Научная Петербургская Академия

Формирование экологического сознания в процессе изучения ест.-научн. дисциплин в курсе неполной средней школы - (диплом)

Формирование экологического сознания в процессе изучения ест.-научн. дисциплин в курсе неполной средней школы - (диплом)

Дата добавления: март 2006г.

    - 2
    СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ............................................................................ 3 ГЛАВА I. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ

    ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ (НАУЧНЫЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ

АСПЕКТЫ)................................................................ 10

    _ 1. Сознание как психолого-педагогическая категория.... 11

_ 2. Роль и место экологии в современном обществе......... 17

_ 3. История развития экологии как науки...................... 23

_ 4. Роль и место экологии в обучении........................... 31

    ГЛАВА II. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
    В ОБУЧЕНИИ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ............ 36
    _ 1. Связь образования и естественно-научных дисциплин.
    _ 2. Формирование бережного отношения школьников

к природе............................................................. 39

_ 3. Условия формирования экологических знаний............. 41

_ 4. Вопросы экологии в начальном курсе физики............. 45

_ 5. Экологизация географических знаний........................ 53

    _ 6. Формирование экологического сознания на уроках

биологии............................................................... 58

_ 7. Экологизация курса химии....................................... 66

    ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ЭКСПЕРИМЕНТА....................................................... 78

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................... 110 ЛИТЕРАТУРА......................................................................... 112 .

    - 3
    ВВЕДЕНИЕ

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая пробле ма взаимодействия человека и природы, а также воздействия челове ческого общества на окружающую среду стала очень острой и приня ла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность лю дей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осоз нание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это озна чает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательный влияний хозяйственной деятельности человека на Зем ле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздейс твия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осущест вимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня эколо го-нравственной культуры, экологического и нравственного созна ния, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое образование и воспитание чело века всех возрастов и профессий.

Научная основа охраны природы включает в себя разнообразные области естественнонаучных и гуманитарных знаний, среди них ос новное место занимает экология, которая, в свою очередь, тесно связана с другими биологическими и географическими науками. Эко логия из чисто биологической науки в 60-е годы трансформировалась

    - 4

в общую проблему. В 70-е годы произошла быстрая экологизация ес тествознания. Экологический подход становится всеобщим.

Экологические проблемы в современных условиях перехода об щества к рыночной экономике вызывают кризис нравственности, ведь экология и нравственность взаимообусловлены. Поэтому вопросы эко логии необходимо рассматривать во взаимосвязи с нравственным вос питанием. Пока еще проблемы экологического и нравственного воспи тания мало исследованы. Теория вззаимосвязи экологического и нравственного воспитания подростков раскрыта слабо, практика эко лого-нравственного воспитания разработаны недостаточно. Все это ставит перед педагогической наукой заачу разработки многосторон него эколого-нравственного образования учащихся различных типов школ: гимназий, общеобразовательных школ, лицеев и т. д.

Исследуемая проблема широка, она ставится не впервые. В раз витие теории нравственного воспитания в процессе общения с приро дой большую лепту внесли известные деятели педагогической науки и просвещения К. Д. Ушинский, В. Г. Огородников, В. А. Сухомлинский и др. На протяжении многих десятилетий наше сознание формировалось под влиянием таких лозунгов как "Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек.... ", "Не ждать милости от природы.... " и т. д. Именно поэтому мы привыкли больше пользоваться дарами приро ды, чем думать о ее восстановлении, бережном отношении к ней. Культивирование нового сознания по отношению к природе процесс длительный, он напрямую связан с экологическими, социаль ными и другими условиями жизни общества. В обстановке ухудшения экологической ситуации в стране, снижения жизненного уровня, от сутствия устойчивых нравственных ориентиров, доминирования потре бительской психологии, ограниченно сиюминутной выгодой без дол

    - 5

госрочного прогноза, в атмосфере равнодушия и попустительства, безнаказанности за экологические правонарушения, формирование но вого понимания человеком, особенно молодым, своих обязанностей перед природой непросто. И все-таки общеобразовательная школа призвана уже сегодня проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы.

Формирование экологического сознания - важнейшая задача шко лы в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире. Это происходит от того , что школа всегда очень мало уделяла внимания экологическому обра зованию и воспитанию учащихся. Это привело к тому, что люди стали относится к природе только как к источнику сырья, жизни и т. д. В результате появились озоновые дыры, парниковый эффект, нефтяные пленки на поверхности воды. В конце концов это приведет к тому, о чем очень хорошо написал в своем стихотворении В. Федоров:

Меня охватывает дрожь, Земли не вечна благодать. Когда смотрю в провал заклятый, Когда последнего потомка О, человечество, Ты пустишь по миру с котомкой, куда ты, Ей будет нечего подать.

    Куда ты милое идешь.

Одной из основных причин незрелости экологического сознания людей нужно считать недостаточно эффективную систему экологичес кого воспитания и образования населения. Далеко не каждый человек имеет возможность приобщиться к пониманию экологических проблем на уровне большой науки, представление об этих проблемах склады вается подчас весьма случайным образом: под воздействием обыден ных впечатлений или из сообщений средств массовой информации.

    - 6

Разрозненные сведения не дают возможности человеку выработать стройную систему экологических знаний, которая необходима ему, чтобы разумно относится к природе, не наносить ей урона. Задача общества тут - обеспечить системный характер экологического вос питания и образования населения.

Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних преобразований практичес ки всех аспектов общественной жизни.

Существенные преобразования должны претерпеть научные знания в плане преодоления их традиционной разобщенности и наполнения естественных наук гуманистическим содержанием, а общественных естественнонаучным. Более органичный и полный, чем прежде, синтез наук - необходимая предпосылка формирования такой комплексной об ласти научного знания, как социальная экология, которую уже не возможно безоговорочно отнести ни к общественным, ни к естествен ным наукам. Сегодня жизненно необходима экологизация всех сфер общественной жизни. И прежде всего, конечно, должен быть экологи зирован сам человек во всех сферах его деятельности: в производс тве, быту, в воспитании и обучении. Экологическая проблема обла дает рядом таких особенностей, которые очень важно учитывать в процессе экологического воспитания и просвещения людей.

Первое условие успеха экологического просвещения и воспита ния - достаточно высокая точность данных о состоянии биосферы в целом и отдельных ее регионов. кроме того, точные данные необхо димо дополнять сведениями о тех взаимосвязанных последствиях, ко торые может повлечь за собой то или иное частное на первый взгляд изменение какого-либо компонента биосферы.

    Второе условие успеха экологического воспитания - необходи
    - 7

мость комплексного характера освещения экологических явлений. Важно воспроизвести не только сложную совокупность природных про цессов, но и дать их в отношении к событиям в человеческом об ществе. Приоритет природных ценностей важно подчеркивать еще и потому, что всей прежней теорией борьбы с природой (вспомним ныне печально знаменитое: "Мы не можем ждать милости от природы.... ") люди воспитывались в духе ожесточенно, непримиримой конфронтации и природной средой, природными условиями, которые нередко выстав лялись именно как косная сила, как препятствие на пути к дос тижению практических целей: благосостояния, изобилия и т. д. Те перь уже всякий умеющий видеть реальное положение видит: опас ность угрожает природе со стороны бесконечно возросшей мощи чело века. Необходимость дать людям целостную систему экологичеких знаний как в области общих вопросов социально-экологической тео рии, так и в аспектах, соответствующих профилю определенной про фессиональной деятельности.

Важно иметь в виду, что если "растворить" экологический ас пект в материале учебной дисциплины, тем более если "растворять" систематически, то эффект окажется куда меньше желательного, а эколого-нравственные убеждения учеников, которые и есть цель ра боты, вряд ли удастся сформировать.

