ОРУЖЕЙНИКИ, мастера, изготовляющие ручное огнестрельное оружие, в т. ч. охотничье. В России наиб. известными были московские, петербургские, а также тульские (см. Тульские ружья) и ижевские (см. Ижевские ружья) О.

Московские О. стали изготовлять охотничьи ружья с 1720-х гг. (до нач. 18 в. — в мастерских Оружейной палаты в Кремле). Для разных видов охоты делались разл. пищали: одноствольные нарезные (калибр от 6 до 18 мм) и дробовые (от 12 до 21 мм), двуствольные с перевертными стволами, к-рые оснащались кремневыми ружейными замками англо-голландской, франц. и рус. конструкций. Ложи ружей сер. 2-й пол. 17 в. отличались специфич. формой, присущей только работе московских О того времени (прямые — без шейки, с 5-гранным прикладом и с широкой «щекой» на левой стороне). В собрании Гос. музеев Московского Кремля сохранилось неск. сотен экз. охотничьих пищалей произ-ва московских О. В 17 в. наиб. известными О. были Н. Давыдов, П. Исаев, Е. Кузовлев, Г. и А. Вяткины, В. Титов. Мастера делились на ствольщиков, замочников, станочников (ложечников), мастеров самопальных дел (декораторы и сборщики), а также золотых и серебряных дел. Московские О. изготовляли разнообразные охотничьи ружья для царя и его приближенных, а также для парадньх охот и подарков иностранным особам. Ружья тщательно отделывались и изысканно украшались. На стволах и замках выполнялись глубокая резьба и мелкая гравировка с последующим золочением, на ложах применялась инкрустация костяными и перламутровыми вставками с гравировкой и окрашиванием. Осн. мотивы орнаментов — растит. побеги и листья, завитки, геральдич. фигуры (двуглавый орел, царская корона), мифич. животные и охотничьи сцены.

В нач. 18 в. произ-во охотничьих ружей в Оружейной палате прекращается в связи с его расширением на Тульском заводе, часть мастеров переводится в Тулу и в Петербург. Отдельные мастера-штучники, оставшиеся в Москве (П. Пермяк, К. Мейер, И. Аристов), специализировались на изготовлении одноствольных дробовых ружей калибром 18—21 мм. При этом часто использовались переделанные стволы турецкого, шведского и испанского произ-ва. Воспламенительными механизмами у всех ружей служили кремневые замки франц. батарейной системы, иногда измененные по типу исп. замка. Исп. влияние было заметным не только в конструкции, но и в отделке ружей, изготовляемых московскими О. во 2-й пол .18 в. С кон.18 в. проявляется нем. и франц. влияние. Украшению ружей присущи элементы художеств. стилей рококо, классицизма и ампира. Двуствольные кремневые ружья в 1-й пол. 19 в. делали неск. О. — С. Медведев, И. Гребенщиков, отец и сын П. и Е. Шишковы. Их изделия демонстрировались на моск. выставках (1843, 1853), где были высоко оценены. Наиб. ранний образец капсюльных охотничьих ружей выполнен мастером Ф. Пановым (1845). Охотничьи ружья с капсюльным замком работы московского оружейника Артари-Коломбо (1835—70), несмотря на высокую стоимость, охотно раскупались знатоками. Каждый образец штучного исполнения отличался красивой отделкой и оригинальной конструкцией. Особенно славились его охотничьи штуцера — двуствольные ружья с короткими стволами и небольшой массы (ок 4 кг), нек-рые — под 2 заряда в каждый ствол. Мастер изготовлял также двуствольные дробовые ружья 10-го и 12-го калибров. Т. Докин (его мастерская существовала до кон. 19 в. ) умел делать даже казнозарядные винтовки, правда, под слабый патрон. Произ-во московских О. 19 в. , оставаясь на ремесленном уровне, не выдержало конкуренции с ружьями Тульского и Ижевского заводов и в нач.20 в было прекращено.

Петербургские О. изготовляли охотничьи ружья с 1830-х гг. до нач. 20 в. на Оружейном дворе. Произ-во основывалось на ручном труде и не выходило за рамки небольших мастерских с ограниченным числом рабочих. Известные петербургские О. сер. — 2-й пол. 18 в. (И. Иллинг, И. Грекке, П. Лебедев, И. Пермяк, Г. Пермяков) делали на заказ ружья кремневой системы, красиво украшенные золотой и серебряной инкрустацией, резьбой и гравировкой, позолотой и воронением. В техн. и художеств. отношении они следовали модным тогда франц. ружьям. В первые десятилетия 19 в. кремневые охотничьи ружья делали мастера И. Орлов и Г. Кнот. В 1828 Ф. Вишневский открыл мастерскую (в 1865 в ней работало 25 чел.) по произ-ву капсюльных ружей и штуцеров. Изделия Вишневского демонстрировались на выставках и награждались золотыми медалями (1861,1865). С70-х гг. 19 в. его мастерская стала выпускать ружья центрального боя. Он был изобретателем и изготовителем собств. системы револьвера под шпилечный патрон, произ-во к-рого продолжалось до кон. 19 в. В 30—50-е гг. 19 в. придворным мастером. Бертраном выпускались одноствольные и двуствольные ружья, карабины, уточницы крупного калибра, а также целевые пистолеты. Нек-рые петербургские О. , напр. Ж. Лардере (с 60-х гг. 19 в. до нач. 20 в.),Э.Вениг (кон. 19 — нач. 20 вв ), имели магазины и занимались перепродажей заграничного оружия, а также ремонтом, переделкой и украшением старых ружей. Во 2-й пол. 19 в. в Петербурге работала группа мастеров-штучников, занимавшихся изготовлением охотничьих ружей высокого класса. Первым из них был Н. Гонно, ружья к-рого не уступали лучшим английским, но были значительно дешевле. Для создания своих ружей он заказывал франц. или англ. стволы и замки у лучших мастеров Европы, для изготовления лож использовал древесину амер. ореха. Гонно изготовлял бескурковые ружья 12-го и 20-го калибров, штуцера 12-го калибра, штуцера-экспрессы 500-го калибра, а также уточницы 8-го калибра. В сер. 80-х гг. 19 в. получил широкую известность бывший подмастерье Гонно — Ф. Мацка, ружья к-рого отличались прекрасной отделкой и точной пристрелкой. Продолжателями дела Мацки были два других выдающихся мастера-штучника — И. Алешкин и К. Маслов. Ружья Алешкина ценились современниками так же высоко, как и изделия Гонно и Мацки. Маслов начинал подмастерьем у Мацки, после смерти к-рого (1906) получил в наследство мастерскую, где продолжал работать и после 1917. Петербургские О. кон. 19 — нач. 20 вв. не могли составить конкуренции машинному произ-ву Тульского и Ижевского заводов, но их высококлассные ружья остались в одном ряду с изделиями лучших европ. фирм.

 


вверх