Методические указания: УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, для студентов всех форм обучения, специальности 061100 «Менеджмент организации»
министерство труда и социального развития российской федерации МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Филиал в г.Пятигорске Н.а.Зиновьев Управление персоналом УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИе МАТЕРИАЛы для студентов всех форм обучения специальности 061100 «Менеджмент организации» Пятигорск 2003 ББК Ф Учебно-методические материалы подготовлены: к.э.н. доц. Н.А.Зиновьевым Рецензент : к.э.н.,доц.Коргова М.А. Учебно-методические материалы утверждены на заседании кафедры экономических и математических дисциплин 29.08.2002 г.протокол №.1 (Зиновьев Н.А,.) (Управление персоналом для студентов всех форм обучения специальности 061100 «Менеджмент организации»): Учеб.-метод, материалы. - Пятигорск.: Изд-во МГСУ «Союз». 2003. – 20 с. БК ©Издательство МГСУ «Союз». 2003 © (Зиновьев Н,А,.). 2003 СТАНДАРТ ДИСЦИПЛИНЫ Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по дисциплине «Управление персоналом» В условиях становления рыночной экономики возрастает значимость человеческого фактора в производственной системе. Знания, квалификации, творческие и предпринимательские способности работников рассматриваются как основной ресурс повышения эффективности и конкурентных преимуществ стратегического развития деловых организаций. Учебный курс «Управление персоналом» является базовой специальной дисциплинойдля специалистов- менеджеров, нацеленной на формирование у студентов видения целостной системы управления социально-трудовыми отношениями в современной организации, овладение методиками и технологиями планирования и реализации кадровой стратегии, мотивации трудовой деятельности, обучения и развития персонала, регулирования конфликтов и трудовых споров. Изучение курса базируется на таких дисциплинах, как «Менеджмент», «Теория организации», «Социология», «Организационное поведение», «Трудовое право». Программа курса составлена в соответствии с требованием Государственного образовательного стандарта по специальности «Менеджмент организации» и аккумулирует достижения мировой и отечественной теории и практики управления персоналом. В процессе преподавания дисциплины читаются лекции, проводятся практические занятия, деловые игры, тестирование, конференции. Рубежный контроль знаний включает проведение итоговой конференции и сдачу экзамена. Специалист должен:Знать | Предмет и содержание дисциплины «Управление персоналом» .Механизм управления персоналом: методы управления, их классификацию, взаимосвязь и развитие. |
Уметь | Проводить системный анализ управления персоналом организации: устанавливать цели, использовать принципы, обозначать функции, составляющие подсистемы и элементы. |
Иметь представление | Об эволюции теории и практики кадрового менеджмента: мировом и российском опыте. |
Уметь использовать информацию в ситуациях; и т.д. | Современные концепции управления трудом в деловых организациях. |
№ | Раздел, тема | Количество часов | Контрольные мероприятия | ||||||||
Всего | Самост работа | Аудиторные занятия | |||||||||
Всего | лекционные | Группо-вые | лабора-торные | контр раб | КУРсов раб | зачет | экзамен | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1 | TЕМА 1. Управление персоналом как тип менеджмента. Сущность управления персоналом | 2 | 1 | ||||||||
2 | ТЕМА 2. Кадровая политика. | 2 | 1 | ||||||||
3 | ТЕМА 3. Управленческая психология. Психологические проблемы бизнеса и менеджмента. | 2 | 1 | ||||||||
4 | ТЕМА 4. Личность как объект управленческого воздействия. | 2 | 1 | ||||||||
5 | Социальный психоанализ, психокоррекция поведения персонала. | - | 1 | ||||||||
6 | ТЕМА 5. Руководство: власть, влияние и партнерство. | 4 | 1 | ||||||||
7 | Модели лидерства. | - | 1 | ||||||||
8 | Партнерство. (Деловая игра Common). | - | 1 | ||||||||
