Научная Петербургская Академия

Контрольная: Лизинг

Контрольная: Лизинг

Федеральное агентство по сельскому хозяйству Российской Федерации Федеральное государственное учреждение высшего профессионального образования АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра агробизнеса

Контрольная работа

по предмету: Сельскохозяйственные рынки Тема: Рынок лизинговых услуг в сельском хозяйстве

Выполнила:

студентка 4-го ускоренного курса экономического факультета

Рыжих Марина Васильевна

Шифр:

021388

Проверил:

Фисак Светлана Анатольевна

Барнаул 2005 Содержание
Ведение3
1. Основные характеристики рынка лизинговых услуг в сельском хозяйстве5
1.1. Понятие и особенности рынка лизинговых услуг5
1.2. Факторы, влияющие на спрос и предложение6
1.3. Основные тенденции развития рынка лизинговых услуг в России7
2. Особенности лизингового рынка за рубежом8
3. Состояние рынка лизинговых услуг в Алтайском крае9
Заключение13
Список использованной литературы15
Введение Актуальность развития лизинга в России, включая формирование лизингового рынка, обусловлена, прежде всего, неблагоприятным состоянием парка оборудования: значителен удельный вес морально устаревшего оборудования, низка эффективность его использования, нет обеспеченности запасными частями и т.д. Одним из вариантов решения этих проблем может быть лизинг, который объединяет все элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций. Переход к рыночной экономике поставил перед сельскохозяйственными предприятиями ряд проблем, главной из которых является следующая: как утвердиться в условиях возрастающей конкуренции, сокращения рынка сбыта из-за невысоких цен продукции и неплатежеспособности, сложностей поиска поставщиков сырья, материалов и ограниченности финансовых ресурсов. В настоящее время все они испытывает недостаток оборотных средств. Они не могут обновлять свои основные фонды, внедрять достижения научно-технического прогресса и вынуждены брать кредиты. Существуют различные виды кредитования, однако предприятию при необходимости обновления своих основных средств выгоднее брать оборудование в лизинг. При этом экономия средств предприятия по сравнению с обычным кредитом на приобретение основных средств доходит до 10% от стоимости оборудования за весь срок лизинга, который составляет, как правило, от одного года до пяти лет. Целью данной работы является подробное изучение теоретических, методологических основ развития рынка лизинговых услуг в сельском хозяйстве. Задачами работы являются: · изучение нормативных документов, специальной, учебной, научной литературы, официальных комментариев по данной теме; · анализ, обобщение и систематизация практического опыта и теоретических основ по выбранной теме; · определение территориальных особенностей рынка лизинговых услуг в сельском хозяйстве в Алтайском крае; · обобщение результатов проведенного исследования. При написании данной работы использованы следующие методы: логические, аналитические, сравнения, синтеза, анализ, конкретизация, изучение литературных источников, поисковый, констатирующий и формирующий элементы, математико-статистический метод. 1. Основные характеристики рынка лизинговых услуг в сельском хозяйстве 1.1. Понятие и особенности рынка лизинговых услуг Рынок представляет собой особую, универсальную систему принципов использования ограниченных ресурсов в сферах и отраслях, удовлетворяющих интересам растущего благосостояния общества. Современный рынок лизинговых услуг характеризуется многообразием форм, моделей контрактов и юридических норм, регулирующих лизинговые операции. На рынке лизинговых услуг обычно участвуют несколько субъектов: · Лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных или собственных денежных средств приобретает в ходе реализации лизинговой сделки в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга; · Лизингополучатель - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга; · Продавец имущества (поставщик) - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок производимое (закупаемое) им имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец (поставщик) обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями договора купли-продажи; · Банк (или другое кредитное учреждение), предоставляющее средства на приобретение предмета договора. На рынке лизинговых услуг можно выделить и специальные субъекты, такие как: ¨ страховые компании, осуществляющие страхование всевозможных рисков, возникающих при лизинговой сделке: страхование имущества лизингодателя, кредитов, предоставляемых лизингодателю кредитным учреждением, от возможных рисков неплатежей и многое другое. ¨ Российская Ассоциация Лизинговых Компаний (“Рослизинг”), некоммерческое объединение лизинговых компаний, банков и иных предприятий, занимающихся лизингом, осуществляющая: а) координацию деятельности организаций, входящих в нее, и объединение их средств для осуществления совместных взаимовыгодных проектов; б) разработку, совместно с органами государственного управления, стратегических направлений и программы развития лизинга в России; в) подготовку проектов законодательных актов; г) участие в работе международных ассоциативных общественных организаций. 