Курсовая: Autotour
Российская Международная Академия Туризма
Псковский филиал
Специальность: Менеджмент туризма
Предмет: Рекреационные ресурсы
Курсовая работа
ОРГАНИЗАЦИЯ АВТОТУРИЗМА НА ПОБЕРЕЖЬЕ
ПСКОВСКО-ЧУДСКОГО ВОДОЁМА
Студента I курса, группы 103-МТ
Шматова Андрея Сергеевича
Руководитель: к.п.н. И.Н. Красильникова
Псков
2004
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Автотуризм в России: краткие вехи истории, настоящее и перспективы
2. По Псковско-Чудскому водоёму
2.1 Обзор центров загородного отдыха на побережье Псковско-Чудского водоема
3. Перспективы развития автотуризма в Псковской области
3.1 Разновидности и особенные признаки автомобильных туров
3.2 Инфраструктура, необходимая для развития
3.3 Состояние и развитие дорожной инфраструктуры
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Все мы любим отдыхать, одна из распространенных форм отдыха - туризм. Туризм
прекрасен тем, что каждый находит в нем то, что хочет. Кому-то нравятся
горы, кому-то реки, кто-то любит отдыхать на пляже, а другие - испытать себя
на прочность.или свою машину. Автомобиль предназначен и, в общем случае,
может ехать только по дороге, желательно по хорошей асфальтированной или
наезженной грунтовой дороге. Куда приведет дорога, туда и прибудет
путешественник. Надо сказать, что желания и устремления автотуриста в смысле
выбора дестинации не всегда совпадают с имеющимися возможностями. В данной
курсовой работе я расскажу в целом об автотуризме, как отрасли туризма.
Ведь несмотря на то, что этот вид туризма из года в год становится все более
популярным, туристы в основном предпочитают такие, по-прежнему, популярные
виды туризма, как экскурсионный туризм, познавательный туризм, пляжный туризм
и др. (например, социологический опрос, проведенный среди жителей Москвы
показал, что только 8% опрошенных хотели бы отдохнуть на автомобиле). А все
потому, что большая часть туристов не знает, что в себя включает
автомобильный туризм, куда можно поехать (а ведь можно даже не выезжать за
пределы своего города) и сколько все это стоит. Обо всем этом я и хочу
рассказать в своей курсовой работе.
Описывая автомобильный туризм, я бы хотел в основном делать акцент на
Псковской области, а если быть немного точнее, то акцентировать внимание на
Псковско-Чудском побережье, так как у нас он развит не так хорошо как в
других частях света, в частности в Европе.
ГЛАВА I.
АВТОТУРИЗМ В РОССИИ: КРАТКИЕ ВЕХИ ИСТОРИИ, НАСТОЯЩЕЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Стабилизация обстановки в России и постепенное улучшение благосостояния
населения дает нам вновь возможность обсуждать такое явление в нашей стране,
как автотуризм.
Этот вид туризма появился почти одновременно с появлением первого автомобиля,
который на заре его создания называли «машиной или повозкой для туризма». Но
широкое развитие автотуризма в мире началось после второй мировой войны.
Именно в этот период начался настоящий автомобильный бум и как следствие
развития практики туристских поездок. На мировой рынок автомобильные
компании одна за другой стали выбрасывать современные, причем постоянно
обновляемые, модели автомобилей. Наряду со строительством современных весьма
протяженных, в том числе и трансконтинентальных, автострад путешествия на
автомобилях становились довольно удобными и комфортабельными.
Развитие массового автотуризма на бывших просторах Советского Союза можно
приурочить к вводу в строй в начале 60-х годов прошлого века советского
автомобильного гиганта на Волге. В конце 50-х была совершена безуспешная
попытка внедрить методы проката автомашин для населения. Уже к 70-м годам в
стране сложились устойчивые традиции автотуризма и инфраструктура. Стало
модным ездить на собственном автомобиле в отпуск даже на весьма далекие
расстояния, такие, так из Мурманска на побережье Черного моря. Стиль отдыха и
его специфика на автомобиле были отражен в советском кинематографе. На
основных автомобильных дорогах и туристских направлениях европейской части
СССР была создана сеть кемпингов. В основном они представляли собой летние
домики с минимумом удобств, общим туалетом и общим блоком для приготовления
пищи. Основным их достоинством было то, что они располагались на
пользующихся спросом туристских маршрутах и предоставляли место для стоянки
автомобиля и символической охраны. Были разработаны и продавались через
широкую книготорговую сеть дородные атласы и специальные буклеты по
автомобильным туристским маршрутам в виде схем-карт и кратких пояснений к
объектам экскурсионного показа, расположенным на маршруте. С помощью этих
пособий автомобилист мог ориентироваться на местности, рассчитывать свой
дневной автопробег от одной ночевки до другой, найти заправочные станции и
СТО.
В те, теперь уже такие далекие годы, автомобилист, пускающийся в дальнее
путешествие, рисковал даже из-за незначительной поломки остаться ночевать на
дороге. Правда, в то время очень широко была развита водительская
взаимовыручка. Даже не слишком развитая сеть заправочных станций была не
страшна. На дороге запросто можно было «стрельнуть» пять-десять литров
бензина, да и стоил он относительно недорого. А вот отсутствие широкой сети
станций технического обслуживания, нехватка запчастей и, как следствие,
очереди на ремонт автомобилей, конечно, были сильным сдерживающим фактором в
развитии более широкого круга автотуристов. Следует ответить, что в
доперестроечные времена социальная напряженность в обществе не была столь
сильной и, практически без риска, можно было заночевать в палатке или в
машине на перегоне. Стал складываться образ автомобильного путешествия с
целями отдыха на природе, например, на эстонском побережье Чудского озера в
районе пос. Каукси в придюнной зоне на протяжении двадцати лет 70-80-х годов
практиковался летний отдых в кемпингах для автотуристов, где отлично
отдыхали тысячи ленинградцев, москвичей и мурманчан, прибывающих на
собственных автомобилях. Они ставили палатки в простейших кемпингах, местные
жители привозили сельхозпродукцию, также продовольствие для туристов
подвозилось на автолавках. Но, несмотря на определенные трудности,
автотуризм активно развивался. В конце концов, человек покупает автомобиль
для того, чтобы на нем ездить и путешествовать.
