Научная Петербургская Академия

Контрольная: Организационные основы приема и обслуживания туристов

Контрольная: Организационные основы приема и обслуживания туристов

Министерство общего и профессионального

образования Российской Федерации

ФИЛИАЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО

ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

В г. ВЫБОРГЕ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«организационные основы

приема и обслуживания туристов»

Студент 3 курса

заочного отделения

Федотова Е.С.

специальность ЭиУТиГХ

г. Выборг

2004 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Предприятия туристического бизнеса в РФ 3

2. Туристские предприятия первичных услуг 4

3. Туристские предприятия вторичных услуг 9

4. Система государственного регулирования в РФ 10

5. Методы государственного регулирования туризма в РФ 13

6. Государственная поддержка туризма в РФ 15

7. Стандартные железнодорожные туры 16

8. Список используемой литературы 22

ПРЕДПРИЯТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА В РФ

Туризм - один из немногих устойчиво развивающихся видов отечественного

бизнеса. Интерес предпринимателей к туризму объясняется рядом факторов.

Во-первых, для того, чтобы начать заниматься туристским бизнесом не требуется

больших инвестиций. Во-вторых, на туристском рынке вполне успешно

взаимодействуют крупные, средние и малые (с небольшим количеством персонала)

фирмы. При этом туристский бизнес позволяет быстро оборачивать капитал, а так

же (в сфере международного туризма) извлекать известные выгоды за счет валютных

операций.

Для развития выездного туризма в России существуют объективные предпосылки:

открытость для массового туризма, большой природный и культурный потенциал,

привлекательный, окончательно не поделенный и очень перспективный рынок.

Туристический бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства:

строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного

потребления, связи и т. д.

Данный бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам: небольшие

стартовые инвестиции, растущий спрос на туристские услуги, высокий уровень

рентабельности и минимальный срок окупаемости затрат.

В ряде зарубежных стран туризм является одной из самых приоритетных отраслей.

Туристские предприятия представляют собой третий важный компонент, создающий

туристское предложение внутри подсистемы «объект туризма». В туристской

отрас­ли функционируют различные туристские предприятия. Одни из них

предоставляют клиентам исключительно туристские услуги, а для других туризм —

это одно из не­скольких направлений их коммерческой деятельности.

Предприятия, существующие только за счет туризма, назы­ваются туристскими

предприятиями сферы первичных ус­луг, а предприятия, получающие доходы не

только от ту­ристской деятельности, — туристскими предприятиями сферы

вторичных услуг. Таким образом, услуги первых пред­приятий служат

исключительно туризму и составляют осно­ву его существования, а услуги второй

группы предприя­тий удовлетворяют лишь некоторую часть туристского спроса,

так как туризм для них — лишь один из многих источников существования и их

услугами пользуются не только туристы.

Следует иметь в виду, что некоторые туристские пред­приятия в зависимости от

выполняемых ими функций одновременно принадлежат и к одной, и к другой

катего­рии. Например, гостиницы и туристские бюро всегда ока­зывают только

первичные туристские услуги, а ресторан или кафе в санатории или в доме

отдыха — это предприя­тия первичных услуг, но такие же рестораны и кафе в

го­роде уже не являются непосредственно туристскими пред­приятиями, поскольку

выполняют вторичную туристскую функцию.

Туристские предприятия первичных услуг

Туроператоры и турпосредники

Туроператор — туристское предприятие, которое ком­бинирует свои собственные и

чужие услуги в новый — самостоятельный туристский продукт. Этот новый

про­дукт называется паушальным (комплексным) туром. Туроператор предлагает

клиенту комплексный тур от своего имени, на свой риск и за свой счет.

Паушальный (комплексный) тур — это пакет услуг из нескольких составляющих.

Туроператор составляет этот пакет предварительно для еще неизвестного ему

потреби­теля и предлагает его за одну общую стоимость. Туропера­тор собирает

в пакет дополняющие друг друга услуги, ко­торые производятся чаще всего

разными предприятиями (исполнителями услуг). Результат комбинирования —

по­лучение нового продукта. В этот продукт входят также ус­луги турпосредника

по консультированию и сбыту.

Слово паушальный указывает, по крайней мере, на два признака: комплексный

тур, представляющий собой па­кет, который состоит из нескольких услуг и

продается за общую стоимость; тур является серийным, готовым и

само­стоятельным продуктом. При этом всем потребителям предлагаются

одинаковые услуги. Паушальный тур предла­гается постоянно и, как правило, в

течение длительного периода времени.

Всех туроператоров, работающих на туристском рын­ке, можно классифицировать

по их размерам, региону дей­ствия, ширине и глубине программы и экономическим

целям.

