Научная Петербургская Академия

Реферат: Понятие активной и пассивной политики занятости

Реферат: Понятие активной и пассивной политики занятости

К разработке программ деятельности учреждений рынка труда на национальном,

региональном и местном уровне привлекаются обьединения предпринимателей и

профсоюзы. Из представителей населения, руководителей учебных заведений,

профсоюзов, предприятий и местных органов власти создаются комиссии

(комитеты), которые оказывают всестороннюю помощь местным учреждениям рынка

труда в их повседневной работе, и, вместе с тем, осуществляют над ними

контроль.

Важно, что местные предприятия обычно охотно оказывают учреждениям рынка

труда постоянную квалифицированную помощь в составлении планов использования

рабочей силы, индивидуального развития сотрудников, проведении массового

переобучения, связанного с внедрением новой технологии и реорганизации

производства.

Особенно эффективно снижает безработицу и поддерживает высокий уровень

занятости политика активных мер развития трудовых ресурсов, которую в той или

иной мере провидит практически каждая страна, выделяя на нее обычно 30 - 40 %

всех сумм по государственному финансированию программ рынка труда.

Активные меры, по опыту Швеции, отличии от пассивных, состоящих в выдаче

пособий по безработице, включает следующие мероприятия:

- поощрение мелкого и семейного предпринимательства на максимально

благоприятных условиях государственными субсидиями и кредитами, благодаря

которым стартовый капитал может быть обеспечен владельцам лишь на 10%, до 70%

- государственными субсидиями и на 20% кредитами, а если предприятие не

приносит прибыли, то на 4 года освобождается от налога;

- обеспечение географической мобильности населения и рабочей силы путем

представления субсидий и кредитов на переезд с семьей из районов с избытком

рабочей силы в районы, где есть вакантные места, с гарантией улучшения

жилищных и, как правило, материальных условий жизни;

- предоставление каждому ищущему работу полной информации о вакантных местах

по профессиям, отраслям и регионам страны и создание для этой цели

повсеместно общедоступных банков данных; оплата всех видов услуг по связи с

отделами кадров предприятий, где есть рабочие места;

- организация общественных работ, в основном для молодежи, на строительстве

жилья, дорог, в сфере обслуживания на срок до 6 месяцев с гарантированным

заработком в пределах 50- 100% средней зарплаты по данной профессии;

- финансирование работы в частных фирмах молодежи путем предоставления в

течение полугода владельцам предприятий субсидий в виде оплаты 50% издержек

на вновь созданные рабочие места;

- специальное техническое оборудование на обычных предприятиях рабочих мест

для инвалидов и выплата субсидий владельцам предприятий за прием инвалидов на

работу и частично на их заработную плату;

- стимулирование расширения предпринимательской деятельности и сверхурочных

работ, а тем самым и более полной занятости путем снижения налогообложения с

прибыли и личных доходов.

В системе рынка труда осуществляются мероприятия по повышению

общеобразовательного уровня безработных и обучению профессиям, имеющим

устойчивый спрос на рынке труда:

- не имеющие законченного школьного образования получают его, причем

организуются специальные усиленные курсы по математике, химии, физики,

английскому языку (в основном для иммигрантов);

-детально выявляются интересы поступающих на курсы: проводятся

предварительные беседы, ознакомление с предметами обучения и предстоящей

работой, при необходимости сроком до месяца;

- применяются методы индивидуального обучения (принцип так называемого

личного модуля), в основе которых лежат подбор предметов, наиболее полно

удовлетворяющих интересы обучающихся и предлагающих оптимальные темпы и

последовательность их освоения;

- учебные курсы ­составляются силами ведущих специалистов университетов и

промышленных фирм; оплата преподавательского состава проводится на уровне,

который существует для специалистов их класса в частных фирмах;

- в максимально возможном числе профессиональных школ на консультативных

началах используется опыт наиболее талантливых педагогов и воспитателей для

постановки методики обучения;

- поддерживается оптимальное, исходя из международного опыта на разных

уровнях обучения, соотношение учеников и педагогов (7-8 к 1), которое

позволяет осуществлять индивидуальное обучение и следить за качеством

подготовки каждого ученика;

- используется метод опекунства старшекурсников над вновь поступившими, что

создает общую благоприятную психологическую атмосферу и обеспечивает всеобщую

заинтересованность в успешном обучении.

Чем крупнее затраты на активные меры по поддержанию занятости, при общих

более значительных масштабах финансирования политики рынка труда, тем ниже,

как правило, безработица в стране и выше общий уровень трудовой активности

населения.

Показательно, в данном отношении, сопоставление ситуации на рынке труда

Швеции и США При том, что в Швеции в 3 с лишним раза выше, чем в США,

относительные затраты на программы политики рынка труда - 2, 7 против 0,8

ВНП, доля средств, идущих на меры активной защиты населения от безработицы, в

два раза значительнее- 70% против 35%.

Нет сомнения в том, что именно эти различия в масштабах и качестве внимания к

социальной защите населения на рынке труда является одним из главнейших

факторов, определявших сложившийся уровень занятости населения обеих стран.

Единственная возрастная группа, по которой занятость в США выше, чем в

Швеции, население 16-19 лет. Объясняется это тем, что в США намного

значительнее, чем в других западных странах, в т. ч. и в Швеции,

распространена частичная занятость среди учащихся старших классов школ и

студентов.

Трудовое воспитание оплачиваемым трудом, кстати сказать, проходит в

большинстве западных стран, часто по месту учебы, примерно половина учащейся

молодежи, что в целом связано с потребностью семей в дополнительных средствах

на удовлетворение элементарных жизненных нужд.

Высокий уровень эффективности рынка труда в Швеции во многом определяется

тем, что в стране хорошо поставлена профориентация, которая предшествует

профессиональному обучению.

1) “Экономикс” Кэмпбелл Р.Макконнелл, Стэнли Л.Брю, Москва, 1995 г.

2) Вопросы экономики, 1997 г., №2

3) “Рынок труда: занятость и безработица” Никифорова А.А., Мо­сква, 1991 г.

4)

5) Перспективы государственного регулирования трудовых отношений в США

КОТЕВАН РОСТИАШВИЛИ



(C) 2009