ПОДСАДНАЯ УТКА (криковая утка, круговая утка), используется на охоте для подманивания нек-рых видов водоплавающей дичи. В качестве подсадных применяют уток, полученных от одомашненных диких крякв (тульские, воронежские, семёновские, саратовские утки) или же скрещиванием домашней утки с кряковым селезнем. Такие птицы отличаются (в большей или меньшей степени) друг от друга и от дикой кряквы экстерьером, окраской, голосом и манерой крика. Во время весенней охоты используют П. у., наиб. похожих на крякву. Кряковые селезни, движимые половым инстинктом, интенсивно подлетают к ним, принимая за самок своего вида (иногда, обманываясь, к ним подсаживаются и селезни др. видов). Осенью селезни и самки разл. видов водоплавающих птиц, повинуясь стайному инстинкту, подсаживаются к любой П. у.

Отправляясь на охоту, П. у. необходимо накормить и поместить в корзинку или ящик для переноски к месту охоты. На охоте П. у. высаживают на воду в 15—20 м от скрадка охотника. На ногу птицы надевают кожаный браслет (ногавку) с длинным (до 3 м) шнурком, за к-рый ее привязывают к опущенному на дно грузу или к воткнутому в дно стержню. Иногда на стержне по уровню воды крепят вращающийся вокруг него деревянный кружок, на к-рый П. у. может вылезать, чтобы отдохнуть и обсохнуть. В стороне от П. у., так чтобы она не могла к ним подплывать, на спец. якорьках (грузиках) на воду высаживают деревянные или резиновые чучела (или профили), окрашенные под разл. виды диких уток, встречающихся в данной местности. Обычно весной для успешной охоты около шалаша высаживают 2 чучела чирков, 1—2 чучела др. уток, а на чистой воде — неск. чучел нырковых. Хорошая, правильно подготовленная к охоте П. у. активно работает, т.е. постоянно подаёт голос и следит за окружающей обстановкой. Пока она не видит и не слышит дичи, её голос звучит как размеренное, монотонное, перемежающееся паузами кряканье, называемое охотниками вызовом или квачкой (П. у. как бы извещает о своём присутствии). Услышав голоса или заметив пролетающих сородичей, П. у. переходит на крик в осадку, представляющий собой серии азартных, почти сливающихся друг с другом кряканий, повторяющихся до тех пор, пока появившиеся птицы не сядут к П. у. или не скроются с глаз. Замечено, что высота и тембр голоса П. у., как и манера ее осадок (длинные или короткие), очень влияют на добычливость охоты, особенно весной. Селезни неохотно идут к П. у., наделённой очень высоким, визгливым или, наоборот, низким, хриплым голосом. Они сильнее реагируют на короткую осадку и слабее — на осадку очень длинную. Наиб. добычливые П. у. обладают средним по высоте, приятным по тембру голосом и короткой (всего в 5—7 вскриков) осадкой.

К охоте П. у. приучают и готовят в процессе т. н. вызаривания, в течение к-рого утку стараются сделать как можно более ручной, приучают спокойно вести себя на привязи, долго (не намокая) находиться на воде, не бояться ворон, чаек и др. не опасных для неё птиц и много кричать. Она должна иметь чистое оперение, быть сытой, но не жирной. Плохо вызоренная П. у., как правило, работает плохо.

1193.JPG

Подсадная утка.

Попав на волю, П. у. быстро дичают и присоединяются к своим диким собратьям, поэтому их используют как осн. материал для дичеразведения. Полученный молодняк выпускают в угодья для одичания и последующей охоты на подросших выпущенных птиц.


вверх