Научная Петербургская Академия

Шпора: Экономика предприятия

Шпора: Экономика предприятия

1. Предмет и м-ды эк исследований. Эк- это наука о том, как

общ-во исп-т определ ограниченные ресурсы для пр-ва полезных продуктов и

распределяет их среди людей. Эк предпр как наука изучает действие объективных

эк з-нов и формы их проявления в специфич условиях. Она изучает з-ны, факторы и

условия, под влиянием кот эти з-ны действуют более эффективно. М-ды эк

исследований: 1. Диалектический- все явления рассм во взаимосвязи и

взаимозависимости, колич изменения приводят к кач изменениям, т.е. происходит

движение от простого к сложному. 2. Статистический- основан на обработке

массовых данных, х-х изучение данного явления м-дом группировки. 3.

Монографический- изучение опыта хоз-ния, типового или передового предпр по

развитию разл отраслей. 4. Расчетно-конструктивный- определ-ся неск вариантов

решений какой-то задачи, которые затем сравниваются выбирается лучший вариант

для решения данной задачи.5. Эк-математический- на основе быстродействующих ЭВМ

определ-ся наиб оптим варианты при исп многих переменных величин.

2. Рынок и его сущность. Рынок- это совок-ть форм

взаимоотношений, связей м/у отд самостоят принимающими решения хоз-ими

субъектами, взаимод кот в качестве покупателей и продавцов приводит к

возможности обмена, т.е. возможности продавцам продавать, а покупателям- купить

необх т-р. Рынок- это обмен, купля и продажа т-ров с пом денег. Осн элементы

рынка- это т-р и деньги. Т-р- это продукция, изготовленная для продажи, а не

для собств потребления. Деньги- это эквивалент всех физич т-ов и услуг, тоже

товар. Осн действ лица на рынке- продавец (поставщик) и покупатель

(потребитель). Рынок- это следствие общественного РТ, т.е. изготовление прод с

целью обмена.

3. Ф-ции и стр-ра рынка. Ф-ции: ценообразующая, стимулирующая

9побуждает снижать индивид затраты труда, использовать нов технику),

регулирующая (регулирует пр-во и обращение т и усл), воспроизв-ая,

информационная (информирует о состоянии дел в хоз сфере), санирующая (очищает

общественное пр-во от эк-ки слабых, неконкурентоспособных хоз единиц),

контролирующая. Классификация рынка: 1. По элементам рын инфрастр-ры: Р т и

усл, факторов пр-ва, финансовый рынок; 2. По эк назначению объектов рын

отношений: р потребительских т и усл, р т-ов пр-го назначения, р нов изделий,

технологий, проектов, сырьевой рынок, рынок труда, рынок ЦБ, рынок втор сырья;

3.По географич расположению: местный, национальный, мировой; 4. По степени

ограничения конкуренции: свободный, рынок монополистич конкур,

олигополистический рынок чистой монополии. 5. По отраслям сфер пр-ва и услуг:

топливный, автомобильный, компьютерный, рынок хлебопродуктов и т.д. 6. По х-ам

и р-рам продаж: оптовый и розничный.

4. Пром-ть и ее роль в соц-эк развитии общ-ва. Пром-ть- совок-ть

большого числа самостоят предпр, цехов и пр-в, занятых добычей, заготовкой и

переработкой сырья в гот прод. Она базируется на технологии пр-ва, созданной

чел, хар-ся непрерывностью пр-ва. В задачу пром входит изменение кач-ва и ср-в

обрабатываемых предметов труда. Важное место в пром принадлежит решению

продовольственной проблемы. Производя все виды с/х техники, мин удобрений и

ср-в химзащиты растений, она способствует повышению урожайности с/х культур,

сокращению потерь и повышению технич оснащенности с/х пр-ва. Пром, и в 1ую

очередь ее базовые отрасли (энергетика, металлургия, хим пром, машиностроение),

явл матер основой технич процесса реконструкции всех отраслей нар хоз-ва.

Недостатки развития пром: 1. Недостаточный уд вес прогрес видов машин и обор в

общем объеме пр-ва. 2. Уровень разрабатываемой техники не соотв совр

требованиям. 3. Мало производится пром работ и малогабаритной с/х техники.

5. Отраслевая стр-ра пром-ти. Отрасль- это совок-ть

самостоятельных предпр, цехов и пр-в, хар-хся единством назначения

вырабатываемой прод, общностью технологич процесса и перерабатываемого сырья.

Для формирования отрасли пром-ти необх определить условия: наличие достаточно

большого объема рын игрока на данный вид прод, наличие прир ресурсов.

Классификация отраслей: 1. По эк назначению прод: отрасли, изгот ср-ва пр-ва,

О, производ предметы потребления. 2. По х-ру воздействия на предметы труда:

добывающие- угольная, торфяная, гидроэнергетика, Обрабатывающие- осущ-т

дальнейшую обработку сырья и материалов: металлургия, хим отрасль. 3. По

ф-циональному назначению прод: производ промежуточную прод, произв конечную

прод. Все эти отрасли в наст время объединены в группы межотраслевых

комплексов: топливно-энергетический, металлургический, металлостроение,

химико-лесной комплекс, пром-ть строит комплекса, отрасли перераб пром,

входящие в состав агро-пром комплекса. 4. По уровню концентрации пр-ва и

предложения однородной прод на отд предпр: совершенноконкурентные,

монополистические, О с монополистич конкуренции, олигополистические.

6. Совр отраслевая стр-ра пром-ти РБ и осн направления. Пром РБ

начисляет в св составе более 100 отраслей. Ведущие О: 1. Машиностроение и

металлообработка занимают 24% в общем объеме пром пр-ва. 2. Пищепром- 19%, 3.

Хим и нефтехим- 14%. 4. Легкая- 9%. 5. Электроэнергетика- 8%. Наиб уд вес в

стр-ре пр-ва ВВП заним пром- 31%, транспорт и связь- 11%, торговля и общепит-

9%, с/х и строительство- по 5.5%. Беларусь занимает среди стран СНг 1 место по

пр-ву тракторов, хим волокон и нитей. 2 место по мин удобрениям, грузовым авто,

металлорежущим станкам, холодильникам, телевизорам, чулочно-носочным изделиям и

обуви. РБ осущ-т торговлю со всеми странами СНг и более чем со 150 странами

дальнего зарубежья. Важнейшие направления: 1. Опережение темпов роста пром

пр-ва прод отрасли, изгот ср-ва пр-ва и отрасли, изгот предметы потребления. 2.

Повышение доли отраслей, обеспечивающих технич прогресс в нар хоз-ве. 3.

Изменение соотношения м/у добывающими и обрабат отраслями пром в пользу

последних. 4. Изменение стр-ры топливной пром-ти.

7. Понятие и классификация предпр. Каждое предпр- это

самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект произв сферы

нар хоз-ва, кот производит и реализует прод, выполняет работы пром хар-ра или

предоставляет платные услуги. Классификация: 1. Отраслевая и предметная

специализация. Хар-ся различием выпускаемой прод, в том числе ее назначением,

способом пр-ва и потребления. 1.1. Промышленные- заним выпуском машин, обор.

1.2. с/х- по выращивании. зерна, овощей и технич культур. 1.3. Строит индустрия

и транспорт. 2 По стр-ре пр-ва. 2.1.Узкоспециализированные - изготавлив огранич

ассортимент прод массового потребления. 2.2. Многопрофильные. 2.3.

Комбинированные. 3. По р-рам предпр: малые, средние, крупные.

8. ЖЦП: создание, реорганизация, реструктуризация, санкция, банкротство и

ликвидация. 1. Создание предпр и его становление. Регистрир в соотв

органах исполнит власти. 2 способа регистрации6разрешительный, уведомительный.

