Научная Петербургская Академия

Реферат: Условия успешного решения и реализации логистических задач торгово-посреднической деятельности

Реферат: Условия успешного решения и реализации логистических задач торгово-посреднической деятельности

Условия успешного решения и реализации логистических задач торгово-

посреднической деятельности

Выявленные с помощью логистических задач как оптимизационного, та

к и информационного характера резервы управления торгово-посреднической

деятельностью в условиях рынка не могут быть, однако реализованы без

соответствующих социально-экономических и организационно-технических

условий.

К числу первых относится прежде всего хорошо обоснов

анная и последова

тельная приватиз

ация как первичных

хозяйственных систем -тов

аропроизводи

телей, так и

оптово-посреднических и

государственных структур в сфере обращ

ения средств прои

зводства.

Оба этапа приват

изации: чековая -

с помощью ваучеров и послечековая - пут

ем продажи государственного имущества за

деньги, а также пре

дложенная на обоих стад

иях инвариантная форма

приватизации: продажа ак

ций открытых акцио

нерных обществ,

продажа предприятий на аукцион

е, продажа предприят

ий на коммерческом конкурсе, в

том числе с огра

ничением соста

ва участников

: продажа предприятий на некоммерч

еском инв

естиционном конкурсе

(инвестиционных торг

ах), продажа имущества (активов)

ликвидируемых

и ликвидированных

предприятий

; выкуп арендованног

о имущества

и др., - декларативно

преследует следующ

ие цели:

- развити

е иниц

иативы,

повышение социальной акт

ивности в

сех участников

рыночной экономики, форми

рование новой

хозяйственной и трудо

вой мотивации;

- стимулиро

вание на это

й основе роста прои

зводительности общественного

труда, повышение эффективности про

изводства и другой общественно-полезной

дeятeльности, улучшени

я качества продукци

и и услуг, а также об

щего состояния

потребитель

ского рынка;

- улучшение финансово-денежного

состояния экономик

и, в частности, снижения общ

его уровня и темпов

инфляции;

- соблюден

ие интересов всех или

большинства членов обще

ства. Однако отсутствие достаточно четкого критер

ия эффективност

и как промежуточных, так и конечных результатов приватизации

путем оценки их

социально-экономически

х последствий не только не позволяют

дать сравнительную оценку многовариантным формам

и способам приватизации, но и правильно оп

ределить степень дости

жения поставленных целей.

В сделанном А.Чубайсом в

июле 1994 г. на заседани

и Госдумы РФ отч

ете о первом этапе

приватизации автор этой программы связывал ее успех г

лавным образом с дв

умя моментами: в

о-первых, с образ

ованием многочисленного класса

собственников, создающ

их по его мнению основ

у настоящей и особ

енно будущей рыночной

экономики России; в

оторых: с

необратимостью процесса рыночных эконом

ических реформ,

делающей невозможным возврат к административно-командной системе с опорой

на общественную

собственность.

Однако и первый, и второй аргументы недостаточно

корректны для бесспорного

доказательства

целесообразности и результативности проведенной

и предстоящей приватизации в России.

Ставить на одну доску человека, получившего и вложившего неизвестно куда свой

единственный ваучер с весьма низкой рыночной ценой, с реальными владельцами,

распорядителями и пользователями бывшей госсобственности, невозможно.

С другой стороны, и необратимость того или иного

процесса нельзя считать абсолютным успехом, особенно если нет уверенности к

каким последствиям приведет этот процесс.

Поэтому, на наш взгляд, оценочный критерий программ

приватизации следует, в первую очередь, связывать причинно-следственной связью

с эффективностью общественно-полезной деятельности (краткосрочной или

перспективной), которая изменяется определенным образом (повышается или

понижается) в приватизированных тем или иным способом хозяйственных структурах,

в том числе, и в сфере обращения средств производства.

