Научная Петербургская Академия

: Философия экзистенциализма: САРТР

: Философия экзистенциализма: САРТР

Реферат по философии

на тему

“Сартр (Sartre)

студента юридического факультета

Международного Университета

12 группы

Бытенского Валентина.

Москва, 1997

Жан Поль Сартр (родился 21 июня 1905 года) - французский философ,

представитель экзистенциализма (так называемого атеистического его варианта),

писатель, драматург и эссеист. Он также был общественным деятелем, участником

Французского движения Сопротивления, в послевоенные годы - многочисленных

демократических движений и организаций. Явился основателем и директором

журнала “Les Temps Modernes” (1945). Образование получил в лицеях Ла-Рошели,

кончил высшую нормальную школу в Париже, стажировался во Французском

институте в Берлине (1934). Преподавал философию в различных лицеях Франции

(1929-39 и 1941-44); с 1944 целиком посвятил себя литературной работе.

Известность Сартру принесли роман “Тошнота” (1938) и сборник рассказов

“Стена”. Основная философская работа - “Бытие и ничто”. Но популярность Сартр

приобрел в послевоенные годы.

Мировоззрение Сартра сложилось под влиянием прежде всего Бергсона, Гуссерля и

Хейдеггера. Экзистенциальная философия Сартра обнаруживает себя как одно из

современных ответвлений феноменологии Гуссерля, как приложение его метода к

“живому сознанию”, к субъективно-деятельной стороне того сознания, с каким

конкретный индивид, заброшенный в мир конкретных ситуаций, предпринимает

какое-либо действие, вступает в отношение с другими людьми и вещами,

стремится к чему-либо, принимает житейские решения, участвует в общественной

жизни и так далее. Все акты деятельности рассматриваются Сартром как элементы

определенной феноменологичной структуры и расцениваются фактически в

зависимости от задач личностного самоосуществления индивида. Сартр

рассматривает роль “субъективного” (подлинно-личностного) в процессе

человеческой персонализации и исторического творчества. По Сартру, акт

специфически человеческой деятельности есть акт обозначения, придания смысла

(тем моментам ситуации, в которых проглядывает объективность - “другое”,

“данное”). Предметы лишь знаки индивидуальных человеческих значений,

смысловых образований человеческой субъективности. Вне этого они - просто

данность, сырая материя, пассивные и инертные обстоятельства. Придавая им то

или иное индивидуально-человеческое значение, смысл, человек формирует себя в

качестве так или иначе очерченной индивидуальности. Внешние предметы - здесь

просто повод для “решений”, “выбора”, который должен быть выбором самого

себя.

Поскольку у Сартра человеческая деятельность - в той мере, в какой она

свободная и творческая, - лишена корней в содержании объективности, в том

числе и в содержании форм опредмеченной человеческой деятельности (то есть

культуры), то содержанием ее оказывается натуралистически взятое содержание

природы самого индивида, его уникальные биологические зависимости, события и

травмы глубокого детства, довлеющие над индивидом, как рок. В этой связи

Сартр развивает метод, называемый им экзистенциальным психоанализом, который

призван прояснить облик индивидуальности путем выявления тех обстоятельств

детства и тех специфических биологических зависимостей, в ответ на которые

она себя строит.

Философская концепция Сартра развивается на основе абсолютного

противопоставления и взаимоисключения понятий: “объективность” и

“субъективность”, “необходимость” и “свобода”. Источник этих противоречий

Сартр усматривает не в конкретном содержании сил социального бытия, а во

всеобщих формах этого бытия (вещественные свойства предметов, коллективные и

обобществленные формы бытия и сознания людей, индустриализация, техническая

оснащенность современной жизни и так далее). Свобода индивида как носителя

беспокойной субъективности может быть лишь “разжатием бытия”, образованием в

нем “трещины”, “дыры”, ничто. Индивида современного общества Сартр понимает

как отчужденное существо, возводя это конкретное состояние в метафизический

статус человеческого существования вообще. Всеобщее значение космического

ужаса приобретают у Сартра отчужденные формы человеческого существования, в

которых индивидуальность стандартизирована и отрешена от исторической

самостоятельности, подчинена массовым, коллективным формам быта, организаций,

государства, стихийным экономическим силам, привязана к ним также и своим

рабским сознанием, где место самостоятельного критического мышления занимают

общественно принудительные стандарты и иллюзии, требования общественного

мнения и где даже объективный разум науки представляется отделенной от

человека и враждебной ему силой. Отчужденный от себя человек, обреченный на

неподлинное существование, не в ладу и с вещами природы - они глухи к нему,

давят на него своим вязким и солидно-неподвижным присутствием, и среди них

может себя чувствовать благополучно устроенным только общество “подонков”,

человек же испытывает “тошноту”. В противовес всяким вообще “объективным” и

опосредованным вещами отношениям, порождающим индивидуальные производительные

силы, Сартр утверждает особые, непосредственные, натуральные и цельные

человеческие отношения, от реализации которых зависит подлинное содержание

человечности.