Главная же проблема, которую решить просто необходимо, - это воздействие на сознание людей, чтобы произошел наконец переход от упрощенного, метафизического понимания проблемы взаимодействия общества и природы к более адекватному (современному) пониманию. Экологическое сознание в развитом виде формируется на основе познания людьми законов целостности природной среды и тех зако нов, которые должны обусловить человеческую деятельность в целях

    - 8

сохранения жизнепригодного состояния природы. Понятно, что сти хийно подобные знания не могут стать достоянием человека даже в том случае, если он располагает высоким уровнем образования и культуры. Тут необходима специальная подготовка, соответствующая индивидуальным особенностям.

Особая сложность заключается в том, что процесс формирования экологического сознания должен охватить все возрастные группы учеников, а ведь им свойственны далеко не одинаковые возможности восприятия знаний. Вот почему необходим самый широкий спектр ме тодических и дидактических приемов.

Кроме того, экологическое просвещение только в том случае окажет заметное воздействие на образ действий человека , если ох ватит как рациональную, так и эмоциональную его сферу, если науч ные доводы взволнуют его и буду им восприняты, как собственные, только тогда станет возможным убеждение, которое всегда сугубо личностно.

Актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность оп ределили выбор темы дипломной работы: "Формирование экологическо го сознания в процессе изучения естественно-научных дисциплин в курсе неполной средней школы".

 _Цель исследования . : теоретически обосновать и эксперименталь но доказать формы, методы и средства повышения эффективности фор мирования экологического сознания учащихся 6-9 классов в процессе изучения естественно-научных дисциплин (физики, химии, биологии, географии).

 _Объект исследования . - формирование экологического сознания учащихся на уроках и во внеурочное время.

 _Предмет исследования . - формирование экологического сознания

    - 9

учащихся 6-9 классов при изучении естественно-научных дисциплин. Анализ состояния проблемы в теории и практике позволяет выд винуть _ гипотезу . : процесс формирования экологического сознания учащихся подросткового возраста при изучении предметов естествен но-научного цикла будет осуществляться более успешно, если: 1) в программах и учебниках соответствующих дисциплин четко и конкретно вычленяются экологические проблемы;

2) усилены экологические элементы взаимосвязи предметов ес тественно-научного цикла;

3) вопросы экологии будут рассматриваться во взаимосвязи, будет обеспечиваться их практическая направленность;

4) будет осуществляться поэтапное воспитание учащихся пос редством включения их в разнообразные формы учебной и внеурочной экологической деятельности;

5) в процессе экологического воспитания будут учитываться как возрастные особенности подростков, так и особенности экологи ческих проблем региона.

Выдвинутая гипотеза определила следующие _ задачи . исследова ния:

1) вскрыть исторические предпосылки развития исследуемой проблемы, уточнить понятие "экологическое сознание", раскрыть его сущностные характеристики;

2) определит экологический потенциал учебных программ и со держание предметов естественно-научного цикла;

3) выявить, теоретически обосновать и экспериментально про верить педагогические условия , формы и методы формирования эко логического сознания учащихся-подростков в процессе изучения ест венно-научных дисциплин.

    .
    - 10
     2ГЛАВА I. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
     2ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ (НАУЧНЫЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ
     2АСПЕКТЫ)

Воспитание уважительного отношения людей к природе своими корнями уходит вглубь веков. На заре своей жизни на Земле человек должен был вести жестокую борьбу за свое существование. Масштаб влияния его на окружающую среду в то время был весьма незначи тельным. В ходе развития человечества его пассивная зависимость от сил природы все более уступала место активному влиянию, и пос тепенно люди начали познавать законы природы и изучать природные явления. Все это способствовало появлению и развитию естественных наук - ботаники, зоологии, зоогеографии и других. При изучении растений и животных люди постепенно начали обращать внимание на их взаимоотношения и на необходимость заботливого отношения чело века к природе. Историческими предпосылками формирования экологи ческого сознания были нравственные и гуманные отношения людей к природе, особенно к животному миру.

 1Экологическое сознание 0 - это понимание необходимости охраны природы, осознание последствий нерадивого отношения к ней. Кроме того, экологическое сознание - это понимание и осознание того, что каждый человек несет ответственность за сохранение как от дельных видов животных и растений, так и в целом жизни на Земле. Но для того, чтобы до конца понять и разобраться, что же та кое экологическое сознание и каким образом его можно формировать у учащихся, сначала посмотрим, что же такое сознание вообще.

    - 11
    _ 1. Сознание как психолого-педагогическая категория.

Сознание - это единство всех психических состояний и свойств человека, как личности. Оно представляет собой чрезвычайно слож ный процесс активного отражения и духовного освоения объективной действительности. Сознание представляет собой единство всех форм познания и переживаний человека и его отнощения к тому, что он отражает. Это специфическая форма жизнедеятельности человека, продукт его взаимоотношений с объективной действительностью. В процессе жизни на каждого человека воздействуют предметы и явления, события и другие люди, составляющие окружающий его мир. Но человек, подвергаясь влияниям внешнего мира, так или иначе воздействует на него: что-то использует для удовлетворения своих потребностей, от каких-то влияний стремится уклониться, чему-то противостоит, что-то создает. Человек не только определенным об разом относится к объективной действительности. В отличие от жи вотного он определенно относится к своей жизнедеятельности, то есть к своему собственному отношению, объективно направленному на окружающий его мир. Это и есть показатель того, что жизнедея тельность человека сознательная. Сознание не добавляется к психи ке человека, а сама субъективная сторона психики.

    Каковы же важнейшие характеристики сознания?

Первая дана уже в самом его наименовании: сознание. Челове ческое сознание включает в себя совокупность знания об окружающем нас мире. В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обо гащает свои знания. К числу этих процессов могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С помощью

    - 12

ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействую щих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент. Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого. Вообра жение - строить образные модели того, что является объектом пот ребности, но отсутствуют в настоящее время.

Мышление обеспечивает решение задач путем обобщения знаний. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно стано вится расстройством сознания.

Вторая характеристика сознания - закрепленное в нем отчетли вое различие субъекта и объекта, то есть того, что принадлежит "Я" человека и его "не Я". Человек, впервые в истории органичес кого мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружаю щему, продолжает сохранять в своем сознании противопоставления и различения. Он единственный среди живых существ способен осущест вить самопознание, т. е. обратить психическую деятельность на исс ледование самого себя.

Третья характеристика сознания - обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит формулирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее моти вы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносится в него все необходимые корректировки и т. д. Всякое нарушение в результате болезни или по каким-либо иным при чинам возможности осуществить целеполагающую деятельность , ее координацию и направленность рассматривается, как нарушение соз нания.

Наконец, четвертая характеристика сознания - включение в его

    - 13

состав определенного компонента. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение объективные и прежде всего общечеловеческие отношения, в которые включен человек. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений. И здесь, как и во многих других случаях, патология по могает лучше понять сущность нормального сознания.

Понятие "сознание" употребляется в психологии, психиатрии и других науках в смысле, отвечающем приведенным выше основные его характеристикам. При этом психиатры, перед которыми постоянно возникает вопрос о наличии, сохранении или нарушении сознания у больного, под сознанием понимают заключенные в психике данного человека возможности отдавать отчет о месте, времени, окружающей обстановке, состоянии и образе действий собственной личности. Че ловек, у которого сохранено ясное сознание, оценивает вновь пос тупающую в мозг информацию с учетом уже имеющейся у него знаний и выделяет себя из окружающей среды, сохраняет сложившуюся систему отношений к другим людям и к окружающей действительности и на ос нове этих данных управляет своим поведением. Сознание, будучи об щественным продуктом, принадлежит только человеку. Животные соз нанием не обладают.

Сознание в широком философском смысле - высшая, специфически человеческая форма активного отражения действительности; в более специальном - понимание человеком окружающего мира, процессов, происходящих в нем, своих действий, мыслей, своего отношения к внешнему миру и к самому себе; предварительное мысленное построе ние предполагаемых действий и предвидение их результатов.

