Научная Петербургская Академия

Реферат: Международный Валютный Фонд

Реферат: Международный Валютный Фонд

Уральский Государственный Технический Университет

РЕФЕРАТ

«Международный Валютный Фонд».

Выполнил:

Екатеринбург 1999

План:

Введение.......................................................................3

Структура управления...........................................................3

Квоты, определяющие финансовый доступ и количество голосов стран-членов........5

Вступление в МВФ...............................................................6

Кредитная деятельность МВФ.....................................................6

Роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных отношений............15

Литература:...................................................................16

Введение.

Международный Валютный Фонд — межправительственная организация,

предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между

государствами–членами и оказания им финансовой помощи при валютных

затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления

кратко– и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд —

специализированное учреждение ООН — практически служит институциональной

основой мировой валютной системы. МВФ был учрежден на международной валютно-

финансовой конференции ООН, проходившей с 01 по 22 июля 1944 года в Бреттон-

Вудсе (США, штат Нью–Гэмпшир). Конференция приняла Статьи Соглашения о МВФ,

которое является его Уставом и вступило в силу 27 декабря 1945 года;

практическую деятельность Фонд начал с 1 марта 1947 года.

В связи с эволюцией мировой валютной системы Устав МВФ трижды пересматривался:

· В 1969 году с введением системы СДР;

· В 1976 году с созданием Ямайской валютной системы;

· В ноябре 1992 года с включением санкции — приостановки права

участвовать в голосовании — по отношению к странам не погасившим свои долги

Фонду.

Структура управления.

Управление в МВФ осуществляется согласно Статьям Соглашения. В структуру

управления МВФ входят Совет Управляющих, Временный Комитет, Комитет Развития,

Исполнительный Совет, Управляющий, персонал.

Совет Управляющих — высший руководящий орган МВФ, в котором каждая

страна-член представлена управляющим и его заместителем, назначаемыми на пять

лет. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. Совет

управляющих обычно собирается на сессии один раз в год, но может собираться или

принимать постановления, голосованием по почте и чаще.

Временный Комитет исполняет решения Исполнительного Совета. Состоит из 24

управляющих МВФ, министров или других официальных лиц сравнимого ранга.

Временный Комитет собирается дважды в год и отчитывается Совету Управляющих об

управлении и функционировании международной валютной (monetary) системы, а

также вносит предложения об изменении Статей Соглашения.

Комитет Развития так же, как и Временный Комитет состоит из 24

управляющих МВФ, министров или других официальных лиц сравнимого ранга, дает

рекомендации и отчитывается Совету Управляющих МВФ.

Исполнительный Совет. Большую часть своих полномочий Совет Управляющих

делегирует Исполнительному Совету. Исполнительный Совет ведает широким кругом

вопросов административного и операционного характера, а также занимается

вопросами касающимися политики Фонда в отношении стран-членов.

Управляющий. Избранный Исполнительным Советом, Управляющий МВФ

возглавляет Исполнительный Совет и является главой персонала организации. Под

управлением Исполнительного Совета Управляющий отвечает за повседневную

деятельность МВФ. Управляющий назначается на пять лет и может быть переизбран

на последующий срок.

Персонал. Статьи Соглашения требуют от персонала, назначенного в МВФ

демонстрации самых высоких стандартов профессионализма и технической

компетентности, и отражает интернациональность организации. Приблизительно 125

наций представлены среди 2,300 сотрудников организации.

Квоты, определяющие финансовый доступ и количество голосов стран-членов.

Каждый член МВФ имеет свою квоту (долю), выраженную в СДР, которая равна

участию страны-члена в МВФ. Квота, которая была придумана для отражения

отношения размеров экономики стран-членов, является базовым элементом во

взаимоотношениях финансового и организационного характера стран-членов и

Фондом. Она определяет количество голосов, имеющихся у страны-члена МВФ, и

равна 250 "базисных" голосов, которые предоставляются каждой стране,

участвующей в Фонде плюс 1 голос за каждые 1000,000 СДР. Квота также

определяет сумму подписки страны на капитал МВФ и возможность использования

ресурсов Фонда. Страна-участник обязана оплатить 25% от величины своей

подписки в СДР или в валюте других стран-участниц, определяемой МВФ, согласно

уставу; остаток страна оплачивает в своей валюте.