При этом составляющими критерия эффективности могут быть два показателя:

работоспособности и рациональности приватизированных структур. Связь

приватизации с повышением работоспособности хозяйственных и других систем

должна осуществляться путем улучшения социально-экономической постановки задач

предпринимательства. Это должно проявиться, прежде

всего, в форме повышения социальной активности, целеус

тремленности и инициативности индивидуальных или

групповых собственников и, соответственно, в более успешном поиске эффективных

форм и методов хозяйствования (наилучших или близких к ним значениям целевых

функций: доходов прибыли, рентабельности, снижения издержек и др.). С другой

стороны социально-экономическая обстановка улучшается за счет повышения

ответственности владельцев за соблюдение необходимых требований при

осуществлении их деятельности или так называемой системы ограничений

(требований по качеству производимой продукции и

услуг, ассортименту, комплектности, срокам и

дополнительным условиям поставки, таре и упаковке и др.). И тем не менее, само

по себе, т.е. одностороннее повышение работоспособности хозяйственных систем во

всех сферах деятельности за счет улучшения ее

мотивации после при

ватизации далеко не всегда обеспечивают

эффективность последней: это может происходить

и происходит в действительности, если приватизация нарушает рац

иональные критерии хозяйственных структур, тесно

связанные с объективными техническими и т

ехнологическими закономерностями и процессами, вызванными высокой степенью

связности, взаимообусловленностью и взаимодействием производительных сил.

Принятая к реализации программа приватизации предполагает даже при

своей инвариантности исполнения комбинированный набор стандартных

формализованных процедур, Однако такой подход может привести к дезинтегра

ции сложившихся в промышленности и в целом по народному хозяйству

технологических отраслевых и межотраслевых связей с посл

едующей деи

ндустриализацией народнохозяйственных процессов. В бывшем СССР большинство

промышленных предприятий, несмотря на их по многих случаях искусственную и

мало к чему обязывающую хозрасчетную са

мостоятельность, представляли собой не столько дееспособные ф

ирмы, имеющие возможность производить завершенную товарную продук

цию и услуги, сколько производственные единицы, входящие по аналогии цехов и

специализированных служб в более крупные целостные образова

ния, которые сложились в результате

эволюции производственных ведомственных систем в

условиях планово-организованных структур.

Приватизация должна обязательно учитывать это обстоятельство и создать условия

для трансформации этих целостных завершенных о

бразований в работоспособные рыночные корпорации,

конкурентно способные на мировом рынке.

Кроме того, существует еще и естественная монополия в целом ряде отраслей и

видов деятельности общественного производства, которая не может быть устранена

в процессе приватизации путем расчленения этих монопольных сфер преимущественно

с государственной формой собственности на отдельные частные владения с правом

автономного функционирования соответствующих локальных хозяйственных систем,

сообразуясь только с собственной выгодой. Это грозит резким снижением коорд

инации, а затем и управляемости этих отраслей и

видов деятельности.

Не случайно Указ Президента РФ о естественной монополии, с одной стороны,

нацелен на сохранение целостности этих органически

неразделимых монопольных отраслей (магистрального транспорта, связи, объектов

производственной и социально-бытовой инфрастру

ктуры, топливно-энергетического и нефтегазового комплексов и др.), а с

другой стороны, - на обеспечение контроля и регулирования их деятельност

и для защиты общественных интересов.

Поэтому для устранения объективных противоречий между двумя оценочными

показателями приватизации: работоспособностью и

рациональностью приватизируемых структур и предотвращения кризиса в

общественном производстве необходимы срочные меры не только по реорганизации

производства с целью создания условий по самоорганизации и

восстановлению технологических хозяйственных связей и зависимостей, особенно по

производству технологически сложной и конкурентоспособной на мировом рынке

продукции, но и при проведении пр

иватизации в сфере обращения и образования новых

торгово-посреднических структур.

В совокупности эти меры должны составить

государственную промышленную политику, ориентированную на достижение следующих

целей;

- сохранение воспроизводства рациональных и

экономически целесообразных хозяйственных связей особенно при производстве

технически сложной продукции и услуг, имеющих

высокий потенциал роста и масштабах мирового

рынка (например, производства авиакосмического комплекса

, атомного машиностроения, пр

иборостроения, судостроения);

- сохранение воспроизводства технологических

цепей и рациональных хозяйстве

нных связей по производству достаточно сложных

товаров, пользующи

хся значительным спросом на внутреннем рынке, в которых свя

заны большие ресурсы рабочей силы и капитала (например,

сельхозмашиностроение,

автомобилестроение, тяжелое машиностроен

ие, электротехническая промышленность, сырьевые ресурсы, строительные

материалы и другие средства производст

ва);