Сознание имеет сложное системное строение. Оно структурно организовано, и все элементы этой структуры составляют единое це

    - 14

лое. Рассмотрение структуры сознания может осуществляться по раз ным основаниям. Структурными элементами сознания являются ощуще ния, восприятия, представления, мышление, чувства. Все чувствен ные формы познания ми мышления тесно связаны со всеми сторонами жизни, с реальными побуждениями, интересами, влечениями мыслящего человека.

В своих действиях люди исходят из потребностей, мотивов, ин тересов, преследуют определенные цели, руководствуются идеями. Это и значит, что действуют сознательно.

Когда говорят: "Человек совершил тот или иной поступок не сознательно", то имеют в виду, что он не предусмотрел те последс твия, к которым ведет данный поступок. Поступок обладает качест вом сознательности лишь постольку, поскольку он есть выражение замысла, намерения, цели. Целеполагание - это сердцевина созна ния: прежде чем что-либо сделать реально человек делает это в своем представлении.

Ядро сознания - знания. Ощущения, восприятия и представления - это уровень чувственного сознания. Логическое мышление - высший уровень осознания действительности. Это интеллектуальная форма сознания. Сознание проявляется также в форме воли и чувства. Понимание сознания в материалистической психологии и филосо фии обычно происходит из двух принципов: из признания сознания функцией мозга и из того, что он есть отражение внешних воздейс твий.

Классические труды И. М. Сеченова, И. П. Павлова, И. Е. Введенско го, А. А. Ухтомского и их последователей раскрыли рефлекторную при роду психики и дали возможность понять сознание, как систему ак тивной деятельности, которая формируется под влиянием внешнего

    - 15

мира. Но отражательная деятельность мозга характеризуется не только ее функциональными механизмами, но и ее содержанием, т. е. тем, что именно отражается мозгом в реальной действительности. Как отражение действительности, сознание предполагает существова ние того, что отражается, а также того, кто отражает и с помощью какого органа осуществляется процесс отражения. Объектом сознания является материальный мир, духовная культура, сам человек; субъ ектом сознания является человек, личность, а органом - человечес кий мозг.

Формирование сознания человека связано с возникновением об щественных отношений, которые требовали подчинения жизни индивида специально фиксированной системе потребностей, обязанностей, дисциплине поведения, выражаемых и регулируемых с помощью языка, исторически сложившихся обычаев и нравов.

Ребенок рождается на свет с определенными анатомо-физиологи ческими "задатками", которые являются продуктами длительной био логической эволюции, отложившейся в наследственно закрепленных "кодах". Но сами по себе эти задатки не могут привести к возник новению сложных психических способностей. Биологическая наследс твенность вручает ребенку возможность формирования способности мыслить по-человечески. Но эта способность не спонтанно созревает в процессе индивидуального развития человека, а формируется. Эле ментарный уровень сознания формируется уже в дошкольном возрасте, главным образом в процессе игровой деятельности и общении со взрослыми. В школьном возрасте сознание развивается на основе учебной, общественной, трудовой деятельности, под определяющим вниманием возрастающих требований жизни, коллектива, общества. Именно школа обеспечивает целенаправленное, систематическое, пла

    - 16

номерное, разностороннее, содержательное воздействие общества на детей. Вместе с тем, на ребенка огромное влияние оказывает семья, а также литература, радио, кино и театр.

На ранней стадии развития сознание формируется через чувс твенно-практическое предметное ощущение. Затем развиваются наг лядно-объектные формы сознания ближайшей среды, вслед за чем фор мируется мышление в понятиях. За непосредственной чувственной де ятельностью вещей в мышлении открывается существенная связь явле ний. Развивается более высокая форма предметного сознания, с ко торым связано и развитие самосознания. Формирование сознания и самосознания неразрывно связано с освоением содержания человечес кой культуры, с овладением исторически сложившимися социальными нормами поведения, мышления, правилами языка.

Только в процессе обучения и воспитания происходит процесс развития ребенка, формирование его сознания. Первоначально у ре бенка сознание имеет простейшее строение. Оно заключается в отра жении лишь внешних, поверхностных связей и отношений вещей. В дальнейшем строение сознания усложняется и образующие соз нание познавательные процессы дифференцируются и совершенствуют ся, образуя сложную структуру, - предметный мир отражается во все более обобщенном и абстрагированном виде, более полно и глу боко.

Развитие сознания выражается в прогрессирующей дифференциа ции и интеграции психической деятельности, в формировании все бо лее сложных процессов ощущения, восприятия, представлений, мышле ния, эмоционально-волевой сферы, потребностей, интересов, целей и идеалов. Развитие сознания - это не только обогащение, его содер жания, рост числа представлений и понятий об окружающем мире и о

    - 17

самом себе, но и процесс развития сознательности, чувства ответс твенности. Учителя должны постоянно заботиться не только о после довательности расширения круга осознанных учащимися объектов, о формировании способных ставить осуществляемые цели, умение пред видеть последствия поступков, но и об умении учащимися контроли ровать и регулировать свои чувства, осуществлять самовоспитание воли и характера, развивать чувство ответственность перед коллек тивом и самим собой, навыки трудовой и общественной дисциплиниро ванности.

Подытожив все сказанное выше, можно сделать следующий вывод: сознание есть высшая интегрирующая форма психики, результат об щественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянной общении (с помощью языка) с другими людьми. Человек рождается, не имея сознания, но уже имея индиви дуальные особенности своей психики. В процессе общения с другими людьми и деятельности, его психика развивается и становится соз нанием. Все психические явления у человека сознательны, так как проявлено его сознание, но не все могут быть осознанными (психика ребенка): автоматизированные навыки, импульсивные действия и так далее.

На формирование сознания огромное влияние оказывает общест венная жизнь.

    _ 2. Роль и место экологии в современном обществе.

Космический корабль Земля уникальная среди планет Солнечной системы. В тонком слое где встречаются и взаимодействуют воздух, вода и земля, обитают удивительные объекты - живые существа, сре

    - 18

ди которых и мы с вами. Этот слой, населенный организмами, взаи модействующий с воздухом (атмосферой), водой (гидросферой) и зем ной корой (литосферой), называется биосферой. Все живые существа, и мы в том числе, зависят от сохранения ее цельности. Если слиш ком сильно изменить какую-либо из составляющих биосферы, послед няя может полностью разрушится. Не исключено, что атмосфера, гид росфера и литосфера при этом сохраняются, но в их взаимоотношени ях уже не будет участвовать живое.

В центре внимания современного человечества стоят проблемы взаимодействия человека с окружающей природной средой, экологи ческой устойчивости планеты.

 2Экология 0 - наука, исследующая функционирование систем и структур надорганизменного уровня (экосистем, или биогеоценозов) в их взаимодействии друг с другом и со средой обитания. Отсюда вытекают и задачи экологии - выявить возможные взаимосвязи раз личных технологий, и в первую очередь химических, биохимических, агрохимических, энергетических, разрушающих или вредно воздейс твующих на природную сферу, для создания общей экологической бе зопасности окружающей среды, в том числе и химической, биохими ческой, радиационной.

Говоря об экологии, мы подразумеваем как локальные, местные проблемы, с которыми сталкиваемся дома, в городе, на заводе, в поле, районе, государстве, так и глобальные.

Экология как наука включает в себя весь комплекс взаимодейс твия факторов - как природных и технологических, так и социаль ных, моральных, нравственных. Более того, социальные факторы в настоящее время становятся определяющими, ведущими, представляют собой сознательную деятельность людей, активно отстаивающих свои

    - 19

цели, интересы, часто далеки от интересов общества и человечества в целом, идущие иногда в разрез с этими интересами.

Еще несколько лет назад шли споры относительно самого факта антропогенного - вызванного человеком изменения климата. За пос леднее столетие средняя температура поверхности Земли повысилась не менее чем на 0. 5 5о 0С. Как и было предсказано моделям, так назы ваемого парникового эффекта, зимняя температура повысилась более значительно, чем летняя. Парниковый эффект возникает потому, что углекислый газ, метан, попадая в атмосферу, действуют как стекло в теплице, затрудняя отдачу тепла с поверхности планеты. Длитель ными наблюдениями установлено, что количество метана увеличивает ся ежегодно на 1%, углекислого газа - на 0. 4%. Углекислый газ "ответственен" примерно за половину парникового эффекта.