1.2. Факторы, влияющие на спрос и предложение Основными препятствиями для развития лизинга в России являются: · Высокие ставки и короткие сроки кредитования. При сохраняющейся в России банковской практике, когда краткосрочные кредиты выгоднее средне- и долгосрочных, получение ссуды на три - четыре года (оптимальный срок погашения кредита на закупку техники лизинговой компанией) весьма проблематично. · Высокий уровень налогов. · Отсутствие значительного стартового капитала для лизинговой компании, т.к., она приобретает оборудование за полную стоимость. · Отсутствие системы информационного обеспечения о предложениях лизинговых услуг. · За рубежом термином “ лизинг ” называются отношения финансовой аренды сроком от 3-х лет. В нашей же стране не создан пока еще благоприятный климат для долгосрочных инвестиций. Необходимо принятия налогового законодательства, предоставляющего льготы банкам, покрывающие их риски, связанные с долгосрочным кредитованием. · Неразвитость инфраструктуры лизингового рынка. Инфраструктура, способствующая развитию лизинг в России должна включать в себя более широкую сеть лизинговых компаний, специализированных консалтинговых фирм и соответствующую систему информационного обеспечения о пред­ложениях лизинговых услуг. Неразвитость инфраструктуры (сложившихся механизмов финансирования, расчетов, минимизация рисков, эффективных маркетинговых и сбытовых структур и т. п.) предъявляет нереально высокие требования к руководителям и служащим лизинговых компаний. · Макроэкономическая и политическая неопределенность обстановки в стране. В настоящее время все правовые отношения, основанные на отсрочке платежа, тормозятся экономической нестабильностью, отсутст­вием надежной макроэкономической стабилизации и признаков устойчи­вого роста в экономике, что порождает у хозяйствующих субъектов опре­деленное состояние неуверенности в завтрашнем дне. Между тем, основная идея лизинга состоит в возможности "растянуть " во времени выплату стои­мости имущества при сохранении права на приобретения его в собствен­ность по остаточной стоимости. При нынешней экономической ситуаций какая организация может позволить себе сегодня ждать возврата средств в течение 5-7 лет (обычный срок финансового лизинга). 1.3. Основные тенденции развития рынка лизинговых услуг в России Рынок лизинговых услуг в России весьма молод и не освоен. Долголетний опыт использования лизингового механизма в предпринимательской деятельности многих стран мира позволяет сделать вывод о его эффектив­ности. Исходя из этого и существующего положения в России в переходный период к рыночным отношениям, со всеми его проблемами и трудностями, необходимо отметить позитивность лизингового механизма. В настоящее время в России действует более двух десятков лизинговых компаний. Первыми были зарегистрированы компании "Росагроснаб" (лизинг отечественной сельскохозяйственной техники) и "Аэролизинг" (лизинг самолетов) . Много лизинговых компаний создано банками - "Интеррослизинг" (ОНЭКСИМ-банк) , "Балтлиз" (петербургский Промстройбанк) , "Лизинг-бизнес" (Мосбизнесбанк) , "Инкомлизинг" (Инком-банк) , "Межсбер-Юраско Лизинг" (Межэкономсбер-банк) и другие. То, что лизинговые фирмы создаются в России либо при государственной поддержке (как в случае с "Росагроснабом"), либо при поддержке крупного банковского капитала, вполне понятно. На российском лизинговом рынке присутствуют следующие группы лизингодателей: · коммерческие лизинговые компании - дочерние компании крупных банков: РГ-Лизинг (Сбербанк) , Промстрой- лизинг (Промстройбанк) , Лизингбизнес (Мосбизнесбанк) , Инкомлизинг (Инкомбанк) ; · коммерческие лизинговые компании, созданные по отраслевому или производственному признаку (Аэролизинг, Лукойл-лизинг) ; · полукоммерческие лизинговые компании, созданные при участии государственных или муниципальных органов (Агропромлизинг, Московская лизинговая компания, Ликострой), финансируемые за счет соответствующих бюджетов; · лизинговые компании, созданные торговыми компаниями, и прочие лизинговые компании, не имеющие связи ни с банковскими, ни с промышленными, ни с государственными ресурсами (Крейт-лизинг, Петролизинг). 