Научная Петербургская Академия

Контрольная: НОТ и её основные направления

Контрольная: НОТ и её основные направления

Департамент морского транспорта России.

Новороссийская Государственная Морская Академия.

Кафедра

«Экономика морского транспорта и морского права».

Контрольная работа

по дисциплине

«

Экономика и социология оплаты труда».

Специальность «Экономика и управление на морском транспорте».

Шифр 97686 К

Ботев Е.В.

Не высылать!!!

Адрес :

г. Новороссийск,

с. Борисовка,

ул. Гоголя, д. 25/1

Новороссийск 1999.

Вариант №6.

Содержание задания:

Вопрос №1 Научная организация труда и её основные направления.

Вопрос №2 Формы организации труда.

Вопрос №3 Оплата труда работников береговых служб.

Задача №1.

Задача №2.

Вопрос №1 Научная организация труда и её основные направления.

Научной считается такая организация труда, кото­рая основывается на

достижениях науки и передовом опыте, позволяет наилучшим образом соединить

технику и людей в еди­ном производственном процессе, обеспе­чивает наиболее

эффективное использо­вание материальных и трудовых ресурсов, способствует

превращению труда в первую жизненную потребность.

Основными задачами научной орга­низации труда (НОТ) являются обеспече­ние

непрерывного повышения производи­тельности, оздоровление и облегчение труда,

создание условий для всесторон­него гармоничного развития личности.

Техника и технология перевозки грузов и пассажиров, их перегрузки, посадки и

высадки, организация транс­портного процесса, обслуживания судов и

перегрузочного оборудования — основ­ные факторы, определяющие организа­цию

труда работников морского транс­порта. Особой спецификой характеризу­ется

труд членов экипажей судов, в пер­вую очередь транспортных.

Наиболее важными особенностями, определяющими характер и содержание труда

работников плавсостава, являются:

непрерывность транспортного про­цесса и, следовательно, непрерывность

выполнения работ по управлению судном и его обслуживанию;

длительный отрыв судна от своего непосредственного органа управления —

пароходства; автономность судна: единство зоны труда и отдыха членов экипажа,

ограничение ее габаритами суд­на;

переменный характер использования рабочих мест на судах;

влияние на жизнедеятельность чле­нов экипажа меняющихся климатических зон и

часовых поясов, отрыва от берега, семьи. Родины.

С учетом этих особенностей рас­смотрим основные направления научной

организации труда экипажей морских судов.

Разделение и кооперация труда — взаимосвязанные процессы. Разделение

труда означает расчленение трудового процесса на обособленные виды труда,

ко­торые выполняются группами или отде­льными работниками. Оно дает

возмож­ность сокращения производственного цик­ла за счет одновременного

выполнения различных работ и повышения произво­дительности труда благодаря его

специа­лизации. С помощью кооперации происхо­дит соединение отдельных видов или

результатов труда, направленное на дос­тижение конечной цели — перевозку и

перегрузку грузов, ремонт судов. Раз­деление труда на судах выражается в

функциональной, профессиональной, ква­лификационной и технологической фор­мах.

Функциональное разделение труда предполагает деление экипажа на командный

состав и членов судовой ко­манды, трудовые функции которых осу­ществляются в

службах и сводятся в три группы: вахтенное обслуживание, техни­ческое

обслуживание и бытовое обслу­живание.

В соответствии с Уставом службы на судах морского флота все члены экипажа в

зависимости от выполняемых функций распределяются по службам (группам):

служба эксплуатации обеспечивает безопасное судовождение, а также выпол­нение

всех функций, связанных с произ­водственной деятельностью судна. Службу

возглавляет старший помощник капитана;

служба технической эксплуатации (единая техническая служба) обеспечивает

вахтенное обслуживание энергетической установки и механического оборудования

судна, а также профилактические, ремонт­ные и наладочные работы. Службу

воз­главляет старший механик;

служба быта обеспечивает обслужи­вание экипажа судна. Службу возглавля­ет

помощник капитана по хозяйственной части:

радиотехническая служба обеспечивает радиосвязь и работу радиотехничес­ких, а

также радионавигационных средств. Службу возглавляет начальник радиостан­ции.

Помимо указанных, существуют пас­сажирская, медико-санитарная и учебная службы.

Профессиональное разделение труда выражается в делении членов экипажа по

профессиям (судоводители, механики, радиоспециалисты, электрики и т.д.).

