Научная Петербургская Академия

Контрольная: Храмы Санкт-Петербурга

Контрольная: Храмы Санкт-Петербурга

Содержание.

1.Введение........................3

2.Казанский собор.......................4

3.Алексндро –Невская лавра и её святыни.............7

3.1.Никольская кладбищенская церковь............9

3.2. Рака с мощами Святого кн. Александра Невского......9

3.3.Икона преп. Серафима Саровского Чудотворца........9

3.4.Икона Божией Матери "Скоропослушница".........10

4.Исакиевский собор.....................10

5.Заключение........................13

6.Список литературы....................14

Введение

Санкт-Петербург называют культурной столицей России. И он оправдывает это

название . Здесь располагается большая часть всего культурного наследия нашей

Родины : музеи , памятники ,театры , парки , великолепные образцы

архитектурного творчества ну и конечно храмы .

Я посвящаю свою работу храмам , церквям и соборам Санкт-Петербурга

Потому , что они явлются неотъемлемой частью ансабля города .Трудно

представить себе Петербург без его храмов и так-же трудно переоценить вклад

церкви в становление города на Неве и России в целом.

К сожалению невозможно вместить в рамки моей работы подробное описание всех

храмов , соборов и церквей Санкт-Петербурга . Поэтому я подробно остановлюсь

на 3-х наиболее выдающихся . На мой взгляд это Исакиевский собор , Казанский

собор и Александро-Невская лавра .

Казанский собор.

Как видно из названия собор был построен в честь иконы Казанской Божей матери

, одной из самых почитаемых на Руси . Из всего многообразия образов только

петербуржский и московский пользовались известностью во всей империи.

Сама икона , датируемая концом XVI века , появилась в Петербурге в 1710 году

, её привезла из Москвы царица Параскева Федоровна. Вначале икона была

помещена в "небольшой светличке" — деревянной часовне у Невки, на Посадской

улице Городового острова (позже Петроградская сторона), где тогда находился

центр новой столицы. Через два года в часовне была установлена полотняная

церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, которую по иконе часто

называли Казанской. Со временем часовня обветшала, и в 1727 ее закрыли,

перенеся утварь и образа в Троицкий собор близ Петропавловской крепости.

Местная икона уже в те годы считалась чудотворной.

В1733 году по проекту М . Г . Земцова на Невском проспекте была заложена

каменная церковь Рождества Богородицы с деревянным куполом и стройной

колокольней на входе . . Ее освятили З.VII.1737 в присутствии Императрицы

Анны Иоанновны, которая днем раньше сопровождала пешком чудотворный образ,

переносимый в храм. Живописное убранство в храме исполнили художники

Канцелярии от строений, скульптурное — мастер И. Геринг, иконы написали И. П.

Горскин и Г. И. Мелентьев.

Уже в конце XVIII века церковь на главной улице Петербурга, выдержанная в

скромном барочном стиле и наименованная при Императрице Елизавете собором,

стала казаться чересчур невзрачной для растущей и все более украшаемой

столицы. В конце XVIII века Д. Кваренги и Н. А. Львов работали над проектом

нового собора, но он, однако, остался на бумаге .

В 1799 Император Павел I провел конкурс на проект Казанского собора,

потребовав, чтобы новый храм напоминал римский собор св. Петра. В конкурсе

приняли участие П. Гонзаго, Ч. Камерон, Ж. Тома де Томон, однако результатов

он так и не дал. Год спустя строительство было поручено сорокалетнему

архитектору А. Н. Воронихину, который происходил из крепостных графа А. С.

Строганова, известного мецената и президента Академии художеств.

27.VIII.1801 Александр I заложил трехпридельный храм, который возводился

целое десятилетие и обошелся казне в 4,7 млн. руб. Его освящение в высочайшем

присутствии совершил 15.IХ.1811 митрополит Амвросий.

Законченный перед началом Отечественной войны с Наполеоном, собор стал

своеобразным ей памятником, особенно после того как в 1813 в его левом

приделе был погребен фельдмаршал кн. М. И. Кутузов-Смоленский. Внутри храма

были развешены захваченные у французов знамена, штандарты и ключи от взятых

городов, а в 1837 у Невского проспекта торжественно открыты памятники

Кутузову и Барклаю, отлитые по модели Б. И. Орловского.

Фасады собора облицованы серым пудожским камнем и обильно украшены рельефами

и статуями. Их исполнили ведущие мастера ампира: рельефы — И. П. Мартос, И.

