Научная Петербургская Академия

: Философия права в России во второй половине XIX начала XX века

: Философия права в России во второй половине XIX начала XX века

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX НАЧАЛА XX ВВ.

ТЮМЕНЬ - 1997

План

Введение 3 - 5

Глава I

Чичерин Б.Н. о праве 6 - 11

Глава II

Чичерин о понятии и сущности государства 12 - 16

Глава III

Новгородцев П.И. о правовом государстве 17 - 24

Заключение 25 - 27

Список использованной литературы 28 - 29

Введение

В истории политической и правовой мысли России важное место занимают

буржуазные теории второй половины XIX - начала XX века, представленные такими

видными именами, как Муромцев, Градовский, Чичерин, Савальский, Коркунов,

Шершеневич, Новгородцев, Глестяковский, Петражицкий и другие.

На рубеже XIX - XX вв. на базе форсированного развития российского капитализма

происходило соединение рабочего движения с социализмом. В Россию переместился

центр мирового революционного движения. Рядом с общим подъемом искусства,

литературы, науки активизировалась буржуазная теория государства и права. Об

этом свидетельствует не только увеличившийся поток политико-правовой

литературы, но и, прежде всего, восхождение новых имен общеевропейского

масштаба: Муромцева, Градовского, Чичерина, Ковалевского, Коркунова и других.

[1]

Положение российской буржуазии второй половины XIX в. было весьма

противоречивым. Заинтересованная в установлении парламентарных институтов,

она из-за боязни революционного крестьянства и пролетариата в то же время

мирилась с царизмом. Это служило питательной почвой политического движения и

политической теории буржуазии-либерализма.

Либерализм в России зарождается еще в 30 -40-х гг. XIX в. в недрах единого

оппозиционного лагеря. Демократизм не противостоял так резко идеологии

либеральной оппозиции. Передовые люди России поняли, что дни крепостничества

сочтены, и поэтому задумывались о путях дальнейшего развития страны. Русские

умы разделились во взглядах не только на будущее, но и на прошлое своей

родины. По контурам скрытого во тьме веков прошедшего они пытались определить

вехи грядущего. Интерес к истории в значительной степени подогревался также

тем, что в условиях свирепой цензуры обсуждением сугубо наукообразных и

исторических проблем было легче завуалировать обсуждение самодержавно-

крепостного строя.

В результате дифференциации оппозиционного движения в середине 50-х годов в

России складывается либерализм как особое политическое движение и как

доктрина.

Русскому либерализму присуще общие черты либерализма как буржуазного

общественного и идеологического течения эпохи домонополистического

капитализма: требование ликвидировать феодальные пережитки в экономике,

тормозившие развитие капитализма; свобода частного предпринимательства;

невмешательство государства в экономическую сферу; обеспечение минимума

гражданских и политических свобод; требование конституционной монархии.

Осуществление этой программы расчистило бы путь развитию буржуазного строя,

но оставило бы значительные привилегии прежнего господствующего класса,

прежде всего основу его экономической мощи - крупное помещичье землевладение

и первенство в государственном аппарате.

В движении русских либералов ярко проявилось стремление провести мирным путем

“сверху” необходимые для развития капитализма реформы, соглашательство с

правящей верхушкой. Заинтересованные в преобразованиях либералы, однако, не

были настолько сильны, чтобы вытеснить другие политические группировки и

самостоятельно осуществить свою программу.

В 80-х годах либералы по прежнему выступали за самотрансформацию абсолютизма

в конституционную монархию и ограничивались верноподданнейшими адресами,

высочайшее имя, в котором призывали императора восстановить и развить дух

реформ 60-х годов.

Либерализм сохранил свое значительное влияние и в период перехода России в

империалистическую стадию в начале XX в. Усиление экономической мощи

буржуазии и в это же время сохранение самодержавия вызвали в условиях

пролетарского этапа освобождение движения активизации либерализма.

Глава I

Чичерин Б.Н. о праве

Либеральная мысль зарождалась в постоянном противостоянии и преодолении

традиций самодержавного и крепостнического произвола, бюрократической

безответственности. Она была направлена на поддержку и обоснование дальнейших

реформ, на признание за индивидом права на достойное существование. Одной из

центральных тем либеральной правовой публицистики стало воспитание уважения к

праву.

После либеральных начинаний Александра I и обсуждения этой темы в литературе

(Сперанский, Карамзин) малочисленная группа российских либералов последующих

периодов - “Эпохи великих реформ” и “отката реформ” - сочетала свои

либеральные устремленные с большой дозой просвещенного консерватизма. Эта

группа могла быть представлена прежде всего именами Чичерина, Муромцева,

Коркунова, Ковалевского.