Реальной экологической угрозой становится истощение озоново го экрана в стратосфере. Говоря об этом, обычно отмечают знамени тую "озоновую дыру" над Антарктикой. Однако сокращение количества озона в стартосфере происходит и над нашей страной, где оно дос тигло уже в среднем около 3%. Доказано, что сокращение озона только на 1% ведет к увеличению заболеваний раком кожи на 5-7%. Это означает, что 6-9 тыс. человек на европейской территории на шей страны ежегодно заболевает раком кожи только по этой причине. Коротко о проблемах пресной воды. Чистой воды у нас не хва тает. Причина заключается в бесхозном, варварском отношении к во де, как к бесплатному, ничейному природному ресурсу. Ее можно забрать в каком угодно количестве, ее можно без особого наказания загрязнить. Антиэкономичность в водохозяйственном строительстве оборачивается постоянной трагедией для крупных и мелких регионов. Еще несколько штрихов современного экологического положения.

    - 20

Одной из крупных проблем у нас стало загрязнение подземных вод. Неумеренное применение пестицидов и минеральных удобрений привело к тому, что они в большом количестве оказались в грунто вых водах.

Особой экологической проблемой для нашей страны стали кис лотные осадки - увеличение кислотности дождей, снега, туманов в результате выброса в атмосферу окислов серы и азота при сгорании топлива. Кислые осадки снижают урожай, губят естественную расти тельность, разрушают здания, уничтожают жизнь в пресных водоемах. Когда среди глобальных экологических проблем называются сок ращение видового (генетического) разнообразия живой природы, обычно подразумевают , что эта проблема связана в основном с ги белью влажных тропических лесов - мест, где сосредоточено макси мальное разнообразие видов животных и растений. Проблема сокраще ния биологического разнообразия - это одна их самых странных проблем для будущего человечества, поскольку исчезнувший вид восстановить невозможно.

Сегодня решение экологических проблем стало одним из гло бальных критериев гуманности общества, уровня его технических и научных разработок.

Современная экология относится к тому типу наук, которые возникли на стыке многих научных направлений. Она отражает как глобальность современных задач, стоящих перед человечеством, так и различные формы интеграции методов направлений и научного поис ка. Превращение экологии из сугубо биологической дисциплины в от расль знания, включившую также общественные и технические науки, в сферу деятельности, основанную на решении ряда сложнейших поли тических, идеологических, экономических, этических и других воп

    - 21

росов, обусловило ей значительное место в современной жизни, сде лало ее своеобразным узлом, в котором объединяются различные направления науки и человеческой практики. Экология, на мой взгляд, все больше становится одной из наук о человеке и в опре деленном смысле интересует многие научные направления. И хотя этот процесс еще весьма далек от завершения, его основные тенден ции уже достаточно отчетливо просматриваются в наше время. Именно в экологии (хотя и не только в ней) намечается вполне реальные точки соприкосновения между фундаментальными и прикладными науч ными областями, между теоретическими разработками и практическим их применением.

Мы вынуждены сегодня признать, что тревожная экологическая ситуация сложилась во многих регионах нашей страны в результате некомпетентного хозяйствования, недостатка знаний и действий в слепую, потребительского отношения к природным богатствам, отож дествления слов И. В. Мичурина о том, чтобы не ждать милостей от природы, а брать их у нее, с нещадной эксплуатацией природных ре сурсов, а также превалирования технокритического мышления, при котором процесс ассоциируется со всевозрастающими количествами извлеченного из недр Земли угля, выплавленной стали, произведен ной электроэнергии.... Значение охраны природы как неприемлемого условия выживания человечества и каждого человека сейчас осозна ется нашим обществом, однако, к сожалению, оно мало готово к пос ледовательной и безусловной реализации природоохранных мер, при чем не только из-за недостатка необходимых для этого средств, но и вследствие отсутствия экологической культуры населения, нес формированности экологического мышления у работников народного хозяйства. Таким образом, решение экологических проблем в огром

    - 22

ной степени зависит от постановки экологического образования и воспитания подрастающих поколений. Вступающие в трудовую жизнь люди должны иметь четкое представление о том, что природные ре сурсы не бесконечны и технология производства любой продукции должна удовлетворять такому, с экологической точки зрения, требо ванию, как минимальной потребление материалов и энергии. Они должны хорошо знать законы природы, пронимать взаимосвязь природ ных явлений, уметь предвидеть и оценивать последствия вмешатель ства в естественное течение различных процессов. У них должно быть выработано "экологическое мировоззрение", т. е. сознание при оритетного решения экологических проблем при осуществлении любых проектов, разработок современных технологий, создание машин и ме ханизмов, при всяком хозяйственном начинании, а также твердое убеждение в том, что без уверенности в безвредности для окружаю щей среды того или иного мероприятия оно не должно реализовывать ся.

Производственная деятельность людей должна постепенно менять основу. Предстоит новая модернизация, которую естественно назвать экологической, поскольку она будет ориентироваться на создание производств, не разрушающих равновесного состояния биосферы, т. е. вписывающихся в ее биогеохимические циклы. Преодоление экологи ческого кризиса только техническими средствами невозможно. Тем более невозможно поддержание состояния равновесия, если общество не будет преобразовывать само себя, свою нравственность, а будет опираться только на технические решения. Человечество ожидает длительный и весьма трудный процесс совместного преобразования природы и общества, причем решающее значение в его длительности будет иметь формирование цивилизации, отвечающей новым потребнос

    - 23

тям человека, согласованным с новыми реалиями окружающей природы. Новая цивилизация для того, чтобы она оказалось способной обеспе чить дальнейшее существование на Земле человечества как развиваю щегося вида, должна опираться не только на новую технологическую основу производственной деятельности людей, но и на глубокое по нимание места человека в окружающем мире, без чего невозможно формирование новой нравственности, т. е. нового общественно необ ходимого поведения людей. Широкая образованность носителя плнеты необходима и для становления новой морали, т. е. духовного мира людей.

Только по-настоящему образованное и интеллигентное общество будет способно вступить в эпоху ноосферы или в период своей исто рии, когда оно сможет реализовать режим коэволюции природы и об щества. Это утверждение столь очевидно, что оно тоже может быть включено в исходную систему постулатов.

Следовательно, наряду с новой модернизацией человечеству предстоит создать новую культуру во взаимоотношениях между людь ми, так и с природой, субъектом которой является человек. В ее основе должно лежать всеобъемлющее воспитание и образование, ко торое естественно назвать экологическим.

    _ 3. История развития экологии как науки.

Человек, в отличие от всех других обитателей Земли, в про цессе деятельности способен ставить пере собой определенные зада чи. И, являясь биологически единым целым, человечество выступает как мощный фактор в геологическом процессе. Длительность антропо генного воздействия на природу оценивается миллионами лет, причем

    - 24

исторический процесс человеческих обществ охватывает в нем нес колько сотен тысячелетий.

     2Основные этапы
     2исторического развития взаимоотношений
     2человека с природой.

Первобытные стада древнейших обезьяноподобных людей, судя по данным археологии, занимались собирательством, лишь иногда добы вая крупных животных. Бугорчатый тип зубов питекантропов указыва ет на использование ими смешанной растительно-животной пищи. Не большая концентрация в природе высокопитательных кормов препятс твовала скоплению питающихся ими животных. Поэтому стада древней ших обезьянолюдей были малочисленные и вели кочевой образ жизни. Сообразно этому их воздействие на природу не могло быть значи тельне, чем у других зверей.

