Реферат: Система охлаждения автомобиля
Реферат: Система охлаждения автомобиля
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ
Конструктивные особенности. На
всех рассматриваемых двигателях системы охлаждения жидкостные, закрытого
типа, т. е. сообщаются с атмосферой только через специальные клапаны при
определенном избыточном давлении или разрежении. Циркуляция охлаждающей
жидкости осуществляется принудительно при помощи жидкостного насоса. Для
компенсации изменения объема охлаждающей жидкости при ее нагреве и
охлаждении в системе имеется расширительный бачок. Составными элементами
системы охлаждения являются рубашка охлаждения блока и головки цилиндров,
радиатор, расширительный бачок, вентилятор, жидкостный насос, термостат и
патрубки (рис. 1)
Радиатор 16 (рис. 1, а) на двигателе ВАЗ-2108 в отличие от радиатора
16 двигателя ВАЗ-2105 (рис. 1, б) разборный. Он состоит из двух
вертикальных пластмассовых бачков 15 и 20 (см. рис. 1, а),
сердцевины 22, изготовленной из ребристых алюминиевых пластин 18
и горизонтальных трубок 17. На правом бачке установлены датчик 79 для
включения и выключения электродвигателя 13 вентилятора 23 и
сливная пробка 21 радиатора. В целях улучшения циркуляции жидкости и
теплоотдачи в левом бачке имеется перегородка. Радиатор заполняется охлаждающей
жидкостью из расширительного бачка 8 по шлангу 7 через термостат 6.
Расширительный бачок изготавливается из полупрозрачной пластмассы. Верхний
патрубок бачка шлангом 11 постоянно соединен с патрубком радиатора, что
предупреждает образование паровых пробок. Нижний
патрубок бачка шлангом 7 соединяется с дополнительным патрубком термостата 6.
Заливная горловина бачка герметически закрыта пробкой (рис. 2). В пробке
расширительного бачка помещаются два клапана: выпускной (паровой) клапан
4, который открывается при избыточном давлении в системе охлаждения до 20
кПа и выпускает часть паров в атмосферу; впускной клапан 2 (воздушный),
который открывается при понижении давления в системе до 95 — 86 кПа
(разрежение) вследствие остывания или слива жидкости и пропускает в систему
охлаждения атмосферный воздух.
Вентилятор 23 (см. рис. 1, а) имеет четыре лопасти и привод от
электродвигателя 13. Включение и выключение электродвигателя во время
работы двигателя происходят автоматически при помощи датчика 19,
установленного в правом бачке радиатора, в зависимости от температуры ох-
Рис. 1. Система охлаждения двигателей:
а—ВАЗ-2108; б—ВАЗ-2105; / — подводящая труба насоса; 2 — шланг
отвода охлаждающей жидкости к карбюратору; 3 — выпускной патрубок
головки цилиндров; 4 — патрубок подвода жидкости к отопителю; 5
и 27— шланги отвода жидкости соответственно от блока подогрева карбюратора и от
отопителя; 6 — термостат; 7и 11 — шланги соответственно от бачка
к термостату и от бачка к радиатору; 8 — расширительный бачок
(компенсационный); 9 — пробка расширительного бачка; 10 и
12 — соответственно отводящий и подводящий шланги радиатора;
13 — электродвигатель; 14 — кожух вентилятора; 15 и
20 — бачки радиатора; 16 — радиатор; 17 — трубки; 18 —
охлаждающие пластины; 19 — датчик включения и выключения вентилятора;
21 — сливная пробка; 22 — сердцевина радиатора; 23 — вентилятор;
24 — жидкостный насос; 25 — ремень привода жидкостного насоса;
26 — патрубок отвода жидкости из отопителя салона кузова; 28 —
рубашка охлаждения; 29 — пробка радиатора; 30 — ремень привода
вентилятора и жидкостного насоса
лаждающей жидкости, которая поддерживается в пределах 85 — 95 °С, путем
включения и выключения электровентилятора. Кожух 14 вентилятора
обеспечивает создание направленного потока воздуха через сердцевину радиатора
с целью более быстрого охлаждения в нем жидкости.