Развитие формул квот.

Первоначально квоты стран-членов МВФ определялись, но не напрямую, согласно

Бреттон-Вудской формуле. Основными переменными этой формулы были такие

показатели как годовые импорт и экспорт, золотые запасы и долларовые балансы,

национальный доход. Эти показатели служили базисом для исчисления квот до 60-

х годов.

В 1963 г. Бреттон-Вудской формула была пересмотрена, а также были добавлены

новые формулы.

Взятые вместе, они использовались как помощники в определении начальных квот

новых членов и увеличении квот старых участников. Эти формулы объединяют

экономические показатели, описанные выше, а также текущие доходы, текущие

расходы, а также показатели связанные с экспортом и импортом.

В начале восьмидесятых МВФ упростил процедуры расчета квот и усовершенствовал

экономические данные, используемые в формулах.

Вступление в МВФ.

Когда страна собирается стать участницей МВФ персонал фонда рассчитывает для

нее квоту и сравнивает полученный результат с квотами уже состоящих в Фонде

стран с похожими экономическими характеристиками. Полученное значение квоты

обсуждается комитетом "Участников" (membership) Исполнительного совета. После

того, как страна собирающаяся вступить в Фонд согласится с условиями договора

членства, Исполнительный совет (в полном составе) готовит резолюцию для

Совета управляющих. По завершении всех формальных шагов представленная страна

приглашается в Вашингтон для подписания Статей Соглашения.

На 1 августа 1997 года 181 страна являлась членом Фонда с суммой квот порядка

145,3 млрд. СДР.

Кредитная деятельность МВФ.

В Уставе Фонда для идентификации его кредитной деятельности использу­ются два

понятия: 1) сделка (transaction) - предостав­ление валютных средств странам

из его ресурсов: 2) операция (operation) - оказание посреднических

фина­нсовых и технических услуг за счет заемных средств. МВФ осуществляет

кредитные операции только с офи­циальными органами - казначействами,

центральны­ми банками, стабилизационными фондами. Разли­чаются кредиты на

покрытие дефицита платежного баланса и на поддержку структурной перестройки

эко­номической политики стран-членов.

Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, про­изводит покупку (purchase) или

иначе заимствование (drawing) иностранной валюты либо СДР в обмен на

эквивалентное количество сисей национальной валюты, которое зачисляется на

счет МВФ в центральном банке данной страны. При разработке механизма МВФ

предполагалось, что страны-члены будут предъ­являть равномерный спрос на

валюты, а поэтому их национальные валюты, поступающие в Фонд, станут

переходить от одной страны к другой. Таким образом, эти операции не должны

были являться кредитными в строгом смысле слова. На практике в Фонд

обращают­ся с просьбами о предоставлении кредита главным образом страны с

неконвергируемыми валютами. Вследствие этою МВФ. как правило, предоставляет

валютные кредиты государствам-членам как бы «под залог» соответствующих сумм

неконвертируемых на­циональных валют. Поскольку на них нет спроса, они

остаются в Фонде до выкупа их странами-эмитентами этих валют.

Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ ограничен определенными

условиями. Согласно перво­начальному Уставу они состояли в следующем: во-

первых, сумма валюты, полученной страной-членом за двенадцать месяцев,

предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму, не

должна была превышать 25% величины квоты стра­ны; во-вторых, общая сумма

валюты данной страны в активах МВФ не могла превышать 200% величины ее квоты

(включая 75% квоты, внесенных в Фонд но подписке). В пересмотренном в 1978 г.

Уставе первое ограничение было устранено. Это позволяет странам-членам

использовать их возможности получения валю­ты в МВФ в течение более короткого

срока, чем пять лет, которые нужны были для этого прежде. Что ка­сается

второго условия, то в исключительных обстоя­тельствах и его действие может

приостанавливаться.

