Научная Петербургская Академия

Курсовая: Модель рыночной экономики

Курсовая: Модель рыночной экономики

Министерство Экономического Развития и Торговли РФ

РОССИЙСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Оренбургский филиал

Факультет учетно-финансовый

Курс 1

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

Роль государства в современной рыночной экономике

Работу

выполнила студентка

Ермакова Марина Сергеевна

Научный руководитель

к.э.н., доцент

Наровлянская Т.Н.

Оренбург 200

Содержание

Введение.............................3

1. Концентрация и монополизация производства и изменение роли государства в

экономике .......................4

1.1 Концентрация и монополизация производства как материальная база

изменения экономической роли государства ............4

1.2 Основные концепции роли государства в рыночной экономике ....5

2. Функции государства в современной рыночной экономике ......8

2.1 Государственное вмешательство в рыночную экономику ......8

2.1.1 Необходимость государственного регулирования.........8

2.1.2 Возможности и границы государственного регулирования....9

2.2 Функции государства в рыночной экономике.............9

2.3 Государственное регулирование экономики: основные цели и

инструменты ..........................10

2.4 Функции современного российского государства в экономике и

социальной политике .....................12

3. Экономическая политика государства: формы, виды и методы.....15

3.1 Формы государственного регулирования.............15

3.1.1 Краткосрочное антициклическое регулирование (конъюнктурная

политика)..........................15

3.1.2 Среднесрочное и долгосрочное целевое регулирование

3.1.3 Прямое и косвенное вмешательство государства .........18

3.2 Методы государственного регулирования ..............19

3.3.1 Методы косвенного экономического воздействия.......19

3.3.2 Методы прямого административного воздействия.......20

3.3 Виды государственного регулирования..............21

3.2.1 Бюджетно-налоговая политика ................21

3.2.2 Денежно-кредитная политика................22

3.2.3 Антиинфляционная политика ................23

3.2.4 Антимонопольная политика ................23

3.2.5 Регулирование инвестиционной деятельности..........24

3.2.6 Социальная политика ....................25

4. Роль государства в переходной экономике..............27 4.1 Функции

государства в переходной экономике ..........27

4.2 Средства и институты государственного регулирования .......28

4.3 Государственное регулирование переходной экономики........29

4.3.1 Особенности стабилизационной политики............29

4.3.2 Особенности структурной политики.............31

4.4 Институциональные преобразования ................32

Заключение.............................34

Список использованных источников.................35

Приложение А

Введение

Изучение экономической роли государства – неотъемлемая составная часть

экономического образования в странах с развитым рыночным хозяйством. В

настоящее время трудно представить себе общество, где бы государство не

осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, где бы оно не регулировало

сферу финансовых отношений, не занималось решением социальных и других важных

для общества проблем. Государство оказывает существенное воздействие как на

экономическое, так и на социальное развитие почти во всех странах. Поэтому

вполне закономерно, что в рамках экономической науки постоянно ведутся

исследования, посвященные этой важной и многогранной проблеме.

Отечественная экономическая наука переживает сегодня новый этап. От почти

полного отрицания государственного регулирования экономики, навеянного

борьбой с командно-административной системой хозяйствования в начале 90-х

гг., в конце 90-х гг. она опять была вынуждена обратиться к теме

государственного регулирования экономики. Стали появляться новые

исследования, которые носят уже более взвешенный характер. Они пытаются

определить, какую роль государство должно играть в условиях современной

рыночной и переходной экономике, а также найти те тенденции, которые будут

характерны для развития государства в будущем.

В отечественной экономической литературе проблемой государственного

регулирования экономики занимаются: Столяров И.И., Булатов А.С., Кушлин В.И.,

Волгина Н.А., Журавлева Г.П., Тарасевич Л.С., Добрынин А.И., Сидорович А.В. и

другие авторы.

Цель этой работы – дать целостное представление о теоретических основах роли

государства в экономике на макроуровне.

Основными задачами, без которых цель данной работы не может быть достигнута,

являются:

- формирование представления о государстве как одном из активных участников

экономической жизни, строящейся на основе рынка;

- приобретение знаний в области анализа и прогнозирования тенденций

изменения форм, методов и инструментов воздействия государства;

- уяснение сущности и механизмов государственного регулирования;

- ознакомление с принципами реализации экономической политики государства.

1. Концентрация и монополизация производства и изменение роли государства в

экономике

1.1 Концентрация и монополизация производства как материальная база изменения

экономической роли государства

Монополии возникли на основе концентрации производства и капитала с переходом

капитализма в империалистическую стадию развития. Определяющий мотив

капиталистического производства, его постоянный импульс, - увеличение

прибавочной стоимости. Для того чтобы обеспечить непрерывное увеличение

прибавочной стоимости, капиталисту приходится капитализировать часть

прибавочной стоимости, превращая ее в добавочные средства производства и

дополнительную рабочую силу. Это обусловливает рост отдельных предприятий и

увеличение масштабов производства. Вместе с тем, конкуренция и кредит

порождают тенденцию к добровольному или принудительному объединению уже

функционирующих капиталов. Таким образом происходит концентрация и

централизация капитала в качестве материальной основы укрупнения

капиталистического производства, его обязательной предпосылки. Высокий

уровень концентрации производства усиливает процесс концентрации и

централизации капитала. Между этими процессами существует сложная

взаимозависимость. Укрупнение капитала вне зависимости от его конкретных форм

служит исходным пунктом для прогрессирующего превращения разрозненных

процессов производства в общественно комбинированные и научно направляемые

процессы производства.

Капитализм создает на месте прежней раздробленности производства невиданную

ранее его концентрацию в основных отраслях хозяйства. Погоня за прибылью и

конкуренция ведут к форсированному развитию техники, ко все более крупному

машинному производству, совершенствованию системы машин.

Развитие производительных сил превращается в средство, с помощью которого

достигается увеличение прибавочной стоимости. В силу этого процесс

концентрации производства протекает крайне неравномерно в разных отраслях, на

отдельных предприятиях и в разных странах. Это выражается также в том, что

наряду с крупными предприятиями продолжают существовать и мелкие и средние. В

конечном итоге крупные предприятия постепенно вытесняют мелкие, разоряют и

поглощают их, занимая господствующее положение. Таким образом, концентрация

на определенном уровне своего развития вплотную подводит к монополии. Переход

от господства свободной конкуренции к господству монополий придает процессу

концентрации производства неизвестную ранее интенсивность, резко ухудшаются

условия функционирования мелких и средних предприятий, которые оттесняются в

менее благоприятные отрасли производства. Получая сверхприбыли,

монополистические предприятия обеспечивают и более высокую норму накопления.

Гигантские богатства сосредотачиваются в руках немногих групп финансовой

олигархии. Одна или несколько крупных фирм имеют в своих руках такие

монопольные возможности, что могут контролировать весь рынок данного региона.

Такие фирмы вступают в незаконные сговоры, которые дают им возможность

контролировать цены и объем выпуска продукта. Это в свою очередь неизбежно

наносит вред обществу: разрушается конкурентная среда, растут цены и

сокращается производство. В связи с этим, становится необходимым

вмешательство государства в экономику, чтобы исключить возможность

концентрации монопольного влияния или доминирующего положения в чьих бы то ни

было руках. Это означает, что ни одна фирма не должна получать от государства

специальных концессий или привилегий, способных позволить ей ограничить

свободу коммерческой деятельности других компаний и обрести монопольное

влияние. Должна проводиться целенаправленная антимонопольная политика.

Таким образом, концентрация и монополизация производства становится

материальной базой для усиления роли государства в экономике/15,222;14,378/.

1.2 Основные концепции роли государства в рыночной экономике

Государственное регулирование в широком смысле состоит в распространении

макроэкономического воздействия политической системы на национальное

хозяйство.

Представление о роли государства, степени его воздействия на экономику страны

имеют свою долгую историю. Исторически первой концепцией роли государства в

рыночной экономике является концепция классиков. В соответствии с этой

концепцией государство в рыночной экономике призвано обеспечивать

безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры между

участниками процесса. Правительство в системе свободного рынка издает законы,

выпускает деньги, создает благоприятную обстановку для его функционирования,

организует службу связи и коммуникации, заключает международные соглашения,

обеспечивает безопасность посредством полиции и военных сил. Иначе говоря,

государство призвано выполнять то, что отдельный человек не может

самостоятельно выполнить или делает это неэффективно. В экономическом смысле

суть этой концепции состоит в доказательстве того, что рыночная экономика

способна к саморегулированию и самоорганизации. Производство организуется для

увеличения потребления, а рост потребления стимулирует производство.

Осуществление этой причинно – следственной взаимосвязи возможно без

вмешательства властных структур в хозяйственную деятельность

товаропроизводителей. А. Смит, в частности, доказывает, что стремление

производителей к достижению своих частных экономических интересов и наличие

на рынке конкуренции со стороны контрагентов и составляет главный механизм

развития рыночной экономики, который приводит к увеличению богатства каждого

товаропроизводителя и общества в целом/13,456;11,138/.

