии, и в бытии духовном. Центральный пункт религиозной картины

мира – образ Бога (богов) как высшей истинной реальности. Она выражает

иерархическую упорядоченность сотворенного Богом мира и место человека в нем,

в зависимости от его отношения к Богу.

Научное миропонимание упорядочивает определенную сферу явлений мира как

целостность по правилам определенной науки с использованием её особого языка.

Но такие локальные картины дают мозаичную панораму, и чаще всего физическую

картину мира принимают за наглядный образ мира в целом.

Философская картина мира осмысливает мироздание в плане взаимоотношений

человека и мира во всех ракурсах онтологическом, познавательном, ценностном

и деятельностном. Вот почему философские картины мира не похожи одна на

другую. Их объединяет и отличает от религиозной и мифологической картин

мира, то, что философия относится к теоретическому способу освоения мира.

Этот способ характеризуется тем, что человек познает мир в понятиях,

умозрительно ( в мысли, в слове ). Философское знание, это знание или взгляд

живого человека. Поэтому наряду со знанием о мире философия формирует и

ценностное отношение к нему.

Философия отдает отчет в том, что мир бесконечно сложен, необъятен и

бесконечен. Для философии остается один путь - понять мир не "вширь", а

"вглубь", не в многообразии его явлений, а в единстве его сущности.

Тогда философская картина мира осмысливается как системно-рационализированную

совокупность представлений о мире в целом, включая в него и самого человека.

Системообразующим принципом философской картины мира вступает понятие бытия.

В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего

его мира и самого человека с его сознанием.

Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом

существует и сохраняется. Понятие бытия отвлекается от всех конкретных

различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты - их

существования, что задает миру исходную целостность и гарантирует миру

устойчивое существование.

Признанием бытия, как сущего, неизменного и единого делает мир серьезным и

ответственным, предсказуемым. Вощздерживаясь от темы бытия, или отрицая ее,

философия порождает нигилистическое мировоззрение. Действительно, если нет

бытийной опоры, то все теряет надежду, все "суета сует". Потеря веры в вечный

и неизменный абсолют приводит к тому, что человек начинает действовать по

собственному произволу.

Таким образом категория бытия обозначает реально существующий мир, лежащий в

основе всех вещей и явлений и гарантирующий их существование.

И один из первых вопросов, возникающих на пути философского осмысления мира

является вопрос о многообразии способов и форм бытия.

Основные формы бытия:

1. Бытиё вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на природное

бытие во всем его многообразии, и материальное бытие, созданное человеком;

2. Материальное бытиё человека, в котором можно выделить телесное

существование человека как части природы и существование человека как

мыслящего и одновременно социально- исторического существа;

3. Духовное бытиё. Включающее в себя индивидуализированную духовность и

общечеловеческую духовность;

4. Бытиё общества или иначе, социальное бытиё.

Природное бытие - есть бытие вещей, независимых от человека и его сознания.

Характерной особенностью этой формы бытия является её объективность и ее

первичность по отношению к другим формам бытия.

Материальное бытие, произведенное человеком, или "вторая природа" - это, не

что иное, как предметно- вещественный мир, созданный людьми и окружающий нас

в повседневной жизни. Это бытие возникнув по воле человека однажды, затем

живет независимой от него жизнью. К элементам "второй природы" относится и

бытие техники, в том числе и военной. Особенность бытия техники в том, что

она выступает как совокупность содеянным человеком вещей. Рассматриваемые в

качестве химических, физических, биологических они не отличаются от природных

явлений, но как искусственные объекты, они являются результатом

опредмечивания человеческой деятельности. Следовательно, техника бытийствует

в качестве природного и социального объекта. Человек и техника находятся в

противоречивом единстве. Используя технику человек изменяется физически и

духовно, сила его интеллекта реализуется через технологию, через

целенаправленное использование техники. Однако, есть и отрицательные

последствия, они ослабляют человека. Конечно, человек никогда не откажется от

своих технических завоеваний, поэтому необходимость оптимального сочетания

бытия человека остается необходимым условием его выживания.

Во взаимоотношении между 1 и 2 природой определяющая роль принадлежит первой,

как основы создания второй. Вместе с тем вторая природа обладает способностью

разрушения "первого" бытия, что делает ( при известных обстоятельствах )

физическое существование человека невозможным.

В рамках природного бытия необходимо выделить человеческое бытие. В нем

пересекаются 1). бытие человека в мире вещей как мыслящей вещи, 2). бытие

человека как индивида, особи, принадлежащей роду HOMO SAPIENS, 3). бытие

человека как социального существа в рамках бытия общества.

