Научная Петербургская Академия

Реферат: Центральный экономический район

Реферат: Центральный экономический район

РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ: “ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН” УЧЕНИКА 9 “А” КЛАССА СРЕДНЕЙ

ШКОЛЫ №42 СМИРНОВА АНТОНА.

ЯРОСЛАВЛЬ, 2000 год.

П Л А Н:

I. СОСТАВ.

II. ОСОБЕННОСТИ ЭГП.

III. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ И РЕСУРСОВ.

IV. НАСЕЛЕНИЕ И ТРУДОВЫЕ

РЕСУРСЫ.

V. ЭКОНОМИКА:

a). ОТРАСЛИ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ.

б). ДРУГИЕ ОТРАСЛИ.

в). СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО.

VI. КРУПНЕЙШИЕ ПРОМЫШЛЕННЫЕ

ЦЕНТРЫ.

Центральный район.

СОСТАВ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА.

Центральный экономический район (ЦЭР) занимает центральную часть Восточно-

Европейской равнины. Границы его проходят не только с экономическими

районами России - Северо-Западным, Северным, Волго-Вятским, Центрально-

Черноземным, Поволжским, но и суверенными государствами - Украиной и

Белоруссией.

По составу административно-территориальных единиц он относится к самому

большому в стране и включает: Брянскую, Владимирскую,

Ивановскую, Калужскую, Костромскую, Московскую, Орловскую,

Рязанскую, Смоленскую, Тверскую, Тульскую, Ярославскую области

и столичный город Москву. Площадь района - 483 тыс. км2

, что составляет лишь 2,8% территории Российской Федерации.

ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ.

Выгодное ЭГП района обусловливается пересечением водных и сухо-путных

путей, обеспечивающих устойчивые внутренние и внешние экономические

связи.

По объему валового внутреннего продукта, стоимости основных

промышленно-производственных фондов, численности промышленно-

производственного персонала, научно-техническому потенциалу ЦЭР

значительно превосходит другие крупные экономические районы страны. На долю

района приходится 20,9% валового регионального продукта страны, 16,8%

производства промышленной и 15,7% сельскохозяйственной продукции страны.

Центральный экономический район стал базовым регионом, в котором в

наибольшей степени стали формироваться рыночные отношения:

получила развитие финансовая система, развивается рыночная инфра-

структура, успешно привлекаются иностранные инвестиции, создаются

совместные с иностранными партнерами промышленные предприятия. В

районе сформировался многоотраслевой хозяйственный комплекс, в ко- тором

ведущую роль играют обрабатывающие отрасли промышленности.

Отсутствие промышленных запасов минерально-сырьевых и топливно-

энергетических ресурсов ставит развитие экономики района в зависимость от

поставок сырья, топлива, комплектующих изделий и деталей из других районов

России и стран ближнего и дальнего зарубежья.

В территориальном разделении труда ЦЭР выделяется наукоемкими и

трудоемкими отраслями машиностроения, химической и легкой промыш-

ленностью. Не смотря на снижение их доли в производстве промышлен- ной

продукции за годы экономических преобразований, вызванное кри- зисными

процессами и распадом единого пространства, они сохраняют ведущую роль

в экономике района и страны.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ И РЕСУРСОВ.

Территория ЦЭР охватывает бассейн Верхней Волги, почти всей Оки,

частично Днепра и Дона. Рельеф равнинный, не превышает 300 метров.

Характерно чередование равнинных участков с низменными пространст-вами

северо-восточной и южной частей района.

Климат умеренный по тепловому режиму и среднеувлажненный с воз- растающей

континентальностью к востоку. Преобладает западный перенос воздушных масс.

Среднемесячная температура января изменяется от -8 о C на западе до

-11 о С на востоке района. Июльская колеблется от 16 о

С до 2 о С. Среднее годовое количество осадков уменьшается с

северо-запада на юго-восток от 610 до 490 мм.

Почвы - дерново-подзолистые, сменяются к югу более плодородными -

оподзоленными и выщелочными черноземами. В целом природно-климатические

условия благоприятны для активной хозяйственной деятельности и проживания

населения.

Большая часть территории района располагается в лесной зоне. Лесные массивы в

верховьях Волги составляют 35 - 40% площади, а к югу уменьшаются до 15 -

20%. Наибольшей лесистостью отличаются Костром- ская и Тверская области,

где лесопокрытая площадь составляет более 50% территории. Для северных и

северо-западных районов характерно преобладание хвойных лесов, в основном

ели, для восточных - сосны; к югу видовой состав сменяется лиственными и

широколиственными леса-ми. Промышленные запасы ресурсов невелики, поэтому

значительная часть древесины и пиломатериалов поставляется в ЦЭР из

Северного, Волго-Вятского и других лесоизбыточных районов России.

