ОХОТА СО СПАНИЕЛЕМ. Спаниель на охоте разыскивает в зарослях травы или кустарников пернатую дичь и либо выпугивает её «пугающими» прыжками, поднимая на крыло под выстрел охотнику, либо, удерживая на чутье уходящую по земле или воде дичь, обегает её, разворачивает (отсюда распространённое назв. спаниелей — «птичьи гончие») и так поднимает на крыло, чтобы она летела на охотника, заранее предупреждая об этом своеобразным поведением или взлаиванием (когда охотник не видит собаку). Спаниель разыскивает также битую дичь или подранка (на земле, в воде) и подаёт в руки охотнику. Различают 3 осн. вида О. со с.: охоту на открытых местах; охоту в лесу и местах, заросших кустарниками; oxoтy на водоплавающую дичь.

Для открытых мест, к к-рым относятся участки степи (обьекты охоты — перепел, серая куропатка, фазан, стрепет, турач), луга (перепел, серая куропатка, дупель, коростель), нетопкие, проходимые болота (бекас, гаршнеп, дупель, болотная курочка), открытые внутри лесных массивов моховые болота, зарастающие вырубки, относительно широкие поймы небольших рек и ручьёв (тетерев, глухарь, рябчик, белая куропатка), характерен направленный, относительно ровный воздушный поток, что позволяет спаниелю определять местонахождение дичи с помощью верх. чутья, оставаясь преим. на виду у охотника. Начиная охоту, желательно наметить маршрут движения с учётом направления воздушных потоков, чтобы собака могла работать против ветра, и особенностей угодий (состояние почвы, высота и густота травяного покрова и др.), чтобы обеспечить возможность их макс. обследования челноком в радиусе до 40 м от охотника. Стараясь двигаться как можно бесшумнее, охотник руководит действиями собаки с помощью жестов и свистка. Прихватив запах дичи, спаниель обычно разворачивается на ветер и переходит на потяжку, по своеобразию к-рой опытный охотник может заранее определить вид дичи, по к-рой работает собака. Переход спаниеля на потяжку служит охотнику сигналом о скором подъёме дичи на крыло, и он должен, изготовясь к стрельбе, осторожно подойти к собаке. Приблизившись к дичи на минимально допустимое расстояние, спаниель переходит в подводку. Выстрелив в поднятую на крыло птицу, охотник посылает собаку за добычей (в случае промаха — снова в поиск). К этому виду охоты относят также охоту на вальдшнепа на высыпках.
.

1059.JPG

Спаниель с добычей.

В лесу и местах, заросших кустарниками, где со спаниелем охотятся на тетерева, глухаря, фазана, рябчика, вальдшнепа, дикушу, воздушный поток меняет своё направление, завихряется или вовсе отсутствует. При работе в зарослях спаниелю редко удаётся непосредственно верхом определить местонахождение дичи. Чаще всего он встречается с её многочисленными следами и набродами и поэтому вынужден работать какое-то время ниж. чутьём, выискивая нужный горячий след. Найдя след, спаниель энергично идёт по нему, приближается к дичи, переходит на верх. чутьё, а затем на подводку, чаще всего с отдачей голоса, осуществляя её так, чтобы дичь летела на охотника. Манера поиска спаниеля может быть различной (челнок, «на кругах» или их сочетание), главное, чтобы он был осмысленным, системным и проходил в радиусе не св. 30 м от охотника. Нек-poе сужение ширины поиска (по сравнении с открытым пространством) связано с тем, что заросли скрывают собаку от охотника, и он большей частью видит лишь результат её работы — подъём дичи на крыло.

Охота на водоплавающую дичь подразделяется на утиную охоту с подхода, охоту на перелётах (осенью) и из скрадка (весной). Охота с подхода — охотник со спаниелем обыскивает отдельно расположенные небольшие водоёмы, бочаги, старицы и речки, заливы больших водоёмов, заросших водной и околоводной растительностью, а также примыкающие к ним участки суши. Лучшие результаты в охоте на уток показывают собаки, обладающие хорошо развитым чутьём, т. е. способностью уверенно отличать запах самой птицы от сильно пахнущих многочисленных следов и набродов. Перед утиной охотой спаниель должен заранее пройти спец. подготовку (см. Спаниелей натаска), чтобы уверенно чувствовать себя в специфич. условиях водных угодий: уметь хорошо плавать, преодолевать разнообразные препятствия, нырять. При этом спаниель должен работать без ошейника. Маршрут движения выбирается охотником с учётом направления ветра, чтобы обеспечить собаке наиб. выгодные условия для причуивания. Поиск спаниеля должен быть в пределах ружейного выстрела, энергичным, но собака не должна излишне «напирать» на дичь, т. к. при этом утка поднимется на крыло далеко от собаки (вне радиуса выстрела). Манера работы спаниеля по уткам при охоте с подхода во многом похожа на работу в зарослях на суше. Он также вынужден в осн. работать ниж. чутьём, преследуя утку (группу птиц) по горячему следу, прежде чем перейти на верх, чутьё. Но в дальнейшем работа спаниеля по утке заметно отличается своеобразием подводки, к-рая редко бывает чётко выраженной — прыжком. Чаще она представляет собой относительно спокойное выпугивание птиц из зарослей на охотника или на открытую воду. При этом утки взлетают, когда сами обнаруживают охотника. Во время охоты на уток осенью на перелётах и весной из скрадка спаниель выполняет функции ретривера, т. е. занимается только розыском и подачей битых уток или подранков по команде охотника. К этому виду охоты можно отнести также охоту со спаниелем весной на вальдшнепа — на тяге.

В ряде европ. стран с немецкой культурой охоты, а также среди нек-рой части отеч. охотников-спаниелистов практикуется использование спаниелей не только для охоты по перу, но и попутно с ней, а иногда и целенаправленно — для охоты на зайцев и др. зверей, реже на диких копытных. При этом спаниель вынужден в какой-то степени выполнять функции немецкой легавой или ягдтерьера, а при охоте на белку и куницу — лайки. Охотник, использующий спаниеля по своему усмотрению, должен знать, что это приводит к изменению характера, психики охотничьей собаки, не говоря уже об утрате ею эстетич. качеств работы.


вверх