Жидкостный насос (рис. 3) центробежного типа. Он состоит из корпуса 4
(рис. 3, а), в котором установлен вал 8 на шариковом
подшипнике 6. Подшипник стопорится винтом 5, заполняется смазкой Литол-24 на
заводе и в дальнейшем не смазывается. На передний конец вала напрессован
зубчатый шкив 7, а на задний — крыльчатка 2.
Уплотнение заднего конца вала на выходе его из корпуса достигается манжетой
(сальником) 7 с упорным кольцом 3.
Привод насоса осуществляется зубчатым шкивом 18 при помощи ремня
привода распределительного вала. Для предупреждения попадания охлаждающей
жидкости в подшипник при повреждении манжеты (сальника) в корпусе насоса
имеется отверстие, через которое жидкость вытекает наружу.
Термостат двухклапанный, неразборной конструкции, имеет четыре патрубка: два
входных 10 и 4 (рис. 24), выходной 5 и дополнительный
14. Термочувствительный элемент состоит из стакана 8 с резиновой
вставкой 9, между стенками которых помещается твердый наполнитель 15
(церезин — кристаллический воск), обладающий большим коэффициентом объемного
расширения. Внутри резиновой вставки находится стержень 77, закрепленный в
стойке основного клапана 7, который прижимается к седлу конической пружиной
13. На стойке основного клапана помещается перепускной клапан 2 с пружиной
72.
При температуре охлаждающей жидкости ниже 80 ° С основной клапан полностью
закрыт, а перепускной открыт (рис. 4, а), поэтому жидкость из
радиатора в насос не поступает, а циркулирует по малому кругу от
центробежного насоса в рубашку охлаждения и через перепускной клапан обратно к
насосу, обеспечивая более быстрый прогрев двигателя. По мере нагрева
охлаждающей жидкости церезин в термостате плавится и, расширяясь, преодолевает
сопротивление пружины 13 (рис. 4, б), перемещая оба клапана
вверх. При температуре 94 °С
циркуляция по малому кругу прекращается, и вся жидкость проходит через
основной клапан 7 в радиатор. Для слива охлаждающей жидкости из системы на
двигателе имеются две сливные резьбовые пробки. Одна пробка 27 (см. рис. 1,
а) расположена в нижней части правого бачка радиатора, другая — в нижней
части рубашки охлаждения блока цилиндров.
От системы охлаждения через шланг жидкость подводится к впускному трубопроводу
системы питания для подогрева горючей смеси карбюратора, а через патрубок
4 — к отопи-телю. Система охлаждения двигателя ВАЗ-1111 имеет
аналогичное устройство.
На остальных двигателях в отличие от рассмотренного привод жидкостного
насоса осуществляется клиновидным ремнем от шкива на носке коленчатого вала
и устанавливается термостат с тремя патрубками (отсутствует патрубок,
соединяющий термостат с расширительным бачком).
На двигателях 2106 и 331 автомобилей АЗЛК до 1988 г.
устанавливались неразборные радиаторы с труб-чато-ленточной сердцевиной,
горизонтальным расположением латунных трубок и расположенными по бокам
Рис. 4. Устройство и работа термостата:
а — основной клапан полностью закрыт, перепускной открыт; б —
основной клапан полностью открыт, перепускной закрыт; 1 н 2 —
соответственно основной и перепускной клапаны; 3 — корпус; 4 и 10 —
входные
патрубки соответственно ич рубашки охлаждения и из радиаторе; 5 —
выходной патрубик (к центробежному
насосу); б — крышка; 7 — термочувствительный элемент; 8 — стакан; 9 —
резиновая вставка; / / — стержень;
12 я 13 — пружины соответственно перепускного и основного клапанов;
14 — патрубок для присоединения верхнего шланга расширительного бачка;
15 — твердый наполнитель; / и // — положения термочувствительного элемента
термостата при температуре охлаждающей жидкости соответственно менее и более 80
°С (стрелки означают то же, что и на рис. 1)
латунными бачками. На автомобили более позднего выпуска устанавливаются
радиаторы с пластмассовыми бачками.