Гидрографическая сеть представлена многочисленными реками и озе-рами.

Основную водохозяйственную и транспортную роль выполняют Волга и

Ока. Гидроэнергетический потенциал рек невелик и представлен преимущественно

в Тверской, Костромской и Рязанской областях, где довольно развита

гидрографическая сеть. На территории района созданы три крупных

водохранилища (Рыбинское, Истринское, Костром- ское). Крупным

гидротехническим сооружением является судоходный канал им. Москвы,

соединяющий Волгу (от Иваньковского водохранилища) с рекой Москвой. Развитая

речная система и искусственные каналы соединили Центральный район с морями

Балтийского бассейна, Северного Ледовитого и Атлантического океанов. Москва

стала портом пяти морей. Однако водный баланс района напряженный и питьевая

вода обходится недешево. Трудности с водоснабжением испытывают центральные и

южные части территории района.

ЦЭР располагает незначительными запасами минерально-сырьевых и

топливно-энергетических ресурсов. Наибольшее значение имеют запасы

бурых углей Подмосковного бассейна, охватывающего территории Тульской,

Рязанской, Калужской, частично Смоленской и Тверской областей. Площадь

бассейна составляет 120 тыс. км2, геологические за- пасы

углей оцениваются в 22 млрд. т, а балансовые - 4,4 млрд. т. Угольные

пласты залегают на глубине от 20 до 200 м, мощность пластов достигает 20 - 46

м. Качество углей невысокое; теплотворная способность от 2300 до 2500

ккал, зольность - 35-50%, угли содержат от 3 до 6% серы, имеют повышенную

влажность и способны самовозгораться, поэтому они не подлежат длительному

хранению и транспортировке. В то же время удобное географическое положение

бассейна и отсутствие на территории района промышленных запасов других

видов топлива обусловливают его промышленную разработку. Подмосковный

уголь используется как топливо и химическое сырье. Роль его в

топливно-энергетическом балансе района возрастает в связи с высокими

затратами, вызванными значительным повышением цен на транспорт и

энергоносители, привозной уголь становится слишком дорогим. Подмос-

ковный уголь можно использовать и как технологическое топливо для

черной металлургии района. Технология производства кокса из бурого

угля разработана российскими и немецкими специалистами.

Немаловажное значение в топливном балансе района имеют запасы торфа,

оценивающиеся в 4,8 млрд. т. Промышленная разработка торфа ведется в

Тверской, Костромской, Ивановской, Ярославской и Московской областях.

Из рудных полезных ископаемых на территории района представлены небольшие

запасы железных руд (Тульская, Орловская и частично Московская области).

Освоение железных руд ведется в Тульской области. Руды представлены бурыми

железняками с содержанием железа 39 - 46%. Залегают они близко к поверхностям

и добываются открытым способом. Руда поставляется на металлургические

заводы Тульской области (Новотульский и Косогорский).

ЦЭР располагает запасами химического сырья, в основном фосфоритов - в

Московской области Егорьевское месторождение, в Брянской - Полпинское.

Они используются для производства фосфорной муки и сложных

минеральных удобрений.

Разнообразные строительные материалы (известняки, мергели, цементное сырье)

широко распространены в Брянской, Московской и Тульской областях. Кварцевые

пески Дятьковского месторождения (Брянская область) и месторождения в

Гусь-Хрустальном районе (Владимирская область) используются для

производства стекла и хрусталя. Каолиновые глины месторождений вблизи

Конакова (Тверская область) и с. Гжель (Московская область) применяются в

фарфорофаянсовой про-мышленности. В геологическом отношении район изучен

недостаточно. Проведенные изыскания свидетельствуют о наличии в районе

запасов нефти (Ярославская область) и кимберлитовых трубок ( Тульская и

Орловская области).

Район располагает рекреационными ресурсами, что особенно ценно в связи с

многочисленностью населении района. Разнообразные природные ландшафты,

заповедники и парки, многочисленные памятники истории, культуры и

архитектуры служат базой для развития туризма, в том числе и

иностранного.

НАСЕЛЕНИЕ И ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ.

Центральный экономический район по численности населения и качес-

твенному потенциалу значительно превосходит другие районы страны.

Численность его - 29,7 млн. человек, или 20,1% населения России. За

1992-1997 гг. население района уменьшилось на 799 тыс. человек или на 2,7%.

