Научная Петербургская Академия

Курсовая: Экономическая система. Типы и модели экономических систем

Курсовая: Экономическая система. Типы и модели экономических систем

Филиал ГОУ ВПО “Московский Энергетический Институт(ТУ)”

в г.Смоленске

Факультет Экономики и Управления

Кафедра “Менеджмент”

Курсовая работа

по дисцеплине “Экономика”

Преподаватель: Фомченкова Л.В.

Группа: ПИЭ1-02

Студент: Королькова Ольга

Вариант: 9

Смоленск,2003г.

Содержание:

Введение

3

1.Экономическая система и ее структура. Типы экономических систем. 5

1.1.Понятие и сущность экономических систем. 5

1.2.Типы и модели экономических систем. 8

1.3.Развитие экономических систем в современных условиях. 17

Список литературы 32

Введение.

Экономическая система есть совокупность взаимосвязанных и определенным

образом упо­рядоченных элементов экономики, образующих экономическую

структуру общества.

Вне системного характера экономики не могли бы воспроизводиться (постоянно

во­зобновляться) экономические отношения и институты, не могли бы

существовать экономи­ческие закономерности, не могло бы сложиться

теоретического осмысления экономических явлений и процессов, не могло бы быть

скоординированной и эффективной экономической политики.

Корректное и научно обоснованное обнаружение закономерностей

функционирования экономической системы всегда имело судьбоносное значение. В

сложных условиях нашего государства проблема раскрытия сущности

экономического развития приобретает дополнительную актуальность, так как уже

длительное время не удаётся выйти на путь устойчивого экономического роста.

Наоборот, потенциал кризисных явлений возрастает. К тому же смена

политического курса нашей страны также заставляет критически оценить

предшествующую модель экономического развития.

Главной проблемой современного периода формирование научных экономических

систем в отечественной экономической науке можно считать проблему совмещения

универсальных, выработанных мировой экономической мыслью, с необходимостью

отражения сложной картины современной экономической действительности в

Российской Федерации.

Моей целью было ознакомиться с литературой на тему: “Экономическая система.Её

структура, типы и модели”.

Передомной стяла задача сделать выводы относительно экономического развития

нашей страны, и некоторых других государств. А также ознакомиться со

структурой экономической системы.

1.Экономическая система и ее структура. Типы экономических систем.

1.1.Понятие и сущность экономических систем.

Употребление понятия системы имеет долгую историю, уходящую в античную эпоху.

В переводе с греческого “система” означает некое целое, состоящее из частей,

связанных между собой и образующих целостность[12].

Для характеристики любой системы обычно выделяют ее элементы, сущность,

структуру.

Основными элементами экономической системы являются социально-экономические

отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах

собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной

деятельности; организационные формы хозяйственной деятельности; хозяйственный

механизм[14].

Установление связей между составляющими систему элементами означает

определение ее структуры. Для системы характерно наличие функций, которые не

в состоянии выполнить ни один из элементов в отдельности, а только объект в

целом.

Важным свойством экономической системы является наличие структуры.

Все системы обслуживают друг друга, объединены единой структуры общественной

организации и управления, связаны между собой посредством продуктообмена,

находятся в постоянном взаимодействии.

По определению Герасимова экономическая система - совокупность средств,

условий, процессов и результатов материального производства, а так же

разнообразных отношений между людьми по поводу производства, обмена,

распределения, потребления жизненных благ.[14]

В современных курсах по экономической теории лучше всего изучена рыночная

экономика, которая характеризуется как система, основанная на частной

собственности, свободе выбора и конкуренции, опира­ется на личные интересы,

ограничивает роль правительства. Командная экономика описыва­ется как

система, в которой доминируют общественная (государственная) собственность на

средства производства, коллективное принятие экономических решений,

централизованное руководство экономикой посредством государственного

планирования. Под смешанной эко­номикой подразумевается тип общества,

синтезирующий элементы первых двух систем. Он характерен для большинства

современных государств.

Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе

действующих в нем имущественных отношений и организационных форм,

представляет собой экономическую систему этого общества. Поняв суть системы,

можно понять многие закономерности хозяйственной жизни общества.

Основными элементами экономической системы являются социально-экономические

отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах

собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной

деятельности; организационные формы хозяйственной деятельности; хозяйственный

механизм, т.е. способ регулирования экономической деятельности на

макроэкономическом уровне; конкретные экономические связи между

хозяйственными субъектами.

Во второй половине прошлого столетия, когда широко развернулась научно-

техническая революция и стала особенно быстро развиваться производственная и

социальная инфраструктура, государство стало намного активнее воздействовать

на развитие национальной экономики. В связи с этим изменился хозяйственный

механизм, организационные формы хозяйственной деятельности и экономические

связи между хозяйствующими субъектами[1].