В конце 80-х и начале 90-х гг. случились глобальные политико-экономические
события и перемены, которые имеют решающее значение в развитии автотуризма.
Первое - это событие мирового масштаба - распад СССР. Другие эпохальные
события - в Россию был разрешен ввоз автомашин из-за границы и российский
рубль стал конвертируемым. В начале 90-х годов в Россию хлынул поток
автомобилей. Если в начале это были дешевые, весьма подержанные, то
постепенно класс ввозимых автомашин улучшался. В стране сложилась интересная
ситуация. С одной стороны, количество автомашин резко увеличились, что
должно было привести к бурному развитию автотуризма,
с другой стороны, политическая и экономическая ситуация была крайне не
благоприятна. Сложилась и резко обостренная социальная напряженность в
обществе. Во время разгула криминала 90-96 гг. путешествия по дорогам России
были сопряжены с реальной опасностью и не только для имущества. Результат не
замедлил себя проявить: произошла полная утрата зародившихся в советское
время традиций и инфраструктуры автомобильного туризма. Большинство кемпингов
были просто заброшены как невостребованные. Из-за образования новых
государственных границ, разработанные и апробированные маршруты оказались
труднореализуемыми, а таможенные и приграничные преграды не столь трудными,
сколь непредсказуемыми. Пересечение границы на автомобиле стало существенным
препятствием, прежде всего организационным (в силу неприсобленности КПП с
обеих сторон границы к наплыву путешествующих процесс пересечения границ
занимал три-четыре дня). Прибалтика и Кавказ практически выпали из ареала
путешествий. Новые туристские маршруты не создавались, и, естественно,
разработки не издавались. Последней каплей в уничтожении автотуризма 90-х
годов послужил дефолт 1998 г., вызвавший коллапс общественных отношений,
кризис недоверия к власти и банковской системе.
Начало нового тысячелетий в России, было отмечено некоторой стабилизацией
политической и экономической обстановки. Вновь стали создаваться предпосылки
для развития автотуризма внутри страны. Количество автомобилей у населения
стало устойчиво возрастать. Россияне стали активно осваивать и зарубежные
пространства и активно предпринимать путешествия на автомобиле в европейские
страны, прежде всего в Финляндию и Швецию.
ГЛАВА II.
ПО ПСКОВСКО-ЧУДСКОМУ ВОДОЁМУ
Псковско-Чудской водоем — один из самых обширных в европейской части страны.
Он занимает третье место после Ладожского и Онежского озер. Водоем
расположен на северо-западной оконечности Псковской области; он вытянут на
148 км с севера на юг по границе между Эстонской ССР и Псковской областью
РСФСР и имеет наибольшую ширину 48,8 км. Общая площадь поверхности
составляет около 3600 км2; она значительно меняется при колебаниях уровня
воды.
Водоем состоит из трех частей. На севере это Чудское озеро, на юге —
Псковское, а соединяет их пролив, известный под названием Теплого озера.
Между ними отсутствует ясно выраженная естественная граница. Чудское озеро
отделяется от Теплого условной линией, которая проходит от мыса Сиговец,
расположенного на восточном побережье, через южную оконечность острова
Пийрисаар к западному берегу. А Теплое озеро отделяет от Псковского тоже
воображаемая граница, идущая с одного берега на другой через остров Салу.
Несмотря на большую площадь, водоем мелководен: средняя глубина составляет
6,9 м. Самое глубокое — Чудское озеро: среднее расстояние от поверхности до
дна около 8 м, максимальное — 12,9 м. Толщина водного слоя Псковского озера
колеблется в пределах 3—5 м. Наиболее мелкое — Теплое озеро: средняя глубина
2—3 м. Однако в его самом узком месте, между деревнями Мехикоорма и Пнёво,
находится наибольшая глубина всего водоема— 15,3 м.
Современная высота водоема над уровнем океана составляет около 30 м. Рельеф
дна однообразен. Плоское, постепенно поднимающееся к берегам дно у всех озер
большей частью покрыто слоем серого ила, местами — песчаное.
Прибрежная линия водоема имеет плавные очертания. Лишь в юго-восточной части
Чудского озера далеко в сушу вдаются две бухты — Раскопельская и Желчинская.
В Псковском озере наиболее извилиста западная часть побережья, где
расположено несколько бухт и заливов, в том числе самый крупный залив водоема
— Шартовский. Бухты очень удобны для стоянки судов, яхт, катеров.
Берега озер, как правило, низкие и болотистые, заливаемые при весеннем
паводке, возвышенные же встречаются редко, в основном там, где к воде
подступают приподнятые коренные породы. Например, на южной оконечности
Псковского озера, между поселком Щиг-лицы и деревней Устье, берег крут и
обрывист, возвышается над водой почти на 18 м. Сравнительно высоко (до Им)
поднята суша и у эстонского города Калласте.
На Псковско-Чудском водоеме — 69 островов общей площадью около 35 км2. Они
невелики и расположены группами. Больше всего островов в Псковском озере.
Первая, самая многочисленная группа их — в устье реки Великой. Здесь
насчитывается около 40 островов намывного происхождения, большей частью
затопляемых весной. Вторая группа прилегает к западным берегам. В нее входят
острова Колпино, Каменка, Коло-ницы. Третья расположена в восточной части
озера, против устья реки Толбицы. Самый западный и наиболее крупный остров —
имени Белова, средний — Талабенец и восточный — Залита. Все они образовались
в ледниковый период, приподняты на 10—18 м над уровнем воды.