Сокращение вызвано не только отрицательными показателями естественного

прироста, но и миграционным оттоком. Несмотря на не которое снижения

уровня отрицательного показателя естественного прироста за 1996 год,

он все еще остается достаточно высоким и составляет около 9 человек на 1000

человек населения, против 5,1 чел. по Российской Федерации. Особенно

высокая смертность при низкой рождаемости отмечается в Тульской, Тверской,

Ивановской областях, что связано не только с ухудшением социальных условий в

связи с затянувшимся экономическим кризисом, но и последствиями загрязнения

окружающей среды хозяйственными объектами.

ЦЭР отличается высокой плотностью населения - 60,1 человек на 1 км2

при средней заселенности по России - 8,6 человек на 1 км2

, или в 7 раз превышает среднероссийские показатели. При этом плотность

населения Москвы и Московской области составляет 320,8 человек на 1 км

2. Население размещается неравномерно по территории района, если на

юге (Тульская область) плотность населения составляет 69,9 человек на 1 км

2, то на севере (Костромская область) 13,2 человека на 1 км2

. Высокая разница в уровнях заселения объясняется не только

природно-климатическими условиями, но и экономическим уровнем развития.

Район относится к высокоурбанизированным. Удельный вес городского

населения в общей численности населения страны составляет 83%, а в

Тульской, Ярославской и Московской областях этот показатель еще выше. Почти

3/4 городского населения проживает в 31 крупном городе с населением,

превышающим 100 тыс. человек. На территории района сформировались три

крупные городские агломерации: Московская, Ярос- лавская, Тульская.

Неблагоприятная демографическая ситуация отразилась на численности

экономически активного населения, сократившегося за 1992 - 1996 гг. на 1

440,8 тыс. человек, или на 9,2%. При этом показатель занятых в экономике

снизился на 21,7%, а уровень безработных вырос в 1,3 раза и составил 7,8% от

экономически активного населения района, что несколько ниже среднего

показателя по Российской Федерации, где он составил 8,9%. Такое соотношение

объясняется тем, что в районе по сравнению с другими регионами страны

процессы становления рыночной экономики протекают более активно. Об это

свидетельствуют структурные изменения занятости в отраслях

хозяйственного комплекса. Происходит отток рабочей силы из отраслей

промышленного производства в рыночную инфраструктуру, связанную с развитием

сферы услуг, банковской системы, малого бизнеса. За 1993 - 1996 гг. удельный

вес населения, занятого в промышленности района, сократился с 31,8 до

26,5%, т.е. на 5,3%, а в торговле, общественном питании, снабжении и

заготовках вырос на 3,4% и составил 11,3%, против 7,9%. Значительно возросла

доля в финансовых, кредитных и страховых структурах. Финансовый кризис

августа 1998 года негативно отразился на зарождающихся рыночных отношениях и

привел к резкому росту без- работных за счет служащих банковской системы,

фондовых рынков, стра- ховых компаний. Особенно остро стоит проблема

занятости в городах с многоотраслевой структурой хозяйства, где

градообразующими произ- водствами выступали предприятия текстильной

промышленности (Иваново и города Ивановской области, текстильные города

Московской и других областей), а также города с высокой долей предприятий

военно-промышленного комплекса и научные центры (Дубна, Протвино, Троицк и

др.).

Особенностью современного рынка труда является то, что большую часть

безработных составляют лица, имеющие высшее, преимущественно техническое

образование, а рынок труда предлагает рабочие места для

неквалифицированных или малоквалифицированных рабочих или места с

тяжелыми условиями труда.

ЭКОНОМИКА.

Центральный экономический район является старопромышленным райо- ном с

многоотраслевым комплексом. На долю района приходятся 20,9%

производства валового регионального продукта и 16,8% промышленной

продукции страны. По этим показателям он в несколько раз превосходит другие

экономические районы.

В территориальном разделении труда ЦЭР выделяется производством

наукоемкой и трудоемкой продукции машиностроения, химической, легкой,

особенно текстильной, полиграфической отраслей промыш-ленности. Важное место

занимают также парфюмерно-косметическая, фарфорофаянсовая, кондитерская

отрасли. В общероссийском обмене и экспорте участвует более 3/4

продукции машиностроения, 1/2 - химической и 1/3 - текстильной

промышленности.

Отрасли рыночной специализации промышленности. В

отраслевой структуре промышленного производства района на долю

машиностроения и металлообработки приходится 26,2%.

Машиностроение и металлообра- ботка занимают 1-е место в стране по

производству товарной продукции, численности занятых в отрасли. Производимая

отраслью продукция пользуется спросом не только на территории РФ, но и на

мировом рынке. Высокий научно-технический потенциал, применение высоких

технологий, наличие опытно-конструкторской и экспериментальной базы

обусловили выпуск высокоточных и сложных машин и оборудования. В

районе получили развитие такие отрасли машиностроения, как элек-

тронная, электротехническая, радиотехническая, производство средств

автоматизации. Одним из главных центров электронной и электротехни-ческой

промышленности страны является Зеленоград - город-спутник Москвы, где

находятся предприятия по производству микроэлектроники. Среди них

выделяется ПО "Квант", производящий современную компью- терную технику и

телевизоры. Отмеченные отрасли получили также развитие в Москве, Туле,

Владимире, Рязани, Смоленске, Калуге и Ярославле.

