Реферат: Определение рациональной специализации элементов производства и ремонта
СОДЕРЖАНИЕ:
I. Организационно-производственная структура инженерно-технической службы........................ | 3 |
1.1 Функции государственного регулирования транспортного комплекса России......................... | 4 |
1.2 Подсистемы ИТС автотранспортного предприятия....... | 8 |
II. Методы организации..................... | 12 |
2.1 Метод специализированных бригад.............. | 12 |
2.2 Метод комплексных бригад................ | 13 |
2.3 Агрегатно-участковый метод................ | 14 |
Список литературы....................... | 16 |
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СТРУКТУРА ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
Под организационно-производственной структурой ИТС понимается упорядоченная
совокупность производственных подразделений, т.е. их определенное количество,
размер, специализация, взаимосвязь, методы и формы взаимодействия. Начиная с
1992 г. в автотранспортном комплексе России идет процесс структурной
перестройки системы управления. Основной причиной ее явилась необходимость
адаптации и приведения в соответствие с требованиями изменившихся
экономических условий функционирования предприятий, начавшегося процесса
разгосударствления собственности, в том числе и в автотранспортном
комплексе, который до этого был, за исключением автомобилей, обслуживающих
нужды семьи, целиком государственным.
В предыдущий период была создана и до начала 90-х годов сохранялась
централизованная иерархическая схема управления, основанная на
административном подчинении "сверху вниз" входящих в нее структур управления
и организаций, вплоть до автотранспортных предприятий. При этом и
Министерство автомобильного транспорта РСФСР, и территориальные
производственные объединения (ТПОАТ) совмещали функции государственного и
производственно-хозяйственного регулирования.
В 1992 г. в России началась структурная перестройка системы управления
автотранспортным комплексом.
Принципиальные отличия существующей структуры:
· разделение функций государственного регулирования и производственно-
коммерческого управления;
· переход от отраслевого к функциональному принципу построения
государственных органов управления, включая министерства.
Было создано Министерство транспорта Российской Федерации, объединяющее в
себе функции государственного регулирования большинства видов транспорта. В
центральном аппарате министерства впервые была организована принципиально
новая структура - Российская транспортная инспекция (РТИ), осуществляющая
лицензирование и контроль.
РТИ - структура в центральном аппарате управления транспортного комплекса
страны, имеющая региональные отделения в субъектах Федерации, находящиеся в
прямом административном подчинении органа управления федерального уровня. При
этом государственный аппарат не отвечает за результаты хозяйственной
деятельности предприятий и не имеет права вмешиваться в нее.
1.1 Функции государственного регулирования транспортного комплекса России.
В новой системе управления за Министерством транспорта России остаются в
основном следующие функции государственного регулирования транспортного
комплекса России.
1. Содействие формированию конкурентного рынка транспортных услуг и общей
концепции развития транспортного комплекса на основе анализа и прогноза
потребности в транспортных услугах.
2. Разработка основных положений государственной транспортной политики -
законов, законодательных и подзаконных актов, стандартов, нормативов,
определяющих порядок функционирования всех видов транспорта и транспортных
организаций независимо от их формы собственности.
3. Разработка экономических и правовых механизмов, позволяющих
реализовывать принимаемые законы и нормативно-правовые документы, основными
из которых являются:
· обоснование статей федерального и местного бюджетов, потребности и
распределения госбюджетных дотаций для финансирования муниципальных
социально значимых (в основном городских и пригородных пассажирских)
перевозок, целевых государственных программ в области безопасности движения
и экологической безопасности транспортного комплекса;
· введение системы лицензирования видов производственной деятельности
транспортного комплекса и разработка требований сертификации к
автотранспортным средствам, эксплуатационным материалам, запасным частям,
производственно-технической базе, технологическому оборудованию и
технологиям ТО и ремонта, используемым на транспорте, а также в целом к
качеству перевозочного процесса;
· разработка требований к уровню подготовки и повышению квалификации
кадров.
4. Формирование и проведение единой политики в области экологии и
безопасности движения.