По размерам различаются крупные, средние и мелкие туроператоры. К крупным

туроператорам относятся предприятия, услугами которых пользуется более 100

тысяч человек в год, а их оборот составляет около 35 млн. долларов. В группу

средних туроператоров входят предприятия с кли­ентурой от 30 до 100 тысяч

человек в год. Чаще всего они имеют узкую специализацию деятельности:

заполняют толь­ко одну из рыночных ниш (специализация на определенном туре —

например, образовательные туры; специализация на определенном регионе —

например, Карпаты). К категории мелких туроператоров относятся самые

разнообразные типы предприятий: специализирующиеся на походном или

моло­дежном туризме, занимающиеся организацией путешествий, автобусные

предприятия, одно из направлений деятельнос­ти которых — перевозка туристских

групп.

По региону деятельности различаются международные, межрегиональные,

региональные и мес­тные туроператоры. Международных туроператоров мало. Лишь

немногие крупные туроператоры предлагают свои продукты в нескольких странах.

Чаще всего они открыва­ют за границей свои филиалы или сотрудничают с

нацио­нальными предприятиями.

К группе межрегиональных туроператоров следует от­нести предприятия,

обслуживающие большую территорию (несколько регионов). Региональные

туроператоры предла­гают свои услуги только на определенной географической

территории, но по обороту и количеству туристов их мож­но отнести к крупным

туроператорам. Местные туропера­торы работают в радиусе досягаемости местной

рекламы.

Предложение туроператоров отличается по ширине и глубине их рабочей

программы. Широкое предложение охватывает множество разнообразных видов

путешествий — например, отдых на побережье моря, экс­курсионные и

образовательные поездки, знакомство с го­родами. Предложение туроператора

считается более глу­боким, если для каждого вида путешествий предлагается

большой выбор разнообразных продуктов.

Туроператоры различаются также и по экономи­ческим целям. Не все предприятия

при организации туров стремятся получить в первую очередь максимальную

прибыль. В данной группе выделяются коммерческие туроператоры, общеполезные

(некоммерческие) туроператоры и предприятия «черного туризма». Основная цель

коммер­ческих туроператоров — получение постоянной и большой прибыли.

Некоммерческие туроператоры хоть и стремятся к экономичности, но интересы

увеличения прибыли не стоят для них на первом плане. Намного большее значение

они уделяют организационным и воспитательным целям. Эти цели могут носить

социально-политическую, идеологическую или иную направленность. Обобщенно

подобные предприятия можно отнести к организаторам туристских социальных

ме­роприятий — например, коммунальное управление пресле­дует какие-то

социальные цели; церкви, профсоюзы или политические партии — идеологические

цели; вузы — поли­тико-образовательные цели. В группу туроператоров «чер­ного

туризма» входят предприятия, которые занимаются ту­ристской деятельностью не

постоянно, а по обстоятельствам. При этом они не имеют лицензии и не могут

быть отслеже­ны налоговыми органами. Чаще всего это частные лица, которые

даже не подозревают о том, что они действуют как юридические лица,

председатель какого-то производствен­ного объединения решил организовать для

своих сотрудни­ков поездку в Москву. С этой целью он бронирует номера в

гостинице и билеты на проезд до Москвы и обратно, зака­зывает экскурсию по

городу и билеты в театр.

Турпосредники. Понятия турпосредник и турбюро чаще всего употребляются

как синонимы, но, строго говоря, они не всегда имеют одно и то же значение.

Турпосредники — это собирательное понятие. Оно охватывает все предприятия и

учреждения, которые в своей основной и дополнительной деятельности выступают

как посредники. Определение тур­бюро относится только к тем предприятиям,

основная деятель­ность которых заключена в посредничестве туристских услуг. Мы

будем использовать оба выражения в одинаковом зна­чении, так как турпосредники,

не являющиеся турбюро, играют в туристской отрасли второстепенное значение.

По­жалуй, ни в одной другой отрасли посреднической деятель­ности не придается

такое большое значение, как в туризме. Это объясняется большой территориальной

удаленностью между производителями и пользователями услуг (например, между

гостиницей и отдыхающим), отсутствием представле­ний о рынке (потребитель редко

знаком с предложениями страны, в которой он ни разу не бывал), необходимостью

предварительного бронирования при ограниченных мощно­стях производителя услуг.

Путешествия за границу, в мало знакомые места, бронируются почти всегда через

несколько промежуточных структур. Оператор въезд­ного туризма следит также за

организацией путешествия на месте (заказ, инкассо, исполнение и т.д.), т.е.

посредник выполняет для производителей и потребителей важные уп­равленческие

функции. К турпосредникам чаще всего обра­щаются при желании осуществить

комплексное путешествие, так как они являются связующим звеном между туристом и

производителем туристских услуг. Турпосредники характе­ризуются по таким

критериям, как ассортимент, правовое и экономическое положе­ние и величина

предприятия.