На долю района приходится 28% общереспубликанского производства

металлорежущих станков. Станкостроение и инструментальная промыш-

ленность получили развитие в Москве - объединение "Красный Пролетарий"

выпускает автоматические и полуавтоматические станки, завод имени С.

Орджоникидзе специализируется на сложных автома-тических линиях и на

агрегатных станках. Рязанский завод тяжелого машиностроения производит

кузнечно-прессовое оборудование и автоматические станки, Коломенский

машиностроительный завод - токарно-винторезные и тяжелые карусельные станки.

Филиалы московских станкостроительных заводов получили развитие в

Калужской области (г. Сухиничи), Рязанской (г. Сасово). Создание

производственных объединений способствует более равномерному размещению

предприятий по территории района и развитию малых и средних городов.

Инструментальное производство представлено заводами Москвы "Фрезер" и

"Калибр". Центральному экономическому району принадлежит ведущее место в

стране по производству приборов, средств автоматизации и систем управления.

В Москве работают заводы "Энергоприбор", "Физприбор", "Манометр".

Приборостроение также развито во Владимире, в Рязани, Смоленске и других

городах района.

Район специализируется на производстве продукции транспортного

машиностроения. Московское объединение "АвтоЗИЛ" специализируется на

производстве грузовых автомобилей среднего тоннажа и легковых

автомобилей высшего класса. Филиалы "АвтоЗИЛа" размещены в Рязани,

Смоленске, Ярославле, Ярцеве, Мценске. На базе "АвтоЗИЛа" создано

производство автосамосвалов в городе Мытищи. Автомобили разного

назначения производятся в Брянске. АО "Москвич" выпускает легковые

автомобили. Серпуховский завод начинает производство микролитражных

автомобилей "ОКА" с ручным управлением, которые заменят автомобили

Запорожского завода Украины. Внутригородские автобусы выпускают в

городе Ликино-Дулево (Московская область). Благодаря сотрудничеству

известной фирмы "Мерседес-Бенц", Голицинского автосборочного и Ту-

шинского машиностроительного заводов в Голицине начали производить

автобусы повышенной вместимости.

Центральный район - родина отечественного железнодорожного маши-

ностроения. В Коломне производят магистральные тепловозы. Теплово-

зостроение представлено также в Людинове (Калужская область) и Муроме

(Владимирская область). В Мытищах находится производство вагонов для

метрополитена, в Твери выпускаются спальные вагоны прямого сообщения, в

Брянске - изотермические вагоны. Перепро-филирование Демиховского

машиностроительного завода на производство современных пригородных

электропоездов позволило отказаться от их закупок в Латвии.

Авиационная промышленность представлена в Москве, Люберцах, Смоленске.

Центрами речного судостроения и судоремонта являются Москва, Рыбинск,

Кострома, Ярославль.

Получило развитие сельскохозяйственное и тракторное машино-строение. Оно

представлено производством колесных тракторов во Владимире, самоходных

комбайнов и сенокосилок в Люберцах, льноуборочных комбайнов в Бежецке

(Тверская область), картофеле-уборочных комбайнов в Туле. Разнообразное

сельскохозяйственное машиностроение представлено в Рязани, Туле, Орле.

Велик в районе удельный вес предприятий по производству оборудо-вания для

отраслей экономики. Так, оборудование для текстильной промышленности

производится в Иванове, Москве, Орле, Коломне; для швейной - в

Подольске, Туле; для трикотажной - в Туле; для кожевенно-обувной и пищевой

промышленности - в Орле; для химической - в Москве, Мытищах, Костроме,

Ярославле; для электроэнергетики - в Подольске; для металлургической - в

Электростали; для полиграфической - в Рыбинске.

Реформирование отрасли связано со структурной перестройкой, преду-

сматривающей конверсию предприятий оборонного комплекса. Район

располагает необходимыми условиями для производства импортзамещаю-щей

продукции. Повышение производительности труда на предприятиях

машиностроения возможно лишь при условии коренной реконструкции

значительной части предприятий и технической переоснащенности их. При

этом решение этого вопроса должно увязываться с участием предпри-ятий ВПК.

Углубление специализации машиностроения должно быть связано с

производством продукции высоких технологий и конкуренто-способной продукции,

пользующейся спросом как на внешнем, так и на внутреннем рынке.