Человек, как целостность, есть единство физического, природного и духовного.

Диалектическое сочетание этих характеристик определяют его существование.

Духовный мири человека характеризуется двояким существованием. Его можно

подразделить на субъективный и объективный дух, реализуемый через бытие

индивидуального духовного и бытие общественного сознания. Индивидуальное

духовное реализуется через бытие сознания индивида ( идеи, убеждения,

ценности, установки, мотивы, мысли, впечатления, чувства, переживания ), его

бессознательное ( желания, сны, побуждения, патологии) и неосознанное (

интуиции, наития, откровения).

Бытие общества понимается как реальный процесс жизнедеятельности людей,

центральным моментом которого выступает практика.

В различных философских воззрениях различаются формы бытия и их

взаимоотношения. Материализм считает основой природное бытие, субъективный

идеализм - субъективное бытие, объективный идеализм за основу берет

объективный дух.

Разнообразие форм бытия предполагает постановку вопроса: что же объединяет

эти формы, можно ли говорить о единстве всего бесконечно многообразного мира.

Идея такого единства приводит к представлению об общей основе всего

существующего, обозначаемой категорией субстанция. Эта категория фиксирует

внутреннее единство всех вещей, явлений, процессов, первооснову, не от чего

независящую, причину всего и вся, единство сущности и существования.

Философские учения, объединяющие единство мира, исходя из одной субстанции

относятся к монизму. Монизму противостоит дуалистическая трактовка

мира, исходящая из идеи существования двух субстанций. В зависимости от того,

какой сфере бытия приписывается первичность (природа или дух, материя или

сознание), различают материалистический и идеалистический монизм, а философов

относят к материалистам или идеалистам. Оба течения имеют в равной степени

имеют фундаментальное философское обоснование. Поэтому современная мысль,

осмысливая по-новому идею субстанции приходит к принципу целостности

всего материально-духовного процесса. В нем потенции субстанции актуализируются

в процессе развития мира. Однако общечеловеческий опыт, принцип научности при

его усвоении позволяют выделить философское понятие "материи".

2 ВОПРОС

Вопрос о сущности понятия "материя" затрагивает основы любого развитого

мировоззрения.

Понятие "материя" прошло несколько этапов в своем историческом развитии.

Первый этап - этап наглядно-чувственного ее представления в древнегреческих

философских учениях ( Фалеса, Анаксимена, Гераклита и др.). В основу мира

полагались те или иные природные стихии: вода, воздух, огонь и т.п. Все

существующее считалось модификацией этих стихий.

Второй этап - этап вещественно-субстрактного представления. Материя

отождествлялась с веществом, с атомами, с комплексами их свойств, в том числе

со свойством неделимости ( Бекон, Локк ). Наибольшее развитие такое

физикалистское понимание материи достигло в трудах французских материалистов

18 в. Ламетри, Гельвеция, Гольбаха. По сути, материалистическая философия 17

- 18 в. Трансформировала понятие "бытия" в понятие "материя". В условиях,

когда наука поколебала веру в Бога, как Абсолюта и гаранта бытия

озабоченность человека об основаниях существования мифа снималась в категории

"материя". С помощью ее обосновывалось как истинно сущее бытие природного

мира, который был объявлен самодостаточным, вечным, несотворимым, не

нуждающимся в своем обосновании. Как вещество материя обладала свойством

протяженность, непроницаемости, тяжести, массой, как субстанция - атрибутами

движения, пространства времени, и наконец способностью вызывать ощущения (

Гольбах ).

Третий этап - философско-гносеологическое представление о материи.

Сформировалась оно в условиях кризиса естествознания в начале ХХ века.

Рентгеновские опровергли идеи о непроницаемости материи; электроизлучение

урана; радиоактивный распад атомов - разрушили идею о неделимости атома, как

первооснову понятия "поля" описывало новое состояние материи отличное от

вещества.

Идея неделимого атома, первокирпичика - рухнула. Разрушение атомистическо-

механической картины мира было названо "кризисом в физике". Рушиться наука,

поскольку "материя исчезает" считали ученые того периода. Им возражал

В.И.Ленин. Он говорил, рушиться не наука, а старый предел понимания мира.

Картина мира усложнилась, следовательно наука испытывает кризис, а с него и

материалистическая философия.

Выход нашелся в образе квантово-механической картины мира в естествознании и

диалектико-материалистического понимания материи философии.