Квалификационное разде­ление труда исходит из того, что отдель­ные его

процессы характеризуются раз­ным содержанием и сложностью и требуют для

своего выполнения соответствующей квалификации. Оно предусматривает

сле­дующее деление экипажа: капитан, его помощники, старший, 2-й, 3-й и 4-й

меха­ники и т.д.

Технологическое разделение труда состоит в делении работ на основ­ные и

вспомогательные. К основным от­носятся работы по контролю и управле­нию

судном, к вспомогательным — по профилактике и ремонту судна и бытово­му

обслуживанию экипажа.

Организация и обслуживание рабо­чих мест на судах специфичны, так как

судно является единой рабочей зоной все­го экипажа, в которой организовано

около тридцати рабочих мест. Судовые работы выполняются также на времен­ных

рабочих местах. Рабочие места долж­ны быть оснащены необходимыми ме­ханизмами,

инструментом, обеспечены за­пасными частями. Важное значение имеют рациональная

планировка рабочего места, соблюдение эстетических и психологи­ческих

требований при его организации, создание безопасных условий труда.

Изучение и распространение передо­вых приемов и методов труда

предусмат­ривают освоение постоянно накапливаю­щегося передового опыта

работников морского транспорта и других отраслей с целью повышения

эффективности труда.

Нормирование труда на судах имеет свои особенности. Коллективный характер

труда на судне и существующие формы разделения и кооперации труда судовых

экипажей исключают применение норм времени или норм выработки, устанавли­вающих

затраты труда. Нормирование тру­да заключается в разработке типовых штатов и

штатных нормативов, опреде­ляющих численность экипажей, а также нормативов на

техническое обслуживание судов. Совершенствование нормирования предусматривает,

во-первых, систематическое изучение трудовых затрат с целью выяв­ления резервов

по сокращению численности экипажей и, во-вторых, осуществление точного учета

затрат труда при выполне­нии ремонтно-профилактических работ.

Улучшение условий труда достигает­ся на основе рационального сочетания

санитарно-гигиенических, физиологичес­ких, психологических и эстетических

тре­бований с их практическим воплощением при проектировании судов, комплексов,

участков, конструировании рабочих мест. Основной задачей при этом является

вне­дрение мероприятий, исключающих воз­действие вредных факторов на организм

человека, обеспечивающих сокращение ручных, малоквалифицированных и тя­желых

физических работ. На каждом рабо­чем месте должны быть созданы оптима­льные

условия труда: нормальные осве­щенность и температурный режим, уров­ни шума и

вибрации, не превышающие предельно допустимых, наличие защитных ограждений и т.

д.

Разработка и внедрение рациональных режимов труда и отдыха

осуществля­ются на основе требований с учетом специфики морского флота. Режим

труда и отдыха плавсостава регламентирован Положением о рабочем вре­мени и

времени отдыха членов экипажей судов Департамента морского транспорта.

Разработка рациональных режимов труда и отдыха заключается в обоснова­нии с

физиологической и экономической точек зрения продолжительности периодов работы

и отдыха в течение смены, суток, месяца, года при сохранении здоровья

работающего. Например, с начала 80-х годов на морских судах в ряде пароходств

получили применение 10-часовые графики вахт и судовых работ и обслуживание

каж­дого судна двумя постоянными, стабиль­ными по составу экипажами с равной

пе­риодичностью работы и отдыха моряков.

Главным в подготовке и повышении квалификации плавсостава является

все­мерное улучшение качества подготовки, воспитание чувства ответственности за

по­рученное дело, высокой принципиальности и деловитости. Формы и охват

работни­ков системой повышения квалификации предусматриваются в коллективном

до­говоре предприятий.

Укрепление дисциплины труда осно­вывается на осознании каждым работни­ком

своего служебного долга и ответст­венности за порученное дело. Основные

обязанности работников и ответственность за нарушение дисциплины труда

установ­лены Уставом о дисциплине работников морского транспорта.

Важнейшим средством повышения творческой активности работников явля­ются

социалистическое соревнование, внедрение прогрессивных форм органи­зации и

стимулирования труда.

В планы научной организации труда включают мероприятия, рекомендованные ДМТ,

пароходством, а также разрабатываемые непосредственно на су­дах. Мероприятия по

НОТ на судах плани­руют в соответствии с утвержденной ми­нистерством Типовой

методикой разработ­ки планов научной организации труда пла­вающего состава

судов ДМТ.

