ВЫНОСКА ЛОВЧИХ ПТИЦ (вынашивание ловчих птиц), дрессировка хищных птиц для охоты с ними. При этом используют природные охотничьи способности птицы. Обучение складывается из неск. этапов, общих для всех видов ловчих птиц, хотя в дрессировке представителей семейств ястребиных и соколиных имеются определ. различия.

Первый этап В. л. п. — «держанье», когда птицу приучают к человеку. Для этого на пойманную птицу надевают опутенки и сажают ее на перчатку (желательно в затемненном помещении). Пока птица не будет оставаться спокойной, нужно как можно больше носить ее на руке, при срывах и повисании на ремешках снова сажать на перчатку, осторожно поддерживая др. рукой под грудь. Корм, зажатый в перчатке, следует предлагать сразу, как только птица успокоится на руке. В зависимости от упитанности и индивидуальных особенностей она может начать есть как с первой подачи корма, так и через неск. суток. В случае отказа от пищи на 3—4-й день птицу нужно попытаться напоить и накормить насильно во избежание чрезмерного ослабления. С первых дней приучают птицу к клобучку. Вначале ходят с птицей на руке в тихих местах, затем постепенно дают ей привыкнуть к более шумной обстановке (люди, собаки, автомобили).

К следующему этапу дрессировки — приучению птицы «ходить на руку» — приступают после того, как она перестала бояться человека (не поднимает перьев и не распускает крыльев при приближении). Во время очередного кормления в закрытом помещении птице предлагают корм, поднося его почти вплотную. Как только она перейдет на руку, птицу хорошо кормят, на след. день повторяют упражнение 3—4 раза, увеличивая расстояние. Затем с привязанной на шнур птицей продолжают отработку упражнения под открытым небом. Когда птица научится по первому зову сразу же идти на руку, подлетая с расстояния 20—25 м, ее пускают без шнура. В течение одного занятия подзывают птицу не более 5 раз и при этом дают ей столько мяса, чтобы за пять приходов она получила дневную норму. Далее, для ястребов отрабатывают подзывы из нестандартных положений: с земли, с дерева, через воду и т. д. Ястреб должен идти на руку со 100, 200 м и более, соколы охотно летят и на гораздо большие расстояния.

