Научная Петербургская Академия

Контрольная: Пределы применения принуждения в уголовном процессе

Контрольная: Пределы применения принуждения в уголовном процессе

Министерство образования Российской Федерации

Лига развития науки и образования (Россия)

Общество возрождения России (Италия)

Международный «Институт Управления»

Ярославский филиал

Контрольная работа

по дисциплине: Уголовный процесс

тема 17: Пределы применения принуждения

в уголовном процессе

Преподаватель: Ермилов

Владимир Яковлевич

Выполнила студентка:

5 курса

юридического факультета

группы: 51 - ЮЗВ

№ зачетной книжки : 1437

Трофимова Марина

Анатольевна

г. Ярославль

2004 г.

Содержание

№ стр.

1.Введение._______________________________________________3

2.Основания и порядок применения мер принуждения.__________4

3. Задержание подозреваемого_______________________________6

4. Иные меры процессуального принуждения._________________10

5. Меры пресечения._______________________________________13

6. Виды мер пресечения.____________________________________20

7. Сроки содержания под стражей.____________________________33

8. Обжалование избранных мер пресечения.____________________36

9. Отмена или изменение меры пресечения._____________________39

10. Заключение._____________________________________________41

Список использованной литературы.___________________________42

1.Введение

Уголовно-процессуальное право предусматривает возможность применения мер

государственного принуждения к лицам, не исполняющим требования закона, или

для предупреждения такого неисполнения. Под государственным принуждением

следует пони­мать внешнее воздействие на поведение людей в целях подчинения

их воле государства. Правовое же принуждение выражается в при­нуждении к

исполнению требований права. Оно может выступать в многообразных формах и

иметь различный характер. Это и меры воздействия, направленные на устранение

неправомерного пове­дения отдельных лиц и на восстановление нарушенного

права; меры, применяемые к участникам процесса в целях пресечения или

предотвращения их противодействия ходу уголовного судо­производства и

выполнению его задач. Они могут иметь граждан­ско-правовой, административно-

правовой, уголовно-правовой и уголовно-процессуальный характер.

Меры уголовно-процессуального характера, применяемые государственными

органами и должностными лицами в качестве спо­собов воздействия на поведение

участвующих в деле лиц, принято называть мерами уголовно-процессуального

принуждения.

От других мер государственного принуждения они отличаются тем, что

применяются в период производства по уголовному делу и носят процессуально-

правовой характер. В уголовном процессе меры принуждения применяются

государственными органами и должностными лицами в пределах их полномочий к

участвующим в деле лицам, ненадлежащее поведение которых или возможность

такого поведения создает или может создать препятствия для ус­пешного хода и

порядка уголовного судопроизводства; имеют кон­кретные цели; применяются при

наличии предусмотренных зако­ном оснований, условий и в порядке,

гарантирующем их закон­ность и обоснованность.

2.Основания и порядок применения мер принуждения.

Общей для всех мер утоловно-процессуального принуждения является возможность

их применения независимо от воли и желания лица, в отношении которого они

осуществляются. Принуждение выражается в стеснении и ограничении личных,

имущественных и иных субъективных прав граждан. К таким ограничениям может

относиться ограничение неприкосновенности личности (задержание, арест);

свободы передвижения (домашний арест, подписка о невыезде и надлежащем

поведении); права осуществлять трудовую деятельность (отстранение от

должности); ограничение права распоряжаться имуществом (наложение ареста на

имущество и т.п.). Внешне принуждение выража­ется в форме психического,

физического или морального воздей­ствия на поведение субъекта как с целью

пресечения, так и с целью предупреждения его неправомерного поведения.

В целом меры уголовно-процессуального принуждения можно определить как

предусмотренные уголовно-процессуальным законом процессуальные средства

принудительного характера, применяе­мые уполномоченными на то государственными

органами и долж­ностными лицами при наличии оснований и в установленном

зако­ном порядке в отношении подозреваемого, обвиняемого, граждан­ского истца,

гражданского ответчика, эксперта, специалиста, переводчика, понятого (ч. 2 ст.

111 УПК)[1]. Эти меры направлены на

предупреждение или пресечение неправомерных действий, пре­пятствующих

расследованию, рассмотрению и разрешению уго­ловного дела, надлежащему

исполнению приговора.

По своему назначению меры уголовно-про­цессуального принуждения могут быть

разделены на средства пре­сечения, предупреждения противоправного поведения и

средства обеспечения надлежащего поведения.

Цели уголовного судопроизводства должны достигаться при наименьшем ограничении

прав и свобод гражданина. Конституция РФ, УПК устанавливают важные

процессуальные гарантии этого (ст. 55, 56 Конституции

[2], ст. 6, 10, гл. 12—14 УПК[3]). К

ним относятся установление в законе правила о том, что меры процессуального

принуждения могут при­меняться только по возбужденному уголовному делу. Для

примене­ния мер пресечения и некоторых других мер процессуального принуждения

необходимо, как правило, привлечение лица в качестве обвиняемого (например,

отстранение от должности) или подозрева­емого. Закон устанавливает

исчерпывающий круг должностных лиц, полномочных применять меры процессуального

принуждения, и лиц, в отношении которых они могут быть применены. Меры

про­цессуального принуждения могут быть применены лишь при нали­чии указанных в

законе оснований, под которыми понимаются кон­кретные обстоятельства,

подтверждающие необходимость прину­дительного воздействия. При применении

принудительных мер пресекательного характера (меры пресечения, привод,

задержа­ние) эти обстоятельства, например, выражаются в предполагаемых или

совершаемых противоправных действиях лица.

Закон детально регламентирует процессуальный порядок при­менения мер

принуждения. Они применяются по мотивированно­му решению соответствующих

должностных лиц или суда, а наи­более строгие из них могут быть применены

только по судебному решению (заключение под стражу, домашний арест, временное

от­странение от должности). В УПК все меры процес­суального принуждения

делятся на три вида: задержание (гл. 12); меры пресечения (гл. 13); иные меры

уголовно-процессуального принуждения (гл. 14).

3. Задержание подозреваемого.

Задержание подозреваемого — мера процессуального принуж­дения, применяемая

органом дознания, дознавателем, следовате­лем или прокурором на срок не более

48 часов с момента фактичес­кого задержания лица по подозрению в совершении

преступления.(п.11 ст.5 УПК).

По существу — это кратковременное лишение свободы, кото­рое в силу своей

неотложности не требует для его применения согласия суда.

Закон устанавливает целый ряд гарантий законности и обоснованности

задержания, четко регламентируя условия, основания, мотивы, порядок, сроки

задержания (ст. 91—96 УПК).

Так, задержание может осуществляться только при определен­ных условиях и по

основаниям, указанным в законе.

Лицо может быть задержано лишь по подозрению в соверше­нии преступления, за

которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

Под основаниями задержания понимаются фактические дан­ные, устанавливающие

обстоятельства, позволяющие подозревать лицо в совершении преступления, а

именно:

1) когда лицо застигнуто при совершении преступления или не­посредственно

после его совершения;

2) когда потерпевшие и очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее

преступление.

Представляется, что закон имеет в виду потерпевших, которые были очевидцами

преступления. Не могут быть основанием для задержания показания потерпевшего,

например, которое выска­зывает подозрение в отношении лица, совершившего

кражу из квартиры во время его отсутствия;

3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут

обнаружены явные следы преступления.

При наличии «иных данных» (кроме указанных в п. 1—3 ст. 91 УПК), дающих

основание подозревать лицо в совершении преступ­ления, оно может быть

задержано, если это лицо пыталось скрыть­ся, либо не имеет постоянного места

жительства, либо не установ­лена его личность, либо в случаях, когда

прокурором, следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд

направлено ходатай­ство об избрании в отношении такого лица меры пресечения в

виде заключения под стражу (ч. 2 ст. 91 УПК).