Планы НОТ составляют на пятилетку и год. Такой план является отдельным

документом или входит в качестве само­стоятельного раздела в комплексный

план.

Разработка и реализация мероприя­тий по научной организации труда

осуще­ствляются поэтапно. На первом этапе изучают и анализируют трудовые

про­цессы, вскрывают резервы экономии рабо­чего времени и устанавливают

направле­ния ее использования, оценивают общий уровень организации труда. На

втором этапе разрабатывают мероприятия по ос­новным направлениям НОТ и

определяют их экономическую эффективность, уста­навливают сроки и назначают

ответствен­ных за внедрение. Третий этап включает в себя внедрение

разработанных и утверж­денных в плане НОТ мероприятий.

Вопрос №2 Формы организации труда.

Под влиянием новой, более совершенной техники происходит обобществление

труда, резко изменяются формы его разделения и кооперации. Чем больше

углубляется расчленение технологи­ческих процессов, тем настоятельнее

становится необходимость объединения отдельных их частей. Изготовление любого

изделия или выполнение любой работы все в меньшей степени оказыва­ется плодом

рук отдельного работника, все в большей мере возрастает значение коллективных

усилий работников. Каждая работа, посредством которой осуществляется

определенная технологическая операция, становится частью коллективных

трудовых затрат, нацеленных на изготовление какого-либо изделия.

Действительным производителем того или иного продук­та выступает не

отдельный, единичный, а совокупный работник.

При переходе от индивидуальных форм организации труда к коллективным

непосредственная связь между обособленными единичными работниками формируется

на основе объединения первичных трудовых коллективов нового типа. Результатом

такого объединения является коренное изменение содержания и организации

труда.

Коллективный труд при правильной его организации спо­собствует наиболее

полному использованию оборудования, материальных и трудовых ресурсов,

повышению качества вы­пускаемой продукции.

На расширение сферы применения коллективного труда влияют не только научно-

технический прогресс, но и объективные требования создания коллективной

заинтересованности в улуч­шении конечных результатов производства. Во всех

звеньях производства (независимо от степени механизации), где при

изготовлении одной и той же продукции участвует большое число работников, как

организацию труда, так и его стимулиро­вание практически целесообразно

осуществлять на коллективной основе. В этих условиях оценка результатов труда

отдельных работников становится или недостаточной, или просто невоз­можной.

Для распространения коллективной формы организации труда существуют также и

социальные предпосылки. Бригада (участок) — это первичное звено управления

производством, в котором наиболее полно проявляются такие свойства человека,

как коллективизм, взаимоответственность, взаимопомощь, вза­имоконтроль,

творческая активность.

На современном этапе развития экономики страны требуется широко

распространять принципы коллективного подряда на деятельность объединений и

предприятий, создавать укрупненные комплексные хозрасчетные бригады,

подрядные и арендные коллективы в крупных производственных подразделениях

(участ­ках, цехах), нацеленные на конечные результаты производства.

Бригада представляет собой организационно-технологическое и социально-

экономическое объединение работников одинаковых или различных профессий на

базе соответствующих производ­ственных площадей, оборудования, инструмента,

оснастки, сырья и материалов, направленное на выпуск высококачественной

продукции определенного количества с наименьшими материаль­ными и трудовыми

затратами на основе коллективной заинтере­сованности и ответственности.

В современных условиях к производственным бригадам предъ­является ряд

требований: применение единого наряда: оплата труда по конечным результатам:

применение хозрасчета и подряда:

производственно-технологическая законченность работ; возможность установления

напряженных производственных заданий, рассчитанных на основе прогрессивных

норм и норма­тивов;

возможность установления взаимоотношений с другими бригадами и администрацией

на договорной основе; определенность производственных площадей и

оборудования; возможность многостаночного обслуживания и совмещения функций и

профессий;

осуществление взаимопомощи и взаимоконтроля; наличие четкой системы

планирования и учета показателей, характеризующих конечные результаты работы;

применение эффективного механизма образования и распре­деления коллективного

заработка;

сочетание индивидуальной и коллективной заинтересованности и ответственности

в достижении конечных результатов;

возможность осуществления самоуправления в трудовом коллективе, широкого

участия трудящихся в управлении про­изводством.