Геологическое значение человечества впервые проявилось по-видимому, около миллионов лет назад, когда древнейшие предста вители этого рода научились пользоваться огнем (приобрели навыки сохранения и использования огня) и стали делать первые орудия труда. Этим человек положил начало своему преимуществу перед жи вотными. Овладение огнем было связано с переходом от первобыт но-стадной жизни к хотя и примитивной, но организации человечес кого общества. Возникли поселения, а с ними и специализация функ ций отдельных членов первобытной общеины. Все это привело к воз никновению первых зачатков антропогенных изменений природы в ок рестностях крупных долговременных поселений (сжигание в костре растительности, истребление определенных видов животных и так да лее). С появлением неандертальцев, умевших изготовлять разнооб

    - 25

разные каменные орудия и добывать огонь, связывается быстрое сок ращение численности многих видов животных (мамонта, шерстистого носорога, пещерного медведя, ряда видов быков и оленей), на кото рых они охотились. Человек тысячелетиями уничтожал их в большем количестве, чем их рождалось.

 _Период развития первобытнообщинного строя.  . Сокращение чис ленности крупных животных повысило интерес первобытных охотников к мелким и средним. А поскольку добывать небольших животных для обеспечения потребностей целой общины приходилось в большом коли честве, внимание охотников переместилось с отдельных особей круп ных видов на популяции мелких. С этим связано появление в конце палеолита охотничьих снастей (крючка для ловли рыбы, лука и стрел, ловушек и капканов). У людей неолита возникает система охоты, основанная на знании экологии животных. Выработанные на практике представления о рациональных принципах использования природных ресурсов, отчего полностью зависело процветание перво бытной общины, закрепилось культом и даже дошли до наших дней (почитание кедра у алтайцев; почти все "священные" урочища манси, ненцев и хантов - место размножения важнейших промысловых живот ных. Такие "священные" заповедные угодья, основанные людьми пер вобытного общества, известные во всех частях Земли. ) Люди перво бытно-общинного строя заботились о воспроизводстве не только жи вотных, но и любых других ресурсов природы, в частности полезной растительности. Хищническое отношение к природе у многих народов каралось смертью. Существеннейшим, с точки зрения усиления воз действия человека на природу, явилось приручение стадных животных и выведение культурных растений.

    Считается, что на ближнем Востоке одомашнивание овцы прои
    - 26

зошло 11 тыс. лет назад; в это же время в Северной Америке уже была одомашнена собака; 10 ытс. лет назад люди уже выращивали первые зерновые культуры (пшеницу, ячмень). Однако сам процесс одомашнивания животных животных и окультуривания растений начался в значительно более древние времена. Медленно и трудно накапли вавшиеся знания и опыт нередко полностью утрачивались с гибелью рода, становились ненужными и предавались забвению при перемене общиной места жительства и пр.

В ходе процесса приручения и одомашнивания животных, окуль туривания растений человек более 10 тысяч лет назад начал из менять окружающий его живой мир, создавая для себя новую, не быв шую никогда на планете окружающую среду. Сознательным творчеством человек избавил себя от голода и таким образом получил возмож ность к резкому увеличению своей численности и заселению всей су ши.

Зародившееся в первобытных общинах направленное использова ние природы (земледелие и скотоводство) успешнее всего развива лось в зоне смешанных лесов и лесостепей (богатые почвы, опти мальная влажность, продолжительный вегетативный период), в степях (кочевое скотоводство), а также на замачиваемых в половодье зем лях долин крупных рек. Особенностью наиболее распространенных форм первобытнообщинного хозяйства было повсеместное использова ние огня. Урожаи на выжженных землях - обычно, это были участки уничтоженного огнем леса - достигали огромной величины, но через 2-3 года резко падали. Использование подсечно-огневой системы земледелия очень сильно изменило среду: нарушалась структура поч вы, возникала эррозия, мелели реки, менялся видовой состав живот ных и растений. Но в условиях избытка земельных угодий она имела

    - 27

положительное значение для человека, по-видимому, поэтому законы племен запрещали долго оставаться на одном месте.

Развивающееся как подспорье к земледелию скотоводство сопро вождалось вытеснением редких животных. Концентрируясь у поселений человека, домашние животные нарушали почвенный покров, загрязняли продуктами своей жизнедеятельности окружающую человека среду. Од нако в целом во времена первобытнообщинного строя сохранялось замкнутость в пользовании природными ресурсами. Достижение опре деленного равновесия в темпах использования продуктов Земли и ес тественного возобновления потребляемых ресурсов и обеспечивало как стабильность взаимоотношений первобытных людей с природой и исключительную устойчивость самого родового общества.

 _Период рабовладельческого общества.  . Разделение труда и раз витие техники повысили производительность и суммарный выход про дукции (следовательно, и силу воздействия на природу), а незаин тересованность рабов в результатах своего труда и в сохранении условий, обеспечивающих его производительность, привела к опреде ленной деградации в принципах использования природных ресурсов. Грабительские войны приводили к экономически нецелесообразным пе ремещениям населения слабых государств, что вело к разрушению сложившихся культурно-хозяйственных ценностей и традиций. Именно рабовладельческие цивилизации превратили обширные пространства Земли в пустыни. Последствия этого процесса неизгладимы до сих пор. Например, в Греции в настоящее время сохранилось только 2% первоначального слоя почвы и только 20% земель, относимых к куль турным, пригодны к возделыванию.

В странах Востока, где развитие рабовладельческих отношений не было столь выражено, экономический упадок был менее резок, в

    - 28

отношение к природе было более рациональное. Первые дошедшие до нас законы об охране природы (лесов) были изданы в Древнем Вави лоне царем Хамурапи в XVIII в. до н. э. Инки запрещали под страхом смертной казни появляться посторонним на Гуановых островах (Южная Америка) во время гнездования там бакланов и олушей, так как при менение гуано обеспечивало высокое плодородие засушливых западных склонов Анд. В III в. до н. э. индийский император Ашока издал большое количество опиравшихся на религию законов об охране при роды. Задолго до нашего летоисчисления в Китае отдельными приви легиями княжества были учреждены несколько заповедников.

 _Период феодализма.  . В системе ведения хозяйства большинство методов, применявшихся при общинном строе, было унаследовано фео дальным крестьянам (в почву возвращали все то, что брали у нее). Однако разделение людей на подчиненных производителей и господс твующих потребителей исключало разумное использование территории, не являвшейся собственностью крестьян. В то же время для фео дального общества характерны частные мероприятия по охране приро ды - наделов земли, которые находились в личной собственности и которые феодал стремился не только сохранить для себя, но и пере дать наследнику. Охота была той областью, где феодал наиболее тесно соприкасался с природой, поэтому сохранению охотничьих уго дий и дичи уделялось особое внимание.

В середине XVI в. было создано немало заповедников. Однако большинство из них представляли собой своеобразные закрытые охот ничьи хозяйства, служивших резервными источниками местного про довольствия. Тем не менее заповедники обусловили сохранение до наших дней европейского зубра, благородного оленя, лани, серны и др. Таким образом, охрана природы диктовалась исключительно хо

    - 29

зяйственными интересами феодального государства, а главным назна чением регламентаций по использованию природных ресурсов была за щита феодальной собственности. Тружящиеся слои населения пол ностью лишались возможности охоты, рыбной ловли, сбора в лесу хвороста и так далее.