В Теплом озере имеется четыре небольших островка. Самый крупный — Салу —
расположен в зоне слияния с Псковским озером.
В Чудском озере 17 островов. Одна группа их в Раскопельской, другая — в
Желчинской бухтах. На границе с Теплым озером находится лишь один и наиболее
крупный здесь остров — Пийрисаар.
Климатические условия водоема такие же, как и на всей северо-западной
территории европейской части страны. Озера находятся на пути мощных циклонов,
идущих с запада. Вторжение атлантических воздушных масс формирует облачную,
ветреную погоду с оттепелями и частыми снегопадами в холодную половину года
и с затяжными моросящими дождями — в теплую. Зимние циклоны повышают, а
летние — понижают температуру воздуха. Это придает климату водоема мягкий
характер, сглаживает переход от одного времени года к другому.
Большое регулирующее влияние на температурный режим воздуха оказывает и сам
водоем, обладающий некоторыми морскими микроклиматическими свойствами. Это
проявляется в изменениях как суточного, так и годового колебания температуры
воздуха. Водная поверхность летом, в дневные часы, при антициклональной
погоде несколько понижает температуру воздуха побережья, а ночью повышает ее
на 1,5—2°. Осенью же, наоборот, на прилегающей к озерам территории средняя
суточная температура воздуха на 0,5° выше, чем вдали от нее.
Псковско-Чудской водоем характеризуется преобладанием ветров южного,
западного, юго-западного направлений. Значительно реже ветры северные и
восточные, совсем нечастые — северо-западные.
Больше всего ветреных дней осенью — в октябре и ноябре, летом и зимой их
довольно мало. Наиболее часты безветренные дни в апреле и августе. Скорость
ветров обычно невелика и в среднем не превышает 5 — 6 м/сек. Лишь 10—12 раз в
году наблюдаются сильные ветры со скоростью 14 м/сек и больше.
Положение Псковско-Чудского водоема на пути интенсивной циклонической
деятельности и в непосредственной близости к Балтийскому морю
благоприятствует выпадению здесь сравнительно большого количества осадков.
Средняя годовая норма их по водоему колеблется от 529 мм (на острове Залита)
до 595 мм (.в Раскопельской бухте). Больше всего осадков выпадает в летнее
время (июль, август), минимальное количество— зимой (январь, февраль).
Осенью идут частые моросящие дожди. Летом, как уже говорилось, осадки реже,
но зато интенсивность их значительно выше: дожди в эту пору в основном
ливневые.
Каждый турист предпочитает какое-либо одно, особенно любимое им время года;
именно в этот период собирает он рюкзак и отправляется в путешествие. И для
походов по озерам Псковско-Чудского водоема тоже очень важно не только
выбрать маршрут, но и определить для себя сроки. Поэтому уместна будет здесь
краткая характеристика времен года на водоеме.
Весна — довольно холодная и сухая, с большим количеством солнечных дней —
начинается сравнительно рано, в начале апреля, и тянется до середины мая.
Снег интенсивно тает уже в первых числах апреля.
Повышение температуры происходит не только за счет увеличения солнечного
тепла. Большое влияние оказывает усиливающийся поток теплого воздуха с юга и
юго-запада — со стороны Средиземного моря и Атлантического океана. Однако
температура воздуха в начале весны все-таки повышается сравнительно
медленно: тающий снег поглощает еще много тепла. Поэтому ночью, как правило,
наступают заморозки, а при ясном, безоблачном небе — иногда и морозы.
В середине апреля земля полностью освобождается от снега. Во второй половине
месяца водоем очищается от льда. Оттаивает почва, распускаются сирень, липа,
зацветают вишня и яблоня. Появляются с юга перелетные птицы. В это же время
начинаются и первые весенние грозы.
Снег сошел, и земля нагревается быстрее, что заметно повышает температуру
воздуха. Восходящие потоки его приводят к образованию кучевых облаков,
несущих дожди. Средняя температура воздуха в мае находится в пределах от +9
до +11°.
Последние заморозки ночью считаются признаками окончания весны, а цветение
сирени, по данным фенологии,— уже началом лета. Оно наступает на водоеме
9—16 мая.
Лето, продолжающееся здесь в среднем 130 дней, умеренно теплое, с короткими и
интенсивными дождями. Самый жаркий месяц — июль. Из-за мелководности озер
вода в них летом хорошо прогревается, достигая +20°, +25°. Лето
заканчивается, по фенологическим признакам, с началом общего листопада, то
есть 15—22 сентября. Средняя месячная температура воздуха в этот период
опускается ниже +10°.
Осень на водоеме — теплая и продолжительная (45— 50 дней), облачная, с
небольшим количеством солнечных дней. В конце ее нередки дожди затяжного
характера, сопровождающиеся туманом и снегом. В сентябре и октябре быстро
охлаждается вода в озерах: до +4°, + 5°. В это время учащаются заморозки на
почве. По мере приближения зимы продолжительность их возрастает, а воздух
становится все холоднее: —2°, —5°. Но не всегда осень здесь пасмурна и
дождлива. Бывает, что с юга проникают континентальные массы воздуха, и
тогда устанавливается сухая, ясная и сравнительно теплая погода, называемая
в народе «бабьим летом». Продолжается это несколько дней, иногда неделю и
больше. Чаще такая погода стоит в сентябре, реже в октябре, и совсем не
характерна она для ноября. Зимний сезон — наиболее длительный: наступает он
во второй половине ноября и продолжается до начала апреля. В конце ноября
снег выпадает уже часто, но быстро тает. С дальнейшим понижением температуры,
спустя 2—3 недели, повсюду устанавливается устойчивый снежный покров.