- рациональная и экономически целесообразная

реорганизация в ходе приватизации прежней

системы торгово-посреднических структур, особенно

в сфере обращения продукции

производственно-технического назначения. Здесь особого внимания заслуживае

т как позитивный,

так и негативный опыт работы акционерных обществ

"Росконтракт" и

"Росхлебпродукт", облегчающий поиск

оптимального сочетания рациональности и работоспособности

торгово-посреднических структур в сфере обращения средств производства для дос

тижения в конечном счете их общественной эффективности;

- предотвращение дезинтеграции страны,

которое может происходить на основе установления как административного, так и

экономического контроля со стороны местных органо

в власти над расположенными на их терр

итории приватизированными предприят

иями и самим ходом послечековой пр

иватизации по

рассмотренным нами критериям и составляющим их показателям.

Второй чрезвычайно важной социально-экономи

ческой предпосылкой решения и реализации

логистических задач торгово-п

осредническими структурами различных уровн

ей и форм собственности является активное

использование для своевременной и правильной

постановки этих задач маркетинговых исследован

ий.

Маркетинг необходим для любых товарно-денежных отношени

й, поскольку в условиях рынка основным источником дохода

, а, следовательно, и услов

ий жизнедеяте

льности всех участни

ков рынка становится продажа в той или иной форме своей продукци

и и услуг в виде товаров. Поэтому и результат этой продажи за

висит от трех

основных факторов:

- потребности и

этом товаре покупателей, т.е. степени его

общественной полезности (потребительской стоимост

и)[1];

- возможности покупателей оплатить этот товар, т.е. от

платежеспособного

спроса потребителей;

- от альтернати

вной возможности приобрести да

нный или взаи

мозаменяемый товар на и

ных более благоприятных условиях (конкурентос

пособности товара). Маркет

инг как неотъемлемая часть системы стратегического управления деят

ельностью предприят

ия с ориентац

ией на рынок включает в себя ряд этапов и форм

управленческой и исследо

вательской дея

тельности, находящи

хся в строгом соподчинении.

Выделяют два основных аспекта маркетинговой деятельности:

- маркетинговые исследования;

- выбор и реализация стратег

ии маркетинга. Указанные два аспекта выступают, с одной стороны, как этапы

маркетинга, а с другой - как два в

ида маркетинговой деятельнос

ти, которые не только следуют друг за другом, но и осуществляются

одновременно. Это означает, что предприятие проводит стра

тегию, принятую на основе

предшествующих иссле

дований, и одновременно продолжает про

водить исследования с целью поиска

новых стратегических решени

и или расширения сферы действия уже имеющихся

стратегических альтернатив.

Современная конце

пция маркетинга предполагает комплексное изуче

ние рынка, включающее анализ ос

новных его секторов, функций и аспектов для обеспечен

ия повышения конкурентоспособности продукции

и обеспечения максимальной прибыли. Выбор маркетинговых средств состоит в

определении способа выхода предпр

иятия на конкретный сегмент рынка и предполагает

учет факторов, связанных с товаром, местом его п

родажи, способами продвижения товара на рынок и его

ценой.

Маркетинговые средства включают: опытные испытания:

систему информации и р

екламы; систему товарораспределен

ия и товародвижения;

маркетинговые и

сследования; выставки-продажи: изучение конъюнктуры;

реакцию на создание потребносте

й: компромиссную стратегию (компромисс между реакций на требования рынка

и снижением себестои

мости), другие методы.

Важнейшим элементом, лежащим в основе ко

нцепции маркетинга,

является выбор подходящего времени для выхода,

предприятия на рынок.

Вся деятельность в сфере марк

етинга должна осущест

вляться в рамках какой-то единой кон

цепции. Общая тенденция развития - перенос акцента с произ

водства и товара на

коммерческие усилия, на потребителя

и все большая ориентация на проблемы потребителя и социально

й этичности.

Можно выделить пять основных концепций маркетинга.

1. Концепция

совершенствования производства

означает, что потребител

и благожелательны к товарам, которые широко распростра

нены и легко доступны по цене. Пр

именение этой концепции пр

авомерно в

двух ситуациях.

Первая с

итуация - когда спрос на

товар превышает

предложение. Руководству следует - со

средоточиться на изыск

ании способов увеличения

производства.