9 | ТЕМА 6, Стиль руководства. Социально-психологический портрет руководителя. | 4 | 1 | ||||||||
10 | Технология имиджа менеджера. | - | 1 | ||||||||
11 | Организация труда руководителя. | - | 1 | ||||||||
12 | ТЕМА 7. Управление группой. | 4 | 1 | ||||||||
13 | ТЕМА 8. Управление формированием и развитием коллектива. | 4 | 1 | ||||||||
14 | Психология толпы. Внеколлективные формы массового поведения людей и способы их коррекции. | - | 1 | ||||||||
15 | ТЕМА9. Управление конфликтами. | 4 | 1 | ||||||||
16 | Психологическое упреждение и разрешение конфликтов в деловом общении. | - | 1 | ||||||||
17 | ТЕМА10. Мотивация работы с персоналом. | 4 | 1 | ||||||||
18 | Мотивация как функция управления. | - | 1 | ||||||||
19 | Методы обучения персонала государственных и коммерческих структур. | - | 1 | ||||||||
Итого часов по курсу: | 106 | 58 | 48 | 32 | 16 | 8 |
№ | Раздел, тема | Количество часов | Контрольные мероприятия | ||||||||
Всего | Самост работа | Аудиторные занятия | |||||||||
Всего | лекционные | Группо-вые | лабора-торные | контр раб | КУРсов раб | зачет | экзамен | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1 | TЕМА 1. Управление персоналом как тип менеджмента. Сущность управления персоналом | 6 | 5 | 1 | 1 | ||||||
2 | ТЕМА 2. Кадровая политика. | 5 | 5 | ||||||||
3 | ТЕМА 3. Управленческая психология. Психологические проблемы бизнеса и менеджмента. | 6 | 5 | 1 | 1 | ||||||
4 | ТЕМА 4. Личность как объект управленческого воздействия. | 7 | 6 | 1 | 1 | ||||||
5 | Социальный психоанализ, психокоррекция поведения персонала. | 6 | 6 | ||||||||
6 | ТЕМА 5. Руководство: власть, влияние и партнерство. | 7 | 6 | 1 | 1 | ||||||
7 | Модели лидерства. | 6 | 6 | ||||||||
8 | ТЕМА 6, Стиль руководства. Социально-психологический портрет руководителя. | 7 | 6 | 1 | 1 | ||||||
9 | Технология имиджа менеджера. | 6 | 6 | ||||||||
10 | Организация труда руководителя. | 4 | 4 | ||||||||
11 | ТЕМА 7. Управление группой. | 5 | 4 | 1 | 1 | ||||||
12 | ТЕМА 8. Управление формированием и развитием коллектива. | 5 | 4 | 1 | 1 | ||||||
13 | Психология толпы. Внеколлективные формы массового поведения людей и способы их коррекции. | 4 | 4 | ||||||||
14 | ТЕМА9. Управление конфликтами. | 5 | 4 | 1 | 1 | ||||||
15 | Психологическое упреждение и разрешение конфликтов в деловом общении. | 4 | 4 | ||||||||
16 | ТЕМА10. Мотивация работы с персоналом. | 5 | 4 | 1 | 1 | ||||||
17 | Мотивация как функция управления. | 4 | 4 | ||||||||
18 | Методы обучения персонала государственных и коммерческих структур. | 5 | 4 | 1 | 1 | ||||||
Итого часов по курсу: | 106 | 97 | 9 | 9 | 8 |
- Смыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент по персоналу. – М., 2001 г.
- Румянцева З.П., Саломатин Н.А. Менеджмент организации. – М., 2000 г.
- Вестник госслужбы. Роскадры. – М., 1999 г. - №3
- Кадровое обеспечение государственной службы. – Ростов на Дону, 1999 г.
- Философия власти – М.: изд-во МГУ, 2002 г.
- Янов А. Истоки автократии // Октябрь, 1999 г. - №8.
- Омаров А.М. Руководитель. Размышления о стиле управления. – М., 1998 г. – С. 217 – 350
- Хостинг А. Курс предпринимательства. – М., 2001 г. – С. 228 – 230
- Розенбаум Ю.А. Формирование управленческих кадров. – М., 2000 г.
- Тичин Н., Девана М.А. Лидеры реорганизации. М., Экономика, 2002 г.
- Якокка Ли. Карьера менеджера. – М.: Прогресс, 2000 г.
- Булгаков С.Н. Философия хозяйства. – М., 2000 г. – С.187
- Франки В. Человек в поисках смысла – М., 1999 г. –С 10 -11
- Попов В.Д. Адаптация населения к рынку // Человек и труд. – 2001 г. -№3
- Кэмбелл Р., Маккони, Стэнли Л. Бюро Экономика: принципы, проблемы, понятия. В 2-х томах. – М., 2000 г. Т.1. – С. 18, 23, 27, 36.
- Бизнес и менеджер: все о маркетинге. В 2-х томах. –М., 2002 г.
- Исаенко А.Н. Кадры управления в корпорациях США – М., 2000 г.
- Пронников В.А, Ладанов И.Д. «Управление персоналом в Японии» -М., 2000 г.
- Филиппов А.В. Работа с кадрами (психологический аспект) М., 2001 г.