Зима на водоеме — не суровая, облачная, с редкими солнечными днями и частыми
оттепелями и туманами. Особенно низкие температуры наблюдаются при вторжении
арктического воздуха. В это же время обычно устанавливается ясная, морозная
погода, температура падает до —20°, —25°. Такие морозы держатся недолго, 2—3
дня.
В начале зимы водоем полностью покрывается льдом. Раньше всего, в конце
ноября, замерзает Псковское, затем, в начале декабря,— Теплое и в середине
декабря — наиболее обширное и глубокое Чудское озеро. Сначала тонкий лед
часто ломается под воздействием ветра. При продолжительных морозах зимой в
ледяном покрове озер возникают трещины шириной до 2 м. Края их в течение
зимы несколько раз расходятся и сходятся, льдины находят друг на друга,
крошатся. Из обломков льда вдоль трещин образуются ледяные валы, так
называемые ломины.
Толщина льда на всех озерах почти одинакова — в среднем 50—80 см. Температура
воды в водоеме в это время повышается ближе ко дну: в придонных слоях она в
течение всей зимы держится около +1,5°, +2°.
Сравнительную мягкость зимы определяют частые вторжения циклонов, которые
приносят с собой пасмурную, но более теплую погоду. Во время оттепелей
температура воздуха иногда поднимается на несколько градусов выше нуля. В
этот период образуются туманы, а на поверхности земли гололед.
Количество осадков зимой сравнительно невелико — в среднем 150—200 мм.
Наибольшей высоты (в среднем 21 см) снежный покров достигает в начале марта.
Зимой часты метели, особенно в январе и феврале. Зимний сезон, как и другие
времена года на водоеме, отличается неустойчивой погодой.
Для выбора времени и оптимальных погодных условий по проведению экскурсии на
озера приводим некоторые климатические показатели (табл. 1).
Таблица 1 | |||||||||||||||||
Наименование Гидро-метео-станций | Средние даты Начала и конца лета | Май | Июнь | Июль | Август | Сентябрь | |||||||||||
а | б | в | а | б | в | а | б | в | а | б | в | а | б | в | |||
Псков | 8/V – 2/X | 11 | 47 | 3,6 | 15,2 | 73 | 3,6 | 17,6 | 82 | 3,0 | 17,7 | 72 | 2,9 | 10,8 | 61 | 3,1 | |
Остров Залита | 11/V – 1/X | 10,8 | 52 | 5,3 | 15,5 | 73 | 5,1 | 18,2 | 84 | 5,3 | 16,5 | 98 | 5,0 | 11,6 | 69 | 5,6 | |
Гдов | 10/V – 5/X | 10,0 | 50 | 4,2 | 14,9 | 71 | 4,2 | 17,5 | 81 | 3,9 | 15,8 | 95 | 4,0 | 11,2 | 68 | 4,6 | |
Дер.Тийрикоя | 19/V – 28/IX | 8,9 | 44 | 5,0 | 14,1 | 55 | 4,0 | 17,1 | 66 | 3,7 | 15,1 | 74 | 3,9 | 10,5 | 58 | 3,9 | |
Тарту | 15/V – 27/IX | 10,0 | 45 | 3,7 | 14,2 | 61 | 3,9 | 16,9 | 73 | 3,5 | 14,0 | 78 | 3,5 | 10,2 | 61 | 3,7 | |
Примечание: а – средняя месячная температура воздуха; б – среднее месячное количество атмосферных осадков (мм); в – средняя месячная скорость ветра (м/сек.) | |||||||||||||||||
Котловину Псковско-Чудского водоема наполняет 25,2 км3 пресной воды. Озера
проточные, в них несут свои воды свыше 30 рек, а вытекает только одна —
Нарва, связывая водоем с Финским заливом Балтийского моря. Для водного
баланса озер характерно преобладание притока поверхностных и грунтовых вод
—около 85%. Атмосферные осадки составляют всего лишь 15% от общего притока
воды.
Наивысший уровень на водоеме наблюдается весной, при таянии снегов. Площадь
водной поверхности может увеличиваться тогда на 750 км2. Летом же озера
отступают от своей обычной береговой линии на несколько десятков метров.
Течения в водоеме слабые, в основном ветрового происхождения, и потому
определяются направлением и скоростью ветра. Скорость течений обычно
невелика: в среднем в пределах 5—9 см/сек. При наступлении затишья они
прекращаются. Постоянное поверхностное течение с юга на север бывает лишь
весной в период паводка. В это время реки Великая, Пиуза, Выханду и другие
приносят в Псковское озеро много талой воды. Она, устремляясь на север, в
Чудское озеро, к истоку реки Нарвы, образует в узком месте Теплого озера —
между поселком Мехикоорма и деревней Пнёво — сравнительно быстрое течение со
скоростью 35—50 см/сек.
Более четко на озерах выражены волнения. Они тоже находятся в тесной
зависимости от скорости и длительности ветра. Значительные волнения могут
возникнуть при сильных юго-западных и западных ветрах, дующих со скоростью
свыше 5 м/сек. Летом это бывает очень редко, происходит в основном осенью — в
октябре и ноябре.
Самые крупные волны наблюдаются на Чудском озере. Максимальная высота их при
скорости ветра 5 м/сек достигает полуметра, а при скорости 10 м/сек— 1,2—1,3
м. Длина волны в этих случаях колеблется в среднем от 6 до 12 м. Для
мелководных озер водоема характерны сравнительно частые и крутые волны,
которые могут быть опаснее для плавания, чем морские.
Прозрачность воды в озерах небольшая, колеблется в течение года. Наибольшей
она бывает зимой, когда озера покрыты льдом. Цвет воды в летний период —
преимущественно буровато-зеленый.