Крупнейшей фигурой в либеральной философской мысли второй половины века был

Борис Николаевич Чичерин (1828 - 1904), автор пятитомника “История политических

учений” (1869 - 1902), а также ряда фундаментальных работ в области

государствоведения и философии права - “О народном представительстве” (1866),

“Курс государственной науки” (3 части, 1894 - 1898), “Философия права” (1900).

Активный защитник “великих и прекрасных реформ” начала царствования Александра

II и сторонник в отдаленной перспективе, Чичерин - после непродолжительной

профессиональной карьеры в Московском университете (1861 - 1867) - оказался в

опале и долгие годы провел в уединении родового поместья.

[2]

Восприняв многие идеи российского западничества, Чичерин пошел дальше по пути

усиления таких аспектов их доктрины, как приоритетная роль государства в

осуществлении реформ, парламентарный и конституционный строй, доктрина

“правового государства”, и тому подобное. Чичерин считая, что главным

конструирующим элементом культуры является центральная государственная

власть, оттесняющая на второй план сословные и корпоративные интересы и

влияния.

В России особенностью государственного строя оказалось большее, по сравнению с

Западом, развитие монархической власти и абсолютизма. Отсутствие сильных

феодальных союзов и слабость буржуазии этому способствовали: “Историческое

значение самодержавной власти дало ей такую мощь, какой она не имела ни в одной

европейской стране и перед которой должны были низвергнуть всякие

представительные учреждения”.[3]

Гегелевская философия была одним из основных факторов при формировании

воззрений Чичерина. Хотя с годами его отношение к Гегелю претерпевало

определенные изменения, он все же постоянное ориентировался на основные

философско-методологические положения немецкого мыслителя. При этом Чичерина

более привлекала сама глобальная система немецкого философа, именно поэтому

его часто называли сторонником правового, или консервативного гегельянства.

Его магистерская диспозиция, ставшая новым словом в русской истории и

правоведческой мысли, относится к истокам государственной школы в русской

историографии. Во-первых, разделяя традиционные западнические воззрения на

особенности русской истории, он склонен к утверждению общечеловеческого

принципа в мировой истории. Во-вторых, чрезвычайно важное значение он уделяет

роли государства в историческом процессе. Сравнивая историю России с

западноевропейской, Чичерин подмечает, что в России многое учреждалось

государственными мерами, тогда как на Западе те же процессы совершались без

активного вмешательства государства. С деятельностью государства Чичерин

связывает практически все явления и процессы общественной жизни России - от

оседлости народонаселения до придания общинам некоторой юридической

определенности. Устройство русского государства по его мнению,

организовывалось “сверху”. Сам же факт создания государства он считает

великим и историческим подвигом русского народа. В-третьих, для Чичерина

характерно особое видение личности на Западе и в России. В западноевропейской

истории он отмечает ту большую роль, которую играет личность и созданные

благодаря ее развитости различные союзы. Отличительные черты русской

исторической жизни - чрезмерная слабость представительного начала,

практически крепостное состояние всех сословий, отсутствие политических

свобод. все это является результатом личностного начала государству.

К 60-м гг. относятся выход в свет его работы “О народном представительстве” и

подготовка трехтомного “Курса государственной науки”, в то время Чичерин

пишет пятитомную “Историю политических учений” и двухтомную работу

“Собственность и государство”. В этих, а также других работах Чичерин

разрабатывает свою политическую платформу, которую можно охарактеризовать как

классический либерализм. исходя из понимания свободы личности как основного

принципа общественного развития, благодаря которому человек только и может

осуществлять свои стремления к абсолютному (а это составляет ядро его

понимания роли и призвания человека в мире), он полагает, что условия для

осуществления этого принципа обеспечивают только последовательные

либеральные преобразования. Его конкретная программа для России состояла в

требовании свободы совести, свободы от крепостного состояния, свободы

общественного мнения, свободы книгопечатания, свободы преподавания,

публичности всех правительственных действий, публичности и гласности

судопроизводства. Идеалом государственного устройства (по крайней мере для

России) он считал конституционную монархию.

Государство, по Чичерину, предстает в истории союзом народа, связанного

законом в одно юридическое целое и управляемое верховной властью для общего

блага. Частное благо есть цель не государства, а гражданского общества.