- Шепель В.М. Управленческая психология. – М., 1999 г.
- Проект «Лидер» // Проблемы теории и практики управления. 1999 г. - №4
- Качество элиты // Деловой мир, 2001 г.
- Роль лидеров в реорганизации предприятия // Кадры. – 2000 г. - №2
- Тичи Н.И., Девана М.А. Лидеры реорганизации. – М.: Экономика, 2002 г.
- Вудков М., Френзис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя – практика – М., 2001 г.
- Гольман И.А. Добробобенко Н.Н. Практика рекламы: 10 уроков для советского бизнесмена. – Новосибирск, 2000 г.
- Гуревич П.С. Приключения имиджа – М., 2001 г.
- Корнеги Д. как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. – М., 1990 г.
- Шемль В.М. Секреты личного обаяния. – М., 2000 г.
- Шемль В.М. Управленческая этика. – М., 1999 г.
- Борунов А.Ф. Карманная энциклопедия делового этикета.
- Ниссинин И. Воутилайнен Э. Время руководителя: эффективность использования. / Пер. с финского – М.: Экономика, 2000 г.
- Осипов Г.В. Работа руководителя с документами. – М.: Экономика, 1999 г.
- Силюк Н.А., Веселов П.В., Галахов В.В. Организация управленческого труда. – М.: Экономика, 1999 г.
- Ладанов Н.Д. Практический менеджмент. – М., 2002 г.
- Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1998 г.
- Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. – М., 1999 г.
- Психологические проблемы социальной регуляции поведения. – М., 2000 г.
- Шибутани Т. Социальная психология. – М.. 1998 г.
- Дизель П.М., Мак-Кинли Раньян У. Поведение человека в организации. – М., 2002 г.
- Зазыпин В., Ланг Л. Руководить без понедельников. – М., 2000 г.
- Зазыпин В.Г., Чернешев А.П. Менеджмент: Психоаналитические секреты профессии.
- Роберт М.А., Тильман Д. Психология индивида и группы., - М., 2000 г.
- Вудкюк М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. – М.: Дело, 2001 г.
- Глухов В.В. Основы менеджмента. Учебно-справочное пособие. – М., 2000 г.
- Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. – М.: Дело, 2001 г.
- Кричевский Р.А. Если вы – руководитель. – М.: Дело, 2000 г.
- Менеджмент в организации / Учебное пособие / Румянцев З.П., Соломатин Н.А. – М., 2000 г.
- Сайман Герберт А. Менеджмент в организациях. – М., 2000 г.
- Старобинский Э.Е. Как упровлять персоналом. – М., 2001 г.
- Уткин Э.А. Профессия – менеджер. – М.: Экономика, 1999 г.
- Шредер Герман А. Руководить своеобразно ситуацией. Пер. с нем. – М., 1999 г.
- Бородкин Ф.Н., Коряк Н.М. Внимание! Конфликт! – Новосибирск, 1999 г.
- Зигерт В., Ланк Л. Руководить без конфликтов. – М., 2002 г. - С. 189 -204
- Василюк В.Е. «Психология переживания» - М., 1998 г.
- Гриман Л.П. Общение собой – М. 2001 г.
- Менеджмент и его типы.
- Цели и задачи управлением персоналом.
- Концепция управления персоналом в организации.
- Система управления персоналом.
- Власть и основные формы ее реализации.
- Управление деловой карьерой в организации.
- Специфика управления персоналом в различных национальных моделях менеджмента.
- Смыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент по персоналу. – М., 2001 г.
- Румянцева З.П., Саломатин Н.А. Менеджмент организации. – М., 2000 г.
- Вестник госслужбы. Роскадры. – М., 1999 г. - №3
- Кадровое обеспечение государственной службы. – Ростов на Дону, 1999 г.
- Философия власти – М.: изд-во МГУ, 2002 г.
- Янов А. Истоки автократии // Октябрь, 1999 г. - №8.
- Сущность кадровой политики.
- Структура кадров системы управления.
- Развитие коммуникативных возможностей персонала.
- Ротация и продвижения кадров.
- Кадровая служба: функции, организация, ответственность.
- Кадровая служба: функции, организация, ответственность
- Хостинг А. Курс предпринимательства. – М., 2001 г. – С. 228 – 230
- Розенбаум Ю.А. Формирование управленческих кадров. – М., 2000 г.
- Тичин Н., Девана М.А. Лидеры реорганизации. М., Экономика, 2002 г.
- Якокка Ли. Карьера менеджера. – М.: Прогресс, 2000 г.
- Управленческая психология как наука.
