Научная Петербургская Академия

Методические указания: УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, для студентов всех форм обучения, специальности 061100 «Менеджмент организации»

Методические указания: УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, для студентов всех форм обучения, специальности 061100 «Менеджмент организации»

министерство труда и социального развития российской федерации МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Филиал в г.Пятигорске Н.а.Зиновьев Управление персоналом УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИе МАТЕРИАЛы для студентов всех форм обучения специальности 061100 «Менеджмент организации» Пятигорск 2003 ББК Ф Учебно-методические материалы подготовлены: к.э.н. доц. Н.А.Зиновьевым Рецензент : к.э.н.,доц.Коргова М.А. Учебно-методические материалы утверждены на заседании кафедры экономических и математических дисциплин 29.08.2002 г.протокол №.1 (Зиновьев Н.А,.) (Управление персоналом для студентов всех форм обучения специальности 061100 «Менеджмент организации»): Учеб.-метод, материалы. - Пятигорск.: Изд-во МГСУ «Со­юз». 2003. – 20 с. БК ©Издательство МГСУ «Союз». 2003 © (Зиновьев Н,А,.). 2003 СТАНДАРТ ДИСЦИПЛИНЫ Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые Государствен­ным образовательным стандартом высшего профессионального образования по дисциплине «Управление персоналом» В условиях становления рыночной экономики возрастает значимость человеческого фактора в производственной системе. Знания, квалификации, творческие и предпринимательские способности работников рассматриваются как основной ресурс повышения эффективности и конкурентных преимуществ стратегического развития деловых организаций. Учебный курс «Управление персоналом» является базовой специальной дисциплинойдля специалистов- менеджеров, нацеленной на формирование у студентов видения целостной системы управления социально-трудовыми отношениями в современной организации, овладение методиками и технологиями планирования и реализации кадровой стратегии, мотивации трудовой деятельности, обучения и развития персонала, регулирования конфликтов и трудовых споров. Изучение курса базируется на таких дисциплинах, как «Менеджмент», «Теория организации», «Социология», «Организационное поведение», «Трудовое право». Программа курса составлена в соответствии с требованием Государственного образовательного стандарта по специальности «Менеджмент организации» и аккумулирует достижения мировой и отечественной теории и практики управления персоналом. В процессе преподавания дисциплины читаются лекции, проводятся практические занятия, деловые игры, тестирование, конференции. Рубежный контроль знаний включает проведение итоговой конференции и сдачу экзамена. Специалист должен:
Знать Предмет и содержание дисциплины «Управление персоналом» .Механизм управления персоналом: методы управления, их классификацию, взаимосвязь и развитие.
Уметь Проводить системный анализ управления персоналом организации: устанавливать цели, использовать принципы, обозначать функции, составляющие подсистемы и элементы.
Иметь представление Об эволюции теории и практики кадрового менеджмента: мировом и российском опыте.
Уметь использо­вать информацию в ситуациях; и т.д. Современные концепции управления трудом в деловых организациях.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ по дисциплине «Управление персоналом» Специальность 061100 «Менеджмент организации» Количество часов по 5-летнему плану: Дневное отделение – 10 6

Раздел,

тема

Количество часовКонтрольные мероприятия
Все­гоСамост работаАудиторные занятия
ВсеголекционныеГруппо-выелабора-торныеконтр рабКУРсов рабзачетэкзамен

1

234 567 8 9 10

11

12
1

TЕМА 1. Управление персоналом как тип менеджмента. Сущность управления персоналом

21
2

ТЕМА 2. Кадровая политика.

21
3

ТЕМА 3. Управленческая психология. Психологические проблемы бизнеса и менеджмента.

21
4

ТЕМА 4. Личность как объект управленческого воздействия.

21
5Социальный психоанализ, психокоррекция поведения персонала. -1
6

ТЕМА 5. Руководство: власть, влияние и партнерство.

41
7Модели лидерства.-1
8 Партнерство. (Деловая игра Common).-1
9

ТЕМА 6, Стиль руководства. Социально-психологический портрет руководителя.

41
10Технология имиджа менеджера.-1
11 Организация труда руководителя.-1
12

ТЕМА 7. Управление группой.

41
13

ТЕМА 8. Управление формированием и развитием коллектива.

41
14Психология толпы. Внеколлективные формы массового поведения людей и способы их коррекции.-1
15

ТЕМА9. Управление конфликтами.

41
16Психологическое упреждение и разрешение конфликтов в деловом общении.-1
17

ТЕМА10. Мотивация работы с персоналом.