МВФ взимает со стран-заемщиц разовый комисси­онный сбор в размере 0,5% от

суммы сделки и опреде­ленную плату (charge), или процентную ставку, за

предоставляемые им кредиты, которая базируется на рыночных ставках.

По истечении установленного периода времени страна-член обязана произвести

обратную опера­цию — выкупить национальную валюту у Фонда, вер­нув ему

средства в СДР или иностранных валютах. Помимо того, страна-заемщик обязана

досрочно производить выкуп своей излишней для Фонда валюты по мере улучшения

ее платежного баланса и увеличения валют­ных резервов. Если находящаяся в МВФ

национальная валюта страны-должника покупается другим государ­ством- членом,

то тем самым погашается ее задолжен­ность Фонду.

Приобретаемая страной-членом в МВФ первая по­рция иностранной валюты в

размере до 25% квоты (до Ямайского соглашения бывшая золотая доля) с 1978 г.

называется резервной долей. Она определяется как превышение величины квоты

страны-члена над суммой находящегося в распоряжении Фонда запаса

нацио­нальной валюты данной страны.

Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом

сверх резервной доли (100% вели­чины квоты), делятся на четыре кредитные доли

(транши) по 25% квоты. Предельная сумма кредита, которую страна может

приобрести у МВФ в резуль­тате полного использования резервной и кредитных

долей, составляет 125% размера ее квоты. Обязательства страны-заем-щицы,

предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических

мероприятий, фиксируются в «письме о намерениях», направляе­мом в МВФ. Если

Фонд сочтет, что страна исполь­зует кредит «в противоречии с целями Фонда»

или не выполняет его предписаний, он может ограничить или полностью

прекратить кредитование страны. Использование первой кредитной доли может

быть осуществлено как в форме прямой покупки ино­странной валюты, при которой

страна получает всю испрашиваемую сумму немедленно после одобрения Фондом ее

запроса, так и путем заключения с МВФ соглашения о резервном кредите.

Соглашения о резервном кредите, или соглашения «стэнд-бай» (Stand-by

Arrangements), обеспечивают стране-члену гарантию того, что она сможет получать

иностранную валюту от МВФ в обмен на националь­ную в соответствии с

договоренностью в любое время при соблюдении страной оговоренных условий.

Подо­бная практика предоставления кредитов аналогична открытию кредитной линии.

Главным назначением кредитов «стэнд-бай» яв­ляется в настоящее время

кредитование макроэконо­мических стабилизационных программ стран-членов МВФ.

Валюта, предоставляемая Фондом в виде ре­зервного кредита в рамках верхних

кредитных долей, выдается определенными порциями (траншами) через

установленные промежутки времени в течение срока соглашения.

Основанием для обращения страны к МВФ с про­сьбой о предоставлении кредита в

рамках системы расширенного кредитования может быть серьезное на­рушение

равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в

области производст­ва, торговли или ценового механизма. Соглашения о

расширенных кредитах обычно ограничены сроком в три года; при необходимости и

по просьбе стран-чле­нов — до четырех лет. С ноября 1992 г. действуют

следующие лимиты доступа стран-членов к ресурсам МВФ в рамках резервных и

расширенных кредитных соглашений (вместе или раздельно): предоставление

кредитов на протяжении года до 68 "и квоты страны-члена: кумулятивная,

включающая задолженность страны но ранее полученным кредитам, предельная

величина - 300"/о квоты (в чистом исчислении, т. е. за вычетом суммы

предстоящего выкупа страной ее национальной валюты в течение срока кредитного

со­глашения).

Специальные фонды. В целях расширения своих кре­дитных возможностей МВФ

практикует создание спе­циальных фондов (англ. facility - устройство,

меха­низм, фонд). Они различаются по целям, условиям и стоимости кредита.