- Взаимосвязь управленческой психологии с другими науками управленческого цикла.
- Положительные результаты адаптации и ее отрицательные результаты.
- Адаптация, как процесс приспособления личности, группы, нации, народа к новым условиям социальной среды.
- Адаптация как проблема мотивации.
- Психологические законы функционирования рыночной экономики.
- Ключевский О.В. Курс русской истории в 9-ти томах. Т.4. –С 207 -212
- Бердяев Н.А. Судьба России. – М., 2001 г.
- Булгаков С.Н. Философия хозяйства. – М., 2000 г. – С.187
- Франки В. Человек в поисках смысла – М., 1999 г. –С 10 -11
- Попов В.Д. Адаптация населения к рынку // Человек и труд. – 2001 г. -№3
- Личность как субъект и «универсальный ресурс» рыночной экономики.
- Необходимость индивидуального подхода к личности в управлении.
- Проблема совместимости психологии личности и методов управленческого воздействия.
- Психодиагностика как область психологического знания.
- Области применения и возможности использования психодиагностики в управленческой деятельности и кадровой работе.
- Анастази А. Психологическое тестирование – М., 1999 г.
- Айзенк Т.Ю. Проверьте свои способности – М., 2002 г.
- Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. – М., 2000 г.
- Бодалев А.А., Столин В.В. психодиагностика. – М., 2000 г.
- Берлочук Л.Ф. Морозов С.Н. Словарь-справочник по психологической диагностики. Киев, 1999 г.
- Лучшие психологические тесты. – Петрозаводск, 1999 г.
- Собчин Л.Н. Психодиагностика: методы и методология. – М., 2000 г.
- Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М., 1999 г.
- Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М 1999 г.
- Общая психодиагностика. – М., 2000 г.
- Практикум по Экспериментальной и прикладной психологии. – М., 2001 г.
- Предмет психодиагностики как области психологического знания.
- Методы и техника психодиагностики:
- Руководство в организации.
- Управление и лидерство.
- Теории лидерства.
- Партнерство руководителя и подчиненных.
- Виды влияния, обеспечивающие партнерство: убеждение, привлечение работников к участию в управлении.
- Базовые подходы к изучению проблемы лидерства.
- Лидерство в механизме осуществления власти.
- Лидер и менеджер: общее и особенные черты.
- Власть как возможность влияния на поведения людей.
- Качества современного лидера.
- Проект «Лидер» // Проблемы теории и практики управления. 1999 г. - №4
- Качество элиты // Деловой мир, 2001 г.
- Роль лидеров в реорганизации предприятия // Кадры. – 2000 г. - №2
- Тичи Н.И., Девана М.А. Лидеры реорганизации. – М.: Экономика, 2002 г.
- Ознакомление с правилами игры.
- Пробная игра.
- Игра.
- Подведение итогов игры.
- Модели лидерства.
- Стиль руководства как категория управления.
- Классификация стилей руководства.
- Субъективная составляющая стиля руководства.
- Технические средства управления, самоменеджмент руководителя.
- Ниссинин И. Воутилайнен Э. Время руководителя: эффективность использования. / Пер. с финского – М.: Экономика, 2000 г.
- Осипов Г.В. Работа руководителя с документами. – М.: Экономика, 1999 г.
- Шемль В.М. Секреты личного обаяния. – М., 2000 г.
- Шемль В.М. Управленческая этика. – М., 1999 г.
- Роль имиджа в политики, бизнесе, управлении.
- Общие условия формирования личного обаяния.
- Некоторые специфические условия и приемы овладения имиджем (Официальная переписка, стратегия и тактика ведения переговоров, официальные приемы и т.п.)
- Авторитет руководителя.
- Имидж организации.
- Необходимость организации труда руководителя.
- Планирование рабочего времени.
- Тренировка памяти.
- Быстрое чтение.
- Управлением стрессом.
- Рабочее место руководителя (интерьер кабинетов, специфика помещения и его оборудования).
- Работа с документами.
- Временной ресурс руководителя.
- Тренировка интеллекта и выработка креативного мышления.
- Групповые методы работ с персоналом.
- Типы групп в управлении.
- Формальное и не формальное структура групп.
- Основные причины вступление людей в не формальные организации.
- Повышения эффективности функционирования формальных групп и организаций.
- Психологическая совместимость в малых группах.
- Психологические аспекты эффективной коммуникации.
- Психологические аспекты эффективных инноваций.
- Вудков М., Френзис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя – практика – М., 2001 г.