Государство обеспечивает безопасность и осуществление нравственного порядка,

оно же определяет и защищает права и свободы. При этом государством

определяются права гражданские, а не так называемые естественные права.

Сама область естественного права - в отличие от права положительного - это

область требований правды, справедливости, это “система общих юридических

норм, вытекающих из человеческого разума долженствующих служить мерилом и

руководством для положительного законодательства”. справедливость как общее

разумное начало и есть мерило, с помощью которого разграничивается область

свободы отдельных лиц и устанавливаются требования законов. Цель социально-

политического развития - избежать крайностей индивидуалистического анархизма

и механического этатизма и суметь гармонически сочетать личное и

государственное начала, индивидуальную свободу и общий закон.

Право не сводимо к пользе или к интересу, его сущность связана со свободой

как индивидуалистическим и априорнометафизическим началом. Право с этой

точки зрения есть внешняя свобода человека, определяемая внешними законами.

Поскольку закон определяет права и обязанности, то есть “свободу с ее

границами” и вытекающими отсюда отношениями, то эти границы и есть основное

начало права как идеи, как нормы свободы. Чичерин частично использует

Гегелевскую трактовку права как развития идеи свободы, но критически

относится к ее этатическим и антииндивидуалистическим истолкованиям. Свобода

в его трактовке предстает в следующих ступенях развития - внешняя (право),

внутренняя (нравственная) и общественная свобода. Другими словами, свобода

как субъективная нравственность переходит в объективированную и сочетается с

правом как нормой свободы в общественных союзах - семье, гражданском

обществе, церкви, государстве.

Чичерин чрезвычайно высоко оценивает значения свободы как постоянного и

необходимого элемента человеческого общежития. свобода составляет

краеугольный камень многих его определений, относящихся к области

общественных отношений, и сама возможность развития общества связывается им с

принципом свободы человеческой личности. свобода устанавливает только

формальное, а отнюдь не материальное равенство. Последнее вообще неприемлемо

для Чичерина, считающего, что всеобщее равенство не может быть даже идеалом,

потому что оно противоречит природе вещей и человека. Цель истории, по

Чичерину, состоит не в личном удовлетворении, а в общем благе, а это благо

заключается в разнообразии и гармоническом единстве частей, чему

противостояло бы равное распределение жизненных средств. Необходимым

требованием к государству Чичерин полагает принципы экономической свободы,

осуществление которых на практике может вести только к неравенству. Но именно

это и составляет для него движущее начало дальнейшего развития общества.

Глава II

Чичерин Б.Н. о понятии и сущности государства

Чичерин считал возможным познать сущность и целесообразность (финальность)

государства на основе гегелевской философии, интерпретированной с большой дозой

мистицизма и кантианского индивидуализма. Вслед за Гегелем он рассматривал

государство как высшее развитие идеи человеческого общества и воплощение

нравственности. Идею государства, то есть начало, во имя которого оно

существует и которое призвано осуществить, Чичерин считая априорным началом,

проявлением Абсолютного. Поэтому те, кто отвергает метафизику, “не в состоянии

ничего понять в государстве”.[4]

Русский мыслитель сводит бытие к четырем началам, или причинам: производящей,

формальной, материальной и конечной. В обществе этим причинам соответствуют:

производящей - власть, формальной - закон, материальной - свобода, конечной -

цель или идея (общая польза, общее благо). Власть, закон, свобода и общее

благо присущи любому союзу, но в каждом из них преобладает один из этих

элементов. А так как, рассуждает Чичерин, общественных элементов четыре, то

им соответствуют четыре союза: семья, гражданское общество, церковь и

государство.

По теории Чичерина государство является не средством эксплуатации трудящихся,

непосредственным результатом непримиримых противоречий “гражданского

общества”, а арбитром между правовой и моральной областями жизни, призванным

не допустить поглощение их друг другом, водворить мир и общее благо.

С юридическими теориями государства Чичерина сближают понимание государства

как правового союза; определенное преувеличение юридического аспекта

государства. Однако в целом он выходит за рамки этих теорий.

Понятие государства, по Чичерину, многопланово. Государство, есть, во-первых,

проявление Абсолютного (влияние гегелевской философии права); во-вторых -

юридический союз (отражение юридического мировоззрения буржуазии); в-третьих

- опытный факт, реальных субъектов власти (социологический подход). Чичерин

различал следующие науки о государстве: философию права (познание априорных

начал государства и права), государственное право (изучение государства как

юридического союза), социологию (государство в связи с другими союзами,

прежде всего с гражданским обществом), политику (наука о действиях

государства в связи с борьбой за власть различных партий и групп).