Под «иными данными» следует понимать обстоятельства, уста­новленные в ходе

производства по делу с помощью доказательств, дающие основание подозревать

лицо в совершении преступления. Таким обстоятельством, например, является

установленное с по­мощью показаний свидетелей и потерпевших сходство

подозре­ваемого по приметам с разыскиваемым лицом и т.п. Поскольку «иные

данные» менее определенны, чем основания для задержа­ния, предусмотренные в

п. 1—3 ч. 1 ст. 91 УПК, закон связывает задержание при наличии этих данных с

определенными условия­ми; а именно: попыткой лица скрыться, отсутствием у

него посто­янного места жительства, отсутствием документов устанавливаю­щих

личность подозреваемого. Наличие этих условий делает не­обходимым задержание,

так как придает ему неотложный харак­тер и повышает обоснованность

предположения о причастности лица к преступлению. Представляется, что этим

требованиям от­вечает и задержание в случаях, когда полномочными

должност­ными лицами направляется ходатайство в суд об избрании в от­ношении

указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Избрание меры принуждения и выбор ее вида право, а не обязанности лиц,

ведущих судопроизводство, закон устанавливает, что соответствующее

должностное лицо вправе задержать лицо по по­дозрению в совершении

преступления при наличии установлен­ных законом условий и оснований. Право

превращается в обязан­ность лишь тогда, когда появляются мотивы,

обусловливающие не­обходимость задержания в данном конкретном случае. Это

может быть необходимость воспрепятствовать подозреваемому продол­жать

преступную деятельность, скрыться от следствия и суда, унич­тожить

доказательства по делу при наличии данных о подобных намерениях лица.

Закон устанавливает сроки задержания, а также момент, с ко­торого начинается его

исчисление. Срок задержания не может пре­вышать 48 часов до судебного решения о

применении судьей меры пресечения в виде заключения под стражу либо продления

срока задержания в порядке п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК. В соответствии с ч. 3 ст. 128

УПК[4] при задержании срок исчисляется с

момента факти­ческого задержания. Под моментом фактического задержания

по­нимается момент производимого в порядке, установленном УПК, фактического

лишения свободы передвижения лица, подозревае­мого в совершении преступления

(п. 15 ст. 5 УПК).

Закон детально регламентирует порядок задержания подо­зреваемого, что

является важной гарантией законности и обо­снованности задержания и

обеспечения прав задержанного. Лицо считается подозреваемым с момента

фактического его за­держания.

После доставления в орган дознания, к следователю или проку­рору в срок не

более трех часов должен быть составлен протокол задержания'. В течение этих

трех часов должны быть собраны необходимые данные о задержанном (установлена

его личность и т.п.). В протоколе должны быть указаны как дата и время

со­ставления протокола, так и дата, время, исчисляемое в часах, место,

основания и мотивы фактического задержания подозре­ваемого, результаты его

личного обыска и другие обстоятельства. В протоколе делается отметка о

разъяснении подозреваемому его прав. Протокол подписывается подозреваемым и

лицом, его составившим. С этого момента подозреваемый пользуется всеми

правами, предоставляемыми ему как участнику процесса (ч. 4 ст. 46 УПК).

В течение 12 часов (а не 24 часов, как это было по УПК РСФСР) с момента

задержания о произведенном задержании письменно уве­домляется прокурор (ст.

92 УПК).

В каждом случае подозреваемый должен быть допрошен в соот­ветствии с

требованиями ч. 2 ст. 46, ст. 189 и 190 УПК не позднее 24 часов с момента

фактического задержания.

В случае необходимости подозреваемый может быть подвергнут личному обыску в

порядке, установленном ст. 184 УПК. С мо­мента фактического задержания лица,

подозреваемого в совершении преступления, в случаях, предусмотренных ст. 91 и

92 УПК, защитник допускается к участию в деле

[5]. До начала допроса по просьбе подозреваемого ему обеспечивается свидание

с защитником наедине. В случае необходимости производства с ним следственных

действий время свидания может быть ограничено. Но оно во всяком случае не может

быть менее двух часов.

Не позднее 12 часов с момента задержания в порядке, установленном ст. 96 УПК,

родственники и другие лица уведомляются о произведенном задержании.

Основания и порядок освобождения задержанного установлен в ст. 94 УПК.

По постановлению дознавателя, следователя или прокурора подозреваемый

подлежит освобождению, если 1) не подтвердилось подозрение в совершении

преступления; 2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в

виде заключения под стра­жу; 3) задержание произведено с нарушением

требований ст. 91 УПК, устанавливающей основания, условия, мотивы задержания.

Подозреваемый подлежит освобождению по истечении 48 ча­сов с момента

задержания, если в отношении него не была избрана судом мера пресечения

заключение под стражу. Исключение со­ставляют случаи, когда судья по

ходатайству одной из сторон откладывает окончательное принятие решения об

избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу на срок не более

чем 72 часа для представления заявившей такое ходатайство стороной

дополнительных доказательств обоснованности или необоснован­ности избрания

меры пресечения в виде заключения под стражу. Судья указывает в постановлении

дату и время, до которых он про­длевает задержание, которое признано судом

законным (п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК).

4. Иные меры процессуального принуждения.

Видом мер утоловно-процессуального принуждения (кроме мер пресечения)

являются иные меры процессуального принуждения (гл. 14 УПК).

Они могут применяться дознавателем, следователем, прокуро­ром и судом в целях

обеспечения установленного законом порядка уголовного судопроизводства,

надлежащего исполнения пригово­ра к подозреваемому, обвиняемому,

потерпевшему, свидетелю и другим участникам процесса.

К подозреваемому и обвиняемому могут применяться такие иные меры

процессуального принуждения, как: 1) обязательство о явке; 2) привод; 3)

временное отстранение от должности; 4) нало­жение ареста на имущество. К

потерпевшему, свидетелю и иным участникам процесса могут применяться лишь 1)

обязательство о явке, 2) привод, 3) денежное взыскание.

Обязательство о явке отбирается в случаях необходимости обеспечить явку

участников процесса к следователю, дознавателю или в суд. Оно состоит в

письменном обязательстве лица своевре­менно явиться по вызову соответствующих

должностных лиц, а в случае изменения места жительства незамедлительно

сообщить им об этом. Лицу разъясняется, что в случае нарушения обязательства

о явке оно может быть доставлено приводом, о чем делается отмет­ка в

обязательстве (ст. 112 УПК).

Привод состоит в принудительном доставлении лица к дознава­телю, следователю,

прокурору или в суд. Привод осуществляется по постановлению соответствующего

должностного лица. Статья 113 УПК регламентирует условия и порядок

осуществления приво­да, устанавливая недопустимость привода в ночное время, за

ис­ключением случаев, не терпящих отлагательства, а также лиц в возрасте до 14

лет, беременных женщин и больных, которые не могут по состоянию здоровья

оставлять место своего пребывания, что должно быть удостоверено врачом. Привод

осуществляется органами дознания на основании постановления дознавателя,

следователя, прокурора, а также судебными приставами по обеспечение,

установленного порядка деятельности суда по поручению послед­него.

[6]

Временное отстранение от должности может применяться в отношении

подозреваемого или обвиняемого должностного лица в случаях, когда, находясь

на должности, это лицо может помешать расследованию по делу путем воздействия

на подчиненных ему лиц, вызываемых для допроса в качестве свидетелей,

уничтожения или фальсификации документов, других доказательств и т.п.

Поря­док временного отстранения от должности и его отмены определя­ется ст.

114 УПК. Отстранение от должности осуществляется толь­ко по постановлению

судьи, вынесенному по ходатайству, возбуж­денному дознавателем, следователем

с согласия прокурора. В ч. 5 ст. 114 установлен особый порядок отстранения от

должности выс­ших должностных лиц.

Для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других

имущественных взысканий может быть наложен арест на полученное в результате

преступных действий либо на­житое преступным путем имущество подозреваемого,

обвиняемо­го или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их

действия.

Наложение ареста на имущество состоит в запрете, адресован­ном собственнику

или владельцу имущества, распоряжаться и в необходимых случаях пользоваться

им, а также в изъятии имуще­ства и передаче его на хранение. Порядок

наложения ареста на имущество регламентирован ст. 115 УПК.

Поскольку наложение ареста на имущество ограничивает право собственности лиц,

эта мера процессуального принуждения при­меняется по постановлению судьи, по

ходатайству, возбужденному прокурором, а также дознавателем или следователем

с согласия прокурора. Наложение ареста на имущество производится в

присутствии понятых. Арест не может быть наложен на имущество, на которое в

соответствии с ГК не может быть обращено взыскание.

Особенности порядка наложения ареста на ценные бумаги рег­ламентируются ст.

116 УПК.

В качестве меры процессуального принуждения в случаях неис­полнения

участниками уголовного судопроизводства процессуальных обязанностей, а также

нарушения ими порядка в судебном заседании на них может быть наложено

денежное взыскание в раз­мере до 25 минимальных размеров оплаты труда (ст.

117 УПК). По­рядок наложения денежного взыскания определяется ст. 118 УПК.