- Гольман И.А. Добробобенко Н.Н. Практика рекламы: 10 уроков для советского бизнесмена. – Новосибирск, 2000 г.
- Василюк В.Е. «Психология переживания» - М., 1998 г.
- Гриман Л.П. Общение собой – М. 2001 г.
- Формирование коллектива.
- Качество персонала. Построение коллектива.
- Построение коллектива. Этапы построение коллектива.
- Преимущество и недостатки коллективной работы.
- Менеджер как воспитатель коллектива.
- Формирование команд.
- Роль менеджера в воспитании коллектива.
- Массовые формы внеколлективного поведения.
- Феномен толпы. Психология толпы.
- Социально-психологические методы воздействия на массовое стихийное поведение
- Петровский А. Синдром толпы // Литературная газета 1999 г.
- Рудкевич А.М. Человек и толпа // Диалог. – 19998 г. - №12. – С. 102 – 104
- Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М., 1999 г.
- Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М 1999 г.
- Общая психодиагностика. – М., 2000 г.
- Практикум по Экспериментальной и прикладной психологии. – М., 2001 г.
- Методы разрешения конфликтов.
- Практика использования конфликтов в управлении.
- Бородкин Ф.Н., Коряк Н.М. Внимание! Конфликт! – Новосибирск, 1999 г.
- Зигерт В., Ланк Л. Руководить без конфликтов. – М., 2002 г. - С. 189 -204
- Василюк В.Е. «Психология переживания» - М., 1998 г.
- Гриман Л.П. Общение собой – М. 2001 г.
- Петровский А. Синдром толпы // Литературная газета 1999 г.
- Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я // Диалог. – 1998 г. - №12. – С 104 – 112
- Особенности мотивации и стимулирование персонала .
- Базаров Т.Ю., Беков Х.А., Ансенова Е.А. Методы оценки управленческого персонала государственных и коммерческих структур. – М., 2002 г.
- Менеджмент персонала. Учебник. – М., 2001 г.
- Менеджмент и его типы.
- Цели и задачи управлением персоналом.
- Концепция управления персоналом в организации.
- Система управления персоналом.
- Власть и основные формы ее реализации.
- Специфика управления персоналом в различных национальных моделях менеджмента.
- Сущность кадровой политики.
- Структура кадров системы управления.
- Кадровая служба: функции, организация, ответственность.
- Управленческая психология как наука.
- Положительные результаты адаптации и ее отрицательные результаты.
- Личность как субъект и «универсальный ресурс» рыночной экономики.
- Необходимость индивидуального подхода к личности в управлении.
- Проблема совместимости психологии личности и методов управленческого воздействия.
- Психодиагностика как область психологического знания.
- Предмет психодиагностики как области психологического знания.
- Области применения и возможности использования психодиагностики в управленческой деятельности и кадровой работе
- Управление и лидерство.
- Теории лидерства.
- Партнерство руководителя и подчиненных.
- Виды влияния, обеспечивающие партнерство
- Базовые подходы к изучению проблемы лидерства.
- Лидерство в механизме осуществления власти.
- Качества современного лидера.
- Модели лидерства.
- Стиль руководства как категория управления.
- Классификация стилей руководства.
- Субъективная составляющая стиля руководства.
- Технические средства управления, самоменеджмент руководителя.
- Роль имиджа в политике, бизнесе, управлении.
- Необходимость организации труда руководителя.
- Планирование рабочего времени.
- Управлением стрессом.
- Рабочее место руководителя (интерьер кабинетов, специфика помещения и его оборудования).
- Работа с документами.
- Групповые методы работы с персоналом.
- Типы групп в управлении.
- Повышения эффективности функционирования формальных групп и организаций.
- Психологические аспекты эффективной коммуникации.
- Психологические аспекты эффективных инноваций.
- Формирование коллектива.
- Качество персонала. Построение коллектива.
- Преимущество и недостатки коллективной работы.
- Менеджер как воспитатель коллектива.
- Природа и виды конфликта.
- Движущие силы конфликтов и формы их протекания.
- Стратегии и техника управления конфликтами.
- Типология и характеристика конфликтов делового общения.
- Пути и средства разрешения конфликтов в процессе делового общения.
- Мотивация как функция управленческого цикла.
- Эволюция идей в мотивации. Классическая теория в мотивации.
- Психологические аспекты мотивации.
- Проблемы мотивации в трудах основоположников научного менеджмента. Классические теории мотивации.
- Современные системы стимулирования труда и их отличие от традиционных систем.
- Зарубежный и отечественный опыт мотивации.
- Перспективы совершенствования систем стимулирования труда.