5. Проведение социальной политики.
6. Развитие межрегиональных и внешнеэкономических связей.
Функции Российской транспортной инспекции сводятся к контролю выполнения
транспортного законодательства, требований по экологии и безопасности
движения; лицензированию деятельности по производству услуг на транспорте;
контролю за выполнением лицензионных требований.
В настоящее время на автомобильном транспорте продолжается процесс
разгосударствления собственности, что приводит к появлению многочисленных
мелких владельцев автомобилей, как физических, так и юридических лиц. Кроме
того, значительно расширился круг предприятий, в той или иной форме
оказывающих услуги, связанные с ТО и ремонтом автомобилей.
Функции производственно-коммерческого управления данных структур являются
прерогативой непосредственно субъектов производственной и коммерческой
деятельности: государственных (муниципальных) предприятий, учреждений и
коммерческих предприятий, имеющих различную организационно-правовую
структуру, в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ (ОАО, ЗАО,
ООО).
Как правило, на этих предприятиях в той или иной организационно-
производственной форме функционирует инженерно-техническая служба.
Инженерно-техническая служба располагает определенной производственной базой,
ресурсами и производственными подразделениями, составляющими ее
организационно-производственную структуру и осуществляющими:
· хранение и в ряде случаев заправку автомобилей;
· постовые работы ТО и текущего ремонта, производимые непосредственно
на автомобиле;
· работы по восстановлению снятых с автомобиля неисправных агрегатов,
узлов и деталей, выполняемые в специализированных цехах и участках;
· работы по обеспечению подготовки производства, запаса агрегатов,
узлов и деталей на промежуточном и центральном складах, перегон автомобилей в
производственных зонах и т.д.;
· работы по содержанию, реконструкции и техническому перевооружению
производственно-технической базы.
ИТС АТП может включать следующие производственные участки или комплексы:
· комплекс технического обслуживания и диагностирования (ТОД), который
объединяет исполнителей и бригады ЕО, ТО-1, ТО-2 и диагностирования;
· комплекс текущего ремонта, в котором объединяются подразделения,
выполняющие ремонтные работы непосредственно на автомобиле (постовые);
· комплекс ремонтных участков (РУ), в котором объединяются
подразделения и исполнители, занятые восстановлением оборотного фонда
агрегатов, узлов и деталей.
Ряд работ практически может выполняться непосредственно на автомобиле и в
цехах (электротехнические, жестяницкие, сварочные, малярные и др.). Отнесение
этих подразделений к комплексу ТР или РУ производится обычно с учетом
преобладающего (по трудоемкости) вида работ, а также с учетом организационных
соображений применительно к конкретным условиям и размеру АТП.
1.2 Подсистемы ИТС автотранспортного предприятия
В обобщенном и наиболее полном варианте ИТС автотранспортного предприятия
(группы предприятий, объединения, холдинга) может включать следующие
подсистемы (подразделения, отделы, цехи, участки):
1. Управление ИТС в лице главного инженера, технического директора, а в малых
предприятиях - специалиста (мастера, технического менеджера), ответственного
за техническое состояние автомобилей, их дорожную и экологическую
безопасность, в том числе и при обслуживании на контрактной основе.
2. Группа (центр, отдел) управления производством ТО и ремонта автомобилей.
3. Технический отдел, где разрабатываются планировочные решения по
реконструкции и техническому перевооружению производственно-технической базы,
осуществляется подбор и заказ технологического оборудования, разработка
технологических карт; разрабатываются и проводятся мероприятия по охране
труда и технике безопасности, изучаются причины производственного травматизма
и принимаются меры по их устранению; проводится техническая учеба по
подготовке кадров и повышению квалификации персонала; составляются
технические нормативы и инструкции, конструируются нестандартное
оборудование, приспособления, оснастка.
4. Отдел (группа) главного механика, осуществляющий содержание в технически
исправном состоянии зданий, сооружений, энергосилового и санитарно-
технического хозяйств, а также монтаж, обслуживание и ремонт технологического
оборудования, инструментальной оснастки и контроль за правильным их
использованием; изготовление нестандартного оборудования.