П. Прокофьев, Ф. Г. Гордеев, статуи — С. С. Пименов, Мартос, В. И. Демуг-

Мали-новский, но не все из задуманного удалось осуществить. Огромные северные

врата собора отлиты из бронзы по образцу знаменитых "райских дверей" XV века

во флорентийском баптистерии. Из барельефов в интерьере уже в прошлом веке

уцелели всего два: "Несение креста" Ф. Ф. Щедрина и "Взятие под стражу" Ж.

Рашетта.

Сейчас от богатейшей внутренней отделки храма осталось не так много, хота

по-прежнему великолепные 56 колонн из розового финского гранита с золочеными

коринфскими капителями и базами эффектно оформляют интерьер, создавая ощущение

величия и простора. Все лепное убранство исполнили Ф. Торичелли и Б. Медичи;

резчики А. Леблон и Ф. Кретьен вырезали иконостасы, алебастровые фигуры в

которых сделали Мартос, Щедрин и Прокофьев. Образа были поручены видным

академикам: В. К. Шебуеву, А. Е. Егорову, А. И. Иванову, Ф. П. Брюлло, С. С.

Пекину, О. А. Кипренскому и др. (большинство ныне хранится в Русском

музее).>

Царские врата отлил из серебра П. Теннер, иконы в них принадлежали кисти В.Л.

Боровиковского, который написал также образ свв. Константина и Елены.

Известный бронзовщик П. Ажи изготовил символы Веры, Надежды и Любви,

укрепленные под куполом, а Ж. Герен — огромное, в 180 свечей, паникадило. Ко

дню освящения чудотворный образ Казанской Божией Матери был украшен

богатейшей ризой из чистого золота с драгоценными камнями и жемчугом.После

изгнания французов из России донской атаман гр. М.И. Платов прислал собору 40

пудов отнятого у них трофейного серебра. Архитектор К. А. Тон использовал это

серебро в 1834 для облицовки главного иконостаса (через сорок лет то же

сделали в приделах). В том же году Император Николай I заказал академикам Ф.

А. Бруни, П. В. Басину и К. П. Брюллову большие запрестольные образа в резных

золоченых рамах. В 1884 по эскизу арх. Н. В. Набокова ювелир О. Я. Соколов из

11 пудов серебра сделал для соборной плащаницы великолепную гробницу, а шесть

лет спустя — чеканные серебряные хоругви.

В 1903 прихожане задумали воздвигнуть у собора огромную колокольню, но

осуществить этот проект не удалось из-за возражений Академии художеств. К

столетию храма был проведен большой реста врационный ремонт, которым

руководили епархиальный зодчий А. П. Аплаксин, А. А. Парланд и художник Э. К.

Липгарт. Живопись подновили М. С. Судковский и Н. А. Бруни.

Кроме чудотворного образа, стоявшего в особом киоте слева от царских врат,

почитанием у верующих пользовались и некоторые старинные иконы: Спасителя в

иконостасе, свт. Николая и Ченстоховской Божией Матери, подаренной Кутузовым.

По проему Н. Н. Никонова в 1891 в соборе была устроена, по примеру других

храмов, Голгофа с частицей Живоносного Гроба. Другая частица находилась в

иконе Воскресения, которую прислал в 1906 иерусалимский патриарх Дамиан.

В соборе было много превосходных изделий из серебра: ризы на иконах,

предалтарная балюстрада, кадило 1644 года, подаренная Анной Иоанновной

дарохранительница, венцы, в которых венчался с супругой вел. кн. Павел

Петрович, священные сосуды, сделанные в Париже по заказу Александра I, оклад

напрестольного Евангелия, изготовленный в 1787 по рисунку И. и А. И.

Вольских, а также старинный крест XVII века с частицами св. мощей. К

освящению председатель строительной комиссии гр. А. А. Строганов поднес

замечательную дарохранительницу из уральских и сибирских самоцветов,

украшенную бронзовыми фигурами и иконами, написанными на финифти Д. И.

Евреиновым. Тогда же от Императрицы Марии Феодоровны поступил золотой потир

со вставками из алмазов и рубинов.

Рядом с царским местом, сделанным из финского гранита, под стеклом висело

послание Синода об убийстве Александра II, а на соседней колонне— манифест

1815 года о Священном союзе. У входа находились памятные каменные доски об

освящении собора и барельефы Павла I и Александра I. Снаружи, на алтарной

стене, помещался образ Казанской Божией Матери, написанный в 1865 акад. И. А.