В мифологизирующем утопическом мышлении Сартра все же на первый план

выступает неприятие действительности современного общества и его культуры,

выражающее сильную струю современного социального критицизма. Жить в этом

обществе, согласно Сартру, как живет в нем “довольное собой сознание”, можно

лишь отказавшись от себя, от личной подлинности, от “решений” и “выбора”,

переложив последние на чью-либо анонимную ответственность - на государство,

нацию, расу, семью, других людей. Но и этот отказ - ответственный акт

личности, ибо человек обладает свободой воли.

Концепция свободы воли развертывается у Сартра в теории “проекта”, согласно

которой индивид не задан самому себе, а проектирует, “собирает” себя в

качестве такового. Поэтому трус, например, ответственен за свою трусость, и

“для человека нет алиби”. Экзистенциализм Сартра стремится заставить человека

осознать, что он полностью в ответе за самого себя, свое существование и

окружающее, ибо исходит из утверждения, что, не будучи чем-то заданным,

человек постоянно строит себя посредством своей активной субъективности. Он

всегда “впереди, позади себя, никогда - сам”. Отсюда то выражение, которое

Сартр дает общему принципу экзистенциализма: “... существование предшествует

сущности...” По сути это означает, что всеобщие, общественно-значимые

(культурные) объективации, которые выступают как “сущности”, “природа

человека”, “всеобщие идеалы”, “ценности” и так далее, являются лишь

отложениями, застывшими моментами деятельности, с которыми конкретный субъект

никогда не совпадает. “Экзистенция” и есть постоянно живой момент

деятельности, взятый в виде внутрииндивидуального состояния, субъективно. В

более поздней работе “Критика диалектического разума” Сартр формулирует этот

принцип как принцип “несводимости бытия к знанию”. Но экзистенциализм Сартра

не находит иной основы, из которой человек мог бы развить себя в качестве

подлинно самодеятельного субъекта, кроме абсолютной свободы и внутреннего

единства “проектирующего я”. В этом своем возможном развитии личность одинока

и лишена опор. Место активной субъективности в мире, ее онтологическую основу

Сартр обозначает как “ничто”. По мысли Сартра, “... человек, без всякой опоры

и помощи, осужден в каждый момент изобретать человека” и тем самым “человек

осужден на свободу”. Но тогда основой подлинности (аутентичности) могут быть

только иррациональные силы человеческого подполья, подсказки

подсознательного, интуиции, безотчетные душевные порывы и рационально не

осмысленные решения, неминуемо приводящие к пессимизму или к агрессивному

своеволию индивида: “История любой жизни есть история поражения”. Появляется

мотив абсурдности существования: “Абсурдно, что мы рождаемся, и абсурдно, что

мы умираем”. Человек, по Сартру, - бесполезная страсть.

Все эти темы своей философии Сартр развивает в виде определенной

психологической диалектики жизни индивида в обществе, схемы которой он

переводит также и на язык художественного творчества (для экзистенциализма

характерно вообще слияние философии с формами искусства). По своему

содержанию эта философия очень близка к религиозному переживанию,

воспроизводит его морально-психологическую схему и своеобразную логику, но

освобожденную от теистического аппарата представлений и ритуалов, от бога.

Напряженность атмосферы, царящих в романах и философских трактатах Сартра

(как и других экзистенциалистов), часто выглядит как выражение эмоции потери

бога в отчужденном мире (нечто вроде религии наоборот), а самое ее содержание

легко может быть расшифровано в терминах “греха”, “бренности существования”,

“страдания и искупления”, болезненно ощущаемой “вины”, “ответственности” и

так далее. Такое сочленение экзистенциализма и религии связано с общими им

элементами социального утопизма. Особенно явственными эти элементы стали у

Сартра в послевоенные годы. Теория, сформулированная в “Критике

диалектического разума”, остается экзистенциалистской. В этой работе Сартр

уже включает в “проект” материальную обусловленность человеческой

деятельности и пытается, исходя отсюда, дать картину общественно-

исторического процесса как целого. Проект обладает структурой практики.

Индивид практически “тотализирует” выступающие в поле “проекта” материальные

обстоятельства и отношения с другими людьми и сам творит историю - в той же

мере, в какой она - его. Строение общественно-исторического процесса должно

быть понято и выведено из цельности индивидуального действия, из его логики.

Но зависимость индивида в диалектике его проекта от бытия, материальную его

обусловленность Сартр понимает как схему отчуждения и продолжает в качестве

человеческого рассматривать лишь субъективность индивида и его “отношения

внутреннего” с другими людьми. Объективные экономические и социальные

структуры выступают в целом как отчужденная надстройка над внутренне-

индивидуальными элементами “проекта”. Объективно-материальное как таковое

оказывается чуждым, “колдовским”, его элементом, приводящим к иррациональному

отклонению всех человеческих намерений и целей. Оно - “античеловеческое”.

