ВЕЗДЕХОД, транспортное средство
высокой проходимости, предназначенное для эксплуатации в тяжёлых дорожных условиях
и по бездорожью (заболоченная и пересечённая местность, снежная целина, пахота,
сыпучие пески и пр.). Основу В. составляют автомобильные шасси, снабжённые гусеничными
движителями (гусеничные В.) или спец. широкопрофильными шинами (колёсные В.).
Они легко передвигаются по лесным дорогам, используются на промысле, в лесном
х-ве и звероводстве. Недостатком гусеничных В. является повреждение почвенно-растит.
покрова в бесснежный период, что в условиях тундры приводит к значит, эрозионным
процессам и деградации оленьих пастбищ. В глубокоснежный период применяют снегоходы
«Буран», «Буран-2», мотонарты «Икар» и «Лайка»
с прицепными грузовыми санями грузоподъёмностью 150—300 кг и аэросани. Снегоход
«Буран» массой ок. 300 кг (относится к тяжёлому классу) охотники
используют для ближних перемещений. Для дальних маршрутов более пригодны облегчённые
мотонаргы массой ок. 150 кг. Применение снегоходов в охотничьем х-ве позволяет
увеличить расстояние ежедневного маршрута охотника-промысловика с 10 до 30 км
и более полно использовать природно-ресурсный потенциал отдалённых угодий. Охотники
с успехом применяют снегоходы при борьбе с волками. В то же время наблюдается
явно отрицат. воздействие использования В. в связи с беспокойством животных,
особенно копытных, в многоснежный период. В связи с этим в ряде развитых стран,
в т. ч. в США, езда на снегоходе разрешена только по определённым (проложенным)
маршрутам. Применение вездехода на облавной охоте К В. относят также и плавающие автомобили-амфибии,
объединяющие в себе как качества земного В., так и речного судна. |