Ассортимент услуг турпосредников. Ассортимент — важнейший критерий,

позволяющий различать турпосредников. Он определяется тем, с какими и со

сколькими туроператорами и исполнителями услуг со­трудничает посредническое

предприятие. В этом отноше­нии выделяется восемь различных типов предприятий:

1.турбюро, предлагающее полный набор туристских ус­луг. Данный тип турбюро

осуществляет свою деятельность согласно лицензиям. Предприятие имеет лицензию

меж­дународной ассоциации воздушного транспорта на про­дажу авиабилетов,

часто также лицензию на продажу же­лезнодорожных билетов, представляет

интересы не только крупных, но и многих средних и мелких туроператоров;

2.бюро путешествий и экскурсий. Эти бюро специали­зируются на продаже

паушальных туров, иногда продают авиа- и железнодорожные билеты;

3.специализированные турбюро. Специализированные турбюро занимаются сбытом

определенного вида тура, об­ладая при этом высокой профессиональной

компетенци­ей в своем направлении (например, студенческие туры, детские туры

и др.);

4.турбюро по продаже «горящих» путевок, дешевых би­летов на самолет (не имеют

лицензии на продажу авиаби­летов);

5.турбюро-филиал. Филиал имеет узкую специализа­цию, иногда расположен за

границей;

6.отдел бронирования продает туры одного туроператора, может существовать как

одна из структур туроператора или относится к любому типу предприятий;

7.турбюро по приему туристов (въездного туризма) про­дает туристские услуги,

которые регион предлагает туроператорам из других регионов или приезжим

гостям;

8.туристский отдел не является туристским предприя­тием. Это отдел

предприятия, основная деятельность ко­торого не связана с туризмом.

Правовой и экономический статус турпосредников. Не имеют правового и

экономическо­го статуса отделы по бронированию, а также турбюро,

принад­лежащие туроператорам. Полную экономическую и правовую

самостоятельность имеют лицензионные турбюро, которые работают на основании

договорных обязательств со многими туроператорами и правомочны открывать

собственные предста­вительства, филиалы; объединения туристских бюро, которые

совместными усилиями координируют свою деятельность; турбюро, созданные на

основе договора франчайзинга.

Объем работы турпосредников. В зависимости от величины предприятия

различаются крупные, средние и мелкие посредники. В туристской отрасли главным

образом работают предприятия мелких и средних размеров.

Таким образом, важнейшее различие турпосредников заключается в разнообразии

предлагаемого ими ассорти­мента. Важнейшими типами туристских посредников

яв­ляются турбюро, предлагающие полный набор туристских услуг, и бюро

путешествий и экскурсий. Турпосредники имеют различные правовые и

хозяйственные статусы и вы­полняют разный объем работ и услуг.

Транспортные предприятия специального назначения.

Существуют транспортные предприятия, которые спе­циализируются на перевозке

туристов. Так как основное направление их деятельности связано с туризмом, их

отно­сят к туристским предприятиям первичных услуг. При этом не имеет

значения, на какое расстояние перевозятся тури­сты и как долго длится

переезд. К этой группе относится как чартерная авиакомпания, перевозящая

туристов из Европы в Новую Зеландию, так и предприятие, эксплуати­рующее

лифты и подъемники для горнолыжников. К ней же принадлежат железные дороги,

паромные переправы, экскурсионные и круизные корабли, канатные дороги.

Гостиничные предприятия.

Третья группа туристских предприятий первичных ус­луг — это гостиницы.

Гостиничные комплексы существу­ют исключительно за счет прибыли, полученной

от разме­щения туристов. К группе гостиничных предприятий относятся крупные

гостиничные комплексы (гостиницы, пансионаты, дома отдыха) и мелкие хозяйства

гостинич­ного типа (кемпинги, молодежные турбазы, квартиры).

Прочие туристские предприятия первичных услуг.

Кроме туроператоров и турпосредников, транспортных предприятий и гостиниц,

существует еще целый ряд пред­приятий, которые также относятся к туристским.

Важней­шими из них являются кредитные учреждения, страховые компании, станции

проката спортинвентаря и лодок, спортивные школы, производители товаров для

туризма и отдыха, рекламные агентства и др.

Страховые компании, если они специализируются на страховании туристов, также

существуют за их счет. Важ­ный специальный продукт страховых компаний —

страхо­вание на случай выхода из договорных обязательств, стра­хование багажа

и страхование на случай болезни во время путешествия за границей.

К туристским предприятиям этого же типа относятся и станции проката

спортивного инвентаря, лодок, а также оп­ределенные спортивные школы.

Независимо оттого, что предлагается в прокат — лыжи, санки, велосипеды,

снаря­жение для подводного плавания, серфинговые доски, лодки или парусные

яхты, большую часть пользователей станций проката составляют туристы.

Спортивные школы считаются туристскими предприятиями, если их услугами

пользуются не местные жители, а приезжие туристы. Это чаще всего

происходит тогда, когда человек определенным видом спорта может заниматься

только во время отпуска.

Говоря о туристских предприятиях первой группы, нельзя забывать

производителей товаров для туризма и рекламы. Путешествующим туристам всегда

необходимы такие товары, как чемоданы, дорожные сумки, путеводи­тели и карты.