2. Реорганизация- это изменение орг-ной стр-ры упр-ия, м-т происходить в рамках

действующего субъекта хоз-ния или с послед ликвидацией старого и регистрацией

нового. 3. Реструктуризация- это выделение стр-ых подразделений предпр с

самостоят балансом и р/сч, но без образования юр лица. 4. Санация- фин

оздоровление предпр. 5. Банкротство- последн стадия несостоятельности объекта

хоз-ния. Фин несостоятельность удостоверяется судом, неспособность субъекта

хоз-ния оплатить предъявл док-ты или превышение статуса долговых обязательств

над им-вом субъекта хоз-ни. Дело о его фин несост открывается либо по заявлению

самого клиента, либо его кредиторов. Назначается фин-хоз экспертиза. При

принятии решения о признании хоз субъекта банкротом суд образует ликвидационную

комиссию, она обязана: известить кредиторов о ликвидации субъекта хоз-ния,

Сосредоточить все деньги на одном счете в банке, составить отчет о им-ве Ф,

включая наход под залогом, подготовить план ликвидации, поэтапно осущ-ся

ликвидация собственности, предоставление инф и ходе ликвидации, составляется

отчет и ликвидационный баланс. По окончанию ликвидации Ф исключается из гос

реестра.

9. Хоз-правовые формы предпр. ЧАСТНЫЕ ПРЕДПР в РБ создаются в

рез-те приватизации гос предпр частными лицами, путем возникновения нов предпр.

Им-во ЧПр формируется за счет его владельца, получ им доходов, а также др

источников, незапрещенных з-ном. Прод, произвед на ЧП, доходы, получ от ее

реализ принадлежат исключительно его владельцу. +: полная самостоятельность

действий, конфидециальность деят-ти, низкие издержки на орг-цию и упр-ие

пр-вом. --:огранич фин возможности для расширения и совершенствования пр-ва,

отсутствие специализированного менеджмента. ГОС ПРЕДПР- им-во кот принадлежит

гос-ву. Им-во м-т создаваться за счет бюдж ассигнований, вкладов др гос предпр

или др источников. +: значит фин возможности дл расширения и совершенствования

пр-ва за счет ср-в бюджета, высокая кредитоспособность, исп-ие

высококвалифицированных специалистов в области менеджмента. --: интересы раб не

совпадают с интересами гос-ва. ХОЗ ТОВ-ВА-это форма предпринимат деят-ти при

кот им-во предпр формируется за счет вкладов неск граждан и юр лиц, кот

объединяются для совм хоз деят-ти на основе договора м/у ними. Полное- все

участники несут по его обязат полную неогранич ответственность. Коммандитное-

один из уч несет полную ответств, и хотя бы один- ограниченную.

Акционерно-коммандитное- члены вносят св долю путем приобретения акций-

переходная форма к АО+: высокая степень ответственности по обязательствам

делает ХТ надежным партнером, несложная стр-ра и с-ма упр-ия, возможность

привлечения капиталов др инвесторов. --:нестабильность фин-ия, отсутствие

четкого проф упр-ия, непривлекательность полной ответственности, кот часто

приводит к разорению мелких и ср собственников.

10. АО, сущ-ть, значение. В связи с переходом РБ к рын отнош

получило развитие нов орг-ной формы хоз-ния- АО- это объединение, созданное по

соглашению юр и физ лиц путем объединения их им-ва и ср-в с цель. осущ-ия хоз

деят-ти. АО им уставной фонд, разделенный на определ число акций, равной номин

ст-ти и несущ ответственность по обязательствам т-о за счет св им-ва. АО бывает

открытым (акции распредел-ся путем открытой подписки и продажи) и закрытым

(среди лиц, подписавших договор о совм деят-ти, преобревших эти акции). Цели

создания АО: для привлечения доп ср-в в виде сбережений членов труд кол-ва, для

укрепления матер-технич базы и соц-культ уровня, превращает раб-ов предпр в его

совладельцев, повышении их матер заинтересованности в экономном выполнении

работ, повышение ответственности руководителей и специалистов за рез-ты деят-ти

предпр перед труд кол-вом.

11. Содержание и образование акций. Акция- это ЦБ, удостовер

участие владельца в делах учредителя и дающая право на получение соотв доли

прибыли. Акция обеспеч владельцу долю во владении предпр. Фин сумма, обознач на

акции, предст собой ее номин ст-ть, а цена, по кот она продается на рынке

обозначает ее курс. По хар-ру распр акции м.б.: 1. Именные- А с указанием ее

владельца, распр в порядке открытой подписки.1.1. Привилегированная- А.

дивиденд кот фиксируется в виде твердого %, выплач-ся в 1ю очередь, незав от

величины прибыли предпр. Не дает право голоса ее владельцу, не участв в упр-ии.

1.2. Простая- А не с фиксир дивидендом, р-р кот определ-ся общим собранием

акционеров, после утраты фиксир % держатели им право участвовать в упр-ии АО.

2. А на предъявителя- не содержит имени ее держателя. 3. А труд кол-ва-

держателем м.б. т-о раб-ки данного предпр. 4. А предпр- распр среди др предпр и

орг-ций.

12. Права и обязанности акционеров. Права: 1. держатели акций им

право за каждый год хранения акций получать дивиденды, быть избранными членами

упр-ия и его председателями. 2. Ежегодно заслушивать на собрании акционеров

отчет по работе предпр за прошедший год и задачи на буд. 3.Требовать от рук-лей

и специалистов отчета о невыполнении плана прибыли. 4. М-т ставить вопрос о

досрочном замещении рук-ва, если оно не справилось с планом по прибыли.

Обязанности: 1. Соблюдение произв и технологич дисциплин. 2. Бережно относиться

к собственности предпр, не допускать ее порчи, вносить предложения по улучшению

хоз деят-ти, направленной на увеличение прибыли. 3. Бережно хранить акции, не

передавать их др лицу, т.к. при этом акции не погашаются и по ним не

выплачиваются дивид-ды. 4. При выплате дивид сверить содержание акций с

паспортными данными, указанными на корешке. 5. Если раб-к увольняется, то он

обязан погасить акцию, в случае смерти акционера акция передается наследникам.

5. Если акционеры раб-т на предпр и общ ст-ть личных и наслед акций не

превышает мах, Ио они им право хранить их и получать по ним дивид, если сумма

превышает мах, то они обязаны превышающую сумму погасить.

13. Упр-ие АО. Органы упр-ия: Собрание акционеров, сов диреков

совет правления, наблюдательный совет, дирекция. Полномочия собрания

акционеров: изменение и доп устава, изменение уст фонда, определение орг-ной

стр-ры и правил, избрание и отзыв членов выбран органов, утв год отчетов АО,

создание, реорганизация и ликвид АО, принятие реш о прекращении деят-ти. Общ

соб в праве наделить правление общ-ва решением вопросов, отнесенных к

компетенции собрания. Нельзя без собрания: принятие устава и внесение в него

изменений, избрание членов выборочного органа, принятие реш о прекращ деят.

Правление предст интересы акционеров на период м/у собраниями. Полномочия:

орг-ция собрания акционеров, подписание контрактов, утверждение договоров и

сделок, р-р кот не превышает 25%, контроль за деят-тью дирекции. Состав упр-ия:

председатель, его зам, 2 члена упр-ия. Члены дирекции и ревизной комиссии не

м.б. членами упр-ия. Члены упр-ия в теч 24 мес после прекращения деят-ти не

м.б. уволены с данного предпр. Дирекция- исполнит орган, несет отчет перед

упр-ием и собранием акционер. Состав: директор, его зам, глав бух, нач юр

отдела. Полномочия: осущ-ие текущ управл деят-ти, обеспечение вып-ия решений

собрания, упр-ие им-вом АО, распоряжение его капиталом, несет ответственность

за деят-ть АО, заключ договора, выдает доверенности, открывает счет в банке.

14. Сущность, цели и задачи разгосударствления, его направления.

Разгосуд и приватизация гос собств явл одним из направлений перехода эк РБ к рын

отношениям. Разгосуд- это процесс формирования многоукладной смешанной эк,

децентрализованного упр-ия, освобождение гос-ва от ф-ции прямого гос упр-ия.

Принципы: добровольность, эк заинтересованность труд коллективов и отд граждан,

гласность, соблюдение интересов гос-ва и населения. Осн критерии: сокращение

принудит гос з-нов, расширение свободной продажи продуктов на рынке,

либерализация цен, конкуренция товаропроизводителей, обеспечение эк

ответственности за рез-ты хоз деят-ти.