2. Особенности лизингового рынка за рубежом В большинстве промышленно развитых стран лизинг стал неотъемлемой частью экономической структуры. За период с 1988 по 1993 год объем лизинговых операций в Италии увеличился в три раза, в ФРГ - 2,7, в Японии - 2,5, в Великобритании и США - примерно в 2,4 раза. К 1993 году доля лизинга машин и оборудования в объеме капиталовложений составила в США - 33%, Австралии - 25%, Великобритании - 18%, ФРГ - 10%. В 2002 году мировой объем лизинговых инвестиций в машины и оборудование оценивался в 280 млрд. долларов США, из которых на сами США приходилось долее трети мировых сделок по лизингу в сопоставимых ценах, на Японию - 17,1%, Великобританию и ФРГ - около 4%. В то же время, страны Западной Европы, долгое время скептически относившиеся к лизинговым операциям с конца 70-х годов начинают интенсивно наращивать свою деятельность в этой области. Темпы прироста лизинговых инвестиций в них в настоящее время превышают рост подобных инвестиций в США и Японии. Лизинг стал эффективным фактором интенсивного развития национальных экономик западных стран, повышения их конкурентоспособности на мировом рынке. В ряде восточноевропейских государств, а также в странах «третьего» мира специалисты видят в лизинге путь к завоеванию международных рынков, к возможности реализации продукции национальных и совместных предприятий за свободно конвертируемую валюту. По оценкам некоторых экспертов, к концу нынешнего тысячелетия уже около трети всей произведенной продукции будет поступать в сферу международного обмена, причем значительная часть будет реализовываться благодаря лизинговым контрактам, содержащим элементы лизинга. 3. Состояние рынка лизинговых услуг в Алтайском крае Алтайский край – крупнейший производитель зерна за Уралом. Уборка, пожалуй, самое слабое звено в процессе производства зерновых. Поэтому самое большое зерновое поле России – Алтай как ни кто нуждается в обеспечении основными видами машин и, прежде всего, зерноуборочными комбайнами. Сельскохозяйственные машины в крае выработаны на 70%. Кроме того и этой изношенной техники в наличии всего 45-55% от необходимой нормы. Но ведь в короткие сроки обеспечить пополнение и обновление устаревшего парка сельхозтехники, учитывая слабые финансовые возможности крестьян, реально. Для этого существует лизинг. Лизинговый механизм позволяет предприятиям провести модернизацию производства высокими темпами без крупных единовременных затрат. Операции лизинга, как правило, соизмеримы со сроком амортизации имущества, что дает лизингополучателям необходимое время для возврата заемных ресурсов. Кроме того, у этого способа привлечения капитала есть и другие преимущества: гибкий график платежей, применение механизма ускоренной амортизации, включение затрат по обслуживанию кредита в себестоимость продукции. Рынок лизинговых услуг в Алтайском крае развит слабо. Лишь в последние пять лет сельхозорганизации начали проявлять активность в этом плане. Развитие данного рынка идет при поддержке администрации края. Для поддержки лизинговой деятельности, администрация края в 2004 году создала краевой лизинговый фонд, средства которого будут формироваться из краевого бюджета и 75 млн. внесут районные бюджеты и хозяйства. Это решение принято в целях совершенствования лизинговой деятельности в крае и оказания государственной поддержки предприятиям АПК. Таким образом администрация края поддержит инициативу предприятий в инвестиционной деятельности по обновлению основных фондов и обеспечивает целевое использование средств, предусмотренных по закону "О поддержке лизинговой деятельности в АПК края". Фонд формируется за счет средств краевого бюджета, взносов других инвесторов и средств, внесенных в уставной капитал "Краевого коммерческого Сибирского социального банка" на лизинговую деятельность. Этот же банк будет выполнять функции лизингодателя. Технический оператор фонда – «Алтайагропромснаб», имеющий значительный опыт по поставке техники. В начале декабря 2002 года состоялось первое заседание наблюдательного совета, на котором как основная была определена задача - сделать лизинг как можно менее затратным для товаропроизводителей края. Было решено также создать прозрачную схему проведения лизинговых операций и закупать сельхозтехнику на тендерной основе, что позволит определить наиболее подходящие для