1. Фонд компенсационного и непредвиденного кре­дитования предназначен для

кредитования стран-чле­нов МВФ, у которых дефицит платежного баланса

обусловлен внешними, не зависящими от них фактора­ми. В их числе: стихийные

бедствия, непредвиденное падение мировых цен, промышленный спад и введение

протекционистских ограничений в странах-импорте­рах. появление товаров-

заменителей и т. п. Этот фонд включает три компонента:

1) с 1963 г. кредитование (в настоящее время до 30% квоты) стран, особенно

экспортеров сырья, ва­лютные поступления которых сокращаются в резуль­тате

падения мировых цен на сырье;

2) с 1981 г. кредитование (до 15"/о квоты) стран-импортеров зерна,

испытывающих трудности в связи с ростом мировых цен на зерно: с декабря 1990

г. по июнь 1992 г. кредитование стран-импортеров нефти, нефтепродуктов и

природного газа:

3) с 1988 г. компенсационное финансирование не­предвиденных потерь для помощи

странам, испытыва­ющим влияние непредсказуемых внешних факторов (до 30%

квоты).

Кроме того, страна имеет возможность обратиться к МВФ с просьбой о выделении

средств в счет особой кредитной доли (до 20% квоты), которая может быть

использована по выбору в дополнение к любому из перечисленных трех видов

кредитования. Если трудно­сти платежного баланса вызваны лишь снижением

эк­спортной выручки либо увеличением расходов на им­порт зерновых, лимит

компенсационных кредитов ограничивается 65% квоты страны. При использова­нии

странами кредитов Фонда для возмещения убыт­ков, связанных одновременно с

падением экспортной выручки и увеличением расходов на импорт зерна, а также в

случае одновременного применения двух из трех компонентов механизма

компенсационного кре­дитования устанавливается комбинированный лимит в

размере 80% квоты. Общий лимит доступа к кредитам Фонда компенсационного и

непредвиденного кредито­вания с учетом всех его компонентов составляет 9 5

"/о квоты страны.

2. В июне 1969 г. создан Фонд кредитования буфер­ных (резервных) запасов для

оказания помощи стра­нам, участвующим в создании подобных запасов сы­рьевых

товаров в соответствии с международными соглашениями, если это ухудшает их

платежный ба­ланс. Лимит — 30% квоты.

3. С 1989 г. функционирует Фонд финансовой под­держки операций по сокращению

и обслуживанию внешнего долга. Это объясняется активной ролью МВФ в

урегулировании долгового кризиса развива­ющихся стран в 80-х годах. При

предоставлении резервных или расширенных кредитов странам-долж­никам часть

суммы этих кредитов (до 25%) может быть зарезервирована в целях сокращения

основного долга. Кроме того, в целях частичной компенсации процентных

платежей либо дополнительного обеспече­ния основного долга при обмене по

паритетной сто­имости долговых обязательств на облигации с более низкой

процентной ставкой МВФ может выделять дополнительные средства сверх резервных

или рас­ширенных кредитов. Лимит кредитов составляет с ноября 1992 г. 30%

квоты страны. Фактически вели­чины дополнительного кредита определяются

Фондом в результате рассмотрения каждого конкретного слу­чая, с учетом

«степени радикальности» программы макроэкономической стабилизации и

структурной пе­рестройки соответствующей страны.

4. В апреле 1993 г. МВФ учредил Фонд поддержки структурных преобразований.

Этот фонд ориентиро­ван на страны, осуществляющие переход к рыночной

экономике путем радикальных экономических и поли­тических реформ. Поводом для

его использования мо­жет быть, во-первых, резкое падение поступлений от

экспорта вследствие перехода к многосторонней, ос­нованной на рыночных ценах

торговле, во-вторых, значительное и устойчивое увеличение стоимости им­порта

из-за мировых цен, особенно на энергоносители, и. в-третьих, сочетание обоих

этих явлений. Пред­оставление кредитов в данном случае обусловливает­ся

выполнением страной-заемщицей набора более «мягких» макроэкономических

обязательств, чем те, с которыми связано получение стандартных

полномас­штабных резервных кредитов. Страны-члены могут получать средства в

рамках «промежуточного», или «переходного», кредитования до 50% их квоты.