41
18 Мотивация как функция управления.-1
19Методы обучения персонала государственных и коммерческих структур.-1

Итого часов по курсу:

106

58

48

32

16

8

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ по дисциплине «Управление персоналом» Специальность 061100 «Менеджмент организации» Количество часов по 5-летнему плану: Заочное отделение - 102

Раздел,

тема

Количество часовКонтрольные мероприятия
Все­гоСамост работаАудиторные занятия
ВсеголекционныеГруппо-выелабора-торныеконтр рабКУРсов рабзачетэкзамен

1

23456789101112
1

TЕМА 1. Управление персоналом как тип менеджмента. Сущность управления персоналом

6511
2

ТЕМА 2. Кадровая политика.

55
3

ТЕМА 3. Управленческая психология. Психологические проблемы бизнеса и менеджмента.

6511
4

ТЕМА 4. Личность как объект управленческого воздействия.

7611
5Социальный психоанализ, психокоррекция поведения персонала.66
6

ТЕМА 5. Руководство: власть, влияние и партнерство.

7611
7Модели лидерства.66
8

ТЕМА 6, Стиль руководства. Социально-психологический портрет руководителя.

7611
9Технология имиджа менеджера.66
10Организация труда руководителя.44
11

ТЕМА 7. Управление группой.

5411
12

ТЕМА 8. Управление формированием и развитием коллектива.

5411
13Психология толпы. Внеколлективные формы массового поведения людей и способы их коррекции.44
14

ТЕМА9. Управление конфликтами.

5411
15Психологическое упреждение и разрешение конфликтов в деловом общении.44
16

ТЕМА10. Мотивация работы с персоналом.

5411
17Мотивация как функция управления.44
18Методы обучения персонала государственных и коммерческих структур.5411

Итого часов по курсу:

106

97

9

9

8

ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Управление персоналом» ТЕМА 1. Управление персоналом как тип менеджмента. Сущность управления персоналом Содержание темы: Менеджмент и его типы. Управление персоналом как тип менеджмента. Цели и задачи управления персоналом. Концепция управление персоналом в организации. Система управления персоналом. Принципы и методы построения системы управления персоналом. Отбор и оценка кадров. Планирование карьеры. Власть и основные формы ее реализации. Власть и ответственность. Литература:
  1. Смыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент по персоналу. – М., 2001 г.
  2. Румянцева З.П., Саломатин Н.А. Менеджмент организации. – М., 2000 г.
  3. Вестник госслужбы. Роскадры. – М., 1999 г. - №3
  4. Кадровое обеспечение государственной службы. – Ростов на Дону, 1999 г.
  5. Философия власти – М.: изд-во МГУ, 2002 г.
  6. Янов А. Истоки автократии // Октябрь, 1999 г. - №8.
ТЕМА 2. Кадровая политика. Содержание темы: Сущность кадровой политики. Планирование потребности в персонале. Структура кадров системы управления. Переподготовка и повышение квалификации кадров. Отбор, оценка и расстановка кадров. Требования к кадром. Развитие коммуникативных возможностей персонала. Ротация и продвижения кадров. Кадровая служба: функции, организация, ответственность. Литература:
  1. Омаров А.М. Руководитель. Размышления о стиле управления. – М., 1998 г. – С. 217 – 350
  2. Хостинг А. Курс предпринимательства. – М., 2001 г. – С. 228 – 230
  3. Розенбаум Ю.А. Формирование управленческих кадров. – М., 2000 г.
  4. Тичин Н., Девана М.А. Лидеры реорганизации. М., Экономика, 2002 г.
  5. Якокка Ли. Карьера менеджера. – М.: Прогресс, 2000 г.
ТЕМА 3. Управленческая психология. Психологические проблемы бизнеса и менеджмента. Содержание темы: Управленческая психология как наука. Взаимосвязь управленческой психологии с другими науками управленческого цикла. Психологические трудности переходного периода. Адаптация, как процесс приспособления личности, группы, нации, народа к новым условиям социальной среды. Положительные результаты адаптации и ее отрицательные результаты. Социально-психологическая адаптация населения к рынку как 1) смена парадигмы экономического сознания; 2) смена «вершинной» и «глубинной» экономической психологии, особенно ценностей и идеалов; 3) смена «психологии хозяйственных эпох». Адаптация как проблема мотивации. Смена или коррекция ценностей. Поиск своего пути создания нового общества. Социально-психологические факторы поиска. Психологические законы функционирования рыночной экономики. Создание новой «душевной» Структуры человека как приоритетная проблема формирования нового общества, Необходимость создания социально-психологической службы населения. Литература: 1. Ключевский О.В. Курс русской истории в 9-ти томах. Т.4. –С 207 -212 2. Бердяев Н.А. Судьба России. – М., 2001 г.
  1. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. – М., 2000 г. – С.187
  2. Франки В. Человек в поисках смысла – М., 1999 г. –С 10 -11
  3. Попов В.Д. Адаптация населения к рынку // Человек и труд. – 2001 г. -№3
  4. Кэмбелл Р., Маккони, Стэнли Л. Бюро Экономика: принципы, проблемы, понятия. В 2-х томах. – М., 2000 г. Т.1. – С. 18, 23, 27, 36.
ТЕМА 4. Личность как объект управленческого воздействия. Содержание темы: Личность как субъект и «универсальный ресурс» рыночной экономики. Индивидуально-психологические, общественно-психологические и научно- мировоззренческие качества личности. Необходимость индивидуального подхода к личности в управлении. Проблема совместимости психологии личности и методов управленческого воздействия (технология индивидуальной работы с персоналом). Пути повышения продуктивности индивидуальных методов работы. Методы «техника» познания личности. Психодиагностика как область психологического знания. Области применения и возможности использования психодиагностики в управленческой деятельности и кадровой работе. Литература:
  1. Бизнес и менеджер: все о маркетинге. В 2-х томах. –М., 2002 г.
  2. Исаенко А.Н. Кадры управления в корпорациях США – М., 2000 г.
  3. Пронников В.А, Ладанов И.Д. «Управление персоналом в Японии» -М., 2000 г.
  4. Филиппов А.В. Работа с кадрами (психологический аспект) М., 2001 г.
  5. Шепель В.М. Управленческая психология. – М., 1999 г.
ТЕМА 5. Руководство: власть, влияние и партнерство. Содержание темы: Руководство в организации. Управление и лидерство. Лидерство как способность оказывать влияние на людей для достижения поставленных целей. Теории лидерства. Понятие лидерства. Качества лидера Лидер и менеджер: общее и особенные черты. Развитие лидерского потенциала. Власть как возможность влияния на поведения людей. Основы власти руководителя (власть принуждения, власть компенсации, власть информации и т.д.). Виды власти. Баланс власти. Власть как функция взаимодействия. Партнерство руководителя и подчиненных. Виды влияния, обеспечивающие партнерство: убеждение, привлечение работников к участию в управлении. Их сильные и слабые стороны. Условия и способы, эффективного использования руководителем инструментов влияния. Литература:
  1. Проект «Лидер» // Проблемы теории и практики управления. 1999 г. - №4
  2. Качество элиты // Деловой мир, 2001 г.
  3. Роль лидеров в реорганизации предприятия // Кадры. – 2000 г. - №2
  4. Тичи Н.И., Девана М.А. Лидеры реорганизации. – М.: Экономика, 2002 г.
ТЕМА 6. Стиль руководства. Социально-психологический портрет руководителя. Содержание темы: Стиль руководства как категория управления. Классификация стилей руководства, зависимость стиля руководства от степени зрелости подчиненных. Субъективная составляющая стиля руководства. Модель личности современного руководителя. Имидж руководителя. Создание и перестройка имиджа. Профессиограмма и социально-психологический портрет руководителя. Биографические характеристики, способности, черты личности, менеджерские характеристики. Организация труда руководителя: секретариат. Технические средства управления, самоменеджмент руководителя. Культура Управленческой деятельности. Литература:
  1. Вудков М., Френзис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя – практика – М., 2001 г.
  2. Гольман И.А. Добробобенко Н.Н. Практика рекламы: 10 уроков для советского бизнесмена. – Новосибирск, 2000 г.
  3. Гуревич П.С. Приключения имиджа – М., 2001 г.
  4. Корнеги Д. как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. – М., 1990 г.
  5. Шемль В.М. Секреты личного обаяния. – М., 2000 г.
  6. Шемль В.М. Управленческая этика. – М., 1999 г.
  7. Борунов А.Ф. Карманная энциклопедия делового этикета.
  8. Ниссинин И. Воутилайнен Э. Время руководителя: эффективность использования. / Пер. с финского – М.: Экономика, 2000 г.
  9. Осипов Г.В. Работа руководителя с документами. – М.: Экономика, 1999 г.
  10. Силюк Н.А., Веселов П.В., Галахов В.В. Организация управленческого труда. – М.: Экономика, 1999 г.
  11. Ладанов Н.Д. Практический менеджмент. – М., 2002 г.
ТЕМА 7 .Управление группой Содержание темы: Групповые методы работ с персоналом. Типы групп в управлении. Большие и малые группы. Формальное и не формальное структура групп. Развитее не формальных организаций и их характеристик. Основные причины вступление людей в не формальные организации. Проблемы, с вязанные с возникновением не формальных групп, возможность их преодоления с пользой для организаций. Повышения эффективности функционирования формальных групп и организаций. Факторы, влияющие на эффективность выполнения командными группами поставленных целей. Ролевое поведение и регулирование. Межгрупповые отношения. Особенности организации межгрупповых отношений. Психологические трудности общения и психотехнология их преодоления. Психологические принципы эффективной коммуникации. Литература:
  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1998 г.
  2. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. – М., 1999 г.
  3. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. – М., 2000 г.
  4. Шибутани Т. Социальная психология. – М.. 1998 г.
  5. Дизель П.М., Мак-Кинли Раньян У. Поведение человека в организации. – М., 2002 г.
  6. Зазыпин В., Ланг Л. Руководить без понедельников. – М., 2000 г.
  7. Зазыпин В.Г., Чернешев А.П. Менеджмент: Психоаналитические секреты профессии.
  8. Роберт М.А., Тильман Д. Психология индивида и группы., - М., 2000 г.
ТЕМА 8. Управление формированием и развитием коллектива. Содержание темы: Взаимосвязь и противоречия коллективного и личного. Формирование коллектива. Качество персонала. Управление подбором персонала. Построение коллектива. Руководством коллектива. Этапы построение коллектива. Преимущество и недостатки коллективной работы. Менеджер как воспитатель коллектива. Литература:
  1. Вудкюк М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. – М.: Дело, 2001 г.
  2. Глухов В.В. Основы менеджмента. Учебно-справочное пособие. – М., 2000 г.
  3. Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. – М.: Дело, 2001 г.
  4. Кричевский Р.А. Если вы – руководитель. – М.: Дело, 2000 г.
  5. Менеджмент в организации / Учебное пособие / Румянцев З.П., Соломатин Н.А. – М., 2000 г.
  6. Сайман Герберт А. Менеджмент в организациях. – М., 2000 г.
  7. Старобинский Э.Е. Как упровлять персоналом. – М., 2001 г.
  8. Уткин Э.А. Профессия – менеджер. – М.: Экономика, 1999 г.
  9. Шредер Герман А. Руководить своеобразно ситуацией. Пер. с нем. – М., 1999 г.
ТЕМА 9 . Управление конфликтами. Содержание темы: Природа и виды конфликта. Проблемы изучения конфликта науки. Движущие силы конфликтов и формы их протекания. Социальное напряженность и конфликт. Стратегии и техника управления конфликтами. Анализ и способы разрешения конфликтов. Методы разрешения конфликтов. Конструктивные и деструктивные конфликты. Практика использования конфликтов в управлении. Литература:
  1. Бородкин Ф.Н., Коряк Н.М. Внимание! Конфликт! – Новосибирск, 1999 г.
  2. Зигерт В., Ланк Л. Руководить без конфликтов. – М., 2002 г. - С. 189 -204
  3. Василюк В.Е. «Психология переживания» - М., 1998 г.
  4. Гриман Л.П. Общение собой – М. 2001 г.