Летом вода перемешивается ветрами и быстро прогревается. Температура ее
почти однородна по всей глубине; выше всего — в июле—августе (от 19 до 21°,
а на поверхности до 25°). Однако средняя месячная температура зависит не
только от времени года, но и от местоположения. Об этом рассказывает
приводимая табл. 2.
Таблица 2 | ||||||
Местоположение района | Месяцы | |||||
Май | Июнь | Июль | Август | Сентябрь | ||
Псков. Берег реки Великой | 11,5 | 17,6 | 19,8 | 20,4 | 14,9 | |
Псковское озеро. Остров Залита | 10,4 | 15,5 | 18,0 | 18,6 | 13,8 | |
Тёплое озеро. Пос. Мехикоорма | 9,5 | 15,6 | 17,9 | 19,3 | 13,4 | |
Чудское озеро. Раскопельская бухта | 9,7 | 15,5 | 17,7 | 19,3 | 14,0 | |
Северный берег Чудского озера | 6,6 | 13,8 | 17,0 | 18,4 | 14,5 | |
По богатству планктона Псковско-Чудской водоем стоит на одном из первых мест
среди крупных озер мира. Поэтому здесь очень много рыбы. Из 36 ее видов 22
вида имеют промысловое значение. Это снеток, ряпушка, сиг, лещ, судак,
налим, окунь и другие. В последнее время годовой улов рыбы достигает в
среднем 94 000 ц.
Обитатели глубин водоема, особенно снеток, уже в старину получили большую
известность.
Псковский снеток находил большой спрос не только у местного населения. Он
составлял важную статью рыбного экспорта, ежегодный объем которого достигал
320 тысяч пудов. Снеток шел в Петербург, Москву, Ярославль, а также в Польшу,
Австрию и Германию.
Псковские снетки в прошлом были деликатесом царского стола. Пристрастие к
ним имел Петр I.
В послевоенные годы уделялось много внимания повышению продуктивности
водоема, обогащению его новыми видами рыб. Так, в пятидесятых годах в
Чудское озеро был завезен для акклиматизации амурский сазан, позже — из
Кубенского озера — нельма, а в последние годы озеро это заселили сибирским
сигом (пелядью). Правда, рыбы-новоселы промыслового значения пока еще не
имеют. А пушным зверям, завезенным на побережье издалека, природные условия
больше пришлись «по душе». В 1948 году в эти места из Карельской АССР была
доставлена партия ондатры, которую выпустили в реку Желчу. Зверек быстро
расселился по всем притокам Псковского озера.
Обзор центров загородного отдыха на побережье Псковско-Чудского водоёма
Лукоморье
«Лукоморье» - прекрасное место для семейного или коллективного отдыха.
Песчаный пляж, сосновый бор, экологически чистое место с грибами и ягодами.
Здесь созданы все условия, чтобы удовлетворить запросы самых взыскательных
клиентов.
Проживание: 10 номеров для отдыха, 8 комфортабельных номеров, 2 номера класса
«Люкс» и 3 номера VIP класса с саунами. Ресторан «Пушкин», банкетный зал
(конференц зал) на 150 мест. Работают несколько кафе на территории центра, в
том числе и на пляже. В холле администрации можно воспользоваться минисейфами
для хранения ценных вещей.
Великолепный оборудованный пляж вместимостью более 2000 человек,
протяженностью 200 м и площадью более 16000 кв.м., на котором каждый может
воспользоваться водными горками, катером, различными видами водного спорта. К
услугам туристов водные лыжи, лодки, катамараны, велосипеды, надувные
аттракционы «банан» и «ринго».
Любителям спорта «Лукоморье» предлагает прекрасно оснащенные площадки для
игры в волейбол, бадминтон, футбол, баскетбол и другие спортивные игры.
Прокат велосипедов и другого спортивного инвентаря. Те, кто хочет насладиться
покоем могут расслабиться в сауне. Юные гости также не будут скучать,
имеется детский миниклуб. Удобная парковка будет удобна туристам. Она более
чем 100 мест вместит автомобили всех желающих посетить Лукоморье
Коттеджи Чудское Подворье
"Чудское Подворье" - находится в деревне Спицино Гдовского района Псковской
области прямо на берегу живописного Чудского озера.
На его территории расположены 20 домиков площадью 20 кв.м., в которых могут
комфортно разместиться 4-6 человек. Душ и туалет оборудованы
высококачественной сантехникой.
Летом здесь идеальные условия именно для семей с детьми. А зимой здесь
прекрасно будут чувствовать себя прежде всего любители подледного лова.
Коттеджный поселок органично вписывается в удивительно живописный пейзаж,
являясь примером гармоничного экологического туризма. Для большей гармонии с
природой при строительстве использованы исключительно экологически чистые,
природные материалы. Концепция предполагает семейную, спокойную и
индивидуальную атмосферу, а также отдых, близкий к природе. В целом
предполагается построить 60 домиков трех различных категорий, а также
дополнительные сооружения, такие как небольшой кабачок, ресторан, баня,
комплекс для проведения конференций и семинаров, игровая площадка для детей и
т.д.
Любому отдыхающему приехавшему на автомобиле будет предоставлена стоянка. И
в любое время года можно предложить нечто особенное, и для всех здесь
найдется занятие по душе: для семейного отдыха и дружеской компании,
влюбленных пар, рыбаков, охотников, собирателей лесных ягод, любителей
природы и пеших прогулок, зимнего спорта и лыж, а также для фирм,
организующих отдых для своих сотрудников, конференции и семинары.
Всевозможные виды водного спорта - прокат лодок, прокат досок для
виндсерфинга, байдарочные маршруты с инструктором по замечательным по красоте
рекам, выезд в озеро для рыбаловов-любителей - все это превращает "Чудское
Подворье" в Эльдорадо для любителей отдыха на воде.