Вторая ситуация - когда себестоимость товара слишком высока и ее необходимо сниз

ить, для чего требуется повышение производительности работы.

2. Концепция совершенствования товара означает, что потребители

благосклонны к товарам наивысшего качества, обладающим лучш

ими эксплуатационными свойствами и характеристиками, следовательно,

предприятие, осуществляя концепцию маркетинга, должно сосредоточить свою

направленность на постоянном совершенствовании товара. В условиях, когда

предложение превышает спрос, концепция совершенствования товара

приобретает особую актуальность.

3. Концепция интенсификации коммерческих усилий исходит из того

, что потребители не будут покупать товары предприятия в достаточных кол

ичествах, если оно не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и

стимулирования (концепция сбыта).

4. Концепция эффективности маркетинга основана на том, что залогом достижения

целей предприятия являются определение

потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой

удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов,

способами.

Объектом основного внимания концепции маркетинга являются целевые клиенты

предприятия со всеми их потребностями. Предприят

ие интегрирует и координирует свою деятельностью с расчетом на обеспечение

удовлетворенности клиентов, получая прибыль именно

за счет создания и поддержания потребительской

удовлетворенности.

Концепцию интенсификации коммерческих усилий и концепцию эффективности

маркетинга не следует смешивать. Коммерческие уси

лия по сбыту - это сосредоточенность на потребителях продавца, а маркет

инг - это сосредоточенность на потребностях пок

упателя (забота об удовлетворении нужд клиента

посредством товара и целого ряда факторов, связанных с созданием, поставкой и

потреблением этого товара).

На рис.1 произведено сопоставление третьей и четвертой концепций маркетинга.

Реферат: Условия успешного решения и реализации логистических задач торгово-посреднической деятельности Реферат: Условия успешного решения и реализации логистических задач торгово-посреднической деятельности Реферат: Условия успешного решения и реализации логистических задач торгово-посреднической деятельности

Основной объект Средства достижения Конечная

Внимания цели

цель

Реферат: Условия успешного решения и реализации логистических задач торгово-посреднической деятельности Реферат: Условия успешного решения и реализации логистических задач торгово-посреднической деятельности

Товары Коммерческие

Получение прибыли

усилия за счет роста

объема продаж

Концепция интенсификации коммерческих усилий

Реферат: Условия успешного решения и реализации логистических задач торгово-посреднической деятельности Реферат: Условия успешного решения и реализации логистических задач торгово-посреднической деятельности Нужды потребителей

Комплексные усилия маркетинга

Получение прибыли за счет обеспечения удовлетворенности потребителей

Концепция эффективности маркетинга

Рис. 9. Сопоставление концепции интенсификации

коммерческих усилий и концепции эффективности маркетинга

5. Концепция социально-этичного маркетинга исходит из того, что задач

ей ее осуществления является установление потребностей и интересов це

левых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и

более продуктивными, чем у конкурентов

, способами с одновременным сохранением или

закреплением благополучия потребителя и общества в

целом. Она порождена сомнениями в связи с ухудшением качества окружающей среды,

нехваткой природных ресурсов, инфляцией и

запущенным состоянием социально-бытовой сферы услуг. Концепция соц

иально-этичного маркетинга позволяет решать задачу сбалансирования прибылей

предприятия, покупательских потребностей и

интересов общества в целом.

При выборе той или иной концепции и построении на ее

основе стратегии и тактики маркетинговой деятельности

торгово-посреднических структур необходимо учитывать:

- особенности рыночной экономики переходного периода;

- специфику национальной модели рыночной экономики России периода ее

стабилизации и нормального функционирования, которая должна обязательно

внести существенные изменения в теорию и

практику классического маркетинга;

- содержательные характеристики сферы обращения продукции произво

дственно-технического назначения как в

переходный к рынку период, так и в условиях сформировавшегося продуктивного

российского рынка.

С учетом указанных требований в качестве программы

минимум по маркетинговой деятельности для торгово-посреднических структур

названного вида целесообразно, на наш взгляд,

использовать концепцию совершенствования товаров и

концепцию сбыта (интенсификацией коммерческих усилий).

Это предложение

обусловлено, во-первых, тем, что ограниченная ориентация на производство

в прошлом дефицитных и

конкурентоспособных товаров изж

ила себя даже в условиях нашего несовершенно

го рынка; во-вторых, в силу того,

что наблюдается значительный разрыв между

потребностью в средствах производства само

й широкой номенклатуры и уровнем платежеспособного спроса на них

из-за отсутствия средств платежа.