ТЕМА10. Мотивация работы с персоналом. Содержание темы: Мотивация как функция управленческого цикла. Роль мотивации в достижении цели управлении. Иерархия потребностей и мотивация личности. Эволюция идей в мотивации. Классическая теория в мотивации (Маслогд, Геруберг, Ман-Кмиланд и д.р.). Современные теории мотивации. Системы эффективного стимулирования труда, материальное стимулирования, мотивация трудом и карьеры, мотивация средой. Обновления мотивов. Адекватные вознаграждение и теория ожиданий. Психологические аспекты мотивации. Зарубежный опыт психологического подхода к стимулированию труда. Особенности мотивации и стимулирование персонала государственной службы. Литература: 1. Каволев В.И. мотивы поведения, деятельность. – М.: Наука 1999 г. 2. Волгин Н.А., Никлолаев С.В. Доходы работника и результативность производства: проблемы, реалии, перспективы. – М., 2000 г. 3. Грейсон Д., О Делл К. Амереканский менеджмент на пороге 21 века. – М., 2001 г. 4. Как добиться успеха / под ред. Хруцкого В.Е. – М., 2002 г. С 460 – 480 5. Макконел К.Р., Брю С.Н. Экономика – Т.2. – М., 2000 г. – С. 156 – 175 6. Проников В.А., Ладанов И.Д. Упровление персоналом в Японии – М., 1999 г. 7. Роджерс Ф., - ИБН: взгляд из внутри: человек – фирма – маркетинг / пер. с англ. – М., 1999 г. 8. Управление по результатам / пер. с финского – М., 1998 г. 9. Шегель В.М. Управленческая психология, - М., 2000 г. ПЛАН ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ Семинар I. ТЕМА 1. Управление персоналом как тип менеджмента. Сущность управления персоналом. Вопросы для обсуждения:
  1. Менеджмент и его типы.
  2. Цели и задачи управлением персоналом.
  3. Концепция управления персоналом в организации.
  4. Система управления персоналом.
  5. Власть и основные формы ее реализации.
Темы докладов/рефератов:
  1. Управление деловой карьерой в организации.
  2. Специфика управления персоналом в различных национальных моделях менеджмента.
Формы текущего контроля знаний: опрос Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, рефераты. Литература:
  1. Смыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент по персоналу. – М., 2001 г.
  2. Румянцева З.П., Саломатин Н.А. Менеджмент организации. – М., 2000 г.
  3. Вестник госслужбы. Роскадры. – М., 1999 г. - №3
  4. Кадровое обеспечение государственной службы. – Ростов на Дону, 1999 г.
  5. Философия власти – М.: изд-во МГУ, 2002 г.
  6. Янов А. Истоки автократии // Октябрь, 1999 г. - №8.
Семинар 2. ТЕМА 2. Кадровая политика. Вопросы для обсуждения:
  1. Сущность кадровой политики.
  2. Структура кадров системы управления.
  3. Развитие коммуникативных возможностей персонала.
  4. Ротация и продвижения кадров.
  5. Кадровая служба: функции, организация, ответственность.
Темы докладов/рефератов:
  1. Кадровая служба: функции, организация, ответственность
Формы текущего контроля знаний: опрос, решение задач. Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, рефераты Литература: 1Омаров А.М. Руководитель. Размышления о стиле управления. – М., 1998 г. – С. 217 – 35
  1. Хостинг А. Курс предпринимательства. – М., 2001 г. – С. 228 – 230
  2. Розенбаум Ю.А. Формирование управленческих кадров. – М., 2000 г.
  3. Тичин Н., Девана М.А. Лидеры реорганизации. М., Экономика, 2002 г.
  4. Якокка Ли. Карьера менеджера. – М.: Прогресс, 2000 г.
Семинар 3. ТЕМА 3. Управленческая психология. Психологические проблемы бизнеса и менеджмента. Вопросы для обсуждения:
  1. Управленческая психология как наука.
  2. Взаимосвязь управленческой психологии с другими науками управленческого цикла.
  3. Положительные результаты адаптации и ее отрицательные результаты.
  4. Адаптация, как процесс приспособления личности, группы, нации, народа к новым условиям социальной среды.
Темы докладов/рефератов:
  1. Адаптация как проблема мотивации.
  2. Психологические законы функционирования рыночной экономики.
Формы текущего контроля знаний: опрос Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, доклады Литература:
  1. Ключевский О.В. Курс русской истории в 9-ти томах. Т.4. –С 207 -212
  2. Бердяев Н.А. Судьба России. – М., 2001 г.
  3. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. – М., 2000 г. – С.187
  4. Франки В. Человек в поисках смысла – М., 1999 г. –С 10 -11
  5. Попов В.Д. Адаптация населения к рынку // Человек и труд. – 2001 г. -№3
Семинар 4. ТЕМА 4. Личность как объект управленческого воздействия. Вопросы для обсуждения:
  1. Личность как субъект и «универсальный ресурс» рыночной экономики.
  2. Необходимость индивидуального подхода к личности в управлении.
  3. Проблема совместимости психологии личности и методов управленческого воздействия.
  4. Психодиагностика как область психологического знания.
Темы докладов/рефератов:
  1. Области применения и возможности использования психодиагностики в управленческой деятельности и кадровой работе.
Формы текущего контроля знаний: опрос Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, рефераты Литература:
  1. Анастази А. Психологическое тестирование – М., 1999 г.
  2. Айзенк Т.Ю. Проверьте свои способности – М., 2002 г.
  3. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. – М., 2000 г.
  4. Бодалев А.А., Столин В.В. психодиагностика. – М., 2000 г.
  5. Берлочук Л.Ф. Морозов С.Н. Словарь-справочник по психологической диагностики. Киев, 1999 г.