Большое экономическое значение имеет торговля сувенирами, которые покупают

туристы, чтобы сохранить память о посещаемых ими местах.

Реклама также является важным инструментом, содей­ствующим сбыту туристских

услуг. Если предприятие спе­циализируется в изготовлении туристской рекламы,

это дает основание отнести его к предприятию туристского типа.

Туристские предприятия вторичных услуг

Предприятия первичных и вторичных услуг различаются не видом предлагаемой

ус­луги или товара, а большим их объемом и большей значи­мостью по сравнению

с остальными направлениями их деятельности. Если предприятие предлагает

продукт, ко­торый используется как туристами, так и не туристами, то в данном

случае следует рассмотреть структуру потребите­лей его товаров и услуг и на

этом основании считать его предприятием либо первичных, либо вторичных услуг.

Ти­пичными предприятиями вторичных услуг являются пред­приятия общественного

питания, некоторые транспорт­ные предприятия, а также производственные,

торговые предприятия и предприятия сферы бытовых услуг.

В группу предприятий общественного питания входят рестораны, кафе и бары,

услугами которых пользуются как туристы, так и местные жители. Транспортные

предприя­тия вторичных услуг отличаются от туристских транспорт­ных

предприятий тем, что среди их клиентов преобладают не туристы, а местные

жители (в горнолыжных регионах на обычных маршрутах зимой вводятся

дополнительные автобусные рейсы для перевозки лыжников). Второстепен­ный

оборот от туризма получают некоторые промышлен­ные и торговые предприятия

(хлебопекарня, обеспечива­ющая хлебом ресторан гостиницы, и т.д.), а также

предприятия сферы услуг (многопрофильные страховые компании, предприятия

бытовых услуг и т.п.).

Общим признаком всех предприятий вторичных тури­стских услуг является

невозможность точного определе­ния объема товаров и услуг, которыми

пользуются турис­ты. Распределение спроса между туристами и местными жителями

может сильно колебаться в зависимости от се­зона. Кроме того, в определении

степени причастности предприятия к туризму важную роль играет место

распо­ложения предприятия (в магазине, расположенном около железнодорожного

вокзала, основную массу покупателей составляют приезжие туристы).

Таким образом, под туристским предприятием следует понимать такую

организационно-хозяйственную единицу, которая посредством объединения

необходимых производ­ственных средств (труда, денег, земли и др.)

осуществляет подготовку, исполнение и предоставление услуг туристам,

используя для этого весь арсенал существующих методов управления.

Туристские предприятия, создавая, оказывая и предлагая свои услуги, служат

для удовлетворения тури­стских потребностей.

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РФ

В России федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие

государственное управление, межотраслевую и межрегиональную координацию в

сфере туризма, реализацию государственной политики в области туризма

постоянно меняются.

За десятилетний период в России произведено, по меньшей мере, десять

преобразований федерального органа исполнительной власти, ответственного за

развитие туризма. В настоящее время ответственным за развитие туризма в

России является департамент туризма Министерства экономического развития и

торговли РФ.

Принцип государственного регулирования туристской деятельности заключается в

том, что государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных

отраслей экономики России, содействует развитию туристской деятельности и

создает благоприятные условия для ее функционирования, определяет и

поддерживает приоритетные направления, формирует образ России как страны,

благоприятной для туризма, и рекламирует его на международном уровне, а так

же осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров и

турагентов.

Принципы государственного регулирования туризма и туристской индустрии

Основными принципами государственного регулирования туризма и туристской

индустрии (далее «государственное регулирование туризма») являются:

1) защита прав и охраняемых законом интересов граждан, в том числе

обеспечение их безопасности при занятии туризмом;

2) развитие туризма и индустрии туризма как приоритетного направления

государственной социально-экономической политики Российской Федерации;

3) формирование представления о Российской Федерации как о стране,

благоприятной для развития туризма;

4) обеспечение устойчивого развития туризма на территории Российской Федерации;

5) согласованность, а также обеспечение баланса интересов населения регионов

(территорий) Российской Федерации, туристов, посещающих данные регионы

(территории) и субъектов туристской индустрии, направляющих туристов;

6) приоритетная поддержка малого предпринимательства в области туризма;

7) развитие конкуренции и недопущение монополизма на туристском рынке

Российской Федерации;

8) гласность и открытость в разработке, принятии и применении мер

государственного регулирования туризма;

9) обоснованность и объективность применения мер государственного

регулирования туризма;

10) единство системы государственного регулирования туризма.

Государственная политика Российской Федерации в сфере туризма

1. Государственная политика Российской Федерации в сфере туризма (туристская

политика Российской Федерации) является составной частью социально-

экономической политики Российской Федерации и включает в себя совокупность

принципов норм, целей, задач, методов и приоритетов, которыми руководствуется

государство в своей деятельности по развитию туризма и туристской индустрии в

Российской Федерации, а также сама деятельность государства в области туризма

и туристской индустрии.

