Курсовая: Понятие наказания
Рязанский государственный медицинский университет
им. акад. И. П. Павлова
Юридический факультет
Кафедра уголовно-правовых дисциплин
Курсовая работа
по уголовному праву
Тема: понятие наказания
Выполнила:
студентка 2 курса
Чувилина И. В.
Научный руководитель:
Мелтонян Р. М.
Рязань 2003
План
Введение
1. Понятие уголовного наказания, признаки уголовного наказания
2. Цели уголовного наказания
3. Система и виды наказаний
4. Условное осуждение
Заключение
Библиография
Введение
Проблема уголовного наказания является одной из наиболее сложных и
многогранных в уголовно-правовой науке. Ее значение определяется тем, что
уголовное право реализует себя, прежде всего, угрозой и применением
наказания.
Преступление и наказание тесно связаны. Наказание — это естественная реакция
государства на совершенное преступление. Если общественно опасное деяние не
влечет за собой наказания, оно не может считаться преступлением. Признак
уголовной наказуемости — обязательный признак понятия преступления.
Не может существовать понятие преступления без наказания, и наоборот. Сказанное
подтверждают не только вышеприведенные доводы, но и вся история развития
преступления и наказания в отечественном уголовном законодательстве
[1].
Юрист Н. В. Григорьев в своей работе «Социально-юридические тенденции в истории
уголовного наказания» проводит углубленный анализ исторических аспектов
уголовного наказания и приходит к ряду выводов: «Исторический анализ позволяет
сделать вывод, что наказание возникает с появлением общественной организации
жизни человека»[2]. В ходе проводимого
анализа выяснено, что исторически первой формой уголовного наказания (точнее,
предпосылкой к появлению такового) была кровная месть, затем возник
материальный выкуп, устрашающие и изолирующие виды наказаний
[3].
Итак, представив вкратце историю возникновения наказания, имеет смысл перейти
к изучению понятия уголовного наказания, его структуры, целей и последствий,
что составляет тему этой курсовой работы.
1. Понятие уголовного наказания, признаки уголовного наказания
При всем многообразии вопросов, решаемых в ходе создания и применения
уголовного закона, два вопроса являются центральными: на чем основывается
уголовная ответственность, т.е. за что следует наказывать, и от чего зависят
размеры ответственности, т.е. как наказывать.
Важно отметить, что развитие уголовного законодательства проявляется в
значительной мере в изменениях составов преступлений и санкций. Можно даже
утверждать, что интенсивность криминализации может быть определенно
обозначена с изменением видов и размеров наказания.
Следует отметить особую значимость уголовного наказания для отображения
функций уголовного права.
Некоторые из функций специфичны только для уголовного права: прежде всего
охранительная и социально-превентивная. Между указанными общими функциями
уголовного права и уголовного наказания есть определенная связь. Так, в
частности, уголовное наказание способствует реализации такой специфической
функции уголовного права, как социально-превентивная функция, — общее и
специальное предупреждение преступлений[4]
.
В отличие от института уголовной ответственности в юридической литературе
теоретические проблемы уголовного наказания разработаны более обстоятельно. Они
достаточно полно и всесторонне отражены в учебниках и курсах по уголовному
праву[5].
Институт уголовного наказания, способствующий воплощению в жизнь социально-
превентивной функции уголовного права (общее и специальное предупреждение
преступлений), является одним из важнейших институтов уголовного права.
Вопрос об эффективности уголовного права в значительной мере сводится к
вопросу об эффективности уголовного наказания и зависит от правильного
определения целей наказания.
До принятия «Основ уголовного законодательства» вопрос об отличии понятий
«уголовная ответственность» и «уголовное наказание» не был предметом
специального рассмотрения. Понятие «уголовная ответственность» как отличное
от понятия «наказание» появилось впервые лишь в «Основах уголовного
законодательства» 1958 г.
В ранее действовавшем уголовном законодательстве не было дано определение
наказания. Наиболее существенные его признаки были указаны в ряде норм
уголовного права. На основании законодательных положений и обобщения судебной
практики такое определение давала теория уголовного права.
Раскрывая содержание ст. 20 «Основ уголовного законодательства Союза ССР и
союзных республик», И.С. Ной отмечал три положения, закрепленных в этой статье:
«...во-первых, в ней содержится определенная информация о наказании как
социальном институте; во-вторых, определяется результат, который должен быть
достигнут при применении наказания, и в-третьих, определяются
целенаправленность и характер деятельности по достижению указанного результата»
[6].
Впервые законодательное определение понятия наказание было дано в ст. 28
Основ 1991 г.: «Наказание есть мера принуждения, применяемая от имени
государства по приговору суда к лицу, признанному виновным в совершении
преступления, и заключающаяся в предусмотренных законом лишении или
ограничении прав и интересов осужденного».
Были даны и иные формулировки понятия наказания. Так, в процессе создания
теоретической модели УК приводилось следующее определение: «Наказание есть
мера принуждения, применяемая от имени государства по приговору суда и в
соответствии с законом к лицу, признанному виновным в совершении преступления,
и выражающая отрицательную оценку его преступной деятельности»1
(ст. 57).
Заслуживает внимания определение, данное А. И. Чучаевым: уголовное наказание —
это «мера государственного принуждения установленная уголовным законом и
влекущая лишение или ограничение прав и интересов осужденного; наказание
применяется только к лицу, признанному виновным в совершении преступления,
назначается от имени государства по приговору суда»
[7].
Меры государственного принуждения разнообразны.
Уголовное наказание — одна из наиболее значительных мер государственного
принуждения. Об этом свидетельствует исторический опыт. Так, Чезаре Беккариа
в трактате «О преступлениях и наказаниях» писал, что «только законы могут
устанавливать наказания за преступления, и власть их издания может
принадлежать только законодателю... Никакой судья не может, не нарушая
справедливости, устанавливать наказания для других членов общества.
Несправедливо наказание, выходящее за пределы закона, т.к. оно явилось бы
другим наказанием, не установленным законом».
Обобщая значимые теоретические разработки, ныне действующий Уголовный кодекс
Российской Федерации закрепил на уровне закона «принцип законности», где
определено, что «преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно-
правовые последствия определяются только настоящим Кодексом».
Текст ст. 43 действующего УК РФ гласит: «Наказание есть мера государственного
принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу,
признанному виновным в совершении преступления, и заключается в
предусмотренном настоящим кодексом лишении или ограничении прав и свобод
этого лица».
Существенным при этом является то, что законодатель выделил понятие
наказания в части первой данной статьи, а цели применения наказания в
самостоятельной части второй этой нормы.
Такая редакция нормы позволила избежать тех трудностей толкования закона,
которые имели место в ранее действовавшем УК РФ 1960 года.
Так, ст. 20 «Цели наказания» оговаривала, что «наказание не только является
карой за совершенное преступление, но и преследует цели...».
В редакционном отношении смысловое содержание нормы было изложено неудачно,
поскольку сопоставлялись разнопорядковые понятия — содержание и цели
наказания. Фактически наказание понималось законодательством как «кара», ибо
«но» относилось к формулировке его целей[8]
.
Представляется, что исключение из текста закона термина «кара» символично.