Материя стала трактоваться как всякая объективная реальность как данная

человеку в его ощущениях, которые копируются, фотографируются, отображаются

нашими ощущениями, существуя независимо от них. В этом определении признак

существования отдается исключительно самим конкретно-чувственным веществам. А

такая позиция, есть позиция науки. Наука и материализм имеет одно и то же

понимание бытия: оно отождествляется с существованием чувственных вещей, а

функция обоснования их бытия приписывается материи. В этом и методологическое

значение определения. Названная нами формулировка определения материи

называется гносеологическим, поскольку содержит элемент связи объективной

реальности с сознанием, свидетельствует о производности сознания. При этом

такое понимание материи не может устареть, поскольку не связано жестко с

конкретным строением материи, но и неспособна охватить все многообразие

понятия материи. Такое многообразие раскрывает рассмотрение материи в

субстанциональном аспекте.

В этом случае атрибутами ( неотъемлемыми свойствами материи являются:

структурность, системность, воздействие, движение, самоорганизация,

пространства, время и отражения ).

Все объекты материального мира, как и духовного могут быть рассмотрены как

системы. Материальные системы - это системы предметов, объекты вещей.

Духовная система - это система ценностей идеалов.

Структурность – внутренняя расчлененность реального мира.

Материальный мир делится на три сферы : неживая природа, живая природа и

социум ( или типы материальных систем : неорганическую, органическую и

социальную).

Неживая природа представлена уровнями :

а) субмикроэлемнтарный;

б) микроэлементарный;

в) ядерный;

г) атомарный;

д) молекулярный;

е) макротел ( соизмеримых человеку величин);

ж) планет;

з) систем планет;

и) галактик;

к) систем галактик;

л) метагалактик;

м) вселенной, мира в целом.

Живая природа имеет свои уровни :

а) доклеточный (ДНК,РНК,белки);

б) клеточный – клетки;

в) многоклеточный – многоклеточные организмы;

г) надорганизменный – виды популяции, биоценозы, биосфера.

В рамках биосферы начинает развиваться свободный тип материальной системы –

человеческое общество.

Социум представлен такими уровнями :

а) индивид;

б) семья;

в) коллективы;

г) социальные группы;

е) этносы, нации, племена, расы;

ж) государства;

з) союзы государств;

и) общества, человечество в целом.

На разных уровнях материи мы сталкиваемся с особенностями проявления

просранственно-временных отношений, различными видами движения.

3 ВОПРОС

Философов всегда волновал вопрос о бесконечном многообразии материальных

форм. Откуда и как оно произошло? Высказывалось предложение, что это

многообразие есть результат активности материи. Большинство мыслителей

идеалистического направления объясняли активность вмешательством Бога,

одушевляли материю.

Материалистическая философия не признает наличие души в материи и объясняет

ее активность взаимодействием вещества и полей. Но, термин “движение”

обыденное сознанием понимает как пространственное перемещение тел. В

философии такое движение называется механическим. Существуют и более сложные

формы движения: физическая, химическая, биологическая, социальная и другие.

Так, например, процессами микромира характеризуются взаимодействиями

элементарных частиц и субэлементарными взаимодействиями. Галактические

взаимодействия и расширение Метагалактики – есть новые формы физического

движения материи, неизвестные ранее.

Все формы движения материи взаимосвязаны. Так, например, механическое

движение ( самое простое), обусловлено процессами взаимопревращения

элементарных частиц, взаимовлиянием гравитационных и электромагнитных полей,

сильных и слабых взаимодействий в микромире.

Что же такое движение вообще? Философское понятие движения обозначает

любые взаимодействия, а так же изменение состояний объектов, вызываемых этим

взаимодействием.

Движение – это изменение вообще.

Оно характеризуется тем, что

- неотделимо от

материи, поскольку является атрибутом ( неотъемлемым существенным свойством

объекта, без которого объект не может существовать ) материи. Нельзя мыслить

материю без движения, как и движение без материи;

- движение

объективно, изменения в материю может внести лишь практика;

- движение – есть

противоречивое единство устойчивости и изменчивости, прерывности и

непрерывности,

- движение

никогда не сменяется абсолютным покоем. Покой – это тоже движение ,но такое

при котором не нарушатся качественная специфика предмета ( особое состояние

движения);

Типы движения, наблюдаемые в объективном мире, условно можно разделить на

количественные и качественные изменения .

Количественные изменения связаны с переносом материи и энергии в пространстве.

Качественные изменения всегда связаны с качественной перестройкой внутренней

структурой объектов и превращением их в новые объекты, обладающие новыми свой

свойствами. По сути речь идет о развитии. Развитие – это движение, связанное

с преобразованием качества предметов, процессов или уровней и форм материи.