 _Период капитализма.  . Возросшие технические возможности во здействия на природу обусловили самую хищническую эксплуатацию природных ресурсов, которую когда-либо знало человечество. Безу держная эксплуатация только объектов максимально прибыльных пре пятствует рациональному использованию ресурсов природы, предопре деляет конъюнктурный подход к использованию ее богатств. Напри мер, в на чале XX в. Бразилия была основным экспортера каучука в мире. В 20-х годах оказалось более выгодно добывать каучук в Юго-Восточной Азии. Бразильские плантации забросили. Во время второй мировой войны, когда японские милитаристы захватили азиат сике каучуковые каучконосы, монополии США вновь начали добывать каучук в Бразилии. После войны эти разработки были заброшены. Не случайно поэтому в последние десятилетия отдельные руководители и прогрессивные организации ряда капиталистических стран стали ус матривать в охране природы залог поддержания высокого уровня на циональной экономики и международного престижа страны. Поэтому в капиталистических странах сейчас серьезное внимание уделяется природоохранному просвещению, совершенствуется законодательство по озране природы, создаются заповедники и национальные парки.  _Современное положение ... Сейчас, в середине 90-х годов возник ли новые проблемы. Численность населения Земли по сравнению с 1965 годом почти удвоилась. Если в 1960- и 1970-е годы проявля лись только лишь нечеткие прогнозы относительно кислотных дождей,

    - 30

разрушения озонового слоя и потепления климата, связанного с выб росом в атмосферу углекислого газа при горении, то сейчас для всех очевидно: почва, вода и многие другие жизненно необходимые нам ресурсы приблизились к пределу из возможного использования. В то же время природоохранное движение 1990-х годов может привес ти к быстрым и глубоким переменам, так как подготовительная рабо та уже проделана. Через 30-50 лет оно способно сделать неустойчи вое сейчас развитие цивилизации устойчивым.

 2Экология 0 - это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их неорганической природой, о связях и на дорганизменных системах, о структуре и функционировании этих сис тем.

Экология как наука сформировалась лишь в середине прошлого столетия, после того, как были накоплены сведения о многообразии живых организмов на Земле, об особенностях их образа жизни. Воз никло понимание, что не только строение и развитие организмов, но и взаимоотношения их со средой обитания подчинены определенным закономерностям, которые заслуживают специального и тщательного изучения.

Термин "экология" ввел известный немецкий зоолог Э. Геккель, который в своих трудах "Всеобщая морфология организмов" (1866) и "Естественная история миротворения" (1868) впервые попытался дать определение сущности новой науки. Слово "экология" происходит от греческого oikos, что означает "жилище", "местопребывание", "убе жище". Э. Геккель определили экологию как "общую науку об отноше ниях организмов к окружающей среде, куда мы относим в широком смысле все условия существования. Они частично органической, час тично неорганической природы; но как те, так и другие.... имеют

    - 31

весьма большое значение для форм организмов, так как они принуж дают приспосабливаться к себе. По Э. Геккелю, экология представля ет науку о "домашнем быте" живых организмов, она призвана иссле довать "все те запутанные взаимоотношения, которые Дарвин условно обозначил, как борьбу за существование".

Среди других названий этого нового направления в XIX в. час то употреблялось "экономия природы". Этот термин подчеркивал проблему естественного баланса, "равновесия видов", которая и сейчас является одним из важнейших вопросов экологии.

Как и большинство наук, экология имеет длительную предисто рию. Ее обособление представляет собой естественный этап роста научных знаний о природе. Выделившись в системе других естествен ных наук, экология и сейчас продолжает развиваться, обогащая свое содержание и расширяя задачи. Современная экология является тео ретической основой рационального природопользования, ей принадле жит ведущая роль в разработке стратегии взаимоотношений природы и человеческого общества. Экологическое мышление становится необхо димым для решения самых насущных, прикладных задач нашей жизни.

    _ 4. Роль и место экологии в обучении.

Концепция экологического воспитания и образования должна опираться на научный анализ реальности и некоторые общие положе ния философского характера. Сегодня они формируюся как результата обширных исследований специалистов самого разного профиля. Нару шение равновесия биосферы вследствие стихийной деятельности чело века и превращение его в основную природопреобразующую силу пла неты неизбежно приведет к общепланетарному экологическому кризи

    - 32

су. Его преодоление будет означать переход к состоянию коэволюции природы и общества, смысл и содержание которого еще придется поз нать.

Производственная деятельность людей должна постепенно менять основу. Предстоит новая модернизация, и которую естественно наз вать экологической, поскольку она будет ориентироваться на созда ние производств, не разрушающих равновесного состояния биосферы, т. е. вписывающихся в ее биогеохимическе циклы. Преодоление эколо гического кризиса только техническими средствами невозможно. Тем более невозможно поддержание состояния равновесия, если общество не будет преобразовывать само себя, свою нравственность, а будет опираться только на технические решения. Человечество ожидает длительный и весьма трудный процесс совместного преобразования природы и общества, причем решающее значение в его длительности будет иметь формирование цивилизации, отвечающей новым потребнос тям человека, согласованным с новыми реалиями окружающей природы. Новая цивилизация для того, чтобы она оказалась способной обеспе чить дальнейшее существование на Земле человечества как развиваю щегося вила, должна опираться не только на новую технологическую основу производственной деятельности людей, но и на глубокое по нимание места человека в окружающем мире, без чего невозможно формирование новой нравственности, т. е. нового общественно необ ходимого поведения людей. Широкая образованность носителя плнеты необходима и для становления новой морали, т. е. духовного мира людей.

Только по-настоящему образованное и интеллигентное общество будет способно вступить в эпоху ноосферы или в период своей исто рии, когда оно сможет реализовать режим коэволюции природы и об

    - 33

щества. Это утверждение столь очевидно, что оно тоже может быть включено в исходную систему постулатов.

Следовательно, наряду с новой модернизацией человечеству предстоит создать новую культуру во взаимоотношениях как между людьми, так и с природой, субъектом которой является человек. В ее основе должно лежать всеобъемлющее воспитание и образование, которое естественно назвать экологическим.

Несмотря на разнообразие цивилизаций, которое будет сущест вовать и впредь, начнет формироваться некоторая общепланетарная система знаний и принципов взаимоотношения с природой в равной степени необходимых всем обитателям планеты. В самом деле, в сов ременных условиях человечество взаимодействует с биосферой как одно целое, значит, оно обязательно должно обладать некоторыми общими стандартами в своих взаимоотношениях с природой. Сегодня вряд ли можно предложить некую единую и универсальную систему воспитания и образования. Она будет формироваться постепенно, как обобщение опыта специалистов в области образования, достижения науки, т. е. наших знаний об окружающем мире и деятельности поли тиков. Однако некоторые основные положения будущей системы, поз воляющие сделать первые шаги, просматривается уже достаточно от четливо.

Экологическое воспитание должно представлять собой целостную систему, охватывающую всю жизнь человека. Оно должно иметь целью формирование у человека мировоззрения, основанного на представле нии о своем единстве с природой и о направленности культуры и всей практической деятельности не на эксплуатацию природы и даже не на сохранение ее в первозданном виде, а на ее развитие, спо собное содействовать развитию общества. В этом принцип современ

    - 34

ного антропоцентризма, основанного на понимании того факта, что дальнейшее развитие человечества может состояться только совметс но с дальнейшим развитием природы, ее многообразием и богатством. В такой формулировке принцип антропоцентризма практически эквивалентен утверждениям классической педагогики и восходит к Песталоцци, Монтеню, Руссо, утверждавшим, что цель воспитания развитие симпатии к другим людям и любовь к природе. Воззрения классической педагогики обладали высокой степенью экологичности. Для того, чтобы реализовать этот принцип, экологическое вос питание должно начинаться с самого раннего детства. Еще в семье и в дошкольные годы ребенок должен получить некоторые начальные сведения об окружающем мире, природе, о необходимости и целесооб разности бережного отношения к растениям, животным, о сохранении чистоты воды, воздуха Земли. Эти знания должны быть развиты и закреплены в начальных классах средней школы. Одновременно должна быть создана атмосфера благожелательности по отношению к природе, чтобы у ребенка сформировалось миропредставление, включающее его в окружающий мир не как хозяина, а как участника естественного процесса его развития.

Существуют два разных термина - "экологическое воспитание" и "экологическое образование". Первое невозможно без второго, и по этому образование должно развиваться в контексте второго, тем бо лее что знания сами по себе еще не пределяют направленность дея тельности человека.

