Научная Петербургская Академия

Контрольная: Разрешение коллективных трудовых споров

Контрольная: Разрешение коллективных трудовых споров

План.

Введение.

2

1.Понятие коллективных трудовых споров. 4

2. Порядок рассмотрения коллективного спора. 6

Заключение. 12

Список использованной литературы. 13

Введение.

Современный уровень развития производства обуславливает необходимость

коллективного труда, а это определяет наличие коллективных субъектов права.

Существенным условием (а следовательно, признаком) существования лица в

качестве коллективного субъекта права является наличие у него организации,

т.е. системы коллективных и индивидуальных органов, действующих в отношениях

с третьими лицами и взаимодействующих друг с другом по определенным правилам.

Таким образом, в сфере трудового права мы должны различать собственно

субъектов права и органы (коллегиальные и индивидуальные), образующие

организационно-управленческую структуру коллективных субъектов права.

Последние субъектами права вообще и трудового права в частности в собственном

смысле слова не являются.

Когда мы говорим о субъекте права, в том числе о субъекте трудового права, мы

тем самым характеризуем всю систему правовых категорий в применении к этому

субъекту. Иными словами, характеристика субъекта трудового права есть не что

иное, как одновременно и характеристика всего субъективного трудового права.

Она включает в себя следующие компоненты: 1) способность к правообладанию; 2)

само правообладание; 3) юридически значимые действия (прежде всего

правореализация); 4) следствия совершения юридически значимых действий; 5)

юридические гарантии.

Первый и основной коллективный субъект трудового права – трудовой коллектив.

Трудовой коллектив предприятия, учреждения, организации - это объединение

всех работников, осуществляющих совместную трудовую деятельность на

предприятии, в учреждении, организации на основе трудового договора

(контракта). Это объединение обладает организационным единством и связано

общими целями. В основе его управления должна лежать единая воля, что

обеспечивается наличием руководителя, назначенного или избранного

собственником имущества.

Трудовой коллектив выступает как субъект трудового права на государственном,

муниципальном, а также коллективном производстве.

Трудовой коллектив действует через свои органы. Это - собрание (конференция)

трудового коллектива, совет трудового коллектива (СТК), избираемый на

собрании (конференции).

К органам, специализированным на решение определенных задач, относится

комиссия по трудовым спорам (КТС), избираемая на общем собрании трудового

коллектива.

В Федеральном законе от 11 марта 1992 года N 2491-1 "О коллективных договорах

и соглашениях закреплены права трудового коллектива.

Таким образом, как видно из вышеизложенного у трудового коллектива обширный

перечень прав, которые он осуществляет в процессе своей трудовой

деятельности.

1.Понятие коллективных трудовых споров.

Наряду с главой 61 Трудового кодекса РФ, рассмотрению коллективных трудовых

споров посвящен также Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. №175-ФЗ «О порядке

разрешения коллективных трудовых споров»

[1].

Под коллективным трудовым спором, в соответствии с действующим

законодательством, понимается неурегулированные разногласия между работниками

(их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу

установления и изменения условий труда (включая заработную плату),

заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а

также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного

представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы

трудового права, в организациях.

Моментом начала коллективного трудового спора считается день сообщения

решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части

требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его

представителем) в соответствии со статьей 400 ТК РФ своего решения, а также

дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров.

Наряду с вышеназванными законодательно закреплены следующие понятия:

Примирительные процедуры - рассмотрение коллективного трудового спора с целью

его разрешения примирительной комиссией, сторонами с участием посредника, в

трудовом арбитраже; Представители работников - органы профессиональных союзов

и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их

уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на собрании

(конференции) работников организации, филиала, представительства и

уполномоченные им; Представители работодателей - руководители организаций или

другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми

актами лица, полномочные органы объединений работодателей, иные

уполномоченные работодателями органы; Забастовка - временный добровольный

отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично)

в целях разрешения коллективного трудового спора.

Очень важно отметить, что положения нормы о коллективных спорах основаны на

таких важных элементах, как:

- добровольный характер переговоров между участниками коллективного трудового

спора по проблемам проведения примирительных процедур и проблемам выхода из

конфликта;

- государственное вмешательство в конфликт с целью содействия проведению

примирительных процедур по разрешению коллективных трудовых споров.