15. сущ-ть, принципы и источники приватизации. Приватизация-

передача гос-ом права собственности на предпр, им-ые комплексы и др им-во

гражданам и юр лицам, деят-ть кот основана на негос собственности. В рез-те ПР

гос-во утрачивает право владения, пользования и распоряжения объектами хоз

собственности, а гос органами- права упр-ия ими. Способы ПР: 1. Выкуп арендного

им-ва арендным предпр. .2 Продажа объектов на аукционе и по конкурсу. 3.

Продажа гос доли акций и АО, преобразованных из гос и арендных предпр

негосуд-ыми юр и физ лицами. Принципы: 1. сочетание возмездного и

безвозмездного способа ПР. 2. Дифференциация м-дов, форм и процедур Пр. 3.

Право каждого гражд РБ на часть безвозмездно предоставленной собственности. 4.

Предоставление определ соц гарантий членам труд кол-ва ( уменьшение ст-ти

приватизир им-ва на 20%, ЗПЛ и дивиденды не облагаются налогом). 5. Принцип

гласности процесса ПР. Цели, кот д.б. достигнуты за счет ПР: усиление стимулов

к труду, повышение пр тр, эфф-ти пр-ва, предприним деят-ти, устранение

бесхозности, уменьшение масштабов коррупции и теневой эк, возрождение общечел-х

ценностей.

16. Методы и способы приватизации. 2 этапа: 1.

Изучение законодательной базы, кот необх для того, чтобы убедиться, что предпр

не попадает под к-либо ограничения. Если инициатором проведения Пр выступает

коллектив, то подготовительная работа начин-ся с создания инициативной группы в

составе представителей планового, фин отдела и бухгалтерии, и председателя

профсоюзного комитета. Инициативная группа готовит след док-ты: отраслевая

принадлежность, место нахождения предпр, численность раб с разбивкой по

категориям сложности работы, стр-ая хар-ка предпр, срмес ЗПл, балансовая,

восстановительная и остаточная ст-ть ОФ, ст-ть обор ср-в, номенклатура

выпускаемой прод, степень вредности и тяжести труда, отчетн и прогнозир пр тр и

рентабельность, р-ры фондов эк стимулирования и др фондов, экологическое

состояние предпр. 2. №17

17. М-ды определения ст-ти объектов приватизации. Предварительная

подготовительная работа завершается проведением собрания труд кол-ва для

ознакомления с подготовит док-ами, а так же с тем, что будет иметь член труд

кол-ва от приватиз предпр. Составл чек-формат к приложению на приватиз данного

предпр. Чек содержит: 1. Общ сведения о предпр и ассортименте пр-ой прод. 2.

Сведения об активности предпр, определ его колич и качеств хар-р. 3.

Территориальная хар-ка предпр (площадь занимаемой территории и хар-ка

строений). 4. Хар-ка рынка сбыта производ прод, а также рынка осн видов

потребляемого сырья и матери. 5. Осн эк показатели развития предпр (пр-сть,

рентаб, прибыльность) за 2 последних года, предшествующих ПР.

18. Орг-ция и порядок проведения приватизации гос им-ва предпр.+№16, 17

Приватизация- передача гос-ом права собственности на предпр, им-ые комплексы и

др им-во гражданам и юр лицам, деят-ть кот основана на негос собственности. В

рез-те ПР гос-во утрачивает право владения, пользования и распоряжения

объектами хоз собственности, а гос органами- права упр-ия ими. Способы ПР: 1.

Выкуп арендного им-ва арендным предпр. .2 Продажа объектов на аукционе и по

конкурсу. 3. Продажа гос доли акций и АО, преобразованных из гос и арендных

предпр негосуд-ыми юр и физ лицами. Принципы: 1. сочетание возмездного и

безвозмездного способа ПР. 2. Дифференциация м-дов, форм и процедур Пр. 3.

Право каждого гражд РБ на часть безвозмездно предоставленной собственности. 4.

Предоставление определ соц гарантий членам труд кол-ва ( уменьшение ст-ти

приватизир им-ва на 20%, ЗПЛ и дивиденды не облагаются налогом). 5. Принцип

гласности процесса ПР. Цели, кот д.б. достигнуты за счет ПР: усиление стимулов

к труду, повышение пр тр, эфф-ти пр-ва, предприним деят-ти, устранение

бесхозности, уменьшение масштабов коррупции и теневой эк, возрождение общечел-х

ценностей.

19, Сущность и основные признаки предпринимательства.

Предприним-во- самостоятельная инициативная деят-ть, осущ-ся на св страх и риск

и под св имущественную ответственность, основанная на частной собств и напр на

получение прибыли. Для орг-ции любой предпр деят-ти необх: ОФ, обор ср-ва, ден

капитал, технология, инф, сам человек. Основу предприним деят-ти составляют рын

отношения, основанные на частной собств. Признаки: 1. Самостоятельность-

независимость хоз субъектов при осущ-ии любых видов деят-ти, незапрещенных

з-ном. 2. Комм свобода- предприниматель самостоятельно определяет пути, способы

и цену реализации т-ра. 3. Личная заинтересованность в свободе выгоде. 4.

Личная ответственность за рез-ты труда, за нарушение договорных, налоговых

расчетных и кредитных обязательств. 5. Добровольность, свободное привлечение

ресурсов, найм и увольнение раб-ов. 6. Свободное распределение прибыли. 5.

Добровольность, свободное привлечение ресурсов, найм и увольнение раб-ов. 6.

Свободное распределение прибыли. 5. Добровольность, свободное привлечение

ресурсов, найм и увольнение раб-ов. 6. Свободное распределение прибыли. 5.

Добровольность, свободное привлечение ресурсов, найм и увольнение раб-ов. 6.

Свободное распределение прибыли. 5. Добровольность, свободное привлечение

ресурсов, найм и увольнение раб-ов. 6. Свободное распределение прибыли. 5.

Добровольность, свободное привлечение ресурсов, найм и увольнение раб-ов. 6.

Свободное распределение прибыли. 5. Добровольность, свободное привлечение

ресурсов, найм и увольнение раб-ов. 6. Свободное распределение прибыли.

20. Виды предприним деят-ти. 1. Производственное- распр в осн на

пр-во и потребление т и усл. 2. Коммерческое- распр на обмен, распределение и

потребление т и усл, 3. Финансовое- на их обращение, обмен ст-ти. Пр-ая деят-ть

самая сложная. В условиях пр-ой деят-ти, осущ-ся выпуск прод, т-ов, работ, усл.

дух ценностей. При этом ф-ция пр-ва явл основной, а сбыт прод играет

второстепенную роль. Коммерческое создается для осущ-ия сбыта прод, хар-ся

тов-ден, торгово-обменными операциями, сделками по купле и продаже т-ов. В комм

предприним нет необходимости обеспечивать пр-ыми ресурсами- приобретаемые матер

ресурсы покупают уже в виде гот прод, кот затем реализуется потребителю. 2

требования к комм деят-ти: реализационная цена т-ра д.б. выше, чем покупная,

Д.б. достаточный спрос на данный вид т-ра. Фин предпр- объектом купли-продажи

явл деньги, валюта, ЦБ. Занимаются комм банки, фондовые биржи, предприятия,

орг-ции и отд граждане-предприниматели.

21. Малые предпр. Осн этапы орг-ции предпринимательства. Одна из

гл задач малого предприн-ва- преодоление монополии на развитие прод. Цель

создания: активизация стр-рной перестройки эк, насыщение потребит рынка т-ами,

расширение конкуренций, преодоление отраслевого и регионального монополизма,

создание доп раб мест, развитие небольших городов. Этапы: 1. Отбор людей и

изучение конъюнктуры рынка. 2. Гос регистрация предприним. а) с образов юр

лица- предпр, б) без образования юр лица- ИП. 3. Открытие р/сч в банке. 4.

Выдача лицензии. Критерии отнесения к МП: срспис числ раб, в кот помимо

постоянных работ учитыв раб по договорам подряда и совместительству. ( пром-ть,

строительства, транспорт- не больше 100 чел, с/х, наука- 60, др отрасли- 50).

2. Объем валового прод. 3. Р-р П как в странах ЕС. Преимущества: освобождение

крупн и ср предпр с массовым и крупно-серийным пр-ов пром прод от выпуска

изделий мелкими сериями, создание большого числа раб мест и привлечение своб

населения, способность обеспеч конкурентного хар-ра пр-ва и его демократизацию.

