ВЕЗДЕХОД, транспортное средство высокой проходимости, предназначенное для эксплуатации в тяжёлых дорожных условиях и по бездорожью (заболоченная и пересечённая местность, снежная целина, пахота, сыпучие пески и пр.). Основу В. составляют автомобильные шасси, снабжённые гусеничными движителями (гусеничные В.) или спец. широкопрофильными шинами (колёсные В.). Они легко передвигаются по лесным дорогам, используются на промысле, в лесном х-ве и звероводстве. Недостатком гусеничных В. является повреждение почвенно-растит. покрова в бесснежный период, что в условиях тундры приводит к значит, эрозионным процессам и деградации оленьих пастбищ. В глубокоснежный период применяют снегоходы «Буран», «Буран-2», мотонарты «Икар» и «Лайка» с прицепными грузовыми санями грузоподъёмностью 150—300 кг и аэросани. Снегоход «Буран» массой ок. 300 кг (относится к тяжёлому классу) охотники используют для ближних перемещений. Для дальних маршрутов более пригодны облегчённые мотонаргы массой ок. 150 кг. Применение снегоходов в охотничьем х-ве позволяет увеличить расстояние ежедневного маршрута охотника-промысловика с 10 до 30 км и более полно использовать природно-ресурсный потенциал отдалённых угодий. Охотники с успехом применяют снегоходы при борьбе с волками. В то же время наблюдается явно отрицат. воздействие использования В. в связи с беспокойством животных, особенно копытных, в многоснежный период. В связи с этим в ряде развитых стран, в т. ч. в США, езда на снегоходе разрешена только по определённым (проложенным) маршрутам.

0182.JPG

Применение вездехода на облавной охоте

К В. относят также и плавающие автомобили-амфибии, объединяющие в себе как качества земного В., так и речного судна.


вверх