Примирительные процедуры по разрешению коллективного трудового спора

базируются на следующих принципах:

- соблюдение норм законодательства;

- полномочность представителей сторон коллективного трудового спора;

- равноправие сторон коллективного трудового спора;

- свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание проблемы

коллективного трудового спора;

- реальность обеспечения обязательств, принимаемых в результате соглашения

сторон коллективного трудового спора;

- добровольность принятия обязательств каждой из сторон спора;

- контроль и ответственность за выполнение обязательств по соглашению сторон

коллективного трудового спора.

2. Порядок рассмотрения коллективного спора.

Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов:

рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией,

рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в

трудовом арбитраже.

Этапам разрешения коллективного трудового спора предшествует выдвижение

требований.

Правом выдвижения требований обладают работники и их представители. Причем,

требования работников организации, филиала, представительства выдвигаются на

собрании (конференции) работников большинством голосов. Вместе с выдвижением

требований работники избирают своих полномочных представителей для участия в

разрешении коллективного трудового спора.

Отметим, что наряду с Законом "О порядке разрешения коллективных трудовых

споров" и ТК РФ, к данным отношениям применим Закон СССР от 17 июня 1983 г. N

9500-Х "О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями,

учреждениями, организациями"[2]

.

При выдвижении одинаковых требований различными представителями работников

они вправе сформировать единый орган для участия в разрешении данного

коллективного трудового спора.

Такие требования излагаются в письменной форме и направляются работодателю.

Копия требований, оформленных в письменной форме, может быть направлена в

службу по урегулированию коллективных трудовых споров. В этом случае Служба

обязана проверить получение требований другой стороной.

Работодатель обязан принять к рассмотрению направленные ему требования

работников и сообщить о своем решении представителю работников в письменной

форме в течение трех рабочих дней со дня получения требований.

Каждая из сторон в любой момент после начала коллективного трудового спора

вправе обратиться в Службу для уведомительной регистрации спора.

Первый этап - рассмотрение коллективного трудового спора примирительной

комиссией является обязательным. Ни одна из сторон коллективного трудового

спора не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах.

Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней с момента

начала коллективного трудового спора и оформляется соответствующим приказом

работодателя и решением представителя работников.

Примирительная комиссия формируется из представителей сторон на равноправной

основе. Работодатель не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии

и участия в ее работе. Работодатель должен создать необходимые условия для

работы примирительной комиссии.

Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в

срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа о ее создании.

Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон, оформляется

протоколом, имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и

сроки, которые установлены решением.

При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны продолжают

примирительные процедуры с участием посредника или в трудовом арбитраже.

При недостижении согласия по поводу использования примирительных процедур

после рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией

стороны должны приступить к созданию трудового арбитража.

Отметим, что в настоящее время действуют Рекомендации об организации работы

по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника,

утвержденные постановлением Минтруда РФ от 27 марта 1997 г. N 16;

Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового

спора в трудовом арбитраже, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 27

марта 1997 года N 17.

По соглашению сторон для рассмотрения коллективного трудового спора может

быть приглашен посредник независимо от Службы или по рекомендации Службы.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

осуществляется в срок до семи календарных дней с моментов его приглашения

(назначения) и завершается принятием согласованного решения в письменной

форме или составлением протокола разногласий.

Следующий этап - рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом

арбитраже.

Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по

рассмотрению коллективного трудового спора, создаваемый сторонами

коллективного трудового спора и Службой в срок не позднее трех рабочих дней с

момента окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной

комиссией или посредником.

Трудовой арбитраж формируется по соглашению сторон в составе трех человек из

числа трудовых арбитров, рекомендованных Службой или предложенных сторонами

коллективного трудового спора. В состав трудового арбитража не могут входить

представители сторон коллективного трудового спора.

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием

представителей сторон в срок до пяти рабочих дней со дня его создания.

