Научная Петербургская Академия

Контрольная: Предмет истории экономики

Контрольная: Предмет истории экономики

ПЛАН:

1. Вступление: Экономика и история.

2. Возникновение и развитие науки истории экономики.

3. Предмет, методы и функции истории экономики.

4. Проблемы периодизации истории экономики

5. Основоположники истории экономики

6. Источники данных об экономическом развитии.

7. Необходимость изучения истории экономики.

Список использованной литературы.

ВСТУПЛЕНИЕ: ЭКОНОМИКА И ИСТОРИЯ

Экономика - научная дисциплина, занимающаяся изучением отраслей

хозяйства или всего народа страны. И так, как наука экономика изучает

совокупность производительно- экономических сил общества (процессы

производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и

услуг, а так же отношения людьми, организациями и государством,

возникающие во время протекания этих процессов), соответствие их данной

ступени общества (первобытнообщинного, рабовладельческого,

феодального, коммунистического, капиталистического).

История же хозяйства изучает процесс экономического развития в

исторической перспективе. Она стремится получить ответы на такие ответы

на такие вопросы, как: сколько было людей в том или ином регионе

в различные исторические периоды? Что эти люди ели? Как одевались? Что

представляли собой их деньги? И т.д.

Традиционная история как научная дисциплина в основном изучает

хронологию таких важных событий, как: войны, революции, восстания,

географические открытия, выдающихся политических деятелей, ученых и

художников в широком смысле слова. А также пытается выявить

причинно-следственные связи между этими событиями.

Экономическая история связана с рядом конкретных экономических

дисциплин (экономикой и организацией промышленности, сельского

хозяйства, экономической статистикой и т.д.). Конкретно – экономические

исследования часто невозможны без изучения истории той или иной

хозяйственной формы или процесса. Вместе с тем некоторые результаты

и выводы, полученные в ходе экономического анализа, могут быть

использованы в трудах по истории народного хозяйства.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУКИ ИСТОРИИ ЭКОНОМИКИ

Экономисты впервые обратили серьёзное внимание на историю в середине

прошлого века, когда несколько немецких ученых в противовес английской

классической политэкономии выдвинули тезис о том, что надо искать не

всеобщие законы развития, а внимательно изучать экономическую историю

отдельных стран, регионов, цехов, гильдий, союзов и других

общественных институтов. Именно немецкая историческая (экономическая)

школа положила начало новой научной дисциплине – экономической истории.

Итак, курс истории экономики как самостоятельный предмет начал

преподаваться в европейских университетах на рубеже X1X – XX вв. Его

стали читать в специализированном колледже при Лондонском университете

в 1895 году. Полные же курсы начали преподавать в начале XX века в

Оксфордском и в Кембриджском университетах. Позднее (в первом - в 1923

году, во втором -1931году) были открыты кафедры экономической истории.

Через некоторое время в Париже были созданы институты экономической

и социальной истории, благодаря кружку единомышленников, которым были

одинаково близки и история, и экономика. Эти люди сплотились вокруг

издававшегося тогда журнала “Анналы” и впоследствии получили его имя

- школа “ Анналов”. Курсы истории экономики в европейских вузах.

Однако количество часов было ничтожно малым. В 90-е гг. история

экономики была введена в программы экономических вузов и факультетов

бизнеса технических университетов при подготовке специалистов

экономического профиля. Интерес к экономической истории сильно

увеличился именно в последнее время. А до середины 80-х годов

двадцатого века история хозяйства существовала как бы на обочине

истории и экономики, вдели от основного направления исследований. Но

уже в 1993 году американские ученые Роберт Фогель и Дуглас Норт

получили Нобелевскую премию за разработку экономических методов

изучения истории, чего раньше никогда не случалось (Нобелевская премия

по экономике присуждается только с 1960 года, а “исторической

номинации” и вовсе нет).

ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ И МЕТОДЫ ИСТОРИИ ЭКОНОМИКИ

Экономическая история весьма поучительна. Она как учебная дисциплина

имеет большое значение для общеобразовательной и специальной подготовки

экономистов. Предметом экономической истории является изучение

хозяйственной деятельности народов разных стран, развития их

производственных сил и производительных отношений, смены способов

производства, исследование отдельных отраслей народного хозяйства,

организационных форм общественного производства. При определении

предмета курса истории экономики обычно выделяют предмет в широком

смысле слова и предмет в узком смысле слова.

В широком смысле слова предметом истории экономики принято считать

экономическое движение общества, особенности его изменений и их связь

с различными сторонами общественной жизни. Важную роль в историко-

экономическом анализе играют исследование развития отдельных отраслей

хозяйства, организационных форм общественного производства, выявление

условий и предпосылок революционной смены одной общественно –

экономической формации другой, последствий революционных переворотов.

Так же, как и политическая экономия, с которой история народного

хозяйства непосредственно связана, это наука широко использует метод

единства исторического и логического анализа. Но если логический

анализ и политической экономии, изучающей экономические законы

развития различных способов производства, выделяет лишь основные,

объективно необходимые звенья исторического процесса, то экономическая

история анализирует конкретные формы проявления в разных странах

открытых политической экономией экономических законов. То есть в узком

смысле слова предмет истории экономики хозяйственная деятельность

различных стран, развитие их производительных сил и смена способов

производства.

Среди функций истории экономики обычно выделяют прагматическую,

ценностную, культурную, фундаментальную и мировоззренческую.

Прагматическая функция предполагает обобщение и усвоение опыта

хозяйственного развития. Ценностная - нравственную оценку средств и

результатов политических и экономических преобразований. Культурная –

сохранение в преемственности в хозяйственной практике и выявление

альтернатив развития. Фундаментальная – анализ и обработку разнообразной

экономической информации, мировоззренческая – формирование логики и

стиля экономического мышления.

Основными методами истории экономики считают следующие: исторический,

хронологический; логический; сравнительно-исторический; исторического

моделирования; математической статистики, социальной психологии и др.

ПРОБЛЕМЫ ПЕРИОДИЗАЦИИ ИСТОРИИ ЭКОНОМИКИ.

Существует великое множество подходов к периодизации истории

экономического развития, то есть к делению истории хозяйства на

отдельные отрезки – периоды. Рассмотрим, не вдаваясь в подробности и

критику, наиболее интересные из них.

1. Трехстадиальная модель Гильденбранта–Бюхера

Немецкие экономисты и историки - Бруно Гильденбрант и Карл Бюхер,

жившие в середине прошлого века, выделили всего три стадии в

истории хозяйства. При этом в основу разделения исторических эпох

была положена длина пути, которую преодолевает товар-продукт,

направляясь из производящего хозяйства в потребляющее:

· “ Естественное”, натуральное (или домашнее) хозяйство, с

древнейших времен – до середины 12 века. Путь в среднем не более мили

– с поля или огорода земледельца через мельницу и кузницу в его и

господский дом.

· “Денежное” (или городское) хозяйство, до конца 18 века. Путь

от нескольких миль до нескольких десятков миль, с поля крестьянина

или из мастерской ремесленника, через городской рынок или ярмарку

при помощи купца в дома потребителей.

· “ Кредитное” (или народное) хозяйство начиная с 19 века. Путь

в сотни и тысячи миль, из шахт Эльзаса, полей Украины, с чайных и

хлопковых плантаций Азии, кофейных и сахарных плантаций Бразилии,

золотых рудников Африки, при помощи купцов и банкиров, на

Европейские рынки и фабрики. А оттуда в дома потребителей, а в

обратном направлении - машины и оборудование, сталь, ткани, обувь и

пр.

2. Формационный подход Маркса – Сталина.

А вот в России единственно правильным 75 лет считался так

называемый “ политический” (или марксистский) подход, предложенный во

второй половине 19 века Карлом Марксом, перекочевавший затем в

работы Ленина и официально утвержденный Сталиным в 1933 году. В

соответствии с этим подходом выделяются пять общественно-политических

формаций, в зависимости от господствующего вида собственности на

основе средства производства. Вид собственности на средства

производства определяет характер способа производства и всего

общественного строя.