Важнейшей отраслью специализации района является химическая

про-мышленность. В отраслевой структуре промышленного производства на

долю отрасли приходится 6,8%. Предприятия химической промыш-ленности

выпускают удобрения и пластмассы, химические волокна и синтетический каучук.

Здесь производится 10% минеральных удобрений страны. Производственное

объединение "Минудобрения" специализи-руется на выпуске фосфатных и сложных

минеральных удобрений, используя сырье Егорьевского месторождения и

привозные апатиты Кольского полуострова. В Брянской области на базе местных

фосфоритов Полпинского месторождения производится фосфоритная мука.

Новомосковское и Шекинское производственные объединения “Азот” (Тульская

область) и Дорогобужский завод (Смоленская область) - поставщики азотных

удобрений.

Широкое развитие в районе получила химия органического синтеза. В

качестве сырья используется как углеводородное сырье местных нефте-

химических предприятий Москвы, Ярославля, и Рязани, так и привозное сырье

Поволжья и Сибири. Производство синтетических смол и пласт-масс находится в

Московской и Тульской областях, пластмассовые изделия выпускают заводы

Москвы, Орехово-Зуева, Владимира, Сафоно- ва (Смоленская область).

Химические волокна производятся в Ярославле и Ефремове (Тульская область). В

Ярославле и Москве размещены шинные заводы, а также предприятия по

производству резинотехнических изделий и резиновой обуви. Синтетические

красители производятся в Ивановской области, а лаки и краски - в Ярославской

и Московской областях.

Перспективное развитие химической промышленности района возможно только

за счет реконструкции и технического переоснащения действующих предприятий.

Дальнейшее наращивание их мощностей нецелесообразно, так как район испытывает

дефицит водных ресурсов, трудности в энергоснабжении и относится к

экологически неблагополучным районам страны.

К отраслям рыночной специализации района относится и легкая про-

мышленность. Район производит 30% продукции этой отрасли в стране.

Одной из старейших ее отраслей является текстильная. ЦЭР занимает

ведущее место в стране по производству хлопчатобумажных, льняных,

шерстяных и шелковых тканей. Наибольшее развитие получила хлопчато-

бумажная промышленность. Она представлена акционерными обществами

"Трехгорная мануфактура" в Москве, "Глуховский текстиль" в Ногинске,

комбинатами в Иванове, Орехово-Зуеве, Твери, Ярославле, Костроме.

Используя местное сырье, льняная промышленность получила развитие в

Костроме, Нерехте (Костромская область), Вязниках (Владимирская

область), в Ярославской и Смоленской областях.

Шерстяная промышленность представлена производствами в Москве и

области, Иванове, Брянске; шелковая - в Москве, Киржаче (Владимирская

область), Наро-Фоминске и Твери.

Ориентация легкой промышленности на привозное сырье преимущест- венно

из республик Средней Азии и продолжающийся экономический кри- зис

поставили отрасль в тяжелое положение. За 1993 - 1996 гг. удельный

вес легкой промышленности в отраслевой структуре промыш- ленного

производства района сократился с 13,0 до 5,6%. 9/10 предприятий легкой

промышленности остановлены или работают неполную рабочую неделю. Перспективы

развития отрасли связаны с реконструкцией и техническим переоснащением

промышленных предприятий, а также ук- реплением сырьевой базы за счет

развития льноводства в Центральном, Северо-Западном, Волго-Вятском, на

юге Северного районов.

Обувная промышленность района производит 12% кожаной обуви, вы-

пускаемой в стране. Обувные фабрики размещаются во многих городах

района. Крупнейшие обувные фабрики находятся в Москве - "Парижская

коммуна" и "Заря".

Важной отраслью специализации Центрального района является полиг-

рафическая промышленность. Она представлена в Москве комбинатами

"Правда" и "Известия", Чеховским комбинатом в Московской области,

крупными полиграфическими комбинатами в Твери, Ярославле, Рязани.

К отраслям рыночной специализации относится и кондитерская про-

мышленность, выпускающая 1/3 республиканского производства конди-

терских изделий. Наиболее популярна продукция московских фабрик

"Красный Октябрь", "Рот-Фронт", имени Бабаева.

Отрасли, дополняющие территориальный комплекс. Высокий

промышлен- ный потенциал Центрального района требует большого расхода

электри- ческой и тепловой энергии. В отраслевой структуре

промышленного производства района электроэнергетика занимает 2-е

место после машиностроения и металлообработки, ее удельный вес - 18,4%.

Основу электро- и теплоэнергетики района составляют мощные ГРЭС и ТЭЦ. На-

иболее крупные ГРЭС - Костромская, Рязанская, Конаковская. Растет

значение атомной энергетики. Кроме небольшой Обнинской АЭС построены и

крупные станции - Смоленская (Десногорск), Тверская (Удомля) и Костромская.