Экология - большая научная дисциплина, но ее преподавание должно быть дозированно и не превышать систематический многолет ний курс. Начальные сведения должны быть получены дома или в дош кольных учреждениях и закреплены серией специальных уроков и це

    - 35

ленаправленных экскурсий в первых классах. Они должны быть "при родоведчески ориентированы", подобно тому как излагались началь ные сведения в учебниках по природоведению в дореволюционной земской школе.

Что же касается систематического курса экологии, то он дол жен быть прочитан в одном из последних классов средней школы. В нем следует не только обобщить и систематизировать знания, полу ченные в предшествующих классах, но и внести некоторые общие фи лософские (идеологические) представления, закладывающие основы современного миропонимания.

Сегодня много говорят об экологизации образования. Это очень важный элемент экологического воспитания. Экологическое мышление, представление об окружающей среде и месте в ней челове ка должны присутствовать во всех проявлениях его активности. Весьма эффективным средством реализации этого принципа и является экологизация образования. Она состоит в том, что практические все преподаваемые дисциплины школьного курса должны содержать эколо гический материал. Не только биология, химия, география, но и ма тематика, литература. Все они могут стать средством получения экологических представлений и экологических знаний.

Таким образом, в результате всего выше сказанного, мы можем сделать вывод о том, что проблемы экологии очень остро стоят в настоящее время не только в нашей стране, но и во всем мире. Сильно загрязнены воздух, вода, почвы. Никогда проблема охраны природы не стояла так остро, как в последнее время. И именно поэ тому сегодня необходимо формировать экологическое сознание у де тей. Ведь через несколько лет они станут взрослыми и необходимо, чтобы они бережно и рационального относились к природе.

    .
    - 36
     2ГЛАВА II. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
     2В ОБУЧЕНИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ
    _ 1. Связь образования и естественно-научных дисциплин.

Основная цель экологического образования - формирование эко логического сознания и мышления на основе активной жизненной по зиции. Пробуждение экологического сознания неразрывно связано с осознанием человеком своей роли на Земле. В настоящее время вследствие технического прогресса, урбанизации общества человек перестал ощущать себя и окружающую среду как единое целое в пре делах биосферы.

Решение современных экологических проблем требует компетент ного подхода, который включает естественные, социальные и гумани тарные науки, приближаясь, таким образом, к философскому уровню познания.

Экологическое образование имеет межпредметный характер т главную роль тут играют естественнонаучные дисциплины: физика, биология, география. При изучении этих предметов имеются огромные возможности для формирования экологического сознания. Такая воз можность есть практически на каждом уроке и ее необходимо исполь зовать.

В рамках какого-нибудь одного предмета экологическое образо вание и воспитание не может быть осуществлено в полной мере. Она ко возможности осуществления экологического образования в процес се изучения различных дисциплин неодинаковы. Они определяются спецификой задач и содержанием предмета.

    Содержание экологического образования комплексно. Оно вклю
    - 37

чает идеологические, научные, нравственно-эстетические, правовые, личностно-мировоззренческие и практические аспекты. Для их реали зации в школьном курсе естественнонаучных дисциплин сложились бо лее благоприятные условия, чем в других предметах. Последнее объ ясняется прежде всего тем, что цели и задачи естественно-научного и экологического образования тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Цель экологического образования заключается еще и в формировании ответственного отношения к природе, которое должно стать важнейшим элементом в системе социальных отношений будущего образования - преодолеть потребительский подход к приро де, воздействуя на все аспекты сознания: научный, художественный, нравственный и правовой. Задачей же школьного курс а естественно научных дисциплин является прежде всего формирование диалекти ко-материалистических взглядов на природу и на взаимодействие об щества и природы; овладение учащимися знаниями и умениями для ра ционального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, оценки природной и хозяйственной обстановки в своей мест ности, воспитание норм и правил поведения в природе.

    Целостное представление об экологизации школьного естест

веннонаучного образования дает выделения в его содержание ведущих идей. Многие из них (развитие и целостность природы, изменение природы в процессе труда, окружающая среда и здоровье человека, природы в нарвственно-эстетическом развитии личности) являются основополагающими в экологическом образовании.

Раскрытие их в обучении физике, химии, биологии, географии направлено на формирование у школьников понимания целостности природы Земли, единства ее процессов, естественной связи и с ней человека, а также того, что любая хозяйственная деятельность че

    - 38

ловека и его поведение в природе должны быть согласованными с ее законами.

Так как все изменения природной сферы, и естественные, и вызванные деятельностью человека, оказывают влияние на условия жизни и здоровье населения, то рассмотрение этой взаимосвязи осу ществляется через систему знаний о значении отдельных клмпонентов и природы в целом для жизни и хозяйственной деятельности челове ка, о необходимости рационального использования природных ресур сов и восстановления. Изучение основ природопользования, рассмот рение вопросов о роли прогнозирования изменений окружающей среды способствует пониманию учащимися важности учета особенностей при роды в процессе трудовой деятельности человека. В целом школьный курс естественно-научных дисциплин помогает учащимся осознать значение природы для общества, понять, что природа - основной ис точник удовлетворения жизненных и духовных потребностей человека, осмыслить необходимость ответственного отношения к ней.

Содержание школьного курса физики, химии, биологии, геогра фии располагает объективными возможностями формирования и разви тия у школьников нравственных норм и привычек поведения в приро де, ценностных ориентаций.

Развитию ценностных ориентаций способствует выполнение уча щимися практических работ оценочного характера. Для экологическо го образования важное значение имеют работы на местности по оцен ке характера воздействия человека на окружающую среду, предусмот ренные программой. На их основе у школьников вырабатывается при вычка правильно, критически оценивать свое поведение в природе, поступки других людей, выбрать линию поведения, соответствующую законам природы и общества. Знание и соблюдение учащимися правил

    - 39

поведения в природе во время экскурсий, туристических и краевед ческих походов свидетельствуют о степени сформированности их нравственного облика.

В экологическом образовании не меньшую роль, чем нравствен ное, играет эстетическое воспитание, в которое существенный вклад вносят и естественно-научные предметы. На этих уроках учащиеся обогащаются новыми эстетическими впечатлениями, чему способствуют разнообразные средства обучения (картины, кинофильмы, диафильмы и т. д. ), формирующие образы территорий, различных объектов природы, развивающие у детей эмоциональную восприимчивость к красоте вооб ще, прекрасному в природе и эстетическое восприятие окружающей среды.

Таким образом, содержание школьного курса естественно-науч ных дисциплин способствует экологическому образованию школьников и имеет для этого огромные возможности. В их реализации и подго товке экологически грамотного поколения основная роль принадлежит учителю, его творческой инициативе.

    _ 2. Формирование бережного отношения школьников к природе.

Этапы школьного обучения, возрастные возможности учащихся, реальные условия социального и природного окружения - все это обусловливает характер формирующихся отношений школьников к при роде, их деятельность по сокращению и уменьшению окружающей сре ды.

Рассмотрим возрастные особенности отношения к природе детей, подростков и юношей в период школьной жизни.

 _Младшие подростки (9-11 лет) ... Необходимость заботы о зеленых

    - 40

насаждениях мотивируют тем, что растения "всех радуют", "они нам нравятся", "украшают город", "делают нашу жизнь красивой" и т. д. В их высказываниях редко звучит чисто рационалистический подход ("из деревьев делают карандаши и линейки"). В этом возрасте лети часто осуждают свои действия во время игр, наносящие вред приро де: "ломали ветки, когда играли". Дети мечтают о хороших делах на пользу природе, проявляют готовность " вырастить что-то своими руками", больше собрать макулатуры, "чтоб не губить лес", предпо лагают, чтобы каждый человек посадил 5-6 деревьев, и "тогда наша Земля бедт прекрасной".

 _Старшие подростки (12-15 лет) . глубже осознают государствен ную и общественную значимость экологически проблем. Они осуждают всякое зло, жестокость, жадность по отношению к природе, Бережное отношение к природе они тесно связывают с борьбой за мир, за пре дотвращение войны как самого большого зла для людей и природы. У школьников этого возраста, особенно у девочек, ярко выра жено нравственно-эмоциональное отношение к природе: "природа самое прекрасное", "это самое необходимое, нужное человеку", "от природы зависит настроение человека", "прелесть природы нельзя губить".