Проблемы: отсутствие поддержки гос-ва, огранич фин возможности, трудности в

матер-технич обеспечении, несовершенность зак-ва в области малого бизнеса,

отсутствие опыта деят-ти в рын стр-рах, отсутствие руководителей-менеджеров,

знающих специфику мал предпр.

22. Гос предпр. им-во кот принадлежит гос-ву. Им-во м-т

создаваться за счет бюдж ассигнований, вкладов др гос предпр или др источников.

Различают: гос предпр, вход в республиканскую собственность, коммунальные гос

предпр, принадл местным органам власти. Доходы, получ гос предпр, принадлежат

гос-ву, а не членам труд кол-ва, кот явл наемными раб и получают ЗПл в соотв с

ценой раб силы и в зав от р-ров труд. +: значит фин возможности дл расширения и

совершенствования пр-ва за счет ср-в бюджета, высокая кредитоспособность,

исп-ие высококвалифицированных специалистов в области менеджмента. --: интересы

раб не совпадают с интересами гос-ва. Органы упр-ия: труд кол-в, совет труд

кол-ва, дирекция, зам директора и специалисты стр-ых подразделений

23. Частные предпр. ЧАСТНЫЕ ПРЕДПР в РБ создаются в рез-те

приватизации гос предпр частными лицами, путем возникновения нов предпр. Им-во

ЧПр формируется за счет его владельца, получ им доходов, а также др источников,

незапрещенных з-ном. Прод, произвед на ЧП, доходы, получ от ее реализ

принадлежат исключительно его владельцу. +: полная самостоятельность действий,

конфидециальность деят-ти, низкие издержки на орг-цию и упр-ие пр-вом.

--:огранич фин возможности для расширения и совершенствования пр-ва, отсутствие

специализированного менеджмента. Факторы, сдерживающие предпринимательство в

РБ: отсутствие у большинства граждан первонач капит для создания предпр,

сложность получения кредитов, неразвитость рынков ср-в пр-ва,

незаинтересованность предпринимателей в пром пр-ве.

24. Хоз тов-ва. это форма предпринимат деят-ти при кот им-во

предпр формируется за счет вкладов неск граждан и юр лиц, кот объединяются для

совм хоз деят-ти на основе договора м/у ними. Отличит особенностью ХТ от др

хоз-правовых форм явл то, что один или неск-ко участников обязательно несут

неограниченную ответственность по обязательствам тов-ва. Полное- все участники

несут по его обязат полную неогранич ответственность. Коммандитное- один из уч

несет полную ответств, и хотя бы один- ограниченную. Акционерно-коммандитное-

члены вносят св долю путем приобретения акций- переходная форма к АО+: высокая

степень ответственности по обязательствам делает ХТ надежным партнером,

несложная стр-ра и с-ма упр-ия, возможность привлечения капиталов др

инвесторов. --:нестабильность фин-ия, отсутствие четкого проф упр-ия,

непривлекательность полной ответственности, кот часто приводит к разорению

мелких и ср собственников.

25. Произв кооперативы. комм орг-ция, участники кот обязаны

внести имущественный паевой взнос, принимать личное трудовое участие в его

деят-ти и нести ответственность по его обязательствам в равных долях. Его

фирменное название должно содержать наименование и слова «произв кооператив».

Число членов не д.б. менее 3х. Учредит док-т- устав, утверждаемый общим

собранием его членов, кот должен содержать сведения о паевом взносе, порядке их

внесения; хар-ре и порядке труд участия его членов в деят-ти кооператива и их

ответственности за нарушение обязательства по личному труд участию; о порядке

распределения прибыли и убытков, р-ре и условиях ответственности членов

кооператива по его долгам, о составе и компенсации органов упр-ия, порядке

принятия ими решений. Высший орган упр-ия- общее собрание его членов. К о

единогласному решению его членов м-т преобразовываться в ХТ или общ-во, а также

в унитарное предпр в случаях, когда в его составе осталось менее 3х чел.

Унитарное предпр- ком рог, не наделенная правом собственности на закрепленное

за ней собственником им-во, кот не м.б. распределено по вкладам.

26. Совместные предпр. совм пр-енно-хоз деят-ть партнеров 2х или

нескольких стран, хар-ся объединением знаний, усилий, ср-в в сфере пр-ва и

сбыта прод, НТ, инвестиционной и др видов деят-ти. Осн цели и задачи создания

совм предпр заключ-ся в привлечении в страну передовых технологий,

прогрессивного сбыта орг-ции и упр-ия пр-вом, иностр капитала, в получении

иностр кредитов на льготных условиях, наполнение внутр рынка, увеличение

запасов свободно-конвертируемой валюты. Совм предпр существенно влияет на

структурную перестройку эк страны, вносит определ вклад в увеличение общих

объемов пр-ва, рын т/о, создает благопр среду для развития конкуренции,

обеспечивает стимулы к высокоэфф труду. Предлагая св прод для реализации,

СП способствует более полному удовлетворению потребит спроса населения.

Они создают нов раб места, привлекают и внедряют прогресс технологии,

увеличивают запасы свободно-конвертируемой валюты. Для государства польза от

СП заключается в поступлении доходов в местный и центральный бюджет.

27. Новые орг-ые формы объединений (концерн, консорциум, хоз ассоциация,

союзы). Концерн- это форма объединения самостоят предпр, связ

посредством с-мы участия в капитале, фин связей, договоров об общности

интересов,тесного производственного сотрудничества. Входящие в концерн компании

номинально остаются самостоят юр лицами в форме АО или иных хоз общ-в или

товариществ, а фактически подчинены единому хоз руководителю. Вертикальный

концерн- объединяющий компании разных отраслей, связанные последовательностью

технологич процесса пр-ва гот прод (горнодобывающие, металлургические и

машиностроит). Горизонтальный- концерн, объединяющий компании одной отрасли,

производящие одно и то же изделие или осуществляющие одни и те же стадии пр-ва.

Консорциум- временный союз хоз-но независ фирм, целью кот м. б. разные виды

их скоординированной предпринимат деят-ти, чаще для совместной борьбы за

получение заказов и их совместного исполнения. Орг-ция К оформляется

соглашением, К м-т создаваться с образ и без образ юр лица.

Организационно-правовой формой К в виде юр лица может быть АО или другие

хозяйственные общества. В рамках к-ма участниками не формируется никаких орг-ых

стр-р, за исключением небольшого аппарата (например, совета директоров

консорциума). Компании, входящие в к-ум, полностью сохраняют св эк и юр

самостоятельность, за исключением той части деят-ти, кот связана с достижением

целей к-ма. Часто консорциумы являются бесприбыльными орг-ми. Цель создания:

объединение усилий для реализации конкр проекта, обычно в сфере своей осн

деят-ти, осуществление науко- и капиталоемких проектов, в том числе междунар,

или совместное проведение крупных фин операций по размещению займов, акций.

Ассоциация — добровольное объединение юр или физ лиц для достижения общей хоз,

научной, культ-й или к-либо другой некомм цели. Создается в целях кооперации

деят-ти рекомендательного х-ра; члены ассоциации (союза) сохраняют св хоз

самостоят-ть и права юр лица. А. не отвечает по обязательствам св членов; члены

асс-ии несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в р-ре и

порядке, предусмотренными учредит док-ами ассоциации; члены асс-и вправе

безвозмездно пользоваться ее услугами.

28. Холдинговая компания, картель, СЭЗ. Холдинг компания (англ.

holding владеющий)- акционерная компания, использующая св капитал для

приобретения контрольных пакетов акций др компаний с целью установления

контроля над ними. Каждое из предпр, вход в Х, получает условия для

собственного развития, поддерживает жизнедеят-ть другого - внутри всех

направлений выстроены четкие пр-ые связи и цепочки. Преимущества - возможность

перемещения фин потоков, рабочих и матер ресурсов, оптимизация налогообложения,

создание единого инженерного центра, бухг и сбытовых подразделений,

оперативность в принятии решений. Картель- объединение фирм одной отрасли,

кот вступают м/у собой в соглашение, касающееся разл сторон комм деят-ти

компании- соглашение о ценах, о рынках сбыта, объемах пр-ва и сбыта,

ассортименте, обмене патентами, условиях найма раб силы и т.д. СЭЗ- это

составная часть хоз комплекса страны, спец выделяемая на конкр историческом

этапе и им-ая особые эк условия для конкр цели эк развития страны. Цели

создания: включение страны в межд РТ и увеличение выпуска конкурентоспособной

прод на эксп, насыщение внутр рынка заинтересованной страны определ прод,

замещающей импортные т-ры, обеспечить ускоренное внедрение в пр-во отечеств и

иностр НТ разработок, с дальнейшим исп-ием их рез-тов на всей террит страны,

стимулирование эк развитии к-либо территории страны или конкр национ отрасли

пр-в. Осн задачи: рост занятости, опробование нов м-дов хоз-ния, стимулирование

экспорта пром т-ров, получение валютной выручки. Свод торг зоны, зоны пром

обработки, технико-внедренческие, сервисные (оффшорные).