Эффективный гидроэнергетический потенциал Центрального района почти исчерпан.

Для покрытия пиковых нагрузок возведена гидроаккумулирующая Загорская ГАЭС.

Имея сезонный избыток электроэнергии, ЦЭР поставляет ее в Северный,

Волго-Вятский и даже Поволжский районы.

Для обслуживания машиностроительной промышленности большое значение имеет

металлургия. Она представлена в районе значительно расширенными старыми

металлургическими заводами - чугунолитейным Косогорским в Туле и

сталелитейным "Серп и молот" в Москве, а также новыми - Новотульским (с

полным металлургическим циклом) и "Электросталь" под Москвой (передельная

качественная металлургия). Развита малая металлургия на многих крупных

машиностроительных заводах. Однако район остается остро дефицитным по

металлу, местное производство проката черных металлов не составляет и

десятой доли его потребления. Чугун, сталь и прокат завозятся из Украины и

с Урала. Важное значение для Центра имеет создание новой

металлургической базы на основе Курской магнитной аномалии.

Сохранились в Центральном районе и старинные кустарные промыслы - изделия

палехских мастеров (художественная роспись на папье-маше), федоскинских

(художественная роспись на металле) и производство гжельских

фарфорофаянсовых изделий. Широкую известность имеет Дуле- вский

фарфоровый завод.

Сельское хозяйство. Сельскохозяйственная освоенность

Центрального района довольно высока. Сельскохозяйственные угодья занимают

более 2/5 всей площади района. Высока и степень интенсивности сельского

хозяйства - производство продукции на 1 га угодий в два раза превосходит

среднереспубликанские показатели. По валовой продукции мяса, молока, картофеля,

овощей, льноволокна Центральный район занимает ведущее место в России. Однако

из-за большой численности населения спрос на многие виды продуктов питания не

удовлетворяется. Район ввозит значительную часть мяса, молока, зерна, овощей

и фруктов. Сельское хозяйство района носит пригородный характер. Оно

специализируется на молочно-мясном животноводстве, свиноводстве, выращивании

картофеля и овощей. В районе в целом, и особенно в Подмосковье, сосредоточены

крупные животноводческие комплексы, птицефабрики, тепличные хозяйства.

Пшеница возделывается главным образом на юге района - в Орловской, Тульской

и Рязанской областях. Много зерна идет на комбикормовую промышленность.

Полностью обеспечивает себя район картофелем. Отраслью специализации

сельского хозяйства является льноводство. По сборам льноволокна Центр

занимает первое место в стране (68,1%). Основные районы концентрации

посевов льна - Тверская, Смоленская, Ярославская, Московская области.

Подавляющая часть кормов в районе (80%) производится на пашне.

Агропромышленный комплекс Центрального района дает примерно 50% всей

сельскохозяйственной продукции Нечерноземной зоны России. В отрасли

отмечается и процесс реформирования. Здесь получают развитие и такие его

формы, как акционерные общества, товарищества с ограниченной

ответственностью, сельскохозяйственные кооперативы, под- собные хозяйства

предприятий и организаций, ассоциации крестьянских хозяйств, крестьянские

(фермерские) хозяйства. За 1993 - 1996 гг. число фермерских хозяйств

возросло в пять раз и составило 30 028 единиц. На их долю приходится 86%

районного производства картофеля, 65% - овощей, 48% - мяса, 39% - молока и

28% - яиц. Но обострившийся в стране экономический кризис негативно отразился

и на развитии сельско-хозяйственного производства. Из-за отсутствия

государственного финансирования, рост цен на электроэнергию, топливо, металлы

и оборудование, минеральные удобрения и комбикорм снизились объемы

производства традиционной для района сельскохозяйственной продукции - льна,

овощей, молока, мяса и др.

Транспорт и экономические связи. Центральный район

располагает развитой транспортной сетью. Велика плотность железных и

автомо-бильных дорог. Резко преобладают железнодорожные магистрали. От Мо-

сквы лучами расходятся в разных направлениях одиннадцать железных

дорог, которые, разветвляясь на периферии, образуют более 25 выходов. Сеть

железных дорог сложилась здесь еще до революции. Но за годы реформ была

полностью реконструирована окружная дорога в радиусе 40-100 км от Москвы. Малая

окружная железная дорога проходит в черте города. Сейчас формируется третья

окружная дорога. От Москвы в разных направлениях отходят 15 автомагистралей.