2. Целью туристской политики Российской Федерации является обеспечение прав и

свобод граждан Российской Федерации в области туризма, посредством создания в

Российской Федерации современной, высокоэффективной и конкурентоспособной

туристской индустрии, способной удовлетворить потребности граждан в

разнообразных и качественных услугах.

3. Туристская политика Российской Федерации строится на основе соблюдения

общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств,

вытекающих из международных договоров Российской Федерации.

4. Туристская политика Российской Федерации реализуется с использованием

методов государственного регулирования туризма, предусмотренных в статье 15

настоящего Федерального закона, а также иных методов, предусмотренных

законодательством Российской Федерации.

Задачи и приоритетные направления государственного регулирования туризма

1. Задачами государственного регулирования туризма являются:

- создание благоприятных условий для рационального использования свободного

времени, доступности туризма для всех категорий граждан Российской Федерации;

- развитие туризма и туристской индустрии Российской Федерации, путем

увеличения доходов граждан Российской Федерации и государства, создания новых

рабочих мест, повышения жизненного уровня населения, проживающего в местах

временного пребывания туристов;

- рациональное использование туристских ресурсов, в том числе направление

финансовых средств, получаемых от использования туристских ресурсов для их

поддержания, охраны и развития;

– охрана окружающей природной среды с целью предотвращения негативных

последствий, обусловленных развитием туризма;

– создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование

и оздоровление граждан;

- формирование туристского сознания граждан Российской Федерации –

гостеприимства по отношению к туристам, посещающим Российскую Федерацию;

– либерализация обмена товарами, работами и услугами в сфере туристской

индустрии в соответствии с международными соглашениями и договорами

Российской Федерации с учетом интересов граждан и туристской индустрии

Российской Федерации;

- противодействие использованию туризма в целях эксплуатации граждан,

особенно несовершеннолетних;

- развитие международных контактов.

2. Приоритетными направлениями государственного регулирования туризма в

Российской Федерации являются поддержка и развитие внутреннего, въездного и

социального туризма, а также предпринимательской деятельности субъектов

туристской индустрии в этих сферах.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное

управление туризмом в Российской Федерации

Правительство Российской Федерации непосредственно или через специально

уполномоченный федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации,

осуществляет государственное управление туризмом в Российской Федерации.

МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРИЗМА И

ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ

Методы государственного регулирования туризма

Государственное регулирование туризма осуществляется в соответствии с

настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными

нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской

Федерации посредством:

- установления порядка создания и деятельности органов государственной власти

Российской Федерации, уполномоченных осуществлять государственное управление

туризмом в Российской Федерации;

- установления общих правил осуществления различных видов предпринимательской

и иной экономической деятельности субъектов туристской индустрии и

осуществление контроля и надзора за ее осуществлением;

- установления особенностей создания, реорганизации и ликвидации субъектов

туристской индустрии;

- лицензирования туроператорской и турагентской деятельности; - технического

регулирования в сфере туристской индустрии, а также иного обеспечения

безопасности предпринимательской деятельности в области туризма для граждан,

общества и государства;

- разработки и реализации целевых, инвестиционных и других программ,

концепций и проектов в области туризма;

- налогового регулирования;

- таможенных, валютных, миграционных, санитарно-эпидемиологических

формальностей (туристские формальности);

- государственной поддержки приоритетных видов туризма и деятельности

субъектов туристской индустрии;

- государственного протекционизма;

- информационного обеспечения туризма;

- статистического наблюдения в области туризма и туристской индустрии;

- установления квалификационных требований к подготовке кадров в области

туризма;

- защиты прав и интересов участников отношений в области туризма и туристской

индустрии;

- иных мер экономического и административного характера, в том числе,

предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными

законами.

Программы развития туризма в Российской Федерации

1. Для развития туризма в Российской Федерации разрабатываются, стратегии,

концепции развития туризма, а также программы (целевые, адресные

инвестиционные и др.) (далее — федеральные программы развития туризма) и

региональные программы развития туризма (далее — региональные программы

развития туризма).

Программы развития туризма могут носить краткосрочный (до 3 лет),

среднесрочный (3-5 лет) и долгосрочный характер (10-15 лет).

Основными составляющими программы должны быть: обоснование ее разработки,

цели, задачи, сроки реализации, система программных мероприятий, ресурсное

обеспечение, механизм реализации и контроля и ожидаемые социально-

экономические результаты.

В программах предусматривается:

1) создание условий для развития и обновления материально-технической базы

туризма, в том числе посредством бюджетного инвестирования, предоставления

субсидий и субвенций юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям,

занимающихся развитием внутреннего и въездного туризма;

2) определение приоритетных направлений развития туризма в Российской

Федерации (субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и т.д.)