32. Сущность комм и хоз расчета: определение, принципы. ХР- эк

категория, отражающая отношения в области пр-ва, распределения, обмена и

потребления прод. Цель: рачительное ведение хоз-ва, соблюдение режима экономии,

окупаемости затрат и обеспечение рентаб пр-ва. Охватывает все сферы произв

отношений, кот строятся на основе таких стоимостных форм как т-р, цена, с/с,

ст-ть, деньги, прибыль. Принципы? окупаемость затрат и самофин-ние, гос

регулирование эк и самоупр-ие кол-ва, матер заинтересованность кол-ва и каждого

раб в конечных рез-тах пр-ва, матер ответств кол-ва и раб за конечные рез-ты

пр-ва. Комм расчет ведется в интересах получения прибыли, ХР- нацелен на вып-ие

гос планов. КР ликвидир админ-командн с-му и обеспеч предпр реальн эк

самостоятельность, т.е предпр само фин-т ден ср-ва на приобретение матер рес и

оплаты труда раб, само определяет, какую прод производить с учетом конъюнктуры

рынка, и само реализ прод с учетом выгоды.

33. Сущ-ть, формы и принципы коллект подряда. Колл подряд

направлен на увеличение эфф пр-ва, увеличение выхода гот прод, улучш ее

кач-ва, повышает ответственность каждого раб за рез-ты хоз деят-ти. Виды:

Бригадный- осущ в бригаде, кот д.б. по р-ру не б 15-20 чел. Прим в строит

бригадах, кот сдают объекты под ключ и в теч определ времени отвеч за кач-во

работы. Звеньевой подряд- внутри бригады создаются звенья (5-10чел),

специализир по выпуску разл видов прод. Семейный подряд- в общепите и с/х.

Личный подряд- когда раб бригады берет на себя обязательства по пр-ву прод. Для

этого ему выделяют необх ср-ва, определяют с-му оплаты труда и он производит и

сдает прод производителю. Арендный подряд- наиб эфф форма кол подряда, основан

на им-нном найме, когда арендатор становится владельцем осн ср-в за оплату.

Принципы: кол оплата труда с учетом вклада каждого раб в общий рез-т,

установление небольших по численности раб труда (5-10чел), т.к. практика

показала, что при большой численности бригада становится неуправляемой,

обеспечение техникой и др ср-ами пр-ва с таким расчетом, чтобы вся осн работа

по пр-ву прод выполнялась силами одного кол-ва, добровольный принцип вступления

в кол-в на основе подачи заявления каждым раб-ом, самостоятельность подрядных

кол-вов в решении пр-ых вопросов с одноврем увеличением ответств за вып-ие

технологии пр-ва, договорная форма отношений м/у кол-ами и администрацией.

34. Аренда и арендный подряд как формы развитого комм расчета.

Аренда- осущ-ие им-го найма или договора, при кот арендатель сдает др арендатору

осн ср-ва пр-ва во временное пользование за определ плату. Различают: аренду

помещений, оборудования, предприятий (т.е сдаются в аренду не отд части им-ва,

а единый им-ый комплекс, при такой аренде в состав арендного им-ва включ осн

фонды по остаточной ст-ти и собств обор ср-ва предпр. Арендные отношения исп-ся

в 2х формах: 1. Целевая аренда- арендаторы берут у предпр за определ плату

ср-ва пр-ва для создания продукта по заказу предпр. 2. Полная аренда

(свободная)- арендатору выделяются осн ср-ва пр-ва для создания прод, кот

арендатор реализует по св усмотрению с учетом эфф-ти разл каналов реализации.

Арендные отношения хар-ся признаками: самостоятельность арендатора в орг-ции

пр-ва, матер заинтересованность (ответственность) арендатора за исп-ие взятых в

аренду ср-в пр-ва, прямая зависимость доходов раб-ка от конечных рез-тов их

деят-ти, установление на заранее определ срок арендной платы, самостоятельность

(полная или частичная) арендаторов за реализацию произвед прод.

35. Методика расч арендной платы. . 1. Линейный м-д

ст-ть объекта*годов норма амм (год сумма амм отчислений). 2. Метод

суммы чисел лет: напр, срок исп-ия 5 лет, следовательно сумма чисел полезного

исп-ия=1+2+3+4+5=15. 1год=5/15*100%. Получившийся % * на ст-ть объекта.

2год=4/15*100% и т.д. 3. Произв-ый м-д на изготовление прод: затраты на

1ед прод=ст-ть объекта/объем пр-ва прод. Получ сумму * на нужное кол-во ед.

4. Произв м-д на транспорт: ст-ть преобрет транспорта*пробег в теч срока

эксплуатации. Получ сумму * на пробег в отч году. 5. М-д уменьшаемого

остатка. 1год: год сумма амм отчислений=ст-ть*год норму отчислений в %. 2год:

амм начисляется от разницы амм ст-ти объекта и суммой начисл за 1год и * на

год норму отчислений в 5. 3год:ст-ть объекта-сума начисл за 1год-за 2год и * на

год норму отчислений в %. 4год:То же самое, что и 3, но еще отнимается и сумма

амм отчислений за 3год. 5. То же самое, что и 4 но еще отнимается и сумма амм

отчислений за 4год. Амортизацию заменить на аренду.

36. Понятие, классификация и стр-ра ОФ. Средства труда (машины,

оборудование, здания) совместно с предметами труда (сырье. материалы, топливо)

образуют ср-ва пр-ва. Выраженные в стоимостной форме ср-ва пр-ва явл пр-ыми

фондами предпр. различают осн и обор фонды. Осн пр-ые фонды предст собой

средства труда, участвующие в процессе пр-ва длит время и сохраняющие при этом

св натур форму. Стоимость их переносится на гот прод частями, по мере утраты

потребит ст-ти. Обор фонды- это те ср-ва пр-ва, кот целиком потребляются в

каждом новом пр-ом цикле, полностью переносят св ст-ть на гот продукт и в

процессе пр-ва не сохраняют св натуральную форму. Сущ непр-ые фонды- им-во соц

назначения. –жилые дома, столовые, базы отдыха. В зав от пр-го назначения ОФ

делятся на группы: здания, сооружения, передаточные ср-ва, машины и устройства,

трансп ср-ва, инструменты, произв инвентарь и принадлежности, хоз инвентарь.

Эти группы образуют акт (передат устр-ва, машины и обор) и пасс (здания.

сооружения, трансп ср-ва) части ОПФ. Соотношение м/у отд группами и частями ОПФ

хар-ет их стр-ру, имеющую важное значении в орг-ции пр-ва. Наиб эфф-на та

стр-ра, где больше удельный вес акт части. На стр-ру ОПФ влияют такие факторы,

как специализация и концентрация пр-ва, особенности пр-го процесса, уровень

механизации и автоматизации, геогр размещение предпр.

37. Износ, оценка и амм ОПФ. 2 вида износа ОФ: моральный

(изменение ст-ти машин и обор под влиянием сокращения общественно-необх затрат

на их воспр-во- мор износ 1ой формы; 2ой формы- это уменьшение ст-ти в рез-те

внедрения нов, более прогрес и эк эфф-х машин и обор) и физич (постепенная

утрата ОФ св первонач потребит ст-ти): полный (действующие фонды ликвидируются

и заменяются новыми) и частичный (возмещается путем ремонта). Амортизация- это

ден возмещение износов ОФ путем включ части их ст-ти в затраты на выпуск прод.