Денежное взыскание налагается судом независимо от того, в какой стадии

процесса было допущено нарушение. Если наруше­ние допущено в ходе досудебного

производства, то соответствую­щее должностное лицо составляет протокол и

направляет в район­ный суд, который должен рассмотреть протокол в течение

пяти суток с момента его поступления. Если нарушение допущено в ходе

судебного заседания, суд рассматривает его в том же судебном заседании, о чем

выносится определение или постановление. Де­нежное взыскание за нарушение

порядка в судебном заседании в соответствии со ст. 258 УПК может быть

наложено лишь на лиц, присутствующих в зале заседания, но не на участников

процесса. Анализ норм УПК, регламентирующих процессуальное положение всех

участников процесса, приводит к выводу, что возможность применения мер

денежного взыскания к участникам процесса за­коном не предусмотрена. В

отношении же участников процесса закон (ст. 258) устанавливает иные меры

воздействия (предупреж­дение, удаление из зала заседания, отложение судебного

разбира­тельства с сообщением соответствующему прокурору или в адво­катскую

палату).

В ст. 103, 105 УПК, устанавливающих ответственность для лиц, не обеспечивших

надлежащее поведение подозреваемого или об­виняемого при личном

поручительстве или присмотре за несовер­шеннолетним, размер денежного

взыскания предусмотрен до 100 минимальных размеров оплаты труда.

5. Меры пресечения.

Меры пресечения - это предусмотренные законом меры про­цессуального

принуждения, применяемые по уголовному делу в порядке, установленном УПК, к

обвиняемому (в исключительных слу­чаях к подозреваемому), подсудимому,

временно ограничивающие их права и свободы.

Дознаватель, следователь, прокурор и суд в пределах предостав­ленных им

полномочий вправе избрать обвиняемому меру пресе­чения при наличии оснований,

предусмотренных ст. 97 УПК.

Избрание меры пресечения означает принятие дознавателем следователем,

прокурором, в пределах своих полномочий, а также судом решения о мере

пресечения в отношении обвиняемого или подозреваемого.

Применение меры пресечения — процессуальные действия осуществляемые с момента

принятия решения об избрании меры пресечения до ее отмены или изменения (п.

13, 29 ст. 5 УПК). Таким образом, применение мер пресечения возможно только

после воз­буждения уголовного дела.

Перечень мер пресечения содержится в ст. 98 УПК и является исчерпывающим.

Дознаватель, следователь, прокурор и суд из приведенных в за­коне мер

пресечения обвиняемому, подозреваемому, подсудимому вправе избрать только

одну из мер пресечения, предусмотренных ст. 98УПК.

Избранная мера пресечения должна минимально ограничивать их права и свободы и

в то же время максимально обеспечить про­изводство по делу для выполнения его

назначения.

Полномочные должностные лица вправе избрать меру пресече­ния, но не обязаны

прибегать к этому, если возможно ограничиться отобранием от подозреваемого или

обвиняемого обязательства о явке по вызову[7]

, которое мерой пресечения не является.

При производстве предварительного расследования дознаватель, следователь и

прокурор вправе самостоятельно избрать любую меру пресечения кроме домашнего

ареста и заключения под стражу, которые требуют судебного решения. Избрать

эти меры пресечения вправе только суд в пределах предоставленных ему

полномочий. Мера пресечения может быть избрана и приме­нена как в процессе

досудебного, так и судебного производства по уголовному делу.

Основания для избрания меры пресечения изложены в ст. 97 УПК, в соответствии

с которой полномочные должностные лица вправе избрать обвиняемому одну из мер

пресечения при наличии достаточных оснований полагать, что он: скроется от

дознания, предварительного следствия или суда; может продолжать зани­маться

преступной деятельностью; может угрожать свидетелю, иным участникам

уголовного судопроизводства; уничтожить дока­зательства либо иным путем

воспрепятствовать производству по уголовному делу.

Мера пресечения может избираться также для обеспечения ис­полнения приговора.

При избрании меры пресечения должны быть достаточные и проверенные данные для

предположения, что обвиняемый пред­примет противоправные действия, чтобы

воспрепятствовать про­изводству по уголовному делу, продолжить преступную

деятель­ность и уклониться от исполнения приговора. Такой прогноз дол­жен

быть обоснован не интуицией дознавателя или следователя, а достоверными

данными о том, что именно обвиняемый (подозре­ваемый) предпринимает и какие

действия, препятствующие рас­следованию по делу, он совершает (не прекращает

преступные связи, собирает у себя подростков и подговаривает их к избиению

или уничтожению имущества изобличающего его свидетеля и т.п.). При таких

обстоятельствах промедление с избранием меры пресе­чения даст возможность не

только запугать, но и устранить важно­го свидетеля, что отрицательно повлияет

на исход уголовного дела.

Возможность избрать некоторые меры пресечения ограничена нормами уголовного и

уголовно-процессуального закона о наказа­нии, грозящем обвиняемому по

соответствующей статье УК.

При избрании мер пресечения полномочные должностные лица учитывают наряду с

основаниями, предусмотренными ст. 97 УПК, основания задержания, тяжесть

предъявленного обвинения, лич­ность обвиняемого (подозреваемого), его

возраст, состояние здоро­вья, семейное положение, род занятий и другие

обстоятельства.

Особого внимания требует решение об избрании меры пресе­чения

несовершеннолетнему обвиняемому. На досудебном, а также в судебном

производстве по делу нужно точно установить число, месяц и год его рождения.

Доказывая обстоятельства, преду­смотренные ст. 73 УПК, важно установить и

дополнительные дан­ные, связанные с возрастными особенностями подростка:

уровень его психического развития, склонность к употреблению спиртного,

наркотиков; его отношение к учебе; соответствует ли возрасту его интеллект,

социальный характер интересов и т.п.

При избрании меры пресечения несовершеннолетнему обвиня­емому следует

установить, как относятся к его воспитанию родите­ли, каковы условия жизни

подростка, отношения в семье; не попал ли он под влияние взрослого лица,

вовлекшего его в преступную деятельность.

В соответствии с ч. 2 ст. 421 УПК при наличии данных, свидетельствующих об

отставании в психическом развитии, не связан­ном с психическим расстройством,

необходимо учитывать, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать

фактический ха­рактер и общественную опасность своих действий (бездействия)

либо руководить ими.

Для этого назначается комплексная психолого-психиатричес­кая экспертиза.

Избрание несовершеннолетнему обвиняемому меры пресече­ния производится в

соответствии со ст. 423 УПК. Из гуманных со­ображений в каждом случае должна

обсуждаться возможность от­дачи его под присмотр в порядке, установленном ст.

105 УПК.

В досудебном производстве меры пресечения избираются об­виняемому (ч. 1 ст.

97 УПК), а в исключительных случаях, при наличии оснований (ст. 97 УПК) и

обстоятельств, указанных в ст. 99 УПК и подозреваемому. При этом обвинение

должно быть ему предъявлено не позднее десяти суток с момента применения меры

пресечения. Если подозреваемый был задержан, а затем за­ключен под стражу,

обвинение ему должно быть предъявлено в тот же срок, исчисляемый с момента

задержания. В случае заклю­чения подозреваемого под стражу в порядке,

предусмотренном ст. 100, 108, 110 УПК, следователь обязан в течение десяти

суток уведомить начальника следственного изолятора о предъявленном обвинении.

Об избрании меры пресечения дознаватель, следователь, проку­рор выносят

постановление, вводная часть которого содержит указания на дату, место

составления, фамилию должностного лица, номер уголовного дела, фамилию, имя,

отчество обвиняемого (по­дозреваемого), на квалификацию преступления

[8], в совершении ко­торого он обвиняется (подозревается).

В мотивировочной части должны быть приведены: данные, обо­сновывающие

избрание меры пресечения, формулировка обвине­ния или подозрения со ссылкой

на статью УК РФ, а также основа­ния, предусмотренные ст. 97 УПК;

обстоятельства, обосновывающие необходимость избрания данной меры пресечения.

В резолютивной части указывается: мера пресечения, которая избирается

обвиняемому (подозреваемому), его анкетные данные, включая наличие или

отсутствие судимостей, сведения о паспорте или иных документах,

удостоверяющих личность.

Если такое постановление вынесено дознавателем, в нем должно быть отражено

согласие начальника органа дознания.

Факт объявления постановления об избрании меры пресечения обвиняемому

(подозреваемому), а также разъяснения порядка об­жалования удостоверяется его

подписью и подписью его защитни­ка. Вручение копии постановления

подтверждается подписью лица, которому она вручена, в самом процессуальном

документе. Причины отказа обвиняемого заверить своей подписью факт

объ­явления ему постановления, порядка его обжалования и получения копии он

вправе изложить дословно в оригинале процессуального документа. Отказ от

этого не приостанавливает исполнение приня­того решения.

В судебном производстве вопросы, касающиеся избрания и применения мер

пресечения, решаются судом в соответствии с его полномочиями, которые

определены в гл. 5 УПК.