Развитие разделяется на динамическое и популяционное. Динамическое –

осуществляется как усложнение объектов, через раскрытие потенциальных

возможностей скрытых в предшествующих качественных состояниях , причем

превращения не выходят за рамки существующего вида материи ( развитие звезд

). При популяционном развитии осуществляется переход от качественных

состояний, характерных для одного уровня материи, к качественному состоянию

следующего (переход от неживой природы к живой ). Истоком популяционного

движения служит самодвижение материи, по принципу ее самоорганизации.

Проблема самоорганизации решается научной дисциплиной – синергетикой (

Г.Хакен , И. Пригожин, И. Стенгерс ).

Перечисленные формы движения материи и их связь с видами материи и их

развитием схватывается в следующих принципах :

1. Каждому уровню организации материи соответствует специфическая форма

движения;

2. Между формами движения существует генетическая связь, т.е. высшие

формы движения возникают на базе низших;

3. Высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим.

Многообразие видов движения получает единство через такие всеобщие формы, как

пространство и время.

4 ВОПРОС

Обсуждение вопроса о сущности пространства и времени ведется с древности. Во

всех спорах стоял вопрос в каком отношении относятся пространство и время к

материи. По этому вопросу в истории философии сложилось две точки зрения.

Первую, мы называем – субстанциональной концепцией; пространство и

время трактовались как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей

и независимо от нее ( Демокрит, Эпикур, Ньютон ). То есть делался вывод о

независимости свойств пространства и времени от характера протекающих

материальных процессов. Пространство здесь – пустое вместилище вещей и событий,

а время – чистая длительность, оно одинаково во всей вселенной и это течение ни

от чего не зависит.

Вторую концепцию называют реляционной ( relatuo – отношение ). Её сторонники

( Аристотель, Лейбниц, Гегель ) понимали пространство и время не как

самостоятельные сущности, а как систему отношений, образуемых движущейся

материей.

В наше время реляционная концепция имеет естественнонаучное обоснование в

виде созданной А.Энштейном теории относительности. Теория относительности,

специальная ее часть, гласит пространство и время зависит от движущейся

материи, в природе существует единое пространство – время ( пространственно-

временной континиум ). В свою очередь общая теория относительности утверждает

: пространство и время не существует без материи их метрические свойства (

кривизна и скорость течения времени ) создаются распределением и

взаимодействием тяготеющих масс.

Таким образом, согласно реляционной концепцией:

Пространство – это форма бытия материи, характеризующая ее протяженность,

структурность, сосуществования и взаимодействия элементов во всех материальных

системах.

Понятие пространства имеет смысл постольку, поскольку сама материя

дифференцирована, структурована. Если бы мир не имел сложной структуры, если

бы он не расчленялся на предметы, а те в свою очередь на элементы , связанные

между собой, то понятие пространства не имело бы смысла.

Но материальный мир не просто состоит из структурнорасчлененных объектов. Эти

объекты находятся в движении, они представляют собой процессы, в них можно

выделить определенные качественные состояния, сменяющие одно другое.

Сравнение между собой качественно различных измерений дает нам представление

о времени.

Время – форма бытия материи, выражающая длительность существования

материальных систем, последовательность смены состояний и изменений этих систем

в процессе развития.

Понятие пространства и времени соотносительны не только с материей, но и друг

с другом: в понятии пространства отражается структурная координация различных

объектов в один и тот же момент времени, а в понятии времени – координация

длительности сменяющих друг друга объектов и их состоянии в одном и том же

месте пространства.

Из реляционной концепции пространства и времени вытекает идея качественного

многообразия пространственно-временных структур: развитие материи и

проявления новых форм ее движения должно сопровождаться становлением

качественно специфических форм пространства и времени.

В неорганической природе свойства материи варьируются в микро-макро и мега-

мире. В живой природе проявляется резкое проявление левизны, что оценивается

как особое биологическое пространство. Специфично и временная организация

живого, речь идет о биологических часах. Они позволяют приспособиться к

ритмичному чередованию факторов внешней среды.

Социальное пространство обладает особым человеческим смыслом, социально

значимыми характеристиками – техника, архитектура городов формируется людьми

и несут на себе их ценности в определенные исторические эпохи. Социальное

время является мерой изменчивости социальных процессов, и мы видим, что

социальное время постоянно ускоряется.

ВЫВОДЫ

1. На основании категории бытия возможно понимание места человека в мире.

Бытие – все реально сущее.

2. Гносеологическое определение материи как объективной реальности

дополняется субстанциональным аспектом и позволяет удовлетворительно

объяснять окружающий мир.

3. Материя обладает атрибутом движения, пространства, времени,

структурирована.

4. Знание категорий бытия, материи и ее атрибутов позволяет грамотно

подходить к научному исследованию в качестве инженера и ученого.



(C) 2009