Аренда коттеджей Осень-Зима 2003-2004:
Срок аренды | 1 сутки | Будние дни (4 суток, пн.-пт.) | Выходные дни (3 суток, пт.-вс.) | Неделя |
Коттеджи, удаленные от озера, без ТВ (на 4-6 чел). 1 комната + терраса. | 1000 р. | 3000 р. | 3000 р. | 5900 р. |
Коттеджи вблизи озера, с ТВ (на 4-6 чел). 1 комната + терраса. | 1500 р. | 4500 р. | 4500 р. | 8900 р. |
Коттедж с отдельной спальней, ТВ, душем, туалетом, вблизи озера. На 5 чел. (гостиная, спальня, терраса, душ, туалет) | 2500 р. | 7500 р. | 7500 р. | 14000 р. |
В период 2-11.01.2004 повышение цен на 25%:
Срок аренды | 1 сутки | Будние дни (4 суток, пн.-пт.) | Выходные дни (3 суток, пт.-вс.) | Неделя |
Коттеджи, удаленные от озера, без ТВ (на 4-6 чел). 1 комната + терраса. | 1250 р. | 3750 р. | 3750 р. | 7400 р. |
Коттеджи вблизи озера, с ТВ (на 4-6 чел). 1 комната + терраса. | 1900 р. | 5600 р. | 5600 р. | 11100 р. |
Коттедж с отдельной спальней, ТВ, душем, туалетом, вблизи озера. На 5 чел. (гостиная, спальня, терраса, душ, туалет) | 3100 р. | 9300 р. | 9300 р. | 17500 р. |
ГЛАВА III.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АВТОТУРИЗМА В ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрим некоторые аспекты, влияющие на развитие автотуризма в нашей
области. Априори положим, что автотуризм Псковской области существенно
отличается от аналогичного вида туризма за рубежом, скажем, в той же
Финляндии. Условия столь значимо иные, что, наверно, можно охарактеризовать
его как некий вид экстремального туризма элементами выживания. Так, например,
в европейских странах кроме обычных видов страхования туристов и
транспортного средства требуется автогражданское страхование исков третьих
лиц. В России такого вида страхования ответственности по искам третьих лиц
нет в принципе, а собственно транспортные средства только-только начали
страховать, обязательное медицинское страхование реально не работает в
местности, отличной от места постоянного проживания.
Путешествующий в Европе англичанин или немец иногда не знает даже, где
находится в его машине запасное колесо. Заливая бензин в бак автомобиля, он
не задумывается о том, что может залить туда что-то иное или, по крайней
мере, не того качества и сорта, которое обозначено на колонке. В пределах США
и Европы действуют мощные информационные системы спутникового сопровождения
путешествующих автотуристов (например, Never Lost). Автотурист привычно
обращается в туристские агентства для бронирования туристских услуг в
дестанации или же пользуются услугами вездесущей ассоциации автомобилистов
ААА.
Прежде всего, надо уяснить, чем отличается человек, просто едущий на
автомобиле, от автотуриста. Очевидно, основным различием является цель их
путешествия и метод. В первом случае цель поездки бытовая или деловая, мало
отвечающая классическим целям и признакам туризма. Во втором - отдых и
удовольствие, познавательные или религиозные цели — знакомство с объектами
экскурсионного показа, а, скорее всего, и то и другое, вместе взятое.
Таким образом, основное отличие - это цель поездки.
Теперь выясним, чем автотурист отличается от туриста, путешествующего каким-
либо другим образом. Прежде всего и скорее всего это турист-индивидуал.
Сугубо теоретически и редко практически автотуристы следуют группами. Чаще
всего в машине следуют двое-четверо (семья, родственники или группа близких
по духу и совместимых образу поведения и мышления людей). Во-вторых, по
наибольшему количеству признаков автотуризм в России (именно в России)
следует отнести к самодеятельному виду туризма.
Как известно, туристский продукт состоит из следующих основных элементов -
туристских услуг: перевозка, проживание, питание, экскурсионное
обслуживание. Также большое значение для этого вида туризма имеют услуги
нетипичного туристского профиля, в нашем случае - специфические услуги
инфраструктуры для автомобилистов. Немаловажное значение имеют магазины и не
только запасных частей для машин, но промтоварные, спортснаряжения и
продуктовые. Таким образом, туристский продукт имеет все основные признаки
классической модели по всем трем видам: услуг, работ и товаров. Вопрос только
в главном, какие из этих элементов образуют туристский продукт, предлагаемый
автотуристу.
Основным отличием автотуриста является то, что важную составляющую тура -
этап перевозки — обеспечение транспортом - он берет на себя и пользуется
своим личным транспортом. В отдельных случаях автотурист может самостоятельно
организовать проживание и питания: (а) поехать на свой страх и риск, «на
авось» (б) попытаться заказать услуги самостоятельно по телефону. Это больше
относится к любителям палаточного отдыха и приготовления пищи на костре или
на походном примусе. В остальных случаях автотуристы пользуются
рекомендациями туроператоров, услугами бронирования как минимум размещения и
самостоятельно — услугами инфраструктуры той местности, по которой он
путешествует.
Разновидности и особенные признаки автомобильных туров
Среди множества разновидностей туров на автомобилях можно выделить следующие
по характерным признакам:
a) self drive или с водителем,
61) на арендованной автомашине в дестинации (rent a car), б2) на собственной
автомашине,
в) по виду и категории автомашины: легковая, минивэн, миниавтобус,
автомобиль повышенной проходимости, караван, кемпер,
г) по участникам-туристам: семья или группа по интересам от 2-х до 6 чел.,
попутчик по автостопу,
д) тур индивидуальный и групповой (по количеству автомашин),
е) по географии и региону путешествия: в пределах области, региона, страны,
за рубеж, на другой континент,
ж) по виду маршрута: прямой, кольцевой, open jaw - часть маршрута совершается
на поезде или пароме, с радиальными перемещениями в дестинации,
з) по целям: отдых и спорт, познавательный, шоппинг, на событие (например,
автогонки, выставку, фестиваль, праздник, религиозная дата или событие), для
посещения родственников и/или места исторического проживания, и всевозможные
другие, соответствующие целям туризма.