Государство рассматривается Чичериным прежде всего как союз народа, а не просто

учреждения, аппарат. “Народ, устроенный в государство, образует одно целое, в

состав которого входят, с одной стороны, объединяющиеся лица, с другой -

система учреждений, которые служат ему органами. Все это вместе составляет одно

юридическое тело, состоящее из лиц и учреждений; как таковое оно должно иметь

название, и это название есть государство”.[5]

Чичерин считает государство не созданием субъективной воли человека, а

закономерным явлением, не зависящим от субъективных устремлений. Государство

представляет собою “объективный организм, который воплощает в себе мировые

идеи, развивающиеся в истории человечества”.

[6]

На базе либеральной платформы Чичерин выдвигает учение о двух этапах развития

“государства нового времени”. Идея государства состоит в установлении высшего

единства общественной жизни и в соглашении всех входящих в состав его

элементов. Это две разные задачи. первая ведет к закреплению частных

зависимостей и упрочению господствующих элементов, вторая ведет к ограждению

низших от притеснения высшими. первая является насущной потребностью

государства на низших ступенях развития, там, где приходиться создавать

общественное единство. Возникающее государство. естественно, опирается на

сильнейшие элементы, подчиняя им остальные и тем стараясь скрепить общественную

связь. Когда этот государственный организм окреп, с особенной силой выступает

вторая задача. “Государство, по своей идее, есть представитель всех интересов и

всех элементов общества... Чем независимее государственная власть от

общественных элементов, тем это призвание проявляется с большей силой”.

[7] Здесь со всей отчетливостью проявились две характерные черты воззрений

Чичерина на государство: во-первых, взгляд на развитие государства как движение

к заранее намеченной цели, во-вторых, абсолютизация относительной

самостоятельности государства, взгляд на него как на внеклассовый институт,

который развивается и существует сам по себе, лишь приноравливаясь к

потребностям общества, лавируя между различными группами, классами.

[8]

Чичерин отождествляет централизованную феодальную монархию и буржуазное

государство. Поэтому он говорит не о государстве периода сословного строя и

государстве периода общегражданского (как следовало бы из его тезиса о том,

что каждому гражданину строго соответствует строй политики), а только о

едином “государстве нового времени”, которое лишь меняет свои формы. Таким

образом, развитие государства с XV века рассматривается как единый процесс

нарастания, укрепление мощи государства и соответственно его независимости от

общественных сил. Тем самым в угоду либеральному реформизму ученый отрицает

революционную смену одной общественной формации другой. Следовательно,

констатируя кризис феодального общественного строя, он не признает кризис

феодального государства. Не смотря на связь с гражданским обществом,

государство в его теории получает самостоятельное бытие, становится первичным

фактором по отношению к обществу, отрешается от падающего сословного строя и

переходит на сторону общегражданского.

Позиция либерального компромисса во многом определила особенности учения

Чичерина о государстве:

во-первых, формальное определение государства как “всеобщего союза воля”,

исключение из него материальной основы;

во-вторых, объединение феодальной централизованной и абсолютной монархии в

один тип с формами буржуазного государства под именем государства “нового

времени”, “воздвигающегося” над обществом в качестве первичной практической

силы истории;

в-третьих, положение о государстве как трансформаторе феодального строя в

капиталистических, а потому преувеличение надклассовой роли государства,

обоснование его всемогущества, определяющей силы в движении общества,

особенно в переходные эпохи;

в-четвертых, стремление сочетать тезис об “абсолютизме” государства с

доктриной буржуазного либерализма эпохи свободной конкуренции.

Классовый компромисс в значительной степени предопределил противоречивость

теории Чичерина о государстве: с одной стороны, гегелевское положение о

государстве как самоцели и проявление Абсолютного духа, о государстве,

наделенном неограниченными правами в отношении граждан; с другой стороны,

естественно-правовая концепция государства как ассоциации всех граждан,

страховой организации для обеспечения свободы и собственности, коренящихся в

природе человека и являющихся для государства священными и неприкосновенными

принципами, которые оно не вправе нарушать.