Для формирования бригадного коллектива необходимо нали­чие трудовых связей,

нацеленных на достижение конечных резуль­татов. Формирование бригадного

коллектива связано с коллектив­ным трудовым процессом, имеющим свои цели,

границы, структуру и содержание. Ими и обусловлен во всех случаях численный и

профессионально-квалификационный состав бригад.

Опыт показывает, что создание бригад нового типа возможно при следующих

условиях:

1) наличие определенной производственной площади, оборудо­вания, инструмента

и оснастки;

2) технологическая целостность основных, вспомогательных и обслуживающих

операций, сконцентрированных на опреде­ленной производственной площади,

позволяющая выпускать конечную продукцию (детали, узлы. сборочные единицы,

изделия и т.д.);

3) отсутствие необходимости создания операционных заделов на отдельных

рабочих местах и увеличения выхода продукции с последней операции;

4) взаимозаменяемость и совмещение профессий в отдельных рабочих группах;

5) соответствующий численный и профессионально-квалифи­кационный состав рабочих;

6) невозможность расчленения целостного технологического процесса для

индивидуального исполнения;

7) возможность установления норм и нормативов трудовых и материальных затрат

по операциям и по конечной продукции;

8) возможность учета материальных затрат по операциям и по конечной продукции;

9) наличие системы планирования и учета операционной и конечной продукции.

В соответствии с перечисленными условиями при формирова­нии бригад нового

типа необходимо соблюдение ряда организа­ционно-технических и социально-

экономических принципов. Организационно-технические принципы:

самостоятельность и относительная замкнутость трудового процесса в бригаде.

Для осуществления этого принципа необходи­мы территориальное единство рабочих

мест, наличие относительно законченного цикла изготовления продукции

(деталей, узлов, готовых изделий), возможность ее количественной и

качественной оценки, закрепление за коллективом необходимых материалов,

полуфабрикатов, оборудования, инструмента и оснастки;

оптимальное содержание бригадного трудового процесса. Согласно этому принципу

в бригадный трудовой процесс необходимо включить те основные, вспомогательные

и управленческие функ­ции, которые прямо и непосредственно связаны с

выполнением производственного задания и обеспечивают высокую эффектив­ность

труда. Это означает, что наряду с основными рабочими в состав бригад должны

входить вспомогательные и обслуживаю­щие рабочие, а при необходимости —

специалисты и служащие. Однако включение в состав бригад последних не должно

быть механическим;

пропорциональность, непрерывность и ритмичность труда в бригаде. Необходимо,

чтобы в объеме и номенклатуре продукции бригад как внутри отдельных участков

и цехов, так и между ними устанавливались оптимальные количественные

пропорции. Пропорциональность должна быть также между: мощностями

оборудования, установленного на производственных площадях и закрепленного за

бригадой, и возможностями рабочих, обслуживающих это оборудование; численным

составом рабочих разной квалификации и т. д. Принцип непрерывности требует

точного определения возможностей совмещения профессий и функций

многостаночного обслуживания с целью обеспечения непрерывной работы

оборудования, установленного на производ­ственных площадях бригады, и полного

использования рабочего времени. Непрерывная и пропорциональная работа,

бесперебой­ное снабжение материальными ресурсами, своевременное выпол­нение

всех необходимых видов обслуживания обеспечивают ритмичность в работе.

Поэтому важно, чтобы были созданы соответствующие условия и предпосылки для

ритмичной работы;

возможность перемены труда. Соблюдение этого принципа необходимо для

уменьшения монотонности в работе, что является важнейшей гарантией сокращения

текучести в бригаде, создания стабильного коллектива;

управляемость — необходимое условие для оперативного управления бригадиром

(мастером) трудовым процессом в бригаде. Если численность работников в

бригаде велика и невоз­можно ими управлять одному бригадиру (мастеру), то

целесооб­разно в составе такой бригады создать самостоятельное звено

(звенья). Этот вопрос должен быть непосредственно связан с установлением

оптимальных границ и содержания трудового процесса в бригаде. Социально-

экономические принципы:

статус бригады как объекта производственно-технического обслуживания и

планово-учетной единицы. В планово-учетной документации бригад должны

отражаться объем и качество конечной продукции, материальные и трудовые

затраты, фонд заработной платы, численность работников по профессионально-

квалификационному составу и т.д. В этом случае бригада может стать первичным

звеном управления; постоянное совершенствование организации труда в бригаде.