Так, уже в ст. 10 Руководящих начал (1919 г.) нашел свое закрепление принцип
отрицания возмездия: «Наказание должно быть целесообразно и в то же время
совершенно лишено признаков мучительства и не должно причинять преступнику
бесполезных и лишних страданий». Эта формулировка Руководящих начал была
воспринята затем ст. 26 УК РСФСР (1922 г.), ст. 4 Основных начал (1924 г.);
ст. 9 УК (1926 г.).
Однако то, что законодатель использует термин «государственное принуждение»,
не означает, что последний не придает должной значимости элементу кары.
Сложность познания сущности наказания связана не только с различным подходом
в науке к определению места кары в наказании, но и с различными взглядами
ученых на природу самой кары.
В юридической литературе нет единообразия в понимании содержания кары как
сущности наказания. Многие авторы сводят ее к страданиям и лишениям, которые
доставляют наказание осужденному. Так, М. Д. Шаргородской писал: «Наказание
является лишением преступника каких-либо принадлежащих ему благ и выражает
отрицательную оценку преступника и его деяния государством. Наказание причиняет
страдание тому лицу, к которому оно применяется. Именно это свойство, являясь
необходимым признаком наказания, делает его карой»
[9]. Как видно, приоритет отдается моментам лишения и страдания. В курсах
советского уголовного права при определении понятия наказания кара не
упоминается, а упор делается на государственно-принудительный его характер и
причинение лишений виновному, а также упоминаются цели наказания
[10].
Следует отметить, что «государственное принуждение» в новом УК нельзя
отождествлять и с «мерами социальной защиты» (УК 1922 г.) или с выражениями
«меры социальной защиты судебно-исправительного характера» (УК РСФСР 1926
г.). Государственное принуждение, как прямо указано в законе (ст. 44 нового
УК), состоит в лишении или ограничении прав осужденного.
В ст.ст. 44—59 действующего УК РФ перечислены все меры принуждения,
являющиеся наказанием. Причем иные меры принудительного воздействия не имеют
силы уголовного наказания.
Среди наказаний предусмотрен различный уровень правоограничений.
Действующий уголовный закон предусмотрел смертную казнь в общей системе
наказаний (п. «н» ст. 44), отменив тем самым ее исключительность.
Репрессивность видов наказания определена действующим УК РФ от наказания,
связанного с наименьшим объемом кары -- штрафом, до обладающего наибольшим —
смертной казни.
Ст. 6 действующего УК, раскрывая принцип справедливости, в части первой
оговаривает, что: «наказание и иные меры уголовно-правового характера,
подлежащие применению к лицу, совершившему преступление, должны быть
справедливыми».
На уровне закона раскрыт процессуальный (внесудебный) порядок применения
институтов амнистии, помилования. Представляется значимым, что в диспозиции
этих норм указано на непосредственную связь амнистии и помилования с
освобождением от наказания: «Лица, осужденные за совершение преступлений,
могут быть освобождены от наказания, либо назначенное наказание может быть
сокращено или заменено более мягким видом наказания».
Уголовное наказание влечет судимость. Представляется верным редакционное
изменение названия статьи. Статья прежнего УК РФ гласила: «Погашение
судимости».
Ст. 86 нового УК РФ названа «Судимость». При этом законодатель в части
первой данной статьи на уровне закона раскрыл уголовно-правовое значение
судимости при осуществлении процессуальных действий и указал на связь
судимости как правового последствия с назначаемым наказанием: «Судимость, в
соответствии с настоящим Кодексом, учитывается при рецидиве преступлений и
при назначении наказания».
Судимость определяется по действующему УК РФ как правовое последствие,
связанное с вступлением обвинительного приговора в законную силу и
действующее до момента погашения или снятия судимости.
Ст. 2 УК РФ определяет «задачи Уголовного кодекса». В части второй указанной
статьи определено, что «настоящий УК определяет, какие опасные для личности,
общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает
виды наказания и иные меры уголовно-правового характера за совершение
преступления».
Представляется, что в данной статье, как и в норме, определенной ст. 3 УК
«Принцип законности», где последовательность изложения такова: «Преступность
деяния, его наказуемость...», это свидетельствует о вторичности уголовного
наказания по отношению к совершаемым преступлениям.
Существенно, что на уровне закона разрешен вопрос о значимости наказания в
процессе классификации преступлений. Так, Н.И. Загородников считал, что «в
основу классификации преступлений следовало бы положить санкцию (размер и вид
предусмотренного в законе наказания)[11]
.
Ранее в ст. 3 УК РФ 1960 г. также оговаривался этот принцип: «Уголовной
ответственности и наказанию подлежит только лицо, виновное в совершении
преступления...»
Возможна и иная реакция общества на преступление, так называемые иные меры
уголовно-правового характера. Таковые, например, предусмотрены в ст. 92 УК РФ
«Применение принудительных мер воспитательного воздействия»; ст. 92
«Освобождение от наказания несовершеннолетних»; ст. 82 «Отсрочка отбывания
наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей» и др.
В части первой ст. 44 УК РФ законодатель вновь закрепил положение, что эта
«мера государственного принуждения назначается только по приговору суда».
УК РФ 1960 года в части второй ст. 3 также оговаривал этот принцип: «Никто не
может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут
уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом».
Представляется, что и новый УК РФ подразумевает, что наказание назначается от
имени государства. Этим подтверждаются конституционные начала
судопроизводства. Назначение наказания только судом определено и в
действующем УПК в ст. 13: «...Правосудие по уголовным делам осуществляется
только судом».
Наказание назначается от имени государства (ст. 300 УПК РФ), т.е. наказание
носит публичный характер.
Ранее в ст. 56 УК РФ 1960 г. отмечалось, что освобождение от наказания либо
его смягчение, кроме случаев применения амнистии или помилования,
производится только судом.
Новый УК РФ не имеет конкретно такого указания. Однако по содержанию норм,
помещенных в гл. 12 «Освобождение от наказания», можно сделать вывод о
наличии этого принципа.
Поэтому в статье действующего УК РФ «Категории преступлений» дано
подразделение преступлений на небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и
особо тяжкие преступления, исходя из формы вины и максимального наказания,
предусмотренного УК.
Изложенное позволяет определить отличительные признаки уголовного наказания,
на основании которых выявляется его отличие от иных видов государственного
принуждения:
1) осуждение лица, виновного в совершении преступного деяния, от имени
государства;
2) наибольшая острота репрессии (в отличие от административных или
гражданско-правовых видов принуждения);
3) применение наказания только к лицам, виновным в совершении преступления;
4) возможность применения уголовного наказания только по приговору суда;
5) судимость — последствие, присущее лишь уголовному наказанию[12].
2. Цели уголовного наказания
Произошедшие в уголовном законодательстве изменения сделали актуальным
вопрос: в чем заключено социальное назначение наказания? Что должно
преобладать при назначении наказания: его карательный элемент или
направленность на предупреждение преступления? Настоящий момент требует
превращения уголовной политики в социальную политику предупреждения
преступности.
Уголовное наказание как особая форма государственного принуждения
рассматривается в юридической литературе в качестве правовой категории.