Кре­диты предоставляются двумя равными долями по 50% каждая с интервалом в

полгода. Практически этот фонд образован главным образом для стран бывшего

СССР, переживающих огромные трудности в условиях перехода к рыночной

экономике и не способных пока выполнять обычные жесткие требова­ния МВФ.

Получение странами членами МВФ средств из специальных фондов - это дополнение

к их кредит­ным долям. Использование страной ресурсов специ­альных фондов

может увеличивать находящийся в рас­поряжении МВФ запас ее национальной

валюты сверх кумулятивных пределов, установленных для получения кредитных

долей.

Кроме функционирующих ныне четырех специаль­ных фондов МВФ периодически

создает временные кредитные фонды в целях решения острых проблем

международных валютных отношений. Для их форми­рования привлекаются заемные

средства из различных внешних официальных источников. К временным

спе­циальным фондам относятся:

1) Нефтяной фонд в объеме 6,9 млрд. СДР, или 8 млрд. долл. (1974—1976 гг.).

предоставлял кредиты странам-членам МВФ для покрытия дополнительных расходов,

вызванных увеличением стоимости импорта нефти и нефтепродуктов. Необходимые

для этого ре­сурсы ссудили преимущественно страны—экспортеры нефти.

Развивающиеся страны количественно преоб­ладали среди получателей кредитов,

но их доля была невелика (1/3) по сравнению с развитыми государст­вами.

Условия предоставления кредитов из нефтяного фонда были жесткие: сравнительно

высокие процент­ные ставки (не менее 7,2% годовых); обязательное выполнение

рекомендаций МВФ при проведении на­циональной энергетической и валютной

политики. Вследствие этого доступ развивающихся стран к ресур­сам нефтяного

фонда был ограничен: за счет его кредитов они покрыли лишь 1/3 дополнительных

расхо­дов на импорт подорожавшей нефти;

2) Доверительный фонд — в объеме 4 млрд. СДР, или 4,9 млрд. долл. (1976-- -

1981 гг.); создан в основном за счет прибыли от продажи на аукционах части

золо­того запаса МВФ. Получателями кредитов из этого фонда являлись наименее

развитые страны. Условия данных кредитов были сравнительно льготные: стра­ны-

заемщики не вносили в МВФ эквивалент получа­емых средств в национальной

валюте, процентная ставка невысокая 0,5%, срок кредита 10 лет. Эти

условия в наибольшей степени отвечали требованиям развивающихся стран. 55

стран получили из довери­тельного фонда 3 млрд. СДР. Остальная часть была

передана развивающимся государствам пропорциона­льно их квотам:

3) Фонд дополнительного кредитования или фонд Виттевеена-по имени

директора-распорядителя МВФ; время действия 19791984 гг. Цель этого фон­да —

предоставлять за счет заемных средств допол­нительные кредиты странам,

испытывающим особен­но резкие и затяжные кризисы платежных балансов и

исчерпавшим лимиты обычных кредитов МВФ. Ресур­сы фонда Виттевеена (7,8 млрд.

СДР, свыше 10 млрд. долл.) сформированы за счет кредитов 13 стран-чле­нов

МВФ, а также Швейцарского национального бан­ка. Кредиты из этого фонда

получили 26 стран:

4) Фонд расширенного доступа к ресурсам МВФ; преемник фонда дополнительного

кредитования, фун­кционировал в 19811992 гг. Цель фонда пред­оставлять

дополнительные кредиты странам-членам, у которых масштабы неравновесий

платежных балан­сов непомерно велики по сравнению с размерами их квот. Этот

фонд использовался в тех случаях, когда страна нуждалась в средствах в

больших раз­мерах, чем она могла получить в МВФ в рамках четырех кредитных

долей и системы расширенного кредитования, и на более продолжительный срок

для осуществления корректирующих экономических мер при большем периоде

погашения кредита. Источником ресурсов фонда являлись собственные средства

МВФ, привлеченные в форме подписки, и заимствования у других стран. В связи с

увеличением квот стран-членов МВФ указанный фонд прекратил свою дея­тельность

в ноябре 1992 г.; 5) Фонд структурной перестройки (с марта 1986 г.):