Только суд в досудебном и судебном производстве правомочен принимать решения об

избрании меры пресечения в виде заклю­чения под стражу обвиняемого

(подозреваемого), а также домаш­него ареста. Суд правомочен решать вопрос и о

продлении срока содержания под стражей (п. 1, 2 ч. 2 ст. 29 УПК). В досудебном

про­изводстве суд принимает эти решения по ходатайству дознавателя,

следователя, заявленному с согласия прокурора, или самого проку­рора. Судебное

решение принимается судьей в форме постановле­ния

[9], а судом — определения.

В ходе судебного разбирательства суд вправе избрать подсуди­мому любую из мер

пресечения при наличии к тому оснований, предусмотренных уголовно-

процессуальным законом, по ходатай­ству стороны или по собственной

инициативе.

Мера пресечения, избранная на основании судебного решения, может быть

отменена или изменена только судом.

Надо особо подчеркнуть, что с принятием нового УПК в соответ­ствии с

положениями Конституции РФ и международно-правовы­ми нормами произошли

существенные изменения в применении мер пресечения.

Заключение под стражу в качестве меры пресечения и содержа­ние под стражей в

досудебном производстве допускается только по судебному решению. Изменился

порядок избрания этой меры пресечения, порядок продления срока содержания под

стражей, отмены этой меры пресечения, что, безусловно, повышает гарантии

защиты личности от незаконного и необоснованного ограниче­ния ее прав и

свобод.

Перечень мер пресечения пополнился еще одной в виде домаш­него ареста. Эта

мера пресечения менее строгая, чем заключение под стражу, но избирается по

судебному решению при наличии оснований и в порядке, предусмотренном ст. 108

УПК, При этом она содержит ряд ограничений, которым подвергается обвиняе­мый

(подозреваемый), с указанием на органы или должностное лицо, осуществляющие

надзор за соблюдением установленных ог­раничений.

Некоторые меры пресечения включают надлежащее поведе­ние, которое обязуется

обеспечить сам обвиняемый (подозревае­мый), например подписка о невыезде. В

п. 2 и 3 ст. 102 УПК надле­жащее поведение определяется обязанностью являться

в назначен­ный срок по вызовам дознавателя, следователя, прокурора и в суд,

иным путем не препятствовать производству по уголовному делу. Обеспечение

явки в назначенный срок по вызовам должностных лиц, указанных в п. 2 ст. 102

УПК, — обязанность залогодателей, в том числе обвиняемого (подозреваемого).

Обеспечение надлежа­щего поведения обвиняемого (подозреваемого) со ссылкой на

п. 2 и 3 ст. 102 УПК предусмотрено при применении таких мер пресе­чения, как

личное поручительство (ч. 1 ст. 103 УПК), наблюдение командования воинской

части (ч. 1 ст. 104 УПК), присмотр за несо­вершеннолетним обвиняемым (ч. 1

ст. 105 УПК).

Надлежащее поведение обвиняемого (подозреваемого), в отно­шении которого

избрана мера пресечения в виде домашнего ареста (ст. 107 УПК) или заключение

под стражу (ст. 108 УПК), обеспечи­вают орган или должностное лицо,

осуществляющие надзор за со­блюдением установленных ограничений, а также

администрация места содержания под стражей обвиняемых и подозреваемых в

совершении преступлений.

Прокурор не санкционирует меры пресечения, которые изби­раются по судебному

решению, но без его согласия дознаватель и следователь не вправе

ходатайствовать перед судом об избрании меры пресечения в виде заключения под

стражу, а также домашне­го ареста. Согласие прокурора требуется при вынесении

следова­телем или дознавателем постановления о возбуждении перед судом

ходатайства об отмене (изменении) меры пресечения, избранной по судебному

решению.

Отдельные меры пресечения требуют согласия обвиняемого (подозреваемого) при

их избрании: личное поручительство (ч. 2 ст. 103 УПК), наблюдение

командования воинской части (ч. 2 ст.104 УПК).

Приведены лишь некоторые изменения, касающиеся мер пресечения, происшедшие в

связи с принятием УПК РФ, но и этого остаточно для того, чтобы показать

направление совершенствова­ния уголовно-процессуального законодательства,

направленного на защиту личности от незаконного ограничения ее прав и свобод.

6. Виды мер пресечения.

Законом предусмотрены следующие виды мер пресечения:

1) подписка о невыезде;

2) личное поручительство;

3) наблюдение командования воинской части;

4) присмотр за несовершеннолет­ним обвиняемым;

5) залог;

6) домашний арест;

7) заключение под стражу (ст. 98 УПК).

Их систематизация идет от менее строгой к более строгой. Услов­но их можно

разделить на общие, т.е. применяемые ко всем обвиня­емым или подозреваемым

(залог, личное поручительство, заключе­ние под стражу), и специальные,

применяемые только по отноше­нию к определенным обвиняемым (подозреваемым) —

военнослужа­щим, несовершеннолетним (наблюдение командования воинской части,

присмотр за несовершеннолетним обвиняемым)

[10].

Меры пресечения могут быть избраны в результате односторон­него

волеизъявления полномочного лица, в производстве которого находится дело

(заключение под стражу), или — двустороннего (залог).

Мера пресечения должна отвечать тем целям, которые дознава­тель, следователь,

прокурор и суд определили при ее избрании. Закон предоставил им возможность

выбрать из перечисленных в УПК мер пресечения только ту, которая способна

обеспечить предусмотренное ст. 6 УПК назначение уголовного судопроиз­водства.

Рассмотрим каждую из мер пресечения, в том числе основания избрания

определенного вида меры пресечения и порядок ее из­брания.

Подписка о невыезде и надлежащем поведении. Эта мера пресе­чения

заключается в отобрании от обвиняемого (подозреваемого) письменного

обязательства не покидать постоянное или временное место жительства без

разрешения дознавателя, следователя, про­курора или суда. Являться по их

вызовам в назначенный срок. Иным путем не препятствовать производству по

уголовному делу. Подписка о невыезде и надлежащем поведении предусмотрена ст.

102 УПК и применяется к лицу, которое не вызывает особых опасений в том, что

оно уклонится от предварительного расследо­вания и суда, а также ненадлежащим

поведением воспрепятствует расследованию и разбирательству дела в суде. Избирая

данную меру пресечения, полномочные должностные лица должны быть максимально

уверены в эффективности ее применения. Мотиви­рованное постановление

[11] об избрании этой меры пресечения объ­является обвиняемому

(подозреваемому), защитнику, законному представителю с разъяснением ст. 102 и

110 УПК и порядка его обжалования. Копия постановления направляется прокурору и

вручается обвиняемому (подозреваемому). В самой подписке, кроме данных о

подозреваемом или обвиняемом, адресах их посто­янного или временного

проживания, средствах связи, указываются обязательства: не покидать их без

разрешения до окончания пред­варительного расследования, судебного

разбирательства уголовно­го дела; являться по вызову в указанный срок, а также

иным путем не препятствовать производству по уголовному делу. Здесь же

ука­зано, что при нарушении этих обязательств может последовать применение

более строгой меры пресечения.

Подписка о невыезде не может быть применена к военнослужа­щим срочной службы,

находящимся на казарменном положении. Они не имеют возможности оставить

воинскую часть без разреше­ния командования, а стало быть, и самостоятельно

явиться по вы­зову. Практически неприменима подписка о невыезде к

заключен­ному, совершившему новое преступление; к лицу, находящемуся на

корабле в дальнем плавании.

В ряде случаев нецелесообразно применение этой меры пресе­чения к лицам, чья

трудовая деятельность связана с длительными разъездами (шофер на

загранрейсах, проводник поезда дальнего следования, дипкурьер и т.п.).