Создание московской многополосной кольцевой автодороги с многоуровневыми

развязками позволяет осуществлять транзитные перевозки, минуя центр

города. Высокой плотностью автодорог отличаются Московская, Тульская,

Ива- новская, Владимирская, Орловская, Рязанская, Ярославская области.

По протяженности дорог с твердым покрытием (147 км на 100 км терри-

тории) Центральный район занимает первое место в России. Большое

значение, особенно в перевозках громоздких грузов, имеют водные пути. На

всех видах транспорта ввоз грузов преобладает над вывозом. Велик объем

внутрирайонных перевозок, значительная доля которых приходится на Москву и

Московскую область. Крупные грузопотоки к Москве идут с юга, востока и

севера страны, потоки меньшей мощности - с северо-запада, запада и

юго-запада. Москва имеет четыре аэропорта - Домодедово, Внуково,

Шереметьево и Быково и считается крупнейшим узлом межрайонных и

международных воздушных линий. В пределах района развит и трубопроводный

транспорт. В радиусе 100 км от Москвы проходит газовое кольцо. Из районов

Севера и Сибири поступают в Центр лесные грузы, из нефтяных и газовых

районов Западной Сибири и Поволжья - нефть и газ, с Юга и Урала - прокат

металлов. Потоки продовольствия идут из южных районов РФ, из Центра

в другие районы страны идет продукция машиностроения, химической,

легкой, полиграфической и кондитерской отраслей промышленности.

Большое внимание уделяется реконструкции всех видов транспорта, его

технической переоснащенности. В пределах района преобладают

электрифицированные железнодорожные магистрали.

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВА.

Наряду с природными различиями для Центрального района характерны и

внутрирайонные экономические различия. Наибольший удельный вес в

экономике района занимает Москва. Это крупнейший центр

наукоемких отраслей хозяйства, военно-промышленного комплекса,

машиностроения, химической и полиграфической промышленности. Москва

является круп-ным образовательным центром, научным и административным. Она

стала центром рыночных преобразований экономики. Значительное развитие

здесь получила рыночная инфраструктура, включающая коммерческие банки,

страховые компании, биржи. Созданы сотни совместных предприя- тий с

иностранными партнерами. Московская область специализируется

на отраслях квалифицированного машиностроения, химической, легкой,

полиграфической промышленности. Более 2/3 продукции области выпус-

кают предприятия тяжелой индустрии, значительную долю составляет

военно-промышленный комплекс. Крупными центрами машиностроения являются

Коломна, Люберцы, Мытищи, Электросталь; химическая промышленность получила

развитие в Воскресенске, Щелкове, Орехово-Зуеве и других городах; центрами

текстильной промышленности стали Орехово-Зуево, Ногинск, Павловский Посад.

Дальнейшее экономическое развитие области связано с совершенствованием

отраслевой структуры хо- зяйства, конверсией предприятий оборонного

комплекса, реконструкцией и технической переоснащенностью предприятий ведущих

отраслей хозяйства. Сельское хозяйство Подмосковья носит пригородный характер

и обеспечивает поставками сельскохозяйственной продукции Москву и

города района.

Ведущими отраслями хозяйства Ярославской области являются машино-

строение, нефтехимическая промышленность, представлено также текс-

тильное производство. Промышленность области сконцентрирована в

Ярославле и Рыбинске. Ярославль - крупный центр машиностроительной,

нефтехимической, текстильной, полиграфической промышленности. В Ры-

бинске развито судостроение, производство полиграфических и дорожных

машин.

Отраслью, определяющей хозяйственный комплекс Ивановской области,

является текстильная промышленность. Здесь также получили развитие

отрасли промышленности, имеющие тесные производственные связи с

текстильной промышленностью - машиностроение и химическая. Центры

текстильной промышленности - Иваново, Шуя, Вычуга, Тейково и др.

Специализация Владимирской области определяется отраслями машино-

строения, химической, текстильной, стекольной промышленности. В

сельском хозяйстве выделяются молочное животноводство, свиноводство,

птицеводство, выращивание картофеля, яровой пшеницы, ржи, гречихи. Владимир -

центр тракторостроения, производства электромоторов, автотракторных приборов,

пластмасс. Следует также назвать Муром - производство холодильников,

текстильная и деревообрабатывающая промышленность, Ковров - производство

экскаваторов, мотоциклов, Гусь-Хрустальный - изготовление стекла и

хрусталя. В Александрове налажена радиотехническая промышленность, в

Кольчугине - производство кабелей и электропроводов, в Вязниках -

изготовление льняных тканей.

