Научная Петербургская Академия

Доклад: Социальный аспект стратегии устойчивого развития РФ

Доклад: Социальный аспект стратегии устойчивого развития РФ

Волжский Гуманитарный Институт ВолГУ

Социальный аспект стратегии устойчивого развития

Гр ПР-992

Лопатин Роман Игоревич

Стратегия перехода к устойчивому развитию обеспечивает, в частности, достижение

следующих целей:

· достижение научно обоснованных параметров качества жизни

людей, увеличение средней продолжительности жизни населения, развитие

социальной активности граждан, планирование семьи и рационализацию масштабов

и структуры личного потребления, обеспечение равных возможностей в получении

образования и медицинской помощи, социальная защита престарелых, инвалидов и

других социально уязвимых групп населения;

· сохранение и восстановление естественных экосистем,

стабилизацию и улучшение качества окружающей cреды, снижение сбросов и

выбросов вредных веществ в водные объекты и атмосферу, сокращение образуемой

массы отходов, особенно токсичных, организация их переработки и утилизации;

· формирование новой этики путем выработки сознательного

отношения к биосфере как фундаменту жизни, соблюдения законов ее развития, а

также вытекающих из них ограничений и запретов;

· создание социально и экологически эффективной экономики,

обеспечивающей достойный уровень жизни людей, конкурентоспособность

продукции, гибкость и быструю адаптацию к изменениям рыночной конъюнктуры и

экологической ситуации; формирование этики эффективного хозяйствования,

рационального потребления и природопользования, здорового образа жизни.

6 Социальный аспект

Приоритетные направления социальной и гуманитарной политики государства в

стратегии устойчивого развития:

· демографическая политика и семья;

· образование и права человека;

· борьба с преступностью;

· качество жизни и социальная справедливость;

· интересы молодежи, женщин, семьи, пенсионеров, инвалидов;

· рынок труда и трудовые отношения;

· социальное страхование и пенсионное обеспечение;

· здравоохранение и здоровый образ жизни;

· культура.

Трудовые отношения

В настоящее время приоритет – выплата пособий

по безработице. Необходим другой приоритет – содействие в

трудоустройстве, стимулирование поиска работы. Активные меры в области

политики занятости, которые целесообразно использовать при трансформации

экономики, включают: · государственную политику

целенаправленного создания новых рабочих мест во всех секторах экономики,

стимулирование создания новых рабочих мест на предприятиях всех форм

собственности с помощью рычагов кредитной и налоговой политики; ·

обучение и переобучение работников в соответствии с быстро меняющимися

потребностями рынка, профессиональная ориентация молодежи, впервые вступающей

на рынок труда, и прочие формы обучения; · создание эффективных

механизмов содействия высвобождаемым работникам и безработным в

трудоустройстве, непосредственного и активного взаимодействия служб занятости с

работодателями; · расширение видов общественных работ с учетом

качественного состава безработных граждан и социально-экономических

потребностей регионов; · развитие малого и среднего бизнеса с

помощью системы налоговых льгот и кредитной поддержки, предоставления

экспертных гарантий, системы обучения начинающих предпринимателей,

предоставления информационных услуг.

Социальное страхование и

пенсионное обеспечение

Реформирование системы социального страхования необходимо для обеспечения

· ответственности государства и общества за бережное отношение к

личности;

· государственных гарантий, связанных с социальным страхованием;

· ответственности страхователя и страховщика за обеспечение прав

застрахованных лиц;

· личной ответственности работников за их материальное благополучие,

сохранение своего здоровья и трудоспособности.

Содержанием деятельности по преобразованию системы социального страхования

является восстановление принципов, изначально присущих страховой форме

социального обслуживания населения:

· социальная доступность страхования всем слоям населения;

· фондовая организация средств; отделение фондов социального

страхования от государственного бюджета;

· эквивалентность поступающих страховых взносов и платежей и расходов,

связанных с выполнением обязательств перед застрахованными; целевое

использование средств страховых фондов;

· самоуправляемость фондов;

· возможность капитализации средств.

На современном этапе развития назрела необходимость страхования от несчастных

случаев на производстве и от профессиональных заболеваний.

Пенсионная система относится к числу ключевых сфер, определяющих устойчивое

развитие социально-экономической системы в целом

Устойчивое развитие российского общества в ближайшем будущем становится

эффективным при функционировании трехуровневой пенсионной системы.

Первый уровень системы государственных пенсий - базовая пенсия, размер

которой должен обеспечить реальный максимально возможный прожиточный минимум в

существующих условиях.

Второй уровень - трудовая (страховая) пенсия. В перспективе обязательное

пенсионное страхование должно перейти к паритетному участию работника и

работодателя в финансировании трудовых пенсий.

Третий уровень в пенсионном обеспечении должны составлять негосударственные

пенсии.

Назрела необходимость перехода от распределительной системы пенсионного

обеспеченья к накопительной.