Глава III

Новгородцев П.И. о правовом государстве

Русская религиозно-философская мысль начала XX века не отличалась особенным

вниманием к проблемам права и правового устроения жизни. Искание абсолютного

добра, абсолютного синтеза “правды - истины” и “правды-справедливости”,

стремление к религиозному преображению действительности затмевали собой поиск

практических путей осуществления абсолютных идеалов. Порой было трудно

провести грань между идеалистическими сторонниками свободы, личности и

материалистическими защитниками классового интереса: пренебрежение к праву и

даже его отрицание как внешнего насилия и принуждения стало общим убеждением

тех и других. В правовом нигилизме созревало невнимание к конкретной жизни

общества и личности. Мыслители, указывавшие на эту опасность, оставались в

меньшинстве.

Но меньшинство это составляло мощное движение юристов-философов , первое место в

котором принадлежало основателю “идеалистической школы права” Павлу Ивановичу

Новгородцеву. Именно он был учителем И.А. Ильина, Б.П. Вышеславцева, Г.В.

Флоровского и других, чьи труды составляют гордость русской юридической науки.

[9]

Творческая жизнь Новгородцева началась в эпоху почти полного господства

позитивизма, эпоху забвения философской свободы и пренебрежения к абсолютным

ценностям. И с этим насильем ученый вступил в бескомпромиссную борьбу.

Интересы мыслителя концентрировались на проблеме естественного права, которые

позитивизм в лице исторического и социологического направлений упразднил как

самостоятельное начало, сводя существо правовой нормы к историческим

традициям или социальным связям. С позиции критического идеализма,

распространившегося в Европе благодаря возрождению принципов кантовской

философии, Новгородцев показал, что историзм лишь мнимым образом упраздняет

идею естественного права и что он не в состоянии решить проблемы природы

нравственности, рассматривая ее с генетической и исторической точки зрения.

Естественное право Новгородцев истолковывая не в контексте исторической

эволюции, а в качестве вечного неотъемлемого права человеческой личности,

имеющего нравственную природу и характер абсолютной ценности. он определял его

как “совокупность моральных (нравственных) представлений о праве (не

положительном, а долженствующем быть)”, как “идеальное построение будущего и

нравственный критерий для оценки, существующий независимо от фактических

условий правообразования”.[10]

Свои усилия Новгородцев сосредоточил на исследовании философско-

методологических проблем политики и права и нравственной сферы общественной

жизни и государственных отношений. Большая часть его работ посвящена изучению

метафизических оснований права и морали, форм взаимосвязи и

взаимопроникновения этических и юридических норм в духовной культуре и

анализу особенностей реализации в социальной жизни абсолютной этической

ценности. Можно говорить об определенной преемственной связи идей

Новгородцева и В.С. Соловьева, о влиянии последнего на философию права и

этику Новгородцева. Вместе с тем Новгородцев в своих теоретических

построениях исходил и из кантовской метафизики нравов, различий и

противопоставляя сущее должному, бытие долженствованию, видя в этом специфику

действия социальных законов. Важнейшей частью его концепции была развиваемая

в ряде книг аксиологическая теория права, базирующаяся на философии

неоктианства , учении о естественном праве и эволюционной эпистемологии.

В 1899 году Новгородцев выступил со статьей “Право и нравственность”, в

которой на твердых основаниях либеральной философии права, в полемике с

Владимиром Соловьевым, констатировал несводимость права и нравственности друг

к другу и устанавливал связь обоих начал на почве естественно-правовой идеи.

Это определило принципы нравственной критики позитивного права. Само

естественное право понималось как особая часть моральной философии, задающая

масштаб нормативной оценке правотворчества.

Преобладающую в его время правовую концепцию Новгородцев именовал “философией

легального диспотизма”; согласно ей основой права считалась государственная

власть, утверждаемая на праве силы. Новгородцев показывал, что включение идеи

естественного права в государственную науку потребует непременных

преобразований.

Центральным пунктом либерально-правового учения Новгородцева стала нравственная

автономия человеческой личности. Моральная идея личности - абсолютная основа

естественного права[11], но раскрывает

себя лишь в этике и метафизике. Личность, как “нравственная основа

общественности”, придает в таком понимании новое освещение и проблемам

общественной жизни. “Общество по своему существу есть неограничение личности, а

ее расширение и восполнение”.[12]Именно

эти положения признаются Новгородцевым безусловными нормами правотворчества и

бытия государства.

Самоопределяющаяся личность выдвигалась как исходный пункт общественной

реальности. Перед ней вставала грандиозная задача осуществления нравственного

закона, воплощение его в жизни общества. Поиск содержания, соответствующего

моральной норме, требует постоянного морального творчества. Творчество же,

преобразующее общественное бытие, не противопоставлено ему, но осуществляется

лишь внутри его, в сознании реальности, независимой от человеческой воли.