Эта работа должна быть направлена на совершенствование обслуживания рабочих

мест, нормирования труда, рационали­зацию трудовых процессов, внедрение

передовых форм и методов труда, улучшение подготовки и повышения квалификации

кад­ров, совершенствование материальных и моральных стимулов, укрепление

трудовой дисциплины и т.д.;

оценка и оплата труда коллективов бригад и их отдельных членов по конечным

результатам работы на основе единого наряда.

В процессе формирования бригад необходимо выяснить, соответствуют ли

действующие техника, технология и организа­ция производства перечисленным

принципам. Если кет, необхо­димо осуществить их реорганизацию.

На промышленных предприятиях действуют бригады различ­ного типа, что

объясняется особенностями технологии, органи­зации производства и его

техническим уровнем. Все бригады делятся на две большие группы —

специализированные и ком­плексные. Специализированные бригады объединяют

рабочих одной профессии (одинаковой или разной квалификации), заня­тых на

однородных технологических процессах (механическая обработка деталей, сварка

узлов, окрасочные работы и т.д.). Комплексные бригады включают рабочих

различных профессий •(как основных, так и вспомогательных), выполняющих

техноло­гически разнородные, но взаимосвязанные работы, охватываю­щие полный

цикл изготовления детали, узла или их законченной части. Такие бригады могут

создаваться практически во всех производственных процессах, но они наиболее

эффективны на участках со сложным технологическим оборудованием, в услови­ях

предметно (подетально)-специализированных производств с замкнутым

технологическим циклом, в условиях поточно-кон­вейерных производств.

По признаку внутрибригадного разделения труда комплекс­ные бригады могут быть:

с полным разделением труда (каждый работник постоянно выполняет работу одной

профессии и квалификации; эта работа является составной частью комплексного

задания бригады);

с частичным разделением труда (работник наряду со своей определенной

операцией при необходимости выполняет операции родственных специальностей);

без разделения труда (каждый работник может выполнять все операции, входящие

в производственное задание бригады).

По функциональному признаку комплексные бригады подраз­деляются на следующие

типы: выполняющие часть операций основного процесса; выполняющие все операции

основного процесса: выполняющие вспомогательные работы: выполняющие основные

и вспомогательные работы. В первых двух случаях в состав бригады включаются

только основные рабочие, в тре­тьем — вспомогательные, а в последнем — как

основные, так и вспомогательные. При создании подрядных коллективов на

участках и в цехах в них включаются наряду с основными и вспомогательными

рабочими все специалисты и служащие этих подразделений вплоть до начальника

цеха и его заме­стителей.

В зависимости от действующего режима работы комплексные и специализированные

бригады могут быть сменными и сквоз­ными (многосменными). Сменные бригады

включают работников только одной смены и создаются в условиях дискретного

про­изводства, где весь комплекс работ производится в течение одной смены.

Сквозные бригады включают работников двух или трех смен и создаются в таких

производственных условиях, где длительность производственного цикла

превосходит продолжи­тельность смены и работа, начатая в течение одной смены.

продолжается в другой смене.

По численному составу бригады бывают малочисленные (5—10 человек), средние

(II—25), крупные (25—50 человек и более).

Численный и профессиональный состав формируется с учетом содержания и

сложности производственного процесса, закреп­ленного за бригадой

производственного задания и уровня произ­водительности труда. Учитываются

также степень производствен­но-технической законченности осуществляемых работ

и возмож­ность расширения трудовых функций, совмещения и перемены профессий.

По степени хозяйственной самостоятельности бригады могут быть без применения

хозрасчета, с элементами хозрасчета, хозрасчетными и подрядными: работающими

без единого наряда и яа основе единого наряда.

Бригадам без хозрасчета планируется только объем произ­водства. Бригадам с

элементами хозрасчета наряду с объемом производства планируются качество

продукции, фонд зарплаты, численность. Хозрасчетным бригадам, кроме

перечисленных показателей, планируют также расход материальных и

энерге­тических ресурсов, а в отдельных случаях — себестоимость продукции

(неполную) по тем элементам затрат, уровень кото­рых непосредственно зависит

от деятельности коллективов бригад. Подрядным бригадам планируют те же

хозрасчетные показатели, что и участкам (цехам), и все взаимоотношения с

администрацией решаются в соответствии с заранее заклю­ченным договором между

бригадой и администрацией.