Рекомендации трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового

спора передаются сторонам в письменной форме и приобретают для сторон

обязательную силу, если стороны заключили соглашение в письменной форме об их

выполнении.

Важным элементом коллективного трудового спора является право на забастовку.

Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового

спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет

соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора,

работники вправе использовать собрания, митинги, демонстрации, пикетирование,

включая право на забастовку.

В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации признается

право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового

спора. Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть

принужден к участию или отказу от участия в забастовке. Лица, принуждающие

работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут

ответственность (дисциплинарную, административную, уголовную) в порядке,

установленном законодательством. Причем представители работодателя не вправе

организовывать забастовку и принимать в ней участие.

2. Задача

При решении этой задачи необходимо прежде всего руководствоваться статьями

255 и 260 нового Трудового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. Ст. 255. (Отпуска по беременности и родам) женщинам по

их заявлению и в соответствии с медицинским заключением предоставляются

отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной

беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов

- 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с

выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном

законом размере. Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и

предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически

использованных ею до родов.

Наряду с вышеназванной статьей 260 ТК РФ устанавливаются гарантии женщинам

при установлении очередности предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков.

В соответствии с этой статьей, перед отпуском по беременности и родам или

непосредственно после него либо по окончании отпуска по уходу за ребенком

женщине по ее желанию предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск

независимо от стажа работы в данной организации.

Таким образом, Тимофеева имеет право на очередной отпуск независимо от стажа

работы в данной организации независимо от стажа работы в ней.

Заключение.

Итак, мы рассмотрели вопрос о трудовых спорах. В результате обзора по этой

тематике было выяснено, что же является "трудовым спором", рассмотрена

классификация и дана общая характеристика трудовых споров (конфликтов).

Подробнейшим образом, были охарактеризованы органы, регулирующие противоречия

между работником (коллективом) и работодателем (администрацией). Был

рассмотрен порядок их создания, формирования, функции, действия и сроки

принятия решений этих органов по урегулированию трудовых споров.

Таким образом, актуализация этой темы "трудового права" диктуется действием

рыночных отношений в нашем государстве. И поэтому можно сделать вывод, что

умение правильно действовать в случае возникновения трудовых разногласий

является залогом "будущей победы" субъектов трудового конфликта, т.е. в

зависимости от ситуации положительного решения по трудовому спору или в

пользу работника, или работодателя.

Список использованной литературы.

Нормативные акты:

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета.

– 25 декабря 1993 г.

Трудовой кодекс Российской Федерации // Российская газета. - 31 декабря 2001

г. - №256.

Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ "О порядке разрешения

коллективных трудовых споров" // Собрание законодательства Российской

Федерации. - 27 ноября 1995 г. - №48. - Ст. 4557.

Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их

правах и гарантиях деятельности" // Собрание законодательства Российской

Федерации. - 15 января 1996 г. - N 3. - ст. 148

Закон СССР от 17 июня 1983 г. N 9500-Х "О трудовых коллективах и повышении их

роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями" // Ведомости

Верховного Совета СССР. - 1983 г. - N 25. - ст. 382.

Специальная литература:

Постатейный Комментарий к Федеральному закону "О порядке разрешения

коллективных трудовых споров" / Под ред. Соловьев А.В. - M.: Фонд "Правовая

культура". - 1997.

Кузнецов М.В. Правовая природа деятельности профсоюзов // Гражданин и право.

- №8. - август 2001 г.

Соловьев Участие профсоюзного органа в конфликтной ситуации // Гражданин и

право. - N 6. - июнь 2001 г.

Власов В.И., Крапивин О.М. Разрешение коллективных трудовых споров //

Гражданин и право. - N2, 3. - февраль, март 2001 г.

[1] Федеральный закон от 23

ноября 1995 г. N 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" //

Собрание законодательства Российской Федерации. - 27 ноября 1995 г. - №48. -

Ст. 4557.

[2] Закон СССР от 17 июня 1983

г. N 9500-Х "О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении

предприятиями, учреждениями, организациями" // Ведомости Верховного Совета

СССР. - 1983 г. - N 25. - ст. 382.



(C) 2009