Однако по своему содержанию, функциям, характеру и объектам воздействия оно
значительно шире, чем общественные отношения, возникающие при назначении,
исполнении и освобождении от отбывания наказания. Уголовное наказание
затрагивает и ряд социологических аспектов. Необходим учет комплекса мер
воздействия принуждения, связанных с влиянием уголовного наказания на
личность преступника, других членов общества, да и на само общество в целом.
Должная разработка таковых позволит государству более успешно планировать и
осуществлять уголовную политику, совершенствовать уголовное и исправительно-
трудовое законодательство. Важной проблемой изучения уголовного наказания как
социологической категории являются его социальные функции. Одна из основных
функций наказания — предупреждение, применяемое к конкретному лицу за
совершенное преступление.
Однако наказание как форма государственного принуждения должно быть сопряжено
с ограничительным положением карательного воздействия. По мере стабилизации
общества возникает необходимость развития мер воспитательного воздействия на
осужденных. Именно поэтому основной социальной функцией наказания следует
считать его предупредительную функцию, входящую в качестве составной части в
систему мер борьбы с преступностью.
Институт наказания реализует функцию социального контроля с точки зрения как
общей, так и частной превенции. Эффективность социального контроля в форме
использования наказания в борьбе с преступностью во многом зависит от
правильного учета влияния социальных изменений на законодательную
регламентацию уголовно-правовых санкций, их применения и исполнения.
Определение целей наказания — один из наиболее принципиальных вопросов
уголовного права. «От его решения зависит не только построение многих
институтов этой отрасли права, но и целеустремленное применение самого
уголовного законодательства»[13].
Чезаре Беккариа писал: «Цель наказания заключается не в истязании и мучении
человека и не в том, чтобы сделать несуществующим уже совершенное
преступление... Цель наказания заключается только в том, чтобы
воспрепятствовать виновному вновь нанести вред обществу и удержать других от
совершения того же».
Н.С. Таганцев, определяя цели наказания, указывал: «Будучи личным страданием,
причиняемым виновному за учиненное им деяние, наказание должно быть
организовано так, чтобы оно служило или могло служить тем целям, которые
преследует государство, наказывая»[14].
В юридической литературе первых лет Советской власти много внимания уделялось
вопросу о целях и задачах наказания. Сложность этой проблемы приводила к
тому, что отдельные авторы, удачно сформулировав ту или иную задачу наказания
— исправительную, предупредительную или же охранительную, в ряде случаев
считали ее единственной, чем искажали действительную роль наказания в
Советском государстве. В рассматриваемый период еще только начинали
оформляться положения советской теории уголовного права о соотношении
принудительной и воспитательной сторон наказания, о соотношении понятий
«кара» и «воспитание», «кара» и «наказание».
Цели наказания влияют на существо кары и определяют направленность
наказания, главное его назначение. Определяя цели наказания, законодатель
указывает на оптимально возможный и желаемый результат выраженной в законе
угрозы наказанием и практики его применения в борьбе с преступностью. Для
правоохранительных органов, применяющих и исполняющих уголовное наказание,
они становятся практическим ориентиром эффективности их практической
деятельности. От целей наказания следует отличать его функции, с помощью
которых решаются частные задачи, достигаются промежуточные результаты на пути
к цели. Смешение целей с функциями в литературе встречается, и это не только
мешает правильному уяснению тех и других, но и приводит к искажению
социального назначения наказания, направленности уголовной политики.
Например, такое происходит, когда в качестве цели наказания признается сама
кара.
Ранее законодатель отделял кару как основу наказания от его целей указанием
на: 1) исправление и перевоспитание осужденных; 2) предупреждение совершения
преступлений осужденным; 3) предупреждение совершения преступлений иными
лицами (ст. 20 УК РСФСР 1960 г.).
Однако ряд авторов в своих монографических исследованиях в качестве одной из
целей ставили кару. При этом Н.А. Беляев пояснял: «Под карой как целью
наказания мы понимаем причинение правонарушителю страданий и лишений в
качестве возмездия за совершенное им преступление»
[15]. Думается, такой подход не согласуется с законом, если не сказать,
прямо противоречит ему. И.И. Карпец, отстаивая такую же точку зрения, рассуждал
примерно так: «Раз наказание карает и достигает каких-то целей, без чего не
бывает, значит, кара является одной из целей наказания»
[16]. Аргументы одного и другого авторов неизбежно приводят к выводу, что
наказание как кара является самоцелью, чего как раз уголовный закон не
допускает[17].
Новый УК РФ определяет цели наказания в части второй ст. 44: «Наказание
применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также
исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений».
Формулировка ст. 43 УК РФ существенно отличается от текста ст. 20 УК РФ 1960
г. Во-первых, в ней отсутствует текст, содержащийся в части второй,
устанавливающий, что «наказание не имеет целью причинение физических
страданий или унижение человеческого достоинства».
В новом законе этим содержанием определен принцип гуманизма (часть вторая
ст. 7 УК).
Во-вторых, в ст. 43 УК РФ отсутствует указание на перевоспитание осужденных
как цель наказания.
Ряд авторов убедительно доказали, что уголовно-правовые средства нельзя
непосредственно связать с процессом перевоспитания
[18].
Однако законодатель оговорил в норме цель исправления осужденного. В свое время
авторы проекта УК отмечали, что «единственным указанием на критерии исправления
является положение, содержащееся в постановлении Пленума Верховного Суда СССР
от 19 октября 1971 г. «О судебной практике условно-досрочного освобождения
осужденных от наказания и замены неотбытой части наказания более мягким». В п.
2 этого постановления говорится, что «доказательствами исправления осужденных
служат примерное поведение и честное отношение к труду, а для
несовершеннолетних — и к обучению» (Бюлл. Верховного Суда СССР, 1971, № 6, с.
20)[19].
Под исправлением осужденного Н.А. Стручков видел: «... во-первых, результат
определенного воздействия на лицо, совершившее преступления, и во-вторых,
специфический воспитательный процесс, протекающий в условиях исполнения
наказания и применения мер исправительно-трудового воздействия»
[20].
Н.А. Беляев писал по этому поводу так: «Исправление — это та оптимальная задача,
которая должна быть решена при исполнении наказания. Об исправлении
преступника можно говорить тогда, когда под влиянием наказания в его сознании
происходят изменения, при наличии которых преступник хотя и не превращается в
активного, сознательного члена нашего общества, но уже становится безопасным
для общества»[21].
Относясь к указанию в статье нового УК РФ на «цель исправления» осужденного
как к реальности, следует присоединиться к точке зрения Г.А. Злобина,
делающего акцент в функциях уголовного права на «охранительную социально-
превентивную».
Представляется, что исправление осужденного возможно с большим эффектом
мерами исправительно-трудового воздействия.
Кроме того, возникает вопрос: если достижение надежного исправления
осужденного обеспечивает несовершение им новых преступлений, почему отдельно
выдвигается еще цель частной превенции?
Итак, уголовное наказание преследует две общепризнанные цели: специальное и
общее предупреждение. Буквальное толкование текста действующей ныне части
второй ст. 43 свидетельствует о том, что законодатель не сделал
разграничения на уровне закона на специальное и общее предупреждение.