Тюриным.

Начиная с 1743 ежегодно, 30 августа, из Казанского собора по Невскому к

Александро-Невской лавре шел самый торжественный в столице крестный ход, в

котором поначалу участвовали Государи и кавалеры ордена св. Александра

Невского (позднее он начинался от Исаакиевского собора). Этот день в

Петербурге считался выходным. 4 апреля крестный ход направлялся к часовне у

Летнего сада в память о том, что Александр II после покушения Каракозова

прибыл помолиться в собор перед образом Заступницы Небесной. С ее иконой 4

июля верующие шли к Успенскому храму на Сенной площади, чтобы отметить

избавление города от холеры в 1849 году.

Престольный праздник 8 июля собирал огромное количество народа, и поэтому

молебен перед чудотворным образом служили на площади у собора, на особом

помосте. Столь же торжественно отмечались "царские дни", когда на

богослужении присутствовали члены императорской фамилии, министры и видные

сановники. При пении "Тебe, Бога, хвалим" с Петропавловской крепости гремел

пушечный салют. 11 мая, в день свв. Кирилла и Мефодия, на молебен сходились

тысячи учащихся церковно-приходских школ, а 14 января — на свой национальный

праздник св. Саввы — столичные сербы. 25 декабря, день победы над Наполеоном,

отмечался особым благодарственным молебном.

С 1870 в приходе работало благотворительное общество со школой-приютом,

бесплатной столовой, богадельней, домом с дешевыми квартирами и дачей для

бедных детей под Сестрорецком.

28.Х.1893 в переполненном соборе отпевали П. И. Чайковского. В Пасху 1916

впервые в столице пасхальную за утреню служили у храма, на площади перед ним.

Соборный причт перед революцией состоял из шести протоиереев и четырех

священников. Среди служивших в храме надо упомянуть: прот. Тимофея

Ферапонтовича Мысловского, автора книги "Молитвы за умерших", и последнего (с

1913) настоятеля прот. Философа Николаевича Орнатского, видного общественного

деятеля, одного из новомучеников. В конце ноября 1920 митрополит Вениамин

освятил в соборе придел свмч. Ермогена, патриарха Московского.

Ограбленный при изъятии церковных ценностей собор был в апреле 1932 закрыт

для верующих (решение Леноблисполкома от 26.ХII.1931 и Президиума ВЦИК от

10.III.1932), а 15 ноября того же года открыт как Музей истории религии и

атеизма.

Чудотворная икона была перенесена во Владимирский собор, где помещена у

правого клироса. В Троицу 1991 в левом приделе возвращенного епархии

Казанского собора возобновились богослужения, через год — в главном;

предусматривается переезд музея в другие здания и полная передача собора

верующим.

29 марта 1998 года торжественно, согласно уставу, архиерейским чином освящён

престол и весь Казанский собор в Санкт-Петербурге. Этим освящением собор

очищен от атеистического осквернения и возвращён в прежнее каноническое

достоинство.

Александро-Невская лавра и её святыни.

Александро-Невская Лавра — ныне действующий общежительный мужской монастырь

Санкт-Петербурга.

Он был основан императором Петром I в память великого князя Александра

Невского(причисленного к лику святых в 1547году) . Монастырь основан на том

месте, где, по преданию, сын князя Александра Ярославича (Невского) кн.

Андрей в 1301г. одержал победу над шведами. Первый настоятель Невского

монастыря архим. Феодосий, назначенный императором Петром I, еще в 1710г.

водрузил крест на месте будущего монастыря с надписью "Во имя Отца и Сына и

Святаго Духа, повелением Царского Пресветлого Величества, на сем месте имеет

создатися монастырь". Но официальной датой основания монастыря принято

считать дату освящения первой деревянной Благовещенской церкви — 25 марта

1713г., хотя уже с 1712г. началось общежительное житие братии и строительство

монастыря. С самого начала при монастыре был учрежден госпиталь и богадельня

для офицеров и служилых людей. С 1720г. открылась школа для детей

священнослужителей, впоследствии выросшая в Славяно-Греко-Латинскую

семинарию, а при Павле I получившая статус Духовной Академии. Каменное

строительство началось с 1717г. по проекту архитектора Доменико Трезини,

утвержденному Петром I в 1715г. На правом берегу реки Монастырки была

возведена первая каменная Лазаревская церковь над могилой любимой сестры

императора Петра I Наталии Алексеевны.