1.2.Типы и модели экономических систем.

Существует несколько типов экономических систем. В литературе наиболее часто

встречаются: рыночная, смешанная, административно-командная и традиционная.

Их мы и рассмотрим ниже.

Рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм).

Отличительными чертами этой экономической системы являлись: частная

собственность на инвестиционные ресурсы, рыночный механизм регулирования

макроэкономической деятельности, основанный на свободной конкуренции, наличие

множества самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта

и товара[5].

Одной из главных предпосылок чистого капитализма выступает личная свобода

всех участников экономической деятельности, не только капиталиста –

предпринимателя, но наемного работника.

Решающим условием экономического прогресса стала свобода предпринимательской

деятельности тех, кто имел капитал. Был достигнут новый уровень развития

''человеческого фактора'', главной производительной силы общества. Наемный

работник и капиталист – предприниматель выступали как юридически равноправные

агенты рыночных отношений. Понятие '' свободный наемный работник''

предполагает право свободного выбора покупателя рабочей силы, место её

продажи, т.е. свободу передвижения в пределах рынка труда. Подобно всякому

товаровладельцу, реализовавшему свой товар и получившему за него деньги,

наемный работник обладал свободой выбора предметов и способов удовлетворения

потребностей. Обратной стороной свободы выбора стала личная ответственность

за поддержание рабочей силы в нормальном состоянии, за правильность принятого

решения и за соблюдения условий трудового соглашения.

Каков механизм решения фундаментальных задач экономического развития в

рассматриваемой экономической системе? Они решаются опосредованно, через

рынок и цены. Колебания цен, их более высокий или низкий уровень служат

индикатором общественных потребностей. Ориентируясь на конъюнктуру рынка,

уровень и динамику цен, товаропроизводитель самостоятельно решает проблему

распределения всех видов ресурсов, производя те товары, которые пользуются

спросом на рынке[6].

Предприниматели стремятся получать все больший доход (прибыль), предельно

экономно использовать естественные, трудовые и инвестиционные ресурсы и

максимально широко реализовывать такой ресурс, как свои творческие и

организационные (т.н. предпринимательские) способности в избранной ими сфере

деятельности, что служит мощным стимулом развития и совершенствования

производства, раскрывает созидательные возможности частной собственности.

Современная рыночная экономика (современный капитализм).

По сравнению со всеми предшествующими рыночная система оказалась наиболее

гибкой: она способна перестраиваться, приспосабливаться к внутренним и

внешним условиям.

Во второй половине прошлого столетия, когда широко развернулась научно-

техническая революция и стала особенно быстро развиваться производственная и

социальная инфраструктура, государство стало намного активней воздействовать

на развитие национальной экономики, В связи с этим изменился хозяйственный

механизм, организационный формы хозяйственной деятельности, экономические

связи между хозяйствующими субъектами.

В развитой рыночной экономике существенные изменения претерпевает

хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее

развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В

то же время на макро уровне развитие плановых методов связанно с

государственным регулированием экономики[3].

Планомерность выступает как средство активного приспособления к требованиям

рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития получают новое

решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на

основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а так же анализы

приоритетных направлений НТП, прогнозы развития общественных потребностей на

макро уровне. Прогноз рынка позволяет заблаговременно сокращать выпуск

устаревших товаров и переходить к качественно новым моделям и видам

продукции. Маркетинговая система управления производством создает возможность

еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компаний,

выпускающих основную массу товаров данного вида, в соответствии с общественно

необходимыми затратами.

Государственные отраслевые и общенациональные программы (планы) так же

оказывают существенное влияние на объем и структуру производимых товаров и

услуг, обеспечивая их большее соответствие изменяющимся общественным

потребностям.

Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе

стратегического планирования с учетом наиболее перспективных отраслей. В то

же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит

за счет бюджетных ассигнаций, государственных общенациональных и

межгосударственных программ, проведения НИОКР, в приоритетных направлениях

НТР. Например, в настоящее время реализуется общеевропейские программы ''

Эврика'', ''Эсприт'' и др.

Наконец, задача распределения созданного валового национального продукта

решается не только на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется

выделением все больших ресурсов, как крупными компаниями, так и государством

для вложение в развитие ''человеческого фактора'': финансирование системы

образования, в т.ч. переподготовке работников различной квалификации,

совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды.

На социальное обеспечение, реализацию многочисленных программ ''борьбы с

бедностью'' в настоящее время направляется не менее 30-40% всех

государственных бюджетных ассигнований в развитых странах с рыночной

экономикой[2].