Философия естественного права Новгородцева утверждала связь доступных

научному анализу областей с миром абсолютных ценностей и начал. В этом

признании Новгородцевым законных прав метафизики сказалось влияние той

русской философской традиции, у истоков которой стоял Владимир Соловьев.

Мысль о высшем синтезе нравственной идеи и сущности мира совершенно иначе

раскрывала их слиянность в посюстороннем существовании где привычно

господствует их вечное разделение. Новгородцев увидел и показал огромное

значение расширения понимания права за рамки формально-юридических норм. Его

небольшая статья “Право на достойное человеческое существование”,

опубликованная в еженедельнике П.Б. Струве “Полярная звезда”, стала важнейшей

инициативой в разработке этой идеи правовой наукой и политическими теориями.

Формальное право свободы, провозглашаемое либерализмом, должно быть, по мысли

Новгородцева, дополнено правом на обеспечение достойного существования. “Задача

и сущность права состоит действительно в охране личной свободы, но для

осуществления этой цели необходима и забота о материальных условиях свободы:

без этого свобода некоторых может остаться пустым звуком, недосягаемым благом,

закрепленным за ними юридически и отнятым фактически. Таким образом именно во

имя охраны свободы право должно взять на себя заботу о материальных условиях ее

осуществления; во имя достоинства личности оно должно взять на себя заботу об

ограждении права на достойное человеческое существование”.

[13] Эту идею, впервые высказанную В. Соловьевым, Новгородцев сформулировал

как правовую проблему. Тем самым было положено теоретическое начало

“социальному либерализму”, или неолиберализму, - политической теории, сменившей

в ХХ веке классический либеральный индивидуализм.

Две его книги, последовавшие за разработкой теории естественного права,

составили последовательные части его системы философии права - “Кризис

современного правосознания” (1909) и “Об общественном идеале” (1917).

Исследовался широчайший спектр политических доктрин, обозначивших ход

самоопределения правосознания в XIX веке. Глубина кризиса, постигшего, по

мнению Новгородцева, современное правосознание, раскрывается в весьма

характерных для начала XX века уверениях в ненужности права как такового, в

бессилии внешних политических форм и учреждений, в желании устремиться в

область моральной жизни поверх насильственных рамок правового закона, без

юридических гарантий.

Кризис правосознания обнажил духовные основы той веры, что питала

политическую мысль XIX века: веры в абсолютную реализацию правового

государства. Именно ее крушение угнетало сознание и будила мысль. “Общее

значение происходящего кризиса я выразил в форме крушения идеи земного рая”,

- писал Новгородцев. Человечество не только возвращалось к пониманию рая

“неземного”, но и освобождалось от утопической веры в возможность идеального

сочетания свободы и равенства в рамках государства. Конфликт либерализма и

демократии, отстаивающих эти два противоположных начала, является ярким

симптомом переживаемого кризиса. Новгородцев показал, как в течение XIX века

разоблачается вера во всемогущество народовластия и народного суверенитета,

заявленная Руссо и Монтескье, и открывается неспособность народного

представительства, референдума, общественного мнения реализовать в

действительности единство свободы и равенства. А наряду с разоблачением веры

в возможность совершенной и безошибочно действующей государственной

организации. Новгородцев изображает упадок классического либерализма,

исходящего из теории индивидуализма. Роль государства в общественной жизни

возрастает пропорционально развенчанию его земного величия. Либеральный

индивидуализм с его требованием невмешательства государства в частную жизнь

терпит практическое поражение, как и эгалитарная демократия, возлагающая

свои надежды на правильную организацию государства.

Новгородцев связывает кризис правосознания с духом возрождения естественного

права, ибо положительным результатом кризиса является новое понимание

общественного идеала как бесконечной задачи, имеющей смысл морального

требования и предполагающей бесконечное приближение к нему. Гармония свободы

и равенства, представимая лишь идеально, оказывается императивом

нравственного действия, а не планом государственного устройства. Этот вывод о

необходимости применения к области философии права трансцендентального учения

о бесконечной задаче, составляет важнейший результат исследований

Новгородцева. “Общим выходом из этого кризиса я признал неизбежную замену

конечного совершенства началом бесконечного совершенствования”. Это

преодоление веры в построение рая на земле нисколько, однако, не отменяет

реальной ценности права и государства. Наоборот, только освобождение от

утопии совершенствования жизни, только через ее внешние формы приводит к

подлинному историческому “оправданию права”, ибо показывает его высшее

призвание и укорененность в глубинах духовной жизни.