Вместе с тем, даже в этих услов

иях, торгово-посредническим структурам, особенно в условиях нарас

тающей конкуренции между ними в резуль

тате проводимой приватиз

ации приходится все больше и больше заботиться о контрагентах поставки,

помогая им преодолеть трудност

и как в сбыте, так к в закупках (материально-техническом обеспечении). К

числу такой помощи со стороны торгово-посреднических

структур, позволяющим последним одновременно

увеличивать свой товарооборот, следует отнести:

- компенсацию недопоставок потребителям из товарных запасов и резервов;

- обеспечение гарантированной оплаты поставщикам;

- участие а процессе погашения задолженности контрагентов поставк

и путем взаимных клиринговых зачетов и

использования векселей;

- участие в организации бартерных поставок;

- проведение маркетинговых исследований по текущей и перспективной

потребности различных видов средств производства, п

латежеспособного спроса и предложения с учетом

сегментации рынка и конкуренции;

- централизованная доставка продукции по

требителям со складов и баз торгово-посреднических структур;

- создание региональных, а затем и единой

федеральной информацион

но-справочной системы

для поиска рациональных хозяйст

венных связей и режимов работы с контрагентами

при поставке. Еще больше может приблизить

отечественные торгово-посреднические структуры к более персп

ективной стратегии и тактике маркетинга (напр

имер, концепции эффективности маркетинга) широко

используемая в экономически развитых с

транах (Германии, Японии, США, Франции) практика гарантированного, компл

ексного обслуживания (ГКО) потребителей

торгово-посредническими фирмами.

Дальнейшее развитие

теории и практики как маркетинга, так и логистики

приводит к эволюционному преобразованию

торгово-посреднических фирм: вместо оказания простых коммерческих и

информационно-посреднических услуг как эпизодического, так и долговременного

характера, многие из

них переходят на стабильное, полное, своевременное

и бесперебойное обеспечение группы кур

ируемых ими субъ

ектов всеми видами ресурсов в соответствии с их

реальной потребностью в них. При этом указанные фи

рмы берут на себя несвойственные для профилирующей

деятельности этих объектов функц

ии как материально-технического обеспечения этой деятельности, так и

реализацию (сбыт) их продукции и услуг. Это, с

одной стороны, повышает

производительность основной деятельности

обслуживаемых объектов, с другой -

конкурентоспособность и престижность

торгово-посреднических структур.

Однако при этом в большинстве случаев должны измениться как многие функци

и самих торгово-посреднических структур, так и характер их взаимоотношений с

контрагентами поставки, главным образом с потребителями.

Объективная необходимость указанных изменений и их

суть диктуется следующими обстоятельствами.

Как советские[2], так и зарубежные

экономисты[3] показывают, что во многих случаях одна и та же

потребность может быть удовлетворена не одним, а

несколькими видами материальных ресурсов. Альтернативный, или многовариантный

способ удовлетворения одних и тех же потребностей указывает на то, что

потребитель нуждается не во всех свойствах заявленных им материальных ресурсов,

а лишь в некоторых из них, что и делает эти

отличные друг от друга ресурсы взаимозаменяемыми для отдельных групп

потребителей. Тем самым, для торгово-посреднических структур, если он

и досконально информированы о том, в каки

х конкретных свойствах, компонентах и параметрах нуждается конкретный

потребитель (группа потребителей), открывается новая возможность

многозначного удовлетворения различных

групп потребителей взаимозаменяемыми ресурсами. Чаще

всего эти варианты неравноценны для торгово-посреднических структур с

точки зрения затрат на

производство и доставку продукции и услуг, а также

эффективности их использования. В результате у

торгово-посреднических фирм, которые занимаются ГКО, объективно возникает

экономико-математическая поста

новка оптимизационных задач. Однако масштабы этих

преимущественно межотраслевых логистических задач и содержа

ние их исходных данных значительно отличаются от

постановки и решения аналогичных задач на микроуровне.

Это в свою очередь предоп

ределяет особые требования как к содержанию и способам

передачи информации, так и к взаимоотноше

нию посреднических фирм со своими клиентами.