Для соколов важна работа с вабилом, к-рая позволяет управлять ими на больших дистанциях, а также дает физич. тренаж. Вначале несколько раз кормят сокола мясом, ввязанным в вабило. Во время очередного занятия, находясь от птицы на расстоянии 3—4 м, бросают вабило с мясом сбоку от себя на полную длину веревки. Если сокол не реагирует, вабило берут, покачивают над землей и вновь бросают на землю ближе к птице. Когда сокол слетит на вабило, дают ему немного поклевать мясо и осторожно, присев на корточки (чтобы не напугать), приближаются на расстояние вытянутой руки, держа веревку вабила внатяжку. Медленно протягивают зажатое в руке мясо, накрывая вабило перчаткой и подводя его под птицу, переманивают ее на руку и незаметно убирают вабило. Повторяют операцию, пока птица не станет реагировать спокойно, будучи уверенной, что ее «добычу» не отнимают, и постепенно увеличивают дистанцию, доводя кол-во приходов до 3—4 за одно занятие. Затем вводят вращение вабила: стоя лицом к птице, вращают его в вертикальной плоскости, сопровождая вращение подзывом (условный крик, свист), при подлете птицы бросают вабило на землю; сокол должен уверенно приходить на крутящееся вабило без подзыва. Работая с соколом на шнуре, дистанцию прихода доводят до 50— 70 м. При хорошей реакции птицы на первое же предъявление вабила переходят к тренировкам со свободным полетом. В день перед свободным полетом птицу кормят с утра «вползоба», вечером след. дня птица делает пробный полет на шнуре, и, если он удачен, шнур снимают и дважды подзывают сокола на слегка уменьшенную дистанцию. На большой дистанции сокола приучают работать по схеме: «вращение вабила — снятие клобучка — подзыв — подача вабила на землю». На дрессировках сокол должен видеть вращающееся вабило, как только клобучок будет снят, при этом солнце не должно слепить птице глаза. После этого сокол готов к «постановке вверх» — след. этапу дрессировки, наиболее эффективному для охоты (и для работы птицы) положению, обеспечивающему максимальную результативность бросков. В первый день тренировки птица нередко сама атакует брошенное вабило, но не садится на него, а уходит на второй круг. Если этого не происходит, в очередной подлет сокола к брошенному вабилу его берут с земли и прячут за спину. Сокол взмывает и идет на круг, осматриваясь в поисках «добычи». Птицу подзывают и, покрутив вабило, бросают его на землю под приближающегося хищника, после чего кормят на вабиле досыта. На второй день птице дают сделать 2 круга, затем каждый день прибавляют по 2—3 круга, увеличивая их число до неск. десятков. Во время тренировок нельзя доводить птицу до утомления, когда она старается сесть для отдыха на присаду. После появления у сокола одышки позволяют ему сделать 1—2 круга, затем сажают. Если во время дрессировки сокол хорошо летает в течение 5—10 мин на достаточной высоте (40—50 м), не следует стимулировать его к атакам, вращая вабило, это делают лишь в случае низкого и вялого лета птицы, чтобы дать ей достаточную нагрузку. Выносливость птиц в процессе тренировок постепенно возрастает. Хорошие результаты дают упражнения на двух вабилах. При этом дрессировщик с напарником находятся друг от друга на расстоянии 100—150 м. Птица ставится вверх, делает над дрессировщиком неск. кругов и идет на брошенное вабило, к-рое прячут, как описано выше. В этот момент напарник начинает вращать свое вабило и подзывает птицу к себе. Процедура повторяется, и сокол летит назад на зов дрессировщика. Постепенно кол-во пролетов и расстояние между вабильщиками увеличивается. В процессе обучения сокола следует пускать вначале 1 раз в день, примерно через месяц — 2 раза, и только через длит. время отлично подготовленная птица может работать до 5 раз в день, проводя в воздухе в общей сложности до 2 ч. Чтобы научить сокола «постановке вверх», требуется обычно 1—2 мес. Для правильно подготовленного сапсана хорошим «потолком» считается высота 150—200 м, хотя нек-рые птицы охотно поднимаются значительно выше (слишком большие высоты допустимы лишь для послушной, отлично управляемой птицы), для балобана очень хорошая высота 70— 100 м. Для форсированного развития грудной мускулатуры птицы иногда применяют полеты с отягощением, при этом к каждой ее лапе крепится груз (кожаный мешочек с дробью), вес к-рого постепенно увеличивают (суммарная нагрузка в зависимости от вида и пола может достигать 100—180 г).

Следующий важный этап В. л. п. — притравливание ее к добыче. Подготовка к нему начинается еще в процессе тренировки птицы на шнуре, когда необходимо дать ей поймать 2—3 голубей (также привязанных на шнур, но более короткий). Это особенно важно для ястребов, к-рых впоследствии легко будет приманить на живого голубя в случае неповиновения (напр., нежелания слетать с дерева).

Перед притравливанием хищника следует приучить к будущей жертве, неск. раз накормив на тушке этой птицы. Накануне первого напуска на живую добычу птицу кормят «вползо-ба». Необходимо создать все условия, чтобы первый напуск был результативным. Для этого используют подсадных птиц с подрезанными перьями на одном крыле, у ворон пластырем заклеивают клюв, чтобы они не могли оказывать сильного сопротивления. Когда хищник поймает добычу и начнет ее ощипывать, дрессировщик медленно со стороны головы приближается вплотную и, действуя так же, как при первом слете сокола на вабило, осторожно берет добычу в руки и заставляет хищника перейти на перчатку, подставляя ему наиб. лакомые куски. Птица должна усвоить, что человек не отбирает добычу, а помогает с ней справиться. Нередко хищник пытается унести пойманную птицу, отучают от этого, пуская подсадных птиц на шнуре и удерживая их при попытках уноса. На первой добыче хищника кормят досыта, закрепляя его положит. эмоции, в дальнейшем кол-во напусков ястреба доводится до 4—5 в день при условии, что птица не теряет к напускам интереса и не переутомляется. В ряде случаев, напр. при использовании напусков из автомобиля, ястреба необходимо приучить к работе с клобучком, при этом в момент снятия клобучка птица должна видеть движущуюся добычу. Полезно помогать ястребу набирать стартовую скорость, «набрасывая» его в сторону добычи сильным, но плавным движением руки, атаку можно предварять и сопровождать особым криком или свистом, что оказывает сильное стимулирующее действие. Нельзя допускать задержки в руке опутенок бросившегося в атаку ястреба, это вселяет в него неуверенность.