  6. Лучшие психологические тесты. – Петрозаводск, 1999 г.
  7. Собчин Л.Н. Психодиагностика: методы и методология. – М., 2000 г.
  8. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М., 1999 г.
  9. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М 1999 г.
  10. Общая психодиагностика. – М., 2000 г.
  11. Практикум по Экспериментальной и прикладной психологии. – М., 2001 г.
Практическое занятие 1.ТЕМА 4. Социальный психоанализ, психокоррекция поведения персонала. Вопросы для обсуждения:
  1. Предмет психодиагностики как области психологического знания.
  2. Методы и техника психодиагностики:
а) тесты, опросники; б) проективная техника; в) школьная техника; г) диалогическая техника, и д.р. Темы докладов/рефератов: 1. Области применения и возможности использования психодиагностики в управленческой деятельности и кадровой работе. Формы текущего контроля знаний: опрос, тестирование Формы контроля самостоятельной работы студентов: рефераты Семинар 5 .ТЕМА5. Руководство: власть, влияние и партнерство. Модели лидерства. Вопросы для контроля знаний:
  1. Руководство в организации.
  2. Управление и лидерство.
  3. Теории лидерства.
  4. Партнерство руководителя и подчиненных.
  5. Виды влияния, обеспечивающие партнерство: убеждение, привлечение работников к участию в управлении.
  6. Базовые подходы к изучению проблемы лидерства.
  7. Лидерство в механизме осуществления власти.
Темы докладов/рефератов:
  1. Лидер и менеджер: общее и особенные черты.
  2. Власть как возможность влияния на поведения людей.
  3. Качества современного лидера.
Формы текущего контроля знаний: опрос Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, рефераты Литература:
  1. Проект «Лидер» // Проблемы теории и практики управления. 1999 г. - №4
  2. Качество элиты // Деловой мир, 2001 г.
  3. Роль лидеров в реорганизации предприятия // Кадры. – 2000 г. - №2
  4. Тичи Н.И., Девана М.А. Лидеры реорганизации. – М.: Экономика, 2002 г.
Практическое занятие 2.ТЕМА 5. Партнерство. (Деловая игра Common). Вопросы для обсуждения:
  1. Ознакомление с правилами игры.
  2. Пробная игра.
  3. Игра.
  4. Подведение итогов игры.
Темы докладов/рефератов:
  1. Модели лидерства.
Формы текущего контроля знаний: опрос, дискуссия Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, рефераты СЕМИНАР 6.ТЕМА 6. Стиль руководства. Социально-психологический портрет руководителя. Вопросы для обсуждения:
  1. Стиль руководства как категория управления.
  2. Классификация стилей руководства.
  3. Субъективная составляющая стиля руководства.
  4. Технические средства управления, самоменеджмент руководителя.
Темы докладов/рефератов: 1. Модель личности современного руководителя. Формы текущего контроля знаний: опрос, решение задач Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, рефераты. Литература:
  1. Ниссинин И. Воутилайнен Э. Время руководителя: эффективность использования. / Пер. с финского – М.: Экономика, 2000 г.
  2. Осипов Г.В. Работа руководителя с документами. – М.: Экономика, 1999 г.
  3. Шемль В.М. Секреты личного обаяния. – М., 2000 г.
  4. Шемль В.М. Управленческая этика. – М., 1999 г.
СЕМИНАР-конференция 1. ТЕМА 6. Технология имиджа менеджера. Вопросы для занятий:
  1. Роль имиджа в политики, бизнесе, управлении.
  2. Общие условия формирования личного обаяния.
  3. Некоторые специфические условия и приемы овладения имиджем (Официальная переписка, стратегия и тактика ведения переговоров, официальные приемы и т.п.)
Темы докладов/рефератов:
  1. Авторитет руководителя.
  2. Имидж организации.
Формы текущего контроля знаний: опрос, дискуссия Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, доклады. Литература: 1. Вудков М., Френзис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя – практика – М., 2001 г. 2. Гольман И.А. Добробобенко Н.Н. Практика рекламы: 10 уроков для советского бизнесмена. – Новосибирск, 2000 г. 3. Гуревич П.С. Приключения имиджа – М., 2001 г. 4. Корнеги Д. как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. – М., 1990 г. 5. Шемль В.М. Секреты личного обаяния. – М., 2000 г. 6. Шемль В.М. Управленческая этика. – М., 1999 г. 7. Борунов А.Ф. Карманная энциклопедия делового этикета. СЕМИНАР 7, ТЕМА 6. Организация труда руководителя. Вопросы для занятий:
  1. Необходимость организации труда руководителя.
  2. Планирование рабочего времени.
  3. Тренировка памяти.
  4. Быстрое чтение.
  5. Управлением стрессом.
  6. Рабочее место руководителя (интерьер кабинетов, специфика помещения и его оборудования).
  7. Работа с документами.
Темы докладов/рефератов:
  1. Временной ресурс руководителя.
  2. Тренировка интеллекта и выработка креативного мышления.
Формы текущего контроля знаний: опрос Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, рефераты Литература: 1. Ниссинин И. Воутилайнен Э. Время руководителя: эффективность использования. / Пер. с финского – М.: Экономика, 2000 г. 2. Осипов Г.В. Работа руководителя с документами. – М.: Экономика, 1999 г. 3. Силюк Н.А., Веселов П.В., Галахов В.В. Организация управленческого труда. – М.: Экономика, 1999 г. 4. Ладанов Н.Д. Практический менеджмент. – М., 2002 г. СЕМИНАР 8, ТЕМА 7. Управление группой Вопросы для занятий:
  1. Групповые методы работ с персоналом.
  2. Типы групп в управлении.
  3. Формальное и не формальное структура групп.
  4. Основные причины вступление людей в не формальные организации.
  5. Повышения эффективности функционирования формальных групп и организаций.
Темы докладов/рефератов:
  1. Психологическая совместимость в малых группах.
  2. Психологические аспекты эффективной коммуникации.
  3. Психологические аспекты эффективных инноваций.
Формы текущего контроля знаний: опрос, Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, рефераты Литература:
  1. Вудков М., Френзис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя – практика – М., 2001 г.
  2. Гольман И.А. Добробобенко Н.Н. Практика рекламы: 10 уроков для советского бизнесмена. – Новосибирск, 2000 г.
  3. Василюк В.Е. «Психология переживания» - М., 1998 г.
  4. Гриман Л.П. Общение собой – М. 2001 г.
СЕМИНАР 9 ТЕМА 8. Управление формированием и развитием коллектива. Вопросы для занятий:
  1. Формирование коллектива.
  2. Качество персонала. Построение коллектива.
  3. Построение коллектива. Этапы построение коллектива.
  4. Преимущество и недостатки коллективной работы.
  5. Менеджер как воспитатель коллектива.
Темы докладов/рефератов:
  1. Формирование команд.
  2. Роль менеджера в воспитании коллектива.
Формы текущего контроля знаний: опрос Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, рефераты 1. Рудкевич А.М. Человек и толпа // Диалог. – 19998 г. - №12. – С. 102 – 104 2. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я // Диалог. – 1998 г. - №12. – С 104 – 112 3. Собчин Л.Н. Психодиагностика: методы и методология. – М., 2000 г. 4. Шемль В.М. Управленческая этика. – М., 1999 г. 5. Борунов А.Ф. Карманная энциклопедия делового этикета. СЕМИНАР 10. ТЕМА 8. Психология толпы. В неколлективные формы массового поведения людей и способы их коррекции. Вопросы для занятий:
  1. Массовые формы внеколлективного поведения.
  2. Феномен толпы. Психология толпы.
Темы докладов/рефератов:
  1. Социально-психологические методы воздействия на массовое стихийное поведение
Формы текущего контроля знаний: опрос, Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, рефераты Литература: 1. Лебон Г. Психология народов и масс – 1898 г.
  1. Петровский А. Синдром толпы // Литературная газета 1999 г.
  2. Рудкевич А.М. Человек и толпа // Диалог. – 19998 г. - №12. – С. 102 – 104
  3. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М., 1999 г.
  4. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М 1999 г.
  5. Общая психодиагностика. – М., 2000 г.
  6. Практикум по Экспериментальной и прикладной психологии. – М., 2001 г.
СЕМИНАР 11. ТЕМА 9 Управление конфликтами. Вопросы для занятий: 1. Природа и виды конфликта. 2. Движущие силы конфликтов и формы их протекания. 3. Стратегии и техника управления конфликтами. 4. Анализ и способы разрешения конфликтов. Темы докладов/рефератов:
  1. Методы разрешения конфликтов.
  2. Практика использования конфликтов в управлении.
Формы текущего контроля знаний: опрос, Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, рефераты Литература: 1. Бородкин Ф.Н., Коряк Н.М. Внимание! Конфликт! – Новосибирск, 1999 г. 2. Зигерт В., Ланк Л. Руководить без конфликтов. – М., 2002 г. - С. 189 -204 3. Василюк В.Е. «Психология переживания» - М., 1998 г. 4. Гриман Л.П. Общение собой – М. 2001 г. 5. Лебон Г. Психология народов и масс – 1898 г. СЕМИНАР 12. ТЕМА 9. Психологическое упреждение и разрешение конфликтов в деловом общении. Вопросы для занятий: 1. Типология и характеристика конфликтов делового общения. 2. Социальные и психологические факторы упреждения конфликтов в деловом общении. 3. Пути и средства разрешения конфликтов в процессе делового общения. 4. Условия и возможности саморегуляции в общении. Темы докладов/рефератов: 1. Зарубежный опыт разрешения конфликтов в управлении. Формы текущего контроля знаний: опрос Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, рефераты Литература:
  1. Бородкин Ф.Н., Коряк Н.М. Внимание! Конфликт! – Новосибирск, 1999 г.
  2. Зигерт В., Ланк Л. Руководить без конфликтов. – М., 2002 г. - С. 189 -204
  3. Василюк В.Е. «Психология переживания» - М., 1998 г.
  4. Гриман Л.П. Общение собой – М. 2001 г.
  5. Петровский А. Синдром толпы // Литературная газета 1999 г.
  6. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я // Диалог. – 1998 г. - №12. – С 104 – 112
СЕМИНАР 13. ТЕМА 10. Мотивация работы с персоналом. Вопросы для занятий: 1. Мотивация как функция управленческого цикла. 2. Роль мотивации в достижении цели управлении. 3. Эволюция идей в мотивации. Классическая теория в мотивации. 4. Психологические аспекты мотивации. Темы докладов/рефератов:
  1. Особенности мотивации и стимулирование персонала .