1. На=(Фнг+К+Д-Л)/Т; Д-демонтажное обор, Т-срок службы. 2. А=На*Фсг. 3.

На=(Фнг+К+Д-Оо)/Фнг*Т, Оф- Остат ст-ть ОФ. 4. На=(Фнг-Л)/Фнг*Т*100%. Величина

амм отчислений определ-ся 3мя м-дами: 1. Равномерный- когда из справочника

берется год норма амм отчислений и, зная сргод ст-ть ОФ, расчит На. 2. М-д

ускоренной амм ОФ. Когда первые 3 года примен-ся повышенные нормы, позвол-ие

перенести на с/с порядка 2/3 их первонач ст-ти, а оставшаяся после этого ст-ть

переносится по одинаковым На по каждому из оставшихся лет службы в пределах

принятого амм периода. 3. Неравномерная амм. Большая часть ст-ти обор включ в

издержки пр-ва в первые годы эксплуатации. Это позволяет в усл инфляции быстрее

окупить сделанные затраты и направить их на дальнейшее обновление парка

оборудования. 1. Линейный м-д ст-ть объекта*годов норма амм (год

сумма амм отчислений). 2. Метод суммы чисел лет: напр, срок исп-ия 5

лет, следовательно сумма чисел полезного исп-ия=1+2+3+4+5=15. 1год=5/15*100%.

Получившийся % * на ст-ть объекта. 2год=4/15*100% и т.д. 3. Произв-ый

м-д на изготовление прод: затраты на 1ед прод=ст-ть объекта/объем пр-ва прод.

Получ сумму * на нужное кол-во ед. 4. Произв м-д на транспорт: ст-ть

преобрет транспорта*пробег в теч срока эксплуатации. Получ сумму * на пробег в

отч году. 5. М-д уменьшаемого остатка. 1год: год сумма амм

отчислений=ст-ть*год норму отчислений в %. 2год: амм начисляется от разницы амм

ст-ти объекта и суммой начисл за 1год и * на год норму отчислений в 5.

3год:ст-ть объекта-сума начисл за 1год-за 2год и * на год норму отчислений в %.

4год:То же самое, что и 3, но еще отнимается и сумма амм отчислений за 3год. 5.

То же самое, что и 4 но еще отнимается и сумма амм отчислений за 4год.

38. Показатели исп-ия ОПФ. 1. Фондоотдача. Фо=ВП(объем вып

прод)/ОФ. 2. Фондоемкость Фе=ОФ/Вп=1/Фе. 3. Фондорентабельность.

Фр=Прибыль/ОФ*100%. 4. Фондовооруженность. Фв=ОФ/Числ Персонала. 5. Сргод ст-ть

ОФ. Фсг=Фнг+Фввод-Фвывод. 6. Сргод ст-ть Фс.ввод=Сум Фввод*Тi/Т, Тi-месяц ввода

ОФ, Т-кол-во мес в году. 7. Сргод ст-ть Фс.вывод=СумФвывод(12- Тi)/12. 8.

Коэф съема прод с 1см2. Ксм2=ВП/см2. 9. Коэф исп-ия ОФ по мощности.

Кинт=ВПфактич/ВПмах; Кэкст=Тфакт/Тплан; Кинтегр=Кинт*Кэкст. 10. Коэф обновления

ОФ=ст-ть вновь введенных ОФ на определ период/ ст-ть ОФ на конец того же

периода. 11. Коэф выбытия ОФ= ст-ть выб ОФ за определ период/ ст-ть ОФ на нач

того же периода. 12. Кгодгости=остат ст-ть первонач ст-ти. 13. Кизноса

ОФ=начисл амм/первонач ст-ть ОФ.

39. Пути лучшего исп-ия ОПФ. 1. Улучшение орг-ции пр-ва и труда и

ликвидация внеплановых простоев. 2. Сокращение времени и повышение кач-ва

ремонта. 3. Вовлечение в работу бездействующих ОФ. 4. Модернизация и

автоматизация обор. 5. Повышение квалифик кадров. 6. Совершенствование техники.

7. Быстрое освоение проектных мощностей. 8. Улучшение кач-ва подготовки сырья и

матер к процессу пр-ва. 9. Сокращение внутрисменной потери обор. 10. Ликвидация

целодневных простоев. 13. Совершенствование технологии пр-ва, освоение

передовых приемов работы.

40. Понятие, состав и стр-ра об ср-в. Об ср- это ден ср-ва,

находящиеся в распоряжении предпр и предназначены для образования обор фондов и

фондов обращения. Они постоянно находятся в обеспечении процесса пр-ва и реализ

прод, одновременно находятся на всех стадиях кругооборота ср-в. Состав: 1. Обор

фонды- это ср-ва пр-ва, кот целиком потребляются в каждом новом пр-ом цикле,

полностью переносят св ст-ть на гот прод в процессе пр-ва не сохраняя св натур

форму. Состав ОбФ: пр-ые запасы, Незаверш пр-во, расходы буд периодов,

полуфабрикаты собств изготовления, прошедшие обработку в одном цехе, но

подлежащие обработке в др. 2. Фонды обращения- это гот прод на складе предпр,

т-ры, отгруженные для продажи, но не оплаченные покупателем, деньги на р/сч,

вложения в краткоср ЦБ. Соотношение отд эл-тов ОС или уд вес каждого Эл-та

предст стр-ру ОС. Факторы, кот влияют на стр-ру об ср-в: специфика предпр,

уровень концентрации и специализации, НТП, географич размещение предпр, х-р и

степень совершенствования технологии орг-ции пр-ва, продолжит-ть пр-го цикла,

уд вес матер затрат в общей сумме затрат на пр-во. Собственные ОС- уставной

фонд, бюджетное фин-ие, направляемое на прирост норматива собств обор ср-в,

прибыль предпр от хоз деят-ти, устойчивые пассивы). Заемные ОС- кредиты банков,

привлеченные обор ср-ва, кот привлекаются предпр из св собств фондов,

ассигнования из бюджета или кредиторская задолженность предпр по неоплаченным в

срок счета, задолж по платежам в бюджет по выданным кредитам, векселям, задолж

по ЗП с населением.

41. Показатели исп-ия ОС. 1. Оборачиваемость ОС: исчисл в днях и

хар-ся периодом, за кот ОС предпр совершают 1 оборот. О=С*Д/Р. С-ср остаток

нормированных ОС, Д-длительность оборачиваемости, Р- объем реализ прод. 2. Коэф

оборачиваемости ОС: Ко=Р/С. Он показывает, ск-ко оборотов совершают ОС за отч

период. Чем больше оборотов, тем лучше они исп-ся. 3. Коэф загрузки

оборудования. Кзо=С/Р. Показ ск-ко ОС приходится на руб реализ прод. Чем

меньше, тем лучше они исп-ся. 4. Коэф эфф-ти Кэфф=П/С. Он показывает, ск-ко

прибыли прих-ся на руб ОС. Чем больше прибыли прих-ся, тем эфф-ее исп-ся ОС.

42. Пути ускорения оборачиваемости обор ср-в. 1.

Совершенствование орг-ции матер-технич обеспечения за счет приближения предпр к

поставщикам сырья и матер. 2. Ликвидация сверх нормативов запасов сырья,

топлива, незавеверш пр-ва и доведение их до min необх р-ров. 3. Сокращение норм

расходов матер ценностей, применение более дешевых матер без ухудшения кач-ва и

внешнего вида прод. 4. Сокращение длит-ти пр-го цикла, совершенствование

технологии выработки научной орг-ции пр-ва и труда. 5. Сокращение времени

пребывания прод на складе. 6. Сокращение времени пребывания матер ценностей в

пути.

43. Нормирования потребности в ОС. Для обеспеч-я бесперебойного

выпуска и реализ прод, в целях эфф-ти исп-ия ОС на предпр осущ-ся их

нормирование. Факторы, кот учитываются при нормировании: 1. Условия снабжения

предпр товарно-матер ценностями. 2. Орг-ция пр-ва: длит пр-го цикла,

номенклатура выпуск прод. 3. Условия реализ прод. Значение нормирования: 1.

Правильно обеспечение норматива ОС обеспечивает бесперебойность технологич

процесса и реализ прод. 2. Позволяет эфф исп-ть ОС на каждом предпр. 3.