Личное поручительство заключается в принятии на себя заслу­живающим

доверия лицом письменного обязательства о том, что оно ручается за выполнение

обвиняемым (подозреваемым) обяза­тельств: в назначенный срок являться по

вызовам дознавателя, сле­дователя, прокурора и в суд, а также иным путем не

препятствовать производству по уголовному делу. Данная мера пресечения

пре­дусмотрена ст. 103 УПК и избирается по письменному ходатайству одного или

нескольких поручителей с согласия лица, в отношении которого дается

поручительство. Число поручителей определяет полномочное должностное лицо, в

производстве которого находит­ся дело. При избрании меры пресечения должностное

лицо должно убедиться в добропорядочности поручителя, доверять ему, а он в свою

очередь — тому, за кого ручается. Поручители должны быть уверены, что смогут

обеспечить его надлежащее поведение и явку по вызовам. Поручителю сообщается о

сущности дела, по которому избирается мера пресечения, разъясняются существо

подозрения или обвинения, его обязанности и ответственность, связанные с

выполнением личного поручительства. Каждый из поручителей предупреждается, что

в случае невыполнения поручителем своих обязательств на него может быть

наложено денежное взыскание: до ста минимальных размеров оплаты труда. Оно

производится судом в порядке, установленном ст. 118 УПК. Вопрос о направле­нии

материалов в отношении поручителей в суд решается органом, в производстве

которого находится уголовное дело. Ответствен­ность определяется с учетом

конкретных обстоятельств, личности поручителей, тяжести последствий, которые

наступили ввиду не­выполнения ими своих обязательств. Поручитель может

отказать­ся по тем или иным причинам от взятого на себя письменного

обя­зательства. Тогда при невозможности его замены избирается иная мера

пресечения.

Решение об избрании меры пресечения в виде личного поручи­тельства

оформляется постановлением полномочных должност­ных лиц, определением суда.

Применение этой меры пресечения возможно при наличии письменного

обязательства — личном поручительстве определен­ных лиц — поручителей.

В нем приводятся данные о личности поручителя, фиксируются:факт разъяснения

ему сущности подозрения или обвинения, его обязанности и ответственность за

их невыполнение.

Копия постановления (определения) и письменного обязатель­ства вручается

подозреваемому, обвиняемому, защитнику и пору­чителю. Тут же разъясняется

порядок обжалования решения об избрании меры пресечения.

Наблюдение командования воинской части — мера пресечения, предусмотренная

ст. 104 УПК, которая применяется только в отно­шении обвиняемого

(подозреваемого) военнослужащего или лица, призванного на военные сборы.

Избрание этой меры пресечения допускается лишь с согласия обвиняемого

(подозреваемого). 0на состоит в принятии мер, предусмотренных уставами

Вооруженных Сил, чтобы обеспечить его надлежащее поведение, явку в назначенный

срок по вызовам дознавателя, следователя, прокурора и суда, а также исключить

возможность иным путем препятствовать производству по уголовному делу.

Наблюдение командования воинской части применяется к военнослужащим срочной

службы, к лицам, проходящим военные сборы в воинских подразделениях находящимся

на казарменном положении. На время действия меры пресечения они лишаются права

ношения оружия, постоянно находятся под наблюдением своих начальников или

суточного наряда, не направляются на работы вне части в одиночном порядке, не

назначаются в караул и другие ответственные наряды, лишают­ся увольнения в

городской отпуск.

Постановление об избрании меры пресечения направляется для исполнения

командованию воинской части, которое обязан письменно уведомить орган,

избравший эту меру пресечения, об установлении наблюдения за обвиняемым

(подозреваемым).

Для избрания данной меры пресечения согласия командования воинской части не

требуется, но в упомянутом постановлении разъясняются существо подозрений или

обвинения и обязанности командования по исполнению меры пресечения.

Постановление об избрании меры пресечения и рапорт об установлении наблюдения

объявляются подозреваемому или обвиняемому. В случае нарушения обвиняемым

(подозреваемым) избранной меры пресечения командование воинской части

немедленно сообщает об этом дознавателю, следователю, прокурору или в суд,

которые избрали данную меру пресечения.

В законе (ст. 104 УПК) не сказано об ответственности командования воинской

части за невыполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по наблюдению.

Данную меру пресечения вправе избрать сам командир воинской части, если он

выступает в качестве органа дознания.

Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым. Эта мера

пресечения предусмотрена ст. 105 УПК и заключается в обеспечении надлежащего

поведения несовершеннолетнего обвиняемого в соответствии с требованиями ст. 102

УПК. Письменное обязательство обеспечить надлежащее поведение

несовершеннолетнего берут на себя родители, опекуны, попечители или иные лица,

заслуживающие доверия, а также должностные лица специализированного детского

учреждения, где находится несовершен­нолетний. Они могут обратиться с

ходатайством об избрании при­смотра за подростком в качестве меры пресечения

или дать согла­сие на присмотр, если инициатива исходит от дознавателя,

следо­вателя, прокурора, судьи (суда). Лица, полномочные избрать меру

пресечения, должны располагать достоверными сведениями, что тот, кто берет на

себя обязательство по присмотру, действует на добровольных началах и способен

обеспечить условия, при кото­рых цель меры пресечения будет достигнута.

При избрании меры пресечения каждому, кто дал обязательство по присмотру,

полномочные должностные лица разъясняют суще­ство подозрения или обвинения и

ответственность за невыполне­ние ими принятого обязательства, которая

определяется в судеб­ном порядке в виде денежного взыскания — до ста

минимальных размеров оплаты труда (ч. 4 ст. 103, 118 УПК).

Избрание данной меры пресечения оформляется мотивирован­ным постановлением

дознавателя, следователя, прокурора, судьи или определением суда. Письменное

обязательство о присмотре удостоверяется подпиской лица, взявшего на себя это

обязательст­во. С этого момента мера пресечения считается избранной, о чем

объявляется несовершеннолетнему, принятому под присмотр. При этом ему

разъясняются требования надлежащего поведения.

Существует практика сообщать об избранной мере пресечения в отношении

подростка в подразделение милиции по профилакти­ке правонарушений

несовершеннолетних, сотрудники которого содействуют в проведении присмотра.

Залог составляют деньги или иные ценности (ценные бумаги, изделия из

драгоценных металлов и пр.), вносимые обвиняемым (подозреваемым), его

родственниками, друзьями, другими лицами, в том числе и юридическими, на

депозитный счет органа, избрав­шего эту меру пресечения в соответствии со ст.

106 УПК. Ее цель — обеспечить явку обвиняемого (подозреваемого) к дознавателю,

следователю, прокурору либо в суд и предупредить совершение им новых

преступлений.

Как вид самого залога, так и его размер определяются органом или лицом,

избирающим меру пресечения. Учитываются характер совершенного преступления,

данные о личности обвиняемого (по­дозреваемого), имущественное положение

залогодателя.

Избрание залога в виде меры пресечения процессуально оформляется

мотивированными: определением суда, постановлениями судьи, прокурора, а также

следователя и дознавателя с согласия прокурора в любой момент производства по

делу.

Если залог избирается вместо ранее избранной меры пресечения: заключение под

стражу или домашний арест, то обвиняемый (подозреваемый) остается под стражей

или домашним арестом до внесения на депозитный счет суда залога, который был

определен органом или лицом, избравшим эту меру пресечения.

О принятии залога составляется протокол, копия которого вручается залогодателю

[12]. При этом обвиняемому (подозреваемому разъясняются последствия

неисполнения или нарушения залого­вых обязательств. Лицам, которые вносят залог

за обвиняемого (подозреваемого), разъясняется существо обвинения, подозрения, в

связи с чем избирается эта мера пресечения и связанные с ней обязательства, а

также последствия их неисполнения или нарушения: залог обращается в доход

государства по судебному решении выносимому в соответствии со ст. 118 УПК.

При избрании меры пресечения в виде залога обвиняемый (подозреваемый) может

предложить внести в качестве залога произведения искусства, коллекционные

монеты и иные ценности. В этом случае целесообразно проверить их

подлинность, определить действительную стоимость. Это можно сделать с помощью

специалиста или даже путем проведения экспертизы, что обеспечит должную

эффективность меры пресечения и предотвратит возможные конфликтные ситуации в

будущем.

Суд при вынесении приговора, определения, постановления прекращении дела

решает вопрос о возвращении залога залогода­телю. Если дело прекращается в

стадии предварительного расследования, залог возвращается залогодателю

прокурором, следователем, дознавателем, о чем указывается в постановлении о

прекращении уголовного дела и протоколе, который подписывают должностное

лицо, вынесшее постановление, и залогодатель.

Домашний арест. Новый вид меры пресечения домашний арест, предусмотренный

ст. 107 УПК, заключается в том, что при наличии. оснований он избирается по

судебному решению обвиняемому (подозреваемому), ограничивая его свободу

передвижения, также запрещая общаться с определенными лицами; получать и

отправлять корреспонденцию; вести переговоры с использованием любых средств

связи. Эта мера пресечения избирается в порядке, установленном ст. 108 УПК, с

учетом тяжести совершенного преступления, состоянии здоровья обвиняемого

(подозреваемого) и других обстоятельств, предусмотренных ст. 99 УПК.

Обвиняемый (подозреваемый) не вправе менять место прожи­вания без разрешения

должностных лиц: дознавателя, следователя, прокурора, судьи; покидать свое

жилище, ставшее местом домашнего ареста.