Специализация Тульской области несколько отлична от других

областей ЦЭР. Здесь преобладают такие отрасли тяжелой индустрии, как

метал-лургическая, угольная, химическая, машиностроение и металлообработка. В

сельском хозяйстве большой удельный вес занимает молочно-мясное

животноводство, выращивание яровой пшеницы, ржи, гречихи, карто-феля и

овощей. Промышленность сконцентрирована в основном в Туле, где выпускаются

картофелеуборочные комбайны, дорожные и швейные машины, радиоаппаратура,

скобяные изделия. Вблизи Тулы построены металлургические заводы - Косогорский и

Новотульский, химическая и угольная промышленность сформировалась в

Новомосковске и Щекине.

Ведущие отрасли хозяйства Смоленской области -

машиностроение, пищевая и легкая, производящие приборы, радиотехнические и

электро- технические изделия, масло, сыры и молочные консервы, льняные

и хлопчатобумажные ткани. Сельское хозяйство ориентировано на выращи-

вание льна, кормовых культур, картофеля и молочное животноводство.

Крупнейший промышленный центр - Смоленск, дающий более 40% валовой

промышленной продукции области. Далее по значимости идут города: Рославль

(квалифицированное машиностроение), Вязьма (легкая и пищевая промышленность),

Гагарин (светотехника), Рудня (молоко-перерабатывающая и торфяная

промышленность).

Костромская область дает около 11% общероссийского производства

льняных тканей. Также здесь развиты машиностроение, лесная, дерево-

обрабатывающая промышленность. Основное направление сельского хозя-

йства - молочное животноводство. Повсеместно развито льноводство и

зерновое хозяйство. Кострома славится производством льняных тканей,

здесь же выпускаются экскаваторы, текстильные машины и деревообра-

батывающие станки. Лесопиление и деревообработка налажены в Шарье,

Мантурово, Галиче и др.

Ведущее место в промышленности Тверской области занимают машино-

строение и текстильная, а в сельском хозяйстве - молочное животноводст-во

и льноводство. Крупнейшие центры области - Тверь с производством вагонов,

машин для торфяной и текстильной промышленности; Конаково - с крупной ГРЭС и

Удомля - с АЭС. В Вышнем Волочке производят хлопчатобумажные ткани, в Бежецке -

льнокомбайны и в Осташкове находится кожевенно-обувное производство.

Отраслями специализации Калужской области являются

электротехниче- ская промышленность, транспортное машиностроение,

химическая промы- шленность. Основные направления развития сельского

хозяйства - молочно-мясное животноводство, картофелеводство, зерновое

хозяйство. Основное промышленное производство сконцентрировано в областном

це- нтре, где производятся турбины, автомотоэлектрооборудование, транс-

портные машины. В Людинове строят тепловозы. Химическая промышленность

представлена комбинатом синтетических и душистых веществ. В Калужской области

была построена первая в мире АЭС (город Обнинск).

Экономический профиль Брянской области определяет машиностроение.

Здесь производят дизельные двигатели для судов различного класса,

рефрижераторные секции, тепловозы, экскаваторы и дорожно-строительные

машины, автомобили. Получили развитие промышленность строительных материалов,

лесная и деревообрабатывающая, химическая. Главные промышленные центры: Брянск

и Клинцы. Сельское хозяйство области имеет зерново-картофелеводческое

направление с развитым молочно-мясным скотоводством, свиноводством.

Технические культуры представлены льном и коноплей.

Рязанская область в территориальном разделении труда страны

выделяется многопрофильным машиностроением, химической и легкой

промышленностью. Основной продукцией машиностроения являются

кузнечно-прессовое оборудование и токарно-винторезные станки, гидравлические

прессы и сельскохозяйственные машины. Химическая промышленность

ориентируется на выпуск химических волокон, легкая - обуви, кожи и мехов,

различных видов тканей. Сельское хозяйство области специализируется на

возделывании зерновых, картофеля, овощей; животноводство - молочно-мясного

направления. Главные промышленные центры: Рязань, Касимов, Сасово.

Рыночная специализация Орловской области - машиностроение, легкая

и пищевая промышленность. Предприятия области производят автогрей-

деры и автопогрузчики, оборудование для текстильной и пищевой про-

мышленности, запасные части к тракторам, приборы и вычислительную

технику. Промышленные центры: Орел, Мценск, Ливны. Сельское хозяйст-во

специализируется на выращивании зерновых, сахарной свеклы, карто-феля.

Животноводство области имеет молочно-мясное направление.

Список ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Т.Г. МОРОЗОВА, М.П. ПОБЕДИНА, С.С. ШИШОВА

“ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ”

2. в.Я. РОМ, В.П.ДРОНОВ “гЕОГРАФИЯ РОССИИ НАСЕЛЕНИЯ И ХОЗЯЙСТВА”

3. Ю.В. БАНИНА, В.В. МОСКВИН “ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ”



(C) 2009