Однако разразившийся в 30-х гг. 20 в экономический кризис и Великая депрессия

показали, что свободный рыночный механизм имеет недостатки, что рыночная

система может долго находиться в депрессии при высоком уровне безработицы и

необходимо вмешательство государства, чтобы обеспечить устойчивость данной

экономической системы. Так появилась концепция регулирования рыночной

экономики государством, получившая название «кейнсианство» по имени автора

книги «Общая теория занятости, процента и денег» Дж. М. Кейнса, где изложена

ее суть. Кейнс доказал невозможность самоисцеления экономики в период спада,

необходимость государственной политики как средства, способного

уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику

из кризисного состояния, содействовать ее дальнейшей стабилизации. Кейнс

рассматривает государство как субъект экономической системы, обладающий

определенной собственностью и хозяйственными функциями для проведения

экономической политики, направленной на достижение стратегических целей

общества. Слежение за состоянием параметров рынка является одной из функций

государства (правительства). Любое неравновесное воздействие должно быть

зарегистрировано и на базе встроенных стабилизаторов направлено на траекторию

равновесного сбалансированного роста. Так правительство воздействует на тот

или иной сегмент рынка.

Следует отметить, что в вопросах государственного регулирования экономики

кейнсианство неоднородно, оно распадается на три основных течения: левое

(либеральное), консервативное и неоклассическое.

Левое кейнсианство ищет выход из противоречий современной экономики путем

увеличения расходов государства на общественные цели: жилищное строительство,

здравоохранение, социальное страхование, дорожное строительство и т.д., а

также увеличение доходов фермеров, мелких предпринимателей и заработной платы

работающих.

Консервативное направление кейнсианства делает ставку на государственное

регулирование экономики главным образом путем максимизации прибылей и

сохранения консервативной структуры экономики.

Неоклассическая школа и ее представители полагают, что путем денежно –

кредитной и фискальной политики можно осуществить интеграцию микро- и

макровмешательства государства в определение уровня доходов различных слоев

населения, координацию инвестиционной политики, формирование прогрессивной

отраслевой структуры/4,608/.

В 50-е гг. эта теория была взята на вооружение США и принесла определенные

положительные результаты в хозяйственной деятельности национальной экономики,

но уже в 70–80-е гг. стало очевидно, что кейнсианство, отдававшее

предпочтение государству, становится несостоятельным/.

Позиции Кейнса противостоят приверженцы старых принципов – неоконсерваторы.

Они выступают за невмешательство государства в хозяйственную деятельность

частных фирм и утверждают, что система цен представляет собой механизм,

способный обеспечивать общую сбалансированность хозяйства без управления из

центра. Как считают неоконсерваторы, именно нормальный рыночный механизм в

силах регулировать национальную экономику. Так, австрийский экономист Хайек

отмечал, что государство должно выполнять лишь роль «ночного сторожа», не

вмешиваясь в экономические процессы/5,193/.

В 80-е гг. свою полную несостоятельность продемонстрировала и концепция

всеобъемлющего государственного регулирования (планирования). Сторонники этой

концепции, основу которой заложил К. Маркс, считали, что силами государства

можно решить все экономические проблемы – создать изобилие жизненных благ,

обеспечить полную занятость населения, достичь социальной справедливости и

гармонии, обеспечить высокую занятость экономики. Экономическая политика,

основанная на этой концепции, проводилась в бывшем СССР и странах

социалистического лагеря, которые рассыпались под натиском неразрешимых

экономических проблем в конце 80-х гг/11,139/.

Критическое сопоставление этих концепций доказывает неполноценность как

исключительно рыночного, так и только государственного хозяйственного

механизма. Вместе с тем то, что отсутствует в одном механизме, в достаточной

мере имеется в другом. Поэтому в целях улучшения управления национальным

хозяйством разумнее всего применять смешанный тип управления, где органически

соединяются достоинства обоих хозяйственных механизмов/5,193/.

2. Функции государства в современной рыночной экономике

2.1 Государственное вмешательство в рыночную экономику

2.1.1 Необходимость государственного регулирования

Для успешного функционирования рыночной системы необходимы разумные и

обязательные для соблюдения условия. Например, экономической основой

становления и развития рыночных отношений выступает частная собственность.

Однако хорошо известно, что право частной собственности само по себе

определиться не может, его должно установить государство. Государство

необходимо также для ограничения монопольных тенденций в экономике, для

выработки механизма, стимулирующего трудовую деятельность людей.

Государственное вмешательство в механизм рыночных отношений иногда вызывается

процессом производства или воспроизводства. Так, проблемы циклических

колебаний в экономике (резкие спады производства, инфляция, безработица) не

могут быть устранены механизмом рыночного саморегулирования. Иногда этот

механизм не только не способен возвратить экономику к рыночному равновесию,

но и готов подвергнуть ее еще более глубоким потрясениям. Без регулирующей

роли государства в этом случае обойтись невозможно.

Необходимость государственного регулирования вытекает из проявлений

несовершенства рынка, заключающемся:

1. в несостоятельности конкуренции, выражающейся в том, что на некоторых

отраслевых и региональных рынках могут возникать (и возникают) монополии;

2. в наличии многочисленных товаров, жизненно необходимых обществу, которые

либо не предлагаются рынком, либо, если и могли быть предложены, то в

недостаточном количестве. Таких товаров (главным образом в форме услуг) много

в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры, обороны и др.;

3. во внешних эффектах (экстерналиях), типичный пример которых – загрязнение

окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами

экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам;

4. в неполных рынках, одним из типичных примеров которых является рынок

страховых услуг, прежде всего медицинских и пенсионных;

5. в несовершенстве информации, во многих отношениях представляющей собой

общественный товар, который в более или менее достаточном количестве при

соответствующем качестве не может быть произведен без активного участия

государства;

6. в безработице, инфляции, экономическом неравновесии, особенно резко

проявляющемся в периоды кризисов и депрессий;

7. в излишне неравномерном распределении доходов, которое, если государство

не принимает мер для «социальной компенсации» малоимущим и обездоленным слоям

населения, ставит под угрозу общественную стабильность;

8. в наличии обязательных товаров (например, начальное образование),

потреблять которые общество может заставить только государство, но никак не

рынок/12,189;10,549/.

2.1.2 Возможности и границы государственного регулирования

Возможности и границы государственного регулирования не могут получить точной

количественной оценки уже потому, что они имеют много аспектов. Многие

проявления эффективности госрегулирования, например социальная стабильность в

обществе, вообще не имеют однозначных количественных параметров. Кроме того,

практически невозможно вычленить вклад каждого из трех «слоев» хозяйственного

механизма в обеспечение приемлемых темпов экономического роста, увеличение

занятости или повышение эффективности общественного производства. Вследствие

этого можно выявить лишь некоторые качественные оценки возможностей и границ

госрегулирования.

Государственное регулирование в целом доказало свою высокую эффективность.

После того, как оно было встроено в хозяйственный механизм капиталистического

общества, развитие стран Запада характеризуется высокой экономической

динамикой, быстрым ростом эффективности общественного производства, более или

менее умеренной безработицей, заметным повышением качества жизни населения,

смягчением противоречий и достаточной социальной стабильностью. Всем этим

рыночно – государственно регулируемый, социально ориентированный современный

капитализм выгодно отличается от капитализма свободной конкуренции.

В то же время эффективность госрегулирования далеко не безгранична. Так, оно

не может преодолеть цикличность капиталистического воспроизводства,

порождающую в понижательных фазах цикла (кризис, депрессия) массу тяжелых

экономических и социальных проблем. В течение длительных периодов оно не в

состоянии, несмотря на все усилия, обеспечить приемлемого, социально

терпимого уровня безработицы, а тем более полной занятости экономически

активного населения.

2.2 Функции государства в рыночной экономике

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Функции

современного государства довольно многообразны и сложны. Каждая функция

государства имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание

показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства

им используются для достижения той или иной цели.

Вот основные из них:

- Правовое обеспечение экономической деятельности.

- Организация денежного обращения.

- Производство так называемых общественных товаров и

услуг (которые призваны удовлетворять коллективные потребности). Это,

например, продукция оборонного назначения, дороги коммуникации, иная

инфраструктура. К этой группе функций можно отнести поддержку государством

науки, образования, культуры.

- Минимизация трансакционных издержек.

- Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции; поддержка малого

бизнеса.

- Оптимизация влияния экстерналий (внешних эффектов). В экономике возникают

так называемые внешние эффекты, которые не выражаются в денежной форме, и

рынок на них должным образом не реагирует. Речь обычно идет о минимизации

внешних эффектов отрицательного свойства, например загрязнения окружающей

среды. Положительные же внешние эффекты государством могут активно

стимулироваться.

- Перераспределение доходов в обществе (в том числе для обеспечения его

стабильности, устойчивости).

В частности, должно быть обеспечено рациональное соотношение личных доходов

предпринимателей и людей, зарабатывающих себе на жизнь трудом по найму. При

слишком большой разнице в доходах между этими категориями людей в обществе

могут возникать острые социальные противоречия.

- Поддержка оптимального уровня занятости; минимизация безработицы и

издержек от нее.

- Проведение региональной экономической и социальной политики, отвечающей

коренным интересам страны в целом и населения ее территорий.

- Реализация национальных интересов в мировой экономике; поддержка

международной конкурентоспособности отечественной экономики/10,645;5,195/.

2.3 Государственное регулирование экономики: основные цели и инструменты

Регулирование рыночной экономики государством проявляется через реализацию

его экономических функций, которые довольно многообразны и направлены на

следующие экономические цели:

- экономический рост; эта цель предполагает увеличение объемов производства

материальных благ, улучшение их качества, обеспечение более высокого уровня

жизни;

- экономическая эффективность – требует получения наибольших

результатов при минимальных затратах имеющихся ограниченных производственных

ресурсов;

- полная занятость трудоспособного населения – позволит

обеспечить всех, кто может и желает работать, занятием (рабочим местом) в

соответствии с их потребностями и квалификацией;

- стабильный уровень цен; серьезное повышение или снижение

уровня дестабилизирует экономику в целом, возникают напряжение, различного

рода сложности в экономической деятельности (инфляция и дефляция), которых

крайне важно избегать;

- экономическая свобода; предприниматели, хозяйствующие субъекты

рыночной экономики должны обладать в своей деятельности высокой степенью

свободы;

- справедливое распределение доходов; с позиции рыночной

экономики доходы, полученные в ходе конкурентной борьбы, справедливы; принцип

«на равный капитал – равная прибыль» действует как тенденция; уравнительное

распределение недопустимо; в то же время ни одна группа граждан в

цивилизованном обществе не должна прибывать в нищете, когда другие купаются в

роскоши;

- экономическая обеспеченность – обеспечение номинального

существования за счет средств государственного бюджета и различных социальных

и благотворительных фондов хронически больных, нетрудоспособных,

недееспособных, престарелых и других иждивенцев;

- торговый баланс – предполагает поддерживание разумного

соотношения экспорта и импорта торговли национальной экономикой, а также

баланс международных финансовых сделок.

- создание благоприятных институциональных условий для

увеличения прибыли и развертывания конкуренции;

- непрерывная модернизация производственного аппарата в

соответствии с требованиями научно-технической революции;

- сглаживание экономического цикла;

Во многих научных и учебных публикациях на Западе выделяются четыре главные

цели госрегулирования, объединяемые понятием «магический четырехугольник»:

обеспечение темпов роста ВВП, соразмерных хозяйственному потенциалу страны;

минимизация безработицы; стабильность цен; внешнеэкономическое равновесие,

выражающееся в бездефицитном или умеренно дефицитном платежном балансе. О

«магическом четырехугольнике» говорится в том смысле, что одни его цели

противоречат другим. Так, стимулирование занятости населения посредством

дополнительных государственных расходов подстегивает рост бюджетного

дефицита, а в конечном счете и инфляции. «Магия» как раз и состоит в том,

чтобы двигаться во всех четырех направлениях более или менее

равномерно/11,140/.

В условиях развитой рыночной экономики государство для реализации отмеченных

выше и других целей использует целый набор инструментов (средств) как

экономического, так и неэкономического характера. К ним относятся следующие

инструменты.

1. Административно-правовые средства. Они нацелены на

формирование основ экономического строя. Административные средства

чрезвычайно многочисленны и разнообразны. Они применяются на уровне не

столько центральных (федеральных) правительств, сколько штатов и земель (в

федеративных государствах), провинций и регионов (в унитарных государствах),

а также местных (муниципальных) органов. К данной категории относятся, прежде

всего, различного рода разрешения (в том числе в форме соответствующих

лицензий) и запреты. Весьма типичный пример – разрешения и запреты на новое

промышленное строительство в определенных агломерациях вокруг крупных городов

и районах по градостроительным, экологическим и другим соображениям. Наконец,

к административным средствам относятся различного рода стандарты и нормы,

которые нередко находятся на стыке экономики, техники и экологии (например,

максимально допустимые нормы содержания тех или иных вредных веществ в

пищевых продуктах или выбросов вредных веществ в атмосферу и окружающую среду

в целом).

2. Экономические средства:

- государственные финансы, т.е. средства, связанные с формированием и

использованием государственного бюджета и централизованных

(«полугосударственных») фондов социального страхования, через которые

перераспределяется до ½ ВВП развитых стран. Речь идет о пенсионном,

медицинском страховании и страховании на случай утраты занятости. Средства

расходных статей государственного бюджета используются для предоставления

частному бизнесу субсидий, льготных займов и гарантий по частным кредитам с

целью стимулирования предпринимательской деятельности и соответственно

экономического роста. Эти средства служат также источником закупок

промышленной и сельскохозяйственной продукции. Кроме того, они используются

для проведения отраслевой и региональной структурной политики, содействуя

подготовке и переподготовке рабочей силы соответствующей квалификации и

стимулирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

(НИОКР).

- денежно-кредитный инструментарий, который включает

маневрирование учетной ставкой центрального эмиссионного банка, т.е.

изменение процента, взимаемого центральным банком при приобретении

коммерческих векселей у частных банков; изменение нормы минимальных резервов,

т.е. процентного отношения денежных фондов, которые коммерческие банки должны

отвлекать от проводимых ими операций и хранить на своих беспроцентных счетах

в центральном банке, к величине текущих и долгосрочных вкладов в этих банках;

операции на так называемом открытом рынке, т.е. акты купли-продажи

государственных ценных бумаг(казначейских векселей, облигаций и др.),

совершаемые между центральным банком и частными банками. При помощи денежно-

кредитного инструментария государство в лице центрального банка влияет на

объем денежной и кредитной массы, величину ссудного процента тем самым – на

темпы и пропорции воспроизводства капитала.

- государственная собственность, которая также используется для

воздействия на темпы и пропорции экономического развития.

- внешнеэкономический инструментарий. Данный инструментарий воздействует на

различные стороны внешнеэкономических отношений – торговлю, миграцию

капиталов и рабочей силы, валютно-расчетные отношения. К нему относятся

таможенные пошлины и количественные ограничения импорта (квоты на ввоз

определенных товаров); субсидии и налоговые льготы отечественным экспортерам;

налоговые и другие льготы иностранным инвесторам; квоты на привлечение

рабочей силы из-за рубежа; покупки или продажи национальных валют

центральными банками на валютных биржах для стабилизации обменных курсов

соответствующих денежных единиц/10,554/.

2.4 Функции современного российского государства в экономике и социальной

политике.

Российское государство выполняет в основном те же экономические функции, что

и другие государства с рыночной экономикой, хотя каждая из них отличается

своеобразием, определяемым особенностями положения страны.

Первая, исходная функция государства в экономике – обеспечение правовой базы

ее функционирования. Это создание законов и правил, регулирующих

экономическую деятельность и контроль за их исполнением. Речь идет об

установлении своего рода правил игры, или юридических принципов,

экономического общения. Данная функция реализуется путем издания актов,

защищающих права частной собственности, определяющих формы

предпринимательской деятельности в условиях функционирования предприятий, их

взаимоотношения и отношения с государством. К этой же функции относятся

регулирование государством проблем качества продукта, безопасности труда,

вопросов взаимоотношений профсоюзов с администрацией. В России этот процесс

идет, к сожалению, пока бессистемно: законы часто меняются, противоречат друг

другу и, главное, плохо исполняются.

Вторая функция государства – антимонопольное регулирование экономики (или

защита конкуренции). В России особенность ее реализации состоит не столько в

расформировании крупных фирм, сколько в том, чтобы организовать контроль за

коммерческими сделками, за внешними формами которых зачастую стоят сговоры о

ценах, не говоря уже о чисто криминальных разновидностях деловой активности.

Данная функция государства направлена на сохранение конкурентной среды. С

этой целью необходимо обеспечить наличие достоверной информации о ситуации на

рынке и состоянии экономики в целом, поскольку предприниматели ориентируются

не столько на то, что есть на рынке сегодня, сколько на свои ожидания

изменения конъюнктуры. И в этом отношении громадную роль играет реклама.

Следующая, третья, функция государства в экономике связана с

макроэкономической стабилизацией. Она представлена деятельностью

правительства, направленной на обеспечение экономического роста, преодоление

чрезмерной безработицы и установление стабильного уровня цен. Равновесие

обеспечивается на основе «самонастройки» рынка, однако «самонастройка» не

является абсолютной и поэтому необходимо проведение экономической политики

(фискальной и денежной), направленной на сглаживание экономических циклов.

Четвертая экономическая функция – обеспечение производства так называемых

общественных товаров. Это производство товаров оборонного назначения,

обеспечение правоохранительных органов, строительство и содержание дорог и

т.д.

В последние десятилетия активно развивается экономическая функция

государства, направленная на принятие мер к виновникам отрицательных

социальных последствий хозяйственной деятельности, что выражается прежде

всего в нарушении экологии. Безусловно заслуживает внимания появившаяся на

Западе практика выдачи государством лицензий предприятиям на сброс отходов.

Расширяется и такая функция государства, как субсидирование сфер, несущих

положительные экстерналии (внешние эффекты). Это относится, в частности, к

здравоохранению, образованию, благотворительным программам и т.д. понятно,

что от хозяйственной деятельности в этих сферах выигрывают не только

непосредственные получатели соответствующих услуг, но и общество в

целом/11,158/.

В масштабе мировой экономики экономика России является сравнительно небольшой

(см. приложение А). Поэтому меры по углублению реформирования экономики

должны осуществляться в русле всеобщей демократизации социально-политической

и экономической жизни российского общества. Сильная экономика всегда вторична

по отношению к государству. Только с помощью государства можно будет достичь

экономического подъема.

3. Экономическая политика государства: формы, виды, методы

3.1 Формы государственного регулирования

3.1.1 Краткосрочное антициклическое регулирование (конъюнктурная политика)

До Второй мировой войны, а во многих странах до середины 50-х гг. воздействие

государства на состояние хозяйственной конъюнктуры осуществлялось от случая к

случаю и диктовалось обычно чрезвычайными обстоятельствами, т.е.

свершившимися фактами негативного характера. В первой половине 50-х гг. такое

воздействие приобрело непрерывный характер, превратившись в антициклическое

регулирование, которое западными учеными и политиками обычно именуется

«конъюнктурная политика». Оно нацелено на сглаживание циклических колебаний

хозяйственной конъюнктуры, предотвращение особенно глубоких циклических

кризисов и такой массовой безработицы, которая угрожала бы самим устоям

рыночного хозяйства и демократического общества, а также на создание

благоприятных условий для среднесрочного и долгосрочного регулирования

экономики, способствующего ее непрерывной модернизации и прогрессу.

В 50-е – первой половине 70-х гг. в подавляющем большинстве стран Запада

антициклическое регулирование осуществлялось преимущественно на базе

кейнсианской теории. Высокие государственные расходы на собственные

инвестиции (например, в транспортную сеть и прочие отрасли хозяйственной и

социальной инфраструктуры), стимулирование частных инвестиций и закупки

товаров через государственные заказы увеличивали совокупный спрос и

поддерживали конъюнктуру. Кейнсианская политика во многом способствовала

тому, что в указанный период темпы роста ВВП оказались самыми высокими в

истории капитализма, а уровень безработицы 0 самым низким (более того, спрос

на рабочую силу, особенно в Западной Европе, превысил ее предложение, что

положило начало ее массовому импорту из-за рубежа). Такая политика

диктовалась не только внутриэкономическими потребностями послевоенного

восстановления а перестройки народного хозяйства, но и обстановкой борьбы

двух общественных систем и «холодной войны».

В этот период в Западной Европе и Японии, правда, отмечались циклические

колебания темпов роста ВВП, но не было сколь-нибудь заметных циклических

кризисов. В США такие кризисы наблюдались неоднократно, с более или менее

ярко выраженной периодичностью, но они не шли ни в какое сравнение с «великим

кризисом», когда капиталистическое производство было отброшено на 30 – 40 лет

назад. Отдельные кризисные проявления быстро преодолевались кейнсианскими

методами. Особенно впечатляющим в этом смысле было преодоление всего за 5 – 6

месяцев первого в послевоенной истории ФРГ циклического кризиса 1966 – 1967

гг.

Кейнсианское дефицитное финансирование антициклического регулирования и

экономического роста способствовало быстрому расширению денежного обращения и

развертыванию инфляционных процессов. В том же направлении действовала

«мягкая» денежно-кредитная политика государства, нацеленная на обеспечение

низкого уровня ссудного процента, благоприятствующего инвестициям. Для этого

также различными способами увеличивалась обращающаяся денежная масса, что

давало инфляционные эффекты.

Такие эффекты сознательно принимались в расчет. Умеренная, ползучая инфляция

рассматривалась как неизбежная плата за рост и меньшее зло по сравнению с

глубокими циклическими кризисами и массовой безработицей. Кейнсианская

политика в целом, безусловно, способствовала созданию высокоразвитой системы

социального обеспечения и страхования, ее финансированию, хотя это и было

связано со значительными инфляционными издержками.

Дефицитное финансирование по рецептам Дж.М.Кейнса постепенно неизбежно вело к

глубокому бюджетному кризису и переходу ползучей инфляции в галопирующую. То,

что этот кризис действительно разразился, стало очевидным к 1974 – 1975 гг.,

когда Запад столкнулся (вследствие совпадения по времени последствий целого

ряда негативных факторов) с «букетом» кризисов – циклического и структурных

(энергетического, сырьевого, экологического). Бюджетный кризис был обусловлен

и тем, что кейнсианское дефицитное финансирование экономического роста и

социального обеспечения дополнялось дефицитным финансированием крупных

военных расходов, необходимость которых обосновывалась «холодной войной».

Кризисы середины 70-х гг. и превращение инфляции из умеренной (при норме 3 –

5 % в год) и социально терпимой в галопирующую и выходящую из под контроля (8

– 10 % и более в год) побудили правящие круги стран Запада, где социал-

демократические и либеральные правительства стали одно за другим сменяться

правоконсервативными правящими элитами (под руководством М.Тэтчер –

Великобритании, Р.Рейгана – в США и т.д.), к смене экономического курса. В

теории и практике госрегулирования на смену «кейнсианской революции» пришла

«неоконсервативная революция», нашедшая свое идейное обоснование, прежде

всего, в теориях монетаризма и экономики предложения и выразившаяся в

«дерегулировании».

В 80 – 90-е гг. конъюнктурная политика в целом приобрела более плавный и

сдержанный характер. В массированных неокейнсианских мероприятиях по

«закачиванию» в экономику дополнительного инфляционного спроса для

антициклического регулирования динамики ВВП и занятости в этот период уже не

было необходимости вследствие перехода развитой рыночной экономики к

очередному долгосрочному более или менее устойчивому росту, обусловленному

технологическими сдвигами (новый этап НТР, прежде всего на базе массового

распространения микроэлектроники). Динамика ВВП и занятости стали

определяться не столько движением спроса, сколько технологическим развитием и

мирохозяйственными факторами. По этой причине конъюнктурная политика

сконцентрировалась на ее антиинфляционных аспектах – поддержании сложившихся

в первой половине 80-х гг. и характерных также для 90-х гг. низких темпах

инфляции и недопущении ее новых скачков в моменты резкого повышения темпов

роста ВВП.

Переходу к более сдержанной и непредсказуемой конъюнктурной политике

способствовало и значительное усовершенствование, благодаря прогрессу

экономической науки, инструментария и методики прогнозирования конъюнктуры,

которая применяется различными исследовательскими институтами и центрами.

3.1.2 Среднесрочное и долгосрочное целевое регулирование

Данная форма нацелена на обеспечение модернизации экономики и ее прогресс.

Она предполагает использование в соответствии с избранными государством в

каждый период приоритетами структурной политики и политики роста

взаимоувязанных среднесрочных и долгосрочных прогнозов и программ для всей

экономики, а также отдельных отраслей и регионов.

В теории и практике госрегулирования данная форма получила различные

названия: макроэкономическое, рамочное, и индикативное планирование,

планификация, глобальное регулирование и проч. Что же касается

«программирования», то под ним на Западе понимаются по-разному трактуемые

феномены из области информатики и производства программного продукта для ЭВМ.

В основе рамочного планирования лежит среднесрочное (на 4 – 5 лет) и

долгосрочное прогнозирование экономического развития. Среднесрочные прогнозы,

как правило, разрабатываются по «скользящему» методу, т.е. ежегодно

корректируются и продлеваются на год (скажем, прогноз на 1994 – 1998 гг.

преобразуется в прогноз на 1995 – 1999 гг.). Первоочередное назначение этих

прогнозов состоит в том, что они служат отправным пунктом для ожидаемых

доходов и расходов госбюджета в прогнозируемый период.

Как правило, правительство поручает разработку подобных прогнозов

одновременно нескольким авторитетным и постоянно выполняющим его заказы

научно-исследовательским институтам. Из нескольких прогнозов выбирается один

или производится какой-либо симбиоз из них. В результате формируется целевой

прогноз, служащий основой среднесрочного планирования финансов.

Предпринимаются попытки более или менее взаимоувязанно использовать для

реализации установок такого прогноза весь инструментарий госрегулирования.

Достижению макроэкономических целей, которые преследует правительство, служат

также отраслевые и региональные программы, содержание которых определяется

приоритетами государственной структурной политики. Последняя нацелена на

смягчение кризиса, стабилизацию или экономическую экспансию тех или иных

отраслей или регионов - «структурно-кризисных» (по каким-либо причинам

слаборазвитых в данной стране или депрессивных) или новых, зарождающихся. Для

нужд структурной политики используются такие инструменты, как кредитные

гарантии и льготы, субсидии и налоговые послабления. В ЕС национальные

отраслевые и региональные программы сочетаются с «коммунитарными», т.е.

совместными для стран – членов Союза.

Среди отраслей хозяйства подобными льготами длительное, заранее не

ограниченное время пользуется, прежде всего, аграрный сектор развитых стран.

На его поддержку там затрачивается, как правило, 3 – 4 %, а в Швейцарии –

даже 6% национального ВВП. В ЕС содействие сельскому хозяйству всех стран-

членов оказывается из единого аграрного фонда (ФЕОГА), на который приходится

¾ всех бюджетных расходов Союза. Такое содействие нацелено на

достижение и поддержание как минимум самообеспечения стран – членов ЕС

основными продуктами питания умеренного пояса (зерно, мясо, молоко и т.д.) и

сохранение достаточно сильной прослойки крестьянства как одной из важных опор

социальной стабильности общества.

Кроме того, длительной поддержкой на безвозмездной основе пользуются

структурно-кризисные отрасли промышленности, объем производства которых по

тем или иным причинам имеет тенденцию к свертыванию. Так, в Западной Европе к

ним относятся угледобыча, текстильная промышленность, черная металлургия и

судостроение. Предоставляемая им помощь, прежде всего финансовая,

обеспечивает плавное сокращение производства до масштабов, при которых

выпускаемая продукция конкурентоспособна и может находить сбыт. Эта помощь

смягчает также негативные социальные последствия кризиса указанных отраслей

для занятых в них работников, которые переучиваются на новые специальности,

получают единовременные пособия или имеют возможность досрочно уйти на

пенсию. Типичный пример «коммунитарной» (в рамках интеграционного

объединения) программы такого рода – «план Давиньона» для черной металлургии

стран – членов ЕС.

Новейшие, «устремленные в будущее» отрасли, как правило, получают

государственную поддержку на временной основе, до освоения ими рентабельного

массового производства принципиально новой продукции.

Из регионального фонда ЕС осуществляются «коммунитарные» программы

экономического содействия структурно слабым регионам. Вся территория ЕС

разделена по уровню экономического развития на пять категорий регионов. Чем

ниже уровень экономического развития данного региона и соответственно его

категория, тем большую поддержку он получает от ЕС. «Коммунитарные»

региональные программы в каждой стране – члене ЕС дополняются национальными.

3.1.3 Прямое и косвенное вмешательство государства

Во всех промышленно развитых странах существует более или менее значительный

по своим масштабам государственный сектор экономики. Его размеры могут

служить критерием экономической роли государства, хотя этот критерий не

абсолютен. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах,

предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником

предприятий. Это делает государство совладельцем части общественного

капитала.

Во всех промышленно развитых странах становление и развитие государственного

сектора происходило практически в одних и тех же отраслях (угольная

промышленность, электроэнергетика, морской, железнодорожный и воздушный

транспорт, авиация и космонавтика, атомная энергетика и т.п.). Речь идет, как

правило, об отраслях, где стоимость физического капитала, т.е. совокупности

зданий, оборудования и машин, необходимых для производства, особенно велика,

что делает эти отрасли весьма подверженными периодическим кризисам.

Прямое вмешательство государства – это и принятие законодательных актов,

призванных упорядочить и развивать отношения между всеми элементами рыночной

системы. Примеры государственного регулирования экономики путем разработки

законодательных актов необычайно разнообразны, например, принятие

Гражданского кодекса, Налогового кодекса, законов против ограничительной

деловой практики (антимонопольных законов) и т.п.

Косвенное вмешательство предполагает осуществление государственного

регулирования посредством использования основных инструментов государственной

экономической политики, которыми являются бюджетно-налоговая и денежно-

кредитная политика/10,568/.

3.2 Методы государственного регулирования

3.3.1 Методы косвенного экономического воздействия

Экономическое регулирование со стороны государства достигается

многочисленными методами. На макроэкономическом уровне к ним относятся:

- денежная политика. Она охватывает формирование государством обязательных

резервов, ставки межбанковского кредита, операции центрального банка с

государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Все это позволяет

государству противостоять инфляции, регулировать процентные ставки

коммерческих банков, инвестиции, производство и занятость, оказывать

воздействие на движение курса акций;

- налоговая политика. С ее помощью государство налаживает эффективное

стимулирование экономического роста, организует перераспределение доходов,

распространяет системы прогрессивного налогообложения, освобождает от

налогообложения ту часть доходов, которая идет на благотворительные цели.

Государство предоставляет налоговые льготы малому бизнесу, а также

предприятиям, только вступающим на путь рыночной конкуренции;

- политика государственных расходов. Она способствует структурным

преобразованиям производства, сглаживает региональные диспропорции, снижает

остроту проблемы вынужденной безработицы;

- управление государственным долгом. Сюда относятся ставка процента и срок

выпуска облигаций, которые используются вне зависимости от того, есть дефицит

бюджета или нет. Их применение может дать положительные антиинфляционные

результаты, повлиять на ситуацию, складывающуюся на рынке ценных бумаг.

Государство располагает также экономическими методами регулирования

воспроизводства и на уровне мировой экономики. Они оказываются тем значимее и

эффективнее, чем глубже страна интегрирована в систему мирового хозяйства.

Здесь необходимо выделить:

- внешнеторговую политику. Она касается экспорта и импорта товаров и услуг.

Государство активно стимулирует экспорт товаров и капиталов. Тем самым оно

способствует расширению спроса на национальные товары. Уровень конкуренции в

мировой торговле является очень высоким. Поэтому страна, занимающая там

передовые позиции, является лидером в области научно-технического прогресса.

Государство использует следующие методы стимулирования экспорта:

предоставляет экспортерам налоговые льготы, берет на себя гарантии экспортных

кредиторов, использует двухсторонние экономические соглашения, а также

международные механизмы согласования торговых интересов, развивает и

осуществляет социальные целевые программы, предусматривает усиление

экспортного потенциала страны, регулирует валютные курсы;

- лицензирование экспортных потоков. Должны быть установлены препятствия

вывозу ресурсов, признанных национальным достоянием. Нельзя распродавать

имущество, которое необходимо нынешнему и будущему поколениям;

- таможенное налогообложение. Оно представляет метод государственного

регулирования импорта. Уровень таможенных налоговых ставок должен быть

достаточен, чтобы обезопасить отечественную экономику от крупномасштабных

падений производства и занятости. А они вполне возможны в случае

беспрепятственного проникновения на внутренний рынок иностранных конкурентов.

В то же время очень высокие таможенные тарифы (протекционистские) создают на

внутреннем рынке неестественную обстановку, отгораживают его от мировой

торговли.

- нетарифные методы ограничения импорта. Если надо снизить импорт, а налоги

на него повысить нельзя, то используются количественные ограничения (квоты)

на ввоз зарубежных товаров и услуг; стимулирование национального производства

заменителей импорта; специальные налоговые льготы для тех корпораций, которые

сталкиваются у себя дома с жесткой иностранной конкуренцией; покупка части

продукции этих предприятий государством, которое, выделяя на это бюджетные

ассигнования, старается поддерживать спрос, цены и норму прибыли.

- международное движение капиталов. Если имеется в виду экспорт капитала, то

государство обеспечивает своим предпринимателям, оперирующим за границей,

благоприятный инвестиционный климат, а также гарантии безопасности

капиталовложений.

3.3.2 Методы прямого административного воздействия

Есть области, где административные методы регулирования экономики оказываются

достаточно эффективными, а их применение становится совершенно обязательным.

В этих областях административные методы имеют явный перевес по сравнению с

другими способами государственного воздействия на экономику. Эти методы,

безусловно, в определенной мере подавляют индивидуальную экономическую

свободу, но они вполне оправданы. Иногда максимальная свобода отдельных

субъектов оборачивается тяжелыми потерями для остальных субъектов и рыночного

хозяйства в целом. Среди административных методов регулирования экономики

следует выделить:

- прямой государственный контроль над монопольными рынками. Монопольные

рынки весьма неодинаковы. Поэтому к ним применяются и различные

административные методы воздействия. Например, для науки, образования,

медицины, обороны признана естественной государственная монополия. Поэтому

здесь может быть осуществлено полномасштабное администрирование. Здесь

применимы: долгосрочное и текущее директивное планирование производства,

издержек и цен; прямой контроль над качеством и потребительскими свойствами

товаров и услуг; гарантированное материально-техническое снабжение,

опирающееся на централизованные государственные поставки и закупки. Несколько

иного отношения заслуживают технологические олигополии. По отношению к ним

применяется мягкое администрирование (индикативное планирование, допустимые

пределы колебания цен). В ряде случаев существуют совершенно неестественные

монополизированные участки экономики. В этом случае государство может

использовать прямые административные методы для постепенной ликвидации

экономически нецелесообразных монополий;

- меры превентивного порядка, ограничивающие побочные эффекты рыночных

процессов

- разработка стандартов, контроль за их соблюдением;

- определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни

населения, т.е. гарантированный минимум заработной платы, пособия по

безработице, социальные выплаты/3,278/.

3.3 Виды государственного регулирования

3.3.1 Бюджетно-налоговая политика

Все многообразие экономических методов государственного регулирования находит

применение в бюджетной политике:

- регулирование государственных расходов;

- осуществление государственных закупок;

- выпуск государственных внутренних займов;

- поддержка и регламентирование государственного предпринимательства.

Средствами бюджетной политики осуществляется и прямое государственное

хозяйственное регулирование. Государственный бюджет представляет собой

совокупность бюджетов всех уровней государственных административно-

территориальных властей, т.е. доходы и расходы центрального правительства и

местных властей. Главным инструментом мобилизации финансовых средств для

покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко

используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства и социальной

стабилизации. Налоги в государственном регулировании экономики – это, с одной

стороны, главный источник финансирования государственных расходов,

материальная основа бюджетной политики, а с другой стороны, это инструмент

регулирования. Задача государственных бюджетных органов состоит не в простом

обложении налогами тех или иных источников поступления средств, а в создании

тонко настраиваемого механизма воздействия на хозяйственное поведение

юридических и физических лиц. Для этого используются временно или селективно

предоставляемые налоговые льготы, кредиты, отсрочка уплаты налога и полное

освобождение от него/1,59/.

3.3.2 Денежно-кредитная политика

Совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и

кредита получила название денежно-кредитной политики. Ее главная цель –

регулирование экономической ситуации путем воздействия на состояние кредита и

денежного обращения, в том числе для активной борьбы с инфляцией.

Денежно-кредитная политика направлена на стимулирование кредита и денежной

эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение

(кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения

безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения

кредита и снижения нормы процента. Напротив, экономический подъем часто

сопровождается «биржевой горячкой», спекуляцией, ростом цен, нарастанием

диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся

предотвратить «перегрев» конъюнктуры при помощи ограничения кредита,

повышения процента, сдерживания эмиссии платежных средств и т.д.

Методы денежно-кредитной политики делятся на две группы: общие (влияют на

рынок ссудных капиталов в целом) и селективные (предназначены для

регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей,

крупных фирм и т.д.).

К общим методам ДКП относятся:

- учетная (дисконтная) политика. Повышая ставку по кредитам (учетную ставку,

ставку дисконта), центральный банк побуждает другие кредитные учреждения

сокращать заимствования. Это затрудняет пополнение банковских ресурсов, ведет

к повышению процентных ставок и в конечном счете к сокращению кредитных

операций

- операции на открытом рынке. Этот метод заключается в продаже или покупке

центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг,

банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее

объявленному курсу. В случае покупки ЦБ переводит соответствующие суммы

коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их резервных счетах. При

продаже ЦБ списывает суммы с этих счетов. Таким образом, указанные операции

отражаются на состоянии резервной позиции банковской системы и используются

как метод ее регулирования.

- установление норм обязательных резервов коммерческих банков, с одной

стороны, способствует улучшению банковской ликвидности, а с другой стороны,

эти нормы выступают в качестве прямого ограничителя инвестиций.

К селективным методам ДКП относятся следующие:

- контроль по отдельным видам кредитов. Он часто практикуется в отношении

кредитов под залог биржевых ценных бумаг, потребительских ссуд на покупку

товаров в рассрочку, ипотечного кредита.

- Регулирование риска и ликвидности банковских операций. Риск банковской

деятельности определяется не через оценку финансового положения должников, а

через соотношение выданных кредитов и суммы собственных средств банка/2,426/.

3.3.3 Антиинфляционная политика

Диапазон параметров для проведения этой политики может быть весьма узок: с

одной стороны, требуется сдерживать раскручивание инфляционной спирали, а с

другой – необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для

насыщения рынка товарами.

Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической

политики:

1. Политика, направленная на сокращение бюджетного

дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В

соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование –

регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в

соответствии с темпом роста ВВП)

2. Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью

увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация

доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной

потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для

сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или

замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.

Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних организационных

мер весьма трудно, если не сказать невозможно. Для этого необходима

структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике

диспропорций.

Конкретные методы сдерживания инфляции, «дозировка» и последовательность

применения привлекаемых «для лечения лекарств» зависят от постановки

правильного «диагноза». «Поставить диагноз» – значит определить характер

инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие

раскручивание инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и

предполагает применение таких рецептов, которые соответствуют характеру и

глубине «заболевания».

Различают прямые и косвенные методы снижения темпов инфляции.

Прямые методы регулирования:

- установление ориентиров для роста заработной платы и цен;

- прямой контроль над ними.

Эти меры, с одной стороны, должны способствовать уничтожению адаптивных

инфляционных ожиданий и инфляционной инерции, с другой – гасить инфляционный

импульс, вызываемый монополиями и сильными профсоюзами.

К косвенным методам воздействия относятся «дефляционные» мероприятия

монетарной и фискальной политики/2,393/.

3.3.4 Антимонопольная политика

Негативные моменты монополизма в экономике заставляют современные государства

разрабатывать и проводить антимонопольную политику – комплекс мер

государственной власти, направленных на предупреждение, ограничение и

пресечение монополистической деятельности, обеспечение всем хозяйствующим

субъектам равных условий конкуренции и недопущение недобросовестной

конкуренции.

Государственное антимонопольное регулирование экономики включает два

связанных между собой направления (аспекта):разработку и принятие

специального антимонопольного законодательства; формирование системы органов,

осуществляющих антимонопольное регулирование и контролирующих соблюдение

антимонопольного законодательства.

В экономической и юридической литературе по антимонопольному регулированию

экономики принято различать две основные его модели: американскую и

европейскую.

Американская модель строится на принципе запрещения монополии как структурной

единицы независимо от социально-экономических последствий ее деятельности. В

данной модели антимонопольного регулирования предполагаются в основном форма

правоприменительного процесса и судебное преследование нарушителей.

Европейская модель делает упор на принцип контроля за злоупотреблениями.

Такой подход акцентирует внимание не на структуре отрасли, а на поведении

отдельных хозяйствующих субъектов. В этой модели используется правило

разумного подхода, которое провозглашает не всякую монополию, а лишь ту,

социально-экономические последствия которой имеют для общества негативный

характер. Такой подход требует создания специальной системы административных

органов, призванных постоянно анализировать и контролировать состояние

конкуренции на различных рынках. В случае необходимости эти органы используют

корректирующие, регулирующие и запретительные меры преимущественно

административного характера.

В последние десятилетия различия между этими двумя моделями уменьшаются. При

этом их сближение идет в сторону европейской модели, когда антимонопольное

регулирование деятельности хозяйствующих субъектов осуществляется не столько

на основе их относительных и абсолютных размеров, сколько с учетом социально-

экономических последствий их деятельности для общества/1,114/.

3.3.5 Регулирование инвестиционной деятельности

Государственная инвестиционная политика призвана обеспечить устойчивый рост

уровня жизни населения на основе мобилизации и рационального использования

инвестиционных ресурсов. В выработке национальной инвестиционной стратегии

ключевую роль играет установление разумных отношений государства и бизнеса.

Оно предполагает не прямое вмешательство государства в дела предприятий и

предпринимателей, а координацию, содействие, формирование и наблюдение за

правилами бизнеса. Активная поддержка и снятие административных оков с

предпринимательства всех форм и видов, его развитие составляют сердцевину

государственной инвестиционной политики. Государство своим участием в

инвестиционном процессе ставит целью создание такой системы условий и форм,

которая ориентируется на выбор наиболее эффективных вариантов использования

имеющихся инвестиционных ресурсов.

Кроме прямого участия в инвестиционной деятельности государство может

регулировать инвестиционный процесс. Государственное регулирование

инвестиционного процесса – это система мер законодательного, исполнительного

и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными

учреждениями для стимулирования инвестиционной активности и на этой основе

экономического роста.

Инвестиционная политика государства проводится властными структурами,

подчинена достижению установленной на прочной научной базе цели и рассчитана

на определенное время. Она предусматривает направление финансовых средств на

воспроизводство в соответствии с интересами государства в данных социально-

экономических условиях/1,123/.

3.3.6 Социальная политика

Социальная политика – это совокупность мер, направленных на удовлетворение

государством социальных потребностей населения, поддержание приемлемого для

страны уровня жизни, корректировку резких различий в доходах и потреблении

населения, предоставление населению социальных услуг, обеспечение

закрепленных в основном законе страны социальных гарантий, смягчение

противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных

конфликтов на экономической почве.

Поэтому важной задачей социальной политики является адресная (т.е.

предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со

стороны государства, в первую очередь слабо защищенных слоев. Эта задача

предполагает поддержание оптимальных соотношений между доходами активной

части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и

социальных трансфертов.

Социальная политика государства включает гармонизацию отношений между

участниками рыночной экономики в форме социального партнерства, которое

предполагает заключение выступающими в качестве равноправных партнеров

правительством, национальным объединением работодателей и профсоюзами

«общественного договора» в области экономической и социальной политики.

Социальное партнерство активно используется ныне в промышленно развитых и

переходящих к рыночной экономике странах для выработки и проведения политики

доходов. Инструментом такого взаимодействия являются трехсторонние комиссии с

участием правительства, работодателей и профсоюзов, которые ежегодно

заключают соглашения, регулирующие динамику заработной платы и некоторых

социальных выплат.

Соглашения о социальном партнерстве регламентируют деятельность работодателей

(своевременная выплата и индексация заработной платы, создание новых рабочих

мест, соблюдение техники безопасности) и наемных работников (соблюдение

технологической дисциплины, организация забастовок и др.)/2,544/.

4. Роль государства в переходной экономике

4.1 Функции государства в переходной экономике

Все функции государства в переходной экономике связаны со становлением и

развитием рыночных отношений. Ведь переход от высокоцентрализованной и

административно управляемой экономики к рынку должен быть целенаправленным, в

противном случае революционный слом старого механизма приведет к

экономическим разрушениям и стагнации, подрыву государственности.

Можно выделить две группы регулирующих функций государства: функции по

созданию условий эффективной работы рынка и функции по дополнению и

корректировке действия собственно рыночных регуляторов.

К первой группе относятся функции обеспечения правовой базы и создания общих

правовых условий экономической деятельности субъектов хозяйствования, а также

стимулирования и защиты конкуренции как главной движущей силы в рыночной

среде, создания и развития рыночной инфраструктуры.

Эти функции присущи как переходной, так и развитой рыночной экономике, но

если в рыночной экономике обеспечение правовой базы реализуется в основном

путем контроля за применением действующего хозяйственного законодательства и

внесения в него частичных корректировок, то в переходной необходимо заново

создавать всю базу хозяйствования, т.к. правовая база переходной экономики,

доставшаяся в наследство от командной экономики и ориентированная на

директивное, централизованное руководство хозяйством, не соответствует новой

рыночной модели экономики.

Государству принадлежит важная роль в стимулировании и защите конкуренции. В

связи с неразвитостью конкуренции и чрезвычайно высоким уровнем монополизации

рынка, характерным для экономики переходного периода, реализация данной

функции приобретает особое значение. Ведь там, где существует

монополистическая власть, механизм цен не может обеспечить эффективное

использование имеющихся у общества ресурсов. Монополия нарушает рыночную

конкуренцию, делая ее в ряде случаев несостоятельной. Поэтому, во-первых,

нужны законы, которые разрешают и стимулируют предпринимателей открывать

новые фирмы; во-вторых, процесс приватизации существующих предприятий должен

предусматривать создание конкурентных рынков; в-третьих, следует открыть

внутренние рынки для иностранных предпринимателей; в-четвертых, должны быть

законы, поощряющие конкуренцию и запрещающие монополистические объединения и

соглашения относительно цен.

Формирование рыночной системы предполагает обеспечение экономической и

политической стабильности. Это необходимо, с одной стороны, для

нарождающегося внутреннего бизнеса, а с другой – для привлечения иностранного

капитала.

Необходимость реализации государством стабилизационной функции обусловлена

кризисным состоянием переходной экономики, для которой характерны снижение

экономической активности и спад производства, высокий уровень инфляции,

тяжелое финансовое положение предприятий и снижение инвестиционной

активности, безработица и падение уровня жизни большей части населения. В

таких условиях резкое «сбрасывание» экономических проблем на рыночные

механизмы саморазвития на основе рецептов монетаристской доктрины еще более

обострит рыночную ситуацию, кроме того, использование сугубо рыночных форм не

представляется возможным, так как система рыночных институтов через которые

можно было бы воздействовать на экономическую материю, в переходной экономике

отсутствует или находится в эмбриональном состоянии.

Государство призвано сыграть существенную роль в становлении рынка и его

сегментов, институтов и инфраструктуры. Именно государство институционально

формирует структуру рынка: рынок товаров и услуг, финансовый рынок,

включающий межбанковский, валютный рынки, рынок ценных бумаг, рынок средне- и

долгосрочных банковских кредитов, рынок труда, активно участвует в создании

инфраструктуры рынка: банков, бирж (товарные, сырьевые, фондовые), холдингов,

корпораций, бирж труда и т.д.

Ко второй группе относятся функции регулирования распределительных процессов

и распределения доходов, корректировки результатов рыночных процессов,

обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста.

Государство помимо функций чисто переходного характера выполняет функции,

регулирующие макроэкономические пропорции, оказывающие стабилизирующее

воздействие на экономику. На первый план выходят экономические методы

регулирования. Решение таких макроэкономических задач, как преодоление

кризисных явлений в экономике, спад производства, сдерживание инфляции,

проведение структурной перестройки, решение проблем социальной защиты граждан

может быть реализовано только с помощью гибкого применения комплекса

инструментов фискальной и кредитно-денежной политики.

Целенаправленная реализация государством функции экономической стабилизации

должна обеспечить не только равновесие в сложившихся условиях, но и выход из

кризиса. Этого можно достичь на основе разработки и реализации научно

обоснованной модели становления и развития рыночной системы, построенной с

учетом сложившихся условий, внутренних и внешних факторов экономического

развития/12,224/.

4.2 Средства и институты государственного регулирования в переходной экономике

Регулирующие функции государства осуществляются посредствам административных

и экономических средств. В начале переходного периода происходит разрушение

или трансформация системы административно – командных средств управления:

отменяются или сокращаются поставки по централизованным планам; предприятиям

предоставляется свобода в установлении цен, выборе поставщиков и покупателей;

ликвидируется государственная монополия внешней торговли.

Однако административные средства продолжают применяться а ряде областей. Во-

первых, государство на начальном этапе перехода к рынку зачастую сохраняет

административный контроль над ценами и тарифами на социально значимые товары

и услуги. Во-вторых, административные методы регулирования используются как

средство антимонопольной политики (государство вмешивается в деятельность

естественных монополий, включая установление цен на их товары и услуги). В-

третьих, административные средства применяются для регулирования

внешнеэкономической деятельности (количественные ограничения и лицензирование

экспорта и импорта).

По мере усиления рыночных механизмов возрастает значение денежно-кредитной и

бюджетно-налоговой политики и присущих им методов регулирования экономики.

В переходной экономике происходит трансформация институтов государственного

регулирования. Государство отходит от непосредственного вмешательства в

хозяйственную деятельность предприятий, что влечет за собой ограничение

функций и постепенную ликвидацию отраслевых органов управления – министерств

и ведомств. Директивное планирование трансформируется в социально-

экономическое прогнозирование. Бюджетное и налоговое регулирование

становится прерогативой парламента. Центральный банк осуществляет денежно-

кредитное регулирование. Возникают специфические для переходного периода

институты – ведомства по приватизации и антимонопольному

регулированию/10,646/.

4.3 Государственное регулирование переходной экономики

4.3.1 Переходные процессы в экономике сопровождаются обычно спадом

производства, безработицей, дестабилизацией экономики, что выражается в

дисбалансе совокупного спроса и совокупного предложения, высокой инфляции,

значительном дефиците госбюджета, неустойчивом валютном курсе и других

негативных моментах. Восстановительные процессы в экономике и создание

условий для долгосрочного экономического роста в условиях рыночной системы

связывают обычно со стабилизационной и структурной политикой государства. Но

в переходной экономике данные направления экономической политики имеют

специфику по сравнению с развитыми рыночными системами.

Специфика проявляется в том, что в странах с переходной экономикой

стабилизационная политика трактуется более широко: как стабилизация выпуска,

цен, снижение бюджетного дефицита, поддержание устойчивого платежного

баланса, валютного курса. В условиях переходной экономики структурные реформы

становятся частью программ стабилизации, хотя и здесь стабилизация

подразумевает прежде всего достижение полной занятости ресурсов, т.е.

восстановление потенциала экономики.

Обычно выделяют два главных варианта стабилизационной политики:

ортодоксальную и гетеродоксальную или их комбинации. Ортодоксальная программа

ориентирована в основном на действие рыночных регуляторов – либерализацию цен

при ограничениях роста заработной платы, либерализацию практически всех сфер

хозяйственной деятельности, включая внешнеэкономическую, что создает особенно

жесткие конкурентные условия для отечественных предприятий. Действия

государства ограничиваются проблемами сбалансированного бюджета (что

связывается с ограничениями государственных расходов) и сдерживания темпов

прироста денежной массы как средства борьбы с инфляцией. При высокой инфляции

предусматривается установление фиксированного обменного курса.

Предполагается, что рынок сам восстанавливает макроэкономическое проведение

рестриктивной политики государственных расходов и достаточно жесткие

монетарные меры позволяют снять излишек совокупного спроса и снизить уровень

инфляции. Считается, что ортодоксальная программа более успешно

осуществляется методом «шоковой терапии».

В отличие от ортодоксальной гетеродоксальная (смешанная) программа

стабилизации и борьбы с инфляцией рассматривает последнюю не только как

порождение излишнего спроса, но и как инфляцию издержек, а значит,

предполагает не только ограничение избыточного спроса, но и стимулирование

предложения. Постепенная либерализация хозяйственной жизни сопровождается

активной регулирующей политикой государства. Долгое время сохраняется

контроль государства над ценами товаров и услуг, имеющих важное значение для

народного хозяйства в целом (в том числе и в плане снижения издержек) либо

социальную значимость (топливно-энергетические ресурсы, транспорт,

коммунальные услуги, некоторые продовольственные и промышленные товары).

Государство оставляет за собой также внешнеэкономический и валютный контроль.

участвуя в формировании рыночной инфраструктуры, государство одновременно

поддерживает особо важные отрасли экономики как через прямые субсидии, так и

косвенно с помощью налогового стимулирования. Гетеродоксальная

стабилизационная политика также предполагает возможность временного

ограничения роста доходов, но на фоне в значительной степени контролируемого

роста цен. Борьба с дефицитом госбюджета не носит самодовлеющего характера, а

инфляционное давление дефицита на экономику преодолевается постепенным

переходом от монетизации дефицита, т.е. его эмиссионного покрытия, к

долговому финансированию (с помощью выпуска государственных ценных бумаг).

Разумная политика управления государственным долгом предполагает, что

формирование рынка государственных ценных бумаг не блокирует рост инвестиций

частного сектора через резкое повышение процентных ставок и доходности

государственных облигаций. В процессе координации фискальной и денежной

политики решается сложная задача сдерживания инфляции и роста дефицита

бюджета на фоне создания в формирующейся рыночной экономике финансового рынка

.

Постепенная либерализация в рамках данного типа политики не приводит к

резкому всплеску инфляции, а значит не требует ответных жестких ограничений

со стороны государственных расходов и денежной массы, что предотвращает

угрозу глубокого спада в экономике. Этому же способствуют и меры по

преодолению инфляции издержек и стимулированию предложения. Восстановление

макроэкономического равновесия в этих условиях создает возможности для

будущего роста экономики.

Таким образом, специфика стабилизационной политики в рамках переходного

периода состоит в том, что макроэкономическое равновесие должно быть

достигнуто в условиях либерализации всех сторон хозяйственной жизни

формированием собственных основ рыночной экономики, т.е. одновременно с

переходом экономической системы в новое качественное состояние. Это,

несомненно, усложняет задачи государства по проведению программ стабилизации.