“...Материальность вещи или института есть радикальное отрицание изобретения

или творчества...” и “через социальную материю и материальное отрицание как

инертное единство человек конституируется в качестве другого, чем человек”.

Таким образом, исторический процесс рассматривается в плане

экзистенциалистской антитезы социальных отношений и отношений непосредственно

“человеческих”, а объективно-социальное бытие введено в структуру

индивидуального проекта в виде мифологической силы. Сумма отношений,

складывающихся в этой области, очерченной взаимодействием и борьбой между

“человеческим” и “античеловеческим” внутри проекта, и является, по Сартру,

источником исторических судеб людей, скрытым двигателем истории. Но это

скорее движение судьбы.

Сартр завершил курс философии в 1929, когда разразился мировой экономический

кризис. Он был степендиатом Французского института в Берлине в 1934, когда

гитлеризм угрожал миру разрушением всех человеческих ценностей. Во

французской университетской культуре тогда господствовал абстрактный идеализм

Брюнсвика.

Миропонимание Сартра сформировалось в мире, зашедшем в тупик, абсурдном, где

все традиционные ценности рухнули. Первый акт философа должен был,

следовательно, быть отрицанием, отказом, чтобы выбраться из этого

хаотического мира без порядка, без цели. Отстраниться от мира, отвергнуть его

- это и есть в человеке специфически человеческое: свобода. Сознание - это

именно то, что не увязает “в себе”, это противоположность “в себе”, дыра в

бытии, отсутствие, ничто. Это сознание свободы человека есть в то же время

сознание одиночества человечества и его ответственности: ничто в “Бытии” не

обеспечивает и не гарантирует ценности и возможности успеха действия.

Существование - это именно переживаемый опыт субъективности и

трансцендентности, свободы и ответственности. Воспроизводя формулу

Достоевского “Если бога нет, все позволено”, Сартр добавляет: “Это отправная

точка экзистенциализма”. Этот способ восприятия мира, подкрепленный у Сартра

изучением Кьеркегора, Хейдеггера и Гуссерля, нашел выражение прежде всего в

его психологических этюдах и романах. Он изучает прежде всего воображение, в

котором открывается существенный акт сознания: суть его в том, чтобы

отстраниться от данного мира “в себе” и оказаться в присутствии того, что

отсутствует. “Акт воображения - магический акт: это колдовство, заставляющее

появиться вещь, которая желательна”.

Романы Сартра переводят тот же опыт в план морали или политики: в “Тошноте”

Сартр показывает, что мир не имеет смысла, “Я” не имеет цели. Через акт

сознания и выбора “Я” придает миру значение и ценность. Докторская

диссертация Сартра “Бытие и ничто” - изложение в философской форме пережитого

опыта. Отправляясь от основной идеи экзистенциализма - существование

предшествует сущности, - Сартр пытается избежать одновременно и материализма,

и идеализма. Идеализма потому, что он предстает перед ним только в

гегелианской форме: “Действительность измеряется сознанием” и потому, что,

следуя в этом Гуссерлю, он утверждает, что сознание есть всегда сознание

чего-либо (какой-либо вещи). Материализма - потому, что, по его мнению, бытие

не порождает сознание, “для себя” не может быть порождением “в себе”.

В действительности концепция Сартра является эклектичной: он дает в качестве

отправного пункта некое “в себе”, о котором мы ничего не знаем, кроме того,

что оно “нацеленное” сознанием и является его основой. Но если сознание есть

цель, то как оно могло родиться, поскольку в себе, по исходному определению,

ничего не происходит.

Это противоречие Сартр никогда не мог преодолеть, хотя не оставлял попытки

это сделать. Причина этого в том, что его отправная точка глубоко

индивидуалистическая. Сартр остается пленником экзистенциалистской,

субъективистской настроенности. По причине своих исходных постулатов Сартр не

может выйти за рамки позитивизма, агностицизма и субъективности. Даже в своей

последней философской работе “Критика диалектического разума” он

противопоставляет “позитивистский разум”, который должен довольствоваться

пределами естественных наук, “разуму диалектическому”, единственно достойному

называться разумом, поскольку он позволяет понимать, а не только

предугадывать, но который применим только для наук о человеке.

В области морали Сартр не смог выйти за пределы своего изначального

индивидуализма. Он может превозносить и ответственность и свободу

индивидуума, но он не может ответить на вопрос, что же нужно делать с этой

свободой.

Сартр, безусловно, заметная фигура в писательском и философском мире. Он

также появлялся и на политической арене. Например, выступал как сторонник

мира на Венском конгрессе народов в защиту мира в 1952 году, в 1953 году был

избран членом всемирного совета мира. Философ закончил свой жизненный путь

совсем недавно, в 1980 году.



(C) 2009