Обоснованные нормативы ОС способствуют укреплению режима экономии, выявлению и

исп-ию внутрихоз-ых резервов. 3 м-да нормирования: 1. Аналитический- предусм

анализ наличных тов-матер ценностей с послед извлечением из них избыточных.2.

Коэффициентный - состоит из действующих нормативов, собств ОС в соотв с

изменением показателей пр-ва. 3. М-д прямого счета- это научно-обоснованный

расчет нормативов по каждому Эл-ту нормированных ОС.

44. Источники формирования ОС. Располагая ОС предпр м-т

производить расчеты с поставщиками за приобретенные у них ср-ва и предметы

труда, с раб-ами и служащими по ЗП, с банками- за пользование ссудами, с

бюджетом- по оплате за пр-ые фонды и др платежи. Наличие ОС им большое значение

для создания нормативных условий пр-ой и фин деят-ти предпр, поэтому

рациональна орг-ция ОС им первостепенное значение для всей к работы предпр. 1.

Собственные ОС- уставной фонд, бюджетное фин-ие, направляемое на прирост

норматива собств ОС, приб предпр от хоз деят-ти, устойчивые пассивы

(задолженность по ЗП) и min резервы предстоящих платежей. 2. Заемные ОС-

кредиты банков, предпр-смежников, привлеченные ОС, кот привлекаются предпр из

собств фондов, ассигнования из бюджета или кредиторская задолженность предпр по

неоплаченным в срок счетам, задолженность по выданным кредитам, векселям,

задолж по ЗП с населением.

45. Сущность, показатели и м-ды измерения пр-ти общ-го труда.

Пр-ть тр- это кол-во прод, изготавливаемое в ед раб времени или затраты раб

времени на пр-во ед прод. От уровня пр тр зависит объем пр-ва прод, численность

пр-го персонала, его ЗПл, с/с прод, доход предпр. Для хар-ки исп-ся индивид

(выработка- учитывается т-о живой труд непосредственно затраченный на

изготовление прод) и общие показатели, а также обратный показатель-

трудоемкость. Индивид пр тр: часовая- отношение объема выпущенной прод к

отработанным Ч-Ч, дневная- отношение объема выпущенной прод к отработанным Ч-Д,

годовая- отношение объема выпущенной прод к численности пр-го персонала.

Обществ пр тр=НД/пром-произв персонал. 3 способа определения пр тр: натуральный

(если выпускают 1 вид прод. М-о определить потребность предпр в сырье, матер,

обор), условно-натуральный , стоимостной. Трудоемкость прод- затраты раб

времени на ед прод. : 1. Технологическая- все затраты труда осн раб. 2.

Обслуживание пр-ва- трудоемкость обслуж пр-ва определ-ся затратами труда

вспомогат и обслуж рабочих. 3. Производственная- сумма 1 и 2. 4. Упр-ие пр-ом-

затраты труда руководителя и специалистов. 5. Полная- совокупность всех

трудоемкостей.

46. Экономическое и соц значение роста пр тр. 1. С ростом пр тр

увеличивается выпуск прод, увеличивается р-р ЗПл раб-ов. 2. С ростом пр тр

сокращаются затраты труда на ед прод, что сопровождается снижением с/с и

увеличением прибыли. 3. С ростом пр тр сокращаются админ- упр расходы,

приходящиеся на ед прод. 4. С ростом пр тр увеличивается прибыль предпр и

гос-ва. 5. Чем выше уровень пр тр каждого раб-ка, тем более обеспеченным д.б.

не т-о настоящее. но и будущее.

47. Пути повышения роста пр тр. Уровень пр тр определ-ся

качеством и кол-вом произведенной прод в ед времени. 2 пути, за счет чего м-о

повысить пр тр: 1. Экстенсивный- за счет сокращения фонда раб времени.

ФРВ=Чр*Пс*Кс/Т. Чр- числ раб, Пс- продолжит смены. Кс- кол-во смен, Т-

трудоемкость. Факторы увеличения роста пр тр: 1. Матер-технич: технологии,

автоматизация, внедрение нов технологий. 2. Орг-ые- связаны с упр на предпр. 3.

Эк: налоги, кредитно-ден политика, ценовая политика. 4. Соц- создание

благоприятных условий труда на предпр.

48. Сущность прибыли и ее формирования. П предпр- важнейший

показатель эфф-ти его деят-ти, источником фин-ия пр-ых и соц расходов, доп

вознаграждения раб-ов. За счет П выплач-ся доходы по акциям, гасятся кредиты.

Добиться увеличения м-о за счет улучшения кач-ва пр-ой прод, роста объема

пр-ва, роста пр тр, применения более соверш технологий. П предпр обеспечивает

вып-ие ф-ций: оценка итоговых показателей деят-ть предпр, стимулирующая (явл

фин рез-том и осн Эл-том формирования фин ресурсов), важнейший источник

формирования бюджетов всех уровней, источник расширенного воспр-ва предпр,

роста ст-ти капитала. Виды: 1. П от реализ прод, раб, усл- разница м/у

отпускной ценой с с/с прод и налогами, вход в эту цену. Прп=Выр от

реализ-с/с-НДС-Акцизы. 2. БП=Прп+Проф+Пот внереализ доходов-Уот внереал дох. В

Приб от внереал доходов включ: П прошлых лет, выявленную в отч году, доходы от

дооценки т-ров, от сдачи им-ва в аренду, поступления дебит задолженности,

полученные штрафы, неустойки, % получ по банковским счетам предпр, дивиденды по

ЦБ, принадлежащим предпр. У от внереал дох: недостачи матер ценностей, штрафы.

пени. неустойки, отрицательные курсовые разницы в иностр валюте, потери от стих

бедствий, судебные сборы. 3. Налогооблагаемая П= БП-Пльготн-Ннедвиж. Пльготн-

не облаг налогом: на развитие пр-ва, создание доп раб мест,

благотворительность, противопожарные мероприятия, охрана окр среды.

49. Порядок распределения прибыли. БП распред в: 1. Фонд

потребления- исп-ся на фин-ие соц нужд и матер стимулирование раб-ов, выплату

премий, не связанных с пр-ыми показателями, оказание матер помощи, оплату

путевок, лечения, медик для раб-ов и членов их семей. Носят безвозмездный

хар-р. 2. Фонд накопления- на приобретение и строительство ОФ пр-го и непр-го

назначения и осущ-ние др капит вложений, кот не носят безвозвратный хар-р. За

счет ФН фин-ия расходы, кот носят безвозм хар-р: на проведение НИР, природоохр

мероприятия, расходы сверх установленных норм, расходы на выпуск ЦБ, взносы на

создание др предпр, уплата штраф санкций в случае занижения или скрытия П,

нарушения требов по охране окр среды. 3. Резервный фонд- предназначен для

покрытия непредвиденных потерь, вызв стих бедств и др причинами.

50. Рентабельность прод и пр-ва. Рентаб (норма П)- это

показатель, определяющий эфф-ть деят-ти Ф, выражающий относит величину П и

хар-ий степень отдачи ср-в, исп-ых в пр-ве. Определ-ся в % и в абсол величинах.

1. Р пр-ва хар-ет отдачу авансированных в пр-во ср-в и начисляется как

отношение БП к ст-ти пр-ых фондов и собств обор ср-в. Р

пр-ва=БП/(ОФ+ОСсобтв)*100%. 2. Рпрод= БП/с-с*100%. 3. Рвыручки=БП/Вреализ

прод*100%. 4. Ркапиталовложений=БП/К*100%.

52. Кадры предпр. Труд рес предпр- это раб-ки, прошедшие спец

подготовку, им-ие опыт и навыки в труде и занятые на предпр. Персонал предпр-

это кадры (труд коллектив), это совок-ть раб-ов, входящих в его спис состав. По

хар-ру вып-ых ф-ций персонал подразделяется на 4 категории: 1. Рабочие- раб,

занятые пр-ом прод, услуг, ремонтом, перемещением грузов. (основные,

вспомогательные). 2. Руководители- раб, заним должности руководителей предпр и

их стр-ых подразделений (функц служб), их заместители. 3. Специалисты- раб,

выполняющее инженерно-технические, эк и др ф-ции. 4. Технич исполнители- раб,

осущ-ие подготовку и оформление док-ов, хоз обслуживание.