На двигателе МеМЗ-245 сердцевина радиатора состоит из алюминиевых
трубок, концы которых развальцованы в опорных пластинах.
Боковые пластмассовые бачки через резиновые прокладки плотно прикрепляются
к опорным пластинам отгибными усиками.
На двигателе ВАЗ-2105 вентилятор 23 (см. рис. 1, б) установлен
вместе с приводным шкивом 10 (см. рис. 3, б) на ступице 11
вала 14 жидкостного насоса и соответственно так же, как и жидкостный
насос, имеет привод клиновидным ремнем 30 (см. рис. 1, б) от шкива
коленчатого вала. До 1988 г. на двигателе применялись неразборные радиаторы с
трубчато-пластинчатой сердцевиной с вертикальными латунными трубками и
расположенными сверху и снизу латунными бачками. С 1988 г. устанавливаются
разборные радиаторы, в которых сердцевина изготовлена из двух рядов
горизонтально расположенных алюминиевых трубок и алюминиевых пластин и через
уплотнительные резиновые прокладки крепится к боковым пластмассовым бачкам.
Заливная горловина радиатора закрывается пробкой 29, в которой имеются
выпускной (паровой) 4 (см. рис. 2, б) и впускной
(вентиляционный) 2 клапаны. Выпускной клапан открывается при избыточном
давлении в системе охлаждения. При открытом клапане жидкость или пар отводится
в расширительный бачок. Это предохраняет от разрушения радиатор и патрубки.
Впускной клапан не имеет пружины и допускает впуск в расширительный бачок и
выпуск из него жидкости при ее нагревании и охлаждении. При разрежении в
системе он открывается, и в радиатор поступает жидкость из расширительного
бачка.
Неисправности системы охлаждения. Признаками неисправности системы
охлаждения являются подтекание охлаждающей жидкости, перегрев или
переохлаждение двигателя.
Подтекание жидкости может происходить через неплотности в соединениях
шлангов и фланцев, трещины в бачках и сердцевине радиатора, неисправные или
плохо закрывающиеся спускные пробки, а также через контрольное отверстие
жидкостного центробежного насоса. При этом на месте стоянки образуются мокрые
пятна и возникает необходимость часто доливать охлаждающую жидкость. Для
устранения течи через неплотности в соединениях шлангов надо подтянуть стяжные
хомутики. Течь через неплотности во фланцах патрубков устраняется
подтягиванием болтов и гаек крепления. В случае протекания жидкости через
дренажное отверстие корпуса жидкостного насоса необходимо заменить изношенные
детали самоуплотняющейся манжеты (сальника). Если небольшое подтекание из
дренажного отверстия обнаружено в период обкатки автомобиля, это может
являться результатом незаконченной приработки деталей уплотнителя и принимать
меры к устранению течи пока нет необходимости. Недопустимо устранять подтекание
закрытием отверстия. Это неизбежно приведет к попаданию жидкости в подшипник
насоса и к его разрушению. Подтекание жидкости через трещины в бачках и
сердцевине радиатора устраняется запаиванием (заклеиванием) поврежденных мест.
Подтекание жидкости через небольшие трещины может быть устранено путем
добавления в охлаждающую жидкость специального герметика.
Перегрев двигателя характеризуется повышенной температурой и возможным
закипанием охлаждающей жидкости. Возникает он вследствие:
недостаточного уровня охлаждающей жидкости; неисправности электровентилятора
(не включается из-за неисправности датчика или электродвигателя, который не
дает нужную частоту вращения); засорения проходов в сердцевине радиатора;
поломки крыльчатки центробежного насоса; неисправности термостата (не
открывается основной клапан и жидкость через
радиатор не циркулирует); загрязнения или отложения накипи в рубашке
охлаждения и радиаторе. Перегрев двигателя может быть вызван также
неисправностями систем питания и зажигания. При перегреве происходят потеря
мощности двигателя вследствие ухудшения наполнения цилиндров горючей смесью,
а также выгорание масла, что приводит к усиленному изнашиванию поршневой
группы и цилиндров. При длительной работе с повышенной температурой
возможно заклинивание поршней в цилиндрах и выход двигателя из строя,
поэтому при первых же признаках перегрева необходимо принимать меры к
устранению неисправностей.