В то же время крупные фирмы заботятся о своих сотрудниках, стремясь

активизировать работу персонала, повысить производительность труда, сократить

потери рабочего времени и тем самым укрепить конкурентоспособность фирмы.

Административно-командная система.

Эта система господствовала ранее в СССР и странах восточной Европы, и ряде

азиатских государств.

Характерными чертами АКС является общественная (а в реальности –

государственная) собственность практически на все экономические ресурсы,

монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах,

централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного

механизма.

Хозяйственный механизм АКС имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-

первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра –

высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность

хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует

производство и распределение продукции, в результате чего исключаются

свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих,

государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью,

преимущественно, административно - распорядительных методов, что подрывает

материальную заинтересованность в результатах труда.

Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим

масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии,

утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые

министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о

внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополией

дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских

резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства.

В странах с АКС решение общеэкономических задач имело свои специфические

особенности. В соответствии с господствующими идеологическими установками

задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и

ответственной, что бы передать ее решение самим непосредственным

производителям – промышленным предприятиям, совхозам и колхозам.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых

ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и

потребителей, в соответствии с заранее выбранными как ''общественные'' целями

и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть

ресурсов в соответствии с господствующими идеологическими установками

направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко

регламентировалось центральными органами по средствам повсеместно применяемой

тарифной системы, а так же централизованно утверждаемых нормативов средств в

фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к

оплате труда

Отличительной особенностью распределения продукции в АКС являлось

привилегированное положение партийно-государственной элиты.

Смешанная экономика.

В случае сложных сочетаний различных элементов системы, а также соединения

различных типов экономики - можно говорить о смешанных экономических системах

(сме­шанной экономике). Их отличительная особенность — гетерогенность

(разнородность) вхо­дящих в них элементов.

В современных условиям смешанная экономика предстает в следующих укрупненных

формах:

— смешанная экономика развивающихся (особенно слаборазвитых) стран, в которых

"смешение" вызывается низким уровнем развития и наличием отсталых

экономических форм;

— смешанная экономика развитых стран (развитая смешанная экономика).

Идеи смешанной экономики, появившиеся на рубеже двух последних веков и

получившие затем широкое распространение, отражали реальные изменения в

социально-экономической жизни.

Сам термин "смешанная экономика" не имеет однозначного толкования, трактовки

смешанной экономики в современных условиях не противоречат друг другу: они

лишь отражают наличие нескольких линий формообразования современного типа

развитой экономики и их единство. Смешанная экономика представляет собой

одновремен­ное сочетание параметров, а именно: сочетание частного и

государственного сек­торов экономики, рынка и государственного регулирования,

капиталистических тенденций и социализации жизни, экономических и

неэкономических начал[1].

Параметры смешанной экономики обладают относительной самостоятельностью.

Од­нако, возможно превалирование того или иного параметра или одной из групп

параметров в условиях различных стран.

Смешанность экономики характеризует не только наличие разнообразных

структур­ных элементов в ее составе, но и образование конкретных форм их

сочетания в реальной экономике. Примером этого могут служить частно-

государственные акционерные предпри­ятия, контрактные соглашения

государственных органов с частными фирмами, социальное партнерство и т. д.

Сегодня смешанная экономика является целостной системой, выступающей

адекват­ной формой современного развитого общества. Образующие ее элементы

опираются на та­кой уровень производительных сил и на такие тенденции

социально-экономического разви­тия, которые объективно требуют дополнения

рынка государственным регулированием, ча­стно-хозяйственной инициативы —

социальными гарантиями, а также включения в экономи­ческую структуру общества

постиндустриальных начал. Смешанная экономика не является конгломератом, хотя

и уступает "чистым" системам в степени однородности составляющих ее

элементов[14].

Традиционная система.

В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая

система. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии,

широком распространении ручного труда, многоукладности экономики.

Многоукладность экономики означает существование при данной экономической

системе различных форм хозяйствования. Сохраняются в ряде стран натурально-

общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и

натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет

мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на

производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с

традиционной системой мелкое товарное производство представлено

многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют

в экономике.

В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства

огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный

капитал[12].

В жизни общества преобладают освященные веками традиции и обычаи, религиозные

и культурные ценности, кастовое и сословное деление, сдерживая социально-

экономический прогресс.

Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках

различных укладов. Для традиционной системы характерна такая особенность —

активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть

национального дохода, государство направляет средства на развитие

инфраструктуры и оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения.

1.3.Развитие экономических систем в современных условиях.

В то время как Россия и другие государства бывшего социалистического блока

стремятся к созданию рыночной экономики, в самих рыночных странах ведутся

оживленные дебаты о том, какие формы рынка следует признать более

эффективными. Не пойти ли США по стопам Японии, представив правительству

более заметную роль в управлении экономикой? А может быть Японии самой

перенять некоторые черты американской экономики с ее свободой

предпринимательства и более сильным влиянием рынков? Подобные дебаты

происходили и в России, где выдвигаются предложения принять японскую,

шведскую или американскую модели как пример для подражания[9].

Однако в подобной дискуссии следует учитывать, по крайней мере три важных

аспекта. Во-первых, характер экономической системы будет определяться не

только теми законами и правилами, которые изберет для себя Россия, но и

правилами, но и особенностями русской истории, культуры, ресурсов и политики.

Во-вторых, для России, стоящей лишь на пороге рынка, пока не имеет большого

значения, кокой модели следовать: шведской или американской, ибо в любом

случае надо начинать с одних и тех же правовых и экономических реформ:

стабилизации, либерализации и т.д.[10].

В-третьих, в наши дни страны рыночной экономики развиваются довольно быстрыми

темпами. Трудно, например, следовать шведской модели, когда само шведское

правительство объявляет, что эта модель себя исчерпала. Если Россия или

какая-нибудь другая стран попытаются подражать чужому примеру – это будет

напоминать стрельбу по быстро бегущей мишени[7].

Примером развития смешанной экономики может служить «Шведская экономическая

модель». В 60-х годах образ успешно и безмятежной Швеции особенно

контрастировал с ростом социальных и политических конфликтов других стран.

Все стали отмечать успешное сочетание быстрого экономического роста с

обширной политикой реформ на фоне социальной бесконфликтности общества.

Тогда-то и возникло понятие шведская модель «государство благосостояния».

Шведы демонстрировали превосходство своей социально-политической системы,

которая десятилетиями служила примером оптимальной смешанной экономики –

процветающей системы, в которой государство заботится об уровне жизни каждого

жителя. Рыночные отношения считались с сильным государственным

регулированием, частная собственность в сфере производства преобладала, а

потребление обобществлялось.

В течение длительного времени основными усилиями модели было - полная

занятость и выравнивание доходов. Их доминирование объясняется уникальной

силой шведского рабочего движения.

Более полувека (за исключением 1976-1982 годов) – рекордный срок – у власти

находится Социал-демократическая рабочая партия, которая ориентировалась на

построение системы социального благосостояния.

Идея создания так называемого «дома для народа» – государственной системы,

которая давала экономические гарантии всем гражданам, получила единодушную

поддержку. Сами основы «шведской модели» были сформулированы в начале 50-х

годов в профсоюзном движении[13].

Шведы исходят из того, что централизованная рыночная система производства

эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность фирмы,

а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные

издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства

частного сектора и как можно большем перераспределении государством части

прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения общего

уровня жизни и при этом без воздействия на основы производства.

Социал-демократам удалось вывести экономику из депрессии, используя методы

«нового курса» Рузвельта и сохраняя при этом приверженность кейсланским

методам.

Но это привело к огромной роли государства в распределении, потреблении

национального дохода через налоги и госрасходы, достигшие рекордных уровней.

«Всеобщая уравниловка» как основной социалистический принцип распределения

доходов не вызывал никаких проблем вплоть до нефтяного кризиса 1973-1974

годов. Затем последовал общий застой экономики и усиление конкуренции на

внешних рынках. В результате некоторые отрасли шведской промышленности

оказались в глубоком структурном кризисе.

Неустойчивость экономического развития Швеции усилилось. В начале 80-х

последовал новый удар – второй нефтяной кризис.

Во второй половине 80-х резко возросла по сравнению с западноевропейскими

странами стоимость рабочей силы и уровень потребительских цен. Шведская

промышленность опять начала сдавать свои позиции на мировом рынке[11].

Поняв, что девальвация кроны не является эффективным способом решения

внутренних проблем, неоконсервативное правительство решило активно

сосредоточиться на сокращении социальной программы и жестких антиинфляционных

мер. В результате удалось повысить эффективность производства. Стоимость

рабочей силы снизилась. Население же Швеции, привыкшее к благоприятному

социальному климату, никак не могло смириться с жестокими милитаристскими

методами оздоровления экономики. Когда в 1994 г. экономика к тому же

оказалась в глубоком кризисе, избиратели возвращают к власти социал-

демократов. Но как бы ни хотелось вернуть старые времена, новым властям

необходимо было выбирать: либо реставрировать шведскую модель, либо

продолжать политику либеральных реформ и вступить в Европейский Союз.