Он не должен общаться с определенными лицами: соучастника­ми по уголовному

делу, свидетелями, потерпевшими, друзьями и даже родственниками, проживающими

отдельно от него. Обвиня­емому может быть запрещено отправлять и получать

посылки, бан­дероли, делать обращения через средства массовой информации;

пользоваться телефоном, факсом, иными видами связи.

Решение об избрании меры пресечения в виде домашнего арес­та правомочен

принять только суд (п. 1 ч. 2 ст. 29 УПК).

В этом случае прокурор, а также следователь, дознаватель с со­гласия прокурора

выносят: мотивированное постановление о воз­буждении перед судом ходатайства об

избрании обвиняемому (по­дозреваемому) данной меры пресечения

[13]. При удовлетворении хо­датайства судья выносит соответствующее

постановление.

В постановлении судьи или определении суда об избрании меры пресечения в виде

домашнего ареста в отношении обвиняемого (подозреваемого) указываются

основания и мотивы применения именно этой меры пресечения. В этом

постановлении указываются также конкретные ограничения, которым подвергается

обвиняе­мый (подозреваемый), и орган или должностное лицо, на которое

возлагается осуществление надзора за соблюдением установлен­ных ограничений.

Постановление направляется прокурору, лицу, возбудившему ходатайство,

обвиняемому (подозреваемому), его защитнику.

Постановление судьи об избрании меры пресечения домашнего ареста или об

отказе в этом могут быть обжалованы в кассацион­ном порядке.

В соответствии с законом время домашнего ареста засчитывается в срок

содержания обвиняемого (подозреваемого) под стражей.

Заключение под стражу — самая строгая мера пресечения, предусмотренная

ст. 108 УПК. Ее применение представляет собой максимально острое вторжение в

сферу прав граждан на свободу, личную неприкосновенность, гарантированных

Конституцией РФ (ст. 22), Декларацией прав и свобод человека и гражданина РФ

(ст. 8). В Международном пакте о гражданских и политических правах (1976 г.)

установлено, что никто не может быть подвергнут произвольному аресту или

содержанию под стражей.

Никто не должен быть лишен свободы иначе как на указанных в законе основаниях

и в соответствии с той процедурой, которая установлена законом.

Согласно ст. 22 Конституции РФ мера пресечения заключение под стражу

допускается только по судебному решению. Это кон­ституционное положение

выражено в ст. 10 и 108 УПК, определив­ших, что данная мера пресечения

применяется по судебному реше­нию в отношении подозреваемого или обвиняемого

в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено

на­казание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет.

Избрание именно этой меры пресечения объясняется невоз­можностью применить в

отношении обвиняемого (подозреваемо­го) иную, более мягкую меру пресечения.

В исключительных случаях эта мера пресечения может быть применена по делам о

преступлениях, за которые законом преду­смотрено наказание в виде лишения

свободы на срок до двух лет, если подозреваемый, обвиняемый нарушил ранее

избранную меру пресечения либо не имеет постоянного места жительства на

терри­тории РФ или личность его не установлена, а также если он скрылся от

органов предварительного расследования или от суда.

Этот перечень исключительных обстоятельств, дающих основа­ние для заключения

под стражу подозреваемого, обвиняемого в преступлении, за которое

предусмотрено наказание менее двух лет лишения свободы, исчерпывающий и

расширительному толкованию не подлежит.

Как ранее отмечалось, основания для избрания меры пресечения заключение под

стражу должны быть тщательно проверены, особенно при избрании этой меры

пресечения несовершеннолет­нему. В соответствии с ч. 2 ст. 108 УПК к

несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому заключение под стражу в

каче­стве меры пресечения может быть применено в случае, если он

подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особ тяжкого

преступления. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана

в отношении несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого в совершении

преступления средней тяжести.

Законом установлен судебный порядок избрания меры пресечения заключение под

стражу на предварительном расследовании продления срока содержания под

стражей.

Прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора возбуждают

перед судом ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под

стражу в отношении обвиняемого (подозреваемого). В постановлении о

возбуждении ходатайства излагаются мотивы, а также основания, в силу которых

подозревае­мого, обвиняемого необходимо заключить под стражу, и почему

невозможно избрание иной меры пресечения. К постановлению прилагаются

материалы, обосновывающие ходатайство. Если оно возбуждается в отношении

подозреваемого, задержанного в соот­ветствии со ст. 91 и 92 УПК, то

постановление и все эти материалы должны быть представлены судье не позднее

чем за восемь часов до истечения срока задержания (ч. 3 ст. 108 УПК).

Полученные материалы и само постановление рассматривает единолично судья

районного суда или военного суда соответствую­щего уровня с участием

обвиняемого, подозреваемого, прокурора, защитника

[14]. Судебное заседание проводится по месту производст­ва предварительного

расследования либо по месту задержания по­дозреваемого. В судебном заседании

вправе участвовать законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого,

обвиняемо­го; следователь и дознаватель. Неявка без уважительных причин сторон,

своевременно извещенных о времени судебного заседа­ния, не препятствует

рассмотрению ходатайства за исключением случаев неявки обвиняемого (ч. 4 ст.

108 УПК).

Принятие судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под

стражу в отсутствие обвиняемого допускает­ся только в случае объявления

обвиняемого в международный ро­зыск (ч. 5 ст. 108 УПК).

В судебном заседании судья объявляет, какое ходатайство под­лежит

рассмотрению, разъясняет явившимся лицам их права и обя­занности, затем

прокурор или лицо по его поручению, возбудив­шее ходатайство, обосновывает

его. Потом выступают другие явив­шиеся лица. Рассмотрев ходатайство, судья

выносит одно из следующих постановлений: об избрании обвиняемому или

подо­зреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу; об отказе в

удовлетворении ходатайства; об отложении принятия решения по ходатайству

стороны на срок не более чем 72 часа для представления ею дополнительных

доказательств обоснованности задержания. В постановлении указывается дата и

время, до кото­рых продлевается срок задержания.

Постановление судьи направляется прокурору, лицу, возбудившему ходатайство,

подозреваемому или обвиняемому и подлежит немедленному исполнению.

Повторное обращение с таким ходатайством в отношении того же лица и по тому

же уголовному делу после вынесения судьей постановления об отказе в избрании

данной меры пресечения воз­можно только при возникновении новых

обстоятельств, обосновы­вающих необходимость заключения лица под стражу.

В соответствии с ч. 13 ст. 108 УПК не допускается возложение полномочий,

предусмотренных этой статьей, на одного и того же судью на постоянной основе.

Эти полномочия распределяются между судьями в соответствии с принципом

распределения уголов­ных дел с тем, чтобы, по возможности, решение об

избрании меры пресечения принимал не тот судья, который будет рассматривать

дело.

Постановление судьи об избрании меры пресечения в виде за­ключения под стражу

или об отказе в этом может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3

суток со дня его вынесения. Суд кассационной инстанции принимает решение по

жалобе или представлению не позднее чем через 3 суток со дня их поступления.

Должностное лицо, в производстве которого находится уголов­ное дело, обязано

незамедлительно уведомить близких родствен­ников обвиняемого или

подозреваемого, а при их отсутствии — других родственников о месте содержания

заключенного под стра­жу или об изменении места содержания под стражей. Если

заклю­чение под стражу применено к военнослужащему, об этом необхо­димо

уведомить командование воинской части (ч. 6—12 ст. 108 УПК).

В ряде случаев для применения заключения под стражу в каче­стве меры пресечения

требуется соблюдение особых гарантий не­прикосновенности. Избрание в качестве

меры пресечения заклю­чения под стражу в отношении члена Совета Федерации,

депутата Государственной Думы, судьи Конституционного Суда РФ и других лиц,

указанных в ч. 1 ст. 447 УПК, производится в соответствии ст. 448, 450 УПК в

порядке, установленном гл. 13 УПК[15].

Права и условия содержания под стражей обвиняемых (подозреваемых) определены

Законом от 15 июля 1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и

обвиняемых в совершении преступ­лений»

7. Сроки содержания под стражей.

Конституционные гарантии прав личности и эффективность уголовного

судопроизводства требуют строгого соблюдения уста­новленных законом сроков

содержания обвиняемых (подозревае­мых) под стражей. Это требование

сформулировано в ч. 2 ст. 10, а также в ч. 1 ст. 109 УПК. Содержание под

стражей при расследова­нии преступлений не может превышать двух месяцев.