До учреждения Святейшего Синода в Александро-Невской обители были

сосредоточены все церковно-административные дела Петербурга с его уездами. В

Духовной Академии осуществлялась подготовка первоклассных духовных кадров.

Начиная с петровских времен монахи Невского монастыря служили на флоте, несли

послушания в приписных монастырях, многие из них становились архимандритами

знатнейших монастырей России и иерархами Церкви. Александро-Невский монастырь

с самого его основания был поставлен над всеми русскими монастырями.

Ему покровительствовали все российские государи и государыни. Настоятель

назначался личным указом императора. 18(31) декабря 1797г. указом Павла I

монастырь был переименован в Лавру со штатом наравне с Киево-Печерской и

Троице-Сергиевой. При Павле I была введена традиция награждения духовных лиц

орденами. Первым из духовных лиц, удостоившийся чести быть награжденным

орденом, стал митрополит Гавриил (Петров). В 1796г. ему был пожалован орден

Св. Ап. Андрея Первозванного.

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра стала одним из Первых крупных

архитектурных ансамблей северной столицы. За период строительства сменилось

несколько архитекторов, но основная идея, заложенная в проекте Д.Трезини (не

просто монастырь, но резиденция, учреждение и дворец вместе взятые), была

сохранена. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра наряду с Петропавловской

крепостью и Адмиралтейством сформировала архитектурный облик северной

столицы. Здесь работали талантливейшие архитекторы своего времени: Д.Трезини,

Т.Швертфегер, П.Трезини, М.Земцов, Л.Пустошкин, Ф.Королев, А.Мышецкий,

П.Еропкин, М.Расторгуев, И.Старов и др. В 1722г. состоялась закладка

центральной соборной церкви (Свято-Троицкого собора

С самого начала лавра строилась как усыпальница для членов царской семьи,

высоких государственных чиновников,полководцев, деятелей искусстваи

культуры.Здесь погребены:Суворов,Ломоносов, Фонвизин,Крылов,

Достоевский,Мусоргский,Чайковский,Шишкин и др. известные люди.

В Лавре были собраны огромные духовные и исторические ценности: древние

рукописи, святые мощи, кресты, иконы в драгоценных окладах. Таким образом,

наряду с кунсткамерой, Лавра стала одним из первых музеев России.

С 1922г. в Лавре были закрыты все церкви. Монастырь упразднен. Но, по

неизреченной милости Господа нашего Иисуса Христа, по Святой Его воле сегодня

монастырь постепенно возрождается к жизни. Вновь идет строительство. С каждым

днем увеличивается количество братии, открываются мастерские: швейная,

столярная, иконописная. Официальная дата возрождения монастыря — 5 апреля

1996г. С 1956г. Русской Православной Церкви был возвращен Троицкий собор, с

1987г. открыта Никольская (кладбищенская) церковь, ныне переданная монастырю.

В обеих церквах совершаются службы, согласно церковному чину. Главными

праздниками Александро-Невской Лавры являются: День Святой Троицы

Пятидесятницы, праздник Покрова Пресвятой Богородицы — 1/14 октября; праздник

иконы Божией Матери "Скоропослушница" 9/22 ноября; 23 ноября/6 декабря — день

преставления блгв.вел.кн. Александра Невского (1263г.), а также 30 августа/12

сентября (1724г.) — первое и 21 мая/3 июня (1989г.) — второе перенесение его

мощей.

Никольская кладбищенская церковь

В 1861 году Духовный Собор Лавры во главе с наместником монастыря

архимандритом Никанором обратился к митрополиту с докладом об устройстве на

этом месте кладбища. 27.03.1861г. доклад был утвержден. Кладбище было

устроено по плану известного петербургского архитектора Г.Карпова между рекой

Невой и восточным фасадом Свято-Троицкого собора Александро-Невской Лавры .

Позже, в 1868г. на новом засоборном кладбище была заложена церковь. Строил ее

купец Николай Иванович Русанов, которому на кладбище принадлежат 22 места.

Церковь была освящена в 1871г. в честь свт. Николая Чудотворца. По церкви

получило свое название и кладбище.

Рака с мощами Святого кн. Александра Невского

Великий кн. Александр Ярославич Невский скончался в схиме с именем Алексий 14

ноября 1263г. в Городце на Волге, на пути из орды. В 1723-1724 гг. мощи Блгв.

вел. князя были перенесены из Владимирского Рождественского собора в Санкт-

Петербург в Александро-Невский монастырь. 30 авг. 1724г. в присутствии

императора Петра II состоялась торжественная церемония освящения первой

каменной церкви монастыря (Благовещенской — Александро-Невской), в которой и

была первоначально установлена гробница с мощами Св. князя. Впоследствии,

мощи были перенесены в Свято-Троицкий собор . Сегодня, когда монастырь

возрожден к жизни, каждое утро перед ракой с мощами покровителя обители ее

насельниками совершается братский молебен.

Икона преп. Серафима Саровского Чудотворца

Преподобный Серафим Саровский чудотворец причислен к лику святых в 1903г.

Преп. Серафим Саровский (в миру Прохор Мошкин) родился в Курске 19 июля

1759г.

В 18 лет ушел в монастырь. По благословению старца Киево-Печерской Лавры

Досифея в 1778г. пришел в Саровскую пустынь, где был пострижен в иноки с

именем Серафим (13 авг. 1786г.), где и нес свое послушание до самой своей

кончины (2 янв. 1833г.). Постоянная литургическая жизнь, неустанность в

молитвах и смирение способствовали развитию у него Божественного дара —

прозорливости, благодаря чему братия почитала его как старца. С 1794г. старец

начал отшельническое житие в пяти верстах от монастыря. С 1807г., после

смерти строителя монастыря Исаии, ушел в полное безмолвие. И только с 1815г.

начал принимать богомольцев, которые со всех концов России притекали к

старцу, прозорливому подвижнику благочестия, за духовными советами и

наставлениями.

Икона Божией Матери "Скоропослушница"

Праздник 9 (22) ноября. Первообраз этой иконы, находящейся на Афонской горе,

в монастыре Дохиар, написан в Х веке. Сохранилось предание о первых чудесах,

явленных от этой иконы. Один из монахов, трапезарий Нил, слышал голос от этой

иконы, но не внял ему, не уверовав в возможность чуда, явленного Божией

Матерью, за что был ослеплен. Но после усердных молений, Божия Матерь вернула

ему зрение, возвестив: "Передай братии, с этих пор я — их покров и защита

монастыря. Пусть они и все православные прибегают ко мне в нуждах и никого я

не оставлю. И будет икона моя именоваться "Скоропослушница", потому что всем

притекающим к ней буду являть я милость и услышание скорое". С тех пор

множество чудес явила Богородица через этот образ. Прозревали слепые,

начинали ходить хромые, спасались от плена, и совершались многие другие

чудесные явления и исцеления притекающих к этому образу. Списки с афонской

иконы "Скоропослушницы" распространены по всей России, и многие из них

прославились чудотворениями, один из них находится в Свято-Троицком соборе

Александро-Невской Лавры, который особенно почитается верующими града святого

апостола Петра.

Исакиеквский собор.

Собор является одной из самых заметных достопримечательностей С.-Петербурга .

. Его особые величие и роскошь, выраженные и в размерах здания, и в богатстве

каменного убранства, определились тем значением, которое ему предавал дом

Романовых: собор посвящен Петру I и назван в честь св. Исаакия Далматского,

в день памяти которого родился Петр I. Сменяя друг друга, до нынешнего

Исаакиевского собора были возведены три Исаакиевские церкви, все более

дорогие.

1-я церковь: При закладке Адмиралтейства против его главного входа на

Адмиралтейском лугу, примерно на месте нынешнего фонтана с бюстами выдающихся

деятелей России, срубили бревенчатый амбар, в котором изготовлялись чертежи

для разных корабельных сооружений. Но вскоре на внутреннем дворе верфи

построили новую, более просторную чертежную «камору», а старый амбар

перестроили под приходскую церковь, которая была освящена в 1710 году во имя

Исаакия Далматского. Это было длинное бревенчатое, с широкими окнами

строение, крытое двускатной тесовой крышей. Над алтарем возвышался купол с

крестом, а над западной стороной – одноярусная со шпицем колокольня.

2-церковь: 6 августа 1719 года была заложена новая каменная церковь во имя

того же святого, строившаяся по проекту архитектора Маттарнови. Она стояла

примерно там, где сейчас красуется Медный всадник, только в ту пору Нева в

этом месте была шире, а берег низменный болотистый. Церковь в плане имела

форму греческого равноконечного креста и завершалась высокой стройной башней

с золоченым шпилем; внешне она несколько походила на возводимый в крепости

Петропавловский собор, и к тому же на обоих храмах были установлены часы-

куранты, доставленные из Амстердама. В 1735 году в шпиль ударила молния, и

возник пожар – церковь пришлось восстанавливать чуть ли не заново.