и повышение эффективности использования существующей материально-технической

базы туристской индустрии;

3) разработка и внедрение нормативных правовых актов в области туризма и

деятельности субъектов туристской индустрии;

4) проведение налоговой, инвестиционной и ценовой политики, стимулирующих

развитие внутреннего, социального и въездного туризма;

5) расширение межотраслевой и межрегиональной координации в области туризма,

а также контактов с иностранными государствами;

6) научное и информационное обеспечение туризма;

7) поддержка малого предпринимательства области туризма;

8) создание условий для профессиональной подготовки и повышения квалификации

работников, занимающихся обслуживанием туристов;

9) развитие социального, самодеятельного и других видов туризма;

2. Порядок формирования, финансирования и реализации региональных программ

развития туризма, а также программ местного (муниципального) значения

устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации

Государственная поддержка туризма и туристской индустрии в Российской Федерации

1. Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской

Федерации в целях создания благоприятных условий для развития внутреннего и

въездного туризма в пределах своей компетенции осуществляют поддержку

развития туризма посредством бюджетных инвестиций, установления налоговых,

визовых, таможенных, инвестиционных льгот, а также иных льгот, стимулирующих

развитие туризма на территории Российской Федерации.

2. Предоставление услуг иностранным гражданам, совершающим туры на территории

Российской Федерации, субъектами туристской индустрии – российскими

юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями - гражданами

Российской Федерации, является международной торговлей услугами (экспортом

услуг субъектов туристской индустрии)

3. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные

образования осуществляют государственную поддержку развития внутреннего,

въездного и социального туризма на территориях туристских центров. Расчет

минимального бюджета туристских центров осуществляется по повышенным

социальным и финансовым нормативам, с учетом количества граждан, совершающих

туры на территории туристского центра.

4. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные

образования осуществляют содействие в продвижении внутреннего и въездного

туризма на международном туристском рынке посредством социальной рекламы,

участия в международных туристских выставках и ярмарках, выпуска и

распространения печатной (теле/видео) продукции, информирующей о туристских

ресурсах Российской Федерации.

5. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные

образования могут осуществлять выпуск и размещение государственных и

муниципальных ценных бумаг для привлечения средств на развитие внутреннего и

въездного туризма в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. При разработке программ социально-экономического развития Российской

Федерации Правительство Российской Федерации определяет роль и значение

туризма и туристской индустрии в социально-экономической политике Российской

Федерации, а также приоритеты и перспективы их развития.

Инвестиционная политика государства в области туризма и туристской индустрии

1. Инвестиционная политика государства в области туризма направлена на

обеспечение его устойчивого развития, а также предусматривает привлечение

инвестиций во все сферы туристской индустрии и усиление государственного

контроля за эффективностью инвестиций в туристскую индустрию.

2. Основой инвестиционной политики является формирование благоприятного

инвестиционного климата, создание стабильных условий для осуществления

предпринимательской деятельности, обеспечения неприкосновенности частной

собственности, свободы перемещения услуг и товаров туристского назначения,

обеспечения защиты и поддержки развития российских производителей,

использования инновационных инструментов привлечения инвестиций, обеспечения

экономического стимулирования внедрения новых высокоэффективных технологий в

сфере туристской индустрии.

СТАНДАРТНЫЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ТУРЫ

Железнодорожный туризм – путешествие, совершаемое по железной дороге на

специализированном железнодорожном транспортном средстве, физическими лицами

продолжительностью от двадцати четырех часов до одного года, либо меньше

двадцати четырех часов, но с ночевкой, в оздоровительных, познавательных,

професионально-деловых, религиозных и иных целях, не связанных с оплачиваемой

деятельностью.

Договор с железной дорогой.

Железнодорожные перевозки в России регулируются Законом РФ “О федеральном

железнодорожном транспорте “ от 25.08.97 года, “Транспортным уставом железных

дорог РФ” от 08.01.98 года, а также Правилами перевозки пассажиров и почты.

При организации международных железнодорожных перевозок следует

руководствоваться межправительственными соглашениями: “Международной

конвенции по контракту на путешествия” от 22.10.70 года, “Конвенции и

статусом о свободе транзита “ от 20.04.21 и другие.

Договор о выделении мест в трафиковых поездах заключается по правилам,

аналогичным соглашением с авиакомпаниями на квоту мест или по текущему

бронированию. Особенности имеет договор на аренду специализированного

турпоезда.

Договор на аренду специализированного туристского по­езда. Существует

устоявшаяся минимальная, железнодорожная поездка, тем более продолжительная и

приятная. Но практика многих зарубежных стран показывает, что она может быть

не вынужденным перемещением из одного пункта в другой, а увлекательным

путешествием.

Стандартные железнодорожные туры можно условно раз­делить на три

самостоятельные категории: однодневные, не­продолжительные (2-3 суток),

многодневные (от 5 дней и более).