Инфраструктура, необходимая для развития автотуризма
Не говоря о том, что нужен собственно автомобиль, достаточно надежный и
отвечающий по своим техническим характеристикам целям путешествия и дорожным
условиям, нужно еще множество спутных объектов и условий.
Прежде всего — это развитая дорожная сеть, достаточная по своему состоянию
дорожного покрытия для поездки без проблем, информация о дорогах (дорожные
атласы, карты, схемы, легенды туристских маршрутов). Автомобиль, даже самый
совершенный, требует постоянной дозаправки топливом и другими горюче-
смазочными материалами, а также имеет свойство ломаться в самый неподходящий
момент. Поэтому в регионе и по направлению путешествия необходимы достаточная
сеть автозаправочных станций, станций технического обслуживания автомобилей,
шиномонтажа, магазинов запасных частей для автомобилей. Если маршрут
прокладывается в местности, где есть проблемы с техническим обеспечением, то
«в одиночку» поездка просто не реальна, необходимо комплектовать экспедицию
из нескольких автомобилей и группу технической поддержки, осуществлять
контроль за передвижением. Здесь же следует упомянуть распространенные на
многих южных курортах туры типа джип-сафари в пустыни, в горы, на обучение
вождению по бездорожью. Это типии-чные групповые поездки с сопровождением
инструкторами и проводниками, отличающиеся весьма высоким уровнем организации
и подготовки, а также и ценой услуги.
Также автотуристу необходимы удобные средства размещения при дорогах
(кемпинги, турбазы, гостиницы, мотели). Придорожные гостиницы обычно
именуются мотелями, они устраиваются на ключевых магистралях, при въезде в
крупные населенные пункты, на пересечении автомагистралей. Для них
разрабатываются особые технологии обслуживания и гостиничного сервиса. У
этих средств размещения имеются свои классификационные признаки и системы
требований. Важны пункты питания, места охраняемых стоянок.
Следует отметить и главное. Езда на автомобиле по дороге, даже самой хорошей,
вряд ли является самоцелью (из классики известно, что «автомобиль не роскошь,
а средство передвижения»).. Нужны целевые объекты туристского интереса и
экскурсионного показа, места отдыха. Одним из главных условий совершения
проездки является минимальная проблемность, в смысле организации и
подготовки, а также и достаточная безопасность путешествия.
Состояние и развитие дорожной инфраструктуры
Сеть автомобильных дорог в европейской части России достаточная. Что касается
пространства за Уралом, то лучше посмотреть атлас дорог самому и сделать
надлежащие выводы. Пока вероятнее всего там надлежит следовать классикам и
«ударять автопробегом по бездорожью». Отдельные именно так и поступают и
добираются на автомобиле через всю Сибирь, аж до Магадана.
Дороги в России в общем и целом находятся в ужасающем состоянии. На многих из
них асфальтовое покрытие разрушено полностью. Так, центральная автострада
России «Москва - Санкт-Петербург» на большей своей части имеет «келейность»
на асфальте, который оставляет желать много лучшего на 90% протяженности
трассы. Можно утверждать, что асфальт начинается лишь от границы Москвы к
центру, скажем, в Химках, или от границ удаленности дач высоких чиновников.
Если обратимся к дневникам шведских путешественников, посетивших Северо-запад
России во второй половине XVIII века, то с удивлением узнаем, что:
Большую роль в жизни путешественников играют дороги. От русских дорог и
постоялых дворов у шведов остались неприятные впечатления.
Видимо, с тех времен изменилось мало что. Возможно, светлая и прибыльная идея
супостатов капитализма о платных автодорогах найдет свое место в нашей стране
и хоть где-нибудь дороги будут хорошими. На сегодня известен лишь один
платный перегон 70 км на автостраде Москва-Воронеж. Тем не менее, ездить
нужно и хочется, и посему российские автотуристы приспособились и ездят всюду
— куда есть какая-нибудь дорога или накатанная колея без таковой.
Развитие рыночных отношений привело к бурному росту количества
автозаправочных станций. Конкурируя между собой, топливные компании были
вынуждены от заправок контейнерного типа перейти к строительству современных
автозаправочных комплексов. Современные автозаправочные станции включают в
себя магазины, торгующие автозапчастями, промтоварами и продуктами, кафе,
автомобильные мойки, шиномонтажи, туалеты и даже душ. На некоторых из них
можно бесплатно подкачать колеса и пропылесосить салон. Высшим классом можно
характеризовать наличие мотеля. Но все это относится к основным
автомобильным трассам и туристским направлениям центра и юга России. В
стороне от основных автострад картина резко меняется. Это редкая сеть
устаревших АЗС, часто некачественный бензин и полное отсутствие сопутствующих
даже примитивных услуг. Понятно, что строить суперсовременные
автозаправочные станции в стороне от больших дорог нерентабельно. У крупных
топливных монстров руки до этих мест вряд ли дойдут. Поэтому здесь
открывается большой простор для среднего бизнеса. Строительство небольших
рентабельных для данной местности автозаправочных станций могут взять на
себя частные предприниматели и муниципальные образования.