Здравоохранение и здоровый образ жизни

Основные задачи государственного здравоохранения и задачи обеспечения его

устойчивого развития следующие:

· предоставление населению качественной бесплатной помощи для

восстановления и поддержания здоровья в более короткие сроки;

· осуществление структурных преобразований в системе здравоохранения

для увеличений объема и улучшения качества медицинской профилактики и помощи;

· улучшение первичной медицинской помощи и лекарственного обеспечения;

· повышение эффективности использования ресурсов в здравоохранении;

· участие населения в решении вопросов охраны здоровья;

· повышение уровня квалификации медицинских работников.

Приоритетным является создание института семейной врачебной практики и

снижение времени пребывания больного в стационарах с увеличением

амбулаторного лечения. Важно так же расширить социальную базу

здравоохранения, популяризировать здоровый образ жизни.

Образование и культура

Основой образовательного процесса должна стать концепция о развитии мира

как единого целого, представления о развитии человечества как части процесса

взаимодействия общества и природы, гуманизм, бережное отношение к

историко-культурному наследию.

Национальная доктрина образования призвана сформировать правильную

государственную политику в области образования, укрепить в общественном

сознании представление об образовании и науке как об определяющих факторах

развития современного российского общества.

Важнейшими и ближайшими целями культурной политики являются:

· сохранение и развитие культурного потенциала общества,

национальных традиций, культурного разнообразия народов Российской Федерации;

· сохранение единого многонационального культурного пространства

страны и создание условий для интеграции культуры народов России в мировое

культурное пространство;

· обеспечение разнообразия культурной жизни и доступности услуг

учреждений культуры для всех социальных слоев населения.

7. Экологизация производственной деятельности

Экологизация – это ориентированный на сохранение и улучшение качества

природной среды процесс последовательного внедрения систем технологических,

управленческих, юридических и других решений, позволяющих повышать

эффективность использования естественных ресурсов и снижать антропогенную

нагрузку на природную среду.

Основной принцип Стратегии устойчивого развития означает сбалансированный

паритет экономических и экологических интересов общества. В этом аспекте

осуществляется и экологизация общественного сознания.

Основные этапы:

1. Экологизация структурной перестройки экономики (max

исключение из производства и потребления вредных продуктов)

2. Формирование системы экономических воздействий на экологизацию

производства (экологизация налогообложения (переход от косвенного

налогообложения к прямому природно-ресурсному - рентные платежи) и кредитной

политики (введение рейтинга банковского процента в зависимости от экологической

надежности предприятия)

3. Рыночные механизмы экологизации хозяйственной деятельности (поиск

и использование негосударственных источников финансирования охраны ОПС –

торговля разрешениями на выбросы и экологическое страхование).

4. Развитее рынков экологических услуг, экологически чистой продукции,

технологий, оборудования.

5. Экологизация законодательства и правовой базы Необходимо выделить

природные ресурсы в особую правовую категорию – принятие соответствующего

рамочного закона.

6. Экологизация образования и воспитания населения

8. Стратегия научно-технического развития

Наука - это важнейшая составляющая национального богатства в любой стране.

Высокий уровень научного потенциала является необходимым условием устойчивого

развития общества

В настоящее время намечаются 3 последовательных этапа реализации научно-

технического развития.

Первый этап – переориентация научно-технического потенциала страны на

решение задач по сокращению технологического отставания России, ликвидация

прямых угроз ее научно-техническому потенциалу.

Второй этап – обеспечение ликвидации технологического разрыва между

Россией и промышленно развитыми странами

Третий этап – обеспечение перехода на траекторию устойчивого

технологического развития при последовательном повышении удельного веса

критериев сохранения и восстановления природной среды, улучшения качества

жизни. В соновц положены два основных принципа:

Гармонизация человеческой жизни – гуманизацию технологий, экологизацию

производства.

Высокий приоритет – процесс разработки и реализации высоких технологи –

направленных на управление природными ресурсами и их сбережением, а так же

защиту и восстановление ОПС.

Образование и наука

Необходим процесс интеграции науки и высшей школы. Для этого необходимо

обеспечить:

· Развитее совместных фундаментальных исследований проводимых в ВУЗах,

Россиской академии наук, НИИ

· Взаимодействие академической науки с образовательным процессом в ВУЗах

· Формирование информационной базы фундаментальных исследований,

развитее опытно-эксперементальной базы.

· Поддержка экспидиционных и полевых исследований

· Создание престижных условий для проведения фундаментальных

исследований в ВУЗах

Необходимы новые формы финансирования науки – не менее 2% ВВП

9 Региональный аспект

Регионализм устойчивого развития объективно обуславливается тем, что

социально-экономические процессы, структура производства и его специализация

имеют четко выраженный региональный характер.