почвенно-климатических условиям края и финансовым возможностям крестьян зерноуборочные комбайны и другое оборудование. По данным отдела механизации Главного управления сельского хозяйства администрации Алтайского края, обеспеченность хозяйств основными видами сельскохозяйственной техники составляет не более 50% от потребности. Более 80 % сельхозмашин выработали свой ресурс. В такой ситуации нагрузка на технику возрастает в 2-3 раза. Это отрицательно сказывается на темпах сельхозработ. В начале февраля 2002 ОАО "Сибмашхолдинг" заключил контракт с ОАО "Росагролизинг" на поставку 220 комбайнов в Алтайский край. Красноярский завод комбайнов завершает отгрузку первой партии комбайнов по федеральному лизингу. В начале марта на Алтай ушли последние из заказанных 220 комбайнов. Кроме того, по программе федерального лизинга поставлено до конца 2002 года еще 80 комбайнов. В пресс-службе также сообщили, что портфель заказов на комбайны красноярского производства по программе федерального лизинга в 2002 году по сравнению с 2001 годом увеличился в 4 раза. Общий объем "лизинговых" комбайнов в 2001 году составлял 300 единиц, что даже меньше, чем один февральский контракт этого года. До 5 млрд. руб. увеличится объем лизингового кредитования сельского хозяйства России в текущем году. Это станет одной из основных форм поддержки села, - сообщил на совещании в ходе своего визита в Барнаул заместитель председателя Правительства РФ, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. "Вместе с тем, - отметил он, - будет продолжена работа по упрощению лизинга, с тем, чтобы увеличить доступ сельхозпроизводителей к этой льготному способу приобретения техники. Заключение Причиной широкого распространения лизинга является ряд его преимуществ по сравнению с другими формами инвестирования. Основными из них являются: инвестирование в форме имущества в отличие от денежного кредита снижает риск невозврата средств, так как за лизингодателем сохраняются права собственности на переданное имущество; лизинг предполагает 100-процентное кредитование и не требует немедленного начала платежей, что позволяет без резкого финансового напряжения обновлять производственные фонды, приобретать дорогостоящее имущество; часто предприятию проще получить имущество по лизингу, чем ссуду на его приобретение, так как лизинговое имущество выступает в качестве залога; лизинговое соглашение более гибко, чем ссуда, так как предоставляет возможность обеим сторонам выработать удобную схему выплат. По взаимной договоренности сторон лизинговые платежи могут осуществляться после получения выручки от реализации товаров, произведенных на взятом в кредит оборудовании. Ставки платежей могут быть фиксированными и плавающими; для лизингополучателя уменьшается риск морального и физического износа и устаревания имущества, так как имущество не приобретается в собственность, а берется во временное пользование; так как платежи по лизингу не привязаны к нормам амортизации, то при лизинговых отношениях лизингополучатель имеет дело с ускоренной амортизацией имущества; лизинговое имущество не числится у лизингополучателя на балансе, что не увеличивает его активы и освобождает от уплаты налога на это имущество; лизинговые платежи относятся на издержки производства (себестоимость) лизингополучателя и соответственно снижают налогооблагаемую прибыль; производитель получает дополнительные возможности сбыта продукции, так как ограниченное финансирование инвестиций часто не позволяет предприятиям своевременно обновлять технологическую систему. Для Алтайского края, как края - сельхозпроизводителя, при сложившейся нестабильности цен на зерно и горюче-смазочные материалы, при отсутствии достаточного объема оборотных средств, лизинг является очень важным фактором развития. И очень важен тот момент, что инициатива развития лизингового рынка в Алтайском крае исходит от властных структур. Список литературы:
1. Федеральный закон РФ от 29 октября 1998 г. №164-Ф3 «О финансовой аренде (лизинге)»
2. Вахитов Д.Р., Тазиев И.В., Тимирясов В.Г. Лизинг: зарубежный опыт и российская практика -Казань: Таглимат, 2000.
3. Горемыкин В.А.. Лизинг. Практическое учебно-справочное пособие. - М.: Дашков и К. - М, 2003 г.
4. Лещенко М.И. Основы лизинга. – М.: Финансы и статистика. – 2002 г.
5. Интернет-страница газеты "Алтайская правда" www.ap.altairegion.ru
6. Интернет-страница РАЛК «РОСЛИЗИНГ» www.rosleasing.ru
7. Интернет-страница МТС "Зерно" www.mtszerno.ru
8. Интернет-страница информационного агентства "REGIONS.RU/Россия. Регионы" www.regions.ru/


(C) 2009