Примеры уже есть. Путешествуя летом 2001 г. на автомобиле Mercedes по
Псковской и Новгородской областям, часто приходилось заправлять машину на
небольших частных автозаправочных станциях. Правда, муниципальной АЗС не
встретилось ни одной. Но и этому есть объяснение. Любое муниципальное
образование - образование бюрократическое, получающее сверху определенное
финансирование., да к тому же муниципальный совет дело выборное. По истечении
одного срока на второй в него можно и не переизбраться. Отсюда результат -
долгосрочные проекты, требующие больших капитальных вложений, муниципальные
образования мало интересуют.
Следующая составляющая часть инфраструктуры автотуризма - это наличие
широкой сети станций технического обслуживания автомобилей и магазинов
запчастей. Путешествуя по центру и югу России, на центральных трассах и
основных туристских направлениях больших проблем у автомобилистов не
возникнет. Почти в каждом мало-мальски крупном населенном пункте есть
шиномонтаж и автомастерская, осуществляющая мелкий и средний ремонт. Если
случается что-то серьезное, то всегда есть возможность вызвать эвакуатор или
получить помощь от проезжающих мимо водителей. Однозначно можно утверждать,
что с ремонтом отечественных автомобилей здесь вопрос решен. Примерно также
обстоит дело и с иномарками среднего класса. Конечно, дорогую иномарку,
машину представительского класса в небольшой автомастерской отремонтировать
не удастся, но и степень их надежности значительно выше, чем у других
автомобилей. Обычно, если, конечно, не случится ДТП, «предстартовой»
подготовке к путешествию хватает на весь его срок.
Рассмотрим вариант путешествия по проселочным (грунтовым) дорогам, не вникая
в суть состояния дорожного полотна. На них сеть авторемонтных мастерских
просто отсутствует. Опять же наиболее спокойно здесь себя чувствуют
владельцы отечественных автомобилей. Почти в каждой деревне найдется умелец,
который с «Жигулями» может сотворить просто чудо. Ведь основная профессия
сельских мужчин - механизатор. В крайнем случае, машину просто дотащат «на
веревке» до ближайшей мастерской в районном центре.
В течение 10-ти лет, путешествуя на автомашине по самым дальним уголкам
Северо-запада России, мною накоплен большой опыт передвижения по необжитой
местности. О путешествиях на автомашинах представительского класса по
проселочным и полевым дорогам, очевидно, говорить не имеет смысла. Их удел -
хороший асфальт. А вот для иномарок среднего класса и, естественно,
внедорожников — эти дороги в летний период бывают вполне доступны. Осторожный
и опытный водитель проезжает по ним без особого труда. Владельцу иномарки во
многом придется полагаться на собственное знание автомобиля и дорожные советы
туроператора, порекомендовавшего ему маршрут, включающий в себя передвижение
по проселочным дорогам. Хочется отметить, что при разработке автомобильного
маршрута туроператор должен указывать, на какой класс автомобилей и уровень
водительского мастерства он рассчитывает. В принципе дороги Псковской
области очень подходят для туров типа джип-сафари и ралли, а также
экстремальных приключенческих путешествий по образу «Camel Trophy».
Вопрос питания участников поездки автопутешественнику также следует решить
для себя заранее.
На основных магистралях, по которым двигаются автомобильные потоки, проблем с
питанием у водителей и спутников не возникнет. Уже в настоящее время вдоль
дорог развернута широкая сеть придорожных кафе. Путешественнику только
остается сделать выбор, где перекусить. На автострадах масса предложений
горячих пирожков, беляшей, другой снеди. Есть и множественные предложения
отобедать домашней пищей. Летом всегда приятно перекусить в открытом кафе на
свежем воздухе. Но за качество приготовленного здесь же на открытом огне
шашлыка, а также пирожка из ведра или корзинки, вряд ли кто сможет дать
гарантию. Поэтому надежнее отобедать в предприятии общественного питания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, Псковская область (в частности район Псковско-Чудского озера) обладает
благоприятными предпосылками для развития различных видов автотуризма и
отдыха, как жителей области, так и гостей Псковщины. Во-первых, это, конечно
же, историко-культурное наследие (на территории находятся памятники
федерального (общероссийского) значения, памятники местного значения. Во-
вторых, живописный ландшафт, при разумном отношении и вложении (много сил и
много денежных средств) идеально подходит для организации, столь популярного
на Западе автомобильного туризма. В-третьих, притоку туристов на своих
автомобилях способствует и выгодное географическое положение области
(единственная область страны, которая граничит с тремя территориями
одновременно: Эстонией, Латвией, Белоруссией), подкрепленное достаточно
развитой сетью автомобильных трасс.
Видно, что автомобильный туризм очень интересный, захватывающий вид отдыха, и
он все больше нравится людям. Самое интересное, что русские одни из самых
больших любителей автотуризма, не смотря на то, что в России доход у
населения в среднем не большой.
Автомобильный туризм постоянно находится в развитии, как в мире, так и в России.
Автомобиль не роскошь, а средство передвижения (туристов)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александрова А. Ю., «Международный туризм», М., 2001.
2. Биржаков М.Б. Теория туристского продукта. В справ. «Туристские фирмы»,
Вып. 21. – СПб.: Невский фонд, 2000, С. 29-39.
3. Биржаков М.Б., Никифоров В.И. Индустрия туризма: перевозки. – СПб.: Герда,
2001
4. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. Учебное пособие. – М.:
Ноллиджи. – 1996.
5. Палакс В.Г. По Псковско-Чудскому водоёму. Справочник-путеводитель. – Л.:
Лениздат, 1982.
6. Пузакова Е.П., Честникова В.А. Международный туристический бизнес. -М.:
Изд-во «Экспертное бюро – М»,1997.
7. Семин В.С.. Организация международного туризма: Учебник. – М.: Финансы и
статистика, 2000.
8. http://lukomorie.pskov.ru/
9. http://chudskoe.ru