· Общинный (или первобытнообщинный) строй - с X тысячелетия по

V1 век до н. э. Уровень экономического развития низкий, обеспечивающий

потребление на грани физического выживания. Нет частной собственности

на землю – основное средство производства, следовательно, нет

эксплуатации. Основное общественное отношение - внутриобщинный

дарообмен. Принуждение к труду носит объективно – физиологический

характер – кто не добывает себе пропитания, умирает от голода. Классов

не существует.

· Рабовладельческий стой – с v века до н. э. по v век н.

э..Появляется и распространяется частная собственность, в том числе и

на людей (рабов) эксплуатацию которых приносит рабовладельцам

прибавочный продукт. Принуждение к труду носит субъективно –

террористический характер – пленных, отказывающихся бать рабами, убивают;

точно так же поступают с “ плохими” рабами. Основное общественное

отношение – рабство. Основные общественные классы – рабы и рабовладельцы.

Противоречия между ними не разрешимы - антагонистичны и рано или

поздно должны привести к смене формации.

· Феодальный строй – XV1 –XV111 века. Земля становится основным

объектом частной собственности, источником прибавочного продукта и

эксплуатации. Принуждение к труду носит субъективно- экономический

характер – владелец земли отстаивает свое право не прибавочный продукт

силой оружия и сам решает, кому дать право аренды этого основного

средства производства необходимого продукта. Основное общественное

отношение – рента. Основные общественные классы с антагонистичными

интересами – крестьяне и феодалы.

· Капиталистический строй – X1X век. Основным объектом частной

собственности становятся средства производства в промышленности.

Принуждение к труду носит объективно – экономический характер – тот,

кто не имеет собственности или иных средств существования , вынужден

продавать свою рабочую силу (труд) на рынке и подвергаться

эксплуатации. Основное общественное отношение – прибавочная стоимость

(капитал). Основные общественные классы антагонистичными интересами –

рабочие и капиталисты.

· Коммунистический строй – наступает с победой рабочих над

буржуазией. Средства производства переходят в коллективную (общественную)

собственность, следовательно, исчезает эксплуатация. Принудительный, “

тяжелый” характер труда сменяется добровольным, творческим. На базе

чего достигается высочайший уровень производства и удовлетворения

потребностей всех членов общества.

3.Иторико – хронологический подход

Наиболее удобным подходом, является традиционный подход, в

соответствии с которым в истории народов Средиземноморья, выделяется

семь законченных периодов:

· Древний – XXX111 – V111 века до н. э. Произошло разделение труда

и сформировались основные социальные институты: семья, община,

собственность, право, государство, религия.

· Античный – сV111 до н. э. V века н. э.. Появились ремесла,

торговля, частная собственность на землю и рабов.

· Средневековый – с V1 по середину XV века. Сформировались

основные европейские нации, выросли самостоятельные города.

· Возрождения – с середины XV по середину XV11 века. Эпоха

великих географических открытий и накопления капиталов.

· Просвещения - с середины XV11 до последней четверти XV111

века. Произошел территориальный раздел мира.

· Свободной конкуренции - с последней четвертиXV111 до последней

четверти X1X века. Промышленная революция.

· Монополистической конкуренции - с последней четверти X1X по

середину XX века. Концентрация капиталов и борьба за экономический

передел мира привела к серии кризисов и войн.

· Социального (рыночного) хозяйства – начиная с середины XX века.

Наиболее развитые страны достигли стабильности, сформировался новый

средний слой и общество потребителя.

ОСНОВОПОЛОЖНИКИ ИСОРИИ ЭКОНОМИКИ.

Среди основоположников истории экономики выделяют Арнольда Тойнби

(1852 –1883 г.г.). Его основные работы - это “Промышленный переворот в

Англии в XV111 в.”. и фундаментальный труд “ Постижение истории”.