4.3.2 Особенности структурной политики

Конкретные меры структурной политики в промышленно развитых странах касались

реформы финансовых рынков: сокращения государственного регулирования

внутренних товарных рынков и стимулирования конкуренции, в том числе путем

осуществления приватизации; серьезных налоговых реформ; мер, направленных на

совершенствование рынков труда, увеличение их гибкости.

В переходных экономиках структурная политика государства решает более широкий

круг проблем. Она включает в себя как формирование институциональных основ

деятельности экономических агентов, создание условий для долгосрочного

экономического роста, так и меры, направленные на увеличение текущего объема

производства через повышение эффективности использования факторов

производства и эффективного их распределения между конкурирующими областями

применения.

Среди основных направлений структурной политики следует выделить:

приватизацию и формирование целого спектра различных отношений собственности;

преобразование структуры народного хозяйства; создание системы рынков

факторов производства, товарных рынков, рынков ценных бумаг и др.; создание

условий для формирования новых стоимостных пропорций в экономике, в том числе

системы относительных цен, соответствующих современному состоянию НТП,

стимулирующих прогрессивные направления развития факторов производства.

Особым элементом структурной политики в переходной экономике является

преобразование структуры народного хозяйства. В связи с затяжным спадом

производства, сопровождающим процессы трансформации экономических систем, в

народном хозяйстве появляется значительная доля убыточных предприятий.

Поэтому перед государством встает вопрос об экономической целесообразности

сохранения таких предприятий или отраслей с точки зрения эффективности их

функционирования в новых условиях и о возможности замены их продукции

импортом.

В переходной экономике возрастает роль промышленной политики. В условиях

необходимости преобразования прежней структуры народного хозяйства и еще не

сформировавшихся рыночных механизмов и институтов отсутствие такой политики

может привести к разрушению накопленного богатства страны и целых отраслей

экономики.

Спад производства, характерный для переходной экономики, усиливает ее

отставание от передовых стран как по уровню дохода на душу населения, так и

по производительности труда, по освоению новых направлений НТП. Отсутствие у

государства достаточного объема средств для поддержки всех отраслей народного

хозяйства требует их концентрации в передовых высокотехнологических,

наукоемких производствах, несмотря на обусловленное текущими выгодами

стремление оказать поддержку сохранившимся экспортным (чисто сырьевым)

отраслям. В этом плане структурная политика, в отличие от стабилизационной,

должна следовать долгосрочным приоритетам модернизации экономики.

Важнейшей задачей структурной политики государства в переходной экономике,

как в плане текущего регулирования совокупного предложения, так и в плане

долгосрочного экономического роста, является создание финансовой системы,

которая соединяла бы потоки сбережений и инвестиций в экономике. Это

предполагает реформирование банковской сферы и фондового рынка для

мобилизации сбережений и направления их в инвестиционные проекты.

Очевидно, что все перечисленные направления структурной политики требуют

активной деятельности государства, т.к. без действий правительства по

долгосрочной реконструкции потенциально сильных промышленных предприятий

угроза массовых банкротств и фактическая утрата части потенциала экономики

становятся реальностью/9,481/.

4.4 Институциональные преобразования

Под институциональными преобразованиями понимается изменение формальных и

неформальных условий хозяйственной деятельности. Эта система мер включает

прежде всего разработку и применение законодательства, соответствующего

рыночным условиям хозяйствования. К институциональным преобразованиям обычно

относят изменение отношений собственности ( создание частного сектора),

формирование новых организаций и учреждений рыночного типа (коммерческих

банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и др.), а также

создание новой системы управления народным хозяйством (путем замены

административных рычагов экономическими, прежде всего бюджетными и

налоговыми).

Институциональные преобразования выражаются прежде всего в разработке

законов, регулирующих деятельность экономических агентов в условиях рыночного

хозяйства. Рыночное законодательство должно регулировать, по крайней мере,

следующие области:

- права собственности;

- договоры между экономическими агентами, включая их выполнение;

- порядок начала и окончания хозяйственной деятельности (процедуры открытия

фирм или регистрации юридических лиц, слияния, поглощения и банкротство

предприятий);

- поддержание конкурентной среды.

В переходный период могут действовать особые правовые нормы и основанные на

них меры экономической политики государства (например, приватизация,

демонополизация и др.).

В переходный период рыночные институты могут возникать самостоятельно, без

видимого участия государства, в ответ на потребности экономических агентов.

При этом, однако, могут возникать социально нецелесообразные институты (вроде

«уполномоченных банков», получавших – в нарушение принципов конкуренции –

особые выгоды от ведения операций с государственными финансами). Поэтому

государство должно играть активную роль в формировании рыночных институтов, в

том числе путем отбора социально целесообразных.

Рыночные институты переходного периода заметно отличаются от институтов,

сложившихся в развитых странах рыночной системы. Они имеют следующие

характерные черты.

Во-первых, институциональная неполнота (институциональные лакуны), т.е.

отсутствие или крайне слабое развитие некоторых важных институтов рынка.

Другой институциональной лакуной, характерной для всех стран с переходной

экономикой, является фактическое отсутствие рыночной селекции (отбора) в

форме ликвидации обанкротившихся предприятий. Эта лакуна нарушает действие

конкурентного механизма и сдерживает перестройку структуры экономики.

Во-вторых, структурная асимметричность, т.е. неравномерное развитие различных

сегментов рынка.

Институциональные лакуны и структурная асимметричность порождают нерыночные

формы поведения экономических агентов: неплатежи, бартер, слабую адаптацию к

колебаниям спроса/10,653/.

Государство должно активно участвовать в создании основ рыночной экономики,

выработке правил хозяйственной деятельности и контролировать их выполнение.

Заключение

Государственное регулирование экономики представляет собой систему типовых

мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера,

осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными

организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-

экономической системы к изменяющимся условиям. Государственное регулирование

экономики является реакцией на трудности и противоречия в социально-

экономическом развитии. Поэтому уровень развития и формы регулирования в

разных странах различные.

Существует несколько концепций роли государства в рыночной экономике:

концепции классиков, неоконсерваторов, кейнсианская концепция, концепция

всеобъемлющего государственного планирования Маркса, каждая из которых по

своему оценивает роль государства – от невмешательства в рыночную экономику

до полного подчинения экономики государству.

Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях: общих и

экономических.

Важным элементом ГРЭ является дерево целей, постоянно изменяющееся в

зависимости от конкретных проблем, стоящих перед экономикой страны.

Государство осуществляет экономическую политику при помощи административных и

экономических средств и методов.

Существуют определенные границы эффективности ГРЭ, но несмотря на это оно

продолжает развиваться и позволяет разрешать или смягчать многие серьезные

проблемы, возникающие в рыночной экономике.

Список использованных источников

1. Государственное регулирование рыночной экономики:

Учеб. пособие/Столяров И.И. – М.: Дело, 2001. – 280 с.

2. Экономика: Учебник/Под ред. доц. А.С.Булатова. 2-е

изд., перераб. и доп. – М.: Издательство БЕК, 1999 – 816 с.

3. Экономическая теория: Учебное пособие для

вузов/Шишкин А.Ф. 2-е изд.: В 2 кн. Кн. 1. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС,

1996, - 656 с.: илл.

4. Экономическая теория: Учебник/Под общ. ред. акад.

В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.:

ИНФРА-М, 2003. – 714 с.

5. Экономическая теория: Учебник/Под ред. И.П.

Николаевой – М.: «Проспект», - 2000. – 448 с.

6. Государственное регулирование рыночной экономики:

Учебник для вузов/Под общ. ред. Кушлина В.И., Волгина Н.А.; редкол.:

Владимирова А.А. и др. – М.: ОАО «НПО «Экономика»», 2000. – 735 с.

7. Экономическая теория/ Под ред. А.И. Добрынина, Л.С.

Тарасевича: Учебник для вузов. – СПб: Изд. ССПбГУЭФ, Изд. «Питер Паблишинг»,

1997. – 480 с.: ил.

8. Курс экономической теории: учебник/Под ред.проф.

Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. – 5-е дополненное и переработанное

издание – Киров: «АСА», 2002 г. – 832 с.

9. Курс экономической теории: Общие основы экономической

теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики:

Учебное пособие/Под ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; ММГУ им. М.В.

Ломоносова. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: Изд. «Дело и Сервис», 2001.

10. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./Под ред.

д-ра экон. наук и проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2001. – 896 с.

11. Экономическая теория: Учебник для вузов/Ховард К.,

Эриашвили Н.Д., Никитин А.М. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,

2000. – 398 с.

12. Экономическая теория: Учебник/Н.И. Базылев, М.Н.

Базылева, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. 3-е изд.,

перераб. и доп. – Мн.: БГЭУ, 2001. – 725 с.

13. Экономическая теория: Учебник./под ред. А.Г. Грязновой,

Т.В. Чечелевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 592 с.

14. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия (в

четырех томах). Гл. ред. А.М. Румянцев – М.: «Советская энциклопедия», – т.4.

1980. – 672 с.

15. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия (в

четырех томах). Гл. ред. А.М. Румянцев. – М.: «Советская энциклопедия»,

1975. – т.2. – 560 с.

16. Статья из периодической печати: Илларионов А.

Экономическая политика в условиях открытой экономики со значительным сырьевым

сектором// Вопросы Экономики. 2001г. №4. С.4-31.

Приложение А



(C) 2009