В отличие от платежеспособного спроса на конкретные в

иды продукции, которые обычно определяют сами

потребители, последние должны четко сформул

ировать свои требования к конкретным свойствам

продукции или содержащимся в них компонентам и сообщить их посредн

ической фирме. Основная задача последней полностью удовлет

ворить указанные требования, любым набором или комбинацией (смесью) ресурсов

с учетом стоимости их производства, доставки и эффектив

ности использования.

Однако, для этого, чтобы достаточно полно и точно сформулировать требования

потребителей необходимо, в первую,

очередь усовершенствовать действующую марочно-сортовую классификацию и

номенклатуру продукции производственно-технического назначения, а именно:

- охватить классификатором как можно больше значимых для разных потребителей

свойств и качественных характеристик производимой

продукции путем ее многоступенчатого деления по признакам, соответствующим этим

потребительским свойствам.

При этом приоритетность признаков и соответствующих им ступеней классификаци

и должна устанавливаться с учетом их важности для большинства реальных или

потенциальных покупателей.

Количественные градации самих признаков (классы) на каждой ступен

и классификации следует устанавливать по такому же принципу. В результате

каждый вид продукции и услуга получает не только полн

ую содержательную характеристику за счет достаточно представительного и

систематизированного перечня всех значительных для разли

чных потребителей физико-химических,

механических, эстетических и др. объективных свойств, но и позволяет адекватно

закодировать эти свойства в заказах потребителей.

Таким образом, рациональная (оптимальная) организация материальных и

товарных потоков, а также использование для этого л

огистического аппарата орган

ически связаны с проблемами обеспечения полной, достоверной и своевременной

информацией торгово-посреднических структур и их клиентов - контрагентов

поставки, с целью ее компьютерной (машинной) обработки. Однако, именно в

переходный к рынку период с нарастающей неуправляемостью жизненно-важных

участков и звеньев целостной общественной системы характерен большой дефицит

достаточно качественной и оперативной информации, особенно официальной. Это

обусловлено рядом причин, таких как множество несовершенных и противоречи

вых законодательных и других нормативных актов,

множество источников информации и снижение уровня от

ветственности за ее достоверность и, главное, существенное отклонен

ие реальной модели управления (регулирования) народно-хозяйственными

процессами от нормативной.

В результате неформальная структура, которая составила нео

правданно большой удельный вес в системах торговли и

материально-технического снабжения в бывшем СССР, предоставляет в условиях нест

абильного и слабо контролируемого рынка

подавляющую часть информации для принятия более или менее правильных решени

й и адаптации к рыночной экономике России

переходного периода.

Поэтому для успешного решения логистических задач с применением различных

средств вычислительной техники и п

оследующего использования машинных решений

распорядителями и исполнителями необходимы

структуризация и формализация существующей

торгово-посреднической и связанных с ней сфер других в

идов деятельности.

Структуризация означает разложение слабо формализо

ванных хозяйственных процессов на отдельные фрагменты, операции и

элементы, а также их системное, четкое, последовательное и непрот

иворечивое описание.

Формализация связана прежде всего с объективизацией и легализацией субъективного

практического опыта и эмпирических индивидуальных знани

й как предпринимателей, так и других участников торгово-посреднической

деятельности, принимающих и реализующих уп

равленческие решения.

Эта кропотливая и довольно сложная исследовательская работа может быть

проделана с помощью специальных научно-исследовательских организаций.

В целом основные требования к информации для

успешного решения логистических задач сформу

лированы на рис. 2

И, наконец, сфера обращен

ия, в том числе и средст

в производства, привлекает, с одной стороны, и

нвесторов в гораздо большей степени, чем сфера

материального производства в связи с более быстрым

оборотом вложенного капитала и сравнительно высокой

рентабельностью.

С другой стороны капиталовложения именно в эту сферу связаны со

значительным риском, что отпугивает многих

потенциальных инвесторов. Это обусловлено не

только общей нестабильной и поэтому н

еблагоприятной обстановкой для пред

принимательства, но и отсутст

вие достaточно

надежной методики оценки ожидаемой и фактической социально-экономической

эффективности как новой предпринимательской деятельно

сти, так и мероприятий по ее совер

шенствованию. В

результате доходы и прибыль от предпринимател

ьства в этой сфере, особенно от нововведений (инноваций) становятся трудно

предсказуемыми.