Разработка и реализация стратегии в зависимости от глубины исследования

проблем устойчивого развития может осуществляться на следующих уровнях:

общероссийском – предусматривается обеспечение оптимальной специализации

регионов в интересах национальной экономики, сохранение экономической

целостности страны, сглаживание противоречий между Центром и регионами и между

группами регионов;

межрегиональном – выделяются приоритетные проблемы территориального

развития и определяются возможные последствия для различных групп субъектов

Федерации при выбранных вариантах решения межрегиональных проблем, а также

наиболее целесообразные коллективные действия, направленные либо на снижение

потерь в результате воздействия процессов природного характера (например,

подъема уровня Каспийского моря), либо на получение дополнительного эффекта;

региональном – разрабатываются меры по стабилизации

социально-экономического положения и усилению комплексного развития хозяйства

регионов на базе рационального и эффективного использования имеющихся ресурсов

и предпосылок, создания полюсов роста и формирования собственной дееспособной

экономической базы.

внутрирегиональном – важнейшим направлением является обеспечение

финансово-экономической базы городов и муниципальных образований, достаточной

для поддержания и развития социальной инфраструктуры и бюджетного обеспечения

сферы обслуживания и неработающего населения.

Межрегиональные проблемы общегосударственного характера

· ликвидация последствий Чернобыльской радиационной катастрофы на

западе Европейской зоны;

· предотвращение деградации природных комплексов бассейна р. Волги и

возрождение ее природно-хозяйственного значения;

· вывод из кризисной экологической ситуации ряда промышленно развитых

районов Центра, Поволжья, Урала, Сибири;

· охрана озера Байкал, являющегося не только уникальной экологической

системой Российской Федерации, но и природным объектом всемирного наследия;

· сохранение природных комплексов Онежского, Ладожского озер и Невской

губы;

· решение экологических проблем районов Севера с обеспечением особого

режима природопользования;

· предотвращение деградации черноземов центральных и южных регионов

страны;

· предотвращение развития процессов опустынивания, сопровождаемых

деградацией почв, обеднением животного и растительного мира и, в конечном

итоге, снижением естественной продуктивности экосистем;

· уменьшение трансграничного загрязнения окружающей среды,

возникающего в результате переноса загрязняющих веществ из европейских стран;

· участие России в решении межгосударственных экологических проблем

Арктического региона, Балтийского, Каспийского, Черного и Азовского морей.

Генеральным направлением регионального развития будет максимальное усиление

собственной экономической базы в каждом из субъектов.

Межрегиональное разделение труда позволяет каждому из регионов

специализироваться на наиболее эффективных для них производствах и других

видах экономической деятельности

Развитие региональных и локальных производственных систем.

Развитие региональных инфраструктурных систем усиливает устойчивость

экономики регионов и, что особенно важно в современных условиях, повышает

инвестиционную привлекательность регионов. Приток инвестиций в свою очередь

позволяет успешно решать региональные проблемы устойчивого развития.

Решение региональных социальных проблем.

Основными методами региональной политики выступают:

· межбюджетное регулирование,

· разграничение предметов ведения и взаимное делегирование полномочий между

федеральными органами и органами власти субъектов федерации,

· приоритетные натуральные поставки,

· федеральные целевые программы,

· регулирование цен и тарифов естественных монополиях.

Учитывая российскую специфику региональных проблем, наиболее действенной и

эффективной представляется двухуровневая система государственного

регулирования территориального развития.

Первый уровень включает систему регулирования межрегиональной

дифференциации социально-экономического развития, а также систему

государственного регулирования развития регионов Крайнего Севера и приравненных

к ним территорий.

Второй уровень системы государственного регулирования территориального

развития должна занять система регулирования социально- экономического развития

конкретных проблемных регионов, основанная преимущественно на разработке и

реализации территориально- ориентированных целевых федеральных программ.

Реализация стратегии устойчивого развития

Необходимость трансформации демократических механизмов управления.

Власти должны, наконец, осознать тот факт, что стратегический путь развития

России немыслим без органичного соединения развитой демократии, защиты

окружающей среды и устойчивого развития, и что эти три компонента не могут

существовать и развиваться по отдельности.

Усиление роли государства в XXI веке

Главная функция и цель государства должна заключаться в обеспечении перехода

страны к устойчивому развитию вместе с мировым сообществом.

Трансформация функций государства при переходе к устойчивому развитию.

Прежде всего, повышается роль государства как гаранта

· перехода на путь устойчивого развития;

· сохранения окружающей среды и экологической безопасности,

действенности государственного управления и контроля в области охраны

природы;

· сбалансированного решения проблем социально-экономического

развития, сохранения благоприятной окружающей среды и природно- ресурсного

потенциала;

· создания условий, обеспечивающих заинтересованность граждан,

юридических лиц и социальных групп в решении задач перехода к устойчивому

развитию;

Законодательное обеспечение реализации стратегии устойчивого развития

Чтобы Конституция стала более действенной, необходимо ввести в ее текст

понятие устойчивого развития, усилить правовое содержание природоохранных

новелл.

Формирование системы государственного управления переходом к устойчивому

развитию.



(C) 2009