5. Отдел (группа) материально-технического снабжения, обеспечивающий
материально-техническое снабжение АТП, составление заявок по снабжению и
эффективную организацию работы складского хозяйства.
6. Отдел (группа) технического контроля, осуществляющий контроль за полнотой
и качеством работ, выполняемых всеми производственными подразделениями,
контролирующий техническое состояние подвижного состава при его приеме и
выпуске на линию на контрольно-техническом пункте, проводящий анализ причин
возникновения неисправностей подвижного состава.
7. Комплекс подготовки производства, осуществляющий подготовку производства,
т.е. комплектование оборотного фонда запасных частей и материалов, хранение и
регулирование запасов, доставку агрегатов, узлов и деталей на рабочие посты,
мойку и комплектование ремонтного фонда, обеспечение рабочих инструментом, а
также перегон автомобилей в зонах ТО, ремонта и ожидания. Комплекс может
включать:
· участок комплектации, работники которого (слесари-комплектовщики)
обеспечивают по заданию диспетчера производства оформление требования и
получение на складе запасных частей, необходимых для выполнения ремонтных
работ, и доставку их на рабочие посты, а также транспортировку неисправных
агрегатов, узлов и деталей, снятых для ремонта;
· промежуточный склад, где обеспечивается хранение ограниченной
номенклатуры агрегатов, узлов и деталей (в том числе и отремонтированных) и
поддержание определенного уровня их запаса;
· моечно-дефектовочный участок, где производится прием и хранение
ремонтного фонда, разборка агрегатов, мойка узлов и деталей, их дефектация и
комплектование перед отправкой на ремонт в комплекс РУ;
· инструментальный участок, обеспечивающий хранение, выдачу и ремонт
инструмента;
· транспортный участок, водители-перегонщики которого осуществляют
перегон автомобилей, передачу их на хранение в зону ожидания ремонта (ЗОР),
а также транспортировку тяжеловесных агрегатов, узлов и деталей.
При разработке организационно-производственной структуры ИТС для конкретного
АТП учитываются как внешние по отношению к производственному процессу
факторы, так и внутренние, в зависимости от чего приведенный перечень
подразделений ИТС может комбинироваться и видоизменяться. К основным
внутренним факторам можно отнести размеры и структуру парка подвижного
состава по наличию технологически совместимых групп, режим работы
производства и интенсивность эксплуатации подвижного состава, уровень
развития производственно-технической базы и характер размещения
производственных зон, наличие их территориальной разобщенности, численность
производственного персонала, определяющая возможность специализации
подразделений и исполнителей или необходимость совмещения ими нескольких
производственных функций.
К основным внешним факторам, влияющим на формирование организационно-
производственных структур ИТС данного АТП, можно отнести факторы,
определяемые уровнем развития рынка сервисных услуг в регионе. В связи с
получением хозяйственной самостоятельности АТП, обладающие развитой
производственно-технической базой и имеющие соответствующие сертификаты и
лицензии, стали участвовать на контрактной основе в обслуживании и ремонте
автотранспортных средств малых предприятий и частных владельцев. Таким
образом, АТП решает для себя вопрос более полной загрузки производственных
мощностей и персонала и получения дополнительных доходов, а владельцы малых
предприятий, не обладающие собственной полнофункциональной производственно-
технической базой, могут решить вопрос о получении лицензии на выполнение
транспортной деятельности.
II. МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Наибольшее распространение к настоящему времени получили три метода
организации производства ТО и ремонта подвижного состава: специализированных
бригад, комплексных бригад и агрегатно-участковый.
2.1 Метод специализированных бригад
Метод специализированных бригад предусматривает формирование
производственных подразделений по признаку их технологической специализации
по видам технических воздействий. Создаются бригады, на каждую из которых в
зависимости от объемов работ планируются определенное количество рабочих
необходимых специальностей. Специализация бригад по видам воздействий (ЕО,
ТО-1, ТО-2, диагностирование, ТР, ремонт агрегатов) способствует повышению
производительности труда рабочих за счет применения прогрессивных
технологических процессов и механизации, повышения навыков и специализации
исполнителей на выполнение закрепленной за ними ограниченной номенклатуры
технологических операций.