Однако представляется, что их наличие подразумевалось и изначально.
При разработке модели нового УК отмечалось, что «традиционно наиболее важными
целями уголовного наказания считаются общее и специальное предупреждение
преступлений»[22]. Причем «в плане
общего предупреждения наказание должно устрашать; в плане специального
предупреждения — исправлять и перевоспитывать, что необязательно предполагает
устрашение».
Касаясь существа цеди, надо отметить, что механизм ее достижения заключается в
карательном содержании наказания и испытании его осужденным. Если же
впоследствии осужденного удерживает от совершения преступления опыт пережитого
наказания, то, считается, налицо частное предупреждение
[23]. Не имеет значения, что в этом могло больше сказаться: устрашение,
страдание, испытание кары, осознание своей вины, перестройка установок или же
исправление в подлинном смысле.
Кроме того, частично предупредительный эффект заключен не только во
внутренней мотивации поведения осужденного благодаря испытанию наказания.
Есть наказания, которые по своему характеру больше или меньше способствуют
этой цели. Скажем, такая исключительная мера, как смертная казнь, полностью
обезвреживает осужденного. Лишение свободы как наказание больше располагает
ресурсами частного предупреждения, но эти ресурсы действуют во время его
отбывания. Наказания, не связанные с лишением свободы, или виды условного
осуждения в той или иной мере связаны с усилением социального контроля за
осужденными, и это обстоятельство служит цели частного предупреждения.
Таким образом, не все заключается в том, как прочувствует наказание
осужденный. Многое зависит и от внешних обстоятельств его отбывания, и от
того, как воздвигаются «барьеры» на пути возможного совершения новых
преступлений осужденным.
Таким образом, частнопревентивные ресурсы наказания смыкаются с мерами
специально-криминологической профилактики.
При рассмотрении сути общей превенции в литературе встречаются различные
подходы. В одних случаях вопрос ставится широко, сторонники такой трактовки
исходят из того, что общее предупреждение обращено ко всем гражданам, ко всем
членам общества. Уголовное наказание является стимулом правопослушного
поведения. Его применение к конкретным лицам, совершившим преступление,
предупреждает всех, каковы последствия нарушения уголовно-правового запрета.
В то же время общее предупреждение несет в себе воспитательную функцию,
внедряя в сознание членов общества недопустимость нарушения уголовных законов
и убежденность в неотвратимости уголовной ответственности и наказания в
случае совершения преступления.
Приведенная трактовка представляется расширительным толкованием понятия
общего предупреждения. Во-первых, здесь имеет место известное смешение
воспитательной и предупредительной ролей уголовного права в целом и одного
из его основных институтов — наказания в частности. Главное же состоит в том,
что преобладающая часть членов общества не совершают преступления не потому,
что определенные лица (или лица) понесли уголовное наказание за конкретное
преступление, а вследствие того, что преступление противоречит их
мировоззрению, убеждениям, принципам и т.п. Оно неприемлемо для них как
явление, несовместимое с их отношением к жизни, к благам и ценностям
общества, других людей и т.п.
Поэтому более обоснованной и соответствующей мысли законодателя является
позиция, которая трактует общее предупреждение более узко: оно обращено к
неустойчивым членам общества, которые по ряду объективных и субъективных
факторов (связи с преступной средой, пробелы воспитания, негативное
воздействие преступных «авторитетов») имеют искаженные представления о
существующих в обществе ценностях и т.п.
Сдерживающее начало в общем предупреждении обусловливается представлением
таких лиц о нежелательных последствиях преступления, которые состоят в том,
что за каждое преступное деяние установлена уголовная ответственность;
степень строгости (наказания) определяется степенью тяжести преступления;
ответственность в случае совершения преступления реальна и неотвратима.
Следует иметь в виду, что реальность содержащейся в уголовном законе угрозы
наказания проявляется лишь при фактическом его применении. В таких случаях
наказание будет восприниматься неустойчивыми элементами как неизбежное
следствие преступления, невыгодное для них по своим негативным последствиям.
Не получил однозначного разрешения и вопрос о том, каков при этом механизм
удержания иных лиц от совершения преступления. Так, А.И. Марцев утверждает,
что «основным рычагом в механизме общего предупреждения преступления является
страх перед наказанием, страх перед возможностью пережить тяготы и лишения», и
приводит данные проведенного им опроса осужденных лиц, которые, будучи в
ситуации возможного совершения преступления, воздержались от него, боясь
наказания (70,5%)[24].
Однако представление о всесилии наказания является эфемерным. Так, по данным
того же автора, из 147 обследованных им преступников 90 человек в момент
совершения преступления не боялись наказания и относились к нему безразлично
[25]. Опрос, проведенный им среди 200 осужденных, показал, что 34%
опрошенных в момент совершения преступления рассчитывали на безнаказанность, а
58% — относились к наказанию безразлично. И только 4 проц. опрошенных совершили
преступления, думая, что ответственность наступит неизбежно
[26]. По данным И.С. Ноя, из 245 человек 64% не думали о наказании при
совершении преступления[27]. По данным
некоторых исследований, лишь 9% городских жителей ссылаются на страх перед
наказанием как на главный удерживающий от преступления мотив
[28].
Применительно к общему предупреждению существенное значение" имеет фактор
устрашения.
Категории лиц, которым адресован этот фактор, различны[29].
Так, первую категорию составляют люди, для которых устрашение не имеет
мотивирующего значения, т.к. они не совершают преступлений в силу
сознательности или других обстоятельств, вообще не связанных с уголовным
запретом.
Вторую категорию составляют лица, для которых устрашение не имеет
мотивирующего значения, т.к. они совершают преступления, несмотря на угрозу
неблагоприятных уголовно-правовых последствий.
Третью категорию составляют лица, для которых устрашение имеет мотивирующее
значение, т.к. они не совершают преступления из страха перед
неблагоприятными уголовно-правовыми последствиями. Они-то и представляют
главный объект превенции.
Известно, что устрашающий эффект наказания зависит от тех лишений, которым
подвергается наказываемый.
Однако дело не только в самих лишениях, но также в том, как эти лишения
воспринимаются. Степень кары и, следовательно, устрашающий эффект наказания
различаются в зависимости от того, в каких условиях живут лица. Чем больше
разрыв между условиями жизни населения и теми условиями, в которые ставит
осужденного назначенное ему наказание, тем сильнее кара, тем больше устрашающий
эффект наказания[30].
Значение общего предупреждения меняется в связи с изменением круга деяний,
объявляемых преступлениями: чем меньше среди них деяний, сурово осуждаемых
господствующей моралью, тем больше значение общего предупреждения. Это
соотношение меняется также и под влиянием динамики преступности: чем ниже
преступность, тем больше значения придается специальному предупреждению.
Лишение свободы представляет собой одно из наиболее распространенных наказаний,
которое должно отвечать задачам общего и специального предупреждения. В
качестве меры специального предупреждения лишение свободы, как известно, имеет
противоречивый характер: ставя перед собой задачу максимально приспособить
человека к жизни в обществе, его отделяют от этого общества, желая заменить в
сознании человека вредные привычки и представления правильными, его помещают в
среду, где опасность «заражения» отрицательными взглядами и чертами наиболее
велика[31].