Реальность заставила идти по второму пути. И после вступления в Европейский

Союз экономика будет развиваться по западноевропейским законам[13].

Заключение.

Под экономической системой понимают сложную, упорядоченную совокупность всех

экономических отношений и видов хозяйственной деятельности общества,

осуществля­ющуюся в формах определенных производственных и социальных

отноше­ний и социальных институтов, целью которой является удовлетворение

потребностей общества в материальных благах и услугах.

В зависимости от форм собственности, лежащих в основе экономической системы,

можно выделить следующие типы экономических систем: капиталистические

рыночные; коммунистические административно-командные; смешанные.

“Идеальной” экономической системой является рыночная. Однако такая система в

чистом виде никогда не существовала. Тем не менее, можно говорить о том, что в

течение нескольких десятилетий второй половины 20в. экономика многих стран была

приближена такой системы.

Для становления Российского государства необходима централизованная власть,

способная контролировать и корректировать деятельность любых институтов.

Особенно вредны рыночные механизмы в сферах, касающихся именно человеческих,

социальных факторов жизнедеятельности общества в целом.

На мой взгляд, ни одна система в чистом виде не способна ответить всем

потребностям общества. И лишь правильное сочетание в особых пропорциях

нескольких экономических механизмов может максимально приблизить к выполнению

основных экономических задач.

В России в последние годы начали осуществляться экономические реформы,

связанные с переходом к рыночным отношениям, демоно­полизацией экономики,

разгосударствлением и приватизацией собственности, т.е. с возникновением

системы со­временной рыночной экономики.

Однако в настоящее время в России существует эклектическая экономическая

система, состоящая из элементов административно-командной системы, рыночной

экономики эпохи свободной конку­ренции и современной рыночной системы.

Назвать существующие в России имущественные отношения и ор­ганизационные

формы экономической системой (пусть и эклектиче­ской) можно только условно.

Отсутствует важная особенность систе­мы — ее относительная стабильность. Ведь

в хозяйственной жизни России все находится в движении, имеет переходный

характер.

Этот переход, судя по всему, растягивается на десятилетия, и с этой точки

зрения переходная (от административно-командной к совре­менной рыночной)

экономика может быть названа системой.

Окончательный выбор конкретной модели переходной системы и тем более модели

современной рыночной экономики в России будет в конечном счете определяться

соотношением политических сил в стране, характером проводимых преобразований,

масштабами и эф­фективностью поддержки реформ международным сообществом, а

также историческими традициями.

Список литературы:

1.Экономика: Учеб. пособие для эк. спец. вузов // Под ред. А.Г.

Грязновой- М.,2001

2.Н.И. Базылева, С.П. Гурко. “Экономическая теория”– Минск.: БГЭУ, 1998.-548с.

3.Нуреев Р. М. основы экономических теорий: Микроэкономика: учеб. для вузов.

- М.: Высш. шк., 1996.- 447с.

4.Курс экономической теории/ Под ред. Чепурина М. Н. проф. Киселевой Е. А.

М., 1994

5.Экономика: учебник/Под ред. Доц. А. С. Булатова. - М.: Издательство БЕК,

1994.-632 с.

6.Курс экономической теории. Общие основы экономической теории,

микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие /под.

Общ. Ред. А. В. Сидоровича - М.: МГУ им. Ломоносова, "ДИС", 1997.- 734 с.

7.Л.Ходов административное воздействие и моральное убеждение в

госрегулировании рыночной экономики.//Российский экономический журнал №4,

1997

8.Емцов Р. Г. Лукин М. Ю. Микроэкономика: Учебник. М.: МГУ им. М. В.

Ломоносова, 1999

9.А. Нестеренко,Социальная рыночная экономика: концептуальные основы,

исторический опыт, уроки для России // Вопросы экономики №8, 1998

10.И. самсон Придет ли Россия к рынку? //Вопросы экономики №8 1998

11.Оппенлендер К.Х. Необходимость и предпосылки новой инновационной политики.

//Вопросы экономики. - 1996. - № 10.

12.Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс. Принципы, проблемы и

политика.В 2т.:Пер. с англ. 11 изд. Т.2.-М, Республика, 1992-400с.

13.Экономика зарубежных стран: капиталистические и развивающиеся страны.

Учебное пособие для экон. спец. Вузов. /Ред. кол. В. П. Колесов и др. Москва,

Высш. шк. , 1990.

14.Герасимов В.Г., Экономическая система: генезис, структура, развитие науки

Минск.,1991 г.



(C) 2009