Однако не всегда удается уложиться в этот срок и тогда при отсутствии

осно­ваний для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть

продлен судьей районного суда или военного суда со­ответствующего уровня в

порядке, установленном ч. 3 ст. 108 УПК. Прокурор, а также следователь и

дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом ходатайство о

продлении срока содержа­ния под стражей обвиняемого (а их может быть

несколько), обосно­вывая его, как правило, объединением в одно производство

не­скольких дел, проведением длительных экспертиз, выходом на новые эпизоды

преступлений, которые необходимо расследовать. В этом случае срок содержания

под стражей обвиняемого может быть продлен до 6 месяцев. Если дело

приобретает затяжной харак­тер, то дальнейшее продление срока содержания под

стражей воз­можно в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо

тяжких преступлений, только в случаях особой сложности дела и при наличии

оснований для избрания этой меры пресечения судьей того же суда по

ходатайству следователя, внесенному с со­гласия прокурора субъекта РФ или

приравненного к нему военного прокурора, до 12 месяцев.

Срок содержания под стражей свыше 12 месяцев может быть продлен только в

исключительных случаях в отношении лиц, обви­няемых в совершении особо тяжких

преступлений, судьей суда, Указанного в ч. 3 ст. 31 УПК, или военного суда

соответствующего уровня по ходатайству следователя, внесенному с согласия

Гене­рального прокурора РФ или его заместителя, до 18 месяцев.

Это предельный срок содержания под стражей, его продление не допускается и

обвиняемый должен быть немедленно освобож­ден за исключением случаев,

предусмотренных п. 1 ч. 8 ст. 109 УПК, а именно: уголовное дело, оконченное

расследованием позднее чем за 30 суток до окончания предельного срока

содержания под стражей, установленного ч. 2 и 3 ст. 109 УПК, должно быть

предъявлено обвиняемому и его защитнику для ознакомления. Если дело будет

предъявлено для ознакомления позднее чем за 30 суток до окончания предельного

срока содержания под стра­жей, то по его истечении обвиняемый должен быть

освобожден, но за ним и его защитником сохраняется право на ознакомление с

делом.

В случае, если по окончании предварительного следствия сроки для предъявления

уголовного дела обвиняемому и его защитнику для ознакомления, установленные

законом (ч. 5 ст. 109 УПК), были соблюдены, но 30 суток для ознакомления с

делом обвиняемому и его защитнику оказалось недостаточно, следователь с

согласия про­курора субъекта РФ вправе не позднее чем за семь суток до

исте­чения предельного срока содержания под стражей возбудить хода­тайство о

продлении этого срока перед судом, указанным в ч. 3 ст. 31 УПК, или военным

судом соответствующего уровня.

Судья не позднее чем через семь суток со дня получения этого ходатайства

принимает в порядке, предусмотренном ч. 4, 8 и 11 ст. 108 УПК, одно из

следующих решений: 1) о продлении срока содержания под стражей до момента

окончания ознакомления об­виняемого и его защитника с материалами уголовного

дела и на­правления прокурором уголовного дела в суд, за исключением слу­чая,

предусмотренного ч. 6 ст. 109 УПК; 2) об отказе в удовлетворе­нии ходатайства

следователя и освобождении обвиняемого из-под стражи.

Срок содержания под стражей в период предварительного след­ствия исчисляется

с момента заключения подозреваемого, обвиня­емого под стражу до направления

прокурором уголовного дела в суд (ч. 9 ст. 109 УПК).

В срок содержания под стражей также засчитывается время, на которое лицо было

задержано в качестве подозреваемого; домаш­него ареста; принудительного

нахождения в медицинском или пси­хиатрическом стационаре по решению суда, в

течение которого лицо содержалось под стражей на территории иностранного

государства по запросу об оказании правовой помощи или о выдаче его

Российской Федерации в соответствии со ст. 460 УПК.

При повторном заключении под стражу подозреваемого или обвиняемого по тому же

уголовному делу, а также по соединенном с ним или выделенному из него, срок

содержания под стражей исчисляется с учетом времени, проведенного обвиняемым

(подозреваемым) под стражей ранее (ч. 11 ст. 109 УПК).

Избрать, изменить или отменить меру пресечения в процессе судебного

разбирательства вправе суд (судья), руководствуясь при этом ст. 255 УПК. Это

возможно как по инициативе суда, так и по ходатайству участников судебного

разбирательства. Решение о мере пресечения в отношении подсудимого

принимается при постановлении приговора, вынесении определения или

постановления об отложении или приостановлении судебного разбирательства и

т.д.

В случае избрания подсудимому меры пресечения заключение под стражу, срок

содержания его под стражей со дня поступления дела в суд и до вынесения

приговора не может превышать 6 месяцев. Однако суд, в производстве которого

находится уголовное дело о совершении тяжкого или особо тяжкого преступления,

по исте­чении 6 месяцев со дня его поступления вправе продлить срок

со­держания под стражей подсудимого. При этом предельный срок содержания под

стражей в этом случае не установлен. При необхо­димости продления

шестимесячного срока содержания под стра­жей суд выносит определение

(постановление) о продлении срока, но не более чем на 3 месяца. Точно такое

же постановление или определение суд будет выносить при необходимости

дальнейшего продления срока содержания подсудимого под стражей.

Судебное решение о продлении срока содержания под стражей подсудимого может

быть обжаловано в кассационном порядке. Об­жалование не приостанавливает

производство по уголовному делу (ч. 4 ст. 255 УПК).

8. Обжалование избранных мер пресечения.

В соответствии со ст. 32, 33 Декларации прав и свобод человека и гражданина

арестованный и его защитник имеют право обжало­вать в суд незаконно

избранную, по их мнению, меру пресечения в ходе досудебного производства.

Конституцией РФ (ст. 46) каждому гарантируется судебная защита его прав и

свобод. Жалоба на из­бранную судом меру пресечения подается в вышестоящий суд

в кассационном и даже в надзорном порядке. Мера пресечения, из­бранная

следователем или прокурором, обжалуется вышестояще­му прокурору.

В соответствии с ч. 4 ст. 124 УПК в случаях, предусмотренных Условно-

процессуальным законом, дознаватель, следователь вправе обжаловать действия

(бездействие) и решения прокурора вышестоящему прокурору. Обжалование не

приостанавливает их исполнение за исключением случаев, предусмотренных ч. 3

ст. 38 УПК. Следователь вправе в случае несогласия с решениями или указаниями

прокурора об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры

пресечения, избранной следователем обвиняемому, представить уголовное дело

вышестоящему прокурору с пись­менным изложением своих возражений. Точно так

же он вправе поступить при отказе прокурора в даче согласия на возбуждение

перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или произ­водстве иных

процессуальных действий (п. 4 и 5 ч. 3 ст. 38 упк) В этих случаях вышестоящий

прокурор отменяет указания ниже­стоящего прокурора или поручает производство

по данному уго­ловному делу другому следователю (ч. 4 ст. 38 УПК).

Судебный порядок рассмотрения жалоб предусмотрен ст. 125 УПК. Постановления

дознавателя, следователя, прокурора, приня­тые ими решения, действия

(бездействие), которые способны при­чинить ущерб конституционным правам и

свободам участников уголовного судопроизводства, затруднить доступ граждан к

пра­восудию, могут быть обжалованы в суд по месту производства

предварительного расследования.

Жалоба подается в суд заявителем, его защитником, законным представителем или

представителем. Судья проверяет законность и обоснованность действий

(бездействия) должностных лиц, производящих предварительное расследование, и

прокурора, принятых ими решений не позднее чем через пять суток со дня

поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя, его защитника,

законного представителя, представителя, если они участвуют в деле. В судебном

заседании могут участвовать и иные лица, интересы которых затрагиваются

обжалуемым действием (бездействием) или решением. В деле участвует прокурор..

Пo результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующий

постановлений: о признании действия (бездействия) или решения

соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его

обязанности устранить допущенное рушение; об оставлении жалобы без

удовлетворения. Копии постановления направляются заявителю и прокурору.

Принесение жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и

исполнение обжалуемого решения, если это не найдет нужным сделать орган

дознания, дознаватель, следователь, прокурор или судья.

Нечеткость формулировок жалобы (например, просьба об изме­нии меры пресечения

без ссылки на незаконность или необоснованность ареста) не может служить

поводом для отказа в принятии ее к производству

[16].

Конституционный Суд РФ рассмотрел дело о проверке консти­туционности ст. 220,

220 УПК РСФСР по жалобе гражданина В.А. Аветяна на нарушение его

конституционного права на судебную защиту примененными в его деле нормами УПК

РСФСР. Основанием к рассмотрению дела стала обнаруживающаяся

неопре­деленность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции РФ положения

оспариваемых статей УПК РСФСР, согласно которым правом на обжалование в суд

ареста обладают лишь лицо, уже со­держащееся под стражей, а не лицо, в

отношении которого такая мера пресечения избрана.