Противоречива и роль смертной казни. Представляется, что применение данного
вида наказания оставляет возможным констатировать лишь кару осужденному и
общую превенцию остальным гражданам.
Так, С. Г. Келина обоснованно пишет: «Цель частного предупреждения —
перевоспитание преступника, с тем чтобы он в дальнейшем не совершал новых
преступлений, в случаях применения этой меры наказания (имеется в виду смертная
казнь. — В.Н.), естественно, не ставится»
[32].
Особого внимания в связи с решением проблем совершенствования уголовного
законодательства заслуживают существующие в общественном мнении противоречия
относительно целей наказания. Исследования показывают, что общественное мнение,
выступая в целом за расширение уголовной ответственности и за ужесточение
санкций в рамках действующего законодательства, одновременно склоняется к тому,
что эффективность, например, лишения свободы невелика и отбывание наказания в
местах лишения свободы в большинстве случаев не достигает цели исправления и
тем более перевоспитания[33].
Лишение свободы в значительной своей части применяется за преступления, не
представляющие большой общественной опасности, а этого, видимо, можно было бы
избежать[34].
Это свидетельствует о том, что назрела необходимость разрешения противоречии
между неумеренными карательными притязаниями и случаями весьма либеральной
оценки совершения конкретных преступлений, между требованиями усиления
уголовной репрессии как главного средства борьбы с преступностью и низкой
эффективностью страха перед наказанием в качестве мотива соблюдения закона.
Это тем более актуально в условиях, когда общая перспектива постепенного
сужения государственного принуждения может проявляться в более высоком
стимулирующем воздействии мер поощрения по сравнению с мерами наказания,
последовательной линии на смягчение уголовной политики, в дифференциации
ответственности, расширении применения мер общественного воздействия и
усиления воспитательного начала при исполнении карательных санкций
[35].
В свое время законодатель существенно смягчал участь большого контингента лиц,
виновных в совершении преступления. Свидетельством тому служат Указы Президиума
Верховного Совета СССР от 8 и 15 февраля 1977 г.3 Об этом же
свидетельствует и Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1982 года
«О дальнейшем совершенствовании уголовного и исправительно-трудового
законодательства»[36].
В теории советского уголовного права в последние годы единодушно
высказывалась мысль о необходимости внести изменения в систему наказания, в
частности, устранить существенный разрыв в степени кары между лишением
свободы, с одной стороны, и остальными наказаниями — с другой.
Представляется, что в новом законе в части первой ст. 60 «Общие начала
назначения наказания» определенно отражено стремление устранить эту проблему
указанием, что «более строгий вид наказания из числа предусмотренных за
совершенное преступление назначается лишь в случае, если менее строгий его вид
не может обеспечить достижение целей наказания»
[37].
3. Система и виды наказаний
Действующее уголовное законодательство предусматривает самые различные виды
наказаний: штраф; лишение права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или
почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные
работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; конфискация
имущества; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской
части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы;
смертная казнь.
Суд может и должен избрать индивидуализированную меру наказания, наиболее
полно учитывающую как характер содеянного, так и степень общественной
опасности самого деятеля.
Перечень видов наказаний, определенных законом, является исчерпывающим. Суд
может применить к осужденному только ту меру, которая предусмотрена уголовным
законом. Конкретные виды наказаний образуют в совокупности их систему.
Система наказаний — это установленный законом, обязательный и исчерпывающий
перечень уголовно-правовых мер принуждения, расположенный по степени их
сравнительной тяжести.
Все виды наказаний обладают рядом как общих, так и специфических черт,
позволяющих классифицировать их по различным основаниям. Вопрос о
классификации — один из важнейших в проблеме наказания: во-первых, для науки
это прием, который не только вносит в изучение систему и порядок, но и
предопределяет полноту и правильность выводов изучения; во-вторых, это
существенно для разработки проблем уголовно-исполнительного права и
применения положений педагогики, психологии и экономической науки в
процессе исполнения наказания и эффективного достижения целей. К сожалению,
действующее уголовное законодательство, как и прежнее, не дает единой
классификации существующих наказаний, а в юридической литературе этот вопрос
дискутируется уже многие годы. Ряд авторов классифицируют наказания:
а) по способу сочетания наказаний — на основные и дополнительные;
б) по особенности субъектов — на общие, назначаемые любым лицам, и
специальные, назначаемые определенному кругу лиц;
в) по близости содержания — на связанные с исправительно-трудовым
воздействием и не связанные с ним.
Согласно другому направлению уголовные наказания следует различать в
соответствии с правовыми, психологическими и педагогическими критериями. В
соответствии с правовыми критериями наказание следует различать в
зависимости от степени важности и порядка их назначения; степени суровости
режимных ограничений, которые наступают для осужденных при исполнении
наказаний; особенностей субъектов, которым они назначаются; возможности их
замены иными наказаниями или другими мерами правового воздействия;
возможности условных наказаний, возможности назначения их на определенный
срок. С точки зрения психологических критериев: ограничивающие либо
полностью лишающие осужденного возможности осуществлять свои политические
права и свободы, гражданские, трудовые и иные права и привилегии;
направленные на жизнь осужденного или на физическую свободу его
передвижения. И, наконец, с точки зрения педагогических критериев:
наказания, которым сопутствует государственное воздействие; наказания,
которые исполняются одновременно и с государственным воспитательным
воздействием, и с общественным; наказания, за назначением которых должно
следовать общественное воздействие.
Существуют и другие предложения классификации, но большинство из них либо
несколько ограниченны, как первое, либо хороши лишь в теоретическом плане,
как второе. С точки же зрения практической значимости вторая градация слишком
громоздка и неудобна, поскольку не дает ни юристам, ни просто гражданам
четкого понятия сути того или иного вида наказания. Добавим, что подобную
классификацию нельзя, или по крайней мере затруднительно, провести в
действующем законодательстве, что также снижает ее практическую ценность.
Оптимальна как в теоретическом, так и практическом смысле градация по:
1) правовому аспекту и объему карательного воздействия — на наказания,
связанные и не связанные с лишением свободы;
2) юридическому содержанию — на наказания, связанные и не связанные с
исправительно-трудовым воздействием;
3) по порядку назначения и их юридической значимости — на основные,
дополнительные и меры, применяемые как в качестве основных, так и
дополнительных. Подобная классификация существует в уголовном
законодательстве некоторых западных стран и, думается, вполне обоснованно
было бы ввести ее в уголовную систему наказаний нашего законодательства.
Первое основание классификации — по правовому аспекту и объему карательного
воздействия имеет богатую историю. Еще уголовное законодательство XVIII в.
подразделяло все меры уголовной репрессии на две Группы:
1) наказания, не состоящие в лишении свободы — смертная казнь, телесные
наказания, поражения чести и прав;
2) наказания, состоящие в лишении свободы — изгнание, ссылка, тюремное
заключение.