предоставляет льготные кредиты беднейшим разви­вающимся странам, испытывающим

хронический кри­зис платежного баланса в целях осуществления средне­срочных

программ макроэкономической и структур­ной перестройки. По состоянию на

сентябрь 1993 г. 36 стран (из 61 страны, имеющей на них право) получили эти

льготные кредиты в сумме 1,5 млрд. СДР, или около 2,1 млрд. долл. Условия

займов: 0,5% годовых: погашение в течение 10 лет; т рационный период до 5'/2

лет. Лимит кредитов — до 50% квоты. Источник ресурсов (2,7 млрд. СДР) —

погашение кредитов, пред­оставленных доверительным фондом;

6) Расширенный фонд структурной перестройки; с декабря 1987 г. предоставляет

кредиты за счет как неиспользованных ресурсов фонда структурной пере­стройки,

так и специальных займов и пожертвований (6 млрд. СДР). По своим целям и

механизму функци­онирования этот фонд является преемником фонда структурной

перестройки. Помимо 61 страны право получения кредитов от этого фонда в

апреле 1992 г. было предоставлено еще 11 странам, включая Алба­нию и

Монголию. 29 стран использовали это право к сентябрю 1993 г. на сумму 3,2

млрд. СДР (фактиче­ски - 2,4 млрд. СДР). Страна-член имеет возмож­ность

получать эти кредиты сроком на 3 года до 190% квоты, иногда при

исключительных обстоятельствах до 255% квоты. Первоначально срок для

заключения соглашений о займах был установлен по ноябрь 1990 г., в дальнейшем

он неоднократно продлевался (до 28 февраля 1994 г.).

В конце 1993 г. образован новый расширенный фонд структурной перестройки —

правопреемник предыдущего. Объем нового фонда — 5 млрд. СДР (около 7 млрд.

долл.) для предоставления льготных займов сроком три года и 2 млрд. СДР

(около 3 млрд. долл.) для субсидирования процентных ставок по этим займам. К

маю 1994 г. 43 страны согласились уча­ствовать в формировании этого фонда. В

программах структурной перестройки экономики, которые станут осуществляться

при содействии нового фонда, будет уделяться больше внимания социальной

защите насе­ления и совершенствованию структуры государствен­ных расходов.

Срок действия нового расширенного фонда структурной перестройки — до конца

1996 г., а средства по заключенным соглашениям будут пред­оставляться

странам-заемщикам до конца 1999 г.

Образование дополнительных специальных фондов в рамках МВФ путем

заимствования ресурсов у других стран-членов - это одно из проявлений

процесса адап­тации системы межгосударственного кредитования и валютного

регулирования к меняющимся условиям мировой экономики. МВФ выполняет роль

посредника при перераспределении ссудного капитала от более благополучных

стран-кредиторов к странам, испыты­вающим потребность в кредитах.

Одновременно, ока­зывая силовое воздействие на экономическую полити­ку стран-

заемщиц. он выступает в качестве гаранта возвращения этих средств.

Роль МВФ в регулировании международных валют­но-кредитных отношений.

МВФ осуществляет наблюде­ние и контроль за соблюдением странами-членами

своего Устава, который фиксирует основные структур­ные принципы мировой

валютной системы.

За время своего существования МВФ превратился в подлинно универсальную

организацию, добился широ­кого признания в качестве главного наднационального

органа регулирования международных валютно-кре­дитных отношений,

авторитетного центра междуна­родного кредитования, координатора

межгосударст­венных кредитных потоков и гаранта платежеспособ­ности стран-

заемщиц. Одновременно он начинает иг­рать важную роль в реализации решений

«семерки» ведущих государств Запада, становится ключевым зве­ном

формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной

координации, согласова­ния национальных макроэкономических политик. Фонд

зарекомендовал себя активно функционирую­щим мировым валютным институтом,

накопил боль­шой и полезный опыт.

Литература:

1. "Международные валютно-кредитные и финансовые отношения" - под ред

Красавиной Л.Н. / 1994

2. Internetional Monetary Fund. Vol.26/september 1997



(C) 2009