Анализируя кризис, Новгородцев намечает пути к новому утверждению философии

личности. “Не вера в земной рай, которая оказывается по существу

недостижимым, а вера в человеческое действие и нравственное долженствование -

вот что становится здесь перед нами. Не обетованная земля, а непреклонная

человеческая личность, такова наша последняя опора”.

Отстаивая самостоятельное нравственное и духовно-культурное значение права,

не сводимое к категориям силы и расчета к закону, как таковому, возрожденная

естественно-правовая доктрина должна была, сменив позитивистские парадигмы,

утвердить нравственное достоинство человека, наделенного свободой и

ответственностью. Поэтому в центре политико-правовой теории П.И. Новгородцева

находилось понятия автономной нравственной личности.

Новгородцеву удалось выявить связь и проследить развитие целого ряда значимых

идей, без которых невозможно представить себе развитие понятия правового

государства, например идей народного суверенитета и “суверенитета” личности,

свободы и равенства, нравственности и права и другие. Однако мыслитель был

далек от того, чтобы видеть в правовом государстве идеал, разрешающий все

общественные противоречия. Идеальный общественный строй, воплощенный в

истории, есть, по его мнению, представление, религиозно-эсхатологическое”.

Заключение

Это было время короткого и блестящего расцвета русской мысли, обещавшие хорошие

плоды. Богатство ярких индивидуальностей, необозримое количество литературы

самых разных философских жанров, необычайная популярность периодических

журналов - “Вопросы философии и психологии”, “Логос”, “Новые идеи в философии”

- и обычных в каждом “толстом” издании философских разделов,

общественно-культурная деятельность издательств, наконец, нескончаемость

философских споров в кружках, салонах, различных обществах и собраниях - все

говорило о восприимчивости русского общества к философскому творчеству и о

поощрении последнего. Для русской философии это время было поистине “золотым

веком”.[14]

Как известно, философия есть самосознание эпохи. Она создается особым слоем

людей, имя которых - интеллигенция. Связанная тысячью нитей с обществом,

государством и народом, питаемая прошлым и наличным культуры, интеллигенция

выделяет из своих рядов совсем небольшую группу мыслителей философов и через

них выражает свое видение мира.

В русских условиях другой стороной интеллигентского сознания было

народолюбие, искреннее стремление помочь освобождению народа, пробудить

дремлющие в нем силы. она считала себя ходатаем за интересы народа пред царем

и Богом и вела себя в соответствии с таким представлением. Народ был почвой,

которую следовало неустанно возделывать, чтобы на ней могли вырасти и

расцвести общечеловеческие идеалы. Интеллигенты взывали к народу, шли к нему,

“волновали” и просвещали его, ожидая от него встречи шагов.

Русская либеральная идеология представляла собой довольно сложное

образование. Наряду с европеизированными вариантами, представленными,

в основном, в социологической литературе, сложился иной, сугубо национальный

вариант идеологии, содержание которого определилось причудливой мозаикой:

западническими и славянофильскими мотивами, интеллектуально -

аристократической отстраненностью от народа и несомненным “народолюбием”,

критицизмом в отношении к религии и безусловным почтением к ней как к

жизненной ценности и культурной силе, диффамацией марксизма как

революционного учения и одновременным уважением к его “научно-

реалистическому” содержанию, боязнью революции и желанием воспользоваться ею

для установления парламентаризма, утверждением частной собственности. а также

требованиями правового регулирования социальных отношений. Этот особенный вид

либерализма обозначил свое недолгое существование тремя знаменитыми

сборниками - “Проблемы идеализма” (1902) , “Вехи” (1909)

и “Из глубины” (1918).

решительно оспаривая творческие возможности революционного социализма,

русские либералы достаточно критично оценивали и перспективы классического

буржуазного развития страны. Поэтому либеральная русская интеллигенция была

вынуждена искать некоторый третий не социалистический в понимании

революционных марксистов, и не классический буржуазный - путь развития,

учитывающий живые традиции отечественной культуры, народного быта и

приспосабливающий к ним новый технический, экономический и правовой

западнический фундамент обновленного развития.

Поиск третьего, особого, но не обособленного от мирового культурного процесса

религиозно-национального пути развития страны составил содержание “русского

духовного ренессанса”. Это явление нашей социально-культурной жизни по своему

масштабу и значению может быть сравнено лишь с однопорядковыми ему

славянофильством и западничеством.