В бригадах без единого наряда для каждой операции состав­ляется отдельный

наряд на основе операционных расценок. В бригадах, работающих на основе

единого наряда, составляет­ся наряд на основе комплексных норм и расценок, и

оплата труда членам такой бригады производится по конечным резуль­татам.

Основной тенденцией развития бригадной формы организации труда является

переход от специализированных бригад к ком­плексным, от сменных к сквозным,

от бригад без хозрасчета к хозрасчетным и подрядным бригадам.

По сравнению со специализированными комплексные бригады имеют ряд

особенностей. Прежде всего рабочие комплексных бригад изготовляют готовую

продукцию или ее законченную часть, видят реальные результаты своего труда,

что резко по­вышает их материальную заинтересованность и ответственность. В

комплексных бригадах существенно упрощаются планирование и организация оплаты

труда, так как за основу берется не опе­рационная выработка, а конечный

продукт. Создаются объектив­ные предпосылки для освоения смежных профессий,

что способ­ствует уплотнению рабочего времени, рациональному использо­ванию

оборудования и превращению труда в более содержа­тельный и привлекательный.

Одним из путей повышения эффективности бригадной формы организации труда

является создание крупных комплексных сквозных бригад. В них не только

ликвидируют междусменные простои, но и добиваются более полной загрузки

оборудования и увеличения коэффициента сменности работы.

Наиболее прогрессивными являются хозрасчетные или под­рядные комплексные

сквозные бригады. В таких бригадах соз­даются благоприятные условия для

рационального использова­ния трудовых и материальных ресурсов, оборудования и

произ­водственных площадей, значительно сокращаются объем неза­вершенного

производства и длительность технологического цикла, радикально повышаются

производительность труда и качество продукции. Одной из особенностей

подрядных бригад является их специализация не по технологическому, а по

пред­метному признаку — выпуску конечного продукта. Другая осо­бенность

состоит в том, что бригадный подряд является одним из звеньев полного

хозрасчета крупного производственного комплекса (объединения). К тому же

подобные бригады ста­новятся основным звеном планирования и управления на

пред­приятии и основой создания коллективного и арендного подряда на участках

и в цехах. И наконец, подрядным бригадам и участкам передаются функции

управления ресурсами и за­тратами, которые раньше осуществлялись

администрацией цеха.

Подрядные и арендные коллективы, создаваемые в цехах и на участках,— это

совершенно новое самостоятельное звено в системе управления производством.

Организация таких кол­лективов дает возможность полностью реализовать все

принципы хозрасчета, усилить материальную заинтересованность специа­листов и

служащих в улучшении конечных результатов работы этих подразделений, внедрять

перспективное планирование и укрупненное нормирование. Кроме того, создаются

благоприят­ные условия не только для технического перевооружения, широкого

освоения прогрессивной технологии и новых изделий, но и усиления социальной

активности трудящихся — развития инициативы, предприимчивости,

самостоятельности, самоуправ­ления. Расширению самоуправления способствует

создание советов бригад и подрядных коллективов, советов бригадиров цехов и

предприятий, советов трудовых коллективов. Многие вопросы, решаемые ранее на

уровне администрации предприятий и цехов, такие, как планирование и

организация работы, оплата и стимулирование труда, принятие и освобождение от

работы отдельных членов коллектива и т. д.. передаются в компетенцию

коллективов бригад и участков, а также СТК.

Важную роль в управлении трудовыми коллективами в усло­виях самоуправления

играют бригадиры и руководители различ­ных подрядных коллективов. Бригаду

обычно возглавляет высококвалифицированный рабочий или мастер.

Малочисленны­ми бригадами обычно руководят не освобожденные от основной

работы рабочие, крупными бригадами — освобожденные рабочие или мастера.

Руководство крупными комплексными хозрасчетны­ми или подрядными бригадами

могут осуществлять лишь мастер или другие специалисты.

Подрядные коллективы, создаваемые на участках и в цехах, включают всех

основных и вспомогательных рабочих, всех специалистов и руководителей цехов и

участков, так как они непосредственно обеспечивают работу производственного

подраз­деления и заинтересованы в достижении общих конечных ре­зультатов

совместной деятельности.