Все традиционные методики оценки эффективности

затрат при ближайшем рассмотрении, рассматривают

только частный случай, а именно, когда:

- затраты рассматриваются в виде единов

ременных капиталовложений, а не в виде достаточно перманентных инвестиций, как

это бывает в рыночной действительности;

- социально-экономический эффект определяется

через сравнение, т.е. перепад осно

вных результирующих хозяйственных показателей (изд

ержек, объемов деятельности, цен и др.).

В случае отсутствия положительной разницы считается,

что эффект

отсутствует;

- окупаемость производственных затрат

(капиталовложении) определяется путем

их сопоставления с

полученной годовой экономней, которая чаще всего

выступает постоянной величиной. Таким путем определяется и срок окупаемости кап

италовложений (Т) и

коэффициент их эффективности (Е).

т

Однако, в действительности, все эти условия, как пра

вило, не соблюдаются и в луч

шем случае могут рассматриваться как один из

частных вариантов.

Во-первых, и капиталов

ложения и получаемый от ни

х эффект являются переменными величинам

и в силу непрерывного или периодического

инвестирования деятельности зачастую задолго до

окупаемости ранее произведенных затрат.

Во-вторых, на конечные хозяйственные результаты

. могут воздействовать множест

во разнонаправленных вектор-факторов, как

положительных, так и отрицательных. Поэтому каждый

раз выделять воздействие каждого из них особенно

в результате параллельного внедрения многих

мероприятий практически невозможно в силу

постоянного изменения доли этого вл

ияния.

В-третьих, перепад

основных хозяйственных

показателей д

о и после внедрения какого-то

нововведения в качестве величины ожидаемого

или фактического эффекта можно допустить лишь

в том случае, если приписывать эти изменения исключи

тельно данному н

ововведению.

Во всех других случаях такой перепад означает

сальдовый (итоговый) эффект в виде свернутого

результата разнонаправленных факторов

и вызвавших их мероприятий. Поэтому даже при

реализации продуктивных

логистических задач мы можем по

лучить ухудшение показ

ателей деятельности

торгово-посреднических фирм, но за счет воздействия друг

их отрицательных факторов, к логистическим задачам отношен

ия не имеющих.

Однако без решения этих эффект

ивных логистических задач

yбытки фирмы в целом могли бы быть больше.

И, наоборот, улучшение основных хо

зяйственных показателей за счет друг

их факторов может полност

ью перекрыть убытки от решения и реализации

неэффективных логистических задач. Поэтому не толь

ко для рынка России переход

ного периода, но и для правильной оценки и адап

тации торгово-посреднической

и других видов деятельности к д

инамичной рыночной ситуац

ии предлагается иной методическ

ий подход пр

инципы которою были разработаны Гребневым

Е.Г.[4] и

Новикоиым Д.Т.[2], но в основном для

социалистической экономики.

Суть этого методического подхода в

условиях рыночной

экономики сводится к оценке эффективности

логистических задач с исполь

зованием нормативных коэффициентов эффективности и графическо

го способа определения окупаемости капитальных вложений (инвестиций).

Нормативные коэффициенты эффективности определяются опытным путем и позволяют

достаточно точно определить реальный вклад того или иного нововведения или

традиционного мероприятия в общие конечные результаты той или иной

хозяйственной системы, независимо от воздействия на эти результаты других

факторов.

Нормативные коэффициенты эффективности применительно к логистическим

оптимизационным задачам рассчитываются путем разработк

и оптимальных - дубль решений и дубль программ и их последующим сравнением с

аналогичными немашинными решениями и программами, рассчитанными по одной и той

же базе исходных данных.

Так, например, для выделения автономного эффекта

решения и реализации логистической

оптимизационной задачи по определению рациональной схемы перевозок рассч

итывается опытным путем коэффициент эффективности (В) по формуле:

Гр - Гм

В=----------- *100, (1)

Гм

где Гр - грузооборот по ручному варианту схемы перевозок, т/км;

Гм - грузооборот по оптимальному варианту схемы перевозок, рассчитанному на

основе исходных данных ручного варианта, т/км.

При решении же информационных логистических задач коэффициенты эффект

ивности также определяются на эмпирической основе путем имитации решения

одной и той же логистической задачи, но в разных организационно-технических и

информационных условиях.