Конституционный Суд РФ признал, что из содержания ст. 220 и 220 УПК РСФСР

следует, что обжалованию и судебной проверке подлежит не само содержание под

стражей в отношении обвиняе­мого или подозреваемого, а законность и

обоснованность примене­ния этой меры пресечения. Под применением меры

пресечения законодатель понимает вынесение постановления о ее избрании.

Постановление о применении меры пресечения в виде заключения под стражу, в том

числе и в случае, когда оно не приведено в испол­нение, затрагивает права и

свободы обвиняемого или подозревае­мого. С момента вынесения постановления они

вправе его обжало­вать. О праве обжалования меры пресечения обвиняемому или

по­дозреваемому разъясняется при объявлении вынесенного об этом постановления

[17].

Эти положения и сейчас актуальны, хотя только суд, в том числе в ходе

досудебного производства, правомочен принимать решения об избрании меры

пресечения в виде домашнего ареста, заключе­ния под стражу, а также о

продлении срока содержания под стражей.

9. Отмена или изменение меры пресечения.

Любая мера пресечения имеет строго целевое назначение. Она отменяется, когда

в ней отпадает дальнейшая необходимость, или изменяется на более строгую или

более мягкую, когда изменяются основания для ее избрания, предусмотренные ст.

97 и 99 УПК также обстоятельства дела.

Отмена либо изменение меры пресечения производится мотивированным

постановлением дознавателя, следователя, прокурора, судьи, а в судебном

заседании — мотивированным определени­ем суда.

Мера пресечения, избранная в стадии предварительного рас­следования

прокурором, следователем, дознавателем по письмен­ному указанию прокурора,

может быть отменена или изменена только с согласия прокурора.

Мера пресечения, избранная на основании судебного решения, может быть

отменена или изменена дознавателем, следователем с согласия прокурора, если

отпали основания, по которым они хода­тайствовали перед судом об избрании

меры пресечения.

Мера пресечения отменяется во всех случаях прекращения уго­ловного дела,

оправдания подсудимого либо постановления обви­нительного приговора с

условным осуждением, с отсрочкой испол­нения приговора, а также без

назначения наказания или с назначе­нием и освобождением от наказания. Отмена

меры пресечения в отношении подозреваемого неизбежна, если в 10-дневный срок

ему не было предъявлено обвинение, а также в отношении обвиня­емого, если

предельный срок содержания его под стражей истек и дальнейшее его продление

не допускается (исключение — случай, предусмотренный п. 1 ч. 8 ст. 109 УПК).

Мера пресечения может быть изменена на более мягкую, если в ходе

расследования выявились данные для переквалификации содеянного обвиняемым по

статье УК, не предусматривающей ли­шение свободы.

Изменение меры пресечения на более строгую может произой­ти, если обвиняемый

(подозреваемый) предпринимает активные действия, препятствующие нормальному

расследованию или су­дебному разбирательству по уголовному делу, или нарушает

ранее данные обязательства, например, о явке по вызову следователя, суда и

др.

Об отмене или изменении меры пресечения полномочные лица, а также прокурор,

судья выносят постановление, а суд — опреде­ление. Утверждая обвинительный

акт или обвинительное заключение, прокурор вправе отменить или изменить ранее

избранную меру пресечения.

Постановление об изменении либо отмене меры пресечения объявляется

обвиняемому (подозреваемому), а в случаях, предусмотренных ст. 103, 104, 105,

106, 107 УПК, также поручителям, командованию воинской части; родителям,

опекунам, попечителям, должностному лицу специального детского учреждения;

залогодателям; органу или должностному лицу, осуществляющему надзор за

соблюдением ограничений при домашнем аресте. Копия постановления направляется

прокурору, осуществляющему надзор за предварительным расследованием.

При объявлении обвиняемому (подозреваемому) постановле­ния об изменении меры

пресечения на более строгую разъясняется порядок его обжалования.

Постановление судьи об избрании меры пресечения — заключение под стражу в

период досудебного про­изводства может быть обжаловано подозреваемым,

обвиняемым его защитником, законным представителем в вышестоящий суд в

кассационном порядке в течение трех суток со дня его вынесения (ч. 11 ст. 108

УПК) или в надзорном порядке.

Причиненный гражданину ущерб незаконным заключением под стражу в качестве

меры пресечения возмещается по правилам предусмотренным гл. 18 УПК.

10.Заключение.

Изучив меры уголовно процессуального принуждения, можно сделать следующие

выводы:

меры уголовно-процессуального принуждения, неодинаковы по своему характеру и

преследуют разные цели. Одни из них на­правлены на пресечение возможного

продолжения преступной де­ятельности подозреваемого и обвиняемого, их

уклонения от след­ствия и суда либо препятствования процессуальной

деятельности (меры пресечения, задержание, отстранение от должности). Дру­гие

связаны с необходимостью доставления или обеспечения явки лиц в органы

расследования или в суд (привод, обязательство о явке). Третьи служат

средством обеспечения исполнения пригово­ра в части имущественных взысканий

(наложение ареста на иму­щество).

Поскольку меры уголовно-процессуального принуждения огра­ничивают

конституционные права и свободы граждан, нужны на­дежные процессуально-

правовые гарантии, которые бы обеспечи­вали законность и обоснованность их

применения. В правовом го­сударстве имеет важное значение, насколько

применение мер процессуального принуждения вызвано действительной

необходимостью ограничения прав граждан.

Список использованной литературы

1.Конституция РФ от 12.12.1993 года.

2.Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001г. № 174-ФЗ с

изменениями и дополнениями.

3.Закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении

преступлений» от 15.07.1995г.

4.Инструкция о порядке осуществления привода, утв. Приказом МВД России от

21.06.2003 г. № 438/ Российская газета.11.07.2003г.

5.Научно-практический комментарий к УПК РФ. под.ред. В.М.Лебедева. М.,2002г.

6. Практика Верховного Суда РФ по уголовным делам за 1992-1994гг. М.,1995г.

7. Собрание законодательств РФ. 1995г. № 19. Ст.1764.

8. Собрание законодательств РФ. 2000г. № 12. Ст.1312.

9.Уголовно-процессуальное право РФ. Учебник / отв.ред.П.А.Лупинская

М.: Юристъ, 2004 г.

_________________________ М.А. Трофимова.

[1] Уголовно-процессуальный Кодекс РФ от 18.12.2001г.№ 174-ФЗ

[2] Конституция РФ от 12.12.1993г.

[3] Уголовно-процессуальный Кодекс РФ от 18.12.2001г.№ 174-ФЗ

[4] Уголовно-процессуальный Кодекс РФ от 18.12.2001г.№ 174-ФЗ

[5] В момент фактического задержания лица,

подозреваемого в совершении преступления, ему должно быть разъяснено право

иметь защитника (п. 3 ч. 4 ст. 46 УПК) но зачастую возможность реализации этого

права начинается с момента доставления подозреваемого в орган дознания, к

следователю или прокурору

[6] См.: Инструкция о порядке осуществления

привода, утв. приказом МВД России от 21 июня 2003 г. № 438 // Российская

газета. 2003. 11 июля.

[7] Приложение к ст. 476 УПК.

[8] См.: приложение 96 к ст. 476 УПК.

[9] См.: приложения 1,2,3,6 к ст. 477 УПК.

[10] См.: Научно-практический комментарий

к УПК РФ / Под общ. ред. В.М. Лебе­дева. М„ 2002. С. 223.

[11] Приложение 97 к ст. 476 УПК.

[12] Приложение 98 к ст. 476 УПК.

[13] Приложение 101 к ст. 476 УПК.

[14] Рассмотрение судом ходатайства о

продлении срока содержания под стражей отсутствие обвиняемого не допускается,

за исключением случаев, указанных в ч. 13 ч-14 ст. 109 УПК.

[15] Подробнее об этом см. гл. 52 УПК

[16] См.: постановление Пленума

Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. № 6 выполнении судами постановления

Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля Р г. № 3 «О практике судебной проверки

законности и обоснованности ареста или продления срока содержания под стражей»

// Практика Верховного Суда Рос-ийской Федерации по уголовным делам за

1992—1994 гг. М., 1995. С. 78—81.

[17] См.: постановление Конституционного

Суда РФ от 3 мая 1995 г. № 4-п по, о проверке конституционности статей 220

1 и 2202 УПК РСФСР в связи с жал( гражданина В.А. Аветяна // СЗ

РФ. 1995. Ns 19. Ст. 1764.



(C) 2009