При такой организации работ обеспечивается технологическая однородность
каждого участка (зоны), создаются предпосылки к эффективному оперативному
управлению производством за счет маневра людьми, запасными частями,
технологическим оборудованием и инструментом, упрощаются учет и контроль за
выполнением тех или иных видов технических воздействий.
Существенным недостатком данного метода организации производства является
слабая персональная ответственность исполнителей за выполненные работы. В
случае преждевременного отказа сложно проанализировать все причины,
установить конкретного виновника снижения надежности, так как агрегат
обслуживают и ремонтируют рабочие различных подразделений. Это приводит к
значительному увеличению числа отказов и простоям автомобилей в ремонте.
Эффективность данного метода повышается при централизованном управлении
производством и применении специальных систем управления качеством ТО и ТР.
2.2 Метод комплексных бригад
Метод комплексных бригад предусматривает формирование производственных
подразделений по признаку их предметной специализации, т.е. закрепление за
бригадой определенной группы автомобилей (например, автомобилей одной
колонны, автомобилей одной модели, прицепов и полуприцепов), по которым
бригада проводит ТО-1, ТО-2 и ТР. Централизованно, как правило, выполняются
ЕО, диагностирование и ремонт агрегатов. Комплексные бригады
укомплектовываются исполнителями различных специальностей (автослесарями,
слесарями-регулировщиками, электриками, смазчиками) для выполнения
закрепленных за бригадой работ.
Каждая бригада, как правило, имеет закрепленные за ней рабочие места, посты
для ТО и ремонта, свое в основном универсальное технологическое оборудование
и инструменты, запас оборотных агрегатов и запасных частей, т.е. происходит
сокращение программы и распыление материальных средств АТП, что усложняет
организацию производства технического обслуживания и ремонта автомобилей.
Сложности управления при этом методе объясняются трудностями маневрирования
производственными мощностями и материальными ресурсами и регулирования
загрузки отдельных исполнителей по различным комплексным бригадам. Возникают
ситуации, когда рабочие одной комплексной бригады перегружены, а другой -
недогружены, но бригады не заинтересованы во взаимопомощи.
Однако существенным преимуществом этого метода является бригадная
ответственность за качество проводимых работ по ТО и ТР.
2.3 Агрегатно-участковый метод
Сущность агрегатно-участкового метода состоит в том, что все работы по ТО и
ремонту подвижного состава АТП распределяются между производственными
участками, ответственными за выполнение всех работ ТО и ТР одного или
нескольких агрегатов (узлов, механизмов и систем) по всем автомобилям АТП.
Ответственность за ТО и ремонт закрепленных за участком агрегатов, узлов и
систем при данной форме организации производства становится персональной.
Результаты работы производственного участка оцениваются по средней наработке
на случай ТР соответствующих агрегатов и по простоям автомобилей из-за
технических неисправностей агрегатов и систем, закрепленных за участком.
Работы распределяются между производственными участками с учетом
производственной программы, зависящей от размера АТП и интенсивности
использования подвижного состава. На крупных и средних АТП с интенсивным
использованием автомобилей число участков, между которыми распределяются
работы ТО и ТР, принимается от четырех до восьми. Работы, закрепленные за
основными производственными участками, выполняются входящими в состав их
бригад исполнителями как на постах ТО и ТР, так и в соответствующих цехах и
участках.
Однако агрегатно-участковый метод не лишен недостатков, главный из которых -
децентрализация производства, затрудняющая оперативное управление
работоспособностью автомобиля как субъекта транспортного процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. «Техническая эксплуатация автомобилей», под редакцией профессора Е.С.
Кузнецова, издание 4-е, переработанное и дополненное, Москва «Наука», 2001г.