Так, например, для расчета ожидаемой прибыли при машинном решении задачи

определения потребности в средствах производства предвари

тельно рассчитываются нормативные коэффициенты

Пи и Пд, которые означают соответственно

уменьшение доли избыточной и дефицитной продукции в оптовом звене или у

заказчиков торгово-посреднических структур при расчете ее на компьютерах к

реальной, т.е. фактическому потреблению в целом

недифицитной продукции (сбалансированной по спросу и пр

едложению).

Для расчета таких коэффициенто

в должна быть известна потребность. рассчитанная вручную

(ПР), рассчитанная с помощью компьютеров (ПМ) и

фактическое потребление (ПФ) за ряд прошлых лет.

Отсюда:

å( ПiР -ПiФ)-å( ПiМ -ПiФ)

iÎJ1 iÎJ2

Пи = ---------------------------------

(2)

m

å ПjМ

j=1

å( ПiФ- ПiР)-å(ПiФ- ПiМ)

iÎJ3 iÎJ4

Пд = -----------------------------------

(3)

m

å ПjМ

j=1

где (j,m) - годы, в которые параллельно рассчитывались

машинные и ручные варианты потребности;

J 1 - множество, определяемое неравенством: ПiФ < ПiР

J2 - множество, определяемое неравенством: ПiФ < ПiМ

J3 - множество, определяемое неравенством: ПiР < ПiФ

J4 - множество, определяемое неравенством: ПiМ < ПiФ

Помимо самих нормативных коэффициентов, величина которых зависит от множества

факторов преимущественно организ

ационно-технического характера (разрешающие возможности вычисл

ительной техники, качество и оперативность

информации, используемые методы и алгоритмы, а

также организация самих расчетов) на величину

прибыли от решения логистических задач влияют:

- объемы реальной деятельности, выступающей

в качестве объекта

решения логистических задач, в виде исходных данных;

- степень использования машинных решений и программ.

Так, например, для фирм, которые какое-то время

решали задачу определения схемы перевозок вручную, а затем реш

или использовать компьютеры для определения

оптимальной схемы перевозок (поставок) прирост ожидаемой прибыли рассчитывается

по формуле:

Q * B * L * C

Эпр

= -----------------,

(4)

100

где Э пр - ожидаемая прибыль по логистической транспортной

задаче, руб;

Q - планируемый объем перевозок в период решения

оптимизационной логистической задачи, т ;

L - средняя дальность перевозок, ожидаемая в год решения

логистической транспортной задачи при обычном прикреплении;

С - стоимость перевозки 1 т груза на 1 км , руб.

Для фирм, которые сразу же перешли на оптимальную

схему прикрепления, прирост прибыл

и рассчитывается по формуле:

В Q

---------------- (5)

(1-В) 100

Графический способ определения окупаемости произведен

ных затрат (капитальных вл

ожений или инвестиций) используется в довольно

распространенной ситуации, когда комплексное внедрение программы различных

мероприятий в разные сроки обеспечивается соответствующим процессом

капиталовложений с достаточно неопределенным режимом их осуществления

.

В этих условиях традицион

ные методы определения эффективности эт

их затрат становятся непр

игодными.

Нарастающая величина суммарной экономики (Wk),

будучи заданной путем приравнивания ко всем

произведенным затратам на решение и реализацию

логистических задач пли других мероприятий,

характеризует массу чистого дохода, необходимого

для возмещения этих затрат, а моме

нт пересечения этой линии с произведенными затратами означает момент и срок

их окупаемости. Она определяется по формуле:

k

Wk = åVi

(6)

i=1

где Wk - объем экономии, полученный нарастающим итогом

на конец к-го года;

Vi - объем годовой экономии, полученной в i году.

Литература

1. Пуник Е.И. Цена и закон потребительной стоимости. Международный

научно-практический журнал ЭПОС. М.,1993,№2, с. 12-17.

2. Новиков Д.Т. Повышение эффективности АСУ материально-техническим

снабжением. М., Экономика, 1989, с. 162.

3. Как работают японские предприятия. Сокр. пер. с англ. (под ред.

Я. Мондена и др.), М., Экономика, 1989, с. 262.

4. Гребнев Е.Г. Управленческие нововведения. М., Экономика,1985.



(C) 2009