53. Стр-ра кадров. Стр-ра труд рес цеха или участка хар-ся

соотнош разл категорий раб-ов в их общей численности. ^Рi=Pi/P*100%, Pi- кол-во

итых раб в той или иной профессии в общей стр-ре раб-ов. Р- среднеспис числ

раб. Расчит-ся на основании сргод численности раб-ов. Стр-ра кадров определ-ся

и анализируется по каждому подразделению, а также м-т рассм по таким признакам,

как возраст, степень вып-ия норм и т.д. Коэф оборота раб силы.( по принятым и

уволенным) расчит-ся как отношение принятых и уволенных раб-ов к срспис числ

раб за определ период. Коэф текучести- расчит путем деления выбывших раб за

определ период по причинам нарушения труд дисциплины, по собств желанию на

срспис численность раб этого периода. Коэф устойчивости персонала- отношение

числа раб, постоянно состоящих в спис составе в теч года в годовой срспис

численности раб-ов.

54. Занятость. В наст время в РБ безработица- 4%. Безраб хар-ся

невозможностью трудоспос населения, желающего работать, вступить в труд

отношения для получения компенсации за труд и обеспечения св существования.

Виды: 1. Технологическая- связана с переходом к нов поколениям техники и

технологии, автоматизации и механизации ручного труда. 2. Структурная- закрытие

устаревшего предпр, сокращение выпуска прод ряда отраслей. 3. Конверсионная-

связана с сокращением армии и занятых в отрасли военной эк-ки. 4. Эк-кая- носит

постоянный хар-р, обусловленный колебанием рын конъюнктуры, поражением

т-производителя в конъюнктурной борьбе. 5. Молодежная- возникает на 2х этапах в

жизни чел: после окончания школы и после получения проф образования. 6.

Скрытая- наблюд в тех сферах, где раб-ов больше, чем треб для выпуска конечной

прод. 7. Застойная- когда способные к труду люди не м-т и не хотят устраиваться

на работу.

55. Налоги, осн понятия, ф-ции и принципы налогообложения.

Налогообл- давно известный способ пополнения гос бюджета. Налоги оказ

воздействие на фин состояние субъекта. Большой налог гнет изымает ресурсы, тем

самым сдерживая пр-ое развитие. Ф-ции: Финансовая (фискальная)- заключ в

безвозм изъятии части дохода в бюджет с целью выполнения гос-ом задач эк-ой и

соц политики. Регулирующая (стимулирующая)- с ее пом гос-во сдерживает или

развивает отд отрасли эк-ки. Принципы: Всеобщность, обязательность,

равнонапряженность, допустимость, стабильность, налоги д.б. уменьшаемыми

(отменяемыми), если они сдерживают потребление, налоги должны стимулировать

пр-во и не сокращать тот объем фин ресурсов, кот м.б. использован для развития.

56. Классификация налогов. 1. По назначению: общие- на общего-ые

нужды, специальные- им строго определ цели (целевые налоги и сборы). 2. По м-ду

исчисления: Пропорциональные (твердый н-г)- если ср налог ставка остается неизм

незав от р-ра дохода. Регрессивные- если она понижается по мере роста дохода.

Прогрессивная- повышается по мере роста величины дохода. 3. По способу изъятия:

Прямые- устанавливаются непоср на доход или им-во (+: дает постоянный верный

доход, прост в исчислении и изъятии, носят постоянный х-р; --: дает небольшой

доход гос-ву), Косвенные- на т-р, услуги и фиксир в цене т-ра (+: весьма

доходно для гос-ва;--: сдерживает эк свободу, т.к. его введение затрагивает

интересы производителя, сдерживает потребительский спрос, сложность исчисления

и изъятия). Прямые: 1. реальные (земельный, на недвиж, Экологич,

чернобыльский), 2. Личные (на прибыль, на доходы, подоходный) Косвенные:

акцизы, НДС, тамож пошлины, налоги на эксп и имп, местные.

57. Налог с-ма РБ. Совок-ть налогов, методика их исчисления и

способы изъятия образ налог с-му. Стр-ра, в кот м-о уместить все налоги,

состоит из прямых и косвенных. ПРЯМЫЕ: 1. Прямые реальные- взимаются исходя из

внешних признаков (площадь зем участка, Остат ст-ть недвижимости, р-р выброса

загрязняющих вещ-в). 1.1. Земельный- облагаются земли с/х назначении, насел

пунктов, лесного фонда, водного фонда. Р-р платы определ от качества и

местоположения и не зависит от рез-тов эк и хоз деят-ти. Плательщики- юр и физ

лица. 1.2. На недвижимость

58. Сущ-ть и содержание нормирования труда. Нормирование труда –

это установление необх затрат раб времени на изготовление ед прод или ее

выработки в ед времени. Норма труда- это мера его затрат, установленное задание

в определ условиях отдельных работ, пр-ых операций или ф-ций одним или группой

раб-х, им-х соотв квалификацию, профессию, специальность. Явл основой для

расчета величины пр-го цикла, пр-ой мощности, загрузки оборудования. Норма

времени- это величина затрат раб времени, установленная для вып-ия единицы

работ одним или группой раб-ов. Измер-я в Ч-М,Ч-Ч,Ч-Д.Твр=Тшт+Тпз;Тшт=

То(основное)+ Тв(вспомогательное)+ Торг(оргобслуж)+

Ттех(техничобсл)+Тпт(неустранимых перерывов)+Тот(отдых ). Оперативное время:

Топ=То+Тв. Тобслуж=Торг+Ттех. Тшт=Топ+Тобс+Тот. Норма выработки-

установленный объем работы, кот работник должен выполнить в ед времени.

Нв=Т*Ч/Нвр; Т-период, на кот устанавливается Нв, Ч-кол-во исполнителей. Т.к.

обычно Нв устанавливают на смену, то: Нв=Тсм/Нвр. Норма обслуживания-

кол-во производственных объектов, кот раб-й обязан обслужить в теч ед раб

времени. Но.=Нвр*А*К. А-кол-во ед работы. К- коэф, учитывающий выполнение раб

ф-ций не учтенных Нвр. Норма численности- установленная численность

раб-ов, необх для вып-ия конкр пр-ых ф-ций или объема работ. Нч=Q/Но, Q-объем

работ в данном цехе, на участке.

59. М-ды технич нормирования. 1. Аналитический- основан на

предварительном изучении труд процесса, эфф-ом исп-ии техники и раб времени в

целях выявления резервов сокращения затрат труда и повышения его пр-ти. 1.1.

Аналитически-исследовательский- необх затраты времени определ на основе

исследования этих затрат непосредственно на раб местах и их анализа. 1.2.

Аналит-расчетный—необх затраты времени определ-ся по заранее устан технически

обоснованным нормативам времени. 2. Суммарный- - норма труда определ-ся в целом

на всю работу или операцию без расчленения ее на Эл-ты, труд процесс не

анализируется, рациональность приемов, м-дов труда и затраты времени на их

выполнение не изучаются.

60. Фотография раб места, хронометраж, методика проведения, обработки и

анализа данных. ФРМ- вид наблюдения, при кот замеряются и изучаются

все затраты раб времени в теч раб смены или определ ее части. Цели выполнения:

выявление недостатков в орг-ции труда, получение исходных данных для

разработки нормативов подготовительно-заключ вр, на отдых и личные надобности.

, установление норм обслуживания и нормативов численности рабочих, выявление

причин невыполнения или значит перевыполнения норм выработки(времени) отд

рабочими. При проведении фотографии раб времени фиксируют длительность работы

и перерывов в той последовательности, в кот они протекают. В наблюдательный

лист записывают наименование выполняемой работы или хар-р перерыва. Оперативное

время указывают суммарно, др затраты раб времени- поэлементно. Наблюдение ведут

с пом часов и хроноскопа. Хронометраж- способ наблюдения, при кот изучаются

циклически повторяющиеся элементы оперативной или

подготовительно-заключительной работы, или работы по обслуживанию раб места.

Цель: установление норм времени и получение данных для разработки их

нормативов, проверка кач-ва действующих норм. М.б. непрерывным, выборочным и

цикловым.



(C) 2009