В цехах, имеющих сравнительно небольшую численность работников и не

разделенных на производственные участки, но осуществляющих полный

(обособленный) производственный цикл. создаются единые подрядные коллективы,

включающие весь персонал цеха.

В цехах, имеющих производственные участки, создаются подрядные коллективы

участков, которые могут состоять из нескольких хозрасчетных или подрядных

бригад (в случае парал­лельной цепочки технологического цикла) или не иметь

послед­них (в случае последовательной цепочки технологического цикла).

Подрядный коллектив участка возглавляется старшим масте­ром или начальником

участка, а цеха — начальником цеха. Руководитель хозрасчетного (подрядного)

коллектива (брига­ды, участка, цеха) избирается общим собранием коллектива

при тайном или открытом голосовании (по усмотрению собра­ния) на срок до пяти

лет и утверждается руководителем пред­приятия. От занимаемой должности

руководитель подрядного коллектива освобождается руководителем предприятия на

осно­вании решения коллектива соответствующего подразделения. В подрядных

коллективах советы бригад и советы бригади­ров, работая на демократических

началах под руководством администрации, нацеливают свою деятельность на

создание социально-экономических и организационно-технических условий для

повышения эффективности работы коллектива. В состав совета бригады

включаются: руководитель подрядного (хозрас­четного) коллектива, парторг,

профорг, комсорг, наиболее авторитетные рабочие и специалисты. В компетенцию

совета входят: разработка совместно с администрацией проекта под­рядного

договора; внесение предложений по уточнению плановых показателей; участие в

разработке и внедрении оргтехмероприятий, направленных на повышение качества

выпускаемой про­дукции, экономию трудовых и материальных ресурсов и т.д.;

корректировка совместно с администрацией договора в случае существенного

изменения плана или условий производства; участие в рассмотрении случаев

невыполнения подрядных обяза­тельств и выработке санкций в отношении

нарушителей; участие в аттестации и рационализации рабочих мест; подготовка

пред­ложений по внедрению прогрессивных норм труда и содействие их освоению;

выбор методов распределения коллективного заработка; установление перечня и

значимости факторов, опре­деляющих КТУ; организация учета индивидуального

вклада каждого работника и утверждение КТУ; подготовка предложений по

установлению (отмене) надбавок и доплат за профессиональ­ное мастерство и

совмещение профессий, изменению квалифика­ционных разрядов, окладов или

должностей, установлению доплат ученикам; участие в разработке режимов труда

и отдыха, правил внутреннего трудового распорядка; контроль за соблю­дением

законодательства о труде; участие в составлении графи­ков всех видов

отпусков; принятие решений о привлечении к ответственности нарушителей

дисциплины; внесение предложе­ний о зачислении в коллектив и исключении из

него работников; участие в организации социалистического соревнования;

пред­ставление кандидатур из членов коллектива на моральное поощрение.

Вопрос №3 Оплата труда работников береговых служб.

Заработная плата каждого работника береговых подразделе­нии аоот «НМП» должна

быть рассчитана в соответствии с настоящим Коллективным договором и

действующими штатными расписаниями.

При этом размер минимальной месячной тарифной ставки и должностного

фиксированного оклада работника не может быть ниже шести минимальных размеров

оплаты труда РФ при нормальной продолжительности рабочего дня.

Соотношения в размерах месячных тарифных ставок и должностных фиксированных

окладов между отдельными должностями устанавлива­ются .в соответствии со

сложившимися в АООТ коэффициентами.

с каждым работником берегового подразделения АООТ администрация заключает

индивидуальные соглашения по оплате труда.

Выплата работникам АООТ установленной фиксированной заработ­ной платы на

период действия индивидуального соглашения гаранти­руется.

ХЗВЗ. Кроме фиксированной заработной платы, рабочим и служащим

устанавливаются другие выплаты и надбавки, имеющие непостоянный характер,

размер которых зависит от фактически проработанного времени (работа в

выходные и праздничные дни, работа в сверхурочное и ночное время, работа во

вредных условиях и др.), не учтенные в инди­видуальном соглашении по оплате

труда.

Администрация АООТ в соответствии с Законом об индексации доходов населения

,и Законом Российской Федерации «О минимальном размере оплаты труда»

обязуется, по мере изыскания средств на эти цели, повышать заработную плату

рабочим и служащим за счет средств, направляемых на потребление, в связи се

снижением их реальной заработной платы вследствие удорожания потребительских

товаров и услуг, с учетом уровня индексации цен, периодически публикуемых

государственной службой регистрации цен, ее органами на местах.

