УПРЯЖКА собачья, основное транспортное средство коренного населения и охотников Севера. Неприхотливость, выносливость, способность питаться мясом и рыбой (т. е. местными кормами), высокая грузоподъемность и большая скорость выгодно отличают собачью У. от оленьей. Собачья У. незаменима также в пушном и зверобойном промысле. При скорости 6—7 км/ч и дневном переходе 70—80 км У. из 10 хороших собак много дней подряд тянет нарты с грузом 400—500 кг. При легкой скоростной езде собаки проходят за сутки 150 и даже до 200 км, двигаясь без дороги. Применяют два способа У.собак: цугом и веером. Формы цуговой упряжки: А — парами; Б — елочкой; В — гуськом. При цуговой У. собак располагают парами, одну за другой, по бокам к горизонтальной дуте привязанной к головкам полозьев нарт, крепят потят (ремни из кожи лахтака или моржа). На каждую собаку надевают (через голову) мягкую шлейку (алык). В потяг через каждые 120—150 см вплетают (или вшивают) по две ременные петли, к к-рым палочкой застежкой крепят алык. В цуговую У. обычно запрягают 8—12 собак, но иногда ограничиваются и четырьмя, в большие грузовые нарты иногда спрягают до 18 собак. В цуговой У. собаками управляют голосом. При движении цуговой У. выбирают лучшую «дорогу», избегая каменистых мест, торосов и солончаков (смеси кристаллов соли, cнега и воды на поверхности льда), а тяжело груженную цуговую У. , особенно при быстрой езде, поворачивают плавно. Спускаясь с горы, цуговую У. направляют косо по склону и тормозят остолом; подьемы берут с хода. В веерной У. всех собак располагают в один
ряд — веером и управляют гл. обр. вожжой и длинным шестом — хореем. Наиб.
рационален вариант запряжки собак попарно. Их запрягают лямками по типу оленьих:
длинный ремень шир. 4—4,5 см с двумя петлями на концах, закреплёнными наглухо
ременной сшивкой, надевают через голову собаки и пропускают в кольцо на ремне
у нарты. После этого ремень надевают на вторую собаку. Чтобы лямка не спадала
с неё, посередине груди крепят узенький ремешок, проходящий между передними
ногами и привязываемый к лямке на спине. Иногда лямку надевают через голову
и одну переднюю ногу (у правой в паре собаки — через левую ногу и наоборот).
Всех собак соединяют от ошейника к ошейнику ремнём или тонкой цепочкой. Это
не даёт им отставать или вырываться вперёд. Вожаков ставят по краям У. К ошейнику
лучшего вожака крепят вожжу. Лямка каждой пары скользит по кольцу, прикреплённому
к нарте, регулируя работу собак и показывая, какие из них хужетянут. В нек-рых р-нах (напр., в низовьях Енисея) применяют
др. тип веерной У. Лямки делают одиночными (крайние короче, средние длиннее)
и наглухо прикрепляют не к ремню, а к барану нарты
(как в цуговой У.). Вожак находится в центре У. на самой длинной лямке, а лямки
след, собак — на корпус короче, благодаря чему У. располагается уступом; вожжу
крепят к ошейнику вожака. Управляют собаками вожжой и командой, запрягают нечётное
количество собак. Формы веерной упряжки: А — полный веер; Б — уступом; В
— переходная. Веерная У. имеет ряд преимуществ перед цуговой:
большая манёвренность (особенно на гладком льду); способность делать крутые
повороты без риска опрокинуть нарты; равное воздействие человека на каждую собаку.
Недостатки: меньшая грузоподъёмность (кол-во собак ограничено), худшая проходимость
в торосах и по глубокому снегу. Иногда У. собак используют летом для езды в четырёхколёсной
повозке и при буксировке лодок, байдар, плотов по рекам и берегу моря, применяя
обычную цуговую У. Хорошо объезженные собаки идут по берегу самостоятельно,
других сопровождают, иногда помогая им.
|