Однодневные туры начинаются утром и заканчиваются ве­чером того же дня. В

дороге туристы располагаются за столика­ми вагонов-ресторанов. По пути они

могут не только переку­сить, но и посмотреть выступления эстрадных и цирковых

арти­стов. Туристов довозят до определенной станции, где для них подготовлена

специальная программа. Это может быть экскур­сионная поездка или пикник на

природе. Чаще всего пассажиры совмещают обе программы. Такого рода поезда были

очень рас­пространены почти во всех крупных городах Советского Союза,

располагающих железнодорожной сетью.

Непродолжительные туры. Во время 2-, 3-суточных желез­нодорожных туров

пассажиры проживают в отдельных купе. Поездки традиционно составлены с таким

расчетом, чтобы но­чью, когда все спят, поезд находился в пути. Днем туристы

обычно участвуют в запланированных экскурсионных меро­приятиях.

Такие путешествия организуются в различных странах.

Многодневные туры. График движения поездов, обслу­живающих многодневные

поездки, тщательно продумывается. В зависимости от маршрута и экскурсионной

программы ту­ристы часто находятся в пути в дневное время. Чтобы

путеше­ственники не утомились, между двумя пунктами турпоезд дол­жен идти

безостановочно не более полутора суток. Продолжи­тельные дневные переезды

планируются, как правило, в тех случаях, когда по пути следования открываются

интересные виды и ландшафты. В отдельных случаях предполагаются и

крат­ковременные «зеленые стоянки» непосредственно в лесу или в горах, на

берегу моря или большого озера.

Туристские поезда в обиходе называют «отелями на коле­сах». Действительно,

несмотря на ограниченные строгими стан­дартами железной дороги габаритные

размеры вагонов, их ком­фортабельности и внутреннему дизайну могут

позавидовать многие стационарные гостиницы. В каждом купе, общее число

которых в спальном вагоне обычно не превышает восьми, про­живает не более

двух человек. В зависимости от категории по­езда купе оборудуются двумя

односпальными (вертикально или горизонтально расположенными) кроватями или

одной дву­спальной, кондиционерами, письменным столом, телефоном,

телевизором. Туалетная и душевая комнаты могут быть как на весь вагон, так и

персонально - на Один-два номера. В состав туристского поезда входит

несколько вагонов-ресторанов, ва­гон-салон (используемый как библиотека,

место для карточных игр или переговоров, отдыха), а так же детский вагон или

зал подвижных игр.

Наиболее сложным по организации и вместе с тем насыщенным и разнообразным по

предоставляемым услугам является путешествие на туристско-экскурсионном

поезде дальнего следования.

Как организуется это путешествие? Купившие путевки (обычно жители одного

города или области) приходят на вокзал и размещаются в туристском поезде

согласно номерам вагона и места, указанным в посадочном талоне. Состав

включает, как правило, двенадцать купейных вагонов (в одном из них находится

дирекция туристского поезда) и три вагона-ресторана. В вагонах созданы все

условия, необходимые для дальней поездки: уютные купе, библиотека, настольные

игры, чай, предлагаемый проводником... А пришло время завтрака, обеда или

ужина — туристов приглашают в вагоны-рестораны.

Этот вид железнодорожных путешествий имеет хорошие перспективы.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ КРУИЗ - туристская поездка на железнодорожном составе

(поезде) по замкнутому круговому маршруту, с запланированными остановками по

пути следования для проведения экскурсий. При осуществлении железнодорожного

круиза поезд используется не только в качестве транспортного средства, но и в

качестве передвижной гостиницы.

Будущее железнодорожного туризма — за кольцевыми маршрутами. Первые поезда по

этим маршрутам пошли в феврале 1981 года. В поездках по этим маршрутам могут

участвовать жители не только одного города или одной области, как при

путешествии по дальним железнодорожным маршрутам, но и разных районов страны,

что, безусловно, повышает интерес к ним.

Туристы, купившие путевки в любом районе страны, приезжают в начальный пункт

маршрута, размещаются в комфортабельных гостиницах, живут там несколько дней,

знакомятся с этими городами (по программе), а затем садятся в туристско-

экскурсионный поезд, идущий по маршруту. После путешествия они возвращаются

на поезде в начальный пункт и разъезжаются по домам.

Назначение поездов производится после заключения договора и оплаты

причитающихся платежей.

Туристская фирма (бюро) договаривается с отделением (управлением) дороги о

выделении состава на определенный срок. Для этого пишут письмо на имя

начальника пассажирской службы с просьбой о выделении такого состава. На

письме он дает согласие и указывает конкретные сроки выделения состава.

Следование турпоезда из одного пункта экскурсионного обслуживания в другой,

как правило, должно осуществляться в ночное время с остановками только для

технических надобностей.

После перечисления платежей, предусмотренных договором, но не позднее, чем за

20 дней до отправления поезда дорога его отправления дает адресную телеграмму

всем дорогам следования и копии: туристской фирме, организующей

турпутешествие; главным управлениям МПС: пассажирскому, движения, врачебно-

санитарному, предприятиям питания.