Одним из сложных элементов выноски ястребов является обучение их следованию. Приступают к нему с хорошо обношенной и притравленной птицей. На опушке леса ястребу дают поймать подсадного голубя (или другую добычу), позволяют сделать неск. клевков, затем добычу забирают и на глазах у хищника кладут в сумку. После этого сокольник откидывает птицу на дерево и начинает уходить от нее вдоль опушки. Часто ястреб сам слетает и устремляется за хозяином. В противном случае следует позвать его, отойдя на нек-рое расстояние. При подлете птицы рука в перчатке убирается за спину, и ястреб вынужден снова сесть на дерево. После такого перелета сокольник вновь уходит вперед, зовет птицу, принимает ее на перчатку и дает поклевать спрятанного голубя. Если птица сработала уверенно, можно сделать еще один повтор и хорошо ее накормить. День ото дня кол-во пролетов увеличивается до выработки у ястреба устойчивой привычки следовать за хозяином без его команды, сколько бы долго он ни шел.

Эффективность охоты повышается, если ястреб не отстает, а держится высоко в кронах деревьев над головой хозяина, а еще лучше — залетает по его ходу вперед. Для достижения этого нужно выбирать моменты, когда птица после пролета садится идеальным образом, ее действия сразу же поощряют, сманив на руку и хорошо накормив. Систематич. работа позволяет через 2— 3 мес. добиться от ястреба уверенного следования с опережением (примитивное догоняющее сопровождение птица может освоить уже после первых занятий). При охоте со следованием желательно использовать собаку (наиб пригоден спаниель), роль к-рой ястреб достаточно быстро усваивает, переключая на нее все внимание.

Притравливание соколов проводят на основе описанных принципов. После того как хищник освоит полеты над хозяином и будет свободно кружить на высоте 30—50 м в течение 5 мин, ему вместо вабила дают живую добычу. Очень важно, чтобы в момент первой атаки позиция сокола была максимально благоприятной и он поймал добычу, для этого учитывают высоту полета хищника, направление и силу ветра, положение солнца; в момент выпуска подсадной птицы внимание сокола должно быть обращено на дрессировщика. Последовательность действий при напуске сокола следующая. Снимают с птицы клобучок, дают обсидеться на руке и встряхнуть перья, затем, повернув на ветер, поднимают ее повыше. Сокол раскрывает крылья, сходит с руки и набирает высоту. При слишком большом удалении его подзывают, используя свист, крик, вабило. Как и в случае с ястребами, момент особенно азартной атаки полезно сопровождать особым криком (сигналом), к-рый затем можно эффективно использовать для возвращения отходящего сокола.

Кроме «постановки вверх» соколов напускают и непосредственно с руки. Особенно результативны такие напуски на сидящих на земле стаи вороновых. Для этого используют физически хорошо подготовленных птиц, свободно делающих не менее 20 ставок при работе на вабиле. Для тренировок подбирают обширное открытое пространство, позволяющее соколу делать длинные угонки. Напуск производится с большого расстояния (вначале ок. 100 м, затем 200—300 м) против ветра (атакуя против ветра, сокол быстрее вороновых набирает высоту и получает необходимое преимущество перед броском). Напускать лучше на взлетающих птиц, поэтому прежде чем снять клобучок и пустить сокола, нужно спугнуть сидящую стаю. Следует избегать напусков в туман, сильный дождь и ветер, сгущающиеся сумерки, при очень жаркой погоде.


вверх