Индексация производится не реже одного раза в квартал.

Рабочим и служащим береговых подразделений АООТ «Новошип» заработная плата

выплачивается 22—23 и 8—9 числа каждого ме­сяца в соответствии с графиком.

За работу в ночное время (с 22-00 до 06-00) рабочим и служащим выплачивается

надбавка в размере 35 процентов фиксированной заработной платы.

В случае временного перевода рабочего или служащего на другую работу в связи

с производственной необходимостью сроком до одного месяца), не обусловленную

трудовым договором (контрактом). оплата труда производится по выполняемой

работе, но не ниже сред­него заработка по прежней работе. (Ст. 26 КЗоТ РФ).

Работа в сверхурочное время оплачивается за первые два часа не менее чем в

полуторном размере, а за последующие часы не менее чем в двойном размере.

(Ст. 88 КЗоТ РФ.)

Работникам береговых подразделений, работающим в праздни­чные дни, оплата

труда производится в следующем порядке:

— сдельщикам по двойным сдельным расценкам, а повременщикам в размере двойной

часовой ставки;

— работникам, получающим месячную фиксированную зарплату, в размере часовой

или дневной ставки сверх оклада, если работа в празд­ничный день проводилась

в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере двойной часовой или

дневной ставки сверх оклада, если работа проводилась сверх месячной нормы

часов;

— когда на праздничный день приходится только часть рабочей смены, то в

двойном размере оплачивают часы фактической работы в праздничный день. (Ст.

89 КЗоТ РФ).

Денежная компенсация за работу я праздничные дни, если она не включалась в

норму рабочего времени, с согласия работишка, мо­жет заменяться

предоставлением ему другого выходного дня (отгула).

В этом случае оплата за работу в праздничный день производится в одинарном

размере.

Рабочим и служащим АООТ работа в выходной день, по со­глашению сторон, может

компенсироваться предоставлением другого дня отдыха или в денежной форме в

двойном размере.

Оплата отпускных работникам АООТ производится по сред­нему заработку за 3

последних месяца перед отпуском, но не ниже фиксированной заработной платы за

последний полный месяц работы.

Оплата суммированных дней отдыха (отгулов) производится из расчёта

фиксированного должностного оклада, получаемого на день предоставления отгула

за неиспользованные дни отдыха с надбавками и доплатами, установленными

настоящим коллективным договором.

Выплата вознаграждения по итогам года производится в соответствии с

положением, утверждённым администрацией АООТ по согласованию с профсоюзным

комитетом.

Работникам АООТ, выполняющим наряду со своей основной работой, обусловленной

трудовым договором (контрактом), обязанности временно отсутствующего

работника без освобождения от основной работы, производится доплата в размере

50% тарифной ставки (оклада) отсутствующего работника независимо от числа

лиц, которым они устанавливаются.

Указанные выплаты производятся за счёт и в пределах экономии фонда заработной

платы подразделения, службы отдела.

Задача №1.

Определить доплату за работу в ночное время, если базовая ставка боцмана

82170 (руб.), танкерная надбавка – 10%, 10 часов в течение месяца (30 дней)

работал в ночное время.

Решение:

Доплата за ночное время 35% к базисной ставке:

Рн.раб. = 82170 * 10 * 0,35 / (8 * 30) = 1198 руб.

Ответ: Рн.раб. = 1198 руб.

Задача №2.

Определить норму выработки и норму времени, если комплексная норма выработки

на погрузо-разгрузочных работах составляет 300 тонн на 10 человек,

продолжительность смены 7 часов.

Решение:

Норма выработки: Нв = КНв / n = 300 / 10 = 30 т/чел.

Норма времени: Нвр =t / Нв = 7 / 300 = 0,023 чел-час/т.

Ответ: Нв = 30 т/чел, Нвр = 0,023 чел-час/т.

.

Список использованной литературы:

1) И.А. Поляков, К.С. Ремизов «Справочник экономиста по труду» - М: 1988г.

2) Г.Р. Погосян, Л.И. Жукова, ВУЗ. Практикум по экономике, организации

и нормированию труда. – М: 1991г

3) В.И. Краев, А.А. Пантин Экономика морского транспорта.

4) Коллективный договор АО «Новошип».



(C) 2009