Применительно к действующему уголовному законодательству к наказаниям,
связанным с лишением свободы, относятся арест, лишение свободы на
определенный срок и пожизненно. Среди остальных мер наказания есть те,
которые свободу лишь ограничивают. Объем карательного воздействия, присущий
этим наказаниям, резко отделяет их от всех иных. В ряду обширного числа мер,
не связанных с лишением свободы, особое место занимают в настоящее время
имущественные санкции и наказания, связанные с исправительно-трудовым
воздействием. Данные наказания в силу экономичности их реализации,
достижения целей исправления без изоляции от общества, а значит, и без
разрыва социально-полезных связей осужденного с обществом, семьей могут
оказать в некоторых случаях более эффективное воздействие, чем наказания,
сопряженные с лишением свободы.
Важное значение имеет градация наказаний по юридическому содержанию. К
сожалению, в литературе нет единого понятия исправительно-трудового
воздействия. Не углубляясь в перечисление и анализ каждого из определений,
заметим, что, на наш взгляд, под исправительно-трудовым воздействием следует
понимать особый процесс воздействия, сочетающий методы убеждения и
принуждения, обязательным признаком которого является постоянный, длительный
труд как основа исправления.
К наказаниям, связанным с исправительно-трудовым воздействием (в рамках
приведенного определения), по действующему уголовному законодательству
относятся: обязательные работы; исправительные работы; ограничение свободы;
лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы. Именно
эти меры уголовного наказания связаны с особым воспитательно-трудовым
воздействием длительного, непрерывного характера. Остальные меры наказания не
сопряжены с таким процессом, поскольку они либо являются одноактными, либо
хотя и рассчитаны на длительное время, но не связаны с применением к
осужденному особых методов убеждения и принуждения, обязательно включающих
труд.
По порядку назначения и их юридической значимости наказания делятся на
основные, дополнительные и меры, применяемые как в качестве основных, так и
дополнительных. Указанное деление является сегодня единственным прямо
предусмотренным в уголовном законе.
Согласно ст. 45 УК к основным видам наказаний относятся обязательные работы,
исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы,
арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на
определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь. К
дополнительным — лишение специального, воинского или почетного звания,
классного чина и государственных наград, конфискация имущества. Штраф и
лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью могут применяться как в качестве основных, так и
дополнительных наказаний.
Деление по данному классификационному признаку было присуще многим
карательным системам российского уголовного законодательства. Градация
наказаний на основные и дополнительные имеет ценность для правильного
сочетания разнообразных по карательной и воспитательной направленности мер.
Используя философские категории, можно сказать, что, применяя основную меру,
суд считает ее необходимой для исправления осужденного, прибавляя же
дополнительную, приходит к выводу о ее достаточности.
Основные наказания назначаются самостоятельно и не могут ни присоединяться к
другому наказанию, ни сочетаться друг с другом. Дополнительное же наказание
применяется только в сочетании с основным. При этом, исходя из
вспомогательного характера, оно не может быть строже основного, а по характеру
правоограничений должно отличаться от него
[38].
4. Условное осуждение
Указанные в ст. 43 УК виды наказания могут и не применяться к осужденному,
если он осужден условно. Этот вид приговоров не внесён законодателем в список
мер уголовного наказания, но все-таки представляет собой меру воздействия на
преступника, так как заключает именно обвинительный, а не оправдательный,
приговор суда, и связана с некоторыми ограничениями.
С различными аспектами этой проблемы нас знакомит ученый А. А. Нечепуренко в
своей работе «Правовые последствия законодательного закрепления идеи
условности наказания».
«Во второй половине XIX века идеи классической школы уголовного права вошла
в непримиримое противоречие с идеями других уголовно-правовых теорий и
показались ученому миру устаревшими и консервативными. После острых, но
сравнительно непродолжительных дискуссий в науке уголовного права стало
доминировать социологическое направление, что не могло не сказаться на
политике борьбы с преступностью. Теории "обороны государства от преступных
посягательств" и "некарательного воздействия на преступника" привела к
законодательному закреплению мер социальной защиты, которые предусматривались
наряду с наказаниями или даже вытесняли их на некоторое время уголовных
законов тех или иных стран. Это новшество било весьма удобным для политиков,
поскольку меры социальной зашиты можно было применять не только в случае
совершения лицом преступления, но и тогда, когда государство признавало его
находящимся в опасном для общества состоянии. Зачастую эти меры носили
бессрочный характер и применялись до констатации факта ресоциализации
индивида. Столь негуманные меры не пользовались поддержкой ни у юристов, ни у
населения и в настоящее время почти повсеместно ликвидированы.
На волне увлечения идеей некарательного воздействия был рождён и быстро
законодательно закреплен такой уголовно-правовой институт, как условное
осуждение во всех его разновидностях. Впервые условное осуждение было
законодательно закреплено в США и Англии в конце 70-х гг. XIX века. Однако
идея условности наказания оказалась настолько привлекательной как для
юристов, так и для населения, что уже к 1914 году получила статус уголовно-
правового института в 110 странах мира.
В настоящее время отдельные страны пошли по пути резкого ограничения практики
применения условного осуждения, ничего, однако, принципиально не меняя в
законодательстве (имеются в виду страны Северной Европы). В других
государствах пока отмечается лишь тенденция к нарастанию критики идеи
условности на теоретическом уровне. В России нет ни того, ни другого. Скорее
всего, это связано с тем, что наша страна, помимо с трудом преодолеваемых
идеологических стереотипов, отстала с введением условного осуждения от
большинства развитых стран мира на 25-30 лет и до сих пор находится в эйфории
по поводу его возможностей. Поэтому нам предоставляется уникальный шанс на
чужом опыте предвосхитить ситуацию в уголовно-правовой, политике России к
началу 21 века и попытаться скорректировать ее в наиболее желательном
направлении. Кое-что, конечно, можно извлечь из собственного более чем 70-
летнего опыта внедрения идеи условности в уголовное законодательство.
Например, некоторые цифры уголовной статистики бывшего СССР достаточно полно
отражают ситуацию с мерами уголовно-правового воздействия на преступность в
России.
Профессор Н.Д.Сергиевский в начале XX века писал: "По нашему мнению, при
объективном и спокойном отношении к вопросу об условном осуждении оно является
для теории уголовного права скорее загадкой будущего, чем научным постулатом)
настоящего[39]. Спустя более 100 лет со
времен первого законодательного закрепления идеи условности наказания уместно
попытаться проанализировать последствия такого грандиозного уголовно-правового
эксперимента. Поскольку эти последствия многоплановы и до конца вряд ли на
сегодняшний день могут быть осмыслены, постараемся вычленить лишь один вопрос:
какое воздействие оказало условное осуждение на правовую сферу? Понятно, что
речь должна идти не только о чисто законодательных последствиях, но и о том,
какое воздействие институт условного осуждения оказал на практику применения
уголовного закона и на правосознание граждан.
Вплоть до 1917 года в России институт условного осуждения не был законодательно
закреплен. Среди ученых, юристов-практиков и творческой интеллигенции в то
время было довольно много сторонников идеи условности наказания, поскольку они
связывали ее с гуманизацией уголовного права. В целом же преобладало достаточно
осторожное отношение к условному осуждению. Это предопределило тот факт,
что уже принятый Государственной Думой проект закона об условном осуждении
был отклонен Государственным Советом 7 апреля 1910 г. Однако сразу посте
октября 1917 г. условное осуждение подучило широкое распространение
первоначально в практике судов, уже в 1918 году оно было закреплено
законодательно в Декрете ВЦИК "О суде", а в 1919 г. включено отдельным
институтом в Руководящие начала по уголовному праву РСФСР. Условное осуждение
применялось почти исключительно к трудящимся, т. е. носило, как и многое в тот
период, ярко выраженный классовый характер. По мере развития социалистического
строя классовый характер условного осуждения сглаживался, но, тем не менее,
этот институт в уголовном законодательстве России разрастался: появлялись новые
его разновидности, совершенствовалась его правовая регламентация. Параллельно
расширялась и практика его применения.
Чем же этот правовой институт оказался столь привлекательным для государств с
разным уровнем культуры, социально-экономического развитая, более того, с
различным общественным устройством? Видимо, это объясняется, прежде всего,
экономическими соображениями. Так, исследователи уголовного права развитых
стран мира применительно к США отмечают, что режим пробации обходится более чем
в 10 раз дешевле, чем "тратится" на содержание тюрем
[40]. Кроме того, следует учесть, что условное осуждение разгрузило тюрьмы и
свело к минимуму затраты, связанные со строительством новых. Конечно,
распространению идеи условности наказания способствовало и то обстоятельство,
что так называемые "случайные" несовершеннолетние и взрослые преступники,
будучи осуждены условно, ограждались от крайне негативного влияния преступной
среды мест заключения. Внешне это выглядело весьма гуманно и целесообразно.
Была найдена альтернатива тюремному заключению, устраняющая многие его пороки и
способная в перспективе дать импульс для совершенствования" системы наказаний.
К тому же доводом в пользу этого института оказался и уровень рецидива
условного осуждения, первоначально в несколько раз более низкий, чем уровень
рецидива тюремного заключения. При этом предостережения о некорректности такого
сравнения просто-напросто игнорировались.
В настоящее время наиболее значимым преимуществом условного осуждения можно
считать лишь его непосредственный экономический эффект. Если же представить
издержки, связанные с ослаблением системы уголовной юстиции в материальном
выражений то, скорее всего, и этот основной аргумент в пользу условности
наказания окажется несостоятельным. Остановимся подробнее на правовых
последствиях длительного существования института условного осуждения.
До введения условного осуждения в уголовном праве господствовал принцип
неотвратимости наказания, из которого следовало, что абсолютное большинство
лиц, признанных судом виновными в совершении преступления, несло реальное
наказание. Это принцип не могло поколебать безусловное освобождение от
уголовной ответственности и наказания, не выходившее за рамки исключения из
правила. Предполагалось, что и условное осуждение будет применяться в
исключительных случаях и не разрушит принципа неотвратимости наказания. Однако
объективно идея условности наказания не смогла остаться на вторых ролях,
поскольку никто и не предусматривал серьезных гарантий для сохранения такого
положения. В 1990 г. из числа всех осужденных к лишению свободы в нашей стране
44% были осуждены условно или с отсрочкой исполнения приговора. Применительно к
несовершеннолетним эта цифра составила 68%. Одна только отсрочка
исполнения приговора занимает 50% среди всех уголовно-правовых мер, применяемых
к осужденным в возрасте от 14 до 17 лет. Таким образом, очевидно, в
России условность наказания все больше из исключения становится правилом, а
с неотвратимостью наказания происходят обратные превращения. Недаром и в теории
уголовного права, и в проекте Уголовного кодекса России говорится лишь о
принципе неотвратимости уголовной ответственности, т.е. о применении к
преступнику любых мер, предусмотренных уголовным законом. Столь широкое
распространение условности наказания существенно ослабляет удерживающее
воздействие уголовного закона как на самих осужденных, так и на население в
целом, особенно на ту его часть, которая склонна к совершению преступлений.
Более того, наличие в сознании населения убеждения, что в случае совершения
впервые нетяжкого преступления можно с большой степенью вероятности
рассчитывать на условное осуждение, снижает у криминогенно неустойчивых лиц
контрмотивации в отношений преступной деятельности. Так, среди
несовершеннолетних учащихся средних школ, ПТУ и техникумов, опрошенных нами в
Омской и Новосибирской областях в 1988 г., большинство полагают (и, как
свидетельствует статистика, весьма обоснованно), что за впервые совершенную
кражу личного имущества и хулиганство (т. е. за самые распространенные среди
данной категории лиц преступления) отсрочка исполнения приговора применяется
более чем в половине случаев. К тому законодатель предусматривает возможность
применять условное осуждение и к осужденным за тяжкие преступления, а суды
наращивают такую практику. Это общая .тенденция для всех стран, закрепивших в
уголовном законе условность наказания.
Помимо всего прочего, этот правовой институт обрастает всё большим
количеством условий, которые осужденным весьма трудно выдержать и которые
несут в себе комплекс правоограничений, по репрессивности уступающий лишь
правоограничениям лишения свободы. В результате условно осужденный порой
оказывается в правовом отношении менее защищенным, чем осужденный реально.
Условное осуждение, изначально созданное как альтернатива тюремному заключению,
не развилось в самостоятельный или в несколько видов наказания и практически
затормозивших совершенствование системы наказаний, создав видимость
достаточности уже существующих при возможности применять их реально
[41].
Заключение
Итак, уголовное наказание — это мера государственного принуждения, которая
содержится в уголовно-правовой норме и может быть применена судом только к
лицу, признанному виновным в совершении преступления. Если лицо совершило не
преступление, а какое-либо иное нарушение, к нему применяются другие меры
правового воздействия. Уголовное наказание является естественным последствием
совершенного преступления и должно, по общему правилу, соответствовать его
тяжести и общественной опасности[42].
В заключение своей работы необходимо отметить, что на данном этапе развития
система уголовных наказаний в нашей стране находится в стадии формирования.
Из тринадцати видов наказания, указанных в УК РФ, некоторые не применяются.
Совсем недавно в УК, УИК и УПК было внесено множество поправок (только в УК
их 270!), которые значительно изменили содержание указанных документов. Это
ещё раз подтверждает то, что российское законодательство находится в
динамическом развитии, и процесс этот должен быть постоянным, чтобы
обеспечивать максимальное соответствие законов состоянию государства и
общества.
Библиография
1. Конституция РФ.
2. Уголовный кодекс РФ.
3. Уголовно-исполнительный кодекс РФ.
4. Анденес И. Наказание и предупреждение преступлений. М., 1979.
5. Беляев Н.А. Уголовно-правовая политика и пути ее реализации. Л., 1986.
6. Ведомости Верховного Совета СССР. 1977. № 7, ст. 116; там же. № 8.
7. Ефремов Г.Х., Лежаева Г.Ш., Ратинов А.Р., Шавчуладзе Т.Г. Общественное
мнение и преступление. Тбилиси, 1984.
8. Загородников Н.И. Советская уголовная политика и деятельность органов
внутренних дел. М., 1979.
9. Каминский В.И., Волошина Л.А. Криминологическое значение
нравственного и правового сознания. Сов. государство и право, 1977, № 1.