Формы текущего контроля знаний: опрос Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, рефераты Литература: 1.Каволев В.И. Мотивы поведения, деятельность. – М.: Наука 1999 г. 2.Волгин Н.А., Никлолаев С.В. Доходы работника и результативность производства: проблемы, реалии, перспективы. – М., 2000 г. 3.Грейсон Д., О Делл К. Амереканский менеджмент на пороге 21 века. – М., 2001 г. 4.Как добиться успеха / под ред. Хруцкого В.Е. – М., 2002 г. С 460 – 480 Семинар 14, ТЕМА 10. Мотивация как функция управления. Вопросы для обсуждения: 1. Проблемы мотивации в трудах основоположников научного менеджмента. Классические теории мотивации. 2. Современные системы стимулирования труда и их отличие от традиционных систем. 3. Зарубежный и отечественный опыт мотивации. 4. Перспективы совершенствования систем стимулирования труда. 5. Тестирования по оценке собственных мотивационных тенденций. Темы докладов/рефератов: 1. Зарубежный опыт психологического подхода к стимулированию труда. Формы текущего контроля знаний: опрос Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, рефераты Литература: 1.Макконел К.Р., Брю С.Н. Экономика – Т.2. – М., 2000 г. – С. 156 – 175 2.Проников В.А., Ладанов И.Д. Упровление персоналом в Японии – М., 1999 г. 3.Роджерс Ф., - ИБН: взгляд из внутри: человек – фирма – маркетинг / пер. с англ. – М., 1999 г. 4.Управление по результатам / пер. с финского – М., 1998 г. 5.Шегель В.М. Управленческая психология, - М., 2000 г. СЕМИНАР-конференция 2. ТЕМА 10. Методы обучения персонала государственных и коммерческих структур. Вопросы для занятий: 1. Цели и способы оценки управленческого персонала. 2. Подготовка программы Центра оценки персонала. 3. Проведение мероприятий по оценке персонала. 4. Обработка и способы использования результатов. Темы докладов/рефератов: 1. Организационное, правовое и научно-методическое обеспечение соци­ального партнерства. 2. Зарубежные модели социального партнерства. 3. Подготовка кадров и повышение их квалификации. 4. Планирование кадровой работы с использованием АСУП, Формы текущего контроля знаний: опрос, дискуссия Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, доклады. Литература:
  1. Базаров Т.Ю., Беков Х.А., Ансенова Е.А. Методы оценки управленческого персонала государственных и коммерческих структур. – М., 2002 г.
  2. Менеджмент персонала. Учебник. – М., 2001 г.
вопросы для подготовки к экзамену
  1. Менеджмент и его типы.
  2. Цели и задачи управлением персоналом.
  3. Концепция управления персоналом в организации.
  4. Система управления персоналом.
  5. Власть и основные формы ее реализации.
  6. Специфика управления персоналом в различных национальных моделях менеджмента.
  7. Сущность кадровой политики.
  8. Структура кадров системы управления.
  9. Кадровая служба: функции, организация, ответственность.
  10. Управленческая психология как наука.
  11. Положительные результаты адаптации и ее отрицательные результаты.
  12. Личность как субъект и «универсальный ресурс» рыночной экономики.
  13. Необходимость индивидуального подхода к личности в управлении.
  14. Проблема совместимости психологии личности и методов управленческого воздействия.
  15. Психодиагностика как область психологического знания.
  16. Предмет психодиагностики как области психологического знания.
  17. Области применения и возможности использования психодиагностики в управленческой деятельности и кадровой работе
  18. Управление и лидерство.
  19. Теории лидерства.
  20. Партнерство руководителя и подчиненных.
  21. Виды влияния, обеспечивающие партнерство
  22. Базовые подходы к изучению проблемы лидерства.
  23. Лидерство в механизме осуществления власти.
  24. Качества современного лидера.
  25. Модели лидерства.
  26. Стиль руководства как категория управления.
  27. Классификация стилей руководства.
  28. Субъективная составляющая стиля руководства.
  29. Технические средства управления, самоменеджмент руководителя.
  30. Роль имиджа в политике, бизнесе, управлении.
  31. Необходимость организации труда руководителя.
  32. Планирование рабочего времени.
  33. Управлением стрессом.
  34. Рабочее место руководителя (интерьер кабинетов, специфика помещения и его оборудования).
  35. Работа с документами.
  36. Групповые методы работы с персоналом.
  37. Типы групп в управлении.
  38. Повышения эффективности функционирования формальных групп и организаций.
  39. Психологические аспекты эффективной коммуникации.
  40. Психологические аспекты эффективных инноваций.
  41. Формирование коллектива.
  42. Качество персонала. Построение коллектива.
  43. Преимущество и недостатки коллективной работы.
  44. Менеджер как воспитатель коллектива.
  45. Природа и виды конфликта.
  46. Движущие силы конфликтов и формы их протекания.
  47. Стратегии и техника управления конфликтами.
  48. Типология и характеристика конфликтов делового общения.
  49. Пути и средства разрешения конфликтов в процессе делового общения.
  50. Мотивация как функция управленческого цикла.
  51. Эволюция идей в мотивации. Классическая теория в мотивации.
  52. Психологические аспекты мотивации.
  53. Проблемы мотивации в трудах основоположников научного менеджмента. Классические теории мотивации.
  54. Современные системы стимулирования труда и их отличие от традиционных систем.
  55. Зарубежный и отечественный опыт мотивации.
  56. Перспективы совершенствования систем стимулирования труда.
Типы экзаменационных задач. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


(C) 2009