В реальной истории России конца XIX - начала XX в., когда косность старого

слоя и нетерпение революционеров подводили страну к революционному развитию,

этот третий путь был возможной альтернативой грядущему октябрю.

Столкновение приверженцев особого пути и сторонников революционного

социализма - вот основное социокультурное противоречие, отражение которого

образовало богатый спектр содержания русской мысли этого периода.

Список использованной литературы

1.Зорькин В.Д. Из истории буржуазно-либеральной политической мысли России

второй половины XIX - начала XX в. (Б.Н. Чичерин) Изд-во Московского

университета 1975 г.

2. Волчек Е.З. Философия: Учебное пособие. Второе, исправленное, издание -

Лен.: НПЖ “Плюсминус”, № 1-2, 1995 г. - 295 с.

3. Власть и право: Из истории русской правовой мысли. Сборник // Сост.: А.В.

Поляков, И.Ю. Козлихин - Л.: Лениздат, 1990. - 319 с.

4. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России

XI - XX вв. - М.: Юристъ, 1995 - 378 с.

5. История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Под общей

редакцией члена - корреспондента РАН В.С. Нерсесянца. М., 1996 - 736 с.

6.Козлихин И.Ю. Идея правового государства: История и современность. - СПб.:

Изд-во С.- Петербургского университета, 1993 - 152 с.

7. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. Вступ. статья А.В. Соболева. М.

изд-во “Пресса”. 1991 г.

8.Новгородцев П.А. Сочинения// Сост. вступ. статьи и прим. М. А. Колерова,

Н.С. Плотникова. - М.: Раритет, 1995. - 448 с. (Библиотека духовного

возрождения).

9.Русская философия собственности (XVII - XX вв.) : - Сборник, Авт. - сост:

К. Исупов, И. Савкин - СПб. СП “Ганза”, 1993 г.

10.Русская философия: Конец XIX - начало XX века: Антология. Учебное

пособие// Вступ. статья А.А. Ермичева, составления и примечания Б.В.

Емельянова. - СПб.: Изд-во С.- Петербургского университета, 1993 - 592 с.

11.Русская философия. Малый энциклопедический словарь. - М.: Наука, 1995. -

624 с.

12.Словарь - справочник “Человек и общество” (Философия)(Авторы-сост Коротец

И.Д., Штомпель А.А., Штомпель О.М.) Ростов-на-Дону: Изд-во “Феникс, 1996 г.-

544 с.

13.Философия. Часть 1. История философии: учебное пособие для вузов// Под

ред. В.И. Кириллова, С.И. Попова, А.Н. Чумакова. - М.: Юристъ, 1996 - 304 с.

[1] В.Д. Зорькин. Из истории

буржуазно-либеральной полит. мысли России второй половины XIX - начала XX в.

М.: Из-во Московского унив-та, 1975.

[2] История политических и правовых учений.

Учебник для вузов. Под общей редакцией члена-корреспондента РАН В.С.

Нерсесянца. М., 1996 - с. 573

[3] Чичерин Б.Н. О народном представительстве. - с. 410

[4] Б.Н. Чичерин. “Курс государственной науки”, №1, стр. 3

[5] Б.Н. Чичерин. “Курс государственной науки”, ч. 1, стр. 4

[6] Б.Н. Чичерин. Собственность и

государство// Русская философия собственности XVIII - XX. Сборник.

Спб изд - во СП. Ганза, 1993 г. с. 113

[7] Б.Н. Чичерин. Курс государственной науки. Ч. II. стр. 38 - 39

[8] В.Д. Зорькин. Из истории

буржуазно-либеральной политической мысли России. вторая половина XIX

начало XX в. (Б.Н. Чичерин). Из - во Московского университета, 1975, с. 108

[9] Новгородцев П.И. Сочинения//Сост.

вступ. статьи и прим. М.Я. Колерова, Н.С. Плотникова. - М : Раритет,

1995. - с. 5.

[10]Новгородцев П.И. Ответ Л.И . Петражицкому

[11] Новгородцев П.И. Нравственный идеализм в философии права. с. 294

[12] Там же.

[13] П.И. Новгородцев. Право на достойное

человеческое существование// Русская философия соб-ти

XVII - XX вв.Сборник, Авт. - сост.: К. Исупов, И. Савкин. - СПб. СП. “Ганза”,

1993 - 186 с.

[14] Русская философия: конец XIX- начало

XX века: Антология. Учебное пособие// Вступительная статья

А.А. Ермичева. - СПб: Из-во С-Петер. унив-та, 1993 г.



(C) 2009