3-церковь:Вступившая на престол в 1761 году Екатерина 2, особенно чтившая

память великого предшественника, сочла, что старинная и обветшалая церковь не

гармонирует с архитектурным ансамблем центральной части столицы, и повелела А.

Ринальди возвести на новом месте мраморный величественный Исаакиевский собор.

Работы начались в 60-х годах 18 века, но велись очень медленно и второпях были

закончены лишь при Павле 1. Гранит и другие строительные материалы пошли на

возведение Михайловского замка, а недостроенный собор поспешно завершили в

кирпиче и с большими искажениями проекта Ринальди. При этом размеры церкви и ее

колокольни оказались сильно уменьшенными по сравнению с планом А. Ринальди.

Третья Исаакиевская церковь, хотя и облицованная карельскими мраморами, не

гармонировала с окружавшими ее постройками и была снесена. Сейчас ее модель

экспонируется в отделе истории архитектуры Научно-исследовательского музея

Академии художеств.

4-я церковь: Александр 1 решил возвести новый храм, который мог бы «как

снаружи, так и внутри по богатству и благородству архитектуры представлять все,

что возбуждает удивление в самых великолепных церквях Италии»

[1]. Здание предназначалось для главного православного храма России, на его

возведение не жалели ни средств, ни сил. Собор строился по проекту архитектора

О. Монферрана необычайно долго, в течение 40 лет начиная с 1818 год вследствие

больших технических трудностей.

Этот облик собор сохранил до наших дней . Я не буду останавливаться на

подробном описании внешнего и внутреннего убранства храма . Я лишь только

отмечу , что высота собора 101,5 м. , масса-300 тыс .тонн , для сооружения и

убранства использованны 43 вида минералов , здание украшают более 400

произведений скульптуры , живописи , мозаики .

Особо сильно Исаакиевский собор пострадал во время Великой Отечественной

войны. Его гранитные колонны были повреждены осколками разорвавшихся

поблизости фашистских снарядов. Множество таких ран несут, в частности,

колонны западного портика. Осколки бомб и снарядов пробили крышу здания, и

внутрь его стали проникать атмосферные осадки. Декоративное убранство собора

разрушалось от сырости и холода. На мраморной облицовке внутренних стен и

пилонов образовалась сеть трещин, появились выбоины и сколы. Мрамор утратил

зеркальную полировку, поверхность его покрылась грязью и копотью.

В первые же послевоенные годы в соборе начались реставрационные работы,

продолжавшиеся до 1963 г. Стены были очищены от наслоений грязи абразивами,

трещины и выбоины на мраморе тщательно заделывались разноцветными мастиками,

созданными на основе синтетических смол. Затем вся поверхность камня была

тщательно отполирована. Сейчас только внимательно присмотревшись к блестящей

поверхности мраморных плит, можно увидеть множество мелких вставок из мастики

с мраморной крошкой.

Заключение.

Это конечно же далеко не все храмы Санкт-Петербурга и его окрестностей .

Кроме этих храмов здесь находятся десятки больших и маленьких соборов ,

храмов , церквей и церквушек . И многие из них благодаря своей красоте и

истории известны далеко за пределами Петербурга и даже России . Это такие

памятники Российской истории и архитектуры как: Петропавловский собор , Собор

во имя вознесесения Христа на Екатериниском канале (Спас-на-крови),

Собор во имя Святого Равноапостольного Князя Владимира , Троицкий Собор ,

Спасо-Преображенский Собор (Собор во имя Преображения Господня Всей гвардии)

, Церковь во имя иконы Владимирской Божией Матери , Крестодвиженская церковь

, Церковь Спаса Нерукотворного Образа ("Спасо-Конюшенная") .

Конечно за время своего существования многие храмы утратили свой

первоначальный облик . Но сейчас , в связи с 300-летием Санкт –Петебурга

проведена или проводится их реставрация , и хочется верить в то , что когда-

нибудь мы сможем увидеть Санкт-Петербург в его первозданной красе .

[1] Серафимов В., Фомин М. Описание

Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, составленное по официальным

документам. СПб, 1865, с. 7.



(C) 2009