В телеграмме должны быть схема и расписание следования поезда с указанием

времени и пунктов передачи с дороги на дорогу, порядок и время подачи состава

в пункты посадки и приписки, а также пунктов дополнительного снабжения

топливом и водой в пути следования.

Изменение утвержденного расписания, а также маршрута следования и времени

отправления не допускается.

При назначении специального турпоезда ему присваивается название,

соответствующее начальному пункту (городу) отправления ("Караганда",

"Москвич" и др.) и сохраняется на всем пути следования. Трафарет с названием

поезда укрепляется на борту или с внутренней стороны оконного проема.

Численность работников для обслуживания туристов на железнодорожных маршрутах

туристско-экскурсионных поездов определяют в соответствии с количеством

туристов

Руководитель маршрута обязан получить с туристской организации и иметь в

наличии следующие документы: должностные обязанности работников турпоезда,

карточку туристского маршрута, копию договора на аренду вагонов, квитанцию об

оплате проезда, копию адресной телеграммы, копии договоров с принимающими

туристскими организациями, а также калькуляции и программы обслуживания Копии

телеграмм принимающих туристских организаций, подтверждающих прием и

обслуживание туристов данного поезда, адреса и № телефонов принимающих

туристских организаций.

Бланки актов и отчетности: акт о комиссионной приемке состава (3 экз.), акты

на питание, акты на постельное белье, акты на культтовары и медикаменты,

бланк отчета, копию договора с предприятием вагонов-ресторанов, бланки

размещения туристов по вагонам, бланки расписания, объявлений "Уголка

туристов" (по количеству вагонов), книгу отзывов или бланки отзывов туристов

(по количеству вагонов), согласованный и утвержденный туристской организацией

текст вступительной беседы, рекламу, сувениры, буклеты, переносную

библиотечку, культ инвентарь.

Организация туристско-экскурсионных поездов имеет в на­шей стране свои

традиции, так как в советское время из каждого областного города,

располагающего железной дорогой, выходи­ло на маршрут ежегодно от 10 до 120

специализированных тур-поездов. Комфортабельность их была такой же, как у

обычных пассажирских поездов, что недостаточно для туристского путе­шествия.

Вероятно, именно поэтому в настоящее время массовая организация путешествий

на турпоездах в России отсутству­ет. Однако компании, которые организуют для

иностранной клиентуры поездки по России на специализиро­ванных турпоездах

VIP-класса.

Путешествие по железной дороге выгодно отличается от других путешествий

следующими аспектами:

· Высоким уровнем комфорта (в отличие от путешествий на воздушным и

автомобильном транспорте, где приходится сидеть на одном месте, пристегнутым

ремнем безопасности, в поезде можно прилечь на специально предназначенное для

этого место, прогуляться по составу, зайти в вагон ресторан и т.д.)

· Сравнительной безопасностью (особенную актуальность этот фактор

имеет после событий 11 сентября 2001 года, так как люди, не только в Америке,

но и во всем мире стали бояться летать самолетом – основным конкурентом

железной дороги)

· Использование вагона в качестве средства проживания (возможность при

путешествии не останавливаться в гостиницах каждого города, а ночевать в

купе, уже в привычной обстановке, что экономит силы и деньги)

· Использование вагона в качестве средства питания (возможность

питаться как в занимаемом купе, так и в специализированном вагоне-ресторане,

имеющем специальное оборудование, для приготовления пищи)

· Сравнительно низкой стоимостью (весьма ощутимо при массовом интересе

к этому виду туризма)

Отрицательным моментом в путешествиях по железной дороге является

невозможность изменения маршрута во время путешествия по желанию клиента.

Наивысший объем услуг реализуется именно на железнодорожных туристских

маршрутах. В Центральном районе он составляет около 40 %. В Центрально-

Черноземном и Волго-Вятском районах на железнодорожные маршруты приходится

почти 50% от объема услуг.

При хорошо скоординированной организации железнодорожных туров успех

железнодорожному туризму обеспечен. Для его успешного функционирования

необходимо развивать сферу взаимодействия со СМИ, решить проблему

компьютеризации и усовершенствования рекламной индустрии, упростить визовый

режим. Важную роль в развитии ЖД туризма играет повышение жизненного уровня и

степени информативности населения, а также процесс необратимой

интернационализации критериев, определяющих ключевые понятия общечеловеческих

ценностей.

Список используемой литературы:

1. Сенин В.С., Организация международного туризма., Финансы и статистика,

М.,2004

2. Квартальнов В.А., Туризм., Финансы и статистика, М.,2001

3. Ильина Е.Н., Туроперейтинг: организация деятельности., Финансы и

статистика, М.,2003

4. Здоров А.Б., Экономика туризма., Финансы и статистика, М.,2004

5. Биржаков М.Б., Никифоров В.И. Индустрия туризма: Перевозки

"Герда", М., 2001



(C) 2009