В этом возрасте усиливаются патриотические мотивы: "Родина это прежде всего родная природы", "мой вклад в охрану природы бу дет помощью Родине". Забота о природе родного края у старших под ростков проявляется в конкретных делах. Они нередко выступают с инциативой вычистить речку или пруд, озеленить двора.

Вместе с тем именно в этом возрасте чаще всего встречаются "разрушительные действия". Подростки еще слабо представляют себе последствия воздействия человека на природу, нередко не предви

    - 41

дят, к чему может привести поступок, совершенный из любопытства или озорства. Поистине противоречивый возраст! Это создает опре деленные трудности в развитии и укреплении экологической культуры подростков. В то же время их активность и стремления к деятель ности служат основой для овладения научными знаниями, формирова ния практических умений и навыков природоохранительного характе ра.

Большинство школьников _ раннего юношеского возраста (16-17  _лет) . , как правило, придают большое значение общественно полезным делам по улучшению окружающей среды, принимают в них участие, высказывают твердое убеждение в том, что охрана природы - зада ча каждого гражданина. Молодежь видит вред не только от прямого ущерба, который может нанести человек природе, но и от равнодуш ного к ней отношения.

Важно, что в сознании юношей научный и рациональный подход к природе сливается с нравственно-этическим. Старшим школьникам подчеркивают необходимость "не только брать у природы, но и отда вать ей, не губя и не разрушая ее". Некоторые из них мечтают "не через сто лет, а именно сейчас превратить нашу Землю в цветущий сад".

    _ 3. Условия формирования экологических знаний.

Психолого-педагогические основы экологического образования и воспитания школьников разрабатываются с учетом:

возрастных особенностей учащихся, выражающихся во взаимосвя зи мышления, памяти, внимания и успеваемости; направления их со знания на соблюдение нравственных и гражданских норм общества и

    - 42

оптимизации окружающей среды; системности и проблемности в обуче нии началам экологии.

В учебных предметах содержится значительный объем естествен нонаучных и гуманитарных знаний, систематизация которых и разви тие на межпредметной основе с учетом психологических особенностей мышления, памяти и внимания старшеклассников позволяют сформиро вать общий подход к рассмотрению картины мира и воспитать осоз нанное стремление к активной общественно-полезной деятельности. Каким образом модно и необходимо систематизировать этот учебный материал, как придать обобщенный и конкретный характер знаниям о картине мира?

Первое условие - это учет возрастных особенностей взаимосвя зи памяти, внимания и успеваемости школьников в целях формирова ния у них прочных, глубоких и системных знаний по основам наук. Следует отметить, что в литературе не подвергается специальному исследованию вопрос о возрастных особенностях зависимости успева емости от памяти и внимания учащихся, к тому же данные приводят ся, как правило, суммарно для мальчиков и девочек, что вряд ли является оправданным, поскольку практика школьной педагогики пос тоянно указывает на необходимость дифференцированного подхода к учащимся разного пола и возраста. В общей сумме факторов, опреде ляющих успешность обучения, память и внимание перестают играть ведущую роль. На первое место выступают более сложные, приобре тенные в процессе обучения формы усвоения учебного материала. Второе условие заключается в формировании системности знаний учащихся применительно к старшеклассникам.

Важное условие реалзации экологических знаний в процессе обучения - формирование теоретического мышления. Выполнение этой

    - 43

задачи на уровне требований для выпускников средней школы выража ется в усвоении ими основ научной теории. Каким образом достига ется системность в знаниях старшеклассников? Анализ школьных учебников показывает, что материал принципиально не может быть представлен в таком виде, чтобы ученик не преобразовывал его в своем сознании по элементам теории. Внутренняя перестройка знаний ученика сопровождается преобразованием тех связей, которые возни кают при первичном ознакомлении с учебным материалом. Пересказы вая материал, школьник вновь перестраивает имеющиеся знания. Та ким образом, научная теория в учебном процессе отображается в трех принципиально разных системах: при первичном ознакомлении в учебнике или объяснении учителя, при итоговом - в сознании уче ника и в изложении самого ученика. Чтобы школьник усвоил систем ные знания, ему необходимо дважды перестроить первично полученные сведения.

Формирование знаний о знаниях - еще одна сторона усвоения теоретического материала, особенно в условиях актуальных задач оптимизации учебно-воспитательного процесса, которые стоят перед школой. В содержании образования эти знания выполняют функцию ре ализации принципов сознательности в обучении и, кроме, того, фун кцию направленности на формирование научного мировоззрения. Выра ботка научного мировоззрения включает в себя процесс формирования научной картины мира и систему взглядов на познание.

Третье условие - деятельность и общение в природной среде. Определение оптимальных условий формирования умений и навыков на базе экологических знаний.

Таким образом, при осуществлении экологического подхода к изучению естественнонаучных дисциплин учащиеся усваивают, что

    - 44

природа и общество взаимосвязаны как во времени, так и в прос транстве. Для данных взаимосвязей характерна определенная законо мерность. На уроках физики, химии, биологии, географии и общест воведения школьники узнают, что явления, объекты и процессы дейс твительности объективно связаны.

Осуществляя межпредметные связи на занятиях естественнонауч ных школьных дисциплин и во внеурочное время, школьники изучают явления природы и общества, познают объективные взаимосвязи. Школьник овладевает системой знаний в том случае, если он хорошо знает общие свойства и ее элементы, структуру и функцию изучаемо го явления и может применить усвоенные знания в практических при родоохранительных целях.

Изучение общества и явлений природы на протяжении всего школьного курса неразрывно связано с развитием у учащихся систем ного мышления, чему способствует анализ объективных связей, обус ловливающих биологические, физические, химические и другие явле ния на межпредметной основе в экологическом аспекте. В процессе природоохранительной деятельности школьников большое место должно отводиться экспериментированию и практике.

При определении целей и задач эксперимента, который ставят учащиеся, они должны обосновать постановку проблемы, этапы ее решения, методику исследования количественных и качественных по казателей, а также методику проверки гипотезы в эксперименте и практический результат.

При выполнении практической природоохранительной работы или эксперимента, при проверке гипотезы школьники учатся систематизи ровать известные им факты, устанавливать их взаимосвязь, творчес ки применять к ним уже известные законы и, исходя из этого обоб

    - 45
    щения, делать новые выводы.

Приобретение знаний - первоначальная задача реализации принципов и условий экологического образования. Основная задача заключается в применении школьниками полученных экологических знаний, умений, навыков, методов природоохранительной деятельнос ти в общественно-полезной практике и тем самым - в содействии дальнейшему активному и творческому познанию действительности.

    _ 4. Вопросы экологии в начальном курсе физики.

Преподавание физики строится в настоящее время по политехни ческому принципу: изучаемый материал группируется вокруг приори тетных вопросов технического прогресса (развитие энергетики, средств связи, транспорта, создание материалов с заданными свойствами и др. ). Однако, современная тенденция гуманизации об разования диктует необходимость возвращения физике ее изначально го содержания как науки о природе. Подобную переориентацию может обеспечить экологизация школьной физики, ибо физическое обоснова ние имеет два взаимосвязанных аспекта проблемы "человек и приро да". Энергетический (рациональное использование природных ресур сов) и природоохранный методы предотвращения нарушения - вследс твие антропогенного воздействия - или восстановления природного равновесия). Эти аспекты можно рассматривать при изучении боль шинства вопросов физики. Поскольку наибольший интерес к природо охранительной работе проявляют учащиеся 7-8 классов, важно акцен тировать их внимание на вопросах рационального природопользова ния, воспитывая у них чувство ответственности перед природой. По кажем, на каком экологическом материале и при изложении каких

    - 46
    вопросов это можно сделать при изучении физики в 7 классе.
     ш2



(C) 2009