Большой вклад в развитие истории экономики внес Вернер Зомбарт

(1863 –1941). Им были написаны такие работы, как “ Современный

капитализм (1902)”, “Буржуа” (1913), “ Народное хозяйство Германии в X1X

– начале XX в ”(1923).

Наиболее известным представителем истории экономики принято считать

Фернана Броделя (1992 –1985). Он преподавал историю сначала в Алжире,

потом в Сорбонне, ему была присуждена докторская степень. Большой

известностью пользовался его трехтомник “ Материальная цивилизация,

экономика и капитализм, XV –XV11 в.в.”.

Особое место среди основоположников истории экономики занимает

американский экономист и социолог Йозеф Алоиз Шумпетер (1833 –1950).

Начинал он как профессор Боннского университета. С 1932 по 1950 гг. он

был профессором Гарвардского университета. Им была выдвинута, позднее

и подтверждена идея о неизбежной трансформации

частнопредпринимательского капитализма в экономическую систему.

Среди российских историков – экономистов особый след оставили: М.И.

Туган – Барановский, Н.Д. Кондратьев, И.А. Трахтенберг, П. Лященко и др.

ИСТОЧНИКИ ДАННЫХ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ.

В арсенале методов, которыми пользуется экономическая история,

присутствуют как общенаучные методы познания: описанные, логические,

так и специальные: исторические, экономические, психологические и

математические. Обильную пищу для размышления предоставляют также:

Археологические раскопки; 2. данные учета населения - периодически в

течение двух с половиной тысяч лет производящиеся переписи населения

(раньше они служили преимущественно для целей налогоблажения или

мобилизации) и возможные регистрации: рождений браков, смертей,

завещаний; 3. тексты сохранившихся в архивах рукописей, постановлений,

законов; 4. кники таких выдающихся экономистов, как Петти, Кенэ, Смит,

Рикардо, Милль, Маркс, и даже 5. художественная литература, ведь то,

что для авторов “ декамерона”, “Робинзона Крузо” или “Дон Кихота”,

было простой бытовой подробностью, для нас является бесценным

свидетельством наблюдательного современника “ давно минувших дел и

лет”.

Что же касается столетия, то здесь мы имеем достаточно стройную систему

сбора и обработки разнообразной экономической и социальной информации. За

последние десять лет она была практически полностью компьютеризирована.

Большинство стран мира, включая Россию, использует единую систему

национального счетоводства ( СНС), разработанную специалистами ООН.

НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ИТОРИИ ЭКОНОМИКИ.

Стать первоклассным специалистом, обладающим развитым стратегическим

мышлением, без знаний истории экономики в наше время не возможно.

Специалисту необходимо понять экономические процессы в прошлом, их

итоги и результаты. Рыночные отношения, к примеру, сами по себе не

ведут к лучшей жизни. Они предполагают лишь дополнительные возможности

для достижения благополучия.

Известно. Что многие страны выбрали модели развития экономики с

элементами рыночных отношений. Тем не менее, высокодоходными

экономиками в начале 90–ых. гг., по данным Р. Камерона, оказались лишь

немногие: Швейцария, Япония, США, Германия (ФРГ), Великобритания, Израиль,

Испания. В число стран, имеющих доход выше среднего, входят: Греция,

Португалия, Южная Африка, Бразилия. Страны с доходом ниже среднего

- Турция, Мексика, Таиланд, Сальвадор, Египет и Боливия. Страны с

низким доходом – Индия, Бангладеш, Мозамбик. В целом в 1990 году

существовала сорок одна нация, в экономике которой на душу населения

доходы были ниже 500 долларов.

Изучив имеющийся колоссальный опыт, необходимо выбрать те рыночные

механизмы, которые с учетом традиций, культуры и особенности развития

экономики, а также реальных условий подходят нашей стране.

Список использованной литературы:

1. Зубарева Т.С. “История экономики” часть 1.

2. Полянский, Жамин. “Экономическая история капиталистичаских стран”

3. Ведяпин, Журавлева. “ Экономическая теория”



(C) 2009