10. Н. В. Григорьев «Социально-юридические тенденции в истории уголовного
наказания» //Человек: преступление и наказание. Рязань, Высшая школа МВД РФ,
1992.
11. Нечепуренко А. А, к. ю. н. (Омская высшая школа милиции МВД РФ).
«Правовые последствия законодательного закрепления идеи условности наказания»
//Проблемы совершенствования уголовных наказаний. Рязань, Высшая школа МВД
РФ, 1996.
12. Преступление и наказание в Англии, США, Франции, Японии. Общая часть
уголовного права, М., 1991.
13. Таганцев Н.С. Русское уголовное право, т. 2. М., Наука, 1994.
14. Уголовное право России. Общая часть: учебник /под ред. Б. В.
Здравомыслова. – М.: Юристъ, 1996.
15. Уголовное право. Общая часть: Учебник для ВУЗов /Отв. ред. – проф. И. Я.
Козаченко, проф. З. А. Незнамова. – М.: Норма, 2001.
16. Уголовный закон. Опыт теоретического моделирования. М., Наука, 1987.
17. Шаргородский М.Д. Наказание, его цели и эффективность. — Л., 1973.
18. Яковлев А.М. Об эффективности исполнения наказания — Сов. государство и
право. 1964, № 1.
Рецензия
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________
[1] Уголовное право. Общая часть: Учебник
для ВУЗов /Отв. ред. – проф. И. Я. Козаченко, проф. З. А. Незнамова. – М.:
Норма, 2001, стр. 316.
[2] Григорьев Н. В. «Социально-юридические
тенденции в истории уголовного наказания» //Человек: преступление и наказание.
Рязань, Высшая школа МВД РФ, 1992, стр. 18.
[3] Там же, стр. 19-20.
[4] Шаргородский М.Д. Наказание, его цели и эффективность. Л., 1973.
[5] Шаргородский М.Д. Наказание по советскому уголовному праву. М., 1958.
[6] См.: Ной И.С. Сущность и функции
уголовного наказания в Советском государстве. Изд. Саратовского ун-та, 1973, с.
5.
[7] См.: Уголовный закон. Опыт
теоретического моделирования. М., Наука, 1987 с. 139.
[8] См.: Стручков Н. А. Рецензия на книгу:
И.С. Ной. Теоретические вопросы лишения свободы. Изд-во Сарат. ун-та, 1965, с.
116; Правоведение, 1967, № 3, с. 146.
[9] Шаргородский М.Д. Наказание, его цели и эффективность. — Л., 1973, с. 16.
[10] См. Курс сов. уголовного права.
Наказание. М., т. 3, 1970, с. 30; Курс сов. уголовного права — Л., т. 2, 1970,
с. 193, 208.
[11] См.: Загородников Н.И. Советская
уголовная политика и деятельность органов внутренних дел. М., 1979, с. 45, 47.
[12] Уголовное право России. Общая часть:
учебник /под ред. Б. В. Здравомыслова. – М.: Юристъ, 1996, стр. 344.
[13] См.: Ной И.С. Сущность и функции
уголовного наказания в Советском государстве. Изд. Саратовского ун-та, 1973, с.
52.
[14] Таганцев Н.С. Русское уголовное право, т. 2. М., Наука, 1994, с. 97.
[15] Беляев Н.А. Цели наказания и средства их достижения. Л., 1963, с. 25.
[16] Карпец И.И. Наказание. Социальные,
правовые и криминологические проблемы, с. 141.
[17] См. Уголовный закон. Опыт теоретического моделирования... с. 141
[18] Курс советского уголовного права.
Часть Общая, т. 3. Наказание. М., Наука, 1970, с. 39
[19] См.: Кудрявцев В.Н. Право и
поведение. М., 1978, с. 155—156. 4 Уголовный закон... с. 143.
[20] Стручков Н.А. Уголовная
ответственность и ее реализация в борьбе с преступностью. Саратов, 1977, с. 64.
[21] Беляев Н.А. Уголовно-правовая
политика и пути ее реализации. Л., 1986, с. 46.
[22] Коган В.М. Социальный механизм
уголовно-правового воздействия. М., 1983, с. 159.
[23] См.: Анденес И. Наказание и предупреждение преступлений. М., 1979, с. 149.
[24] Марцев А.И. Уголовная
ответственность и общее предупреждение. Омск, 1973 с. 59-60.
[25] Марцев А.И. Задачи
исправительно-трудовых учреждений. Проблемы борьбы с преступностью. Иркутск,
1970. Вып. 1, с. 53.
[26] Марцев А.И. Общая превенция преступлений. Правоведение. 1970. № 1, с.
[27] Ной И.С. Указ, работа. Саратов, 1973, с. 153.
[28] Каминский В.И., Волошина Л.А.
Криминологическое значение нравственного и правового сознания. Сов.
государство и право, 1977, № 1.
[29] См.: Шаргородский М.Д., Наказание,
его цели и эффективность. Л., 1973, с. 43.
[30] См.: Гальперин И.М. Социальные
изменения и содержание наказания. В кн.: Планирование мер борьбы с
преступностью. М., 1982, с. 95—96.
[31] См. Яковлев А.М. Об эффективности
исполнения наказания — Сов. государство и право. 1964, № 1, с. 101.
[32] Келина С.Г. Смертная казнь в системе
советской уголовной политики. В кн.-Смертная казнь: за и против, с. 322—323.
[33] Ефремов Г.Х., Лежаева Г.Ш., Ратинов
А.Р., Шавчуладзе Т.Г. Общественное мнение и преступление. Тбилиси, 1984, с.
165—166, 233.
[34] Банников С.Г. Вопросы судебной
практики и задачи советского уголовного права. Проблемы советского уголовного
права: 1971. М., 1973, с. 6. \ Кудрявцев В.Н. Право и поведение. М.,
1978, с. 155—161.
[35] Ведомости Верховного Совета СССР. 1977. № 7, ст. 116; там же. № 8, ст. 137.
[36] Там же. 1982. № 30, ст. 572.
[37] Уголовное право России. Общая часть:
учебник /под ред. Б. В. Здравомыслова. – М.: Юристъ, 1996, стр. 354.
[38] Уголовное право. Общая часть:
Учебник для ВУЗов /Отв. ред. – проф. И. Я. Козаченко, проф. З. А. Незнамова. –
М.: Норма, 2001, стр. 322.
[39] Сергиевский Н. Д. Русское уголовное право. Часть общая. Пг,1915. С. 390.
[40] Преступление и наказание в Англии,
США, Франции, Японии. Общая часть уголовного права, М., 1991. С. 192.
[41] А. А. Нечепуренко, к. ю. н. (Омская
высшая школа милиции МВД РФ). «Правовые последствия законодательного
закрепления идеи условности наказания» //Проблемы совершенствования уголовных
наказаний. Рязань, Высшая школа МВД РФ, 1996, стр. 59.
[42] Уголовное право. Общая часть:
Учебник для ВУЗов /Отв. ред. – проф. И. Я. Козаченко, проф. З. А. Незнамова. –
М.: Норма, 2001, стр. 317.