Для проверки исправности термостата непосредственно на автомобиле необходимо
пустить двигатель и ощупать рукой нижний бачок или нижний патрубок
радиатора. При исправном термостате бачок или патрубок начинает
прогреваться, когда температура охлаждающей жидкости достигнет 80 — 90 °С.
При этом стрелка указателя температуры в комбинации приборов должна
находиться на расстоянии 3 — 4 мм от красной зоны шкалы или располагаться
между делениями 80 — 100 на цифровом указателе.
Засорение проходов сердцевины радиатора определяется внешним осмотром и
устранением вначале прочисткой щеткой с длинным ворсом, промывкой сердцевины
струёй воды со стороны двигателя, а затем продувкой сжатым воздухом.
Загрязнения и накипь в рубашке охлаждения и радиаторе значительно
ухудшают теплоотдачу и вызывают поэтому систематический перегрев двигателя. Для
устранения этого необходимо промыть систему охлаждения одним из специальных
составов, удаляющих накипь, в соответствии с технологией его применения,
после чего промыть систему чистой водой и заправить охлаждающей жидкостью.
Переохлаждение двигателя может быть вызвано неисправностью термостата
(не закрывается основной клапан). Необходимо проверить термостат способом,
указанным выше, и при необходимости заменить его. Работа двигателя при низкой
температуре охлаждающей жидкости приводит к потере мощности и вызывает
усиленное изнашивание деталей кривошипно-шатунного механизма вследствие
ухудшения условий смазки из-за конденсации паров топлива, смывания масла со
стенок цилиндров и разжижения масла в картере.
Техническое обслуживание системы охлаждения. Ежедневно необходимо проверять
отсутствие подтеканий и контролировать уровень охлаждающей жидкости,
который на остывшем двигателе должен быть на 3 — 4 см выше риски с отметкой
"М1М" в расширительном бачке, а при наличии двух рисок (двигатель
МеМЗ-245) — на уровне верхней риски. Во время работы двигателя и сразу
после его остановки уровень жидкости может несколько повышаться.
В качестве охлаждающей жидкости в системах охлаждения двигателей
используется Тосол А-40 или Тосол А-65. Эти жидкости представляют собой
смесь технического этиленгликоля и дистиллированной воды с температурой
замерзания соответственно —40 и —65 °С, температура их закипания при
атмосферном давлении около 108 °С. При указанных отрицательных температурах
жидкость превращается не в лед, а в густую массу, которая не вызывает
повреждения радиатора и блока цилиндров двигателя. Эти жидкости не склонны к
вспениванию, отложению накипи и испарению, но являются ядовитыми. При
попадании их в организм человека может произойти тяжелое отравление, поэтому
их нельзя отсасывать ртом через шланг. После работы с ними надо хорошо мыть
руки с мылом. Не следует допускать попадания жидкости на окрашенную
поверхность кузова во избежание порчи окраски. Хранить жидкость можно в
закупоренной чистой стеклянной, пластмассовой или железной, но не
оцинкованной посуде.
Для всех двигателей, эксплуатируемых в южных регионах страны, круглогодично,
а в районах средней полосы и Севера в теплое время года пр!/необходимости
допускается заливать в систему охлаждения чистую мягкую воду. Для этого из
системы охлаждения сливают низкозамерзающую жидкость, заливают до полного
уровня воду, пускают двигатель и прогревают его до нормальной температуры
(80... 90 °С). Затем останавливают двигатель, сливают воду и окончательно
заправляют систему чистой водой. Следует, однако, иметь в виду, что
применение воды способствует образованию накипи на внутренних поверхностях
рубашки охлаждения. Поэтому целесообразно в воду добавлять препарат
"Антинакипин".
Литература:
С.К. Шестопалов, К.С. Шестопалов
ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ.